Сегодня рассмотрим тему: "наличие у нежилого здания паспорта энергетической эффективности не даёт права на льготу по налогу на" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
Содержание
- 1 Льгота по налогу на имущество: класс энергоэффективности для нежилых зданий не устанавливается
- 2 Наличие у нежилого здания паспорта энергетической эффективности не даёт права на льготу по налогу на имущество организаций
- 3 Налог на имущество организаций: наличие у здания энергопаспорта не гарантия льготы
- 4 Энергоэффективные здания и льготы по налогу на имущество
- 5 Энергоэффективная льгота по коммерческой недвижимости
- 6 Налоговая льгота для зданий с высоким классом энергетической эффективности
- 7 Наличие у нежилого здания паспорта, устанавливающего высокий класс его энергоэффективности, не является основанием для применения льготы по налогу на имущество
- 8 Льготы по налогу на имущество при изменении энергоэффективности здания
- 9 Энергетический паспорт дома нужен ради льготы по налогу на имущество организаций
Льгота по налогу на имущество: класс энергоэффективности для нежилых зданий не устанавливается
Верховный Суд Российской Федерации подтвердил, что законодательством РФ не установлены правила определения классов энергетической эффективности нежилых зданий. Поэтому к ним льгота по налогу на имущество организаций не применяется (информация ФНС России от 10 мая 2018 г.).
Налогоплательщик в декларации заявил по торгово-административному зданию льготу, предусмотренную п. 21 ст. 381 Налогового кодекса. Согласно этой норме для освобождения от налогообложения объект недвижимости должен быть вновь введенным, а также иметь высокий класс энергоэффективности, который можно определить согласно законодательству РФ. Эта льгота позволяет не платить налог на имущество организаций в течение трех лет со дня постановки его на учет (письмо ФНС России от 24 апреля 2018 г. № БС-4-21/7840@).
Аналитическая система “Сутяжник” поможет узнать, какие обстоятельства являются решающими для судов в конкретном виде споров. Вы сможете понять, как нужно скорректировать исковое заявление или претензию, чтобы увеличить вероятность принятия решения в вашу пользу.
Инспекция указала, что применять данную льготу к нежилым зданиям неправомерно. Законодательством класс энергетической эффективности установлен для многоквартирных домов, но не для торгово-административных зданий. Налогоплательщик, оспорил решение инспекции, ссылаясь на наличие у здания энергетического паспорта с высоким классом его энергоэффективности. Суды первой и апелляционной инстанций поддержали его. Кассация отменила решения нижестоящих судов, указав, что применение энергетических паспортов для доказательства соответствия условиям льготы неправомерно, так как критерии для определения классов энергетической эффективности нежилых зданий отсутствуют.
Видео (кликните для воспроизведения). |
ВС РФ отказал налогоплательщику в передаче кассационной жалобы для рассмотрения на судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам.
Наличие у нежилого здания паспорта энергетической эффективности не даёт права на льготу по налогу на имущество организаций
В определении от 17.04.2018 № 305-КГ18-501 Верховный Суд РФ указал, что действующим законодательством России не установлены правила определения классов энергетической эффективности нежилых зданий (в т. ч. торгово-офисного назначения). В связи с этим, к ним льготу по налогу на имущество организаций (п. 21 ст. 381 НК РФ) не применяют.
Таким образом, на 2018 год применение энергетических паспортов нежилых зданий для доказательства права на льготу неправомерно, поскольку критерии определения классов энергетической эффективности нежилых зданий отсутствуют.
Налог на имущество организаций: наличие у здания энергопаспорта не гарантия льготы
В отношении нежилых (в частности, торгово-административных) зданий льгота по налогу на имущество, установленная для высокоэнергетичных домов, не применяется.
Даже в случае, когда у здания есть энергетический паспорт, подтверждающий высокий класс его энергоэффективности.
Напомним, что от обложения налогом на имущество в течение трех лет после постановки на учет освобождаются вновь вводимые объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность, при условии, что такие объекты:
– либо прямо поименованы в специальном правительственном перечне;
– либо им присвоен высокий класс энергоэффективности (если законодательством предусмотрено определение таких классов).
Законом об энергосбережении не предусмотрен порядок определения классов энергоэффективности для торгово-административных зданий. То есть одно из условий для представления льготы не соблюдается. А значит, применение освобождения от налога на имущество на основании сведений энергетического паспорта неправомерно.
Обратите внимание, что с 01.01.2018 года льгота по налогу на имущество в отношении высокоэнергетичных ОС действует лишь в тех субъектах РФ, в которых принят соответствующий закон.
Новостная рассылка для бухгалтера
Ежедневно мы отбираем важные для работы бухгалтера новости, экономя ваше время.
Получайте бесплатную рассылку бухгалтерских новостей на электронную почту.
Энергоэффективные здания и льготы по налогу на имущество
К настоящему времени уже сложилась особая практика по вопросу применения законодательства по освобождению организаций от налога на имущество в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, а именно в Налоговом Кодексе п.21 ст.381 предусмотрено, что в случае, если вводимый объект имеет высокий класс энергетической эффективности, установленный в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, то он освобождается от налога на имущество.ООО ЭНЕРГОТЕСТ проводит расчеты и устанавливает класс энергоэффективности зданий в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. В результате вы получаете официально оформленный энергетический паспорт здания, зарегистрированный в СРО и МинЭнерго. Если расчет покажет, что ваше здание имеет высокий класс энергоэффективности, то Вы имеете полное право воспользоваться стимулирующей льготой и получить освобождение от уплаты налога на имущество по данному объекту.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Согласно п. 21 ст. 381 Налогового Кодекса освобождаются от налога на имущество организации — в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, — в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества. Указанная норма вступила в силу с 1 января 2012 г.
Правила определения класса энергетической эффективности объектов устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
По вопросам оформления энергетического паспорта и присвоению класса эффективности зданию звоните по телефонам: 8 (495) 797-26-43; 8 (800) 700-26-43 (бесплатный звонок из всех регионов России).
В открытом доступе появилось письмо Министерства финансов РФ, в котором ведомство впервые поддержало позицию о том, что льгота по налогу на имущество организаций в отношении энергетически эффективных объектов применима в отношении недвижимого имущества (в том числе в отношении зданий). Однако, до февраля этого года, официальная позиция Министерства заключалась в невозможности применения льготы к объектам недвижимости. Учитывая, что теперь при проверках налоговым органам будет сложнее спорить с принципиальной возможностью применения льготы, очевидно, что фокус проверок сместится в сторону качества подготовки подтверждающей документации и экспертизе расчета класса энергоэффективности.
ООО «ЭНЕРГОТЕСТ» гарантирует качественное выполнение работ по расчету класса энергоэффективности зданий, в связи с наличием большого опыта: было разработано более 300 энергетических паспортов зданий, по льготируемым зданиям результаты расчетов класса энергоэффективности были успешно защищены в налоговой инспекции, имеется множество положительных отзывов клиентов, а также ООО «ЭНЕРГОТЕСТ» является членом СРО и экспертной организацией в области энергетических обследований и энергетической эффективности и имеет сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям стандарта ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008).
Запрос стоимости расчета класса эффективности здания можно сделать по телефону: 8 (495) 797-26-43 ; или воспользуйтесь онлайн-формой ниже:
Правила определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД) и требования к указателю класса энергетической эффективности, размещаемого на фасаде дома, утверждены Приказом Минрегиона РФ № 161. Этим документом утверждена таблица класса энергетической эффективности многоквартирных домов. Соответственно, здание считается с высокой энергетической эффективностью, если оно соответствует классу «В», «В+», «В++», «А».
Энергоэффективная льгота по коммерческой недвижимости
Льгота, о которой идет речь в вопросе, предусмотрена п. 21. cт. 381 НК РФ. В этой норме Кодекса сказано, что вновь введенный объект недвижимости, имеющий высокий класс энергоэффективности (если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности), освобождается от налогообложения в течение трех лет со дня постановки на учет.
К сожалению, налоговики на местах отказывают компаниям в применении данной льготы. Основной аргумент: для таких объектов недвижимости не установлены правила определения классов энергетической эффективности. Такой подход проверяющих подтверждает анализ арбитражной практики. С фискальной позицией согласны не только некоторые нижестоящие суды, но и Верховный суд РФ. Примером может служить Определение ВС РФ от 17.04.2018 № 305-КГ18-501.
Но прежде чем рассмотреть аргументацию судов, расскажем о нормативной базе, устанавливающей требования к энергоэффективности недвижимости, и о позиции Минфина России по вопросу применения льготы по п. 21 ст. 381 НК РФ.
Государственному регулированию в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности посвящена ст. 9 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 261-ФЗ). Согласно данной статье госрегулирование в этой сфере осуществляется в том числе путем установления требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.
В развитие Закона № 261-ФЗ принято большое количество подзаконных актов. В их числе — постановление Правительства РФ от 25.01.2011 № 18 (далее — постановление № 18), которым утверждены Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и Требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов. В свою очередь на основании Закона № 261-ФЗ и постановления № 18 Минстрой России издал приказ от 17.11.2017 № 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений». Он зарегистрирован в Минюсте России 23.03.2018 № 50492 и действует с 06.04.2018.
На нормы постановления № 18 сослался Минфин России в письме от 02.02.2017 № 03-05-04-01/5599, разъясняя, как применять льготу, установленную п. 21 ст. 381 НК РФ. Специалисты финансового ведомства отметили, что согласно правилам, утвержденным постановлением № 18, класс энергетической эффективности обязательно должен быть установлен в отношении многоквартирных домов. Что касается иных зданий (строений, сооружений), для них класс энергоэффективности может быть установлен по решению их застройщика или собственника.
Вывод Минфина России: по смыслу нормы п. 21 ст. 381 НК РФ налоговая льгота по налогу на имущество может применяться в отношении вновь вводимых объектов движимого и недвижимого имущества (в том числе зданий), имеющих высокий класс энергетической эффективности, при наличии на них энергетического паспорта.
Логикой финансистов руководствовалась и компания, чей спор с налоговиками по вопросу правомерности применения льготы по п. 21. ст. 381 НК РФ в отношении коммерческой недвижимости был рассмотрен в Определении Верховного суда РФ от 17.04.2018 № 305-КГ18-50. Отметим, что пройти энергетическое обследование и получить энергетические паспорта на объекты компания была обязана по Закону № 261-ФЗ: класс энергетической эффективности определялся по причине того, что затраты общества на электро- и теплоэнергию превысили 50 млн руб. в год.
После получения энергетических паспортов, в которых была подтверждена высокая энергоэффективность объектов, компания подала уточненную декларацию по налогу на имущество, в которой предъявила льготу. Однако инспекция посчитала, что организация не имела права на данную льготу, так как по Закону № 261-ФЗ класс энергетической эффективности установлен только для многоквартирных домов. По результатам камеральной проверки компании вменили штраф, доначислили налог на имущество и начислили пени. Организация, пройдя процедуру досудебного обжалования, обратилась в суд.
Суды первой и апелляционной инстанций согласились с доводами налогоплательщика. Они также учли, что компания представила полученные энергетические паспорта на указанные объекты (класс энергетической эффективности определялся по решению собственника на основании проектной документации), а также зарегистрированный в Минэнерго России энергетический паспорт на вновь введенные объекты. Все эти документы, а именно паспорта с присвоением объектам класса энергетической эффективности «А» и «A++», категория энергоэффективности «Высокая», по мнению суда, подтверждают высокий класс энергетической эффективности строений как по результатам обследования, так и на основании проектной документации.
Кроме того, суд первой инстанции сделал важный вывод: льгота, предусмотренная п. 21 ст. 381 НК РФ, введена в период действия Закона № 261-ФЗ и, с учетом системного подхода законодателя к определению государственной политики в данной отрасли, направлена на стимулирование строительства, возведения, создания современных высокотехнологичных объектов основных средств, в том числе зданий и сооружений. А это соответствует декларированным в ст. 4 Закона № 261-ФЗ принципам правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:
— эффективному и рациональному использованию энергетических ресурсов;
— поддержке и стимулированию энергосбережения и повышению энергетической эффективности;
— системности и комплексности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и др.
По мнению суда, иное толкование взаимосвязанных положений п. 21 ст. 381 НК РФ и Закона № 261-ФЗ привело бы к нарушению принципов единства правового регулирования, правовой определенности и равенства. Решение ИФНС было отменено судом первой инстанции, апелляция с этим согласилась.
Но все аргументы налогоплательщика, а также судов нижестоящих инстанций, основанные на системном толковании норм права, разбились о глухую стену фискальных интересов, которые оказались определяющими и для окружного суда (он отменил принятые судебные акты по делу), и для судьи ВС РФ, которая вынесла отказное определение.
Окружной суд, отменяя решения нижестоящих судов, посчитал, что энергетические паспорта — не доказательство соответствия условиям льготы, так как критериев для определения классов энергоэффективности нежилых зданий нет, в отличие от многоквартирных домов, что препятствует применению льготы.
На том же основании судья ВС РФ отказала налогоплательщику в передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию по экономическим спорам. В отказном определении повторяются выводы окружного суда о том, что ссылка судов первой и апелляционной инстанций на СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» необоснованна, поскольку содержание понятия «класс энергетической эффективности», используемого в Законе № 261-ФЗ, не тождественно аналогичному термину в СНиП 23-02-2003. Следовательно, положения СНиП в части определения класса энергетической эффективности не применимы в периоде действия Закона № 261-ФЗ, то есть с 27.11.2009. И нельзя применять энергетические паспорта в качестве доказательства соответствия условиям рассматриваемой льготы.
Таким образом, пока эта проблема не будет разрешена в более высокой судебной инстанции либо на законодательном уровне, применять льготу, установленную п. 21 ст. 381 НК РФ в отношении нежилых зданий, опасно.
Налоговая льгота для зданий с высоким классом энергетической эффективности
В 2011 году в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) было внесено одно незначительное дополнение, которое по прошествии пяти лет стало причиной множества административных и судебных споров. В данной статье предлагается к обсуждению одна из налоговых льгот, предусмотренная п. 21 ст. 381 НК РФ и применяемая к налогу на имущество организаций (далее – Налоговая льгота).
Согласно п. 21 ст. 381 НК РФ освобождаются от налогообложения организации в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, – в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.
Налоговая льгота позволяет не платить налог на имущество организаций в течение трех лет в отношении отдельных объектов, что крайне выгодно для собственников объектов недвижимости.
Однако применение налоговой льготы в отношении зданий на практике породило множество споров и противоречивую судебную практику, которую до настоящего времени Верховный суд Российской Федерации не привел к общему знаменателю.
Для того, чтобы разобраться в проблеме применения налоговой льготы нам необходимо ознакомиться с письменными разъяснениями Минфина России, который за пять лет существования налоговой льготы неоднократно изменял и уточнял свою позицию.
1. Письмом от 25 марта 2015 г. Минфин России высказал позицию, согласно которой налоговая льгота может применяться только в отношении многоквартирных домов, так как Приказом Минрегиона РФ от 8 апреля 2011 г. N 161 определены правила определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов. В отношении иных объектов недвижимого имущества законодательством не предусмотрено определение классов энергетической эффективности.
2. Письмом от 2 февраля 2017 г. Минфин России изменил свою позицию, сославшись на Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 г. N 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов», и решил, что налоговая льгота по налогу на имущество организаций может применяться в отношении вновь вводимых объектов движимого и недвижимого имущества (в том числе зданий), имеющих высокий класс энергетической эффективности, при наличии на них энергетического паспорта.
3. Письмом от 29 мая 2017 г. Минфин России дополнил свою позицию тем, что энергетический паспорт, подтверждающий высокий класс энергетической эффективности, должен быть изготовлен на дату постановки на бухгалтерский учет вновь вводимого объекта недвижимого имущества.
Из этого можно сделать вывод о том, что с 2012 по 2017 год Минфин России, а соответственно налоговые органы, считали, что применение налоговой льготы к объектам недвижимого имущества, за исключением многоквартирного дома, невозможно.
Почему же изменилась позиция Минфина России в 2017 году? Мы считаем, что изменение позиции финансового органа произошло из-за судебной практики, которая встала на сторону налогоплательщиков.
Одним из первых критически оценил позицию Минфина России Арбитражный суд Кемеровской области. Решением от 16 сентября 2016 г. по заявлению ООО «Новострой» к налоговому органу признано недействительным решение налогового органа в части предложения об уплате недоимки по налогу на имущество организаций.
При этом арбитражный суд руководствовался следующими обстоятельствами.
1. Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество.
2. На основании п. 21 ст. 381 НК РФ освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций организации в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности – в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества (код льготы 2010338).
3. Правила определения класса энергетической эффективности объектов устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении).
В силу п. 1 ст. 11 Закона об энергосбережении здания, строения, сооружения, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. 4 ч. 1 ст. 16 Закона об энергосбережении предусмотрено проведение обязательного энергетического обследования в отношении организаций, производящих тепловую энергию вне зависимости от того, является ли это основным видом деятельности организации.
В соответствии с пп. 5 ч. 1 ст. 16 Закона об энергосбережении проведение энергетического обследования для Заявителя обязательно, так как согласно обстоятельствам спора объем потребленных Обществом энергетических ресурсов в стоимостном выражении в 2015 году превысил пороговое значение, установленное законодательством (Правительством Российской Федерации от 16.08.2014 N 818).
4. Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 N 18.
5. В соответствии с п. 5.3 ст. 15 Федерального закона N 261-ФЗ и исходя из содержания правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 N 18, по результатам энергетического обследования зданий составляется энергетический паспорт.
6. Требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования установлены Приказом Минэнерго N 400. Энергетический паспорт, составленный в соответствии с требованиями Приказа Минэнерго N 400, предполагает определение класса энергетической эффективности обследуемого объекта.
7. В силу п. 9 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо получение заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее – Заключение о соответствии). Для получения Заключения о соответствии на Объект Обществу необходимо представить в Госстройнадзор Кемеровской области энергетический паспорт Объекта, заполненный в соответствии с требованиями раздела 12 СНиП 23-02-2003, который предусматривает определение класса энергетической эффективности Объекта.
Таким образом арбитражный суд подтвердил право налогоплательщика на применение налоговой льготы в отношении зданий, не являющихся многоквартирными домами.
В 2017 г. судебная практика добралась до Арбитражного суда Московской области, где аналогичные решения в пользу налогоплательщиков были приняты в деле N А41-90181/2016 и деле N А41-41173/2017.
Важно проанализировать то, что происходило после вынесения решения Арбитражным судом Кемеровской области.
Во-первых, Минфин России Письмом от 2 февраля 2017 признал право на применение налоговой льготы в отношении зданий при наличии на них энергетического паспорта.
Во-вторых, увеличилось количество обращений в налоговые органы и в суд с требованием предоставить налоговую льготу, а затем освободить от налогообложения или возвратить суммы излишне уплаченного налога за три года.
Результатом этого явилось вынесенное Минфином России Письмо от 29 мая 2017 г., в котором финансовый орган постарался сократить количество налогоплательщиков, претендующих на получение налоговой льготы путем толкования нормы, предусмотренной п. 21 ст. 381 НК РФ.
Данным письмом установлено требование, согласно которому энергетический паспорт здания должен быть изготовлен не позднее постановки здания на бухгалтерский учет. Рассмотрим ситуацию, которая позволит понять смысл данного письма.
Налогоплательщик ввел торговый центр в эксплуатацию и поставил на баланс в качестве основного средства в январе 2013 г. В марте 2014 г. налогоплательщик уплатил сумму налога на имущество организаций за 2013 г.
В январе 2015 г. налогоплательщик получил энергетический паспорт в отношении торгового центра, в котором указан высокий класс энергетической эффективности. После получения энергетического паспорта налогоплательщик подает в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество организаций с требованием возвратить излишне уплаченную сумму налога за 2013 г. на основании налоговой льготы.
Фактически налогоплательщик утверждает то, что торговый центр в 2013 г. обладал высоким классом энергетической эффективности, что подтверждается энергетическим паспортом, изготовленным в январе 2015 г.
Арбитражный суд Московской области в деле N А41-90181/2016 по этому поводу указал следующее: «Доводы заинтересованного лица о том, что энергетические паспорта получены в 2016 и 2017 годах, то есть значительно позже введения объектов в эксплуатацию, в связи с чем общество не имело право на льготу в более ранних периодах, не принимаются судом, так как налоговым органом не доказано, что в конструкции соответствующих объектов с момента их ввода в эксплуатацию вносились какие-либо изменения, влияющие на показатели энергетической эффективности зданий».
Десятый арбитражный апелляционный суд согласился с указанной позицией. Позиция Арбитражного суда Московского округа оказалась иной (дело А41-90181/2016), право на применение налоговой льготы кассация не подтвердила.
Стоит обратить внимание на то, что к спорам повышенный интерес проявляют не только стороны, в качестве третьего лица к делам привлекается Минэнерго России, так как этот орган устанавливает требования к энергетическим паспортам (на права и обязанности Минэнерго споры влияния не оказывают).
Есть и другие примеры отрицательной судебной практики. Так Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 марта 2017 г. по делу N А65-30815/2016 заявителю было отказано в признании права на применение налоговой льготы. При этом арбитражный суд руководствовался тем, что класс энергетической эффективности в соответствии с действующим законодательство можно определить только для многоквартирных домов.
Данное решение было оставлено без изменения Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 31 августа 2017 г. Такая судебная позиция мне представляется не соответствующей действующему законодательству, так как даже Минфин России в своих последних разъяснениях признал возможность применения налоговой льготы к зданиям отличным от многоквартирных домов.
Интересно, что ни одна судебная инстанция не берется разрешать споры по налоговой льготе с первого заседания. Одна сторона просит отложиться и подождать разъяснений финансового органа, судьи ждут позиций вышестоящих судов.
Я бы сказал, что у всех участников возникают сомнения в правильности применения льготы. Это означает, что необходимо применять ч. 7 ст. 3 НК РФ (неустранимые сомнения толкуются в пользу налогоплательщиков). Эта норма права создана для подобных споров.
Также стоит отметить, что с 1 января 2018 г. п. 21 ст. 381 НК РФ будет применяться только в том случае, если принят соответствующий закон субъекта РФ.
Это правило вводится в действие Федеральным законом от 30.09.2017 N 286-Ф ХЗ. Хотел почитать пояснительную записку к законопроекту, чем объясняют необходимость принятия закона субъекта РФ для применения льготы. Но не нашел этот законопроект в АСОЗД.
Удалось пообщаться с представителем Центрального аппарата ФНС относительно налоговой льготы в рамках студенческого юридического форума. Настроены категорично. Говорят, что необходимо оценивать волю законодателя, которая при установлении льготы была направлена на многоквартирные дома.
Мне же представляется, что у нас вносят изменения в законодательство, не задумываясь о возможных последствиях.
Наличие у нежилого здания паспорта, устанавливающего высокий класс его энергоэффективности, не является основанием для применения льготы по налогу на имущество
23.08.2018 Определение Верховного Суда РФ от 03.08.2018 № 309-КГ18-5076 по делу № А60-7484/2017
Налогоплательщик к торгово-административному зданию применил льготу, предусматривающую освобождение от налогообложения вновь введенного объекта недвижимости, имеющего высокий класс энергоэффективности, определяемый согласно законодательству РФ.
Сначала суды посчитали, что принадлежащее налогоплательщику здание соответствует требованиям, установленным в НК РФ, так как представленные обществом паспорта энергетической эффективности, подтверждающие соответствие зданий высокому и очень высокому классу энергетической эффективности, имелись и на дату принятия объектов к бухгалтерскому учету после реконструкции. Новые паспорта 2016 года лишь подтвердили присвоенные ранее классы энергетической эффективности.
Верховный Суд РФ не согласился с изложенными выводами, отметив следующее.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Законом об энергосбережении.
Из взаимосвязанных положений Закона следует, что класс энергетической эффективности как особая характеристика, отражающая энергетическую эффективность продукции, определяется в отношении товаров (оборудования и иного движимого имущества), а также в отношении многоквартирных домов.
Так как критерии для определения классов энергетической эффективности нежилых зданий отсутствуют, Суд пришел к выводу, что указанная льгота не применима к нежилым зданиям.
Льготы по налогу на имущество при изменении энергоэффективности здания
Льгота по налогу на имущество организаций, предусмотренная пунктом 21 статьи 381 Кодекса для объектов основных средств, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации определяются классы их энергетической эффективности, применяется в отношении вновь вводимых объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Кодекса, при наличии энергетического паспорта на день постановки объектов на учет (Письмо Минфина РФ от 02.02.2017 № 03-05-04-01/5599).
По мнению Минфина России, льгота по налогу на имущество не применяется, если отсутствовал энергетический паспорт, подтверждающий высокий класс энергетической эффективности, на дату постановки на бухгалтерский учет вновь вводимого объекта недвижимого имущества. В том числе в случае получения энергетического паспорта после даты постановки на учет.
Связано это с тем, что при последующем получении энергетического паспорта, подтверждающего высокий класс энергетической эффективности ранее поставленного на учет объекта недвижимого имущества, объект недвижимости не может считаться вновь вводимым на дату получения энергетического паспорта (Письмо ФНС РФ от 30.05.2017 № БС-4-21/10228@).
Таким образом, при изменении энергоэффективности здания льгота п.21 ст. 381 НК РФ не может применяться, если:
- энергетический паспорт отсутствовал на дату постановки на учет,
- либо не подтверждал высокий класс энергетической эффективности.
Энергетический паспорт дома нужен ради льготы по налогу на имущество организаций
Письмом от 06.04.2017 N БС-4-21/6430 ФНС направила письмо Минфина от 05.04.2017 N 03-05-04-01/19875 о порядке применения льготы по налогу на имущество организаций по пункту 21 статьи 381 НК – в отношении квартир в многоквартирном доме, имеющем высокий класс энергетической эффективности.
Пунктом 21 статьи 381 НК предусмотрено, в частности, что освобождаются от налога организации в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, – в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.
Постановлением правительства РФ от 25.01.2011 N 18 утверждены требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов. Класс энергетической эффективности включается в энергетический паспорт многоквартирного дома и определяется не только на основании расхода энергетических ресурсов на общедомовые нужды, но и с учетом иных показателей, предусмотренных правилами определения класса энергетической эффективности.
С учетом вышеизложенного ведомство полагает, что льгота, предусмотренная пунктом 21 статьи 381 НК, должна применяться в отношении имеющих высокий класс энергетической эффективности вновь вводимых многоквартирных домов, в том числе являющихся их неотъемлемой частью квартир и иных помещений при наличии энергетического паспорта многоквартирного дома.
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.