Сегодня рассмотрим тему: "самые распространённые нарушения по ндс на 2019 - 2020 год" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
Содержание
Повышение НДС до 20% с 1 января 2019 года: как подготовиться к грядущим изменениям
Наталья Ванина
Руководитель группы бухгалтеров 1C-WiseAdvice
Президент подписал закон о повышении ставки НДС до 20% с 1 января 2019 года. В связи с этим в конце 2018 года потребуется уточнить условия договоров на 2019 год и обновить настройки программ. Бухгалтеры также столкнутся со сложностями по НДС в переходный период, поскольку часть счетов-фактур будет со «старым» НДС, а часть – с новым.
Для россиян прошедший этим летом Чемпионат мира по футболу – 2018 неминуемо будет ассоциироваться с двумя неприятными новостями – повышением пенсионного возраста и повышением ставки НДС до 20%. Ведь именно в день открытия ЧМ-2018 14 июня на заседании Правительства премьер Дмитрий Медведев «обрадовал» всех этими сообщениями. Законопроект о повышении налога был написан в считанные дни, к концу июля Госдума уже приняла закон о повышении ставки НДС с 18 до 20%, а президент также оперативно его подписал ( Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ ).
Крупный бизнес, работающий на общей системе налогообложения (т.е. с НДС), и заключающий сделки с такими же крупными компаниями, скорее всего, ничего не почувствует – компании будут закупать и продавать товары с одинаковым размером НДС 20%, и с возможностью уменьшить его на сумму входящего налога. В плюсе могут оказаться экспортеры – для них сохраняется льготная ставка 0%, и если раньше они могли возместить 18% НДС, то после 1 января эти суммы вырастут на 2%
Больше всего последствия повышения НДС почувствуют на себе небольшие компании и рядовые покупатели в магазинах. Увеличение НДС отразится на стоимости товаров, работ, услуг.
Новый НДС вступает в силу с 1 января 2019 года. Ставка 20% распространяется на товары, отгруженные после этой даты, независимо от даты заключения договора. То есть, если заключение договора на реализацию и перечисление аванса произошло в 2018 году, а отгрузка – после 1 января 2019 года, то ставка НДС по этому товару будет уже 20%. НДС по «старой» ставке 18% смогут применять только те, кто успеет реализовать свои товары до 31 декабря включительно.
Льготная ставка НДС в размере 10% в 2019 году сохранится. Поэтому компании, которые занимаются поставкой данных товаров, со сложностями переходного периода по НДС не столкнутся.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Чтобы не потерять деньги из-за претензий со стороны контрагентов и споров с инспекцией уже сейчас стоит задуматься, как подготовиться к нововведению и что поменять в своей работе. Первое и самое важное, что можно сделать, – провести ревизию договоров и внести соответствующие корректировки. Вновых договорах целесообразно сразу учесть увеличение ставки НДС, а к старым создать дополнительные соглашения, чтобы переделать их в договоры с НДС 20%.
Как исправить: В дополнительном соглашении прописать стоимость без учета НДС, а также сумму и ставку НДС сверху.
Когда в договоре прописано, что стоимость указана без учета НДС, значит, НДС начисляется сверх стоимости товара или услуги
Как исправить: В принципе договор в этом случае изменять не обязательно. Но лишним дополнительное соглашение не будет. Тогда вы точно избежите споров с покупателем.
Когда в договоре о НДС не сказано
Как исправить: В дополнительном соглашении четко зафиксируйте, что цена не включает НДС, а НДС начисляется сверху.
- Если стоимость устанавливается в спецификациях, приложениях или других дополнительных документах к договору.
- Если компания продает товары или оказывает услуги, облагаемые НДС по ставке по ставке 10 или 0%.
Ставка 10% используется при продаже социально значимых товаров: продукты, лекарства, детские товары, услуги по внутренним воздушным перевозкам граждан.Нулевая ставка используется в основном при экспорте товаров, при оказании услуг по международным перевозкам. - Если по договору предусмотрено право продавца в одностороннем порядке увеличить стоимость в случае увеличения НДС. К слову, такая ситуация встречается очень редко.
Не исключена ситуация, когда покупатель будет отказывается от подписания дополнительного соглашения о повышении стоимости в связи с увеличением НДС до 20%.
В таком случае, по сути, нагрузка в дополнительные 2% НДС ляжет на компанию-поставщика.
1 января 2019 г. вступит в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ, который поднимет ставку НДС с 18 до 20% (по авансам 20/120). Повышение ставки касается именно 18%, ставка в 10% не меняется. НДС – налог косвенный, а косвенные налоги платит конечный потребитель. Казалось бы, повышение налога несет неприятности только ему. Но для бизнеса тоже есть проблемы – на подорожавший товар может упасть спрос. Для бухгалтера проблемы другого порядка: цена в контракте рассчитывалась по одной ставке, а перешли на другую; оплата была по ставке 18%, а отгрузка по 20%. Попытаемся предупредить все подводные камни.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Надежда Игнатьева, и. о. заместителя начальника отдела бухгалтерского учета компании «ГЭНДАЛЬФ».
Начнем с самого простого и распространенного: вы и менеджеры можете работать в разных базах, да и у вашего контрагента ведение учета может быть таким. Обновление баз тоже может идти не совсем гладко и в итоге ставка 18% хоть и будет помечена на удаление, но в документ может и попасть по невнимательности заполнявшего его. Поэтому для контроля правильности ставки при реализации следует каждый месяц формировать ОСВ по счету 90.03. в разрезе ставок НДС. Для проверки поступлений товаров следует сформировать анализ счета 41, в настройках в группировке следует выбрать номенклатуру в разрезе ставок НДС.
Проверить НДС по услугам будет несколько сложнее. Их можно вычислить с помощью «Универсального отчета». В программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0, он находится во вкладке «Отчеты» в разделе «Стандартные отчеты». Выбираем период, в следующем поле – «Документ», в следующем – «Поступление (акты, накладные)». В поле «Группировка» выбираем «Ссылка.Контрагент» и «Ссылка». В поле «Отбор» выбрать «% НДС» и в поле «Значение» выбираем нужную нам ставку.
У вас сформируется список документов поступления услуг, которые были проведены по ставке 18%. Все документы следует сверить с подписанными оригиналами и, если ошибка и в них, то переделать, пока есть возможность. Контрагенту вы не можете указать, как вести учет, но в рамках своей организации лучше сделать запрет на выбор помеченной на удаление ставки.
Ставка и сумма НДС является обязательным реквизитом кассового чека, это установлено п. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, поэтому следует заранее побеспокоится о том, чтобы в чеке выбиралась правильная ставка. Изменения вы можете внести самостоятельно или же обратившись в обслуживающую ККТ организацию. Никаких заявлений при этом подавать в ИФНС не надо.
Вы заключили сделку в 2018 г., получили предоплату с нее, но отгрузка или оказание услуг планируются в 2019 г. Пояснения, как поступать в таком случае, даны в Письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ от 06.08.2018 № 03-07-05/55290. Из него следует, что продавец/исполнитель должен будет заплатить разницу в 2%. Если у вас хорошие отношения с вашим деловым партнером, то можете договориться о продаже товара без НДС (если у вас есть право на продажу такого товара, он перечислен в ст. 149 НК РФ) и накинуть сумму убытка по сделке с НДС на эту сделку, согласовав доплату этих 2%. Но во избежание таких ситуаций лучше ограничить получение авансов за продажи, планируемые в 2019 г.
Как быть тем, кто работает по государственным контрактам, в которых прописаны фиксированные цены, и отход от них невозможен? Разъяснения по этому вопросу даны Минфином РФ в Письме от 20.08.2018 года № 24-03-07/58933 «О рассмотрении обращения». В нем четко сказано, что это экономические риски, присущие любой сделке, поэтому никакие изменения в договор/контракт вноситься не могут. Соответственно, 2% вы потеряете.
Согласно правилам ценообразования по водо- и теплоснабжению цены на тарифы не должны поменяться с 01.01.2019. Однако в Письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ от 01.08.2018 № 03-07-11/53970 дан довольно обтекаемый ответ – «… в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых по государственным регулируемым ценам… вместо 18% ставки НДС должна применяться ставка НДС в размере 20%». Так как цены «регулируемые», существует вероятность, что цена на коммунальные услуги повысится.
С 1 января 2019 года ставка НДС увеличилась с 18 до 20 процентов. Законодательство не содержит переходных положений, но есть первые разъяснения в письмах Минфина и ФНС. Мы подготовили памятку на переходный период по изменению ставки НДС с 18 на 20 процентов в 2019 году.
Поскольку в законодательстве не содержится положений на переходный период по НДС с 18 до 20 процентов, у многих бухгалтеров возникла масса вопросов. Разъяснения дали Минфин (письмо от 10.09.2018 № 03-07-11/64576, письмо от 07.09.2018 № 03-07-11/64045) и ФНС (Письмо от 23.10.2018г. №СД-4-3/20667@). Мы изучили разъяснения чиновников и подготовили памятку на переходный период по НДС с 2019 года.
Решение для пяти самых распространенных вопросов по переходному НДС мы показали в таблице. Ниже подробнее расскажем, как действовать в этих и других случаях.
Внимание: не забудьте про новые правила для НДС в платежках. Из-за новой ставки оформлять поручения нужно по-особому. Мы подготовили для Вас шпаргалку, как заполнять платежки в переходный период. Также перед отправкой денег контрагенту сравните свое платежное поручение с нашими образцами.
Договор заключили в 2018-м году, товар отгрузили в 2019-м
По всем отгрузкам, начиная с 1 января 2019 года, применяйте ставку НДС 20%. Дата заключения договора значения не имеет, это подтверждают чиновники Минфина и ФНС в своих письмах. Исключение – сделки, не облагаемые НДС или облагаемые по пониженным ставкам 0% или 10%. Для них ставка налога остается без изменений.
Важно проверить условия переходных договоров с поставщиками и покупателями и заключить дополнительные соглашения, если это необходимо. Посмотрите, как указана цена товаров, работ или услуг. Возможны три варианта:
- В договоре цена указана без НДС. В этом случае договор корректировать не требуется, ведь налог добавляется к договорной цене,
- В договоре цена указана с учетом НДС 18%. В этом случае с 1 января 2019 года договорная цена увеличится, и безопаснее заключить дополнительное соглашение с контрагентом. Хотя чиновники ФНС считают, что такой корректировки договора не требуется, ведь изменение цены происходит вследствие изменения закона,
- В договоре нет никаких указаний по поводу НДС, из текста не понятно, включает ли цена НДС или нет. Пленум ВАС (п. 17 Постановления от 30.05.2014 № 33) рекомендует в этом случае смотреть деловую переписку, предшествующую заключению договора. В переписке обычно указывают, включает ли НДС договорная цена. Чтобы избежать разногласий с контрагентами и вопросов налоговиков, рекомендуем заключить допсоглашение с указанием цены и налога.
Повышение НДС в переходный период затрагивает и товарные запасы, оставшиеся с 2018 года. Если компания реализует ранее приобретенные товары в 2019 году, действует ставка 20%. При этом не имеет значения, в каком году товар приобретен, важен только момент реализации. Если он приходится на 2019-й год, то применяется новая увеличенная ставка.
Возникает ситуация, когда «входной» НДС компания принимала к учету по ставке 18%, а при реализации будет начисляться налог по повышенной ставке. Чтобы уменьшить потери, рекомендуем по возможности перенести реализации с 2019 года на декабрь 2018-го. Если ваша компания занимается выполнением работ или оказанием услуг, постарайтесь завершить их и подписать акты выполненных работ или оказанных услуг до конца 2018 года.
Товар поставлен в 2018-м году, оплата произведена в 2019-м
Изменение НДС в переходный период касается только реализаций, начиная с 1 января 2019 года. Если товары, работы или услуги были реализованы в 2018 году, применяется ставка 18%. Даже если оплата по ним поступает уже в 2019 году. В платежном поручении на оплату товаров, работ или услуг, полученных в 2018 году, покупатель должен указать ставку НДС 18%, это не будет нарушением.
Пример
В декабре 2018 года компания выполнила работы на общую сумму 118 000 руб., в том числе НДС 18 000 руб. Покупатель произвел оплату в январе 2019 года.
В декабре 2018 года исполнитель делает следующие проводки:
Дебет 62 – Кредит 90 субсчет «Выручка»
– 118 000 руб. – подписан акт выполненных работ,
Дебет 90 субсчет «НДС» – Кредит 68 субсчет «НДС»
– 18 000 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет.
В январе 2019 года:
Дебет 51 – Кредит 62
– 118 000 руб. – получена оплата от покупателя. В платежном поручении указана ставка НДС 18%. Сумма налога в счете-фактуре исполнителя и платежке покупателя совпадают.
Рекомендуем в начале 2019 года проверять платежные поручения, как свои собственные, так и покупателей. Если контрагент ошибся и указал в назначении платежа уже новую ставку налога, попросите написать письмо об уточнении платежа.
Оплата произведена в 2018-м году, товар поставлен в 2019-м
Если в 2018 году продавец получил полную или частичную оплату, он должен начислить НДС по расчетной ставке 18/118. Реализацию в 2019 году он будет делать уже по ставке 20%. Одновременно с реализацией продавец восстанавливает «авансовый» НДС по меньшей ставке 18/118.
Пример
В ноябре 2018 года компания заключила договор на поставку товаров. Согласно договору покупатель сделал полную предоплату в сумме 118 000 руб., в том числе НДС 18 000 руб. Отгрузка товаров запланирована на февраль 2019 года.
При получении аванса поставщик оформляет счет-фактуру и делает запись в книге продаж. В феврале в счете-фактуре на реализацию НДС указан по ставке 20%. Из-за увеличения налога стоимость товара увеличилась на 2 000 руб. покупатель должен доплатить эту сумму.
Поставщик сделает следующие проводки:
ДЕБЕТ 51 – КРЕДИТ 62 субсчет «Авансы полученные»
– 118 000 руб. – получен аванс от покупателя,
ДЕБЕТ 76 – КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 18 000 руб. – начислен НДС с аванса,
ДЕБЕТ 62 «Расчеты по договорам» – КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 120 000 руб. – отгружен товар покупателю,
ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» – Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 20 000 руб. – начислен НДС с реализации,
ДЕБЕТ 62 субсчет «Авансы полученные» – КРЕДИТ 62 субсчет «Расчеты по договорам»
– 118 000 руб. – зачтен аванс,
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» – КРЕДИТ 76
– 18 000 руб. – зачтен НДС с аванса.
У покупателя ситуация обратная, но у обоих контрагентов возникают разницы в суммах. Как с ними поступить – решают стороны сделки. Смотрите способы решения.
Рекомендуем по максимуму закрыть авансы до конца 2018 года. Это поможет уменьшить потери от увеличения налога и избежать разногласий с покупателями.
Если в 2019 году покупатель возвращает поставщику товары, приобретенные в предыдущем году, то разрешается составлять корректировочный счет-фактуру. Поскольку товар был приобретено по ставке НДС 18%, то и в корректировочном счете-фактуре налоговики разрешили указывать эту же ставку.
Вместе с тем, стороны сделки могут рассматривать возврат и как обратную реализацию, уже со ставкой 20%. Однако стороны сами определяют цену возвращаемого товара, они могут предусмотреть увеличение налога в цене товаров.
Чтобы избежать разногласий с поставщиками, планируйте закупки более тщательно, внимательно оформляйте заказы, чтобы не пришлось возвращать товары надлежащего качества.
Переходящий НДС с авансов полученных с 2018 на 2019 год
Ольга Думинская, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса:
«Чтобы оформить доплату 2 процентов НДС к ранее полученному авансу, продавцу нужно учитывать дату ее поступления. Если он получил доплату в 2018 году, у продавца есть на выбор два варианта. На полученную сумму он может либо выставить “авансовый” счет-фактуру, либо выписать корректировочный к счету-фактуре на первоначальный аванс. В любом случае НДС нужно выделить по ставке 18/118.
При получении доплаты налога в 2019 году, но до отгрузки товаров продавец оформляет корректировочный счет-фактуру к исходному “авансовому”. Заменить его обычным “авансовым” нельзя. Ведь в данном случае разница между первоначальной и итоговой стоимостью товаров — это доплата не цены, а именно налога. Поэтому всю полученную сумму нужно отразить в графе 8 корректировочного счета-фактуры как увеличение НДС и указать новую ставку 20/120»
НДС 20%: что будет с вычетами и возмещениями в 2019 году
Закон о повышении НДС до 20% с 1 января будущего года подписан. Неоднозначное решение. Минфин в традиционно оптимистичном ежегодном проекте «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» отметил, что оно приведет к росту инфляции при одновременном снижении темпа роста реальных заработных плат (до менее 1,0% с планируемых 6,3%).
Что это значит на деле? Ухудшение качества жизни граждан и снижение их покупательской способности при автоматическом повышении цен со стороны продавцов товаров и услуг. Таким образом, совпадут сразу два негативных фактора: повышение налогов и снижение покупательской способности.
Есть и третий негативный фактор, который отработает, – повышение эффективности налогового и банковского контроля, а значит и собираемости налогов. Использование обнальных организаций становится дороже и значительно опаснее.
Насколько реально вырастет НДС, и как изменится налоговая нагрузка, мы продемонстрируем на реальном примере:
Как мы видим, повышение ставки НДС при неизменности стоимости покупки и реализации, приводит к снижению чистой прибыли и повышению налоговой нагрузки. Кстати, в данном случае рост налоговой нагрузки по НДС составил 9,2% несмотря на рост показателя вычетов по НДС.
А это значит, что те, у кого были проблемы с входящим НДС при ставке 18%, получат в 2019 году соответствующий рост проблемы при новой ставке. Какой именно несложно посчитать, следуя логике, указанной в таблице.
При этом мы должны понимать, что в реальной жизни вырастет и стоимость приобретаемых товаров, а компенсационный рост продажной цены может привести к снижению объемов продаж. Что делать в этой ситуации?
Как сохранить маржинальность бизнеса, и максимально нивелировать негативные факторы роста НДС мы расскажем на нашем уникальном семинаре «Бизнес в эпоху перемен: реальная оптимизация налогов», который пройдет 23 августа 2018 года в Санкт-Петербурге (с онлайн-трансляцией в регионы) и 27 сентября в Москве, в расширенном формате, но закрытом режиме без фото и видео съемки.
Но и без повышения НДС 2018 год продолжил тенденции предыдущих лет: при значительном снижении количества выездных налоговых проверок, растет эффективность камеральных, в том числе по результатам проверок деклараций по НДС.
Все больше налогоплательщиков получают «письма счастья», в которых им сообщают, что в ходе мероприятий налогового контроля, были выявлены факты и обстоятельства, свидетельствующие о нарушении организацией налогового законодательства в части ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском по конкретным контрагентам, имеющим признаки номинальности.
Налоговики рекомендуют добровольно подать уточнённые декларации, параллельно напоминая о низком размере заработной плате и вероятности проведения выездной налоговой проверки, после чего большинство налогоплательщиков подают «уточненки», снимая вычеты по спорных контрагентам и не решаясь на судебный спор (что часто, но не всегда, оправдано).
Стало сложно найти практику по делам о возмещении НДС из бюджета, налоговики приучили – из бюджета возвращать НДС опасно, лучше переносить их на следующие периоды, в соответствии с п.1.1 ст.172 НК РФ. Но смельчаки готовые воспользоваться законным правом на возмещение, предусмотренным самим НК РФ есть, правда, с небольшими суммами к возмещению. Причем много решений вынесено в пользу налогоплательщиков.
Так Арбитражный суд Волгоградской области в решении по делу №А12-40785/2017 от 12.03.2018 обязал возместить ИП НДС в размере 684 262 руб. Налоговый орган утверждал, что экспортная поставка ИП хотя и реальна, но убыточна и направлена на неправомерное возмещение НДС. Но суд указал, что налоговики использовали неверную методику определения налоговым органом конечного финансового результата совершённых сделок, сравнивая цены внутри РФ с учетом НДС и экспортной без НДС. Поскольку НДС, уплаченный продавцу товара на внутреннем рынке, подлежит возмещению из бюджета, то сделка по реализации товара на экспорт является прибыльной.
Также суд отметил, что налоговый орган, отказывая в применении налоговых вычетов и возмещении НДС, вместе с тем, признал обоснованным применение налоговой ставки 0% в отношении спорных хозяйственных операций, что уже является противоречием. Несмотря на благоприятный итог для налогоплательщика отметим, что налоговики, пытаясь доказать необоснованную налоговую выгоду, касались вопроса цены сделки при том, что этот вопрос не может быть предметом выездной или камеральной проверки (Письмо ФНС России от 27.11.2017 N ЕД-4-13/23938@).
Вопрос цены, влияния на нее взаимозависимости, деловой цели сделки и исполнения ее именно контрагентом по договору также являются определяющими при признании обоснованными вычетов НДС и его возмещении. Так Арбитражный суд Татарстана в решении по делу №А65-1013/2018 от 04.07.2018 года встал на сторону налогоплательщика, признав незаконным решение инспекции об отказе в возмещении НДС в сумме 1 235 044 руб.: налогоплательщик на заемные денежные средства купил у организации основные средства, налоговики посчитали это схемой, потому что:
- покупатель и продавец созданы незадолго до сделки;
- источником финансирования при приобретении объектов недвижимости заявителя послужили заемные средства, которые прошли денежный круг и вернулись заимодавцам;
- НДС с реализации в бюджет в полной мере не поступил, в связи с чем отсутствует источник для возмещения налога из бюджета;
- фактический пользователь вышеуказанного имущества при юридической смене собственника остается прежним;
- покупатель и продавец взаимозависимы, по их счетам осуществляются транзитные операции, а экономический смысл сделки отсутствует.
Но налоговики не смогли доказать ни взаимозависимость, ни нерыночный характер сделки. Суд указал, что налоговым органом не доказано, что целью совершения заявителем спорных операций с контрагентом являлось получение исключительно налоговой выгоды, в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, при том, что контрагент является реально существующим, а получение им от заявителя оплаты с НДС налоговым органом не оспаривается.
Интересно, что налоговики, отстаивая интересы бюджета, ставили право на применение заявителем вычета по НДС в зависимость от того, что продавец недвижимого имущества ранее уже предъявлял к возмещению НДС из бюджета и, соответственно, в бюджет недопоступили денежные средства. Но суд указал, что любое юридическое лицо при наличии законных оснований вправе подать заявление на возмещение НДС из бюджета.
Каждый новый собственник недвижимого имущества имеет все правовые основания для предъявления налога НДС к вычету после принятия объекта на учет при условии его использования в деятельности, облагаемой НДС и при наличии соответствующих счетов-фактур, достоверности содержащихся в них сведений. При этом, налоговым законодательством право на применение вычета по НДС не связывается ни с фактической оплатой покупателем приобретенных товаров (работ, услуг), ни с тем, заявлялся ли соответствующий вычет по НДС продавцом товаров (работ, услуг).
Указанные дела указывают на передергивание налоговиками и некоторыми налоговыми консультантами фактов с целью запугивания бизнесменов: действительно налоговики выигрывают 84% налоговых споров, но подавляющее большинство таких споров касаются примитивного использования фирм-однодневок или покупок «бумажного НДС». В данных делах налоговики научились получать серьезные доказательства, определяющие исход дела.
Однако правильное структурирование бизнеса и использование законных схем оптимизации налогов позволяет организациям выигрывать споры с налоговиками (например, при использовании давальческой схемы, налоговики в 2018 году выиграли только 57% споров).
О том, как правильно реструктурировать бизнес, обеспечив законную налоговую оптимизацию и защиту активов бизнеса и собственников, мы расскажем на наших семинарах 23 августа 2018 года в Санкт-Петербурге (с онлайн-трансляцией в регионы) и 27 сентября в Москве.
А если работать по-старому? По данным МВД за 5 месяцев 2018 года выявлено 3 877 налоговых преступлений, расследовано 1 434, материальный ущерб бюджету – 43,2 млрд рублей. В среднем одно налоговое преступление – уклонение на 11,1 млн рублей. Это меньше, чем средний размер налоговых доначислений по результатам выездных проверок – 20,1 млн рублей (за первые 4 месяца 2018 года). Что такое недоимка в 11,1 млн рублей? Грубо говоря, это перевод 30 млн рублей за 3 года на обналичивание или по 833 тысяч руб. в месяц, что сопоставимо с размером черной зарплаты организации со штатом 20 человек.
Можно ли работать без «оптимизации» НДС или обналичивания через помойки? Можно и нужно.
Рост продолжительности жизни заставил правительство увеличить сроки выхода на пенсию и НДС
Правительство приняло пакет решений, определяющий общую экономическую картину на ближайшие шесть лет. Увеличение пенсионного возраста, повышение НДС с 18% до 20% с 2019 года, фиксация ставки страховых взносов с 2020 года и рост бюджетных инвестиций на 0,5% ВВП оставят основные экономические параметры — инфляцию, безработицу, стоимость денег и динамику ВВП — в ближайшие годы практически неизменными. Главная задача, которую Белый дом намерен решить,— ликвидировать последствия инвестиционной паузы 2012–2017 годов и обеспечить более высокий базовый уровень роста ВВП в середине 2020-х годов. Гражданам предлагается подождать с экономическим бумом и выходить на пенсию позже, зато в несколько более развитой стране.
Новое правительство приняло в четверг пакет решений, которые Белый дом в том или ином виде обсуждал с 2011–2012 годов, но не мог принять по самым разным причинам. Речь идет именно о пакете, который более рационально было бы принимать в 2012 или 2014 году, одновременно со сменой денежно-кредитной политики ЦБ и программой сокращения Минфином федеральных расходов: фактически все изменения, которые действуют или до 2024 года, или условно-бессрочно, дополняют два этих решения четырехлетней давности, а также действующее с 2017 года «бюджетное правило».
Наиболее социально чувствительно решение о достаточно быстром, хотя и не единовременном повышении пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин — оно коснется в том числе льготных категорий и, по всей видимости, затронет в будущем военных и МВД. Повышение для них пенсионного возраста не затрагивает Пенсионный фонд России (ПФР), а относится к вопросу бюджетного финансирования Минобороны и полицейского ведомства — он будет решаться летом 2018 года при разработке федерального бюджета на 2019–2021 годы или годом позже.
Практический результат для правительства от этой меры — сокращение дополнительной потребности средств на трансферты ПФР примерно на 100 млрд руб. в 2019 году и до 0,9 трлн руб. в 2028 году (это диктовалось бы демографическими изменениями) и принудительное сохранение на рынке труда в 2019–2028 годах 3–4 млн занятых. При сохранении пенсионного возраста экономически активное население РФ сократилось бы до 70–71 млн человек, при повышении оно как минимум не будет сокращаться, а может и вырасти до 72–73 млн человек. Белый дом также получит возможность увеличивать темпы индексации уже назначенных пенсий. Без решения по возрасту это было бы, видимо, невозможно без отказа от общей конструкции бюджета — решение обсуждалось как минимум с 2011 года.
При этом пока об экономии средств на трансферт ПФР речи не идет: Белый дом отказывается от увеличения стандартного тарифа на пенсионное страхование в 26%, которое должно было произойти с 2021 года, сохраняя действующую «льготную» ставку 22% бессрочно. Это решение, видимо, полностью закрывает вопрос о действии старой схемы принудительных пенсионных накоплений, замороженной с 2012 года. По данным “Ъ”, осенью 2018 года ЦБ и Минфин предложат в дополнение к ней согласованный вариант добровольных, но гарантированных государством пенсионных накоплений с передачей права собственности на них будущим пенсионерам. Последнее, напомним, старая система отвергала, обсуждение «индивидуального пенсионного капитала» велось с 2015 года.
Повышение налога на добавленную стоимость (НДС) до 20% является де-факто альтернативой идеи «фискального маневра», предложенного Минэкономики в 2017 году (повышения НДС до 22% со снижением ставки соцсборов до 22%). Сохранение НДС на уровне 18% было возможно только при ликвидации льготного 10-процентного НДС, но идея была отвергнута из-за высоких инфляционных рисков и сильного влияния такого шага на малый бизнес.
На повышении НДС правительство выиграет в доходах. НДС — главный налог для федерального бюджета, дающий треть всех его поступлений. Согласно обновляемой сейчас редакции закона о бюджете-2018, сборы «внутреннего» НДС (по операциям внутри страны) в этом году составят 3,398 трлн руб. Еще 2,392 трлн даст «импортный» НДС по ввозимым в страну товарам. Итого — 5,790 трлн (34%) из 17 трлн руб. всех доходов казны. Повышение НДС увеличит сборы на 600 млрд руб. в год — это сопоставимо с суммой, которую Белый дом зарезервировал на расходы Фонда развития (см. “Ъ” от 14 июня). Напомним, в той или иной форме вопрос об инфраструктурных инвестициях примерно на эти суммы также обсуждался в правительстве с 2012–2013 годов, но де-факто решен только сейчас.
Вложения Фонда развития, которые, как признал в четверг фактический идеолог этой схемы первый вице-премьер Антон Силуанов, оформлены как отступление от «бюджетного правила» в размере до 0,5% ВВП в год, будут, как предполагается, сопровождаться частными инвестициями в связанные проекты с мультипликатором 2–3 руб. на 1 руб. инвестиций фонда. Фактически Белый дом таким образом намерен частично компенсировать снижение нормы инвестиций в 2014–2017 годах, которая ограничивала будущий рост ВВП. Главная же цель пакета — снять часть ограничений, в первую очередь на рынке труда, на будущий экономический рост. Коротко смысл реформ июня 2018 года можно сформулировать так: 14 млн будущих пенсионеров в «переходный период» до 2030 года предлагается выходить на пенсию позже, но в стране с несколько более высоким уровнем экономического развития.
В ближайшие годы прямые последствия этого будут для правительства только негативными в сравнении с нынешней ситуацией. Повышение НДС приведет к краткосрочному слабому росту инфляции, впрочем, мнения о величине этого всплеска расходятся (см. “Ъ-Онлайн”). Однако при инфляции 2,2% при таргете 4% отказа от текущей ДКП ЦБ не потребуется (впрочем, резко увеличилась вероятность паузы ЦБ в снижении ключевой ставки — совет директоров по ней пройдет как раз сегодня), рост же числа занятых в экономике в среднесрочном периоде может даже несколько снижать стоимость денег. Кроме того, рост перераспределения через НДС с 2019 года с большой вероятностью сократит возможные темпы экономического роста — примерно на ту же величину, на которую они росли бы в силу роста предложения на рынке труда и смягчения проблемы дефицита кадров, по-прежнему главной для российских компаний. Наконец, ситуация с безработицей вряд ли изменится — таким образом, все три ключевых макропоказателя останутся в ближайшие годы такими же, как и без реформ.
Как повышение НДС отразится на инфляции и ключевой ставке
Все, что выигрывает правительство от безусловно непопулярных реформ — повышения налогов и пенсионного возраста, станет актуально лишь после 2021–2022 года. Это более высокие базовые темпы экономического роста, более развитая инфраструктура и финансовая возможность реализовывать национальные проекты в здравоохранении и образования без отказа от «бюджетного правила». Оно остается краеугольным камнем бюджетной конструкции: правительство по-прежнему будет создавать в Фонде национального благосостояния резерв на случай падения цен на нефть, гарантируя, что в кризис Белому дому не придется прибегать к непопулярным мерам.
Издержки происходящего — социальное недовольство. Однако предлагаемая населению схема «размена» более или менее выгодна: НДС по-прежнему невелик, а блага от изменения схемы перераспределения большинство граждан получит даже ранее выхода на пенсию при старых цифрах пенсионного возраста. Впрочем, всеобщая краткосрочность горизонтов планирования в России, мешающая Белому дому оперировать этими аргументами,— также во многом следствие реализуемой экономической, социальной и внутренней политики 2012–2017 годов. Отметим, в правительственных ведомствах некоторое недовольство принятыми решениями довольно высоко: решения июня 2018 года в основном считаются там компромиссными и «половинчатыми», в частности критикуются отказ от отмены льгот по НДС и досрочным пенсиям, неснижение ставок соцсборов, невключение в пакет решений обложения самозанятых и ИПК. Впрочем, для одного месяца работы нового правительства и принятые решения, которые, напомним, предстоит утвердить Госдуме, июньские реформы — это запредельно высокая скорость принятия решений в сравнении с любым правительством с 1996 года.
Дмитрий Бутрин, Вадим Вислогузов, Алексей Шаповалов, Олег Сапожков
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.