Сегодня рассмотрим тему: "какие изменения повлияли на повышение собираемости налогов в россии" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
Содержание
Какие изменения повлияли на повышение собираемости налогов в России?
На сегодня одни из приоритетных задач, стоящих перед кабинетом министров России – улучшить администрирование доходов и повысить собираемость налогов. О том, что для этого уже сделано, читайте в обзоре.
Бюджетная политика в 2017-2018 годах в России построена на основополагающем принципе – все расходные обязательства должны финансироваться:
- не в ущерб макроэкономической стабильности и предсказуемости (т. е. не за счет конъюнктурных доходов – принцип «бюджетныех правил»);
- в рамках текущей – не низкой для добросовестных налогоплательщиков – налоговой нагрузки (принцип «фискальной нейтральности»).
Такой подход создаёт стимул для выработки мер с ненулевой суммой – таких как:
- значительное повышение собираемости налогов за счет сокращения теневого сектора;
- повышение отдачи от госактивов;
- сокращение неэффективных расходов (как прямых, так и встроенных в структуру налоговой системы).
Такие меры не только обеспечивают положительный эффект с фискальной точки зрения, но и способствуют созданию положительных структурных изменений – то есть структурной трансформации экономики.
Существенно на уровень собираемости налогов и администрирования доходов в целом повлияло:
- создание справедливых конкурентных условий;
- улучшение условий ведения бизнеса, в т. ч. сокращение теневого сектора.
Так, внедрение новых технологий и постепенное формирование единого информационного пространства администрирования позволили без увеличения налоговой нагрузки значительно повысить собираемость доходов бюджетов. При этом повышение собираемости налогов способствует не только мобилизации доходов, но также позволяет:
- устранить неравные конкурентные условия;
- способствует перераспределению трудовых и материальных ресурсов в пользу эффективных собственников и менеджеров от тех, кто получал конкурентные преимущества за счет недобросовестного поведения.
Успешно завершен основной этап внедрения системы онлайн-передачи данных о розничных продажах на основе применения специальной контрольно-кассовой техники.
Какие изменения повлияли на повышение собираемости налогов в России?
Как повышали НДС
НДС — первый по собираемости налог в России и крупнейший источник доходов бюджета, не считая поступлений от нефти и газа. В 2017 году государство получило 5,1 трлн руб. от НДС — 34% всех доходов бюджета. Этот налог действует в России с 1992 года. Тогда ставка была максимальной и составляла 28%. С 1993 года НДС понизили до 20%, а с 2004 года — до 18%. Кроме НДС с 1998 по 2004 год дополнительно взимался налог с продаж до 5%.
Видео (кликните для воспроизведения). |
О планах повысить НДС правительство объявило в середине июня. В отличие от законопроекта о повышении пенсионного возраста, который президент Владимир Путин дополнил ко второму чтению в Госдуме, этот документ до своего принятия не претерпел каких-либо изменений. Власти повысили только общую ставку НДС, оставив на прежнем уровне — 10% — ставку по льготным товарам.
НДС платят не все компании. Право не платить его есть у предпринимателей с оборотом до 2 млн руб. за три месяца. Освобождены от уплаты налога пользователи специальных налоговых режимов. В России НДС не самый высокий: в Германии ставка составляет 19%, во Франции и Великобритании — 20%, Финляндии — 24%, Швеции — 25%. В США, Канаде и Японии нет НДС, но есть налог с продаж.
Почему повысили НДС
Повышение ставки НДС принесет федеральному бюджету в среднем 620 млрд руб. дополнительных доходов в год. Эти деньги пойдут на финансирование национальных проектов из майского указа президента, исполнение которых обойдется в 8 трлн руб. за шесть лет.
На столе у властей были разные варианты пополнения бюджета:
- введение налога с продаж (или торгового сбора по образцу Москвы);
- повышение НДФЛ (сейчас 13%);
- введение прогрессивной шкалы НДФЛ;
- смягчение бюджетного правила (механизм закупки валюты на сверхдоходы от нефти дороже $40) путем повышения цены отсечения до $45 (в таком случае денег в резервы шло бы меньше, а на текущие расходы — больше).
Чиновники остановились на НДС, потому что он меньше затрагивает деловую среду и благосостояние малообеспеченных слоев населения за счет сохранения льгот по НДС, говорил замминистра финансов Владимир Колычев. Кроме того, этот налог легко администрировать благодаря системам АСК НДС, которые внедрила Федеральная налоговая служба. По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, из имевшихся вариантов повышение НДС — «это самое сбалансированное, наименее трудное для экономики, для компаний и, самое главное, для граждан решение».
Вместе с повышением НДС правительство объявило о налоговых компенсациях для бизнеса за рост ставки. Среди них — снижение порогового значения суммы уплаченных за три года налогов, дающей предприятиям право на ускорение возмещения НДС, с 7 млрд до 2 млрд руб., а также отмена регионального налога на движимое имущество. Кроме того, власти сократили срок камеральной проверки декларации НДС с трех до двух месяцев. Это означает, что компании смогут быстрее возместить уплаченный налог, если они имеют такое право.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Как вырастут цены
Хотя НДС перечисляет бизнес, оплачивают его потребители, потому что налог включен в цены на товары и услуги. Повышение НДС — ключевой фактор, который ускорит инфляцию в этом году. ЦБ допускает, что на пике она может достигнуть 6% в первом квартале, а это сильно выше целевого ориентира 4%. Впрочем, затем рост цен должен замедлиться и вернуться к цели ЦБ. Опасаясь разгона инфляции, регулятор дважды поднял ключевую ставку в 2018 году.
Повышение НДС означает увеличение расходов каждого платежеспособного гражданина в среднем на 5 тыс. руб. в год, подсчитала Федерация независимых профсоюзов России. Вот как оно повлияет на цены:
- подорожают товары и услуги, которые облагаются по полной ставке НДС, больше всего — товары с длинной производственной цепочкой и высокой наценкой, например одежда, бытовая техника, недвижимость, платные медицинские услуги;
- повышение НДС не отразится на стоимости ограниченного числа социально значимых товаров. Льготная ставка 10% действует на продукты, детские товары, книги, обувь, некоторые лекарства и медицинские изделия. НДС для экспортируемой продукции — 0%;
- по-прежнему освобождены от НДС такие услуги, как диагностика и лечение, перевозка пассажиров по железной дороге и городским транспортом, уход за детьми в садах и обучение в школах;
- жилищно-коммунальные услуги из-за роста НДС подорожают в два этапа. Обычно тарифы ЖКХ растут каждый год 1 июля на размер прошлогодней инфляции. Но в 2019 году они вырастут в среднем на 1,7% с 1 января и еще на 2,4% — с 1 июля. Впрочем, это примерно соответствует инфляции в 2018 году;
- рост НДС повлияет и на цены на бензин;
- подорожают автомобили большинства брендов. Повышение цен с 1 января анонсировали сразу несколько производителей, включая АвтоВАЗ, Nissan, Mitsubishi и Ford Sollers. Основной причиной они называют повышение ставки НДС.
80% крупных компаний планирует повысить цены из-за роста НДС, показал подготовленный для РБК опрос Института Адизеса. Часть компаний начала подстраиваться заранее и повысила цены еще перед Новым годом: об этом говорит ускорение инфляции в декабре. В преддверии повышения НДС увеличилась и потребительская активность: россияне начали чаще покупать непродовольственные товары.
Еще не все предприниматели успели обновить кассы для корректного отображения новой ставки НДС. До конца первого квартала налоговики не будут штрафовать компании за неверную отметку в чеке, поэтому в некоторых из них может встретиться НДС 18%, хотя в цене все равно будет заложена ставка 20%.
Как рост НДС отразится на экономике
В 2019 году Минфин рассчитывает собрать 6,9 трлн руб. за счет НДС, или 34,6% всех доходов бюджета. А к 2021 году сбор НДС вырастет до 37,9% доходов, следует из закона о бюджете.
То, что хорошо для бюджета, не всегда хорошо для экономики: после повышения НДС эксперты и власти ухудшили прогнозы по росту ВВП на 2019 год. В частности, Минэкономразвития ожидает (.pdf), что он составит лишь 1,3% (оценка по 2018 году — 1,8%) на фоне более быстрого роста цен и, как следствие, замедления потребительского спроса. По оценке департамента исследований и прогнозирования ЦБ, 1% ВВП, собранный государством от НДС, транслируется в снижение ВВП на 0,75%. Повышение НДС увеличит изъятие средств из экономики на 0,55% ВВП ежегодно.
Главные риски придутся на наступивший год. Затем, когда федеральный бюджет получит дополнительные средства и начнет их тратить, рост ВВП должен ускориться: Минэкономразвития ждет, что к 2021 году он достигнет 3%, но аналитики более скептичны с учетом низкого потенциального роста экономики.
Собиратели с земли русской: налоги растут вдвое быстрее зарплат
В последние три года объем уплачиваемых налогов в России рос почти вдвое быстрее зарплат. К таким выводам пришли аналитики центра «Финэкспертиза», проанализировав для «Известий» данные Росстата и Федерального казначейства за трехлетний период. Давление на кошелек оказывают три основных сбора: транспортный, имущественный и земельный. С 2015-го по 2017 год собираемость этих налогов выросла на 28%, а зарплаты только на 15%. Эксперты поясняют, что добиться увеличения поступлений сборов в бюджет можно и без роста ставок. Например, сделать базой для расчета налога на имущество его рыночную стоимость, а для земельного — объявить амнистию. Кроме того, процессы цифровизируются, и теперь собственность и доходы гражданина лучше видны налоговым органам. В следующем году размер сбора за имущество продолжит расти, а повышение НДС влечет рост косвенной фискальной нагрузки на население.
В середине ноября президент России Владимир Путин по итогам встречи с главой Федерации профсоюзов Михаилом Шмаковым поручил правительству проверить, растет ли фискальная и квазификскальная нагрузка на население. Кабмину предстоит проинспектировать ситуацию со сбором налогов в регионах. Президент призвал разобраться, что происходит в реальной жизни, а не на бумаге.
Президент РФ Владимир Путин на встрече с председателем Федерации независимых профсоюзов России Михаилом Шмаковым
Расчеты «Финэкспертизы» показали, что объем уплачиваемых россиянами налогов действительно вырос. Так, по итогам 2015 года по трем основным сборам — имущественному, земельному, и транспортному — россияне уплатили 176,24 млрд рублей, по итогам 2016-го — 180,67 млрд рублей, а по итогам 2017-го уже 225,18 млрд рублей. Легко заметить, что ускорение этого роста произошло именно в прошлом году. За три года объем собранных налогов вырос почти на треть, и доходы граждан не успевают за этим трендом. По данным Росстата, среднемесячная зарплата в 2015-2017 годах выросла только на 15% и составила 39,17 тыс. рублей.
Это далеко не вся нагрузка: нужно учитывать подоходный налог в 13%. Однако он не менялся с 2001 года. Основной вклад в рост фискального бремени за последние годы внес имущественный сбор, который стал рассчитываться по новым правилам — исходя из кадастровой стоимости жилья, говорит ведущий аналитик Amarkets Артем Деев. Раньше для его расчета использовалась инвентаризационная стоимость, однако реформа этого сбора приблизила налоговую базу к рыночной стоимости, из-за чего сумма начала очень быстро расти.
Действительно, налог на имущество сильнее других ударил по кошелькам граждан. За три года он увеличился на 72%. В 2015-м россияне уплатили за свое имущество 30,3 млрд рублей, в 2016-м — 36,09 млрд рублей, а в 2017-м — 52,23 млрд рублей.
Посетитель в инспекции Федеральной налоговой службы РФ
Причина в реформе, которая еще не закончилась: сейчас для этого сбора действуют понижающие коэффициенты. Полностью перейти на расчет имущественного налога по кадастровой стоимости планируется в 2020 году, а пока регионы могут самостоятельно выбирать методику его расчета, пояснил главный аналитик Промсвязьбанка Богдан Зварич.
Ставка налога на имущество для жилых домов, квартир и комнат, объектов незавершенного строительства, гаражей, машино-мест и хозяйственных строений составляет 0,1% от кадастровой стоимости.
На период перехода к расчету налога от кадастровой стоимости с 2015 по 2020 год действуют понижающие коэффициенты. Фактически, в первый год граждане платили 20% налога, во второй — 40%. В этом году россияне заплатят 60% от сбора, в следующем — 80%. В 2020 году придется уплатить полный размер налога.
За землю тоже стали отдавать больше: за три года этот сбор вырос на 25,4%, причем основное увеличение пришлось на 2017 год. В 2015-м граждане уплатили 36,15 млрд рублей, в 2016-м — 35,4 млрд рублей, а в 2017-м уже 45,32 млрд рублей. Согласно Налоговому кодексу, ставка земельного сбора составляет 0,3% от стоимости земли для жилых участков или купленных в личное пользование, и 1,5% для всех остальных.
Отчасти собираемость этого налога повысила «дачная амнистия»: россияне хотели зарегистрировать свои земельные участки по старым правилам до 1 марта 2018 года, считает Богдан Зварич. «Дачной амнистией» называют закон, который позволяет приватизировать землю, а также дома и постройки по упрощенной схеме. Этот же закон продлил сроки бесплатной приватизации квартир до 1 марта 2018 года, но основная волна этого процесса все-таки пришлась на 1990-е. В результате «дачной амнистии» в России появилось множество собственников земли и построек: гражданин получил в личное пользование землю или дом, который достался ему, возможно, еще при СССР, но теперь стал его собственностью. Это влечет за собой уплату налога, но выгода очевидна — купить землю или дом будет намного дороже, чем заплатить 0,3% от стоимости.
Транспортный налог оказался наиболее стабильным, хотя его рост также приходится на 2017-й. В 2015 году владение средствами передвижения обошлись россиянам в 109,8 млрд рублей, в 2016-м — 109,2 млрд рублей, а в 2017-м — в 127,6 млрд рублей. За три года объем уплаченных сборов вырос на 16%. Сколько составит налог зависит от возраста авто и его стоимости. Сбор полностью поступает в местный бюджет, а значит, доходы региона по этой статье зависят от того, сколько автомобилей там зарегистрировано.
Собираемость налогов в России увеличивают разными путями даже без повышения ставок. В случае со сбором на имущество его базой становится рыночная стоимость, а в случае с землей — объявляется амнистия, в результате собственников, то есть плательщиков налога, просто становится больше. Увеличение собираемости и администрирования — это тренд для России, полагает генеральный директор «Финэкспертизы» Нина Козлова. Налоговые процессы цифровизируются, доходы и имущество легче отследить. Целью является наполнение региональных бюджетов, поскольку обычно налоги в субъектах собираются плохо, говорит Нина Козлова. А без этих доходов у местных властей нет возможности финансировать расходы: приводить в порядок дороги, строить детские сады или закупать современное оборудование для медицинских центров.
В 2019 году следует ожидать роста налоговой нагрузки на россиян в связи с повышением ставки НДС с 18 до 20%, считает аналитик ИК «Фридом Финанс» Валерий Безуглов. Это приведёт к дополнительному росту инфляции на 1 п.п. и продолжит оказывать давление на реальные располагаемые доходы населения, добавил эксперт. Такое же влияние на рост инфляции оказывает и девальвация рубля к доллару на фоне санкционных рисков. Однако по сравнению с другими странами фискальное бремя в России не самое высокое: традиционными лидерами по этому показателю являются Дания, Франция, Бельгия. Совокупный удельный вес налоговых поступлений в данных странах достигает 46% к ВВП, а в России — менее 33%.
Какие изменения повлияли на повышение собираемости налогов в России?
Разработка рекомендаций по улучшению собираемости налогов
В Российской Федерации серьезной проблемой стало уклонение от уплаты налогов, распространение различных схем обхода налоговых законов.
В этих условиях резко вырастает важность и значение контрольной работы налоговых органов, и потому к ней должны предъявляться особые требования. Здесь главное — сформировать у налогоплательщиков понимание неотвратимости выявления нарушения и взыскания в бюджет полной суммы причитающихся к уплате налогов. Поэтому основной задачей остается эффективный выбор объектов налогового аудита и повышение качества проводимых до-кументальных проверок, просветительская работа по повышению налоговой дисциплины и ответственности налогоплательщиков.
К сожалению, многие формы налоговых злоупотреблении не могут быть устранены только этими методами. Поэтому перед налоговыми органами стоит задача не просто выявлять факты сокрытия доходов и ухода от налогообложения, но и пытаться идти на шаг вперед посредством совершенствования нормативно-правовой базы, оперативного перекрытия возможных каналов возникновения налоговых нарушений. Следует предусмотреть установление жесткого повседневного контроля за соблюдением налогового законодательства, заблаговременное пресечение «теневых» экономических операций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от уплаты налогов.
Повышению собираемости налогов может способствовать как внесение изменений и дополнений в действующее законодательство о налогах и сборах, так и улучшение налогового администрирования.
Практика последних лет показывает бесперспективность попыток устранения основных недостатков действующей налоговой системы путем внесения хотя и правильных, но лишь отдельных, «точечных» изменений в налоговое законодательство. Налоговая реформа должна предусматривать, с одной стороны, снижение налоговой нагрузки и решение наиболее важных для бизнеса вопросов (ликвидация барьеров, препятствующих развитию инвестиций), а с другой стороны, — большую «прозрачность» налогоплательщиков для государства, улучшение налогового администрирования и сужение возможностей для уклонения от налогообложения.
Следует добиваться перехода к системе единого общегосударственного Реестра налогоплательщиков, в котором должны учитываться все граждане, начиная с рождения. При этом каждому гражданину должен присваиваться единый и постоянный идентификационный номер (ПИН-код). Необходимо также поставить вопрос о переводе в систему МНС России кадастра недвижимости (Земельного кадастра) и, возможно, единого депозитария ценных бумаг предприятий «первой линии» (прошедших листинг фондовой биржи). Клиентов этих двух реестров интересует, прежде всего, надежность ведения их учета, что и будет им обеспечено под строгим контролем государства — в лице налоговых органов. Одновременно будут решены и вопросы уклонения от уплаты налогов в этой сфере.
Следующей важной мерой является закрепление за налоговым ведомством функции сборщика налогов. В настоящее время в налоговой сфере действуют многие ведомства: кроме МНС России, Минфин России и федеральное казначейство, налоговая полиция, Банк России и т.д. От такой ситуации государство не выигрывает, тратятся огромные средства на ведение параллельных систем учета, эффективность налогового контроля падает, осложняется ведение единой налоговой статистики. С учетом опыта зарубежных стран в этой сфере следует передать МНС России все функции по сбору всех налогов и других обязательных платежей в стране на единый счет налоговых органов.
Обоснование правомерности такой меры состоит в следующем.
Во-первых, общегосударственное налоговое ведомство собирает налоговые платежи для всех звень-ев бюджетной системы страны, включая также и со-циальные фонды, а федеральное казначейство ведает только вопросами федерального бюджета.
Во-вторых, соединение в одном органе (в федеральном казначействе) расходных и доходных функций прямо противоречит основному принципу финан-сового контроля, по которому запрещается объединять в одних руках сбор доходов и реализацию контрольных функций в сфере их расходования. Нарушение этого принципа, как мы хорошо видим на практи-ке, создает возможности для применения различного рода полулегальных зачетных схем, для неоправданного предоставления налоговых льгот, ущемления при распределении собранных налоговых средств интере-сов отдельных звеньев бюджетной системы и т.д.
В-третьих, при современной системе налогообложения собираемые налоговые поступления не сразу превращаются в доход государства — из этих сумм необходимо произвести еще возврат излишне уплаченных налогов, денежных средств в порядке реализации прав налогоплательщиков на получение налоговых льгот и т.д. Кроме того, по некоторым видам налогов возврат ранее уплаченных сумм является закрепленной законом (Налоговым кодексом Российской Федерации) обязательной функцией налоговых органов (например, возврат НДС экспортерам, а в ев-ропейских странах налоговые органы возвращают также суммы НДС и туристам). Кроме того, как показывает опыт других стран, по некоторым видам на-логов целесообразно применять временное депонирование денежных сумм в счет будущих налоговых обязательств налогоплательщиков, так как иногда организациям оказывается удобным уплатить свои налоги заранее, до срока наступления налоговых платежей, и т.д.
Все эти цели и задачи должны быть сформулированы в рамках Государственной налоговой доктрины России, а методы и средства их решения — в Общей концепции налоговой политики и основных направлениях развития налоговой системы России. В этих документах можно будет не только обозначить и закрепить основные направления, развития налоговой службы, затрагивающие процесс модернизации и совершенствования ее структуры, но и сформировать условия, обеспечивающие наиболее полное и эффективное выполнение возложенных на нее действую-щим законодательством задач с учетом тенденций развития налогово-бюджетной системы и национальной экономики в целом.
Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Марий Эл должна вестись определенная работа по привлечению налогоплательщиков к сдаче отчетности в электронном виде. На магнитных носителях и по телекоммуникационным каналам связи представило в 2006 году 472 предприятия из 632 предприятий, состоящих на налоговом учете и представляющих отчетность в налоговые органы, что составляет 74,7 %.
570 индивидуальных предпринимателя представили отчетность в электронном виде, из 914 предпринимателей, состоящих на налоговом учете и представляющих отчетность в налоговые органы, что составляет 62,4 %.
Рисунок 16 – План привлечения налогоплательщиков к сдаче отчетности в электронном виде
По телекоммуникационным каналам связи представляют отчетность 39 предприятий и 1 индивидуальный предприниматель, дополнительно 6 предприятий заключили договора с Учебно-научным центром информационной безопасности Приволжского федерального округа, и скоро будут представлять отчетность по телекоммуникационным каналам связи.
На 2008 год планируется довести удельный вес привлеченных налогоплательщиков к сдаче отчетности в электронном виде до 82,5%, индивидуальных предпринимателей – до 72%.
Необходимо вести постоянную работу по информированию налогоплательщиков через средства массовой информации, информационные стенды, бесплатные семинары. За 2006 год в местных средствах информации был размещен 31 материал: в печати – 19 материалов; на радио – 12 материалов.
За 2006 год поступило 59 письменных запросов на различную налоговую тематику, всем налогоплательщиками даны письменные ответы в срок. На 2007 год в соответствии с приказом УФНС России по РМЭ «О проведении Всероссийских семинаров» от 26 января 2007 года № 27 планируется провести 13 семинаров, в которых должно принять участие 529 человек. На данных семинарах будут рассматриваться не только те вопросы, которые предусматриваются графиком проведения всероссийских семинаров, но и другие различные вопросы (о новых кодах бюджетной классификации, о телекоммуникационных каналах связи, об ошибках, встречающихся при проведении камеральных и выездных проверок, о декларационной кампании 2007 года). Кроме того, планируется провести 50 семинаров с бухгалтерами предприятий и индивидуальными предпринимателями, в которых приняло участие более 1000 человек. На семинарах должны затраниваться различные темы (представление отчетности в электронном виде, о порядке заполнения платежного поручения, порядок заполнения и представления деклараций по упрощенной системе налогообложении и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и т.п.).
Графики проведения семинаров регулярно вывешиваются на стенды на 1 этаже налоговой инспекции и публикуются в газете «Вести», но посещаемость проводимых семинаров бухгалтерами предприятий очень низкая, т.к. сказывается близость города и многие бухгалтера посещают семинары, проводимые инспекцией по г. Йошкар-Ола и Центром перереподготовки.
Управлением ФНС по РМЭ было доведено плановое задание по подписке на газету «Совершенно несекретно» на 2007 год – 200 штук, выписано 211 штук. Для пропаганды газеты инспекцией использованы все имеющие средства. Рекомендуя подписаться на газету, необходимо проводить разъяснительную работу о том, что:
1) Основной целью ее выпуска является содействие взаимопониманию между налоговыми органами и налогоплательщиками, оказание помощи налогоплательщикам;
2) Единственная в РМЭ газета на налоговую тематику;
3) Подписная цена – одна из самых низких среди всех республиканских изданий.
В 2007-2008 должна быть продолжена работа по распространению разъяснительного материала:
1) О новых кодах бюджетной классификации;
2) О телекоммуникационных каналах связи;
3) По налогу на доходы;
4) По налогу на имущество;
5) По налогу на землю;
6) О сроках представления бухгалтерской и налоговой отчетности;
7) Графики проведения семинаров с налогоплательщиками,
8) Декларационная кампания;
9) Перечисление госпошлины за утерю свидетельства ИНН;
10) Перечисление госпошлины за регистрацию индивидуальных предпринимателей;
11) Перечисление госпошлины за регистрацию предприятия, внесение изменений в учредительные документы и т.п.;
12) Единый социальный налог;
13) Новые коды ОКАТО муниципальных образований, с образцом заполнения платежного документа.
Данный информационный материал планируется раздаваться налогоплательщикам для повышения налоговой грамотности.
Можно выделить следующие предложения по увеличению собираемости налогов в Межрайонной ИМНС России №1.
Несмотря на рост поступления налоговых платежей, задолженность остается значительно высокой. Комплекс мероприятий, направленный на повышение собираемости налогов, предусмотренных законодательством, не дает достаточного положительного результата. Комплекс мер принудительного взыскания недоимки к сожалению не всегда достаточно эффективен. Инкассовые поручения, выставленные на расчетный счет, зачастую не имеют должного воздействия, так как уже имеется картотека. Недостаточно отработана система взаимоотношений МНС со службой судебных приставов по поводу производства арестов имущества должников согласно ст.47 НК РФ, в частности, нередки случаи затягивания службой судебных приставов возбуждения исполнительных производств, наложения ареста на имущество должников и передачи его на реализацию.
По ряду налогоплательщиков взыскать недоимку становится в настоящее время проблематично. Арест имущества согласно ст.47 НК РФ невозможен или малоэффективен в связи с отсутствием ликвидного имущества. Также большое внимание нужно уделять проверкам кассовой дисциплины и порядку ведения кассовых операций. Выдавая предприятию предписание на обязательное зачисление поступающей выручки на расчетный счет, а также к банку с установлением лимита кассы, можно в значительной мере погасить недоимку у предприятий, которые работают только через кассу, за налично-денежный расчет.
На постоянной основе нужно проводить индивидуальную работу с налогоплательщиками:
1. с проведением заслушивания руководителей в налоговых органах и на районной комиссии по определению возможности погашения недоимки и составления ими согласованных графиков регулярной и своевременной уплаты налогов.
2. предоставить налоговым органам право производить арест наличных денежных средств, находящихся в кассе налогоплательщика.
Вышеуказанные меры, если их принять на законодательном уровне, по нашему мнению, в значительной мере позволят увеличить собираемость налогов и выполнить бюджеты всех уровней.
Президент России Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию фактически обозначил контуры внутренней политики России на ближайшие шесть лет. В своей первой части послания глава государства сделал акцент на человеческом капитале — здравоохранении, образовании и инфраструктуре, на которые будут увеличены расходы бюджета в ближайшие годы.
Среди наиболее амбициозных задач, поставленных президентом перед правительством: снизить уровень бедности в два раза, увеличить в 1,5 раза ВВП на душу населения, довести ставки по ипотеке до 7-8 процентов, в два раза увеличить расходы на строительство дорог и многое другое.
Расходы на реализацию заявленных целевых показателей в грядущую шестилетку могут составить 20,5 триллиона рублей. Такие данные приводят экономисты Росбанка Евгений Кошелев и Анна Заигрина в своем обзоре «Россия после выборов». Для достижения целей развития социальной и транспортной инфраструктуры, по их подсчетам, понадобится 8,4 триллиона рублей, на повышение качества здравоохранения потребуется 5,2 триллиона рублей, 3,6 триллиона — на образование, а 3,4 триллиона рублей — на решение проблем демографии. При текущем уровне расходов федеральный бюджет не сможет реализовать подобные задачи, уверены экономисты, а реальный эффект от расходов россияне почувствуют только через 5-10 лет.
В том же послании говорилось, что добиться новых ключевых показателей планируется за счет ускорения экономического роста до уровня выше среднемирового, то есть до 3,7-3,8 процента в год. С помощью увеличения инвестиций в российскую экономику с 21 до 25-27 процентов ВВП.
О налоговых изменениях непосредственно перед выборами президент не сообщал. Более того, за несколько месяцев до голосования россиянам и вовсе пообещали стабильность налоговой системы вкупе с прощением налоговых долгов. То есть до конца 2018 года новых налогов не планировалось.
Для выполнения поставленной задачи правительство рассматривает сразу несколько вариантов, которые затронут обычных россиян. Наиболее вероятным вариантом на текущий момент называется повышение налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с 13 до 15 процентов.
В самом правительстве никакой проблемы в повышении налога на 2 процентных пункта не видят — вице-премьер Аркадий Дворкович в четверг, 22 марта, заявил: «Это число — 13 процентов — тоже не фетиш, оно ничем не отличается от 14 процентов и 15 процентов, это просто одно из возможных чисел». По словам чиновника, дополнительные налоговые поступления могут направить на увеличение расходов на здравоохранение.
Ведомство Антона Силуанова выступило с инициативой снизить размер страховых взносов с текущих 30 процентов от фонда оплаты труда до 22 процентов, параллельно повысив налог на добавленную стоимость (НДС) с текущих 18 процентов (за исключением льготных категорий) до 22 процентов. Подобный маневр облегчит жизнь работодателя, но опять же ударит по россиянам, ведь производители и продавцы закладывают в итоговые цены и сам НДС.
В качестве еще одного варианта финансирования мегапроектов президента Минфин выдвинул идею вернуть подобие старого налога с продаж, но в новой форме, получившей название «торговый сбор с оборота». Размер и критерии подобного сбора пока не раскрывались. Налог с продаж взимался в России с 1998 по 2004 год, ставка налога составляла 5 процентов от стоимости продаваемого товара. Введение подобного налога отрицательно скажется на потребителях — продавцы будут закладывать его в итоговую стоимость продукции.
Минфин рассматривает возможность комбинировать налоги. Например, есть предложение, что торговый сбор может быть введен вместо повышения НДС при параллельном снижении страховых взносов. Цель маневров — снижение налоговой нагрузки на работодателей и бизнес. Минфин уверен, что подобные меры поспособствуют многим организациям выйти из тени, увеличив таким образом налоговую базу, а соответственно, и поступления денег в бюджет.
Экономисты Росбанка убеждены, что, помимо налоговых маневров, властям придется проводить бюджетный маневр, который будет состоять из четырех пунктов: снижение расходов на социальную сферу (на 7,8 триллиона рублей за шесть лет), сокращение расходов на оборону (на 6 триллионов), увеличение доходов бюджета (на 4 триллиона) и изменение бюджетного правила, которое дополнительно позволит направлять на заявленные цели 450 миллиардов рублей (2,7 триллиона за шесть лет). Действующее бюджетное правило отталкивается от цены за нефть на уровне 40 долларов за баррель — все сверхдоходы направляются в резервы и не могут быть использованы на покрытие текущих бюджетных задач.
Антон Силуанов на встрече с президентом России Владимиром Путиным в четверг, 22 марта, утверждал, что ключевая задача — не повышение налогов и налоговой нагрузки, а повышение собираемости налогов и сборов. Также министр обмолвился, что правительство оценивает целесообразность некоторых налоговых льгот. По мнению Силуанова, некоторые из них стоит отменить. При этом в социальной сфере россиян также могут лишить ряда привилегий, переориентировав высвободившиеся средства в пользу граждан с низкими доходами — фактически Силуанов анонсировал оптимизацию социальных расходов.
Внутри кабмина нет согласия даже по тому, как протекает дискуссия. Часть представителей правительства утверждают, что «в целом предлагаемые меры согласованы», другая часть чиновников, наоборот, утверждают, что никакого согласования нет — дискуссия продолжается. Официально конкретные меры правительства по увеличению налоговой нагрузки власти пока не комментируют. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отмечает, что никаких конкретных решений пока не принималось, а правительство продолжает работу над бюджетными и налоговыми предложениями.
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.