Новые правила независимости аудиторов с 2019 – 2020 года

Сегодня рассмотрим тему: "новые правила независимости аудиторов с 2019 - 2020 года" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

САД разъяснил, как вступают в силу изменения в правилах независимости аудиторов

Совет по аудиторской деятельности привел инструкции о вступлении в силу новых правил независимости (приложение N 2 к протоколу от 27 июня 2018 г. N 40).

В целом новшества вступают в силу 1 января 2019 года применительно к аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций за периоды, начинающиеся 1 января 2019 г. или после данной даты.

Если лицо являлось руководителем задания по аудиту ОЗХС в течение семи лет суммарно, завершив аудит отчетности за 2016 год, а затем не вовлекалось в аудит данного аудируемого лица за 2017 и 2018 годы, то такое лицо может быть руководителем задания по аудиту отчетности данной организации за 2019 – 2025 годы. Такой аудитор может быть также иным ключевым лицом, осуществляющим руководство заданием по аудиту, например, ответственным за проверку качества выполнения данного задания (это касается и изложенных ниже правил тоже).

Если лицо являлось руководителем задания по аудиту ОЗХС в течение семи лет суммарно, завершив аудит отчетности за 2017 год, то такое лицо может быть руководителем задания по отчетности данного аудируемого лица за 2023-2029 годы, обеспечив таким образом период невовлечения в аудит длительностью в пять последовательных лет.

Если аудитор был руководителем задания по аудиту ОЗХС в течение семи лет суммарно, завершив аудит отчетности за 2018 год, то такой аудитор может быть руководителем задания по отчетности этой организации за 2024-2030 годы (тот же период невовлечения).

Если лицо являлось руководителем задания по аудиту ОЗХС в течение шести или менее лет суммарно, завершив аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год, а затем не вовлекалось в отношении отчетности за 2018 и 2019 годы, то такое лицо может быть руководителем задания, начиная с аудита отчетности данного аудируемого лица за 2020 год но так, чтобы период его вовлечения в аудит составил не более семи лет суммарно. Далее период невовлечения указанного лица в аудит соответствующего аудируемого лица должен составить пять последовательных лет. Если указанное лицо не вовлекалось в аудит отчетности данного аудируемого лица за 2018-2022 годы то такое лицо может быть руководителем задания по аудиту отчетности этой организации за 2023 – 2029 годы, обеспечив таким образом период невовлечения в пять последовательных лет.

Если период невовлечения лица в аудит ОЗХС начался до 1 января 2019 года, вновь введенные ограничения на деятельность в период невовлечения применимы с 1 января 2019 года.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Распоряжением от 4 октября 2018 года № 2127-р Правительство РФ одобрило проект ФЗ (далее – Закон об аудите). Он уточняет положения о независимости аудитора/аудиторской фирмы и их профессиональной этике. Рассказываем, благодаря каким ограничениям аудиторы в нашей стране станут более самостоятельными по отношению к руководству проверяемых лиц. Соответственно, будет больше оснований доверять их выводам.

Скорректировать правила независимости аудиторов в России потребовалось в связи с признанными на международном уровне этическими принципами и стандартами их деятельности, которые с 2017 года действуют и в нашей стране.

Изображение - Новые правила независимости аудиторов с 2019 - 2020 года proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F10%2Fc-users-vova-desktop-buhguru-oktyabr-2018-veb-nov

Причём новый подход к независимости аудита охватывает не только непосредственно проведение аудита, но и оказание сопутствующих аудиту услуг.

Впервые в ст. 8 Закона об аудите прописано, что понимается под независимостью аудиторов и аудиторских организаций. Это отсутствие зависимости:

  • от проверяемого лица;
  • его учредителей (участников, акционеров);
  • руководителей и иных должностных лиц;
  • других лиц в случаях, предусмотренных Законом об аудите и иными ФЗ, правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций.

Сам принцип независимости аудита – это отсутствие имущественной, родственной или другой зависимости.

Новые правила независимости аудита (п. 2 ст. 8) называют 9 базовых ситуаций, когда данный аудитор или фирма не могут проводить его. Иные случаи могут быть оговорены федеральными законами и правилами независимости.

  • учредители (участники, акционеры) аудируемого лица;
  • его руководитель;
  • главбух или иное должностное лицо, на которое возложено ведение бухучета.
  • учредители (участники, акционеры) аудируемого лица;
  • его руководитель;
  • главбух или иное должностное лицо, на которое возложено ведение бухучета.

Родственники здесь – это родители, братья, сестры, дети, супруги, родители супругов и дети супругов.

  • договор страхования ответственности этой аудиторской фирмы/индивидуального аудитора, договор займа, кредитный договор, договор поручительства или выдала независимую гарантию аудиторской фирме/индивидуальному аудитору;
  • договор займа, кредитный договор, договор поручительства с руководителем этой аудиторской фирмы/индивидуальным аудитором или выдала ему независимую гарантию;
  • договор займа, кредитный договор, договор поручительства на условиях, существенно отличающихся от условий совершения аналогичных сделок, либо выдала независимую гарантию родственникам руководителя этой аудиторской фирмы/индивидуального аудитора, либо если указанные родственники – выгодоприобретатели по таким договорам.
Читайте так же:  Рсв-1 за 2 квартал форма и срок сдачи

Само собой, ограничения, обеспечивающие независимость аудитора, также не позволяют ему проверять свои «дочки», филиалы и представительства.

Ещё принцип независимости аудитора выражается в невозможности участвовать в проведении аудита (оказании иных аудиторских услуг), если он:

  1. учредитель (участник, акционер) аудируемого лица, его руководитель, главбух или иное должностное лицо, на которое возложено ведение бухучета;
  2. родственником учредителей (участников, акционеров) аудируемого лица, его руководителя, главбуха или иного должностного лица, на которое возложено ведение бухучета;
  3. работник аудиторской фирмы, которая участник аудиторской группы, аудируемым лицом которой выступает кредитная организация, с которой им заключен кредитный договор или договор поручительства на условиях, существенно отличающихся от условий совершения аналогичных сделок, либо получивший от этой кредитной организации независимую гарантию, либо с которой такой договор заключен родственником аудитора, либо если указанный родственник – выгодоприобретатель по такому договору;
  4. иные случаи, предусмотренные ФЗ и правилами независимости.

Упрощенной системы налогообложения, которую активно используют представители малого и среднего бизнеса, коснулись изменения, вступившие в законную силу с начала 2019 года.

Повышение НДС – причина, по которой во многие документы, в том числе в книгу продаж по налогу на добавленную стоимость, вносятся корректировки.

Что повлекут за собой перемены в аудиторской отрасли?

Изменения законодательства в аудиторской сфере влечет за собой ужесточение требований для экспертов, оказывающих подобные услуги. О нововведениях должны знать заказчики, специалисты, работающие в аудиторских компаниях, иные заинтересованные лица. Подробности читайте здесь.

Упрощенной системы налогообложения, которую активно используют представители малого и среднего бизнеса, коснулись изменения, вступившие в законную силу с начала 2019 года.

Повышение НДС – причина, по которой во многие документы, в том числе в книгу продаж по налогу на добавленную стоимость, вносятся корректировки.

В 2019 году изменятся критерии для обязательного аудита отчетности

Меняются лимиты, нужные для установления необходимости пройти обязательный аудит отчетности. Они будут увеличены в несколько этапов: в 2019 году, а затем в 2020 году.

В ряде случаев организации должны проходить обязательную аудиторскую проверку. Основания для проведения проверки содержатся в ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.08. Одним из таких оснований является превышение лимита выручки. В 2019 году этот лимит будет увеличен.

Опубликован проект №273179-7. Согласно ему, увеличивается лимит выручки, а также стоимости активов. Эти значения используются для установления необходимости проведения обязательного аудита отчетности. Напомним, что основания для проведения этого аудита содержатся в ФЗ №307. В частности, это следующие обстоятельства:

  • Отчетность ведется акционерными обществами.
  • Отчетность составляется банковскими и страховыми учреждениями.
  • Выручка в прошлом году составила более 400 000 000 рублей. При определении этого значения не учитывается НДС, акцизы и пошлины. В 2019 году этот показатель возрастет до 600 000 000 рубл. В 2020 году лимит составит 800 000 000 рублей.
  • Сумма активов баланса на завершение прошлого года составляет 60 000 000 рублей. В 2019 году этот показатель составит 200 000 000 рублей. В 2020 году значение будет равняться 400 000 000 рубл.

Обязательный аудит проводится тогда, когда присутствует хотя бы одно из приведенных условий.

В 2018 году значения останутся на прежнем уровне.

Участники рынка готовы к новым требованиям теоретически

К 2019 году аудиторским компаниям придется обеспечить независимость аудита по новым критериям. Однако на практике реализовать новые требования весьма сложно. Например, ограниченное количество специалистов на рынке не позволяет обеспечить ротацию кадров по новым правилам. Усложняется ситуация и тем, что ЦБ и Минфин планируют внести осенью собственные поправки в закон «Об аудиторской деятельности», что может привести к новым изменениям в правилах игры.

Как сообщил “Ъ” глава комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков, депутаты намерены до конца года принять проект, вносящий изменения в закон «Об аудиторской деятельности» в части уточнения норм о независимости и профессиональной этике аудиторов. Вступить в силу проект должен уже в 2019 году, а значит, очень скоро рынку придется жить по новым правилам.

Большинство поправок рынок поддерживает. Например, более четкое определение понятия независимости аудиторской организации и аудитора. Это будет означать отсутствие связанности, основанной на фактически любой зависимости аудитора от аудируемого лица, его учредителей, акционеров, руководителей и должностных лиц. При этом проект устанавливает ограничения по критерию независимости как по непосредственно аудиторским услугам, так и при оказании сопутствующих услуг.

Среди отрицательных положений документа эксперты назвали ссылку на правила независимости аудиторов и аудиторской организаций, которые согласно проекту должны содержать основные требования к обеспечению независимости. Летом этого года правила были утверждены советом по аудиторской деятельности при Минфине. В частности, этот документ использует термин «угроза близкого знакомства», которая может возникнуть у рядового члена аудиторской группы в результате «длительного взаимодействия» с проверяемой компанией, с руководством проверяемой организации, с бухгалтерской отчетностью или документами аудируемого лица. Кроме того, при определении независимости аудитора необходимо также исключить и угрозу личной заинтересованности, которая может заключаться в опасении потерять долгосрочного клиента. Для нивелирования этих и других рисков утраты независимости документ устанавливает период невовлечения для аудиторов в аудиторские проверки. Так, для руководителя задания, в течение семи лет проверявшего одного и того же игрока, этот период должен быть не меньше пяти лет (последовательно), для ответственных за проверку — три года, для других ключевых лиц проверки — два года суммарно.

Читайте так же:  Виды трудовых договоров какие бывают на практике по тк рф

И оперативно обеспечить смену кадров будет непросто, особенно специализирующимся на банковском аудите. По словам заместителя главы ФБК Алексея Терехова, само по себе требование о ротации команды вытекает из международных стандартов аудита и без нее обойтись нельзя. В то же время, отметил эксперт, этим риском можно управлять: можно включать в команду новых людей, можно переподчинить другому партнеру, можно менять аудиторов не спустя семь лет, а через два года и вновь возвращать на проект. «То есть можно уклониться от риска, но мы пошли по пути запрета, и это неверно, так как, по сути, достигшие “пенсионного опыта” в работе с клиентом аудиторы, контролеры качества и руководители проверок будут выбывать из аудита»,— резюмировал он. При этом, по словам заместителя главы «Финэкспертизы» Натальи Борзовой, наблюдается некая разбалансированность идеи — Банк России неоднократно говорит о необходимости допускать до аудита кредитных организаций исключительно профессионалов, однако специалистов по банковскому аудиту на рынке явно недостаточно для обеспечения необходимой ротации к 2019 году.

В таких условиях многим аудиторским компаниям к 2019 году придется найти новые кадры и, видимо, расстаться с частью старых сотрудников. Или же банкам придется чаще менять аудиторов. Однако правила игры могут неожиданно измениться вновь, причем опять же с 2019 года. Сейчас ЦБ и Минфин работают над собственными поправками в закон «Об аудиторской деятельности», который должен быть внесен в Госдуму в осеннюю сессию. И если ЦБ все же возьмет на себя не только надзор за аудиторами, работающими на финансовых рынках, но и общее регулирование, то правила игры могут вновь измениться.

Госдума приняла в первом чтении законопроект об уточнении линейки административных штрафов для саморегулируемых организаций (СРО) в сфере финансового рынка и актуариев. Так, за непредставление в ЦБ информации об изменении адреса официального сайта может быть наложен штраф на должностных лиц в размере 30–50 тыс. руб., на юрлиц — 50–200 тыс. руб. Неправомерный отказ СРО в приеме в члены, а равно неправомерное исключение из членов могут повлечь предупреждение или штраф для должностных лиц в размере 5–15 тыс. руб., для юрлиц — 50–100 тыс. руб. Нарушение порядка контроля деятельности своих членов влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере 10–50 тыс. руб., на юрлиц — 50–200 тыс. руб. Проектом предусматривается возможность уплаты штрафа в размере половины суммы при оплате не позднее 30 дней со дня вступления в силу постановления ЦБ по делу об административном правонарушении. «Интерфакс»

Новый экзамен для аудиторов: к чему готовиться и стоит ли бояться

Изображение - Новые правила независимости аудиторов с 2019 - 2020 года proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.klerk.ru%2Fimg%2Fpb%2Fthumb1000x615%2Ffc5762de6aa86aee9e0528785a0ace0e_compressed_v1

После 2020 года систему аттестации аудиторов ждут масштабные изменения. В силу вступит новая модель Единого квалификационного экзамена – испытание, которое должен пройти любой претендент на должность аудитора. К чему готовиться претендентам и как изменится качество кадров после этого нововведения?

За семь лет экзамен претерпел ряд значительных изменений. Так, у претендентов появилась возможность получать зачет успешно сданных частей письменной работы и в отдельных случаях продлевать срок прохождения этого этапа. Существенно расширились опции, предлагаемые порталом Единой аттестационной комиссии претендентам. В частности, на сайте претендент найдет не только рекомендуемые источники информации для сдачи экзамена, примеры экзаменационных заданий, но также сможет воспользоваться интерактивным online-тренажером. Последний полностью имитирует процедуру компьютерного тестирования.

С 2016 г. претенденты, успешно сдавшие квалификационный экзамен, получили дополнительные бонусы в виде зачета 5 бумаг экзамена АССА и 6 бумаг экзамена ACA. Единая аттестационная комиссия продолжает работу по зачету других бумаг (модулей) международных квалификационных аттестаций для претендентов, успешно сдавших квалификационный экзамен в ЕАК.

Необходимость введения новой модели квалификационного экзамена обусловлена потребностью отвечать вызовам современной экономики, которым должны соответствовать бизнес и аудиторское сообщество.

В этой связи на основании Поручения Правительства РФ Единая аттестационная комиссия приступила к разработке принципиально новой модели квалификационного экзамена.

Разработка новой модели сопровождалась бурным обсуждением необходимости включения того или иного блока в программу экзамена, дискуссии велись и о форме сдачи; так или иначе в разработке экзамена приняли участие около 50 специалистов. При создании перспективной модели важно было учесть и международный опыт.

Читайте так же:  Государство защитит тех, кто сообщает о фактах коррупции

Претенденту будет куда сложнее «зазубрить» законы и получить положительную оценку за экзамен, проводимый по новой модели.

Будущий экзамен на базовом уровне будет иметь преференции для претендентов, получивших профильное экономическое образование в виде зачета отдельных модулей, если аналогичные программы изучались ими ранее в вузе.

Для реализации новой системы зачетов модулей базового уровня Единая аттестационная комиссия активно взаимодействует с ведущими российскими вузами, изучает опыт международных квалификаций и на основе этого разрабатывает специальный регламент, который позволит организовать процесс зачета на высоком качественном уровне.

В новом экзамене будут оцениваться с помощью кейсов также профессиональные навыки и ценности, в том числе профессиональная этика аудитора.

Модульный формат нового квалификационного экзамена позволит привлечь к сдаче экзамена на базовом уровне представителей смежных с аудитом профессий и еще больше повысить престиж квалификационного экзамена.

В нормативной базе пока не предусмотрено изменений, согласно которым претендент, успешно сдавший экзамен по действующей модели, будет вынужден пересдавать или досдавать модули нового экзамена.

В настоящее время Единая аттестационная комиссия также ведет активную работу с учебными центрами, направленную на то, чтобы адаптировать их образовательные программы для сдачи как действующего, так и перспективного квалификационного экзамена.

Изображение - Новые правила независимости аудиторов с 2019 - 2020 года proxy?url=http%3A%2F%2Fstatic.norma.uz%2Fimages%2F144473_df40ca8f0014566edc8e7a56015cПринято постановление Президента от 19.09.2018 г. «О мерах по дальнейшему развитию аудиторской деятельности в Республике Узбекистан». Его текст без прилиожений опубликован на УзА.

В сфере аудита вводится ряд новых правил.

Требования к аудиторским организациям

С 1.01.2019 года смягчаются требования к аудиторским организациям.

Во-первых, для них установлен 3-месячный срок с момента госрегистрации для получения лицензии на аудиторскую деятельность. Если этого не сделать, юридическому лицу запрещено использовать в своем наименовании слова «аудиторская организация».

Во-вторых, лицензии аудиторских организаций станут универсальными – им разрешат проводить все виды аудиторских проверок. Сейчас лицензии выдаются отдельно на следующие виды аудиторских проверок:

  • инициативные аудиторские проверки;
  • инициативные и обязательные аудиторские проверки хозсубъектов, за исключением акционерных обществ, банков и страховых организаций;
  • аудиторские проверки всех хозяйствующих субъектов (см. Положение о порядке выдачи лицензий аудиторским организациям на осуществление аудиторской деятельности ).

В-третьих, отменяются минимальные размеры уставного капитала аудиторских организаций. Сейчас для получения права на проведение различных проверок требуется сформировать следующие размеры «уставника»:

  • инициативные аудиторские проверки – 1 500 МРЗП ;
  • инициативные и обязательные аудиторские проверке хозсубъектов, за исключением акционерных обществ, банков и страховых организаций – 3 000 МРЗП ;
  • аудиторские проверки всех хозяйствующих субъектов – 5 000 МРЗП .

Кроме того, уставный фонд разрешат формировать любым имуществом, непосредственно используемым при осуществлении деятельности аудиторской организации. Сегодня действует правило, что 50% от размера уставного фонда аудиторской организации должно быть внесено денежными средствами.

В-четвертых, минимальное количество аудиторов, для которых аудиторская организация должна являеться основным местом работы, составит не менее 4-х штатных аудиторов. Сейчас в зависимости от вида проверок это число составляет от 2-х до 6-ти штатных аудиторов. При этом для проведения обязательных аудиторских проверок хозсубъектов один из них должен иметь международный сертификат бухгалтера (о новых требованиях к квалификации аудиторов см. ниже). Также отменяются требования об обязательной аттестации руководителей аудиторских организаций 1 раз в 3 года.

Действующие аудиторские организации должны привести свой штат в соответствие с новыми требованиями до 1.04.2019 г.

В-пятых, Минфин совместно с республиканскими общественными объединениями аудиторов не реже 1-го раза в 3 года начнет проводить внешний контроль качества работы аудиторских организаций. Результаты внешнего контроля организаций, проводящих обязательную аудиторскую проверку, опубликуют на веб-сайте Минфина.

Аудиторские фирмы также станут публиковать на своих веб-сайтах или веб-сайтах общественных объединений аудиторов информацию о проведенных обязательных аудиторских проверках с указанием идентифицирующих данных хозсубъекта и аудиторского заключения. Аналогичные данные ежегодно до 1 июля будут размещаться на сайте ГНК.

Важно! Для действующих аудиторских организаций предусмотрено переоформление лицензий в срок до 1.01.2019 года.

Требования к аудиторам

Квалификационный сертификат аудитора будет:

  • выдаваться на первоначальный 5-летний срок – после сдачи квалификационного экзамена, а при наличии международного сертификата бухгалтера – без него;
  • продлеваться на очередной 10-летний срок – после сдачи квалификационного экзамена, а при наличии международного сертификата бухгалтера – без него;
  • продлеваться в последующем на бессрочный период – при наличии непрерывного стажа работы аудитора не менее 10-ти лет без сдачи квалификационного экзамена (наличие международного сертификата бухгалтера в данном случае не является условием освобождения от экзамена).

А претенденты на получение квалификационного сертификата аудитора, имеющие диплом магистра по специальностям «бухгалтерский учет» или «аудит» будут допущены к квалификационному экзамену при наличии стажа практической работы (в т.ч. по совместительству) в аудиторской организации не менее 1-го года. Сейчас в зависимости от направления полученного высшего образоования требуется стаж работы от 3-х до 5 лет (см. Положение о порядке выдачи квалификационного сертификата аудитора ).

Требования к проведению аудиторских проверок

С 1.01.2019 г. больше аудиторских организаций получат доступ к проверке государственных предприятий. С этой даты для предприятий с пакетом акций (долей) государства в уставном капитале свыше 50% отменяется порядок выбора аудиторской организации для внешнего аудита на конкурсной основе из перечня, определяемого Госкомконкуренции и Минфином.

Читайте так же:  Пенсионный фонд россии может сменить свой правовой статус

Однако проверку хозяйствующего субъекта (государственного и негосударственного) той же аудиторской организацией более 7-ми лет подряд запретят.

А с 1.01.2020 года расширяется перечень организаций , подпадающих под обязательные аудиторские проверки. К ним добавят коммерческие организации при одновременном выполнении по итогам отчетного года 2-х из 3-х нижеприведенных условий:

  • балансовая стоимость активов свыше 100 тыс. МРЗП ;
  • выручка от реализации продукции (работ, услуг) более 200 тыс. МРЗП ;
  • среднегодовая численность работников свыше 100 человек.

Сами аудиторские проверки станут проводиться исключительно на основе международных стандартов аудита, издаваемых Международной федерацией бухгалтеров.

Новые критерии обязательного аудита по финансовым показателям выручки и активов за 2018,2019,2020 и последующие годы: выручка без НДС – 400,600,800 млн руб.; активы – 60, 200, 400 млн. руб.

Новые критерии по финансовым показателям для обязательного аудита бухгалтерской отчетности на 2018,2019,2020 и последующие годы

За 2018 год обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, если выручка за 2017 год превышает 400 млн. руб., а стоимость активов на конец года перед отчетным – 60 млн. руб. Аудиторское заключение по годовой отчетности за 2018 год представляется в Росстат вместе с годовой отчетностью (до 1 апреля 2019 года), или не позднее 10 рабочих дней с даты выдачи аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря 2019 года.

Ожидается, что в 2019 году организации обязаны проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности, если выручка за 2018 год превысит 600 млн. руб. без НДС, а стоимость активов на конец 2018 года – будут более 200 млн. руб. Аудиторское заключение по годовой отчетности за 2019 год представляется в ИФНС по месту нахождению организации.

Ожидается, что с отчетности за 2020 год лимиты обязательного аудита бухгалтерской отчетности по финансовым показателям, по выручке за предыдущий год должны превышать 800 млн. руб., а стоимость активов на конец года больше – 400 млн. руб.

Изображение - Новые правила независимости аудиторов с 2019 - 2020 года proxy?url=http%3A%2F%2Fxn----7sbbbsdmnftwg9cim8jpa2c.xn--p1ai%2Fthumb%2F2%2FQM8_Zy-ZhfWlW3PNEOslDg%2F90r90%2Fd%2Fostavitzayavku

Аудиторская компания “АКАДЕМИЯ АУДИТА” проведет в разумные сроки и по адекватной цене аудит годовой бухгалтерской отчетности. Заполните анкету и пришлите ее нам вместе с оборотной ведомостью или бухгалтерской отчетностью, для получения коммерческого предложения.

Год, за который проверяют аудиторы

Лимит по выручке, млн. руб.

Лимит по активам, млн. руб.

Кто подлежит обязательному аудиту в 2019 году? Каковы критерии аудита 2019? Чем, кроме выдачи заключения, аудитор еще может быть полезен собственнику бизнеса и бухгалтерии? На эти вопросы ответим в материале.

Критерии обязательного аудита в 2019 году и ответственность за его непроведение

Как правило, организации, подлежащие обязательному аудиту в 2019 году, знают об этом и проводят аудит не первый год. Это:

банки, страховые компании и отдельные иные виды компаний в случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами: закон 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; закон 208-ФЗ «О консолидированной отчетности»;

организации, которые размещают ценные бумаги публично;

группы взаимосвязанных организаций, рассматриваемых как единое хозяйственное образование, которые составляют финансовую (бухгалтерскую) отчетность;

Но это не исчерпывающий перечень тех, кто подлежит обязательному аудиту в 2019-м. Помимо вышеперечисленных характеристик, есть еще два условия для обязательного аудита (при любом из них организация попадет под обязанность его провести):

достижение юридическим лицом в 2018 году порога по годовой выручке в 400 млн руб.;

активы баланса организации на конец 2018 года более 60 млн руб.

Критерии (условия) аудита в 2019 году предусмотрены ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об аудиторской деятельности».

Если Ваша организация подпадает под критерии проведения обязательного аудита, то не позднее 31 декабря 2019 года вам понадобится представить аудиторское заключение по отчетности 2018 года в местное отделение Федеральной службы государственной статистики. При этом заключение не может быть представлено позднее 10 рабочих дней после даты аудиторского заключения (т.е. день составления заключения в расчет не берется) (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Если аудиторское заключение не будет предоставлено в территориальные органы Росстата в указанные сроки, то согласно ст. 19.7 КоАП РФ на должностное лицо может быть наложен штраф в размере от 300 до 500 рублей, на организацию — от 3000 до 5000 рублей.

И это не единственные последствия непроведения обязательного аудита (отсутствия аудиторского заключения). Кроме того, будет административная ответственность за неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта акционерного общества в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Здесь штрафы гораздо серьезнее: от 30 000 до 50 000 рублей на должностное лицо или даже дисквалификация на срок от 1 до 2 лет. На юридическое лицо штрафы могут достигать 1 млн рублей (ч. 2 ст. 15.19 КоАП).

Также есть ответственность и за невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый реестр о фактах деятельности юридических лиц: штраф в размере от 5 до 50 тыс. рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).

Читайте так же:  Увольняем во время больничного по собственному желанию

В случае отсутствия аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от 5 лет), обнаруженного в ходе выездной налоговой проверки — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

Если Ваша компания подлежит обязательному аудиту и Вы его проведете (получив заключение), то Вы соблюдете требования законодательства. Но нужно понимать, что обязательный аудит не панацея от всех уязвимостей. Это связано с тем, что обязательный аудит предполагает, что проверка проводится только для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Исходя из этого, проверяется и налоговая отчетность, т.е. только с точки зрения достоверности.

Такой подход не гарантирует Вам защиту от налоговых рисков и переплат по налогам. В нашей практике обнаружение таких случаев не редкость, в т.ч. и в организациях, которые ранее проводили обязательный аудит. Например:

Только задумайтесь, а вдруг и Вы переплачиваете налоги?

Также важно отметить, что обязательный аудит — это аудит только по итогу года. Следовательно, при таком варианте нет возможности своевременно предотвращать ошибки и находить финансовые резервы компании. При этом во многих случаях «постфактум» уже ничего изменить нельзя. Так, 32 млн рублей сэкономил анализ налоговых последствий предстоящей сделки. Если бы за помощью к экспертам обратились после сделки, такого эффекта достичь бы не получилось.

Именно поэтому мы рекомендуем нашим клиентам системный комплексный обязательный аудит. В этом случае компания за весь год получает не только итоговый аудит годовой отчетности, но и постоянную помощь аудиторов, налоговых консультантов и юристов. А также настоящую страховку от налоговых рисков.

Таким образом, системный комплексный обязательный аудит защищает компанию и помогает выявлять налоговые резервы.

В сфере аудита вводится ряд новых правил и требований

Указом Президента от 19 сентября предусмотрено полное реформирование системы аудита в Узбекистане.

Изображение - Новые правила независимости аудиторов с 2019 - 2020 года proxy?url=https%3A%2F%2Fuznews.uz%2Fupload%2Fcache%2F00%2Fdb%2F00db30bc881c4af8f505746c5bd0f020

Согласно документу, с 1 января 2019 года устанавливаются следующие требования:

– для подобных организаций установлен 3-месячный срок с момента государственной регистрации для получения лицензии на аудиторскую деятельность. Без этого, юридическому лицу запрещено использовать в своем наименовании слова «аудиторская организация».

– лицензия на осуществление аудиторской деятельности будет давать право лицензиату осуществлять все виды аудиторских проверок;

– уставный капитал аудиторской организации будет формироваться имуществом, в том числе денежными средствами, непосредственно используемым при осуществлении деятельности аудиторской организации;

– минимальное количество аудиторов, для которых аудиторская организация является основным местом работы, будет составлять не менее четырех штатных аудиторов;

– аудиторская проверка одного и того же хозяйствующего субъекта будет проводиться не более семи лет подряд;

– Министерством финансов Республики Узбекистан совместно с республиканскими общественными объединениями аудиторов не реже одного раза в три года будет проводить внешний контроль качества работы аудиторских организаций;

– аудиторские организации должны будут публиковать на своих веб-сайтах или веб-сайтах общественных объединений аудиторов информацию о проведенных обязательных аудиторских проверках с указанием идентифицирующих данных хозяйствующего субъекта и аудиторского заключения.

Действующим аудиторским организациям в срок до 1 апреля 2019 года поручено обеспечить полную укомплектованность минимального количества штатных аудиторов, установленного настоящим постановлением.

Кроме того, с 1 января 2019 года отменены следующие требования:

– к минимальному размеру уставного капитала аудиторских организаций;

– по аттестации руководителей аудиторских организаций;

– по выбору аудиторской организации для проведения внешнего аудита на конкурсной основе из перечня, определяемого Государственным комитетом по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции и Министерством финансов Республики Узбекистан, на предприятиях с пакетом акций (долей) государства в уставном капитале свыше 50 процентов.

Также, с 1 января 2020 года планируется что:

а) ежегодной обязательной аудиторской проверке подлежат также коммерческие организации при одновременном выполнении двух из следующих условий по итогам отчетного года:

– балансовая стоимость активов свыше 100-тысячекратного размера минимальной заработной платы;

– выручка от реализации продукции (работ, услуг) более 200-тысячекратного размера минимальной заработной платы;

– среднегодовая численность работников свыше 100 человек;

б) аудиторские организации осуществляют аудиторскую деятельность исключительно на основе международных стандартов аудита, издаваемых Международной федерацией бухгалтеров;

в) результаты внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательную аудиторскую проверку, публикуются на веб-сайте Министерства финансов Республики Узбекистан.

С полным текстом документа можно ознакомиться здесь.

Изображение - Новые правила независимости аудиторов с 2019 - 2020 года 23423424
Автор статьи: Филипп Соловьев

Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.8 проголосовавших: 18

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here