Валютный контроль налоговыми органами

Сегодня рассмотрим тему: "валютный контроль налоговыми органами" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.

Валютный контроль осуществляется не только органом валютного контроля, но и агентами, в частности налоговыми органами.

Согласно ч. 3 ст. 22 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» налоговый орган, уполномоченные банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, Внешэкономбанк, а также таможенные органы являются агентами валютного контроля. Главное отличие агента валютного контроля от органа валютного контроля заключается в отсутствии права применения мер ответственности за нарушение валютного законодательства, а также выдавать предписания об устранении выявленных нарушений. Агенты валютного контроля вправе проводить проверки соблюдения валютного законодательства и запрашивать документы. При выявлении нарушений, информация передается Банку России (если контролируемый субъект – кредитная организация) или Росфиннадзору (если контролируемый субъект – не кредитная организация), которые принимают меры по устранению нарушений. Однако, как уже было отмечено, Росфиннадзор упразднен Указом Президента РФ от 2 февраля 2016 г., полномочия органа переданы, в том числе ФНС РФ. Согласно пп. б п. 2 названного Указа Президента РФ функции органа валютного контроля переданы ФТС РФ и ФНС РФ. Между тем не внесены изменения в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», подтверждающие изменение правового статуса ФНС РФ и ФТС РФ как органа валютного контроля.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Полномочия ФНС РФ при валютном контроле

Нормативно-правовую базу компетенции, порядка действий налоговых органов определены следующими актами:

  • ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
  • КоАП РФ.
  • Постановление Правительства РФ № 506 от 30 сентября 2004 г. (Положение о ФТС РФ).
  • Постановление Правительства РФ № 819 от 28 декабря 2005г. (Правила предоставления юридическими лицами отчетов о движении средств по счетам).
  • Постановление Правительства РФ № 1365 от 12 декабря 2015 г. (Правила предоставления физическими лицами отчетов о движении средств по счетам).
  • Приказ Минфина РФ № 123н от 4 октября 2011 г. (далее – Административный регламент).

Важно понимать, что положения НК РФ о налоговом контроле не распространяются на валютный контроль. «Аналогом» главы 14 НК РФ является Административный регламент. В отличие от налогового контроля, налоговые органы при валютном контроле не проводят выездные проверки, что существенно сужает компетенцию в этой части. Законодательство не классифицирует валютный контроль налоговыми органами по формам и видам, однако, исходя из анализа Административного регламента, можно говорить о существовании формы камеральной проверки.

Налоговые органы при валютном контроле, несмотря на отсутствие полномочий на применение мер ответственности, вправе возбуждать дела об административном правонарушении, а также составлять протокол об административном правонарушении. По результатам проверки налоговый орган составляет акт о проверке соблюдения требований валютного законодательства или протокол об административном нарушении валютного законодательства.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Основание и проверки сроки валютного контроля

В первую очередь, отметим, что субъектами валютного контроля, осуществляемого ФНС РФ, являются не кредитные организации. Основанием проведения проверки соблюдения валютного законодательства резидентами и нерезидентами является получение документов и/или информации от внутренних и внешних источников (зачастую повод возбуждения административной процедуры – информация, документы, полученные в ходе выездной /камеральной налоговой проверки). Решение должностного лица о проведении проверки оформляется в форме поручения, после чего налоговые органы приступают к непосредственной проверке действий/бездействий резидентов/нерезидентов.

Что касается сроков проведения проверок, примечательно, что Административный регламент отсылает к КоАП РФ и ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Налоговые органы обязаны учитывать сроки давности, установленные КоАП РФ, а также сроки, в пределах которых резиденты и нерезиденты обязаны хранить информацию о валютных операциях.

Гарантии защиты прав резидентов/нерезидентов

Административный регламент полностью дублирует ч. 1 ст. 24 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в соответствии с которым проверяемое лицо вправе:

  • Знакомиться с актами проверки и иными документами.
  • Обжаловать решение налогового органа (в досудебном или досудебном порядке).
  • На возмещение реального ущерба, причиненного действиями налоговых органов.

Административный регламент предусматривает досудебный порядок разрешения спора в вышестоящих налоговых органах. Согласно пунктам 47 – 49 Административного регламента налоговые органы рассматривают жалобу, прошедшую процедуру регистрации, в течение 30 рабочих дней, по общему правилу. В исключительных случаях сроки могут быть продлены на тот же срок. Следует отметить, что досудебный порядок не является обязательным, что не препятствует обращению в суд, минуя досудебное урегулирование.

Единственным целесообразным способом защиты прав и интересов контролируемых лиц ввиду несостоятельности законодательства в части досудебного обжалования действий/бездействий налоговых органов при валютном контроле является судебная защита. Подсудность и подведомственность определяются ГПК РФ (если заявитель – физическое лицо) и АПК РФ (если заявитель – юридическое лицо и индивидуальный предприниматель).

Одно из основных направлений работы ФНС России и её территориальных органов – валютный налоговый контроль. Рассказываем, как он проводился последнее время и на какие меры по его ослаблению готово пойти Правительство в 2018 и 2019 году.

В приказе от 28 сентября 2018 года № ММВ-7-15/561 ФНС России сообщает, что в рамках валютного контроля налоговыми органами в 2017 году проведено 36 741 проверка соблюдения валютного законодательства. Это на 53% больше, чем в 2016 году.

Читайте так же:  Когда и на сколько проиндексируют едв инвалидам

Изображение - Валютный контроль налоговыми органами proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F10%2Fc-users-vova-desktop-buhguru-oktyabr-2018-veb-val

По результатам валютного контроля ФНС в 2017 году выявлено 53 621 нарушение законодательства, что в 3,1 раза больше чем в 2016 году. Это наглядно демонстрирует следующий график:

Изображение - Валютный контроль налоговыми органами proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F10%2Fc-users-vova-desktop-buhguru-oktyabr-2018-veb-val-1

В рамках валютного контроля ИФНС рост числа проведенных проверок и выявленных нарушений в 2017 году обусловлен тем, что 2016 год стал переходным для налоговых органов по осуществлению валютного контроля: ФНС России только с апреля 2016 года исполняет полномочия органа валютного контроля. Они перешли к ФНС и Федеральной таможенной службе России в связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Система валютного контроля в России устроена таким образом, что нарушения валютного законодательства выявляют не только органы валютного контроля – ФНС и ФТС России самостоятельно – но и агенты валютного контроля. Это уполномоченные банки, которые направляют информацию о признаках нарушений в эти Службы для проведения проверок.

Для проведения налоговых проверок валютного контроля инспекции начали получать информацию о нарушениях законодательства от уполномоченных банков с сентября 2016 года. Это тоже повлияло на недостаточное количество проведенных проверок и выявленных нарушений по сравнению с 2017 годом.

Изображение - Валютный контроль налоговыми органами proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-special-textboxes%2Fthemes%2Fstb-dark%2Falert

В итоге показатель результативности проведенных проверок по итогам 2017 года:

  • по данным Формы № 1-Контроль составил 100% (только проверки в отношении юрлиц и ИП);
  • по данным внутренней отчетности ФНС – 95% (все проверки, включая физлиц).

Высокая результативность проверок по валютному контролю связана с применением риск-ориентированного подхода по отбору подконтрольных субъектов. Причём их не подразделяют между собой на категории.

Это связано с тем, что субъекты проверок валютного контроля – это резиденты и нерезиденты:

  • при проведении соответствующих валютных операций;
  • открытии резидентами и использовании счетов в зарубежных банках.

Таким образом, назвать общее количество подконтрольных субъектов ФНС не может.

17 октября 2018 года стало известно про радикальное смягчение валютного контроля. Власти планируют его ослабить (источник: РБК). А именно:

  • отменить уголовную ответственность за валютные правонарушения;
  • существенно снизить административные штрафы за валютные нарушения.

Таковы новые инициативы Минэкономразвития. Известно, что Минфин и Центробанк поддерживают курс на дальнейшую либерализацию валютного контроля. Блок этих инициатив вошел в план «Трансформация делового климата», который Минэкономразвития разработало вместе с экспертами и бизнесом.

Валютный контроль, осуществляемый налоговыми органами

В последнее время участились запросы налоговых органов в адрес организаций о предоставлении документов в рамках проводимых ими проверок соблюдения требований валютного законодательства. Что должен знать проверяемый?

Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» налоговые органы являются агентами валютного контроля. В силу ч. 1 ст. 23, ч. 5 ст. 22 указанного Закона они вправе проводить самостоятельные проверки соблюдения валютного законодательства резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями.

Важно помнить, что налоговый орган при осуществлении валютного контроля руководствуется не нормами НК РФ, а иными нормами. Порядок проведения налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства установлен соответствующим Административным регламентом (Приказ Минфина России от 04.10.2011 № 123н).

Поводом для начала проверки является получение налоговым органом документов и информации из внутренних и (или) внешних источников, в том числе при проведении камеральных и выездных налоговых проверок.

В отличие от проверок Росфиннадзора, проверки, проводимые налоговыми органами, не делятся на выездные и камеральные. Все они по своей сути являются камеральными. Четких сроков проведения проверок в Административном регламенте не установлено (п. 28). Установлено лишь, что налоговые органы должны учитывать сроки давности привлечения к административной ответственности и положение, согласно которому резиденты и нерезиденты обязаны хранить документы не менее трех лет со дня совершения валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Порядок представления документов по запросу налоговых органов установлен Постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 № 98 «Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков».

Налоговые органы также вправе запросить документы и информацию от уполномоченных банков, ссылаясь на ч. 6 ст. 22 и ч. 13 ст. 23 Закона № 173-ФЗ. Кроме того, они могут получить их от иных агентов и органов валютного контроля, правоохранительных и контролирующих органов, в том числе в рамках взаимодействия и обмена информацией.

По результатам проверки налоговый орган составляет акт проверки, а в случае выявления нарушений валютного законодательства – также протокол об административном правонарушении, который направляется в Росфиннадзор (его территориальный орган) для рассмотрения.

Как и при проверках Росфиннадзора, акт проверки составляется налоговым органом в одном экземпляре (либо в двух экземплярах с направлением одного из них в правоохранительные органы, прокуратуру для решения вопроса о возбуждении уголовного дела при выявлении признаков состава преступления).

Обращаем внимание на то, что самостоятельно привлекать к ответственности за нарушение валютного законодательства и выдавать предписания об устранении выявленных нарушений налоговый орган не вправе. Проверяемое лицо вправе знакомиться с актом проверки, но это происходит не автоматически: об ознакомлении с актом надо заявлять ходатайство.

Проверяемые лица имеют право обжаловать действия (бездействие) налоговых органов как агентов валютного контроля и их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган, вышестоящему должностному лицу или в суд.

На этапе окончания проверки проверяемое лицо вправе дать письменные возражения на акт проверки и замечания на протокол, которые должны быть приобщены к делу и рассмотрены органами Росфиннадзора в совокупности с другими материалами дела при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности.

Читайте так же:  Форма 4-фсс с отчетности за 2 квартал 2019 - 2020 года новый бланк

Налоговой службе переданы функции органа валютного контроля

В связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора функции органа валютного контроля переданы Федеральной налоговой службе, а также Федеральной таможенной службе, которые являются ее правопреемниками.

Одной из основных задач Федеральной налоговой службы является контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Одной из форм такого контроля является проведение налоговыми органами проверок соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов, в частности по открытию и ведению счетов по которым проведены валютные операции. Результатом исполнения государственной функции является составление налоговым органом акта проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства, а в случае выявления нарушений валютного законодательства составление протокола об административном правонарушении в порядке и в сроки, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (КоАП).

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования установлена ст. 15.25 КоАП. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области валютного контроля.

С более подробной информацией о валютном контроле Вы можете ознакомиться в разделе иные функции ФНС России «Валютный контроль».

О полномочиях налоговых органов в сфере валютного контроля

Е.Д. ФИЛИПЕНКО,
аспирант Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России

Внешнеэкономическая деятельность российских организаций и индивидуальных предпринимателей неразрывно связана с движением валютных средств. Либерализация внешнеэкономической деятельности, выход на внешний рынок многих субъектов предпринимательской деятельности при отсутствии надлежащего правового обеспечения валютного контроля повлекли за собой бесконтрольный вывоз валютных средств за границу.

Библиография
1 См.: Милякина Е.В. Вывоз капитала: законодательство и практика его применения // Законодательство и экономика. 2005. № 3, 4.
2 См.: Войкин Д.Н. Правовое регулирование валютного контроля в области таможенного дела: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 2002. С. 18.
3 Мельник А.Н. Осуществление таможенными органами валютного контроля как мера противодействия утечке капитала за рубеж (правовые аспекты): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2004. С. 5.
4 См.: Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учеб. — М., 2004. С. 688.

В качестве органа валютного контроля Росфиннадзор вправе принимать подзаконные акты в целях обеспечения организации валютного контроля подведомственными субъектами. Как и большинство федеральных служб, Росфиннадзор не наделяется правом нормотворчества. Подзаконные акты службы по организации валютного контроля в отличие от актов Правительства РФ и Банка России имеют ненормативный характер. Росфиннадзор вправе также издавать индивидуальные акты управления, направленные на решение конкретных дел.

Росфиннадзор применяет меры государственного принуждения, в том числе меры административной ответственности за нарушение норм валютного законодательства и актов органов валютного регулирования (ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Росфиннадзор осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через территориальные органы, осуществляющие свои полномочия в пределах территории одного или нескольких субъектов РФ.

Территориальные органы Росфиннадзора наделяются правом:

– осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

– проверять соблюдение резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, полноту и достоверность учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

– запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции территориального управления вопросам, в том числе связанным с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;

– направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

В соответствии со ст. 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях руководитель территориального органа Росфиннадзора наряду с руководителем службы и ее структурных подразделений вправе рассматривать дела о валютных правонарушениях.

В отличие от Росфиннадзора территориальные органы не вправе издавать подзаконные акты управления, направленные на организацию деятельности службы. Юрисдикция названных агентов ограничивается пределами одного или нескольких субъектов РФ.

Таможенные и налоговые органы осуществляют валютный контроль в установленных сферах своей деятельности. Например, Федеральная таможенная служба России и ее территориальные органы вправе осуществлять валютный контроль в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу для коммерческих целей, а также при перемещении наличной валюты и валютных ценностей физическими лицами.

Сотрудники таможенных органов в случае выявления нарушений валютного законодательства не вправе осуществлять рассмотрение таких; дел, они правомочны лишь возбуждать производство по делу об административном правонарушении и направлять все материалы в Росфиннадзор или его территориальные органы. То же можно сказать и о налоговых органах. Таким образом, функции таможенных органов по осуществлению валютного контроля сводятся, по сути, к надзору.

Уполномоченные банки и профессиональные участники рынка ценных бумаг наделяются государством отдельными полномочиями по осуществлению специфической разновидности государственного контроля – валютного, несмотря на то, что не являются органами власти.

Читайте так же:  Дополнительные 5000 р. пенсионерам подмосковья в 2019 - 2020 году кому и когда их выплатят

Полномочия данной категории агентов валютного контроля сводятся к проверке законности проведения валютных операций.

В случае выявления правонарушений в данной сфере такие организации отказывают в проведении валютной операции, приостанавливают операции по внешнеторговому контракту (например, уполномоченные банки в случае незачисления в срок валютной выручки от экспорта). Материалы дела могут быть переданы в территориальные органы Росфиннадзора.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Органы валютного контроля и их должностные лица также имеют право:

выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

документы, удостоверяющие личность физического лица;

документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

документы, удостоверяющие статус юридического лица, – для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица – для резидентов;

свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом таких документов предусмотрено законодательством иностранного государства;

уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

паспорт сделки и другие документы, перечень которых определен п. 4 ст. 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции. Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц – нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором РФ.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

осуществлять контроль соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны соблюдать в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну, а также защищать другую информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая стала им известна при осуществлении их полномочий.

Уполномоченные банки могут отказать в осуществлении валютной операции, а также в открытии счета в случае непредставления лицом требуемых документов либо представления им недостоверных документов.

При наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством РФ иным органом валютного контроля, органы и агенты валютного контроля передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

в отношении юридического лица – наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;

в отношении физического лица – фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения.

Уполномоченные банки и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» передают данную информацию в порядке, установленном Центральным банком РФ. Органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством РФ, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, при проведении валютного контроля имеют право:

знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ;

Читайте так же:  Проект минфина пени на налоговую недоимку не должны превышать её

на возмещение в установленном законодательством РФ порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

В то же время резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены законодательством;

вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

За неисполнение функций, установленных законодательством, нарушение прав резидентов и нерезидентов органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность.

Уголовная и административная ответственность установлена в отношении резидентов и нерезидентов, нарушивших нормативные правовые акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования (ст. 193 Уголовного кодекса РФ, ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

1См.: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.

2Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 2. Ст. 56.

3СЗ РФ. 2011. № 10. Ст. 1341.

4Диверсификация – один из способов снижения инвестиционного риска, заключающийся в распределении инвестиций между различными активами, например, комбинирование инвестиций путем покупки различных видов ценных бумаг, покупки ценных бумаг различных эмитентов, отраслей (см.: Финансово-кредитный энциклопедический словарь. – М., 2002. – С. 275).

5См.: СЗ РФ. 2003. № 52 (часть 1). Ст. 5029.

6 СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6047.

7См.: Финансовое право Российской Федерации: учебник / Отв. ред. H.В. Карасева. М., 2000. С. 20; Тосунян Г.А. Место банковского права в системе российского права // Юридический мир. 1998. № 8.

8Маржа (от франц.marge – край, поля страницы) – в банковской практике под маржой понимают разницу между процентной ставкой, уплачиваемой банком за предоставленные кредитные ресурсы, и процентной ставкой, взимаемой с заемщика (см.: Современный финансово-кредитный словарь. М., 2002).

9См.: СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

10См.: Финансовое право: учебник / Отв. ред. Е.Ю.Грачева, Г.П. Толстопятенко. М., 2004. С. 360.

11См.: СЗ РФ. 2003. № 21. Ст. 1957.

12См.: Вестник Банка России. 2002. № 74.

13См.: Вестник Банка России. 2002. № 74.

14См.: СЗ РФ. 1997. № 11. Ст. 1238.

15СЗ РФ. 1999. №28. Ст. 3493.

16Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1005.

17См.: СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.

18Валютный клиринг (от англ.clear – очищать) представляет собой порядок проведения международных расчетов между странами, основанный на взаимном зачете платежей за товары и услуги, обладающие равной стоимостью (см.: Финансовый словарь / А.А. Благодатин и др. М., 2002).

19 Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2561.

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Осуществление функций валютного контроля налоговыми органами

Количество просмотров 13308

Проверка соблюдения валютного законодательства начинается с отдела регистрации и учета налогоплательщиков, куда поступают сведения об открытых валютных счетах и счетах, открытых в банках за пределами РФ. Отдел регистрации учета налогоплательщиков незамедлительно сообщает отделам камеральных проверок о фактах открытия валютных счетов Основная масса мероприятий валютного контроля проводится на уровне камерального контроля, потому что проверять соблюдение валютного законодательства в ходе выездной налоговой проверки – поздно. Сроки для привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства – 1 год с момента совершения правонарушения.

Отделы камеральных проверок при проведении мероприятий налогового контроля по проверкам деклараций по налогу на добавленную стоимость, одновременно проводят мероприятия валютного контроля. В первую очередь проводится анализ электронной таможенной базы «ПИК Таможня». Проводится сопоставление данных базы с данными, заявленными плательщиками. В случае отсутствия или не соответствия в базе данных направляются запросы в таможенные органы по месту пересечения границы.

Отделы камеральных проверок направляют запросы в банки о предоставлении документов:

По экспортным операциям:

Документы об источнике формирования экспортной выручки и маршруте платежа (корреспондентском счете), а именно:

1. Копии документов, на основании которых банком совершены кредитовые записи по счету по вопросу зачисления банком денежных средств от инопартнера;

2. Копию межбанковского сообщения, подтверждающего поступление в пользу организации денежных средств по вышеуказанным контрактам или иные расчетные документы, на основании которых совершены записи по счету за указанные периоды.

3. Копии паспортов сделок по контрактам с дополнительными листами,

4. Ведомости банковского контроля, содержащие информацию об операциях по контрактам за весь период действия контракта,

5. Копии справок о подтверждающих документах по контрактам,

6. Копии справок о поступлении валюты РФ (справки о валютных операциях) по контрактам.

По импортным операциям:

Документы по вопросу возмещения из бюджета сумм НДС при импорте товаров:

Читайте так же:  Определение обязательства в соответствии с мсфо

1. Ведомость банковского контроля, содержащую информацию об операциях по контракту и паспорт сделки по контракту с изменениями и дополнениями,

2. Копии справок о подтверждающих документах по контрактам,

3. Копии справок о валютных операциях по контрактам

В связи с ограничением срока налажена работа по оперативности получения ответов банков из общего отдела. Как только поступил ответ банка, отдел финансового и общего обеспечения незамедлительно регистрирует и доводит в этот же день ответ банка до отделов камеральных проверок.

Характерные нарушения валютного законодательства, выявляемые налоговыми органами.

В ходе проверок установлено:

— несоблюдение резидентами установленных сроков представления в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам» — в нарушение Положения ЦБ от 01.06.2004г. № 258-П организациями-участниками внешнеэкономической деятельности в банк не представлены в установленный срок документы, подтверждающие вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Подтверждающие документы представляются резидентом в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без подачи таможенной декларации.

— невыполнение резидентами-юридическими лицами обязанности по получению от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся за экспортируемые товары (нарушение части статьи 19 Закона №173-ФЗ).

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами, обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров за переданные нерезидентам товары, работы, услуги.

Таким образом, административная обязанность и ответственность установлены применительно к сроку оплаты товаров, устанавливаемому сторонами договора самостоятельно без каких-либо ограничений.

— несоблюдение организацией установленных сроков предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям в уполномоченный банк. В результате чего были нарушены: ч. 4 ст. 5 и п. 2 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» за что предусмотрена ответственность: по ст. 15.25 ч.6 КоАП РФ:

В отношении ОАО «Завод» было установлено, что предприятие, имея 2 счета в банке за пределами РФ, в нарушение ч.7 ст.12 ФЗ от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле » не представлял ежеквартально в течение 30 дней по окончании квартала отчет и банковские документы, подтверждающие сведения, указанные в отчете, по состоянию на последнюю календарную дату отчетного периода. Предприятием не представлены указанные сведения по срокам. Налоговым органом оформлено 6 протоколов (по пункту 6 статьи 15.25. и по пункту 19.7. КоАП на должностное лицо организации).

В чем заключается данное нарушение? В соответствии с ч. 7 ст. 12 Закона о валютном регулировании резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами.
Порядок представления этих отчетов установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. N 819. Порядком предусмотрено, что:

Резидент ежеквартально в течение 30 дней по окончании квартала представляет в налоговый орган отчет и банковские документы, подтверждающие сведения, указанные в отчете. При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации, представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.

ОАО «Завод» предприятие представило отчеты по счетам с нарушением установленного срока.

— несоблюдение Обществами установленных сроков представления в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам» от 01.06.2004г. № 258-П организациями- участниками внешнеэкономической деятельности в банк не представлены в установленный срок документы, подтверждающие вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Налоговым органом установлено не несоблюдение ООО «Альфа» установленных сроков представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах к внешнеторговому контракту. Подтверждающие документы представляются резидентом в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске товаров в таможенной декларации. ООО «Альфа» документы представлены в банк с превышением установленного срока.

Налоговым органом было также установлено несоблюдение ООО «Омега» установленных сроков представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах к внешнеторговым контрактам, в данном случае справка в банк вообще не представлялась.

Изображение - Валютный контроль налоговыми органами 23423424
Автор статьи: Филипп Соловьев

Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.9 проголосовавших: 16

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here