Как минфин хочет отслеживать финансовое состояние крупных предприятий

Сегодня рассмотрим тему: "как минфин хочет отслеживать финансовое состояние крупных предприятий" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.

Как Минфин хочет отслеживать финансовое состояние крупных предприятий

Одна из рекомендаций органам исполнительной власти регионов и местным властям от Минфина России звучит так: «осуществлять мониторинг финансового состояния крупных предприятий с целью прогнозирования налоговых поступлений». В чём это выражается на практике? Об этом в нашем обзоре.

В конце октября 2018 года Минфин России опубликовал на своём сайте масштабное исследование, адресованное региональным и местным властям с целью увеличения доходной базы их бюджетов. Из данной «методички» ясно вытекает, что к крупным предприятиям в регионах необходим особый подход со стороны властей, ведающих финансами, бюджетом и налогами.

Изображение - Как минфин хочет отслеживать финансовое состояние крупных предприятий proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F11%2Fc-users-vova-desktop-buhguru-noyabr-2018-veb-kak

Как известно, поступления в региональные и местные бюджеты в значительной части могут формировать крупнейшие предприятия в соответствующем субъекте России. Как заявлено, тот факт, что крупных предприятий в регионах обычно довольно немного, делает целесообразным индивидуальный подход к анализу поступлений от крупных налогоплательщиков».

Органам исполнительной власти регионов и органам местного самоуправления Минфин рекомендует предпринимать соответствующие меры для повышения собираемости доходов бюджета. В частности:

  • можно проводить отдельные мероприятия по мониторингу поступлений налоговых платежей от крупных предприятий (какие не уточнено);
  • давать рекомендации отраслевым региональным органам проводить индивидуальную работу с крупными налогоплательщиками;
  • вырабатывать рекомендации по поводу погашения налоговой задолженности;
  • создавать отдельные комиссии (на региональном и отраслевом уровнях) по взаимодействию с крупными налогоплательщиками.

Минфин отмечает, что на 2018 год работа преимущественно сконцентрирована вокруг повышения собираемости налогов. При этом уделяется недостаточное внимание вопросам систематического сбора своевременной информации о финансовом состоянии крупных предприятий в целях прогнозирования налоговых поступлений от них.

Поэтому предложено выработать практику заключения индивидуальных соглашений с крупными налогоплательщиками. Подобные документы позволяют получать актуальные данные о финансовом состоянии крупных предприятий и использовать их для прогноза будущих налоговых вливаний.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Изображение - Как минфин хочет отслеживать финансовое состояние крупных предприятий proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-special-textboxes%2Fthemes%2Fstb-dark%2Falert

Для более эффективной организации финансового состояния крупных предприятий правила взаимодействия региональной администрации (в лице региональных отраслевых органов власти) и крупных плательщиков закрепят в рамках заключенных соглашений, предусматривающих предоставление необходимых для бюджета сведений.

Какие вопросы находятся в ведении Минфина России: полный перечень

Основные полномочия Минфина РФ не ограничиваются только вопросами госфинансов и бюджетной политики. В этом обзоре – полный список всех сфер, которые находятся в ведении Минфина.

Министерство финансов России – это орган исполнительной власти федерального уровня.

Изображение - Как минфин хочет отслеживать финансовое состояние крупных предприятий proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F02%2Fc-users-vova-desktop-buhguru-fevral-2019-veb-kak-1

Он вырабатывает государственную политику и нормативно-правовое регулирование по следующим направлениям и сферам (это т.н. вопросы его ведения):

Помимо выработки нормативного регулирования, Минфин вместе с ЦБ РФ разрабатывает основные направления развития финансового рынка.

Кроме того, на его плечах межведомственная координация по вопросам разработки и реализации мер по снижению негативного влияния международных санкций.

Источник: План деятельности Министерства финансов Российской Федерации на 2019-2024 годы.

Какие предприятия и имущество ждёт приватизация и коммерциализация: предложения Минфина

Согласно Методическим рекомендациям органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления по увеличению доходной базы их бюджетов, которые в конце октября 2018 года дал Минфин России, он считает необходимым активизировать приватизацию имущества и приватизацию предприятий госсектора. Попутно нужна коммерциализация непрофильных активов. Кто же попадёт под раздачу с точки зрения Минфина?

Целью использования регионального (муниципального) имущества – обеспечение возможностей для выполнения региональных и/или местных полномочий, а не рост доходов бюджета. Поэтому главная задача при управлении такими активами – повышение эффективности их использования.

Изображение - Как минфин хочет отслеживать финансовое состояние крупных предприятий proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F11%2Fc-users-vova-desktop-buhguru-noyabr-2018-veb-kaki

Известно, что на 2018-2019 год в регионах в той или иной мере проходят:

  • мероприятия по инвентаризации имущества;
  • контроль за правообладателями (учреждениями, унитарными предприятиями);
  • выявление имущества, у которого нет владельца, его учет, оформление прав на объекты недвижимости и вовлечение их в оборот;
  • совершенствование подходов к принятию решений в отношении госимущества.

С позиции Минфина, нужно более широко подходить к вопросу о составе имущества, управление которым следует совершенствовать. То есть учитывать в его составе также:

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).
  • природные ресурсы (например, общераспространенные полезные ископаемые);
  • имущество, закрепленное за госучреждениями.

А природные ресурсы необходимо более активно оформлять и предоставлять на платной основе.

Что касается государственных учреждений, то при подготовке документов стратегического характера, а также при оценке доходов от использования имущества будут учитывать доходы, получаемые ими как от передачи имущества в аренду, так и от предоставления платных услуг.

Для принятия решений в отношении имущества будут оценивать встречные потоки средств в связи с владением теми или иными объектами: образующиеся доходы и связанные с этим расходы (на содержание имущества, администрирование деятельности).

Кроме того, рекомендовано активнее использовать в расчетах удельные показатели использования имущества:

  • сколько метров приходится на пользователя;
  • сколько доходов удается собрать за метр;
  • сколько расходов на содержание имущества тратится на метр и т. п.

Считается, что регулярная оценка и сравнение подобных параметров позволит сформировать новый взгляд на эффективность использования имущества и создать основу для принятия эффективных управленческих решений.

Судя по всему, заставят серьёзно повысить публичность сведений об имуществе. Например, в рамках ежегодных публичных докладов о деятельности, включая не только деятельность органов управления имуществом, но и других органов, отвечающих за деятельность учреждений и использование природных ресурсов, помимо земли.

Читайте так же:  Кбк по ндс для юридических лиц в 2019 - 2020 году

Минфин прямо рекомендует:

  • объединять задачи по управлению имуществом с задачами по экономическому развитию территорий и повышением их инвестиционной привлекательности;
  • более активно вовлекать в сбор идей и предложений по совершенствованию управления конкретными имущественными объектами общественность – «краудсорсинг» (например, через официальный сайт органа управления имуществом, порталы госуслуг, созданную онлайн-площадку, другие механизма сбора предложений от населения).

Учтите, что сокращение объемов имущества в собственности региона или местных властей, на первый взгляд, приводит к сокращению (выпадению) доходов бюджета, но в действительности позволяет сократить его расходы, связанные с содержанием такого имущества, а в ряде случаев – с администрированием этой деятельности.

Как известно, при передаче имущества коммерческому сектору создается поток налоговых платежей в бюджеты всех уровней за счет развития частного бизнеса.

В отношении приватизации учреждений, предприятий госсектора и коммерциализации активов первым этапом должна быть оценка эффективности использования данных активов с оценкой всех денежных потоков – как доходов, так и расходов.

Изображение - Как минфин хочет отслеживать финансовое состояние крупных предприятий proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-special-textboxes%2Fthemes%2Fstb-dark%2Fwarning

На практике коммерциализация предприятия как объекта имущества возможна в разных формах:

  • сдача в аренду;
  • преобразование ГУП или МУП в непубличные акционерные общества и ООО с частичной продажей государственных (муниципальных) акций или долей;
  • заключение соглашения между региональным органом власти (муниципалитетом) и частным бизнесом – либо в форме государственно-частного (муниципально -частного) партнерства, либо в форме концессионного соглашения (например, если нужна реконструкция объектов данного предприятия).

Изображение - Как минфин хочет отслеживать финансовое состояние крупных предприятий proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-special-textboxes%2Fthemes%2Fstb-dark%2Finfo

При этом не всегда удается исполнить программы приватизации. Причины:

  • текущая экономическая ситуация;
  • наличие специфических рыночных характеристик объектов и сложность их подготовки к приватизации.

Юридически процедуры, связанные с приватизацией, достаточно однородны, а вот содержание программ приватизации весьма различается в разных регионах.

Изображение - Как минфин хочет отслеживать финансовое состояние крупных предприятий proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-special-textboxes%2Fthemes%2Fstb-dark%2Finfo

В то же время в программах приватизации не всегда отражена часть важных сведений. Например:

  • ожидаемые суммы доходов от приватизации имущества;
  • краткое описание текущего состояния дел с составом собственности.

Поэтому часто нельзя понять, насколько много или мало планируется приватизировать имущества в сравнении с его общим количеством.

По мнению Минфина, необходимо учитывать:

  • возможность и целесообразность использования имущества казны при реализации государственных (муниципальных) полномочий;
  • социальную значимость имущества казны и экономическую эффективность ее использования.

Отметим, что исчерпывающие пояснения относительно состояния дел с управлением учреждениями, унитарными предприятиями, долями в хозобществах, обычно можно найти в региональной программе управления госсобственностью. Она должна быть доступна всем заинтересованным лицам.

Об отмене контроля за трансфертным ценообразованием: интервью с чиновником из Минфина

Изображение - Как минфин хочет отслеживать финансовое состояние крупных предприятий proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.klerk.ru%2Fimg%2Fpb%2Fthumb1000x615%2Fe7112bcf0996e01926580eab6407289e_compressed_v1

Интервью Директора Департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексея Сазанова агентству ТАСС.

Отмена контроля за трансфертным ценообразованием по сделкам внутри страны позволит снизить административную нагрузку на бизнес, а отмена института консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) уравняет конкуренцию между крупным и средним бизнесом. Отсутствие прямого контроля, по плану Минфина, будет компенсироваться через определение необоснованной налоговой выгоды. Об этом в интервью ТАСС рассказал глава департамента налоговой и таможенной политики министерства Алексей Сазанов.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в июне 2018 года заявил о предложении правительства отменить с 2019 года контроль за трансфертным ценообразованием в качестве компенсирующей меры после повышения НДС с 18% до 20%.

«Так как возможностей для серьезных налоговых смягчений у нас сейчас нет, мы искали пути снижения административной нагрузки на средний и крупный бизнес, для малого и микробизнеса у нас уже были различные предложения, например по „самозанятым“ гражданам. Тогда снова встал вопрос об отмене контроля за ценообразованием внутри России, так как это слишком серьезная административная нагрузка на бизнес. Мы приняли решение об отмене такого контроля, потому что это существенно облегчит положение бизнеса», — объяснил Сазанов.

«В мире, внутри стран, очень редко используется контроль за трансфертными ценами, так как это просто гигантский объем работы для бухгалтеров, различных консультантов и серьезная нагрузка на администратора такого контроля», — пояснил Сазанов.

В России трансфертное ценообразование использовалось преимущественно для предотвращения перетока налоговой базы из одного региона страны в другой с более выгодными налоговыми условиями, напомнил он.

КГН — это добровольные объединения организаций, которые создавались для уплаты налога на прибыль с совокупного финансового результата всей группы. В настоящее время в России зарегистрировано более 15 консолидированных групп налогоплательщиков, в их числе «Роснефть», «Северсталь», «Газпром», «Лукойл», «Новатэк» и «Мечел». Сейчас действует мораторий на создание новых КГН и на включение в действующие консолидированные группы других участников. Внутри КГН сегодня нет контроля за трансфертным ценообразованием, и когда в следующем году контроль будет отменен для всех компаний, конкурентные условия уравняются, объяснили в Минфине.

Главная причина отмены КГН, по словам Сазанова, необходимость обеспечить равные налоговые условия для крупного и среднего бизнеса и улучшить ситуацию с получением налога на прибыль для регионов страны. «Проблема была в том, что в рамках КГН можно засчитывать убытки. Проводились расчеты, которые показали, что в результате образования КГН [у бизнеса] произошла экономия налога на прибыль. По разным оценкам, субъекты теряют на этом от 50 млрд до 100 млрд рублей в год. Когда КГН будут расформированы, возможность засчитывать убытки одной организации против прибыли другой в рамках больших холдингов исчезнет. Регионы от этого выиграют», — уверен Сазанов.

Глава департамента отметил, что необходимо также обратить внимание и на условия конкуренции. Компании, которые создали КГН, — это крупные конгломераты, и они оказались в более конкурентных условиях по уплате налогов по сравнению со средним бизнесом, который никогда не имел возможности создавать КГН. «Мы хотим создать равные условия конкуренции для крупных и средних компаний в вопросе уплаты налога на прибыль. При этом финансовое состояние крупных холдингов не ухудшится, они просто начнут платить налог на прибыль в том регионе, где осуществляют свою деятельность», — подчеркнул Сазанов.

Читайте так же:  Как рассчитать декретные в 2019 - 2020 году пошаговая инструкция

«У крупных компаний уже и так есть большое преимущество над средними — эффект масштаба. И дополнительно к этому они получают конкурентное преимущество в сфере налогообложения. Это неправильно», — пояснил он. По мнению представителя Минфина, в идеале институт КГН должен быть доступен для всех, вне зависимости от объема выручки компании. Соответственно, для уравнивания условий ведения бизнеса в России необходимо было либо распространять инструмент на всю страну, либо вовсе отказаться от этого инструмента.

В результате отмены этого института 15 холдингов не понесут потерь, уверен Минфин. «Мы изменили подход к определению налоговой базы КГН. Раньше не считалась налоговая база по отдельным участникам. Но, когда было введено ограничение на перенос убытков и на признание убытков внутри КГН, мы были вынуждены перейти на расчет налоговой базы по каждому участнику. Поэтому уже сейчас по каждому участнику КГН налоговая база определяется отдельно, а затем консолидируется ответственным участником. Когда мы упраздним институт КГН, уже не потребуется дополнительных трудозатрат, только декларации уже будут подаваться по каждому участнику отдельно», — объяснил глава департамента.

Ключевой задачей Минфина было снижение административной нагрузки на бизнес, подчеркивает Сазанов. «Мы проводили консультации с экспертным сообществом, деловыми и бизнесобъединениями и получили подтверждение, что отмена контроля за трансфертным ценообразованием существенно поможет бизнесу», — сказал он.

В рамках закона об отмене контроля за трансфертным ценообразованием Минфин одновременно вводит запрет регионам устанавливать пониженную ставку налога на прибыль, если это прямо не предусмотрено Налоговым кодексом. При этом на территориях, где действуют пониженные ставки, например в особых экономических зонах, на территориях опережающего развития, контроль за трансфертным ценообразованием сохранится.

Понятие «необоснованной налоговой выгоды» было введено в прошлом году. Таким образом, у ФНС появился действенный инструмент для борьбы с налоговыми злоупотреблениями. «Если налоговые органы в рамках выездных камеральных проверок устанавливают факт злоупотребления, когда осуществляются притворные сделки, целью которых является исключительно полученные налоговой выгоды и которые не имеют никакой экономической сути, они могут через необоснованную налоговую выгоду разрешать такие ситуации и взыскать дополнительные налоги», — пояснил Сазанов.

Полную версию интервью можно прочесть по ссылке. Оригинал публикации: ТАСС, «Что ждет бизнес после отмены контроля за трансфертными ценами»

Региональные бюджеты пополнят, закручивая налоговые гайки: Минфин приказал

Минфин России опубликовал на своем официальном сайте в интернете Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, способствующие увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В этом документе чиновники рассказали о мерах, которые должны предприниматься на местах для увеличения доходности местных и федерального бюджетов бюджетной системы РФ. Из документа следует, что вместо обещанных Президентом надзорных каникул и оптимизации налогообложения бизнес получит самое настоящее «закручивание гаек». Почитаем документ внимательнее.

В документе сказано, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны способствовать увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Поэтому региональные и муниципальные власти должны принимать меры по:

  • повышению эффективности администрирования доходов региональных и местных бюджетов;
  • активизации работы по выявлению потенциальных доходных источников бюджетов;
  • развитию экономики территорий;
  • совершенствованию подходов к межбюджетному регулированию на региональном и муниципальном уровнях.

Как именно это делать, и рассказал Минфин в своих методических рекомендациях.

Минфин, в частности, предлагает региональным властям предпринять совместные усилия по следующим направлениям деятельности:

  • активизация экономического роста и укрепление социальной стабильности;
  • расширение налоговой базы по налогу на имущество, земельному налогу, транспортному налогу, увеличение поступлений неналоговых доходов;
  • повышение поступлений по НДФЛ, налогу на прибыль организаций и акцизов;
  • поддержка малого и среднего бизнеса;
  • мониторинг налоговой дисциплины получателей средств по государственным (муниципальным) контрактам.

Более подробно эти рекомендации означают:

  • легализацию трудовых отношений с иностранцами,
  • выявление случаев сдачи квартир в аренду без уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ),
  • мониторинг финансового состояния крупных предприятий,
  • приватизацию и коммерциализацию непрофильных государственных и муниципальных активов,
  • проведение комплексных кадастровых работ,
  • повышение квалификации работников исполнительных органов власти региона и муниципальных образований в сфере администрирования доходов региональных и местных бюджетов,
  • комплекс мер по профилактике налоговых нарушений и предотвращению банкротства предприятий.

Казалось бы, звучит красиво. Но на деле это значит, что налоговиков обяжут выявлять неплательщиков налогов, а также тех, кто берет на работу иностранных и российских граждан неофициально.

создаваться рабочие группы по рассмотрению вопросов оплаты труда и снижения неформальной занятости, которые осуществляют координацию межведомственного взаимодействия в данном направлении деятельности. С различной частотой могут проводиться заседания таких рабочих групп с участием приглашенных предпринимателей.

Это значит, что руководителей компаний и ИП будут вызывать на комиссию, если сочтут, что они мало платят своим работникам. Ведь главным бюджетообразующим налогом региональных и местных бюджетов является НДФЛ. А его собираемость в большинстве случаев определяется величиной заработной платы наемных работников. Поэтому в Минфине считают, что:

Необходимо определиться с критическими уровнями задолженности, заработных плат и численности работников, которые надлежит считать заниженными. Критические уровни целесообразно увязывать со средними значениями по отрасли. Так, в качестве критического уровня по заработной плате можно, например, ориентироваться на уровень в 2/3 от среднего уровня заработной платы по отрасли.

Также чиновникам на местах рекомендовано выявлять потенциальных нарушителей по следующим критериям:

  • уровень заработных плат ниже МРОТ в данном регионе;
  • предоставление «нулевой» отчетности по налогам и страховым взносам;
  • указание в отчетности численности рабочей силы, значительно отличающейся от средней по данной отрасли;
  • непредоставление письменных подтверждений о приеме на работу по заявленным вакансиям в Центры занятости населения.
Читайте так же:  Статус залогового кредитора в деле о банкротстве

В документе сказано, что, по данным Росстата, в операциях с недвижимым имуществом доля теневой экономики может достигать 50% от всех объема сделок, совершенных в сфере сдачи квартир в аренду. Поэтому за счет выявления случаев сдачи в аренду жилья без заключения договора аренды и уплаты НДФЛ можно значительно ускорить рост доходов региональных и местных бюджетов. Минфин считает, что необходима:

Активизация работы по выявлению случаев сдачи в аренду жилья без заключения договора аренды и уплаты НДФЛ. Должна быть организована «горячая линия», по которой можно сообщать о случаях сдачи квартиры в наем. После получения информации о том, что та или иная квартира сдается в наем, представители соответствующей комиссии, включающей специалистов налоговых органов, могут проводить рейдовые мероприятия, чтобы официально зафиксировать сложившуюся ситуацию.

Так что тем, кто имеет такой доход, стоит быть осторожнее — «стучать» могут соседи, коллеги, друзья-недруги. А при выявлении нарушений не только возьмут налог, но и оштрафуют.

Минфин рекомендует региональным властям и муниципалитетам активизировать работу по выявлению незарегистрированных средств водного транспорта, а также увеличивать ставки транспортного налога в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ пределов, для мощных, дорогих и элитных автомобилей. Также должны быть предприняты такие меры, как:

  • развитие системы видеофиксации нарушений правил дорожного движения;
  • создание системы платных услуг,
  • создание и развитие сети платных парковок;
  • создание платных автодорог;
  • проведение экологического мониторинга.

Выходит, что видеофиксация нарушений и платные парковки — это не средства для снижения числа аварий и разгрузки городских магистралей, а в первую очередь источник пополнения регионального бюджета.

А еще, как заметил Минфин, во многих регионах установлены щадящие ставки налога на имущество организаций — то есть льготные. В рекомендациях дано указание поднять их до максимально возможных:

Таким образом, объявленный правительством мораторий на повышение налогов оказывается и не мораторием вовсе, а благим намерением. В результате денег в местных бюджетах должно стать больше, а в кошельках бизнеса и граждан, соответственно, — меньше.

Минфин хочет проверить деньги украинцев: что надо знать

Министерство финансов презентовало на своем сайте проект масштабного реформирования системы финансового мониторинга. Пока документ представлен для ознакомления.

После публичного обсуждения новую версию закона «О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем…» вынесут на согласование Кабмина, а затем подадут в Верховную Раду, пишет NewsOboz.org со ссылкой на ubr.ua.

Документ у Минфина получился громоздкий. На определение одних только терминов чиновники потратили 14 страниц. В целом проект вместе с правками в сопутствующие законы с трудом выписали на 112 страниц. Очевидно, чиновники таким образом намеревались ответить на все вопросы, которых участники рынка вот уже несколько лет добивались от Нацбанка и Госфинмониторинга.

Одно из основных новшеств минфиновского проекта — существенно расширенный список субъектов первичного финмониторинга. К нынешним банкам, страховым компаниям, нотариусам и юристам, лотерейщикам, платежным организациям и системам добавили еще и небанковские обменные пункты, а перечень специальных субъектов первичного финмониторинга дополнили такими лицами:

  • Налоговые консультанты, за исключением тех, которые действуют в рамках трудовых правоотношений.
  • Риелторы.
  • Торговцы за наличные ювелирными изделиями, драгоценными металлами и камнями.
  • Лица, которые оказывают услуги по созданию, обеспечению деятельности или управляют юридическими компаниями.

Проще говоря, в случае принятия законопроекта в его нынешнем виде следить за украинцами станут еще и при покупке квартир и домов, ювелирки и даже более-менее крупных сумм валют.

Но при этом Минфин предлагает пересмотреть пороговую сумму, после которой субъект первичного финмониторинга должен сообщать «куда надо». Если сейчас в вышестоящие инстанции принудительно докладывают обо всех операциях свыше 150 тыс. грн., то в проекте лимит увеличен вдвое — до 300 тыс. грн.

Это, впрочем, не означает, что покупки украинцев станут проверять реже. Дело в том, что Минфин предлагает прописать принципы риск-ориентированного подхода при проведении финансового мониторинга прямо в законе. Под последним чиновники понимают старательность и рвение, в результате которого проверять операции клиентов субъекты первичного финмона обязаны в соответствии с характером и масштабом их деятельности.

При этом сообщать наверх следует не только в случае превышения суммы операции порогового значения, но также и при проведении и даже попытке проведения подозрительной операции. Чтобы хоть как-то помочь предпринимателям и банкирам, авторы законопроекта выписали несколько критериев подозрительности. Правда, конкретики и в них оказалось немного. Что и понятно, учитывая суть понятия «риск-ориентированный подход». В понимании чиновников подозрительными операциями следует считать:

  1. Все операции, анализ которых не позволяет однозначно установить правомерность их проведения.
  2. Транзакции, которые не имеют очевидной экономической целесообразности, законной цели, не отвечают сути деятельности и финансовому состоянию ее инициатора.
  3. Операции, которые имеют признаки дробления с целью избежать обязательной финансового мониторинга.
  4. Операции, связанные с выведением за границу доходов от коррупционных преступлений.
  5. Транзакции с участием средств, полученных от преступной деятельности.

Радует только одно. Специальным субъектам первичного финмониторинга вменяется в обязательство уведомлять о подозрительных операциях лишь при превышении пороговых сумм, установленных законом.

Пересмотрели авторы законопроекта и все действующие сейчас пороговые значения для проведения обязательного финансового мониторинга. Основной лимит повысили до 300 тыс. грн. Для операций по переводу наличных без идентификации и верификации клиентов (под это требование, например, подпадают все небанковские платежные терминалы) пороговую сумму также увеличили вдвое — с 15 тыс. грн. до 30 тыс. грн.

Читайте так же:  Кто относится к ветеранам боевых действий список

Ювелиров хотят обязать стучать на клиентов при покупках на сумму свыше 40 тыс. грн. Страховщикам следует проводить надлежащую проверку человека при выплатах более 30 тыс. грн. (ранее — 5 тыс. грн.). А лотерейщикам и букмекерам придется затребовать с клиента паспорт и код для каждой ставки более 5 тыс. грн. А если операция, например, выигрыш, превысит сумму 30 тыс. грн., о ней нужно будет доложить субъекту финмониторинга.

А в качестве наказания за нарушение правил финансового мониторинга первичным субъектам грозит множество неприятностей: от безобидного письменного предупреждения, до штрафов в размере от 5 до 10% от годового оборота за каждый зафиксированный факт.

За особо тяжкие проступки организацию могут лишить лицензии. А за отдельные действия и вовсе можно угодить в тюрьму. К примеру, трехлетний срок могут дать лицу, которого уличат во внесении заведомо неправдивых данных в Единый реестр юрлиц и физлиц-предпринимателей.

Между тем, во многом минфиновский проект значительно упрощает жизнь. Если и не украинцам, то субъектам первичного мониторинга. К примеру, документ предусматривает создание единого реестра публичных деятелей, отсутствие которого сейчас приводит к большинству фиксируемых Нацбанком нарушений.

Финансисты не раз жаловались, что в их распоряжении нет обобщенной базы данных, по которой они могли бы проверять клиентов на предмет их публичности. Инициативы Министерства финансов снимают эту проблему полностью.

В единый реестр публичных лиц должна будет собираться информация обо всех деятелях, а также их родственниках. Доступ к нему должны будут получить все субъекты первичного финмониторинга. А банки и вовсе будут сверяться с базой в автоматическом режиме. По крайней мере, так этот процесс видят чиновники.

Уделили внимание законотворцы и факторам риска, на которые следует обращать внимание службам финмониторинга. Хоть и без лишней детализации, их выписали в законопроект. Так что у ответственных лиц банков и прочих субъектов первичного финмониторинга может появиться хотя бы приблизительный чек-лист. Пусть он не всегда будет помогать выявлять подозрительные операции, но его, по крайней мере, можно будет использовать как аргумент в защите против обвинений чиновников.

Если законопроект одобрят профильные участники и экспертное сообщество, а также примут народные депутаты, он вступит в силу через полгода после официальной публикации. В этот срок все вовлеченные органы должны будут провести подготовку и принять необходимые подзаконные акты.

Вопрос непрерывного менеджмента финансов на современных предприятиях касается, в первую очередь, контроля устойчивости компании в финансовом плане. Поэтому, когда мы говорим о мониторинге финансов в компании, мы подразумеваем последовательный сбор, хранение, передачу, изучение и интерпретацию финансовых данных, которые позволяют менеджменту анализировать реальное на текущий момент положение дел и финансовую эффективность своей организации.

Во многом, финансовый мониторинг, рассматриваемый в данной статье – это управленческий инструмент контроля отклонений от намеченного финансового плана в деталях.

В некоторых источниках сказано, что финмониторинг – это составная часть аудита или вообще – разновидность аудиторской проверки. С одной стороны, можно рассмотреть мероприятия по контролю финустойчивости в таком ключе, но с другой, все-таки лучше разделять эти понятия по основному признаку.

Если задача аудита рассмотреть предприятие в качестве объекта «как есть», то задача финмониторинга – последовательно контролировать отклонения от нормы. Поэтому при организации процесса важен не только план контроля, но и сами нормативы финансовых индикаторов, которые должны быть приняты в максимально сбалансированном виде. Проще говоря, если показатели не оптимальны, то и результативность финансового контроля за «надуманными» цифрами может оказаться под большим вопросом.

Только верные нормативные цифры позволят предприятию сформировать такой план работы в области мониторинга финансовых показателей, который включит в себя не только текущую оценку состояния компании в разрезе финансов «как есть», но и оценку корреляции с тем «как должно быть». Тогда и становится возможной реализация главной цели мониторинга – контроль, оценка и улучшение финансового состояния компании.

Изображение - Как минфин хочет отслеживать финансовое состояние крупных предприятий proxy?url=https%3A%2F%2Fwiseadvice-it.ru%2Fupload%2Fmedialibrary%2Fe84%2F7_5637698926065

Оценка фин. состояния может показать, что финансы предприятия находятся в кризисном, неустойчивом или устойчивом состояниях. Последнее характеризует главную способность фирмы как субъекта экономической деятельности – финансово обеспечить свою работу, говоря кратко – профинансировать.

Фирма имеет широкий ряд показателей, которые могут отражать ее способность к самофинансированию, например, обеспеченность фин. ресурсами (собственными, заемными или возможность быстро их привлекать), целесообразность их текущего использования и, допустим, платежеспособность при взаимоотношениях с другими участниками деловой кооперации.

Насколько чувствительна к негативным тенденциям в бизнесе будет система финансового мониторинга, зависит от состава показателей, по которым мониторинг осуществляется. А определение состава показателей – ответственность финансового директора. Также от состава показателей будет зависеть круг управленческих действий, которые могут быть в итоге предприняты руководством.

Когда мы, как фирма, финансово устойчивы, мы – платежеспособны.

Платежеспособность подразумевает, что мы способны соблюдать платежные обязательства и финансировать другие аспекты нашей деятельности, при сохранении нормативного уровня кредиторской задолженности. Поэтому так важно в вопросе финансового мониторинга не забывать о корреляции между планом производственным и планом финансовым. При их успешном параллельном выполнении как раз и наблюдается положительная динамика финансового состояния.

И наоборот, как при сокращении выручки, при невыполнении плана производства или сбыта – показатели операционного состояния финансов компании, а также ее способности платить по счетам, дают отрицательную динамику.

Читайте так же:  Что писать в графе «назначение платежа»

Систематическая работа по контролю финансовых метрик, которая способна выявлять отклонения от нормативов финансового плана, является одним из инструментов, который, де-факто, оказывает влияние на выполнение задач/планов производства и обеспечение его операционных нужд.

В этом контексте финансовый менеджмент и последующий мониторинг направлены, как было отмечено ранее, на то, чтобы обеспечить приход и расходование денежных средств организации строго по плану, выполнить весь список расчетных обязательств, соблюсти балансы размера собственного и кредитного капитала, а также повысить эффективность действующего процесса использования финансовых ресурсов.

То есть главная рабочая задача финмониторинга – «найти и устранить». Найти недостатки процесса финансового планирования и резервы для улучшения уровня финансовой устойчивости, при этом устранить необходимо все причины отклонения от нормативных показателей.

Программа финансового мониторинга на предприятии – задача, предусматривающая управленческую деятельность со стороны финансовой службы.

Для каждого предприятия специфика финансового мониторинга будет зависеть от принятых норм финансовой политики. Но в обязательном порядке программа финансового мониторинга должна включить в себя несколько равнозначных процессных блоков, которые в совокупности обеспечат оперативную диагностику финансового состояния компании и позволят принимать взвешенные, корректирующие меры для финансового оздоровления.

Без учета специфики предприятия общепринятый план запуска процессов состоит из следующих последовательных шагов:

  1. Разработка методологии финансового мониторинга, включающей цели, и планирование функций финмониторинга;
  2. Постановка системы показателей, выбор равноценных параметров мониторинга для нормативных значений;
  3. Утверждение порядка и выбор средств для сбора и анализа информации;
  4. Непосредственный мониторинг нормативных показателей финансово-экономической деятельности предприятия в соответствии с планом;
  5. Аналитическая работа и последующее формирование прогнозов финансовой стабильности предприятия, исследование трендов и тенденций, по которым изменяются показатели, а также поиск причин несоответствия плановым показателям;
  6. Разработка управленческих решений для внедрения плана по улучшению и совершенствованию финансовых процессов на предприятии. Дополнительно фирма может пересмотреть нормативные параметры, если мониторинг доказал их несостоятельность;
  7. Контроль изменений и осуществление дальнейшего мониторинга.

Изображение - Как минфин хочет отслеживать финансовое состояние крупных предприятий proxy?url=https%3A%2F%2Fwiseadvice-it.ru%2Fupload%2Fmedialibrary%2F9cb%2Frisunok1Из вышесказанного можно сделать вывод, что процессы финмониторинга являются цикличными и должны осуществляться на постоянной основе.

Финансово-экономическая модель компании, в которую помимо прочего входят прогнозы по БДР, БДСС и ББЛ, детализация оперативных данных по движению финансов, собственные бюджеты отдельных структурных подразделений и функциональные бюджеты – это не статичная структура, а постоянно меняющийся набор показателей, за которыми необходим цикличный менеджерский контроль.

Отметим, что для этого необходимы специфические знания, уровень которых, в конечном счете, будет влиять на качество осуществляемых мероприятий.

Непрерывное наблюдение, анализ и составление качественных прогнозов финансового состояния на различных экономических уровнях невозможно без достаточного опыта в области финансов.

Кому в таком случае можно доверить принятие сложных тактических и стратегических управленческих решений относящихся к финансовым вопросам деятельности предприятия? Однозначно – только квалифицированной команде специалистов.

Такая команда должна быть компетентна в вопросах контроля, но вместе с тем иметь достаточный опыт по управлению капиталом и достаточные знания для анализа текущего состояния предприятия, а также причин, вследствие которых оно сложилось. При этом команда должна планировать меры оздоровления, прогнозировать финансово-экономические показатели и воплощать разработанные идеи в жизни.

Свойства качественной системы финансового мониторинга

  • Полная достоверность в отражении финансовых процессов и показателей;
  • Отсутствие барьеров для системы фин. мониторинга в части каких-либо аспектов экономической деятельности предприятия;
  • Ориентация на индикаторы внешней среды, характеризующие, к примеру, конкуренцию и влияние рыночных факторов, а также учитывающие политические и социальные факторы влияния на бизнес;
  • Использование информации, отражающей реальное состояние имущества предприятия, эффективность его использования, статусы износа и модернизации в целях повышения конкурентоспособности;
  • Контроль динамических факторов, влияющих на недостаток и избыток оборотных средств;
  • Использование современных подходов к определению ключевых параметров, как, например, коэффициенты текущей ликвидности, платежной способности прочих;
  • Охват как положительных, так и отрицательных тенденций, которые впоследствии лягут в основу стратегических и тактических приоритетов в развитии фирмы;
  • Учет ряда финансовых показателей за несколько длительных отчетных периодов и отслеживание темпов изменений во времени;
  • Применение различных подходов к мониторингу показателей. К примеру, показатель ликвидности целесообразно контролировать в непрерывном режиме ежемесячно, а показатель рентабельности активов лучше анализировать раз в году;
  • Отражение реализации стратегических и текущих целей предприятия посредством таких метрик, как стоимость компании, показатели фин. устойчивости и производственного экономического учета.

Финансовое положение бизнеса – это очень многогранное понятие, которое включает в себя большое количество показателей, касающихся финансовых ресурсов компании. Если говорить в широком смысле – финансовое положение и является главным показателем нашей конкурентоспособности и финансовой устойчивости. От него зависит, будут ли у нас возможности для развития бизнеса, для привлечения инвестиций и выхода на новые рынки.

Постановка регулярной системы финансового мониторинга решает задачу контроля финансовой устойчивости, демонстрирует менеджменту детальную картину реального финансового состояния компании и показывает все аспекты его деятельности.

В результате постоянного финансового мониторинга бизнес увидит предпосылки для высокого уровня деловой активности, будет держать под контролем уровень финансовой надежности и, при необходимости, быстро развернет антикризисные меры.

Изображение - Как минфин хочет отслеживать финансовое состояние крупных предприятий 23423424
Автор статьи: Филипп Соловьев

Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.3 проголосовавших: 272

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here