Сегодня рассмотрим тему: "законодатели с 2019 - 2020 года урезали состав уплачивающих пониженные страховые взносы" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
Содержание
- 1 19.11.2018 | Истекает срок льгот по страховым взносам для УО/ТСЖ/ЖСК, применяющих УСН
- 2 Ставки пониженных тарифов страховых взносов в 2019 году
- 3 Законодатели с 2019 года урезали состав уплачивающих пониженные страховые взносы
- 4 Пониженные тарифы страховых взносов по УСН с 2019 года отменили
- 5 Законодатели с 2019 – 2020 года урезали состав уплачивающих пониженные страховые взносы
19.11.2018 | Истекает срок льгот по страховым взносам для УО/ТСЖ/ЖСК, применяющих УСН
31 декабря 2018 года заканчивается срок применения пониженных тарифов страховых взносов для ряда организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. Указанные льготы были ранее установлены лишь временно, и их продление в 2019 году действующим законодательством не предусмотрено. В настоящей статье разберем, какой же размер страховых взносов установлен с 01.01.2019 для УО/ТСЖ/ЖСК, работающих на упрощенной системе налогообложения (УСН).
Первоначально п. 3.4. Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — ФЗ № 212) было установлено, что в течение 2012–2018 годов для плательщиков страховых взносов, (в нашем случае, организаций, основной деятельностью которых является управление недвижимым имуществом, применяются пониженные тарифы страховых взносов, а именно: в Пенсионный фонд РФ — 20%, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0.
Однако ФЗ № 212 утратил силу с 1 января 2017 г. в связи с принятием нового Федерального закона от 03 июля 2016 г № 250-ФЗ, все вопросы, связанные с регулированием страховых взносов, перешли в главу 34 НК РФ.
В соответствии с пп. 3 п. 1.1 ст. 427 НК РФ для плательщиков, основным видом деятельности, которых является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, в течение 2017–2018 годов тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 20%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование — 0%.
Таким образом, с 2012 г. по 2016 г. (ФЗ № 212) и с 2017 г. по 2018 г. (НК РФ) в отношении организаций, находящихся на упрощенной системе налогообложения (далее — УСН) и осуществляющим управление недвижимым имуществом, действовали пониженные тарифы страховых взносов. Продление пониженных страховых взносов для таких организаций на 2019 г. не предусмотрено.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В 2019 г. пониженные тарифы останутся еще на несколько лет для следующих категорий плательщиков (пп. 7 и 8 п. 1 ст. 427 НК РФ):
- социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — НКО), применяющих упрощенную систему налогообложения (далее — УСН) и осуществляющих деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального);
- благотворительных организаций, применяющих УСН.
Размер страховых взносов для УО и ТСЖ с 2019 года
Плательщиками страховых взносов признаются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ)
До конца 2018 года действует ст. 426 НК РФ, которая устанавливает общие тарифы страховых взносов, и которую мы могли бы применять в будущем для определения размера страховых взносов. Вместе с тем, она с 1 января 2019 года Федеральным законом от 03 августа 2018 г. № 303-ФЗ ст. 426 признается утратившей силу, соответственно, применить ее к ТСЖ, ЖСК и УО в 2019 г. мы не можем.
Вместе с тем, есть ст. 425, которая в связи с изменениями, вступающими в силу с 1 января 2019 г. устанавливает следующий размер страховых взносов:
«1) на обязательное пенсионное страхование:
в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 22 процента;
свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 10 процентов;
2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9 процента;
на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации — 1,8 процента;
3) на обязательное медицинское страхование — 5,1 процента».
Таким образом, с 2019 г. взнос в ПФ РФ увеличится с 20 до 22%, в ФСС РФ составит 2,9%, а ФФОМС — 5,1%, что в сумме составит 30%. То есть размер страховых взносов, отчисляемых в бюджетные фонды, увеличится на 10% с 1 января 2019 г.
С 1 января 2019 г. ТСЖ, ЖСК, УК, применяющее упрощенную систему налогообложения, не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, а должны руководствоваться ст. 425 НК РФ.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В своем Письме Минфин России от 01 августа 2018 г. № 03-15-06/54260 указал, что в соответствии с протоколом заседания Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период от 12.07.2018 г. № 2 в основном одобрен проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, которым продление периода применения пониженных тарифов страховых взносов субъектами малого и среднего предпринимательства, занятыми в социальной и производственной сферах, не предусмотрено.
Таким образом, на настоящий момент продление пониженных тарифов страховых взносов не планируется, однако неизвестно, будут ли предприняты какие-то меры в дальнейшем, ведь нельзя исключать, что, опираясь на статистику, по прошествии времени законодатель сформирует иное мнение.
Очевидно негативным последствием складывающейся ситуации для УО/ТСЖ/ЖСК является недопустимость применения с 1 января 2019 года пониженных тарифов страховых взносов, что, разумеется, приведет к увеличению расходов по статье «Отчисления в страховые фонды».
Необходимо отметить, что с 01.01.2019 изменяются только страховые взносы, изменений (повышения, снижения) иных налогов и взносов, предусмотренных законодательством для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, не вводится.
Хочется предостеречь специалистов жилищной отрасли от необоснованного предположения, якобы законодатель повышением страховых взносов ухудшает положение именно организаций жилищно-коммунального комплекса — ведь нововведение касается не только лиц, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ, но и всех прочих организаций (с учетом некоторых указанных ранее исключений).
Узнайте об этих и других изменениях в бухгалтерском и налоговом учете для ТСЖ и ЖСК на вебинаре 31 января 2019 с участием И.А. Фельдмана.
Ставки пониженных тарифов страховых взносов в 2019 году
По общему правилу пониженные страховые взносы в 2019 году продолжат действовать в отношении некоторых категорий плательщиков. Однако сразу скажем, что не всех, кто привык ими пользоваться в 2018 году. Некоторых упрощенцев законодатели обделили. Рассказываем, сколько платить страховых взносов по сниженным тарифам в 2019 году.
Согласно Налоговому кодексу РФ, вопросы пониженных страховых взносов регулирует ст. 427. Их применяют в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования (п. 2 ст. 427 НК РФ).
Также учтите, что в пунктах с 4 по 13 этой статьи перечислены условия, выполнение которых даёт каждой льготной категории плательщиков право на пониженный тариф страховых взносов.
Традиционно, размер пониженных тарифов страховых взносов в 2019 году актуален для фирм и коммерсантов из отдельных сфер и/или обладающих определённым правовым статусом. Например, это спецрежимники из сферы IT-технологий, резиденты особых экномических зон, участники проекта «Сколково» и другие.
Далее вашему вниманию представлена таблица пониженных тарифов страховых взносов, из которой хорошо видно, на сколько выросли ставки страховых взносов на 2019 год для некоторых категорий плательщиков. Хоть формально и льготников.
Компании, работающие в технико-внедренческих, туристско-рекреационных зонах
Аптеки на ЕНВД и ИП-фамацевты
С 2019 года законодатели урезали состав применяющих пониженные ставки страховых взносов.
В частности, это следует из письма Минфин России от 01.08.2018 № 03-15-06/54260, в котором он ответил на вопрос о продлении действия пониженных тарифов страховых взносов в 2019 году в отношении некоммерческих и благотворительных организаций, а также малого и среднего бизнеса на УСН.
Министерство отмечает, что продление периода применения пониженных тарифов страховых взносов представителями малого и среднего бизнеса, занятыми в социальной и производственной сферах, не предусмотрено. При этом чиновники ссылаются на протокол заседания Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период от 12.07.2018 № 2, которым в основном одобрен проект Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
ФЗ от 3 августа 2018 года № 303 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», в частности, продлевает на 2019 – 2024 годы применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 20% только для следующих категорий плательщиков:
- социально ориентированных НКО на упрощёнке и ведущих деятельность в области социального обслуживания граждан, НИОКР, образования, здравоохранения, культуры и искусства (театры, библиотеки, музеи и архивы) и массового спорта (кроме профессионального);
- благотворительных организаций на УСН.
Таким образом, предприятия и коммерсанты, работающие в социальной и производственной сферах на УСН, пониженные тарифы страховых взносов с 2019 года не применяют. Законодатели лишили их этого права.
Большинство упрощенцев – фирм и ИП – с 2019 года обязаны применять по страховым взносам общий тариф 30%, поскольку льготный переходный период в 2018 году подошёл к концу.
Законодатели с 2019 года урезали состав уплачивающих пониженные страховые взносы
В письме от 01.08.2018 № 03-15-06/54260 Минфин России ответил на вопрос о продлении действия пониженных тарифов страховых взносов в отношении некоммерческих и благотворительных организаций, а также малого и среднего бизнеса на УСН после 2018 года.
Министерство отмечает, что продление периода применения пониженных тарифов страховых взносов субъектами малого и среднего предпринимательства, занятыми в социальной и производственной сферах, не предусмотрено. При этом чиновники ссылаются на протокол заседания Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период от 12.07.2018 № 2, которым в основном одобрен проект Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Совфедом 28.07.2018 принят ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах”, который, в частности, продлевает на 2019 – 2024 годы применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 20% только для следующих категорий:
- социально ориентированные НКО на упрощёнке и ведущие деятельность в области социального обслуживания граждан, НИОКР, образования, здравоохранения, культуры и искусства (театры, библиотеки, музеи и архивы) и массового спорта (кроме профессионального);
- благотворительных организаций на УСН.
Одно из главных изменений в сфере страховых взносов, действующее с 2019 года, это подросшие предельные базы по сумме выплат в пользу работника. Теперь лимиты установлены в размере ( п. 4-6 ст. 421 НК РФ, Постановление Правительства РФ от 28.11.2018 N 1426):
- 1 150 000 руб. для взносов на ОПС (было 1 021 000 руб.);
- 865 000 руб. для взносов на ВНиМ (было 815 000 руб.).
Но кроме того, изменились ставки страховых взносов, начисляемых с зарплаты и иных вознаграждений работников и лиц, с которыми заключены гражданско-правовые договоры.
Основные ставки страховых взносов для работодателей
Как вы помните, ранее в НК предусматривалось, что совокупный тариф в размере 30%, по которому исчисляют взносы большинство страхователей, будет действовать временно – в период с 2017 по 2020 гг. (ст. 426 НК РФ). А после указанного срока тариф взносов на ОПС должен был вырасти на 4% до 26%, а совокупный тариф – с 30% до 34% (пп. 1 п. 2 ст. 425 НК РФ в ред., действ. до 01.01.2019). Однако законодатели передумали. И указанные основные тарифы взносов с 2019 года переходят из разряда временных в постоянные. В связи с этим в 2019 году применяются прежние тарифы (п. 2 ст. 425 НК РФ):
- на ОПС – 22% в рамках предельной величины базы и 10% при ее превышении;
- на ВНиМ – 2,9%;
- на ОМС – 5,1%;
- на травматизм – от 0,2% до 8,5% (ст. 1 Закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ , ст. 1 Закона от 31.12.2017 N 484-ФЗ ).
Пониженные страховые взносы в 2019 году: ставки (таблица)
Как уже было сказано, основные ставки страховых взносов на 2019 год не изменились. И это, безусловно, хорошая новость. А вот с пониженными тарифами ситуация не столь радужная.
С 2019 года переходят с пониженных тарифов на основные сразу несколько категорий страхователей. К ним относятся:
- организации и ИП на УСН, ведущие определенные виды деятельности (пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ);
- организации и ИП на ЕНВД, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, в т.ч. аптеки (пп. 6 п. 1 ст. 427 НК РФ);
- ИП на патенте (пп. 9 п. 1 ст. 427 НК РФ).
Все перечисленные страхователи с 2019 года также должны платить взносы по ставке 10%, если выплаты в пользу их работников в течение календарного года превысят предельную базу.
Хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, которые занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности, а также организации и ИП, у которых есть соглашения с особыми экономическими зонами об осуществлении технико-внедренческой деятельности, с 2019 должны платить взносы на ОПС по ставке 20%, а не по 13%, как это было в 2018 году (пп. 1,2 п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 427 НК РФ).
Остальные страхователи, имевшие право платить взносы по пониженным тарифам в 2018 году, вправе применять их и в 2019 году.
В части пониженных тарифов страховых взносов в 2019 году произойдут следующие изменения:
Льготная категория
Взносы в 2019 году
Взносы в 2018 году
Фирмы, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (подп. 1 п. 1 ст. 431 НК РФ)
Фирмы и ИП, работающие в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне, а также в туристско-рекреационных особых экономических зонах (подп. 2 п. 1 ст. 431 НК РФ)
ОСС от ВНиМ — 2,9%
ОСС от ВНиМ — 2,9%
Упрощенцы (подп. 5 п. 1 ст. 431 НК РФ)
Вмененщики — аптечные организации и ИП с лицензией на фармдеятельность (подп. 6 п. 1 ст. 431 НК РФ)
ИП на ПСН (подп. 9 п. 1 ст. 431 НК РФ)
ОПС — 22% (10% — сверх предельной базы)
ОСС от ВНиМ — 2,9%
Какова ответственность за неуплату страховых взносов, см. здесь.
Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ внесены изменения в подпункт 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ, содержащий перечень видов экономической деятельности, на которые распространяются пониженные тарифы страховых взносов при использовании УСН. Норма в новой редакции не позволяет ТСЖ, применяющих УСН, использовать пониженные тарифы.
В ранее действующей редакции пп.5 п.1 ст.427 НК РФ содержалось наименование вида деятельности «управление недвижимым имуществом», что, согласно ст.110 и ст.135 ЖК РФ, давало право всем ТСЖ, применяющим УСН, пользоваться пониженными ставками страховых взносов.
С 01.01.2018 вступили в силу поправки, внесенные федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ, и в новой редакции упомянутый вид деятельности называется «Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе», что резко сужает сферу действия льготы по страховым взносам.
Необходимо отметить, что поскольку для существования ТСЖ необходимо, чтобы в таком ТСЖ состояло такое количество собственников помещений, которые владеют более 50% площади помещений в доме, а размер платы за «управление МКД» пропорционален площади помещений, то более 50% платы за управление вносят члены ТСЖ.
Учитывая то обстоятельство, что члены ТСЖ вносят плату на основании Устава ТСЖ, а собственники, не являющиеся членами ТСЖ, вносят плату на основании договоров, несложно определить, что объем получаемых ТСЖ средств именно на основании договоров не превышает 50%.
Поскольку менее 70% дохода по основному виду деятельности (ОКВЭД 68.32) ТСЖ получает не на договорной основе, право использования пониженной ставки страховых взносов при использовании УСН у ТСЖ утрачивается.
Пониженные тарифы страховых взносов по УСН с 2019 года отменили
До 2019 года «упрощенцы» могли платить страховые взносы по пониженным тарифам если одновременно соблюдались условия (Письмо Минфина от 25.01.2018 N 03-15-06/3961):
- доходы за текущий год не более 79 млн руб.;
- не менее 70% общей суммы доходов – доходы, связанные с одним из видов деятельности из пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.
Если оба условия выполняются, то можно начислять страховые взносы:
- на пенсионное страхование – по тарифу 20% с выплат, не превышающих предельную базу, с выплат сверх базы взносы не начисляйте;
- на ВНиМ и ОМС – по тарифу 0%.
Взносы «на травматизм» должны были начисляться по обычным тарифам – по ним льгот не было.
С 1 января 2019 года произошли изменения в части тарифов по страховым взносам (Федеральные законы от 03.08.2018 № 303-ФЗ и № 300-ФЗ).
Временный тариф на пенсионное страхование – 22 процента в рамках предельной базы и 10 процентов сверх лимита – стал постоянным. Повышать тарифы до 26 процентов по основному тарифу с 2021 года не будут.
Пониженные тарифы для некоммерческих и благотворительных организаций на упрощенке продлили до 2024 года. Эти страхователи и дальше будут платить только пенсионные взносы по тарифу 20 процентов.
Однако пониженные тарифы для компаний и ИП на упрощенке, аптек на ЕНВД и предпринимателей с патентами на 2019 год не продлили. Такие страхователи с 2019 года должны будут платить взносы на общих основаниях.
Итоговую таблицу с тарифами пониженных тарифов в 2019 году приводим в таблице:
Категории плательщиков страховых взносов
Законодатели с 2019 – 2020 года урезали состав уплачивающих пониженные страховые взносы
Цели: избежать повышения налоговой нагрузки после реформы.
Как действовать: пересмотреть оплату труда топ-менеджеров и оптимизировать оборот документов.
С 2019 года Минфин России планирует поднять ставку НДС с 18 до 22 процентов, а тариф страховых взносов опустить с 30 до 22 процентов. Эти планы уже окрестили реформой 22/22, а законодатели — налоговым маневром. Текста проекта пока нет, правительство должно представить его в мае. Но известно, что законодатели намерены отменить лимиты, при превышении которых тариф взносов в Пенсионный форд РФ снижался до 10 процентов, а в ФСС отменялся вовсе. Как скажется эта реформа на вашем бизнесе? Предлагаю расчетную модель в Excel, которая покажет влияние реформы: вырастет налоговая нагрузка или нет. Введите несколько показателей своей компании и вы получите готовый ответ для общего режима налогообложения, а также упрощенки с объектами «доходы» и «доходы минус расходы».
Какие изменения налоговой политики предусмотрены в модели
Все изменения налоговой политики, которые могут произойти в ближайшие годы, я разбил по пяти направлениям.
Расходы большинства компаний в 2019 году вырастут. Законодатели продвигают реформу 22/22 как налоговый маневр, который не увеличит нагрузку компаний. Основной их довод: НДС поднимут только на 4 процента, тогда как взносы уменьшат на 8 процентов. Но это лукавство. Компания платит налог на добавленную стоимость со всей добавленной стоимости, которую создает. В нее входят прибыль компании, зарплата работников, стоимость товаров, работ или услуг, купленных у упрощенцев, и все другие расходы, которые не содержат входного НДС. База для начисления налога на добавленную стоимость вырастет, если добавить к этому проблемы с вычетом входного НДС, который компания уплатила поставщику в составе цены: нет счета-фактуры, не та подпись в документах.
Согласитесь, добавленная стоимость в несколько раз больше, чем фонд оплаты труда работников, с которых считаются страховые взносы. Нагрузка компании снизится, только если она занимается трудозатратной деятельностью и заработная плата сотрудников — одна из ее основных статей расходов. Остальные компании ждет рост налоговой нагрузки, что приведет к увеличению цен, в том числе закупочных.
Налог на прибыль станет больше из-за снижения страховых взносов. Страховые взносы уменьшают налогооблагаемую прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Поэтому снижение тарифа взносов автоматически приведет к росту налога на прибыль. Компании, которые отражают в декларации прибыль, заплатят больше денег в бюджет, убыточные — покажут меньше убытка. При ставке налога на прибыль в 20 процентов снижение тарифа взносов на 8 процентов приведет к росту налога на 1,6 процента от фонда оплаты труда (8 × 20).
К примеру, если фонд оплаты труда за год составлял 120 млн рублей, то взносы уменьшатся на 9,6 млн рублей (120 млн руб. × 8%), а налог на прибыль вырастет на 1,92 млн рублей (9,6 млн руб. × 20%). Страховые взносы уменьшатся на 6,4 процента (8 – 1,6) или ((9,6 млн руб. – 1,92 млн руб.) : 120 млн руб. × 100)).
Взносы с заработной платы топ-менеджеров в 2019 году увеличатся. В планах законодателей отменить лимиты, при достижении которых взносы не платят или платят в меньшем размере. Эта инициатива может свести на нет экономию на взносах в 2019 году.
Сейчас, если зарплата физлица с начала 2017 года превысит 755 тыс. рублей, с последующих выплат в его адрес компания не платит взносы в ФСС (ст. 426 НК РФ, постановление Правительства РФ от 29.11.2016 № 1255). То есть экономит 2,9 процента от суммы превышения. Если зарплата работника превысит 876 тыс. рублей, то пенсионные взносы с последующих выплат начисляются по пониженному тарифу — 10 вместо 22 процентов. То есть с зарплат до 755 тыс. рублей компания платит 30 процентов взносов, с 755 001 до 876 000 рублей — 27,1 процента, свыше 876 тыс. рублей — 15,1 процента.
Если законодатели установят единый взнос 22 процента, то с зарплат топ-менеджеров придется отчислять больше, чем сейчас. Пограничный доход топ-менеджера — 1,966 млн рублей в год или 163 834 рубля в месяц. С этой суммы компания сейчас перечисляет страховые взносы в среднем по ставке 22 процента: 755 000 руб. × 30% = 226 500 руб., 121 000 руб. × 27,1% = 32 791 руб., 1 090 000 руб. × 15,9% = 173 310 руб. Общая сумма взносов 432 601 рубль (226 500 + 32 791 + 173 310) или 22 процента от годового дохода в 1,966 млн рублей. По существующей схеме с сумм, превышающих этот доход, компания платит взносы по тарифу 15,9 процента. А после реформы тариф станет 22 процента.
Страховые взносы и налог на прибыль у упрощенцев станут меньше. Сейчас компании на упрощенной системе налогообложения вправе платить страховые взносы по пониженному тарифу — 20 процентов, если соответствуют ряду условий. Например, признаются резидентами территории опережающего развития или свободной экономической зоны (подп. 11 и 12 п. 1, п. 10 ст. 427 НК РФ). Или занимаются льготируемым видом деятельности: производством пищевых продуктов, текстильным и швейным производством, транспортом и связью, управлением недвижимым имуществом и т. д. (подп. 5 п. 1, п. 6 ст. 427 НК РФ).
Льготы действуют только в 2017–2018 годах. С 2019 года все упрощенцы обязаны платить страховые взносы по общему тарифу, как и компании на общем режиме, — 30 процентов. Разница в 10 процентов существенна. Если же законодатели примут реформу 22/22, то для льготируемых упрощенцев рост составит всего лишь 2 процента. Но рост все равно будет. А отмена пределов и вовсе на них не скажется, поскольку для пониженных тарифов они не применяются и сейчас.
Если же упрощенцы не имеют права на пониженные тарифы, то реформа принесет им снижение страховых взносов на четверть. А поскольку спецрежимники не платят налог на добавленную стоимость, то его рост не погасит экономию на взносах, как у компаний на общем режиме.
Объект «доходы минус расходы»: повышение ставки НДС приведет к увеличению суммы входного НДС. Компания вправе признать его в расходах при расчете налога (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), значит, упрощенный налог немного уменьшится. По этой же причине снижение тарифов на взносы сократит расходы, признаваемые в учете. Это приведет к незначительному росту налога при упрощенке.
Но сумма расходов имеет значение, если компания отражает в декларации налог выше минимального. Иначе учет расходов никак не скажется на налоге, поскольку даже убыточная компания обязана заплатить минимальный налог — 1 процент от выручки за период (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).
Объект «доходы»: упрощенец вправе уменьшить налог на сумму взносов на обязательное и добровольное страхование, а также на пособия по временной нетрудоспособности, выплаченные за счет компании (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ). Но в целом снизить можно не более чем на 50 процентов. В расчетной модели мы учли лишь уменьшение налога на сумму страховых взносов на обязательное страхование. Если прочие выплаты существенны в вашей компании, то скорректируйте результаты анализа.
Страховые взносы в 2020 году не вырастут. С 2020 года реформа 22/22 станет выгодней для компаний, чем в 2019 году. Через три года текущая статья 425 НК РФ предусматривает уплату страховых взносов в бюджет исходя из тарифа 34 процента с выплат, которые не превышают предельные суммы. С выплат, которые выходят за предел, нужно перечислять только взносы на медицинское страхование по тарифу 5,9 процента. Если налоговый маневр 22/22 введут в действие, то он, с одной стороны, отменит планируемое повышение тарифов, но с другой — заставит платить взносы в полном объеме с любых выплат.
Чтобы оценить, как реформа скажется на компании, воспользуйтесь расчетной моделью.
Есть два варианта получить исходные данные. Первый вариант — взять цифры из налоговой отчетности за прошлый год или квартал. Такие данные больше подходят для расчета налоговых изменений. К примеру, в декларации по налогу на добавленную стоимость сразу можно увидеть выручку по операциям, которые облагаются НДС. А из суммы заявленных вычетов расчетным путем можно вычислить расходы, по которым они заявлены. Для этого разделите сумму вычета на ставку налога на добавленную стоимость — 18 и умножьте на 100. Из отчетности по страховым взносам возьмите данные о выплатах в пределах лимита и сверх него.
Налоговые данные позволяют оценить, как бы изменилась налоговая нагрузка вашей компании, если бы реформа действовала с 2016 или 2017 годов. Варьируя цифры, можно понять, при каких условиях нагрузка будет минимальной. Минус этого способа в том, что эти данные относятся к прошлым периодам и не учитывают рост или снижение оборотов компании, новые проекты и т. д. На это нужно сделать поправку при оценке расчетов.
Другой вариант — ввести в расчетную модель плановые данные на 2019 или 2020 годы, когда законодатели намерены ввести реформу в действие. Но плановые данные нужно скорректировать для налогового учета. Так, для расчета НДС выручку нужно брать только по операциям, которые облагаются НДС по ставке 18 процентов. Что будет со ставкой 10 процентов, пока неясно. К расходам, которые содержат входной НДС, относятся все покупные товары, работы или услуги, если выполнены условия для предъявления вычета НДС:
- поставщики применяют общий режим налогообложения и платят НДС в бюджет. То есть закупки у упрощенцев или предпринимателей на патенте здесь не учитывайте;
- товары, работы или услуги облагаются по ставке 18 процентов;
- товары, работы или услуги компания использует для деятельности, облагаемой НДС.
Плановые показатели оплаты труда поделите на выплаты, которые превышают и которые не достигают предела в 876 тыс. рублей. Чтобы не загромождать расчеты, я пренебрег тем, что с выплат в пределах от 755 001 до 876 000 рублей компания платит 27,1 процента. В расчетах тариф для всех выплат до 876 тыс. рублей по текущим правилам равен 30 процентам. Разница по одному человеку составит 3509 рублей ((876 000 руб. – 755 001 руб.) × 2,9%).
Возьмем для примера компанию, выручка которой за I квартал 2017 года составила 100 млн рублей. Стоимость товаров, работ и услуг, которые компания купила у поставщиков и по которым она вправе заявить вычет входного НДС, равна 40 млн рублей. Фонд оплаты труда в пределах 876 тыс. рублей на человека — 20 млн рублей, свыше предела — 2 млн рублей. По итогам квартала прибыль есть. Введем эти данные в таблицу, все остальное подсчитает расчетная модель.
Для компаний на общем режиме результат по 2019 году представлен в таблице 1. Поскольку выручка компании в 2,5 раза превышает расходы, которые содержат входной НДС, то после внедрения реформы нагрузка по налогу на добавленную стоимость вырастет. Из-за того что выплаты сверх лимитов невелики, общая нагрузка по страховым взносам снизится. Однако этой экономии не хватит, чтобы перекрыть рост налога на добавленную стоимость. В итоге компания заплатит на 1,2 млн рублей налогов больше.
С 1 января 2019 года установлены новые ставки и тарифы по страховым взносам. Льготные тарифы для большинства плательщиков взносов отменены Это следует из Федерального закона от 27.11.2017 № 361-ФЗ. В нашей таблице собраны ставки страховых взносов на 2019 год во внебюджетные фонды.
Прежде всего всем бухгалтерам нужно обратить внимание, что изменились ставки по взносам для УСН и ЕНВД. Из-за чего многим компаниям и ИП придется пересчитать платежи в ФНС, таблицу новых тарифов скачайте в журнале “Упрощенка”.
В 2019 году страховые взносы перечисляйте в налоговую инспекцию в соответствии с главой 34 НК РФ. Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ страховые взносы платят:
- лица, производящие выплаты и иные вознаграждения гражданам;
- индивидуальные предприниматели.
Если предприниматель имеет наемных работников или производит выплаты иным лицам, он одновременно относится и к первой, и ко второй группе плательщиков страховых взносов. А, значит, платит взносы и как работодатель, и за себя лично.
Работодатели исчисляют и уплачивают взносы в налоговую инспекцию:
- на обязательное пенсионное страхование;
- обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- обязательное медицинское страхование.
Также уплачиваются взносы в ФСС по травматизму — на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ, далее — Закон № 125-ФЗ). В данной статье мы поговорим только о взносах, начисляемых в соответствии с Налоговым кодексом. А по взносам по Закону № 125-ФЗ найдете информацию в отдельном материале правовой энциклопедии.
Размер тарифов для начисления взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование зависит:
- от категории плательщика (организация должна начислять взносы по общим тарифам или вправе применять пониженные тарифы взносов);
- от категории сотрудника, в пользу которого производятся выплаты;
- от суммы выплат, начисленных сотруднику в течение года (более величины предельной базы или менее этой суммы).
Если организация не имеет права на применение пониженных тарифов, то в отношении выплат она должна начислять страховые взносы по общим ставкам (ст. 426 НК РФ):
- взносы на обязательное пенсионное страхование — по тарифу 22% с выплат, не превышающих предельную базу в размере 1 150 000 руб. Сверх превышения такой базы применяется тариф 10%. Страховые взносы перечисляются одним платежным поручением без распределения взносов на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии. При этом КБК указывается тот, который предусмотрен для платежей, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии.
- взносы на обязательное социальное страхование – по тарифу 2,9% с выплат, не превышающих предельную базу в размере 865 000 рублей. Сверх превышения взносы не платятся;
- взносы на обязательное медицинское страхование — по тарифу 5,1% независимо от величины доходов. То есть взносы начисляются со всех выплат. Предельная база здесь не установлена.
Для льготных категорий плательщиков страховых взносов обложение сумм выплат, превышающих предельную величину базы, не предусмотрено (п. 2 ст. 427 НК РФ).
Что касается предпринимателей (плательщиков, не производящих выплаты в пользу физлиц), то размер взносов за себя они определяют исходя из минимального размера оплаты труда. А если сумма годового дохода превышает 300 000 руб., то также считается вторая часть личных взносов с суммы такого превышения (подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ).
В таблицах представлены тарифы взносов на 2019 год.
Тарифы по страховым взносам с зарплаты работников (нет льгот)
Общий процент отчислений в фонды остается прежним по сравнению с предыдущим годом – 30%, из них:
- 20% в Пенсионный фонд
- 2,9% в Фонд социального страхования
- 5,1% в Фонд медицинского страхования
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.