Поправки в федеральном законе «о бухгалтерском учете» с 19 июля 2019 – 2020 года что изменилось

Сегодня рассмотрим тему: "поправки в федеральном законе «о бухгалтерском учете» с 19 июля 2019 - 2020 года что изменилось" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.

Поправки в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» с 19 июля 2017 года: что изменилось

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральным законом от 18.07.2017 № 160-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Поправки вступаю в силу с 19 июля 2017 года. Каких положений касаются поправки? Что нужно знать бухгалтеру о них? Затрагивают ли поправки все компании? Ответим на эти и другие вопросы.

Президент РФ подписал Федеральный закон от 18.07.2017 № 160-ФЗ с изменениями в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Текст документа опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации. Закон вступил в силу со дня официального опубликования, то есть с 19 июля 2017 года. Перечислим основные поправки.

Комментируемый закон дополняет перечень документов, регулирующих бухгалтерский учет, новым видом документа – нормативным актом Центрального банка РФ. С 19 июля 2017 год нормативные акты ЦБ РФ будут устанавливать планы счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, порядок их применения, а также порядок отражения на счетах бухгалтерского учета отдельных объектов бухгалтерского учета кредитными и некредитными финансовыми организациями. В этих целях дополнена, в частности, статья 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

С 19 июля 2017 года дополняются функции Банка России (ЦБ РФ) в области регулирования бухгалтерского учета. Так, в частности, уточняется, что регулятор разрабатывает и утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета и обобщает практику применения стандартов и нормативных актов.

Поправка 3: ПБУ стали федеральными стандартами бухучета

Положения по бухучету, утвержденные Минфином в период с 1 октября 1998 года до дня вступления в силу закона о бухучете, признаются с 19 июля 2017 года федеральными стандартами. Поправка об этом внесены в ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Также появилось уточнение о том, что к ПБУ не применяется требование о том, что отраслевые стандарты и соответствующие нормативные акты ЦБ не должны противоречить федеральным стандартам.

В 2019 бухгалтеров ждет новый закон о бухучете. Что поменяется?

Изображение - Поправки в федеральном законе «о бухгалтерском учете» с 19 июля 2019 - 2020 года что изменилось proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.klerk.ru%2Fimg%2Fpb%2Fthumb1000x615%2F8ab30b90f3b8adccdbc827a13a0d6039_compressed_v1

Закон о бухучете скоро изменится. Поправки подготовил Минфин. Что нового ожидается с января 2019 – расскажем.

В обновленной версии закона о бухучете вместо организаций государственного сектора будут фигурировать организации бюджетной сферы.

Статья 9 «Первичные документы» Федерального закона №402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете» дополнена пунктом, согласно которому требования главного бухгалтера, иного должностного лица на которое возложено ведение бухучета, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета, по документальному оформлению фактов хозяйственной жизни, представлению первичных учетных документов, иных документов (сведений) необходимых для ведения бухгалтерского учета, обязательны для всех сотрудников экономического субъекта.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Электронные регистры бухучета подписываются электронной подписью. Поправками уточняется, что подпись должна быть усиленной квалифицированной.

Статья 13 «Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности» закона №402-ФЗ дополнена следующим пунктом:

Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Экономический субъект обязан обеспечить возможность изготовления копии на бумажном носителе бухгалтерской (финансовой) отчетности, созданной в виде электронного документа.

В настоящее время бухотчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем.

С 2019 года подписывать бухотчетность может как руководитель, так и уполномоченное на это лицо. Причем требование о непременно бумажном виде упраздняется.

Центробанк теперь сможет издавать нормативные акты в сфере бухучета подведомственных организаций, которые будут противоречить закону о бухучете. Сейчас это запрещено.

Кроме того, отменяется норма, которая устанавливает, что ПБУ, принятые с 01.10.1998 до того, как начал действовать Закон, признаны федеральными стандартами. Между тем напомним, что пока не утверждено ни одного федерального стандарта для внебюджетных организаций.

Поправки в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» с 19 июля 2019 – 2020 года: что изменилось

Информационное сообщение Министерства финансов РФ
№ ИС-учет-12 от 13.12.2018

Федеральными законами от 28 ноября 2018 г. № 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и № 447-ФЗ «О внесении изменений в статью 23 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» изменен порядок представления организациями обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности. Цель изменений – снижение административного бремени, которое организации несут в связи с исполнением обязанностей по представлению своей бухгалтерской отчетности в государственные органы, а также упрощение доступа заинтересованных лиц к такой отчетности.

Установлен новый порядок представления годовой бухгалтерской отчетности организаций

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 444-ФЗ предусматривает обязательное представление годовой бухгалтерской отчетности организации, как правило, только в один адрес. В зависимости от вида экономической деятельности организации таким адресом является либо ФНС России, либо Банк России.

Читайте так же:  Отражаем в бухучете начисление и выплату дивидендов

Организации, отличные от кредитных и некредитных финансовых организаций

Все обязанные составлять бухгалтерскую отчетность организации, за исключением религиозных, кредитных и некредитных финансовых организаций, представляют один экземпляр своей составленной годовой бухгалтерской отчетности в налоговый орган по месту своего нахождения (ранее – в орган государственной статистики (за исключением организаций государственного сектора и Банка России) и налоговый орган). При этом отчетность представляется в следующем порядке:

форма представления – в виде электронного документа (ранее – на бумажном носителе или в виде электронного документа);

способ представления – по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым ФНС России;

срок представления – не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода, т.е. не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Годовая бухгалтерская отчетность Банка России в составе годового баланса и отчета о финансовых результатах представляется не позднее 15 мая года, следующего за отчетным годом (ранее – не позднее 31 марта года, следующего за отчетным);

форматы представления – утверждаются ФНС России;

порядок представления – утверждается ФНС России (ранее – утверждался Росстатом).

Если годовая бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, то в налоговый орган вместе с экземпляром такой отчетности представляется аудиторское заключение о ней. Оно представляется:

в виде электронного документа (ранее – на бумажном носителе или в виде электронного документа);

вместе с экземпляром отчетности либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Кредитные и некредитные финансовые организации

Кредитные и некредитные финансовые организации, в отношении деятельности которых Банк России осуществляет полномочия по регулированию, контролю и надзору, представляют свою годовую бухгалтерскую отчетность в Банк России. К таким организациям относятся: кредитные организации; страховые организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры; негосударственные пенсионные фонды; управляющие компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда, негосударственного пенсионного фонда; клиринговые организации, лица, осуществляющие функции центрального контрагента; профессиональные участники рынка ценных бумаг; организаторы торговли; акционерные инвестиционные фонды; микрофинансовые организации; жилищные накопительные кооперативы; кредитные потребительские кооперативы; сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы; ломбарды; кредитные рейтинговые агентства.

Формы, сроки и порядок представления этими организациями годовой бухгалтерской отчетности в Банк России устанавливается соответствующим законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России. Вместе с этой отчетностью указанные организации представляют в Банк России аудиторские заключения (если для них предусмотрен обязательный аудит).

Данные организации освобождены от представления своей годовой бухгалтерской отчетности непосредственно в налоговые органы и органы государственной статистики (ранее – они были обязаны представлять свою отчетность в налоговые органы и в органы государственной статистики).

Новый порядок представления бухгалтерской отчетности вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2019 г. При этом субъекты малого предпринимательства обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2020 г.; отчетность за 2019 г. такие субъекты могут представлять на бумажном носителе или в виде электронного документа по своему выбору.

Бухгалтерская отчетность религиозных организаций

Религиозные организации освобождены от представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы и органы государственной статистики (ранее – годовая бухгалтерская отчетность религиозной организации представлялась: в органы государственной статистики; в налоговые органы, если за отчетные (налоговые) периоды календарного года у нее возникали обязанности по уплате налогов и сборов).

Данное изменение вступает в силу с годовой бухгалтерской отчетности за 2019 г.

Государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности

Государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности (далее – ГИРБО) – совокупность бухгалтерской отчетности организаций, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту.

В ГИРБО не включается бухгалтерская отчетность: организаций государственного сектора; Банка России; религиозных организаций; организаций, годовая бухгалтерская отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации; организаций в случаях, установленных Правительством Российской Федерации (ранее – только организаций государственного сектора и Банка России). Кроме этого, в ГИРБО не включается последняя бухгалтерская отчетность реорганизованных и ликвидируемых юридических лиц (ранее – подлежала включению).

ГИРБО формируется и ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, т.е. ФНС России (ранее – Росстатом).

ГИРБО формируется из 1) обязательных экземпляров отчетности, представляемых организациями в налоговые органы, и 2) годовой бухгалтерской отчетности организаций, представляемой в Банк России. Банк России передает в ГИРБО сведения в электронном виде, содержащие годовую бухгалтерскую отчетность поднадзорных ему организаций, а также аудиторские заключения о ней (если такая отчетность подлежит обязательному аудиту). Передача сведений осуществляется в форматах, порядке и сроки, определяемые соглашением между Банком России и ФНС России.

Все заинтересованные лица будут иметь доступ к информации, содержащейся в ГИРБО; причем речь идет о доступе к полному комплекту годовой бухгалтерской отчетности и аудиторскому заключению о ней. Правила пользования ГИРБО будут утверждены ФНС России (ранее – Росстатом).

Доступ к информации, содержащейся в ГИРБО, будет предоставляться бесплатно. Однако в случаях, которые определит Правительство Российской Федерации, за предоставление информации будет взиматься плата. В числе таких случаев может быть, например, предоставление копии годовой бухгалтерской отчетности конкретной организации на бумажном носителе. Размер и порядок взимания такой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Читайте так же:  Нулевые сзв-м отменили включать директора в отчет больше не нужно

Нормы Федерального закона от 28 ноября 2018 г. № 444-ФЗ, посвященные ГИРБО, вступают в силу с 1 января 2020 г. С этой даты ФНС России начинает, а Росстат прекращает исполнять полномочия по формированию и ведению ГИРБО. В частности, Росстат прекратит собирать обязательные экземпляры отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторские заключения о ней за отчетный период 2018 г. и отчетные периоды, истекшие до 1 января 2018 г.

Первой отчетностью, включенной в ГИРБО, станет годовая бухгалтерская отчетность организаций за 2019 г. В связи с этим ФНС России не будет предоставлять доступ к бухгалтерской отчетности организаций за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2019 г.

Заинтересованные лица смогут получить доступ к годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 – 2018 гг. (при наличии ее в информационном ресурсе, сформированном до 1 января 2020 г.) по-прежнему в Росстате. Такую услугу Росстат будет оказывать до истечения срока хранения указанной бухгалтерской отчетности, установленного частью 1 статьи 29 Федерального закона «О бухгалтерском учете», т.е. не менее 5 лет после отчетного года. Иными словами, доступ к годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 – 2018 гг. будет обеспечиваться Росстатом до окончания 2023 г.

Установлен специальный порядок представления бухгалтерской отчетности для отдельных организаций

Статьей 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2018 г. № 444-ФЗ) и статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2018 г. № 447-ФЗ) определен специальный порядок представления годовой бухгалтерской отчетности:

для организаций, годовая бухгалтерская отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;

для организаций в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

Годовая бухгалтерская отчетность таких организаций не включается в ГИРБО (ранее – включалась). Однако эти организации по-прежнему обязаны представлять по одному экземпляру своей годовой бухгалтерской отчетности:

в налоговый орган по месту своего нахождения;

в орган государственной статистики по месту их государственной регистрации.

Срок представления – не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода, т.е. не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Данные нормы Федерального закона от 28 ноября 2018 г. № 444-ФЗ вступают в силу с 1 января 2020 г.

Составление бухгалтерской отчетности организации

Статья 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» дополнена положением, согласно которому бухгалтерская отчетность организации может быть составлена: 1) на бумажном носителе; 2) в виде электронного документа; 3) на бумажном носителе и в виде электронного документа. При этом независимо от того, в каком виде составлена бухгалтерская отчетность, она признается официальной отчетностью организации.

В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление бухгалтерской отчетности другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, организация обязана по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской отчетности, составленной в виде электронного документа.

Данная норма Федерального закона от 28 ноября 2018 г. № 444-ФЗ вступает в силу с 1 января 2020 г., а в отношении бухгалтерской отчетности организаций государственного сектора – со дня официального опубликования этого Федерального закона, т.е. с 28 ноября 2018 г.

Уточнен порядок признания бухгалтерской отчетности составленной

По общему правилу бухгалтерская отчетность организации считается составленной после подписания ее руководителем организации. Однако уточненная редакция части 8 статьи 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» более не связывает признание бухгалтерской отчетности составленной исключительно с подписанием ее экземпляра на бумажном носителе (ранее – только после подписания экземпляра отчетности на бумажном носителе).

Таким образом, бухгалтерская отчетность организации считается составленной после подписания руководителем организации:

1) экземпляра бухгалтерской отчетности на бумажном носителе – в случае, когда бухгалтерская отчетность организации составлена на бумажном носителе;

2) экземпляра бухгалтерской отчетности, составленной в виде электронного документа, электронной подписью – в случае, когда бухгалтерская отчетность организации составлена в виде электронного документа.

Данная норма Федерального закона от 28 ноября 2018 г. № 444-ФЗ вступает в силу с 1 января 2020 г., а в отношении бухгалтерской отчетности организаций государственного сектора – со дня официального опубликования этого Федерального закона, т.е. с 28 ноября 2018 г.

Глобальные изменения в бухучете: о правках в 402-ФЗ и новых ФСБУ

Изменения в бухучете в последнее время идут одно за одним. И это неудивительно — отечественные стандарты бухучета давно нуждались в обновлении. В сложившейся ситуации сложнее всего приходится бухгалтерам, которые помимо своих основных обязанностей теперь постоянно должны разбираться в новых законодательных актах и кардинально менять привычные способы учета.
В статье разберемся, как не затеряться в этой бесконечной веренице бухгалтерских новшеств и к чему готовиться в ближайшие годы.

Федеральный закон “О бухгалтерском учете”: что нового

Закон “О бухгалтерском учете” — основополагающий документ, который устанавливает единые нормы ведения бухучета и отчетности. Сейчас бухучет регулируется 402-ФЗ, который вступил в действие с 2013 года. За свой недолгий срок существования в него уже было внесено несколько существенных поправок.

Таблица изменений в ФЗ “О бухгалтерском учете”

В мае 2018 года Минфин разработал новый законопроект о внесении изменений в 402-ФЗ, который пока еще находится на рассмотрении. Поправками предусмотрено:

  • Требование бухгалтера по оформлению первички станет обязательным для всех сотрудников.
  • Необязательно наличие бухотчетности в бумажном варианте, достаточно электронного с цифровой подписью уполномоченных лиц.
  • Центробанк получит право издавать акты, которые могут противоречить ФЗ.
Читайте так же:  Как сделать финансовую отчетность более полезной

Помимо ФЗ, бухгалтерский учет регулируется и другими подзаконными актами.

Изображение - Поправки в федеральном законе «о бухгалтерском учете» с 19 июля 2019 - 2020 года что изменилось proxy?url=https%3A%2F%2Ffinacademy.net%2Fimages%2Farticle%2F2018%2F11%2F22

Масштабный проект Минфина: на смену ПБУ приходят ФСБУ

В 2017 году Минфин решил заменить привычные ПБУ и начал разработку федеральных стандартов бухучета. Проект продолжает осуществляться в рамках программы на 2018-2020 года. На данный момент порядок учета для различных объектов БУ регламентируют 24 ПБУ.

Изображение - Поправки в федеральном законе «о бухгалтерском учете» с 19 июля 2019 - 2020 года что изменилось proxy?url=https%3A%2F%2Ffinacademy.net%2Fimages%2Farticle%2F2018%2F11%2F33

Потребность в таком масштабном обновлении нормативно-правовой базы по бухучету назревала давно. Новые ФСБУ позволят приблизить его к мировым стандартам и современному уровню развития экономики. В рамках аналогичных программ Минфина на 2016-2018 и 2017-2019 года в некоторые ПБУ уже были внесены коррективы. Разберем наиболее значимые из них.

Новшества в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

В августе 2017 года ввели в действие поправки в ПБУ 1/2008, касающиеся требований к формированию учетной политики учреждений. Изменения произошли по следующим пунктам:

  • организации получили право самостоятельно выбирать способ организации бухучета;
  • при разработке УП приоритет необходимо отдавать стандартам МСФО;
  • организации получили право при выборе способов бухучета руководствоваться критерием рациональности;
  • организации на УСН получили право формировать УП руководствуясь критерием рациональности;
  • определили условия, при которых организация может отойти от ПБУ 1/2008;
  • отменили пояснительную записку об изменениях в УП.

В целом требования к формированию учетной политики стали менее жесткими. Поэтому многие организации смогли выбрать более удобные и рациональные способы ведения бухучета.

Коррективы в ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств в инвалюте»

Поправки в ПБУ 3/2006 были приняты в 2017, но вводятся в действие с начала 2019 года. В соответствии с ними:

  • организации за пределами РФ, включающие в бухотчетность данные дочерних обществ, также будет руководствоваться ПБУ 3/2006;
  • если нет официального курса инвалюты ЦБ РФ, стоимость актива нужно будет пересчитывать по кросс-курсу этой валюты;
  • организации смогут вести учет курсовых разниц в порядке, предусмотренном МСФО;
  • разработаны общие правила для пересчета активов и обязательств в ВЭД.

Хотите проверить свои знания по бухгалтерскому учету?

Пройдите бесплатный тест “Бухгалтерский учет и финансовая отчетность в РФ”, чтобы получить объективную оценку своих знаний и навыков.

Программа Минфина на 2018-2020 года предполагает создание 14 новых ФСБУ и внесение правок в уже существующие ПБУ. Новые стандарты будут вводиться в действие не все разом, а последовательно.

Изображение - Поправки в федеральном законе «о бухгалтерском учете» с 19 июля 2019 - 2020 года что изменилось proxy?url=https%3A%2F%2Ffinacademy.net%2Fimages%2Farticle%2F2018%2F11%2F55

То есть, уже с 1 января 2019 года в силу вступает первый стандарт нового поколения — “Запасы”, который заменит всем хорошо известный ПБУ 5/01 “Учет МПЗ”. В соответствии с ним буквально всем придется:

  • пересмотреть методологию расчета себестоимости продукции;
  • оценивать запасы по справедливой стоимости согласно МСФО;
  • научиться прогнозировать последствия покупки запасов;
  • включать в себестоимость проценты и остальные долговые расходы;

И это далеко не все новшества. Бухгалтерам лучше заранее начать готовиться ко всем грядущим переменам, ведь их масштаб таков, что учет придется менять кардинально.

“Новая жизнь” госучреждений: новые ФСБУ и инструкции по бухучету

С января 2018 года госучреждения первыми осуществили переход на новые ФСБУ. В действие ввели сразу 5 стандартов:

  • Концептуальные основы
  • ОС
  • Обесценение активов
  • Аренда
  • Представление бухотчетности

Эти стандарты привнесли в бюджетный учет и порядок формирования отчетности много нового, но на этом изменения не заканчиваются. В рамках проекта по разработке новых ФСБУ планируется введение в действие еще 24 стандартов.

Чтобы привести бюджетный учет в соответствие с новыми стандартами, Минфин внес изменения и в другие нормативные документы: КОСГУ, инструкции по бухучету, планы счетов.

8 мая 2018 года вступили в силу обновленные инструкции 157н и 147н. В них закреплены порядок формирования счетов бухучета и рекомендации по оформлению записей для госучреждений.

Изображение - Поправки в федеральном законе «о бухгалтерском учете» с 19 июля 2019 - 2020 года что изменилось proxy?url=https%3A%2F%2Ffinacademy.net%2Fimages%2Farticle%2F2018%2F11%2F44

Учетная политика для целей бухучета: нужны ли коррективы

В связи со вступлением в силу новых ФСБУ и внесением коррективов в ПБУ 1/2008 учетная политика на 2019 нуждается в основательном пересмотре. Изменений придется внести немало, поэтому к работе над ней лучше приступить как можно раньше.

Отсутствие или неактуальность приказа об УП — серьезное основание для штрафа.

В обновленной УП для целей бухучета на 2019 год не забудьте:

  • использовать право самостоятельно выбирать наиболее рациональные способы учета;
  • разрабатывая собственные методики бухучета, опираться в первую очередь на принципы МСФО;
  • закрепить новые методы учета МПЗ, их оценки и определения себестоимости согласно новому ФСБУ “Запасы”.

Ознакомьтесь с образцом учетной политики на 2019 год, чтобы разобраться какие пункты нуждаются в пересмотре.

Грядущие изменения в бухучете: сила и масштаб влияний на работу бухгалтера

Для бухгалтеров наступили нелегкие времена. На законодательном уровне полным ходом осуществляется сближение отечественного бухучета с МСФО. Поэтому приходится постоянно изучать новые методики учета, требования к оформлению бухотчетности и приспосабливаться к этим изменениям. В ближайшее время новшеств будет только больше, ведь программа разработки ФСБУ нового поколения в самом разгаре и план по введению их в действие расписан вплоть до 2022 года.

В условиях такой масштабной трансформации системы бухучета самое сложное — не запутаться во всех новых законодательных актах и научиться применять их в своей работе. На помощь приходят вебинары для бухгалтеров — онлайн-семинары, на которых эксперты-лекторы кратко и доступно рассказывают о грядущих новшествах и дают практические рекомендации по их применению.

Читайте так же:  Жена не может получить имущественный вычет за жилье, приобретенное мужем до брака

Хотите быть в курсе всех “новинок” бухучета и избежать “авралов” на работе?

Вебинары для бухгалтеров — современный способ информирования о всех новшествах законодательства без отрыва от работы и личной жизни. Это концентрат из самой свежей информации и возможность получать ответы на сложные вопросы бухгалтерского учета.

Записывайтесь на вебинары для бухгалтеров, чтобы первыми узнавать о важных изменениях в законодательстве!

В законе о бухучете изменились требования к отчетности

Изображение - Поправки в федеральном законе «о бухгалтерском учете» с 19 июля 2019 - 2020 года что изменилось proxy?url=https%3A%2F%2Fbuh.ru%2Fupload%2Fiblock%2F806%2F80698638f017e7408e62212918636242

Президент РФ Владимир Путин утвердил поправки в закон о бухгалтерском учете. Соответствующий Федеральный закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.

Новый закон изменяет статью 13 и устанавливает, что бухгалтерская отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. При необходимости представления бухгалтерской отчетности на бумаге организация обязана по требованию распечатать электронную отчетность.

Если раньше бухгалтерская отчетность считалась составленной после подписания бумажного экземпляра руководителем, то теперь она также считается составленной после подписания электронной подписью.

Поправки в статью 18 устанавливают, что обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности сдается в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта. Это требование касается организаций, которые обязаны по закону № 402-ФЗ вести бухучет и составлять бухгалтерскую отчетность.

Этот обязательный экземпляр представляется в электронном виде по ТКС не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

Одновременно упраздняется требование представлять бухгалтерскую отчетность в орган статистики.

Закон определяет, что обязательные экземпляры бухгалтерской отчетности составляют государственный информационный ресурс, а ФНС обязана обеспечить доступ к нему заинтересованным лицам. Также ФНС будет утверждать электронные форматы представления обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней.

Кроме указанных поправок в закон о бухучете подписан и опубликован Федеральный закон от 28.11.2018 № 447-ФЗ, который дополняет нормы НК РФ в отношении организаций, которых закон о бухучете не обязывает представлять экземпляр годовой бухотчетности (это организации госсектора и ЦБ РФ).

Так, в статью 23 НК РФ вводится положение, по которому такие организации также должны сдавать бухотчетность в налоговый орган не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.

Ранее в правительстве пояснили, что охват организаций, обязанных представлять годовую бухгалтерскую отчетность (в соответствии с законом о бухучете или статьей 23 НК РФ) останется неизменным по сравнению с действующими требованиями.

Большинство перечисленных норм вступят в силу с 1 января 2020 года. Субъекты малого предпринимательства будут отчитываться по новым правилам, начиная с отчетности за 2020 год, остальные организации – с отчетности за 2019 год.

Нормы в части возможности составления и подписания отчетности в электронном виде вступили в силу с 28 ноября 2018 года.

Несмотря на то, что Федеральный закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ отменил обязанность хозяйствующих субъектов по представлению бухгалтерской отчетности в органы статистики, направить отчетность в Росстат за 2018 год все же придется. Дело в том, что поправки вступают в силу только с 2020 года.

При этом обязанность по сдаче в Росстат бухотчетности установлена в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Согласно данной норме, организации представляют в статистику обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Таким образом, сдать отчетность за 2018 год нужно будет до конца марта 2019 года.

При представлении в Росстат обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения. Крайний срок – не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Новые правила представления бухгалтерской отчетности

28 ноября 2018 г. Президент РФ подписал два федеральных закона (№ 444-ФЗ и № 447-ФЗ), меняющих порядок сдачи бухгалтерской отчетности. Первый из них внес соответствующие изменения в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухучете), второй — в Налоговый кодекс. Сразу скажем, что новые правила начнут действовать с 1 января 2020 г., то есть начиная с бухгалтерской отчетности за 2019 г.

В настоящее время компании сдают один экземпляр бухгалтерской отчетности в органы статистики для целей формирования государственного информационного ресурса (основание — ч. 3 ст. 18 Закона о бухучете), а другой экземпляр — в налоговую инспекцию для целей налогового контроля (основание — подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Это приводит к избыточной нагрузке на отчитывающиеся компании, а также к дублированию функций государственных органов. В связи с этим Правительство РФ выступило с законодательной инициативой упрощения порядка представления бухгалтерской отчетности, результатом которой являются два рассматриваемых нами федеральных закона.

Федеральный закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ (далее — Закон № 444-ФЗ) внес изменения в ст. 18 Закона о бухучете. Согласно им заниматься формированием и ведением государственного информационного ресурса будет ФНС России. Поэтому представлять обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности компании будут не в органы статистики, а в налоговую инспекцию. А органы статистики с 1 января 2020 г. прекратят сбор бухгалтерской отчетности от компаний. Не будут они принимать и пересмотренную бухгалтерскую отчетность за 2018 г. и более ранние отчетные периоды (подп. 2 п. 5 ст. 2 Закона № 444-ФЗ). Соответственно, такую пересмотренную отчетность компаниям нужно будет тоже сдавать налоговикам.

Читайте так же:  Какие бланки бухгалтерской отчетности применять малому бизнесу в 2019 - 2020 году

Поскольку налоговики будут получать бухгалтерскую отчетность от компаний в соответствии с Законом о бухучете, Федеральным законом от 28.11.2018 № 447-ФЗ (далее — Закон № 447-ФЗ) из подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ исключена обязанность налогоплательщиков по сдаче бухгалтерской отчетности.

Таким образом, начиная с 1 января 2020 г. компании будут представлять бухгалтерскую отчетность только в налоговую инспекцию по месту своего нахождения.

Особенности представления отчетности отдельными компаниями

Ряд компаний в соответствии с новой редакцией ч. 4 ст. 18 Закона о бухучете освобождаются от сдачи обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности в целях формирования государственного информационного ресурса. К ним относятся:

1) организации государственного сектора;

3) религиозные организации;

4) организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Банк России;

5) организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством РФ;

6) организации в случаях, установленных Правительством РФ.

Но бухгалтерская отчетность этих компаний нужна налоговикам для целей налогового контроля. В связи с этим Законом № 447-ФЗ в п. 1 ст. 23 НК РФ введен новый подп. 5.1. В нем сказано, что компании, у которых отсутствует обязанность по представлению бухгалтерской отчетности для формирования государственного информационного ресурса, должны сдавать бухгалтерскую отчетность в налоговый орган по месту своего нахождения.

Таким образом, вышеуказанные компании тоже должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган, но только не на основании Закона о бухучете, а в соответствии с подп. 5.1 п. 1 ст. 23 НК РФ.

Обратите внимание, что у организаций, отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне, и у организаций, освобожденных от сдачи обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности в случаях, установленных Правительством РФ, сохраняется обязанность по представлению бухгалтерской отчетности в органы статистики (ч. 7 ст. 18 Закона о бухучете в новой редакции).

Поправки, внесенные Законом № 444-ФЗ в ст. 13 Закона о бухучете, уже вступили в силу с 28 ноября 2018 г. Они касаются вида, в котором может быть составлена бухгалтерская отчетность. Ранее требовалось обязательное наличие бухгалтерской отчетности, составленной на бумажном носителе. Это следовало из положений ч. 8 этой статьи закона, согласно которым бухгалтерская (финансовая) отчетность считалась составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Теперь из этой нормы слова «экземпляра на бумажном носителе» исключены. А согласно новой ч. 7.1 ст. 13 бухгалтерская отчетность может быть составлена на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Таким образом, компания уже сейчас вправе формировать бухгалтерскую отчетность сразу в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, без составления бумажного экземпляра.

Если же законодательством РФ или договором предусмотрено представление бухгалтерской отчетности другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, то согласно той же ч. 7.1 компания обязана за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии отчетности, составленной в виде электронного документа.

Сейчас компании могут представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган как в виде электронного документа, так и на бумажном носителе (письма Минфина России от 13.02.2018 № 03-02-07/1/8624, от 26.05.2017 № 03-02-07/1/32310, ФНС России от 19.04.2017 № ПА-3-6/[email protected]).

С 1 января 2020 г. бухгалтерскую отчетность налоговикам нужно будет представлять только в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией. Если отчетность подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней тоже сдается в виде электронного документа (ч. 5 ст. 18 Закона о бухучете в новой редакции).

Исключение составляют субъекты малого предпринимательства. Для них оставлена возможность сдачи в налоговый орган бухгалтерской отчетности за 2019 г. на бумажном носителе (подп. 1 п. 4 ст. 2 Закона № 444-ФЗ). А отчетность за 2020 г. и последующие годы они, так же как и остальные компании, должны будут предоставлять только в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Запрос информации из государственного информационного ресурса

В настоящее время предоставление заинтересованным лицам данных бухгалтерской отчетности компаний из государственного информационного ресурса производится органами статистики бесплатно (п. 21 Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги «Обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации», утвержденного приказом Росстата от 20.05.2013 № 183).

Согласно новой редакции ст. 18 Закона о бухучете с 1 января 2020 г. налоговики будут предоставлять такую информацию за плату. Размер и порядок ее взимания должно установить Правительство РФ (ч. 10 ст. 18). Бесплатно получать информацию из государственного информационного ресурса смогут государственные органы, органы местного самоуправления и Банк России (ч. 11 ст. 18).

Изображение - Поправки в федеральном законе «о бухгалтерском учете» с 19 июля 2019 - 2020 года что изменилось 23423424
Автор статьи: Филипп Соловьев

Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.8 проголосовавших: 18

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here