Сегодня рассмотрим тему: "о финансовой грамотности со школьной скамьи решение принято" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
Содержание
Россиян будут обучать финансовой грамотности со школьной скамьи
Москва. 3 декабря. INTERFAX.RU – Россиян начнут обучать финансовой грамотности уже со школы, рассказал первый вице-премьер – министр финансов РФ Антон Силуанов.
“Действительно, финансовая грамотность важна для наших граждан, поскольку все планируют свои собственные бюджеты, личные бюджеты, хранят деньги в банках, берут ипотечные кредиты”, – сказал Силуанов в понедельник в ходе совещания председателя правительства Дмитрия Медведева с вице-премьерами.
По его словам, от того, насколько рационально граждане будут подходить к своим тратам, насколько они будут проводить не подверженные рискам операции, будет зависеть в конечном счете и благосостояние людей и их семейный бюджет.
“Поэтому министерство финансов совместно с Центральным банком, с коллегами из других ведомств приняли план по повышению финансовой грамотности. Здесь действительно речь идет и о введении в образовательные стандарты и учебные материалы соответствующих параметров в части обучения финансовой грамотности наших школьников. Здесь речь идет о том, что мы подготовим не только учебные материалы, но и педагогов”, – сказал первый вице-премьер.
Также, по его словам, в процесс вовлекаются и регионы. В настоящий момент вовлечено около 40 субъектов РФ, где создаются центры по финансовой грамотности.
“Я в одном из таких центров был. Сам не помог, но посмотрел, как работает этот центр. Действительно, туда приходят граждане. Есть несколько консультантов, которые могут дать полную информацию о том, как лучше разместить деньги, где лучше взять кредит, по какой ставке, в какой валюте – потому что если помним, раньше у нас были проблемы с валютными ипотечными кредитами”, – заявил Силуанов.
О финансовой грамотности со школьной скамьи: решение принято
3 декабря 2018 года Дмитрий Медведев провёл совещание с вице-премьерами по поводу реализации Стратегии повышения финансовой грамотности населения.
Для её реализации Минфин и Центробанк вместе с другими органами власти подготовили «дорожную карту». В ней речь идёт об учебных программах, методических материалах, которые касаются финансовой грамотности всех, кто, по сути, интересуется этим вопросом. Это учащиеся, студенты и все остальные.
Глава Минфина А. Силуанов:
“Финансовая грамотность важна для наших граждан, поскольку все планируют свои бюджеты, хранят деньги в банках, берут ипотечные кредиты. От того, насколько рационально наши граждане будут подходить к своим тратам, проводить операции, не подверженные рискам, во многом будет зависеть их благосостояние, семейные бюджеты.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Поэтому Министерство финансов совместно с Центральным банком и коллегами из других ведомств приняло план по повышению финансовой грамотности. Речь идёт о введении в образовательные стандарты и учебные материалы соответствующих параметров в части обучения школьников финансовой грамотности. Мы подготовим не только учебные материалы, но и педагогов. В плане предусмотрена подготовка более 40 тысяч педагогов этой специальности, с тем чтобы школьники с самых младших классов могли получать знания о финансах”.
По инициативе Банка России, для которого повышение уровня финансовой грамотности жителей страны является одним из приоритетных вопросов, был разработан учебно-методический комплект «Основы финансовой грамотности». Документ получил одобрение Министерства образования и науки Российской Федерации и был выпущен издательством «Просвещение». Он рекомендован к применению школам, где начато преподавание финансовой грамотности.
В 2016 году Банк России и Минобрнауки России подписали соглашение о сотрудничестве в области повышения финансовой грамотности населения. В начале 2017 года была разработана дорожная карта, где перечислены мероприятия по включению основ финансовой грамотности в программы образовательных учреждений всех уровней – от детских садов до вузов. Запланирована и разработка предложений по внесению элементов данного предмета в ЕГЭ, это произойдет не ранее 2019-2020 годов.
Пилотное преподавание финансовых основ началось в школах 72 регионов, включая Ульяновскую область, где опорными школами стали гимназия № 34 и языковская средняя школа имени Н.М. Языкова.
– Повышение уровня финансовой грамотности молодежи – одно из приоритетных направлений деятельности Банка России, – отмечает управляющий Отделением Ульяновск Волго-Вятского ГУ Банка России Владимир Филимонов. – Очень важно, чтобы ребята в будущем имели грамотное представление о финансовых услугах и продуктах, об ответственности за принятые финансовые решения и умели правильно распоряжаться своими деньгами.
– Такой предмет, безусловно, нужен. Рынок финансовых услуг активно развивается, поэтому быть финансово грамотным – очень важно для современного человека. Финансовые знания, без сомнения, помогут нашим ученикам более успешно планировать свою жизнь, – говорит директор гимназии № 34 Людмила Токмакова.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Как отметили в Отделении Ульяновск Волго-Вятского ГУ Банка России, принять участие в пилотном преподавании основ финансовой грамотности может любая школа. При активном содействии специалистов Банка России в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования при Минобрнауки действует программа подготовки тьюторов (методистов) и переподготовки учителей по финансовой грамотности. Программа идет уже больше года. Все прошедшие ее специалисты получают удостоверения о повышении квалификации. Ограничений для приема желающих нет. Записаться на программу можно по ссылке http://www.apkpro.ru/423.html.
Материал подготовлен по информации Отделения Ульяновск Волго-Вятского ГУ Банка России
Климов: Финансовой грамотности нужно обучать со школы
Основам финансовой грамотности необходимо обучать еще со школьной скамьи. Причем занятия должны проходить не в виде скучных лекций, а в игровой форме. Такое мнение в комментарии корреспонденту сайта ONF .ru высказал член Центрального штаба Общероссийского народного фронта, руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.
Министерство образования и науки России включит преподавание финансовой грамотности в программу обучения детских садов, школ и вузов, сообщает РИА Новости. С этой целью ведомство подписало соглашение о сотрудничестве с Банком России. По словам главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, для Банка России вопросы повышения финансовой грамотности населения имеют первостепенное значение.
Отметим, что в конце прошлого года ЦБ начал внедрять меры по повышению финграмотности в 72 регионах и рассчитывает в 2017 г. охватить порядка 500 школ.
«Повышение финансовой грамотности населения – очень важная тема. Этому вопросу нужно уделять большое внимание. Ведь многие граждане не до конца понимают, какие последствия могут быть при принятии того или иного финансового решения», – сказал Виктор Климов.
По его словам, сегодня на рынке очень много услуг, которые требуют от людей определенной компетенции. «К сожалению, большинство наших граждан очень плохо ориентируются в тех услугах, которые предлагает финансовый рынок. Этим очень часто пользуются недобросовестные менеджеры. Основные проблемы связаны с получением кредитов, ипотеки, страховыми услугами», – отметил руководитель проекта «За права заемщиков».
Проблема, по словам Климова, заключается еще и в том, что существенная часть населения нашей страны, имея опыт жизни в СССР, продолжает считать, что государство в ответе за все. «Многие люди, когда подписывают тот или иной документ, не осознают, что с момента подписания договора они соглашаются со всеми условиями, прописанными в документе. Государство в данном случае может обеспечить только финансовые права граждан. Но оно не может и не обязано отвечать за финансовые интересы людей. Нужно четко понимать, что это отношения человека и коммерческой структуры. Они в этой ситуации находятся в равном статусе. Непонимание таких азбучных вещей и приводит к негативным последствиям. Именно поэтому обучать основам финансовой грамотности нужно еще со школьной скамьи», – сказал Климов.
Однако, по его мнению, уроки должны проходить не в виде скучных лекций, а в игровой форме. «Занятия по финансовой грамотности не должны превратиться в некий формализм. Очень важное направление работы нашего проекта – содействие финансовому просвещению россиян. В фокусе внимания – в первую очередь молодежь. Мы проводим уроки финансовой грамотности для школьников и студентов. Занятия проходят в интересном для молодого поколения формате – в виде игры. Благодаря этому на протяжении 1,5–2 часов материал очень хорошо усваивается. В игровом формате ребята моделируют различные ситуации, которые могут происходить на финансовом рынке. Если бы мы проводили занятия в виде лекций, то вряд ли материал так хорошо усваивался бы. Думаю, что люди, которые принимали решение о введении в образовательную программу предмета «Финансовая грамотность», это понимают, а следовательно, необходимые формы для обучения будут найдены», – заключил Климов.
Как потратить деньги с умом? Часто мы не успеваем вникнуть в нюансы финансовых операций и просчитать риски. А результат зачастую плачевный.
Поэтому планировать будущий бюджет теперь учат со школьной скамьи.
— Мы сегодня поговорим, откуда в семье берутся деньги, на что же тратятся деньги?
У третьеклассников 6-й гимназии — необычный урок. Сегодня они узнают, что такое семейный доход и каковы его основные источники. Это урок финансовой грамотности. То, что раньше обсуждали только дома, теперь входит в курс начальной школы. Задача детей — посчитать и распланировать бюджет семьи.
— Я узнала на уроке, что такое доходы и расходы, что такое профицитный и дефицитный бюджет. Взрослые, да, и вообще, все жадничают и покупают что-то лишнее, что им пока не надо. Нужно экономить воду и свет, выключать воду и свет, когда ты уходишь. Не тратить лишние деньги и отложить их на потом.
Жанна Бирюзова, учитель гимназии № 6 г. Архангельска:
— То, что наши дети получат экономические знания, будут экономически грамотными и в дальнейшем будут правильно строить ведение хозяйства в своих семьях, конечно, на мой взгляд, это здорово и правильно.
— По словам экспертов, чтобы навести порядок в своем кошельке, нужно в течение 2-3 месяцев записывать все свои траты. Заносить данные можно в компьютер или смартфон или просто записывать в блокнот. Таким образом можно избежать незаметных и, как правило, ненужных трат. Можно мне салатик, пожалуйста.
Подобные покупки могут вызвать, так называемый, «эффект капучино» — когда человек недооценивает мелкие траты, откликается на бесконечные распродажи. Из таких мелочей за год могут скапливаться пятизначные суммы. Конечно, полностью отказывать себе в удовольствиях не стоит. Но их тоже нужно планировать. Для этого достаточно соблюдать несколько правил:
— Вести учёт доходов и расходов.
— Не тратить больше, чем зарабатываешь.
— Не брать кредиты беспорядочно.
— Использовать финансовые инструменты для сбережения и накопления средств, изучать проверенные источники информации о них.
— Иметь финансовую «подушку безопасности».
— Сохранять все оригиналы документов о финансовых операциях.
Накопления на непредвиденные расходы эксперты советуют делать в любом случае, каким бы ни был ваш доход. Регулярно откладывать даже небольшую сумму. И хранить её на удобных для вас условиях в банке. Проверить банк можно на сайте Банка России. Там есть список тех, кто участвует в системе страхования вкладов. Эпоха, когда термин «финансовая грамотность» входил, разве что, в спецсловарь для экономических вузов, давно ушла в прошлое. Теперь навык управлять деньгами прививают уже со школы. А задачи по финграмотности, например, расчёт полной стоимости кредита, входят в ЕГЭ по математике, чтобы потом справиться с ними во взрослой жизни.
Прошли те времена, когда экономика была не заинтересована в финансовой осведомленности населения. Сегодня ситуация меняется, и для того чтобы экономика в России развивалась и крепла, нужно на государственном уровне проводить политику, направленную на повышение уровня экономической и финансовой грамотности трудового населения. Именно это позволит обеспечить участие всего народа в использовании финансовых, ресурсных и иных активов государства.
О важности финансового образования со школьного возраста делится своим мнением эксперт в области финансов, предприниматель, бизнесмен и инвестор Дмитрий Леус.
Финансовая грамотность, приобретенная еще в школьном возрасте, обеспечит большую вероятность обеспеченного, успешного и счастливого будущего. Напротив, финансово-экономическая безграмотность – это путь к бедности, нереализованности и, следовательно, к безрадостной и унылой жизни. Тотальная финансовая безграмотность населения – именно здесь кроется множество проблем и причин бедности. Недаром борьба с бедностью сегодня является национальным приоритетом. Но, сколько бы государство не выделяло средств на социальную помощь, сколько бы ни тратило усилий на повышение уровня жизни людей, как бы ни были доступны кредиты – полумерами здесь не обойтись. По моему глубокому убеждению, введение в школьный курс такого предмета как финансовая грамотность является одним из способов реализации государственной стратегической программы по преодолению бедности населения.
Чему должны научиться школьники во время уроков финансовой грамотности? Прежде всего, они должны приобрести навыки управления финансами, научиться вести личный и семейный бюджет, а потом уже и бюджет своей компании или предприятия. Также важнейшим навыком является умение сбалансировать доходы и расходы, а мы знаем, что большинство семей живут, в лучшем случае, от зарплаты до зарплаты, а чаще у них расходы превышают доходы – и человек, не умея свести концы с концами, бежит за кредитом, и так по кругу. Развитие финансового мышления позволит оперировать такими понятиями, как активы, денежный поток, сбережения, инвестирование и многие другие – раньше в школе таким вещам не обучали, к сожалению.
Сегодня грамотные дети, а завтра – просвещенный народ
Важно, чтобы на уроках школьники получали теоретические знания, но также обязательно они должны учиться применять полученные знания и на практике. Финансовая просвещенность идет рядом с экономической и юридической. Базовые знания в этих направлениях должен иметь возможность получить каждый сегодняшний ребенок. «Сегодня – дети, а завтра – народ», как сказал наш известный классик Сергей Михалков. Уверенные в себе люди, счастливые и довольные, нацеленные на служение обществу – это не пафос, а насущная потребность современного общества. Если перефразировать упомянутого мной классика, то «сегодня – грамотные дети, а завтра – просвещенный народ». Именно просвещенный народ крайне необходим для процветания нашей страны и становления успешной экономики!
О финансовой грамотности со школьной скамьи: решение принято
Россиян будут обучать финансовой грамотности со школьной скамьи
Москва. 3 декабря. INTERFAX.RU – Россиян начнут обучать финансовой грамотности уже со школы, рассказал первый вице-премьер – министр финансов РФ Антон Силуанов.
“Действительно, финансовая грамотность важна для наших граждан, поскольку все планируют свои собственные бюджеты, личные бюджеты, хранят деньги в банках, берут ипотечные кредиты”, – сказал Силуанов в понедельник в ходе совещания председателя правительства Дмитрия Медведева с вице-премьерами.
По его словам, от того, насколько рационально граждане будут подходить к своим тратам, насколько они будут проводить не подверженные рискам операции, будет зависеть в конечном счете и благосостояние людей и их семейный бюджет.
“Поэтому министерство финансов совместно с Центральным банком, с коллегами из других ведомств приняли план по повышению финансовой грамотности. Здесь действительно речь идет и о введении в образовательные стандарты и учебные материалы соответствующих параметров в части обучения финансовой грамотности наших школьников. Здесь речь идет о том, что мы подготовим не только учебные материалы, но и педагогов”, – сказал первый вице-премьер.
Также, по его словам, в процесс вовлекаются и регионы. В настоящий момент вовлечено около 40 субъектов РФ, где создаются центры по финансовой грамотности.
“Я в одном из таких центров был. Сам не помог, но посмотрел, как работает этот центр. Действительно, туда приходят граждане. Есть несколько консультантов, которые могут дать полную информацию о том, как лучше разместить деньги, где лучше взять кредит, по какой ставке, в какой валюте – потому что если помним, раньше у нас были проблемы с валютными ипотечными кредитами”, – заявил Силуанов.
Чем быстрее вы усвоите эти базовые понятия, тем толще будет ваш кошелёк.
В российских образовательных стандартах огромное количество предметов, которые должны подготовить ребенка к жизни. Однако один ключевой жизненный навык чиновники образования обходят стороной (но сейчас ситуация меняется).
Курс финансовой грамотности позволит школьнику принимать более взвешенные решения в денежных вопросах в дальнейшей жизни. Такие дети смогут откладывать деньги, грамотно составлять бюджет (личный и семьи) и инвестировать.
Предлагаем начать преподавание основ финансовой грамотности прямо сейчас с пяти базовых понятий этой непростой, но полезной науки. Они составлены на основе рекомендаций журнала Forbes. Усвоить их будет нелегко, потребуется длительная практика, но они принесут вам финансовую независимость в будущем.
Грамотно составленный бюджет поможет вам быть царем своих личных финансов и позволит избежать лишних трат. В век интернета довольно легко распланировать свой бюджет при помощи сайтов или приложений. Например, подойдет сайт ХаниМани.
При помощи таких сайтов вы легко посчитаете все свои траты и доходы – даже если у вас все плохо с математикой. Сервисы, если их использовать правильно, покажут вам, куда на самом деле уходят ваши деньги.
Если вы не ведете бюджет, вам будет трудно посчитать, откуда пришли деньги и что с ними произойдет потом, поэтому обучение финансовой грамотности стоит начать с планирования бюджета.
В курсе математики мы можем встретить такое понятие, как сложные проценты. Это одно из понятий, которые стоит усвоить из «ненужной» математики, чтобы понять, как много вам придется платить денег несколько лет за небольшой кредит в настоящем.
Понимание всех тонкостей начисления процентов поможет вам лучше распоряжаться собственными деньгами. Постарайтесь быстрее усвоить науку о процентах и научите детей – чем раньше, тем лучше.
Это очевидный факт: чтобы долго оставаться на плаву, необходимо откладывать деньги. Однако школьники, студенты и молодежь недооценивают важности этого понятия. Конечно, им трудно представить себе потерю работы или выход на пенсию – это ждет их в далеком будущем. Но если начать откладывать деньги со школьной скамьи, это позволит к зрелому возрасту набить все шишки и получить четкое понимание, как это делать и зачем.
Самый простой способ начать откладывать деньги: пожелать какую-нибудь дорогую вещь. Движение к цели поможет детям усвоить все премудрости ограничивания себя и своих мелких желаний. Это будет нелегко, но методика оправдает себя дополнительно усвоенными усердием и терпением.
Американские горки здесь, пожалуй, не лучший образ. Скорее это нисходящая спираль. В чем суть? Куда проще испортить кредитную историю, чем заработать её, особенно сложно восстанавливать испорченное доверие. Поэтому важно научить еще детей тому, что такое долг и как важно отдавать его в срок.
Кредит может стать очень полезной вещью, если пользоваться им правильно. Ошибки молодости не раз вспомнятся вам в будущем, поэтому важно как можно раньше объяснить ученику, для чего необходим кредит, как им пользоваться и как не стать должником.
В современном мире проблема безопасности личных данных особенно важна. Все переведено в цифру и почти все из нас что-нибудь заказывали онлайн – мы все под угрозой мошенничества. Понять важность безопасного хранения своих данных (особенно паролей и персональной информации) – значит, сохранить в целости свои сбережения.
Даже при всех предосторожностях, кража может произойти (знаем мы и такие истории), но это не повод не охранять свои накопления от угроз всеми возможными способами.
Составляете ли вы бюджет и откладываете деньги? Может быть, у вас есть продвинутые методы, которыми вы были бы рады поделиться с нашими читателями? Присылайте ваши истории, советы и лайфхаки на адрес [email protected]. Сделаем вместе подборку для обучения молодежи, приуроченную к неделям финансовой грамотности в России!
Также предлагаем вам познакомиться с материалами Инновационного образовательного центра «Мой университет» о Днях финансовой грамотности в российских школах.
Чем быстрее вы усвоите эти базовые понятия, тем толще будет ваш кошелёк.
В российских образовательных стандартах огромное количество предметов, которые должны подготовить ребенка к жизни. Однако один ключевой жизненный навык чиновники образования обходят стороной (но сейчас ситуация меняется).
Курс финансовой грамотности позволит школьнику принимать более взвешенные решения в денежных вопросах в дальнейшей жизни. Такие дети смогут откладывать деньги, грамотно составлять бюджет (личный и семьи) и инвестировать.
Предлагаем начать преподавание основ финансовой грамотности прямо сейчас с пяти базовых понятий этой непростой, но полезной науки. Они составлены на основе рекомендаций журнала Forbes. Усвоить их будет нелегко, потребуется длительная практика, но они принесут вам финансовую независимость в будущем.
Грамотно составленный бюджет поможет вам быть царем своих личных финансов и позволит избежать лишних трат. В век интернета довольно легко распланировать свой бюджет при помощи сайтов или приложений. Например, подойдет сайт ХаниМани.
При помощи таких сайтов вы легко посчитаете все свои траты и доходы – даже если у вас все плохо с математикой. Сервисы, если их использовать правильно, покажут вам, куда на самом деле уходят ваши деньги.
Если вы не ведете бюджет, вам будет трудно посчитать, откуда пришли деньги и что с ними произойдет потом, поэтому обучение финансовой грамотности стоит начать с планирования бюджета.
В курсе математики мы можем встретить такое понятие, как сложные проценты. Это одно из понятий, которые стоит усвоить из «ненужной» математики, чтобы понять, как много вам придется платить денег несколько лет за небольшой кредит в настоящем.
Понимание всех тонкостей начисления процентов поможет вам лучше распоряжаться собственными деньгами. Постарайтесь быстрее усвоить науку о процентах и научите детей – чем раньше, тем лучше.
Это очевидный факт: чтобы долго оставаться на плаву, необходимо откладывать деньги. Однако школьники, студенты и молодежь недооценивают важности этого понятия. Конечно, им трудно представить себе потерю работы или выход на пенсию – это ждет их в далеком будущем. Но если начать откладывать деньги со школьной скамьи, это позволит к зрелому возрасту набить все шишки и получить четкое понимание, как это делать и зачем.
Самый простой способ начать откладывать деньги: пожелать какую-нибудь дорогую вещь. Движение к цели поможет детям усвоить все премудрости ограничивания себя и своих мелких желаний. Это будет нелегко, но методика оправдает себя дополнительно усвоенными усердием и терпением.
Американские горки здесь, пожалуй, не лучший образ. Скорее это нисходящая спираль. В чем суть? Куда проще испортить кредитную историю, чем заработать её, особенно сложно восстанавливать испорченное доверие. Поэтому важно научить еще детей тому, что такое долг и как важно отдавать его в срок.
Кредит может стать очень полезной вещью, если пользоваться им правильно. Ошибки молодости не раз вспомнятся вам в будущем, поэтому важно как можно раньше объяснить ученику, для чего необходим кредит, как им пользоваться и как не стать должником.
В современном мире проблема безопасности личных данных особенно важна. Все переведено в цифру и почти все из нас что-нибудь заказывали онлайн – мы все под угрозой мошенничества. Понять важность безопасного хранения своих данных (особенно паролей и персональной информации) – значит, сохранить в целости свои сбережения.
Даже при всех предосторожностях, кража может произойти (знаем мы и такие истории), но это не повод не охранять свои накопления от угроз всеми возможными способами.
Составляете ли вы бюджет и откладываете деньги? Может быть, у вас есть продвинутые методы, которыми вы были бы рады поделиться с нашими читателями? Присылайте ваши истории, советы и лайфхаки на адрес [email protected]. Сделаем вместе подборку для обучения молодежи, приуроченную к неделям финансовой грамотности в России!
Также предлагаем вам познакомиться с материалами Инновационного образовательного центра «Мой университет» о Днях финансовой грамотности в российских школах.
Об этом “Российской газете” сообщил директор проекта Минфина России и Всемирного банка “Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ” Андрей Бокарев, также возглавляющий в министерстве департамент международных финансовых отношений.
По его словам, проект продлили до конца 2020 года, а сейчас идет работа над расширением региональной базы учебно-методических центров, которые будут готовить преподавателей финансовой грамотности для школ. До конца этого года такие центры будут охватывать половину страны.
Андрей Андреевич, в каком формате сейчас преподают в школах основы финансовой грамотности? Это факультатив или обязательный предмет?
Андрей Бокарев: Есть несколько подходов. Первый – вводить ее в качестве отдельного предмета, что пока не совсем оптимально, так как часто ведутся разговоры о перегруженности детей и чрезвычайной насыщенности школьной программы. Поэтому мы выбрали два других варианта.
Федеральный закон об образовании позволяет школам самостоятельно выбирать курсы и программы для внеурочной деятельности и факультативов. Это дает возможность вводить основы финансовой грамотности, но за рамками обязательной программы. Каждая школа, регион, город вправе это решить сами.
Помимо девяти регионов, где у нас проект идет на протяжении нескольких лет (Татарстан, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края, Архангельская, Саратовская, Калининградская, Томская и Волгоградская области. – Прим. ред.), ряд других субъектов Федерации и школ используют наши наработки и методические материалы и внедряют преподавание основ финансовой грамотности по своему усмотрению.
Мы работаем над тем, чтобы отдельные аспекты, связанные с финграмотностью, включили в обязательные к преподаванию курсы в школе. В первую очередь, это математика, обществознание, основы экономики, география, история, ОБЖ и литература.
Кстати, в начале апреля в рамках недели финграмотности для детей и молодежи на базе экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова состоится конференция “Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев”. Школьники 7-11-го классов представят результаты исследований на основе, например, “Мертвых душ” Н. Гоголя, “Преступления и наказания” Ф. Достоевского и других писателей.
Когда элементы основ финансовой грамотности в школах и вузах станут обязательными?
Андрей Бокарев: Работа идет по нескольким направлениям с точки зрения расширения или уточнения федеральных государственных образовательных стандартов, в частности, в области обществознания. Это означает, что теперь уже во всех учебных пособиях, которые станут по этому предмету выпускать, будет присутствовать аспект финансовой грамотности.
В дисциплине “право” есть раздел “гражданское право”, и мы предлагаем, например, в рамках этой темы рассматривать аспекты, связанные с заключением договоров между кредитором и заемщиком, или с защитой прав потребителей финансовых услуг. Здесь мы ведем работу с Банком России и даем предложения минобрнауки.
Проект минфина и Всемирного банка заканчивается в 2019 году, но до 2023 года действует национальная стратегия в этой области. Для школ, желающих участвовать в проекте, что-то изменится?
Андрей Бокарев: Сейчас мы работаем над расширением региональной базы учебно-методических центров, которые будут готовить преподавателей финансовой грамотности для школ. До конца этого года такие центры охватят половину страны (более 40 регионов). Кроме того, мы стали активно использовать возможности и практику постоянных участников проекта, чтобы они делились опытом с другими регионами. Например, в Томской области есть региональный центр финансовой грамотности, который предоставляет возможность обучения представителям соседних регионов. К ним приезжают коллеги, чтобы каждый раз не обращаться в Москву. То есть, по сути, мы переходим на упрощенную схему работы.
Также мы приняли решение продлить проект до конца 2020 года для того, чтобы обеспечить максимально широкое распространение уже созданных в его рамках продуктов и материалов по всей стране.
Недавно при поддержке минфина для взрослого населения были сняты видеоролики о финансовых услугах на примере работы девушки в банке. Причем авторы касались не только темы защиты прав потребителей финансовых услуг, но и банальной порядочности, воспитания. Планируете снимать ролики для школьников?
Андрей Бокарев: Мы над этим работаем. Очевидно, что такая форма подачи очень востребована. Мы снимаем не только видео, но и делаем инфографику, а в этом году запустили “Азбуку финансовой грамотности” со “Смешариками”. Регионы и все учебные заведения имеют возможность использовать эти материалы на семинарах, фестивалях. В случае проявления заинтересованности мы стараемся оказать техподдержку в организации мероприятий.
По вашему мнению, насколько сегодня смышленое подрастающее поколение?
Андрей Бокарев: Исследования демонстрируют, что школьники по всему миру становятся все более активными пользователями финансовых услуг. Если говорить о России, то 85 процентов подростков копят деньги из разных источников, больше 70 процентов делают покупки через Интернет, каждый второй оформлял страховой полис на разные случаи. Цифры говорят сами за себя.
Начиная с 2012 года мы участвуем в оценках, проводимых Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Сейчас методология предусматривает оценку уровня знаний 15-летних школьников мира. В 2015 году мы поднялись на четвертое место с десятого в 2012-м. Позади остались, например, Австралия, Нидерланды. За это время можно говорить о существенном прогрессе российских школьников. Причем важно обратить внимание, что исследование ОЭСР применительно к России проводилось в 42 регионах, то есть оно репрезентативно.
Немалую роль в повышении уровня финансовой грамотности наших школьников сыграли мероприятия минфина. К следующему году число подготовленных педагогов, получивших сертификаты методических центров на обучение школьников, достигнет 30 тысяч по стране, включая учителей сельских школ. Это в два раза больше, чем в начале этого года. Правда, сюда входит часть тех преподавателей, которые пройдут повышение квалификации заново.
Родители могут проверить сертификаты на подлинность? Где гарантия, что тот, кто учит ребенка, сам разбирается в предмете?
Андрей Бокарев: Конечно, сертификат можно проверить. Все преподаватели, кто официально проходит эти курсы обучения, получают сертификат установленного образца, который подтверждает, что они прослушали определенный курс. Кроме того, существует система тестирования оценки знания, поэтому ситуация, когда на выходе будет стоять галочка за участие и присутствие, исключена. Только в случае успешной сдачи теста педагог получает сертификат.
Андрей Бокарев: Начните включать ребенка в обсуждение семейных вопросов в части финансов, спрашивать его мнение. К сожалению, более чем 70 процентов российских семей, имеющих детей до 16 лет, о финансах с детьми вообще не говорят. Безусловно, это не значит, что мы должны детально, до малейших подробностей обсуждать с детьми бюджет семьи, но они должны быть причастны к этой теме, понимать, что у них тоже есть право голоса и они могут высказать пожелания. Это позволит им лучше понимать объем семейного бюджета, уровень доходов, что на данном этапе семья себе может позволить, а что – нет. В этом случае снижается риск, что ребенок будет просить от родителей больше, чем они могут себе позволить.
C 9 по 22 апреля пройдет IV Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи, в ее рамках запланировано более 30 тысяч мероприятий, в которых могут принять участие все желающие, в том числе взрослые. Узнать, где они пройдут в вашем регионе, можно на сайте вашифинансы.рф.
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.