Сегодня рассмотрим тему: "последняя редакция с комментариями налогового кодекса рф" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
Содержание
Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей: часть первая (общая часть) и часть вторая (специальная или особенная часть).
Часть первая НК РФ вступила в силу с 1 января 1999 г. Эта часть кодекса устанавливает систему налогов и сборов, а так же общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе: виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов федерации и местных налогов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Часть вторая НК РФ вступила в силу с 1 января 2001 г. Эта часть устанавливает конкретные взимаемые налоги и сборы, а так же ряд специальных налоговых режимов. Для каждого налога часть вторая НК РФ определяет элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога), в необходимых случаях налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком, порядок декларирования налога. Для каждого сбора – плательщиков и элементы обложения применительно к конкретным сборам. Для каждого специального налогового режима – условия и порядок его применения, особый порядок определения элементов налогообложения, а также возможность освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных частью первой Налогового Кодекса, порядок декларирования налога, уплачиваемого в связи с применением специального налогового режима.
В настоящее время частью второй НК Российской Федерации установлены следующие федеральные налоги и сборы: НДС, акцизы, НДФЛ (введены с 01.01.2001 г.), налог на прибыль, НДПИ (введены с 01.01.2002 г.), сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (введены с 01.01.2004 г.), государственная пошлина, вводный налог (введены с 01.01.2005 г.).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Так же положениями кодекса установлены региональные налоги – транспортный налог (введен с 01.01.2013 г.), налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций (введены с 01.01.2004 г.), и один местный налог – земельный налог (введен с 01.01.2005 г.).
Частью второй НК РФ предусмотрена возможность применения налогоплательщиками наряду с общей системой налогообложения следующих специальных налоговых режимов: системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) (введена с 01.01.2002 г.), УСН, системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности (введены с 01.01.2003 г.), системы налогообложения при выполнении СРП (введена с июня 2003 г.) и ПСН (введена с 01.01.2013 г.).
Новая редакция Налогового Кодекса РФ с изменениями на 2019 год
Налоговый кодекс РФ регулирует взаимоотношения экономических резидентов страны с государством. Цель этого регулирования состоит в обеспечении постоянных поступлений денежных средств в государственный и муниципальный бюджет без существенного вреда для налогоплательщиков.
ФЗ №146 (НК РФ) представляет собой базовый документ законодательства о налогах и сборах РФ. Он определяет характер и специфику налоговых правоотношений.
Объектами таких взаимоотношений являются сами налоги и сборы, обязательные к уплате в соответствии с нормами действующего законодательства. Субъектами данной категории права являются лица, обязанные производить оплату, а так же государство, представляемое специально уполномоченными органами и людьми, занимающими определённые должности (ст. 9 НК). В последнем случае к субъектам относятся:
- территориальные подразделения налоговой инспекции;
- таможенные органы;
- соответствующие структуры исполнительной государственной и муниципальной власти.
Субъекты налогового законодательства производят перевод на государственный счёт денег для осуществления регулярных и разовых платежей (ст. 8). Регулярными платежами являются налоги, соответствующие доходу от собственности и экономической деятельности и обязательные страховые сборы. Платежи не регулярного характера взимаются с разовых продаж, а так же действий. К последней категории относятся пошлины. Кроме того, НК РФ регулирует и акцизные платежи.
Платить налоги обязаны все физические и юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации. Кроме того, производить платежи в казну государства должны и структурные подразделения российских юридических лиц, осуществляющих экономическую деятельность за пределами страны.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Налоговый кодекс относится к тем документам, которые состоят из двух частей. Первая, общая, предназначена для того, чтобы создать правовую базу для обеспечения законности взимания налогов и других платежей с физических и юридических лиц. Эта база состоит из описания:
- категорий налогов, взносов и сборов;
- особенностей налогообложения в разных ситуациях;
- прав и обязанностей плательщиков;
- прав и обязанностей госорганов, осуществляющих взимание платежей и контроль исполнения обязанностей налогоплательщика;
- перечня объектов налогообложения;
- порядка проведения контроля и мониторинга;
- методов определения доходов;
- правонарушений, связанных с обязательными платежами в государственный или муниципальный бюджет.
Основываясь на этих нормативах, физические и юридические лица обязаны осуществлять регулярные или разовые платежи по категориям, описанным во второй части. Кроме регламентации порядка осуществления платежей по различным видам налогам, акцизам и сборам, вторая часть НК России содержит описание специальных режимов, представляющих собой особые системы налогообложения. К таковым относятся системы:
- упрощённая;
- сельскохозяйственная;
- патентная;
- при разделе продукции;
- единого налога на вменённый доход.
Таким образом, НК РФ призван сочетать в себе две функции. Он обеспечивает регулярные поступления денег в бюджеты государственных и муниципальных образований разного уровня. Одновременно он создаёт правовую базу, позволяющую налогоплательщикам обеспечивать себе защиту от произвольных действий субъектов, обязанных взимать платежи и контролировать их соответствие действительности.
Налоги являются основным источником формирования доходной части государственного и муниципального бюджетов. Этот факт возводит налоговое законодательство в ранг наиболее важных и востребованных нормативов. Специфика этого законодательства проявляется в том, что оно регулирует взаимоотношения физических и юридических лиц с государством. Посредниками между экономическими агентами и государственным бюджетом являются специальные службы, призванные контролировать процесс налоговых поступлений.
Федеральный кодифицированный закон №146 (Налоговый кодекс РФ) был принят в 1998, а начал действовать в 1999 году. Однако вступал он в законную силу постепенно, на протяжении почти десяти лет. Последовательность вступления была следующей.
Налоговый кодекс России можно считать одним из наиболее динамично развивающихся законов. И это понятно, ведь любые платежи, пополняющие государственный бюджет, должны вводиться последовательно для того, чтобы экономическая система страны могла адаптироваться к новым расходам. Кроме того, сама система пополнения бюджета государства должна обладать мобильностью, своевременно реагируя на социальные, политические и экономические изменения.
Справка
ФЗ №146 имеет чёткое деление на две части. Оно носит формальный и функциональный смысл. В этом законе, как и в других, имеющих подобные деления, первая часть выполняет функцию общего базиса, на котором строится разнообразие нормативов специфического характера.
Первая часть НК РФ содержит основные понятия налоговой системы и всех процессов, с ней связанных. Часть вторая определяет порядок взимания налогов:
- федерального уровня;
- на доходы физлиц;
- на прибыль организаций;
- на объекты ресурсного характера (вода из природных источников, биоресурсы, полезные ископаемые);
- на землю;
- с сельхозпроизводителей.
Кроме регламентации разных видов платежей в госбюджет вторая часть кодекса включает в себя перечень и специфику уплаты акцизов, а так же нормативы, регламентирующие особые налоговые режимы (упрощённый, для сехозпроизводителей, при разделе продукции и т.п.).
Главными потребителями информации, сосредоточенной в НК РФ, являются:
- госструктуры, осуществляющие контроль деятельности экономических агентов России;
- руководители организаций;
- индивидуальные и частные предприниматели.
Несмотря на то, что налоговое законодательство определяет состояние экономики, государства и всего общества, оно не касается большей части населения. Люди, работающие по найму, не несут никакой ответственности за уплату налогов, поскольку это за них обязаны делать работодатели. По этой причине НК РФ относят к категории нормативов, предназначенных для узкого круга специалистов.
Налоговый кодекс – это крупный нормативно-правовой акт, кодифицированный, разделенный на две части – первую и вторую. Упоминание Налогового кодекса в официальной речи или официальной печати предусматривает использование полного наименования и упоминание части. В разговорной речи допускается любой вариант.
Кодекс устанавливает легальную систему налогов и сборов, определяет общие принципы налогообложения и взимания сборов в государстве.
Налоговым кодексом регулируются властные императивные отношения в сфере установления, введения и взимания обязательных платежей, отношения, складывающиеся в процессе проведения налогового контроля, отношения по обжалованию действия или бездействия, актов и решений налоговых органов, отношения в сфере привлечения к ответственности за нарушения предусмотренных НК РФ норм и правил.
НК РФ не регулирует отношения, касающиеся таможенных сборов, страхования по общему правилу. Он может распространяться на них, если только это прямо указано в законе.
Отношения, регламентируемые НК РФ, строятся на основе подчинения, метод регулирования – императивный.
Кодексом установлены начала и принципы осуществления налоговых правоотношений:
- Каждый обязан уплачивать налоги сборы, как это предусмотрено конституционными нормами;
- Налогообложение зиждется на признании равенства налогоплательщиков;
- Обязанность уплачивать налоги всеобщая;
- Необходимо учитывать фактическую способность налогоплательщика к уплате установленного налога;
- Недопустимо устанавливать налоги и сборы на основе дискриминации;
- Не допускаются дифференцированные ставки;
- Все установленные обязательные платежи необходимо экономически обосновывать;
- Недопустимо устанавливать обязательные платежи, которые препятствуют реализации конституционных прав, нарушают экономическое пространство, ограничивающее свободу перемещения по государственной территории самих налогоплательщиков, их денег и продуктов их деятельности,
- Недопустимо налогами ограничивать экономическую деятельность субъектов налогообложения;
- Нормы об обязанности уплаты налога / сбора должны строиться таким образом, чтобы налогоплательщик понимал, сколько, когда и как ему нужно платить;
- Сомнения и противоречия должны быть истолкованы в пользу налогоплательщика.
Действие НК РФ распространяется на российских и иностранных граждан, на лиц без гражданства, на российские и иностранные организации. С другой стороны в налоговых правоотношениях участвуют органы власти, уполномоченные на собор налогов в пользу государства.
Консультации и комментарии юристов по законодательной системе РФ
Если у вас остались вопросы по законодательству РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.
НК РФ в последней действующей редакции от 28 января 2019 года.
Новые не вступившие в силу редакции кодекса отсутствуют.
Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.
Так, например, Налоговый кодекс не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.
Шансов найти более свежую действующую редакцию – нет.
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) – систематизированный законодательный акт, регламентирующий правовые нормы налогового законодательства. Налоговый кодекс РФ 2012 года состоит из двух частей. Первая часть содержит общие принципы налогообложения, устанавливает правила уплаты налогов, права и обязанности налогоплательщиков. Здесь же оговариваются требования к деятельности налоговых органов, порядок действия должностных лиц и меры ответственности за совершение правонарушения в области налогового законодательства.
Вторая часть состоит из глав, которые регулируют конкретные виды налогов: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, транспортный и земельный налог и другие. Здесь же разъясняется порядок обложения и исчисления налогов (федеральных, региональных и местных), система уплаты налоговых сборов. Налоговый кодекс содержит раздел специальных налоговых режимов, который состоит из трёх глав, разъясняющих порядок уплаты единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), принципы упрощённой системы налогообложения (УСН) и порядок взимания единого налога на временный доход.
Каждый налогоплательщик должен знать общие положения налогового законодательства, меру ответственности за налоговые правонарушения и виды правонарушений, представленных в Налоговом кодексе РФ, а так же ознакомиться с порядком обжалования актов налоговых органов.
Налоговый Кодекс РФ 2019 – 2018 НК РФ – Москва, Cанкт-Петербург
Обязательства банков по информированию налогового органа об открытии в нем счета налогоплательщиком
А правда ли, что теперь каждый банк России, в котором я захочу открыть счет для своей фирмы, должен будет сообщить об этом в налоговую. И могу ли я как-то этому воспрепятствовать.
У меня есть задолженность перед налоговой, причем по ней насчитывается пеня. Я решил погасить долг, но оказалась, что заплатил больше, чем сама задолженность. Как мне теперь вернуть деньги назад?
Налоговый инспектор грозит наложить арест на мое имущество, если в ближайшее время я не погашу задолженность перед бюджетом. Насколько реальны его угрозы, он действительно может принять решение о применении ареста к имуществу?
Спецификация последней редакции с комментариями Налогового Кодекса РФ в 2019 году
Регулирование отношений, связанных с налогообложением, производится при помощи ряда правовых актов, но в первую очередь – с помощью НК Российской Федерации.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:
+7 (812) 309-85-28 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Данный законодательный акт содержит правовые нормы, устанавливающие основные правила, касающиеся оплаты, а также экономические аспекты деятельности физических и юридических лиц.
Акт постоянно изменяется, чтобы соответствовать правовым реалиям и общественным изменениям.
Налоговый кодекс, скачать который можно в интернете без труда, является основным правовым актом, который регулирует отношения граждан и организаций с государством и муниципальными органами относительно уплаты сборов и иных платежей.
Кодекс определяет и иные, общие моменты, которые так или иначе затрагивают данную сферу. Документ, как и иные кодексы, состоит из первой и второй части. Налоговый кодекс можно скачать здесь.
Первая содержит общие моменты, такие как:
- Виды налогов, которые взимаются на территории Российской Федерации, а также виды иных государственных и муниципальных взносов.
- Факторы, на основании которых у лиц возникают обязанности по оплате определённых сумм.
- Общие принципы возникновения как федеральных, как и муниципальных.
- Права и обязанности сторон, которые являются участниками процесса налогообложения (плательщиков, агентов, государства и так далее).
- Контроль и его основы.
- Ответственность за определённые нарушения законодательства, общие принципы такой ответственности.
- Порядок, в котором решения органов могут быть обжалованы.
Особенная часть будет уже более конкретной, она определяет уже конкретные моменты, выражаемые численно.
Например, она может содержать порядок исчисления налога на собственность и конкретный размер.
Первая часть документа именуется общей потому, что не содержит конкретных цифр. Но без этой базы будут непонятны положения особенной, которая содержит уже конкретные цифровые значения.
В первой устанавливаются общие принципы налогообложения, определяется, кого такая обязанность возникает, определяется факт применения ответственности за нарушение законодательства, иные принципы, без которых дальнейшее рассмотрение норм будет невозможно.
Вступила в законную силу с начала 1999 года, а принята была в 1998. С тех пор не раз подвергалась некоторым изменениям, вносились новые положения.
Постоянная динамика даже общей части говорит о конкретных изменениях общественных институтов.
Это логично в связи с постоянным развитием общества, изменением его приоритетов, развитием одних направлений и угасанием других.
Подобные изменения производят во всех государствах. Однако некоторые моменты должны изменяться как можно меньше.
Она содержит основные правила, а уже производные могут развиваться в несколько ином темпе.
Вторая часть кодекса, которую также именуют особенной, содержит уже конкретные нормы. Различные положения второй части вступали в силу постепенно:
В 2019 году в положения кодекса также внесён ряд изменений:
Это лишь основные изменения. Последняя редакция Налогового кодекса РФ с комментариями позволит точнее определить полный перечень правовых новшеств и оценить их практическую пользу для государства, общества в целом и отдельных лиц.
Основные положения кодекса – это права и обязанности государства, граждан и организаций, которые существуют в рамках налоговых и связанных с ними отношений, а также конкретные нормы, устанавливающие ответственность за совершение тех или иных действий.
Каждая сторона отношений имеет свои права и обязанности. Так, плательщики имеют право:
- Получать информацию о существующих обязанностях абсолютно бесплатно.
- Получать официальные разъяснения от Министерства Финансов.
- Применять доступные налоговые льготы.
- Получать рассрочку и отсрочку платежей при наличии оснований.
- Получить возврат или зачёт излишне уплаченных налогов и сборов.
- Представлять свои интересы лично или через представителей.
- Давать пояснения органу.
- Получать копии официальной документации.
- Требовать от уполномоченных органов соблюдения законодательства.
- Не выполнять акты, которые не соответствуют законодательству.
- Обжаловать акты в установленном порядке.
- Требовать соблюдение тайны.
- Требовать возмещения убытков, если они были нанесены незаконными действиями налогового органа.
Основная обязанность плательщика заключается в соблюдении установленного законодательства. Тоже самое касается и государства.
Оно вправе требовать от плательщиков соблюдения законодательства, а также выполнения определённых действий, если они прямо прописаны в действующих правовых актах, но при этом оно само обязано соблюдать установленные нормы.
Любое нарушение законодательства влечёт применение установленных санкций. Основной тип санкций – это штрафы, которые могут выражаться определённой денежной суммой или в процентном соотношении от полученного дохода или от суммы налога, которую изначально лицо должно было оплатить.
Например, статья 119.1 содержит санкцию в виде штрафа в размере десяти тысяч рублей за несоблюдение формы декларации при её подаче онлайн, а пункт 3 статьи 120 определяет ответственность за то же деяние, но если при этом оно привело к уменьшению базы.
Штраф в таком случае составит двадцать процентов от суммы налога, который не был оплачен. При этом сумма штрафа не должна быть менее сорока тысяч рублей.
Налоговый кодекс – один из самых сложных правовых актов, так как для его полного понимания необходимо иметь юридические и экономические навыки.
Несколько облегчить ситуацию может кодекс с комментариями, где положения каждой статьи будут подробно объясняться.
Последняя действующая редакция также имеется с комментариями, рекомендованными для рассмотрения.
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область – +7 (499) 703-16-92
- Санкт-Петербург и область – +7 (812) 309-85-28
- Регионы – 8 (800) 333-88-93
Летом 2018 года законодатели в очередной раз «обновили» Налоговый кодекс, внеся в него достаточно большое количество изменений. Какие-то из них уже вступили в силу, какие-то вступят в ближайшее время, а какие-то «заработают» только с 2019 года. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Налоговый кодекс РФ: комментарий к последним изменениям
Прежде чем более подробно остановиться на некоторых поправках, внесенных НК, стоит отметить, что они внесены как в первую часть Кодекса, так и во вторую. Кроме того, изменения в Налоговый кодекс коснулись всех: и организаций, и ИП, и обычных граждан.
С 30 августа налоговики имеют право приостанавливать операции по счетам работодателей в случае непредставления в срок Расчета по страховым взносам. Для РСВ действует то же правило, что и для налоговых деклараций. Т.е. счета будут заблокированы, если Расчет не будет представлен в течение 10 рабочих дней после истечения крайнего срока, установленного для подачи РСВ (п. 7 ст. 1 Федерального закона от 29.07.2018 N 232-ФЗ).
Изменения в НК РФ не обошли стороной и процедуру проведения камеральной проверки деклараций, а именно отчетности по НДС. Так, с 4 сентября по общему правилу срок проверки НДС-декларации сократится с 3-х месяцев до 2-х (пп. «б» п. 4 ст. 1 Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ).
С 01.01.2019 «движимость» не будет являться объектом обложения налогом на имущество организаций (п. 19 ст. 2 Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ). Соответственно, налог со стоимости такого имущества никому не придется платить.
Так же с 1 января 2019 г. будет действовать новое правило по уточнению платежей. Так, обнаружив ошибку в налоговой платежке, ее можно будет уточнить исключительно в течение трех лет с даты перечисления соответствующей суммы (пп. «в» п. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.07.2018 N 232-ФЗ). Но при условии, что деньги все же попали в бюджет.
Еще одно новшество заключается в том, что уточнение платежа можно будет возможно, даже если плательщик ошибется в номере счета Федерального Казначейства. Хотя такая ошибка, как и сейчас, будет приводить к неисполнению обязанности по уплате налога.
Налоговый кодекс пополнился статьей, посвященной единому налоговому платежу физлица (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 29.07.2018 N 232-ФЗ). Суть такого платежа в том, что физлицо может не дожидаться из инспекции уведомления на уплату налога на имущество, транспортного и земельного налогов, а перечислить некую сумму на единый счет. А ИФНС уже сама распределит эту сумму по соответствующим налогам в счет предстоящих платежей или же для погашения недоимки, если она есть.
Изменения налогового законодательства с 1 января 2019 года
В течение всего 2018 года по сложившейся традиции в налоговое законодательство (в т.ч. – в Налоговый кодекс РФ) внесли кучу изменений, одни из которых уже действуют, другие – вступают в действие с 1 января 2019 года или в течение 2019 года.
На какие же из них стоит обратить особое внимание представителям малого и среднего бизнеса?
Предлагаем обзор самых существенных изменений:
Краткий обзор изменений налогового законодательства с 01.01.2019
Подробный обзор изменений налогового законодательства в 2018 – 2019 году:
Уплата и взыскание налогов, налоговые проверки, привлечение к налоговой ответственности в 2019 году
при просрочке уплаты налога пени надо считать иначе (Федеральный закон от 27.11.2018 № 424-ФЗ):
пени не могут быть больше недоимки, на которую их начисляют. Сейчас такого ограничения нет;
пени нужно начислять и за день, когда недоимку погасили. Сейчас его в расчет брать не надо.
Приказом Минэкономразвития от 30.10.2018 № 595 установлены коэффициенты-дефляторы в следующих размерах:
для целей применения НДФЛ – 1,729;
для исчисления ЕНВД – 1,915;
для налога на имущество ФЛ – 1,518;
для целей уплаты торгового сбора – 1,317;
для применения ПСН – 1,518.
с 30.09.2018 уведомление об уплате налогов физическому лицу (не ИП), которое не зарегистрировано на территории РФ по месту жительства, направляются налоговым органом по адресу места нахождения одного из принадлежащих такому физическому лицу объектов недвижимого имущества (за исключением земельного участка) (Федеральный закон от 29.07.2018 № 232-ФЗ);
физ. лицо может уплатить налоги единым налоговым платежом, перечисляемом по желанию физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства в счет предстоящего исполнения обязанности по уплате транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц (НИФЛ) (Федеральный закон от 29.07.2018 № 232-ФЗ);
физические лица могут уплачивать налоги через МФЦ (Федеральный закон от 29.07.2018 № 232-ФЗ);
в случае уплаты налогов физическими лицами через кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи, а также через МФЦ плата за прием денежных средств и их перечисление в бюджетную систему не взимается (Федеральный закон от 29.07.2018 № 232-ФЗ).
С 15.12.2017 упрощается порядок возврата излишне взысканных сумм налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа (Федеральный закон от 14.11.2017 № 322-ФЗ “О внесении изменений в статьи 78 и 79 части первой Налогового кодекса РФ”): заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение 3 лет.
Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2017 № 579 на 2018 год утверждены коэффициенты-дефляторы в следующих размерах:
для целей применения НДФЛ – 1,686;
для исчисления ЕНВД – 1,868;
для налога на имущество физических лиц – 1,481;
для целей уплаты торгового сбора – 1,285;
для применения ПСН – 1,481;
для целей применения УСН – 1,481.
С 1 января 2019 года ставка НДС составляет 20% (Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ). Также этим законом налогоплательщикам – производителям предоставлено право не восстанавливать принятый к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет субсидий, полученных в 2018 году на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, высокопроизводительной самоходной и прицепной техники, в том числе сельскохозяйственной техники.
С 01.01.2018 в России заработает система “tax free” (Федеральный закон от 27.11.2017 № 341-ФЗ вводит статью 169.1 НК), но жители Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии не смогут воспользоваться таким правом. Кроме того, вернуть НДС нельзя будет при покупке подакцизных товаров, например, алкоголя и сигарет . Для получения возврата уплаченного в России НДС гражданину другого государства необходимо будет в течение суток приобрести товары на сумму не менее 10 000 рублей, а при выезде из страны – предъявить таможенникам покупки, чек tax free и загранпаспорт. Таможенный орган при соблюдении данных условий должен поставить на чеке соответствующую отметку. За компенсацией суммы налога гражданин иностранного государства может обратиться в течение одного года со дня приобретения товаров в российском магазине, при условии их вывоза в течение трех месяцев со дня приобретения. Вернуть налог можно будет безналичным способом, отправив письмо с чеком и отметкой таможенной службы в магазин, либо наличными через оператора системы tax free в аэропорту.
вводится новая форма налоговой декларации (используется для отчета за 2018 год);
исключено условие о налоговом резидентстве РФ при освобождении от НДФЛ доходов от продажи недвижимого имущества. Таким образом, все те люди, которые живут больше за границей, чем в России, наконец-то избавятся от непомерного НДФЛ Родине.
единовременная выплата судьям на приобретение жилья не облагается НДФЛ (п. 73 статьи 217 НК);
с полевого довольствия свыше 700 рублей уплачивается НДФЛ (п. 3 статьи 217 НК)
коэффициент-дефлятор по НДФЛ на 2019 год – 1,729 (Проект Приказа Минэкономразвития).
не платится НДФЛ с продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или доли (долей) в них, а также транспортных средств, которые физ.лица использовали в предпринимательской деятельности (Федеральные законы от 27.11.2018 № 424-ФЗ и № 425-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах”).
Важным условием освобождения таких доходов от налогообложения остается соблюдение минимального предельного срока владения данным имуществом – три или пять лет (до 01.01.2019 такие доходы облагались НДФЛ во всех случаях).
При продаже имущества, которое было в собственности менее установленного срока владения, необходимо исчислить и уплатить НДФЛ.
Однако с 1 января и эту сумму можно уменьшить, применив имущественный налоговый вычет. Так, доход, полученный налогоплательщиком уже в 2019 году, может быть уменьшен на сумму фактических и документально подтвержденных расходов (в т.ч. до 2019 года), связанных с приобретением этого имущества, за вычетом ранее учтенных расходов при применении специальных налоговых режимов или в составе профессиональных налоговых вычетов.
27.11.2017 вступил в силу закон, устанавливающий п. 41.1 ст. 217, п. 2 ст. 217.1, пп. 2 п. 2 ст. 220, пп. 17 п. 1 ст. 333.35 НК налоговые льготы для жителей г. Москвы, участвующих в программе реновации (действие закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01.08.2017):
от НДФЛ освобождены доходы, полученные в рамках программы реновации (жилые помещения (доли в них) и денежное возмещение);
установлен порядок определения срока владения недвижимостью при продаже жилья, предоставленного в рамках реновации (срок нахождения в собственности продаваемого жилья включает в себя срок владения освобожденным жильем);
доходы от продажи не облагаются НДФЛ, если жилье находилось в собственности 3 года и при этом освобождаемое жилье было получено в порядке наследования или по договору дарения от члена семьи и (или) близкого родственника, в результате приватизации или по договору пожизненного содержания с иждивением;
можно уменьшить доходы от продажи на расходы на покупку (создание) освобождаемого жилья;
владельцы освобождены от госпошлины за регистрацию прав на предоставленное в рамках реновации жилье.
Изменения по налогу на прибыль с 1 января 2019 года
Дивидендами признается доход в виде имущества, который получен участником при выходе из организации либо при ее ликвидации (п. 1 ст. 250 НК РФ). Доход при этом определяется как положительная разница между рыночной стоимостью получаемого имущества и фактически оплаченной стоимостью акций, а само имущество для налогообложения прибыли принимается к учету по рыночной стоимости на момент его получения (п. 2 ст. 277 НК РФ).
Налогоплательщик самостоятельно определяет сумму налога в отношении полученных дивидендов (п. 2 ст. 275 НК РФ). Если на день принятия решения о выходе из организации или ее ликвидации он в течение 365 календарных дней и более непрерывно владеет 50% долей в уставном капитале выплачивающей дивиденды компании, причем сумма такого владения составляет не менее 50% от общих выплат дивидендов, то налог рассчитывается по ставке 0%.
В остальных случаях ставка по дивидендам, полученным российскими компаниями от российских и иностранных организаций, равна 13%. По дивидендам, полученным зарубежной компанией по акциям российских организаций, а также по дивидендам от участия в капитале организации в иной форме – 15%.
Если же участник организации получил убыток при ликвидации компании либо при выходе из нее, то он определяется как отрицательная разница между доходом в виде рыночной цены получаемого участником имущества и фактически оплаченной участником стоимости доли на дату ликвидации организации или выхода из нее. Такой убыток учитывается (пп. 8 п. 2 ст. 265 НК РФ) в составе внереализационных расходов.
Коэффициент-дефлятор по УСН на 2019 год – 1,518 (Проект Приказа Минэкономразвития).
коэффициент-дефлятор для УСН равен 1,481;
некоторым организациям, применяющим УСН, придется иначе считать долю доходов для пониженного тарифа страховых взносов: 27.11.2017 опубликован закон, корректирующий правила п. 6 ст. 427 НК РФ о расчете доли доходов для признания вида деятельности организации основным. В нем указано, что поправки касаются правоотношений, возникших с 1 января 2017 года. Однако для некоторых компаний они являются ухудшающими. Значит, для этих компаний поправки обратной силы не имеют и должны применяться начиная с периодов 2018 года;
увеличивается предельная база по “больничным” и пенсионным взносам: предельная база по взносам на обязательное социальное страхование на случай болезни и в связи с материнством составит 815 000 руб., а по взносам на обязательное пенсионное страхование – 1 021 000 руб.;
появятся новые основания для признания расчета по взносам непредставленным (абз. 2 п. 7 ст. 431 НК РФ).
При подготовке были использованы материалы рассылки СПС “Консультант Плюс”
Статья написана и размещена 24 декабря 2011 года. Дополнена – 15.09.2014, 21.11.2014, 17.01.2016, 23.01.2016, 22.09.2016, 12.11.2016, 16.12.2016, 03.03.2017, 04.12.2017, 20.12.2017, 21.06.2018, 30.08.2018, 15.10.2018, 12.12.2018
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.