Сегодня рассмотрим тему: "как взаимодействуют фнс и фтс россии" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
В России есть 2 Федеральные службы – ФТС и ФНС, которые довольно часто решают общие задачи. Такие как сбор обязательных платежей, учет и контроль за плательщиками, перемещение товаров/работ/услуг и др. Поэтому не на пустом месте давно ходят активные слухи об объединении ФНС и ФТС России в единую госструктуру. По нашей информации, это должно было состояться уже в мае 2018 года. Однако, как обстоит дело сейчас?
Тесное взаимодействие ФТС и ФНС России основано хотя бы на том, что только два ведомства дают более 90% всех налогов, которые поступают в федеральный бюджет. Поэтому от того, как они будут вместе работать, во многом зависит устойчивость всей бюджетной системы в целом.
Ещё в 2015 году Президент России поставил задачи по интеграции основных администраторов бюджета – Налоговой службы и Таможенной службы – и созданию единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей. В итоге, обе Службы были переданы в ведение Минфина.
Они начали проводить совместную работу в этом направлении. В первую очередь, усилия были сосредоточены на создании цифровых платформ, внедрении новых технологий, которые позволяли бы более эффективно администрировать и контролировать выполнение своих обязательств перед налогоплательщиками и государством.
На 2018 год задачи по интеграции крупнейших администраторов и повышению эффективности работы выполнены. Об этом говорят:
- растущие показатели эффективности налогового и таможенного администрирования;
- рост поступлений платежей во все уровни бюджетной системы.
Это говорит о том, что совместная работа привела к обелению той части экономики, которая раньше не в полном объеме выполняла свои обязательства перед государством.
- снижение общей административной нагрузки на хозяйствующие субъекты;
- сокращение количества контролирующих органов;
- оптимизирован объём отчетности.
Это во многом результат того, что под контроль Налоговой службы было передано администрирование страховых взносов. В итоге, все налогоплательщики почувствовали сокращение административных отчетностей и барьеров.
В рамках совместной работы обе Службы в приоритетном порядке решают следующие задачи.
Удалось построить систему обмена данными в части выявления рисков между налогоплательщиками и участниками внешнеэкономической деятельности. Теперь совместная база данных позволяет и налоговикам, и таможенникам с учетом интеграции системы управления рисками выявлять тех налогоплательщиков:
- к которым нужно выходить на проверки;
- у кого нужно запросить дополнительную информацию.
Такой риск-ориентированный подход позволяет, с одной стороны, реже проводить проверки и экономить ресурсы, а с другой – более точечно выявлять нарушителей и повышать эффективность общей работы.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Ключевым звеном взаимодействия налоговых и таможенных органов должна стать система прослеживаемости товаров. Уже введены ее элементы:
1. Система ЕГАИС (заработала в рамках реализации алкогольной продукции).
2. Система маркировки (меховые изделия и др.).
Известно, что сейчас в рамках ЕАЭС идёт к финалу работа над соглашением, которое должно стать основой евразийского сегмента прослеживаемости товаров, ввезенных из третьих стран. Это тоже один из элементов обеления наиболее проблемных секторов экономики, связанных и с ВЭД, да и с внутренней экономикой. Эта система дает возможность устанавливать равные конкурентные условия для всех участников рынка.
Россия присоединились к так называемой системе Tax Free. Пока она функционирует в 12 регионах.
Её распространение дальше на регионы, на торговые точки дает возможность повышать товарооборот и, соответственно, увеличивать платежи.
Налоговые и таможенные органы совместно работают над улучшением качества администрирования и ликвидацией административных барьеров для добросовестного бизнеса.
Например, перед Федеральной таможенной службой до конца 2018 года стоит задача увеличить количество пользователей технологии единого лицевого счета не менее чем в 2 раза. При этом доля уплачиваемых платежей пользователями должна составлять не менее 50% от общей суммы.
С 1 ноября 2018 года ФТС должна запустить эксперимент по новой технологии взимания наложенных платежей в рамках интернет-торговли: покупатели должны уплачивать их в момент совершения покупки.
Такие технологии позволяют:
- безболезненно для покупателя пройти предусмотренное снижение порога беспошлинного ввоза;
- выравнить конкурентные условия интернет-торговли (с каждым годом увеличивается партия товаров, которая завозится без уплаты таможенных платежей, сборов, налогов).
В настоящее время реализуется масштабный проект по созданию электронных таможен, разделению мест таможенного оформления и фактического контроля.
Он очень важен с точки зрения снижения прямого контакта таможенников с участником внешнеэкономической деятельности.
Согласно последним новостям, объединение ФТС и ФНС России пока не произошло. Налоговики пока вытягивают таможенников на новый уровень взаимодействия с плательщиками.
Источник: сайт Минфина (выступление Министра финансов Антона Силуанова в совместном заседании коллегий ФНС России и ФТС России).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Стенограмма выступления В. И. Булавина на совместном заседании коллегии ФТС России и ФНС России 19 сентября 2018 г.
В мае текущего года руководством страны определены национальные цели и задачи в развитии Российской Федерации до 2024 года. Одна из основных стратегических задач состоит в ускоренном экономическом развитии страны. Важную роль в ее исполнении должна сыграть совместная деятельность ФТС России и ФНС России, направленная на обеспечение полноты поступления денежных средств в федеральный бюджет, создание комфортных условий проведения бизнеса, снижение доли теневого сектора в экономике.
С 2016 года таможенные и налоговые органы находятся под эгидой Министерства финансов. За это время накоплен значительный опыт совместной работы как на уровне центральных аппаратов, так и территориальных органов. Под руководством Правительства Министерством финансов ведется работа по созданию единого механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей, основой которых является сопряжение ведомственных информационных систем и систем управления рисками.
В настоящее время в единой автоматизированной информационной системе таможенных органов используются более 80 программных средств, автоматизирующих все процессы таможенного дела. С их помощью формируются 67 информационных ресурсов, позволяющих принимать управленческие решения, сокращая возможные риски, нарушения законодательства. Обеспечена возможность осуществления круглосуточного мониторинга процессов совершения таможенных операций в режиме онлайн информационной системой «Малахит». Анализ осуществляется более, чем по 400 различным показателям в разрезе ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов.
На сегодняшний день нашими ведомствами по утвержденным регламентам организован обмен информацией из баз данных. Его объем ежегодно увеличивается. Только в 2018 году таможенная служба направила в ФНС России информацию о более чем 3 млн деклараций на товары, 1 млн таможенных приходных ордеров, а также свыше 11 млн записей о товарах, фактически вывезенных за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. В свою очередь мы получили от налоговых служб более 7 млн записей о банковских счетах участников ВЭД, которые имеют задолженность по уплате таможенных платежей. Также мы получили свыше 1 млн сведений о нарушителях налогового законодательства.
Поступающие сведения от ФНС России и других государственных органов используются в аналитических системах, в системе управления рисками, на этапе постконтроля и в рамках правоохранительной деятельности. Информация о рисках в отношении налогоплательщиков включена в алгоритм автоматического категорирования участников ВЭД. Машина самостоятельно осуществляет анализ сведений по каждой компании и принимает решение без участия должностных лиц, к какой категории отнести ту или иную организацию. Благодаря этому удалось существенно расширить сектор низкого уровня риска, в отношении участников которого значительно снижена частота применения мер таможенного контроля, что упрощает административные процедуры и способствует сокращению сроков оформления товаров. Сейчас свыше 8 тысяч декларантов входит в зеленый сектор. Из них 6700 налоговой службой также отнесено к категории низкого уровня риска. На долю добросовестных участников ВЭД приходится чуть более 60% от общего количества деклараций на товары и 80% от общей суммы подлежащих к уплате таможенных платежей при ввозе и вывозе товаров.
Своевременный обмен информацией способствует работе по выявлению и пресечению деятельности фирм-однодневок. ФТС России предоставляет информацию о лицах, имеющих задолженность по оплате штрафов, о нарушении прибыли валютного законодательства, а также данные о выявленных признаках недостоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц. За последние три года нами передано информации о более, чем 3,5 тысяч таких организаций.
Важнейшим направлением работы, выстраиваемой на основе обмена информацией и осуществляемой под руководством Министерства финансов, является формирование национальной системы прослеживаемости товаров, которая в дальнейшем будет составной частью единого механизма прослеживаемости Евразийского экономического союза. В перспективе это позволит вывести из теневого оборота товарные и финансовые потоки на всем пространстве Евразийского экономического союза. В конечном итоге это позволит объединить в единую логически связанную цепочку все операции с товаром в процессе его жизненного цикла.
Отдельным элементом системы прослеживаемости стала автоматизация контроля за ввозом и оборотом маркированного товара. В ходе организации пилотного проекта по маркировке меховых изделий и изделий из меха, автоматизированной проверочной операции, сопоставления сведений, содержащихся в декларациях на товары, со сведениями, полученными из государственных информационных систем маркировки, позволяет выявлять случаи нелегального оборота товаров. При этом процесс проверки занимает всего одну минуту. Введение системы маркировки позволило в 2017 году увеличить в 1,5 раза количество задекларированных меховых изделий и увеличить в 2 раза объем таможенных платежей.
Результат информационного обмена широко применяется при совместной организации проведения таможенного и налогового контроля. Практика показывает рост результативности подобных мероприятий. За последние три года было проведено более 2 тысяч совместных проверок, по результатам которых таможенными органами было начислено 8,5 млрд рублей.
Подводя итоги нашего взаимодействия, отмечу следующие принципиальные моменты:
- внедрено в практическую деятельность ведомств планирование совместной работы как на уровне центрального аппарата, так и на региональном уровне;
- на постоянной основе налажен взаимный обмен информацией из баз данных;
- реализуется совместное использование сил и средств при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.
Самое главное, что от этой деятельности есть конкретный результат и значительный профилактический эффект. Достигнутый уровень совместной работы позволяет планировать нашу дальнейшую совместную деятельность. Совершенствование взаимодействия таможенных и налоговых органов должно быть основано на внедрении новых цифровых технологий, передовых практик и максимальной автоматизации процесса. Этому будет способствовать проводимое в настоящее время ФТС России масштабное реформирование таможенных органов. С 2017 года мы приступили к созданию сети территориально распределенных электронных таможен и центров электронного декларирования. До 2020 года планируется создать 8 региональных электронных таможен с центрами электронного декларирования во всех федеральных округах, электронную авиационную таможню московского авиаузла, специализированные центры электронного декларирования (морские, акцизные, энергетические). Имеющиеся информационные ресурсы сосредоточатся в главном центре обработки данных и будут обеспечивать комплексную автоматизацию деятельности таможенных органов. Это позволит перейти на новый уровень нашего взаимодействия, предполагающего передачу большого объема данных в режиме времени, близкого к реальному.
Мы должны и дальше совершенствовать систему межведомственного электронного взаимодействия. Необходимо обеспечить интеграцию баз данных других федеральных органов исполнительной власти, получить доступ к сведениям информационно-аналитических агентств, системного учета торговых сетей, а также наладить информационный обмен с нашими зарубежными коллегами. Получаемая информация должна автоматически встраиваться в алгоритмы работы информационных систем наших ведомств. Это позволит создать эффективный инструмент контроля, обеспечивающий с одной стороны надежные барьеры для недобросовестных предпринимателей, а с другой стороны делающий максимально незаметным действия наших ведомств для законопослушного бизнеса.
Уверен, что формат сегодняшнего мероприятия позволит предметно и всесторонне обсудить наиболее важные вопросы взаимодействия таможни и налоговых служб, а также выработать комплексные меры, направленные на повышение эффективности и качества нашей работы. Задачи, поставленные Министром финансов перед ФТС России, будут выполнены.
Налоговое администрирование осуществляют также таможенные органы, которые контролируют уплату двух федеральных налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ: НДС и акцизов — налогов, устанавливаемых НК РФ и администрируемых во всех остальных случаях налоговыми органами. Следует заметить, что таможенные органы имеют эксклюзивные полномочия по администрированию таможенных пошлин, не являющихся предметом рассмотрения в данном курсе по причине выведения их из состава налогов и регулирования их исключительно Таможенным кодексом. Таким образом, ряд полномочий налоговых органов передан таможенным органам, которые, как и органы внутренних дел РФ, налоговыми органами не являются, но входят в систему налогового администрирования, действуя строго в пределах своей компетенции, определенной соответствующими законодательными актами.
В связи с тем, что таможенные органы к числу налоговых органов не отнесены, но фактически призваны выполнять ряд присущих налоговым органам функций, в ст. 34 НК была включена норма, согласно которой они пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, связанные с взиманием налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Указанные органы действуют на основании таможенного законодательства РФ, НК, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также иными федеральными законами.
Федеральная таможенная служба (ФТС), которая с 2004 г. (Постановление Правительства РФ «Положение о Федеральной таможенной службе» от 21 августа 2004 г. № 429) находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ. Ранее таможенные органы функционировали в качестве самостоятельного Государственного таможенного комитета РФ.
ФТС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Полномочия ФТС, определенные указанным положением, достаточно обширны, однако в сфере налогового администрирования следует выделить лишь несколько полномочий. ФТС осуществляет:
- взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
- ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;
- выдачу лицензий на учреждение свободного склада;
- информирование и консультирование на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности;
- оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством РФ.
Крайне важным ограничением является то, что ФТС, как, впрочем, и ФНС, не вправе осуществлять в сфере налогов и сборов нормативно-правовое регулирование — его осуществляет исключительно Минфин.
ФНС и ФТС подчинены различным министерствам, однако они должны обеспечивать без лишних административных барьеров тесное взаимодействие. Под взаимодействием налоговых и таможенных органов понимается основанное на законе (нормативных правовых актах) и общности задач налогового, таможенного и валютного контроля, наиболее эффективное сочетание полномочий, методов работы и средств, присущих каждому из этих органов, в целях обеспечения полноты поступления налогов в бюджет, их взыскания и наложения штрафных санкций. Данные органы осуществляют взаимодействие и координацию по основным направлениям, представленным на рисунке.
В качестве основных форм такого взаимодействия можно выделить:
- издание совместных приказов, соглашений, инструкций;
- плановый и оперативный обмен информацией;
- организацию совместных рабочих групп;
- подготовку совместных аналитических материалов;
- подготовку согласованных предложений по совершенствованию законодательных и нормативно-правовых актов;
- согласование и утверждение планов совместной работы;
- совместные мероприятия по повышению квалификации кадров;
- проведение совместных служебных расследований.
Особое место среди этих форм занимает информационное взаимодействие ФНС и ФТС, осуществляемое исключительно на безвозмездной основе. Обмен информацией осуществляется в следующем порядке плановом — в установленные сроки и оперативном — инициативном и по запросам. Перечень такой информации определен Соглашением о сотрудничестве ФНС и ФТС от 14 июля 2005 г.
Плановый обмен информацией осуществляется в электронном виде через Межрегиональную инспекцию ФНС России по централизованной обработке данных и Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России, которые обеспечивают доведение плановой информации до территориальных органов по ведомственной принадлежности.
Оперативный обмен информацией в отличие от планового, реализуемого на федеральном уровне, осуществляется на всех трех уровнях взаимодействия: федеральном, региональном и местном.
Кроме оперативной информации, предоставляемой в обязательном порядке, существует регламентация представления оперативной информации по запросам налоговых и таможенных органов. Такое взаимодействие осуществляется на всех трех уровнях. Запрос оформляется в письменном виде на бланке соответствующего органа в произвольной форме с обязательным указанием причин данного запроса, наименования лица, о котором запрашивается информация, и изложением сути запроса. Он подписывается руководителем (его заместителем) испрашивающего органа и заверяется печатью.
При проведении мероприятий налогового и таможенного контроля ФНС и ФТС могут создавать совместные рабочие группы для эффективного решения стоящих перед ними задач. Такое взаимодействие может осуществляться на всех трех уровнях: федеральном, региональном и местном. Совместные проверки могут осуществляться в отношении участников ВЭД, лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, и лиц, осуществляющих оптовую и розничную торговлю ввезенными товарами.
Доминирующей формой является информационное взаимодействие таможенных и налоговых органов. Именно с развитием и модернизацией на новой технологической основе информационного обмена связываются основные усилия ФНС и ФТС по совершенствованию их взаимодействия.
В сентябре 2018 года в Манеже состоялось совместное заседание глав ФНС и ФТС. В ходе решения глобальных проблем были определены отдельные вопросы относительно дальнейшего плана совместной работы и формирования единого пути развития.
В своем докладе глава налоговой службы Мишустин обозначил общую деятельность ведомств в трех направлениях:
- обмен актуальной информацией, что является очень важным моментом для точечного выявления проблемных налогоплательщиков;
- взаимодействие в ходе совершения проверок. Тут вы узнаете, каких типов бывают налоговые проверки и как они проводятся;
- упрощение процедуры подтверждения экспорта.
Важно: в настоящее время таможенная и налоговые службы расширяют обмен информационной базой и увеличивают объем передаваемых данных различного направления.
В свою очередь министр финансов Силуанов обозначил что в выполнении поставленной Президентом РФ в 2015 году задачи перед ведомствами относительно администрирования особо важных вопросов, был сделан акцент на развитии цифровой информации. Как можно теперь обратиться в ФНС России с помощью новой функции на сайте – читайте по ссылке.
Благодаря этому ведомства с успехом на данный момент обмениваются данными, а также посредством наработанных инструментов исполняют обязанность перед государством и налогоплательщиками.
Что говорит Михаил Мишустин о взаимодействии ФТС и ФНС России вы можете посмотреть в этом видео:
Такое систематизирование обеспечило возможность моментально получать важную информацию и быть в курсе дела относительно происходящих правонарушений, что значительно увеличило наполняемость федеральной казны в 2018 году.
Кроме этого, прилагая общие усилия ведомства достигли:
- оптимизации отчетности для налогоплательщиков. Здесь вы узнаете, что такое оптимизация налогов и налоговой нагрузки, а также когда она возможна;
- сокращения количества отделов контролирующего органа;
- рациональное распределение административной нагрузки, что снизило ее давление на местах.
Важно: такое построение рабочего процесса увеличило доверие со стороны налогоплательщиков и сократило количество административной отчетности.
Дальнейшим шагом во взаимодействии ведомств станет формирование единой информационной базы относительно контроля передвижения товаров.
Формируя общие рабочий процесс, ведомства решают многие поставленные перед ними задачи и уже достигли в некоторых из них оптимального развития
Построение единой информационной системы обеспечивает возможность отслеживать и контролировать правонарушителей в сфере взаимодействия между налогоплательщиками и участниками внешнеэкономического рынка.
Это обеспечивает возможность:
- обоим ведомствам совершать проверки только по необходимости, что существенно экономит ресурсы;
- получать от подобных лиц развернутую информацию относительно деятельности и перемещения ими продукции, а также ее объемов;
- точечно контролировать правонарушителей благодаря отчетности таможни.
Этот момент является основным для обоих ведомств – контроль передвижения каждой единицы продукции обеспечивает возможность контролировать такие важные товары как спиртосодержащие или медикаменты. Для этой цели уже функционируют:
- Правила ЕГАИС;
- маркировка меховых и прочих изделий;
- финальное подписание соглашения евразийского сегмента относительно контроля товаров, поступающих из третьих стран мира.
Подключение к системе Такс фри обеспечивает увеличение товарооборота на достаточно большом уровне даже в тех точках, где его оборот предполагался на небольшом уровне.
На данный момент система работает в 12 регионах, но в ближайшее время планируется ее активное развитие.
Данный момент наравне с другими также имеет большое значение, так как построение правильной административной системы с равномерным распределением нагрузки на районные органы обеспечит легкость применения новых технологий и свободу уплаты налогов для добросовестных пользователей.
Они смогут в онлайн-режиме решать все свои вопросы, не теряя на это личное время. С этой целью перед ФНС стоит задача в ближайшее время повысить количество пользователей единого лицевого счета в 2 раза с уплатой ими налогов в системе до 50%.
С 1 ноября нынешнего года таможенная структура должна запустить новую технологию, согласно которой покупатель будет осуществлять в момент приобретения товара уплату наложенных платежей.
Это даст возможность:
- пройти покупателем беспроблемное преодоление порога беспошлинного ввоза;
- сделать ровными конкурентные условия интернет-продаж, которые ежегодно увеличивают количество оборота продукции, ввозимой без уплаты сборов, налогов и таможенных платежей.
Согласно последним новостям слияния двух ведомств пока не предвидится, на сегодня существуют определенные трудности в данном направлении по большей части у ФТС. Кроме этого по мнению многих экспертов данные ведомства не настолько обобщены в своих функциях, чтобы их можно было соединить воедино.
В Москве прошла объединенная коллегия ФНС и ФТС – больше информации содержится в этом видео:
Орган таможни и налоговая инспекция заключили договор, который подразумевает что они имеют право обмениваться информацией. Этому свидетельствует приказ ФНС и ФТС от 20.11.2017 No ММВ-7-2/950@/1815 «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу». Данный документ регулирует процесс передачи информации, их сроки.
Каким образом происходит передача данных. Какие сроки установлены.
По вышеуказанному приказу орган таможни имеет право передать результаты своих мероприятий в налоговую для того, чтобы последняя использовала их в своей деятельности. Сроки передачи информации заключаются в десять рабочих дней.
Результаты оперативных мероприятий таможни предаются по справке, без разглашения методов и тактики. Так же передача информации возможна только в том случае, когда не существует угроза деятельности органа таможни. При этом, если информация имеет государственную тайну, то в приказе есть пункт об ее рассекречивании.
Налоговая инспекция обязана отчитываться о применении информации от таможни не позднее чем 20-ого января и 20-ого июля каждого года. Но при этом, если налоговая не осуществляет данное действие, то на данный момент она не несет никакой ответственности за это.
Приказ имеет три главных пункта.
Первый — это разрешение передавать информацию органами таможни налоговой инспекции.
Второй — приказ раскрывает принцип рассекречивания государственной тайны.
Третий — отчет налоговой о том, что та использовала информацию от таможни.
Для людей, которые имеют бизнес такое нововведение достаточно опасно. Ввиду того, что вся информация с таможни будет поступать напрямую в налоговую.
Данный приказ не нужно воспринимать, как новую и агрессивную политику. Для тех компаний, которые осуществляют импорт и экспорт необходимо внимательно относится к своей деятельности.
Теперь данные, которые имеются у таможни автоматически становятся основанием для проверок и принятия решений налоговой инстанцией. Прежде чем давать какую-то информацию органам таможни, важно понимать всю суть дела.
Однако, существуют и плюсы такого приказа. Теперь налогоплательщикам не нужно лишний раз доказывать данные, которые предоставляет таможня. Такая ситуация может возникнуть с оценкой таможенной стоимости, которая связана с выплатами НДС. Но не все проблемы можно разрешить только лишь передачей таких данных.
По какой причине приказ вышел о взаимосвязи таможни и ФНС.
Связано это с тем, что именно орган таможни вправе осуществлять оперативные мероприятия на территории России. При этом в ст. 13 Федерального закона от 12.08.1995 No 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», подп. 8 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.11.2010 No 311-ФЗ «О таможенном регулировании» указано, что таможня может принимать участие в следственных действиях по уголовному производству. В результате своих правовых действий именно таможня владеет большой информацией о товаре.
Данный приказ немного ужесточает налоговую структуру. Важно знать, что существуют и иные приказы, которые гарантируют взаимодействие с налоговой инстанцией и других органов, способные осуществлять оперативные действия. Поэтому ничего нового приказ не принесет.
Сотрудничество планировалось еще задолго до выхода приказа. При этом еще в 2010 году было принято «Соглашение о сотрудничестве ФТС России и ФНС России» No ММ-27-2/1. В данной ситуации ФНС имел право воспользоваться информацией в следующих случаях.
1. Если чиновники выявят факт несоответствия между документами таможни и ФНС.
2. Если налогоплательщик заявил о том, что ставка на НДС нулевая, а обязанности по исполнению вступавшего в силу постановления, в которых принято решение по налоговым спорам, не исполнены.
3. Если налоговой инспекции необходимо приобрести доказательства для суда.
После всего этого налоговый орган решил выпустить от 20.10.2016 No ЗН-18-1/1103@ «О создании единой системы администрирования налоговых, таможенных платежей и страховых взносов». В связи с этим таможенный орган и ФНС практически сотрудничали друг с другом.
Приказ еще не действует полную силу, тем не менее, некоторые правонарушения уже были выявлены. В пример можно поставить случай, который описывается в методических рекомендациях от 13.07.2017 No ЕД-4- 2/13650@, приказ Минфина от 29.05.2017 No 317/ММВ-7-2/481. Двадцать участников рынка с мехом приняли решение легализовать свою деятельность. Ранее они не являлись налогоплательщиками и не оплачивали выплаты. Но инспектора уже давно настроили взаимосвязь между МВД.
Также такое взаимодействие государственных органов и ФНС совсем не новое событие. В статью 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» было внесено изменение о том, то можно направлять результаты следствия в налоговую инстанцию. Такое действие было совершенно для того, чтобы увеличить выявления по правонарушениям.
При всем этом была решена и другая проблема. Ранее в суде не принимались доказательства, которые были получены из информации от посторонних органов.
Что думают об этом люди, которые испытали данный приказ на практике.
Из-за того, что теперь таможенный орган и налоговая инстанции будут плотно сотрудничать, необходимо уделять нужное и особое внимание на документы, которые являются экспортно-импортными. Если произойдет камеральная проверка по этим документациям, тогда придется предоставить максимум материала проверяющим инспекторам. Конечно, осуществить полную проверку, а также поручиться за деятельность контрагентов невозможно. Именно поэтому появляется смысл предоставлять только те документации, которые осуществлены по отношению к постоянным и проверенным поставщикам. Все документы, в которых прописана небольшая сумма, особенно от непроверенных поставщиков, лучше не предоставлять вниманию налоговой проверке. В таком случае лучше выплатить НДС, чем по итогу получить полный отказ в возмещении суммы по НДС.
ФТС России: эффективное взаимодействие с государственными органами
13 июля 2016 года в пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция начальника Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России Валерия Селезнева по теме: «Совместные проверки ФТС России с иными государственными органами: эффективное взаимодействие».
Валерий Селезнев рассказал о специфике возложенных на Федеральную таможенную службу задач, которые подразумевают взаимодействие с различными федеральными органами исполнительной власти при их решении.
Федеральная таможенная служба в части осуществления проверочной деятельности приоритетное место уделяет взаимодействию с Федеральной налоговой службой России.
Основой нормативного регулирования такого взаимодействия является Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы от 21 января 2010 года № № 01-69/1/ММ-27-2/1. С момента его подписания в соглашение неоднократно вносились изменения, в том числе, в части расширения состава сведений, используемых при взаимном обмене информацией, что свидетельствует о готовности двух служб, ориентируясь на общую конечную цель – увеличение доходной части бюджета Российской Федерации, – быть открытыми и конструктивными в диалоге.
За продолжительное время сотрудничества выработаны подходы к совместному контролю, механизмы и инструменты реализации задач, а также базовые основы информационного обмена.
На сегодняшний момент перед ФТС России и ФНС России поставлены первостепенные задачи по объединению усилий, направленных на повышение собираемости бюджета. Указом Президента Российской Федерации от 15 января 2016 года № 12 Министерству финансов Российской Федерации переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела. В новых условиях были пересмотрены и подходы по проведению таможенного и налогового контроля.
В вопросах совершенствования деятельности сделан акцент на необходимость повышения эффективности проводимых совместных контрольных мероприятий.
Основой для реализации в этом направлении задач стал формируемый совместно двумя службами ежеквартальный план оперативных мероприятий по увеличению собираемости налоговых и таможенных платежей, который учитывает как направления совершенствования деятельности, так и формирование конкретных отраслей контроля.
В апреле 2016 года руководителями ФТС России и ФНС России утверждено Положение об организации проведения скоординированных контрольных мероприятий и мероприятий таможенного и налогового контроля по информации сторон. На региональные таможенные управления возложены функции по оценке эффективности выбора объектов контроля, формированию планов скоординированных контрольных мероприятий, а также учету и анализу результатов проверок. Планы проведения скоординированных с налоговыми органами контрольных мероприятий вырабатываются с учетом приоритетных направлений проверок, высоких предполагаемых доначислений, исходя из комплексного субъектно-ориентированного отраслевого подхода.
За 5 месяцев 2016 года проведено 282 проверочных мероприятия во взаимодействии с налоговыми органами, что на 18% больше, чем в аналогичном периоде 2015 года. Также увеличилась результативность проверочных мероприятий с 62% в 2015 году до 75% в 2016 году. Тенденция к увеличению наблюдается по доначислениям и взысканию. За 5 месяцев 2016 года по результатам проверочных мероприятий было доначислено 395,2 млн. руб., что на 252,6 млн. руб. больше, чем в аналогичном периоде 2015 г. и соответственно взыскано 119,4 млн. руб. (больше на 93,2 млн. руб.). Налоговыми органами было доначислено 252,6 млн. руб., что больше на 105,9 млн. руб. аналогичного периода и отказано в возмещении НДС более 794 млн. руб.
Динамика роста показателей по результатам скоординированных контрольных мероприятий говорит об эффективности проводимых мероприятий. Вместе с тем, таможенные проверки после выпуска товаров, включая совместные с налоговыми органами скоординированные контрольные мероприятия, также влияют на собираемость таможенных платежей на этапе декларирования и выпуска товаров. Так, после проведения контрольных мероприятий в отношении электроники и бытовой техники, которые проводились с 2013 года, в результате применения системы управления рисками, а также латентного влияния проведенных проверочных мероприятий на поведение участников рынка, взыскание таможенных платежей по данному направлению увеличилось более чем в 2 раза (с учетом разницы курса валют и изменения объемов ввозимого аналогичного товара).
С учетом положительного опыта взаимодействия по проверкам данной отрасли, выработаны алгоритмы по выбору объектов и проведению совместных проверок и по иным отраслям.
Аналитическая работа и таможенные проверки будут более эффективными, если налажен максимально оперативный информационный обмен между ФТС России и ФНС России, а также с иными федеральными органами исполнительной власти.
В настоящее время, ФТС России и ФНС России ведется работа по актуализации Соглашения о сотрудничестве ФТС России и ФНС России в части расширения перечня сведений, передаваемых как на плановой основе, так и в инициативном порядке.
Для оптимизации обмена информацией, имеющейся в распоряжении ФТС России и ФНС России, в настоящее время проводится работа по сближению информационных систем.
Эта работа станет, своего рода, одним из элементов механизма прослеживаемости движения товаров, или иными словами – сквозного контроля, от момента их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС до момента их передачи потребителю, в которой ФТС России принимает самое активное участие.
Введение такого механизма прослеживаемости движения товаров позволит федеральным органам исполнительной власти всех государств – членов ЕАЭС проводить эффективный государственный контроль, в том числе, в вопросах администрирования таможенных и налоговых платежей.
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.