Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Сегодня рассмотрим тему: "плата за негативное воздействие на окружающую среду" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

AJAX – EU e-Privacy Directive
This plugin provides the AJAX support for the EU e-Privacy Directive package.”>Cайт JURKOM74.RU использует файлы cookie и схожие технологии для удобства пользователей, а также предоставления персонализированной информации (в т.ч. рекламной). При использовании данного сайта вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Соглашением об использовании файлов cookie. AJAX – EU e-Privacy Directive
This plugin provides the AJAX support for the EU e-Privacy Directive package.”> Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать Сайт.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

См. также Информацию Минприроды России “О плате за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе при размещении твердых коммунальных отходов”

См. также Приказ Минприроды России от 07.08.2018 N 352 “Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки” Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2018 N 52522.

См. также Приказ Минприроды России от 31.07.2018 N 341 “Об утверждении порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками” Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2018 N 52502.

См. также Приказ Минприроды России от 09.01.2017 N 3″Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы” Зарегистрировано в Минюсте России 22.02.2017 N 45747.

См. также Письмо Росприроднадзора от 21.02.2017 N АС-06-02-36/3591 “О плате за негативное воздействие на окружающую среду”

Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды вредного воздействия на нее рассматривается в праве окружающей среды России и зарубежных государств как один из основных экономических стимулов к тому, чтобы предприятия-природопользователи, деятельность которых связана с такими воздействиями на природу, сами принимали меры по уменьшению загрязнения окружающей среды в соответствии с требованиями законодательства. Некоторые общие требования относительно платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются в Федеральном законе “Об охране окружающей среды” ( ст. 16 ).

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).
  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Виды негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 г. N 255 ” Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду” ):

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее – выбросы загрязняющих веществ);
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее – сбросы загрязняющих веществ);
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее – размещение отходов).

Особенности исчисления и взимания платы за выбросы загрязняющих веществ при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 г. N 1148 “Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа”.

Исходными при определении платы за негативное воздействие на окружающую среду являются базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

  • за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
  • за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы – природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.

Индивидуальные предприниматели также признаются плательщиками платы в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 24.06.98г. №89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”, ст. 28 Федерального от 04.05.99г. № 96-ФЗ ” Об охране атмосферного воздуха”.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Расчеты платы за НВОС производятся природопользователями самостоятельно.

См. также Письмо Росприроднадзора от 11.04.2016 N АС-06-01-36/6155 “О плате за негативное воздействие на окружающую среду”, Письмо Росприроднадзора от 29.09.2016 N АА-03-04-32/20054 “Об отнесении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий”

В соответствии с существовавшей концепцией платы за загрязнение базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения. Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы – природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов и почвы могут увеличиваться.

Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяются путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимито в определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Читайте так же:  Ниокр какая его расшифровка, учет затрат

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

В случае отсутствия у природопользователя надлежаще оформленного разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2019 году

Согласно законодательству РФ, все организации и индивидуальные предприниматели, которые используют в своем бизнесе объекты, влияющие негативным образом на окружающую среду, должны за это платить. В этом материале будет рассмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2019 году. Мы выясним, до какого числа и кому нужно внести плату за 2018 и 2019 год, а также нужно ли сдавать отчетность в Росприроднадзор.

Кто должен платить за загрязнение окружающей среды?

Как уже упоминалось выше, платить за использование в своей предпринимательской деятельности объектов, влияющих негативным образом на окружающую среду, должны как организации, так и ИП. При этом обязанность по внесению платы возникает для всех бизнесменов, применяющих любую из систем налогообложения — УСН, ЕНВД, ПСН, ОСНО или ЕСХН.

Следует также учитывать, что обязанность уплачивать за загрязнение окружающей среды возникает независимо от того, находится ли данный объект в собственности, или нет. Именно поэтому плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2019 году обязательна, в том числе, и для арендаторов — то есть лиц, которые эксплуатируют объект.

Также необходимо знать, что ИП и организации, которые используют объекты негативного влияния на окружающую среду, в обязательном порядке должны зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 № 554 утверждена форма заявки по каждому такому объекту.

Кто не должен платить за загрязнение окружающей среды?

Российское законодательство (п.1 ст.16.1 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ ) предусматривает и категории организаций и ИП, которые не платят за загрязнение окружающей среды. Под действие закона попадают индивидуальные предприниматели и организации, которые ведут свою деятельность на объектах IV категории опасности, на которых:

  • отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
  • отсутствуют сбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и в окружающую среду и в поверхностные и подземные водные объекты, а также на земную поверхность;
  • есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, при этом их количество не более 10 тонн в год;

имеются только нестационарные источники выбросов загрязняющих веществ.

Понятие стационарного и нестационарного источника впервые было определено законодателем только в 2014 году (ФЗ № 219-ФЗ от 21.07.2014). Данным Законом были внесены изменения в 94-ФЗ «Об охране окружающей среды», являющегося основным законом, регулирующим вопросы платы за загрязнение окружающей среды.

В п. 1 появилось определение:

  • стационарный источник — источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника;
  • передвижной источник — транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса.

Также Закон № 219 ФЗ внес изменения в п. 1 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ, в котором определено, что с 01.01.2016 г. плата за НВОС будет взиматься только за выбросы от стационарных источников.

Росприроднадзор присваивает определенные категории опасности при регистрации объектов в государственном реестре. То есть, если вам не известна категория опасности вашего объекта, то следует обратиться в Росприроднадзор с целью уточнения данных.

Обратите внимание, что экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды — это два разных платежа!

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или Росприроднадзор на основании Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 № 995 контролирует расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2019 году и ее своевременное перечисление в федеральный бюджет.

Обращаем ваше внимание, что старый порядок расчета платежа, начиная с 23 сентября 2016 года, перестал действовать (Постановление правительства РФ от 13 сентября 2016 г. № 913 отменило постановления от 19 ноября 2014 г. № 1219 и от 12 июня 2003 г. № 344, где содержались правила расчета).

Ставки за загрязнение окружающей среды на 2019 год утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 в последней редакции от 29.06.2018.

Тарифные ставки установлены в зависимости от категорий выбросов загрязняющих веществ:

  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.

Таблица «Тарифы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в 2018-2019 годах»

В постановлении № 193 от 13.09.2016, в последней редакции от 29.06.2018 содержится 159 наименований загрязняющих веществ для данной категории. Приведем наиболее часто встречающиеся в производстве. Ставки на 2019 год увеличены согласно вышеуказанного постановления на 1,04, по сравнению с 2018 годом:

Название загрязняющего вещества

Ставка в рублях (за тонну)

Подробный расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду

Плата за негативное воздействие на окружающую среду: 5 видов негативного влияния + 5 особенностей нового Постановления 2016 года + 7 типов данных, которыми нужно владеть, чтобы правильно рассчитать ставку + 3 вопроса по теме от читателей с ответами.

Изображение - Плата за негативное воздействие на окружающую среду proxy?url=https%3A%2F%2Fyuristotboga.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F12%2Fplata-za-negativnoe-vozdejstvie-na-okruzhajushhuju-sredu

Заботиться об экологии необходимо, если мы хотим оставить хоть какие-то ресурсы и естественные богатства нашим потомкам.

Но иногда предпринимательское или частное дело вольно или невольно приводит к тому, что окружающая среда загрязняется.

Читайте так же:  Коэффициент-дефлятор по енвд будет повышен с 2019 - 2020 года

Тогда руководство державы решило, что нужна плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Подобные отчисления не только помогают наполнять государственную казну, но и стимулируют руководство предприятий минимизировать негативное влияние на природу.

Негативное воздействие на окружающую среду и плата за это

Негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) – процесс, которые под силу контролировать частным предпринимателям, но они, увы, не всегда желают думать о грядущих поколениях.

Чтобы воспитать в них сознательное отношение к окружающей среде (ОС) и был выпущен ряд нормативных документов, на основании которых изымается плата с организаций, что вредят природе своими действиями:

Изображение - Плата за негативное воздействие на окружающую среду proxy?url=https%3A%2F%2Fyuristotboga.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F12%2Fnormativnye-dokumenty-po-okruzhajushhej-srede

Изображение - Плата за негативное воздействие на окружающую среду proxy?url=https%3A%2F%2Fyuristotboga.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F12%2Fnormativnye-dokumenty-po-okruzhajushhej-srede-dva

Если вы – владелец предприятия, что плохо влияет на ОС, то у вас два пути: либо модернизировать производство, чтобы минимизировать это негативное влияние, либо же ежемесячно вносить плату в государственную казну за деятельность, что наносит вред природе.

Правительством установлены виды вредного влияния на ОС:

Плата изымается только за первые три вида загрязнения ОС.

За другие виды НВОС плата не изымается по той причине, что невозможно точно установить ущерб, а значит и просчитать суммы, которые обязаны платить частные предприниматели.

Что нужно знать предпринимателям о плате за негативное воздействие на окружающую среду?

Каждый предприниматель, хоть как-то сплоченный с природоиспользованием, обязан разобраться в том, не влияет ли его дело на окружающую среду и не нужно ли ему совершать экоплатеж.

1) Кому приходится оплачивать вредоносное влияние на окружающую среду?

Кто именно обязан привносить плату за НВОС, указано в ФЗ РФ № 7 от 10 января 2002 года (Статья 16.2).

Не важно, каким статусом обладает ваше объединение, не важно юридическим или физическим лицом вы являетесь, учреждали ли вы свою компанию в России или за рубежом, если вы используете в своей деятельности природные ресурсы, считается, что вы наносите вред ОС, а значит, должны вносить плату за это.

Изображение - Плата за негативное воздействие на окружающую среду proxy?url=https%3A%2F%2Fyuristotboga.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F12%2Fohrana-okruzhajushhej-sredy-statja

Оплату вы вносите непосредственно Росприроднадзору.

Отчет сдается в то территориальное отделение Росприродонадзора, где и находится объект, что наносит вред ОС.

Перечень кодов бюджетной классификации (КБК) для оплаты экологических взносов:

Если у вашей организации есть не один, а пара объектов загрязнения ОС, то отчет придется сдать по всем объектам.

2) Какие вопросы задают наши читатели о плате за вредное влияние на окружающую среду?

3 наиболее распространенных вопроса, которые задают наши читатели по поводу платы за НВОС:

Нужно ли вносить такую плату за машины, имеющиеся на балансе компании или в частной собственности?

Нет, не нужно. Согласно вот этому письму Минприроды, плата с транспортных средств за загрязнение атмосферы и прочего не изымается.

Изображение - Плата за негативное воздействие на окружающую среду proxy?url=https%3A%2F%2Fyuristotboga.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F12%2Fplata-za-vozdejstvie-na-okruzhajushhuju-sredu

Нужно ли платить за вывоз мусора, который приносит вред экологии?

Да, платить нужно. Плату за вывоз мусора (за исключением твердых отходов) уплачивают все частные предприниматели.

А вот если речь идет о твердых отходах, то здесь платить придется местным операторам.

Когда не нужно платить за НВОС?

Тогда, когда деятельность компании не наносит вред ОС.

Например, если вы используете в своей деятельности земельные участки, но при этом не выбрасываете в грунт вредоносные компоненты. Либо же остатки, что скапливаются в следствии вашей работы, нетоксичны.

Как производится расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду?

Просчитать стоимость платы за НВОС непросто, процесс этот достаточно запутанный и трудоемкий.

Если вы не можете держать специалиста, что произведет все требуемые расчеты, можно воспользоваться услугами одной из компаний, что за деньги готовы произвести расчет экологических платежей.

Второй вариант – особая программа, определенная для формирования расчетов и ведения всей экологической отчетности. Например, https://www.airsoft-bit.ru/programecologs/147-eco-expert-vozmojnosti

1. Что нужно знать, чтобы правильно произвести расчет платы за НВОС?

Чтобы максимально точно произвести все расчеты по оплате за воздействие на экологию, вам необходимо владеть множеством данных, которые позволяют просчитать точную сумму:

А еще предпринимателям следует помнить, что в 13.09.2016 появилось Постановление № 913, которое пришло на смену постановлениям правительства РФ № 344 и 410.

Согласно новому Постановлению плата за воздействие на экологию рассчитывается по новым правилам:

  1. Появились дополнительные коэффициенты, что влияют на окончательную сумму оплаты.
  2. Расчет следует производить по новым ставкам, которые будут действовать на протяжении 2016 – 2018 годов.
  3. Добавочный коэффициент 2 следует использовать при расчетах в том случае, если предприятие расположено на территории, что находится под особой охраной или же на этой территории есть особо охраняемый природный объект.
  4. Отчетный период для оформления экологической документации – 1 год, экологический же сбор следует платить не позднее 15.04 грядущего года.
  5. Отходы, куда входят полезные компоненты, хоронить запрещено. Список таких отходов установлен Постановлением правительства РФ.

Изображение - Плата за негативное воздействие на окружающую среду proxy?url=https%3A%2F%2Fyuristotboga.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F12%2Fperechen-vidov-othodov

Основная причина нововведений – стимуляция предпринимателей к более активной модернизации своих предприятий, чтобы они перестали наносить вред окружающей среде.

2. Ставки и другие показатели, учитываемые при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Ставки за НВОС изменились еще в 2016 году. Они:

  1. Зависимы от объекта, куда попадают вредоносные элементы (вода, атмосфера, грунт).
  2. Выводятся в связи класса опасности загрязняющих компонентов.

Все расчеты производятся за 1 тонну отходов.

Для понимания можно рассмотреть вот такие виды ставок, чтобы понять, как меняются суммы в 2016 – 2018 годах.

Изображение - Плата за негативное воздействие на окружающую среду proxy?url=https%3A%2F%2Fyuristotboga.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F12%2Fstavka-platy-za-zagrjaznenie

Детальнее ознакомиться с этими ставками можно вот в этом Постановлении правительства РФ по ссылке https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_204671/acbaa5546717ca4f2150ad7da2dca98d4ba0d583

Изображение - Плата за негативное воздействие на окружающую среду proxy?url=https%3A%2F%2Fyuristotboga.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F12%2Fstavka-platy-za-zagrjaznenie-postanovlenie

Каждая из ставок может быть уменьшена за счет коэффициентов, если руководство предприятия принимает меры, чтобы снизить уровень загрязнения ОС:

Изображение - Плата за негативное воздействие на окружающую среду proxy?url=https%3A%2F%2Fyuristotboga.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F12%2Fkojefficient-ot-uslovij-zagrjaznenija

Как видите, вкладывать деньги в модернизацию предприятий выгодно. Это помогает сэкономить на плате за воздействие на экологию.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Как произвести расчет платы? Правила заполнения
и оформления формы расчета платы.

Что ожидает тех, кто отказывается переводить плату за негативное воздействие на окружающую среду?

Не надо думать, что легко обмануть государственные службы и уменьшить оплату за счет указания в экологической отчетности неправдивых данных за воздействие на среду. За подобные действия придется заплатить крупный штраф.

Читайте так же:  Как сделать правдивый финансовый отчет по мсфо

Вот что нужно помнить о просрочке и неуплате ставок за НВОС:

  1. Если вы скрыли в отчетности экологическую информацию (тоесть – подали искаженные данные), вам придется заплатить 1 000 – 2 000 рублей, если вы занимаете соответствующую должность; 10 000 – 20 000 рублей, если вы – юридическое лицо.
  2. Если вы опоздали с подачей отчетности, штрафы будут еще больше: 3 000 – 6 000 рублей (для должностного лица), 50 000 – 100 000 (для юридического).
  3. Если просрочка платежа длительная, то с 1 октября 2017 года нерадивым предпринимателям насчитывается пеня: 1/300 ставки, если просрочка составляет не больше 30-ти календарных дней, начина же с 31-го календарного дня просрочки оплата будет считаться как 1/150 ставки.

Как видите, лучше, чтобы плата за негативное воздействие на окружающую среду вносилась вовремя, а вся экологическая отчетность была в порядке.

51. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды вредного воздействия на нее рассматривается в праве окружающей среды России и зарубежных государств как один из основных экономических стимулов к тому, чтобы предприятия-природопользователи, деятельность которых связана с такими воздействиями на природу, сами принимали меры по уменьшению загрязнения окружающей среды в соответствии с требованиями законодательства.

Некоторые общие требования относительно платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются в Федеральном законе “Об охране окружающей среды” (ст. 16).

К видам негативного воздействия на окружающую среду данный закон относит:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Виды негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 “Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия”):

выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

(Присутствует явное несоответствие пунктов Постановления Правительства Федеральному закону)

Закон не определил формы платы за негативное воздействие на окружающую среду. В нем говорится о том, что такие формы определяются федеральными законами.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее НВОС) взимается в соответствии с Порядком, утвержденнымПостановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632″Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия” (далее – Постановление № 632) по нормативам, утвержденнымПостановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344″О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, размещение отходов производства и потребления” (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 и от 08.01.2009 г. № 7) (далее – Постановление № 344).

Исходными при определении платы за негативное воздействие на окружающую среду являются базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Установлены два вида базовых нормативов платы:

за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

При этом базовые нормативы платы за загрязнение окружающей среды в пределах временно согласованных нормативов в пять раз превышали платежи за загрязнение окружающей среды в пределах допустимых нормативов.

Согласно Федеральному закону от 30 ноября 2011 года № 371-ФЗ “О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 г.г.” нормативы платы за НВОС, установленные Правительством Российской Федерации в 2003 и в 2005 году, применяются в 2012 году с коэффициентом, учитывающим инфляцию:

Постановлением Правительства РФ № 344 от 12.06.2003г. – 2,05;

Постановлением Правительства РФ № 410 от 01.07.2005г. – 1,67.

При оформлении Расчетов платы за НВОС необходимо применять к нормативам платы коэффициенты, учитывающие экологические факторы территории на которой находится объект, оказывающий негативное воздействие (приложение 2к Постановлению 344). Нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов применяются с дополнительным коэффициентом 1,2, для сельских поселений – 1.

Плательщиками за НВОС в соответствии с п.1 Порядка, содержащегося в Постановлении № 632, являются предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации вышеуказанные виды негативного воздействия. Индивидуальные предприниматели также признаются плательщиками платы в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 24.06.98г. №89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”, статьей 28 Федерального от 04.05.99г. № 96-ФЗ ” Об охране атмосферного воздуха”.

Расчеты платы за НВОС производятся природопользователями самостоятельно по формам, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.07 г. № 204 в редакции №182 от 27.03.08 г. “Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и предоставления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду”. Перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации. По истечении установленных сроков суммы платежей взыскиваются с природопользователей в безакцептном порядке.

Читайте так же:  Земли общего пользования в снт и налог на них

В соответствии с существовавшей концепцией платы за загрязнение базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения. Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы – природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов и почвы могут увеличиваться.

Нормативы платы для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы, и дополнительного коэффициента 2. При этом дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяются путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

В случае отсутствия у природопользователя надлежаще оформленного разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их – за счет прибыли, остававшейся в распоряжении природопользователя.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду вносятся поквартально.

На современном этапе распределение платежей за негативное воздействие на окружающую среду регулируется Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 г. В соответствии с ним 20% платы поступает в федеральный бюджет; 40% – в бюджеты субъектов РФ; 40% – в местные бюджеты. При этом Кодексом не устанавливается целевое расходование этих финансовых средств.

Об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду

Новикова С. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Комментарий к Письму Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591: об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Как сказано в ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

По степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории.

В силу п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ из числа лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, исключены юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную или иную деятельность исключительно на объектах IV категории. К данной категории объектов законодателем отнесены офисы (офисные здания).

При этом Критерии отнесения объектов к соответствующей категории утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Присвоение категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, факт которого удостоверяется выдачей организации (или ИП) соответствующего свидетельства. Присвоенная однажды объекту категория может быть изменена при актуализации информации об объекте.

Таким образом, законодательством в настоящее время не предусматривается взимание платы за установленные в ст. 16 Закона № 7-ФЗ виды негативного воздействия на окружающую среду с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории. Напомним, данное освобождение действует с 1 января 2016 года (ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ). К указанным объектам согласно п. 6 ч. IV Критериев относятся объекты, соответствующие одновременно следующим критериям:

– наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 т в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
– отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

По мнению чиновников Росприроднадзора, характерными примерами указанных объектов являются офисные помещения, школы, детские сады и т. д. (см. Письмо от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054). Напомним, контроль правильности исчисления и своевременности внесения платежей за негативное воздействие на природу (включая экологический сбор) осуществляет именно Росприроднадзор (п. 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 № 780). Названное ведомство наделено также правом давать разъяснения по вопросам исчисления и уплаты таких платежей, что и делает довольно регулярно.

В связи с этим предлагаем обратить внимание на разъяснения, данные Росприроднадзором в Письме от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591, по поводу реализации правил об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду. Сразу оговоримся, даны они не в пользу плательщиков экологических платежей и являют собой пример сомнительной логики официальных органов.

Читайте так же:  Усн что это такое простыми словами

Дословно авторы комментируемого письма указали на следующее: в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории.

Сказанное ими, очевидно, надо понимать так. Если у хозяйствующего субъекта имеется несколько объектов, относящихся к IV категории, то плату за негативное воздействие на окружающую среду вносить не нужно, поскольку эти объекты наносят окружающей среде минимальный вред. Однако при появлении у субъекта хотя бы одного более вредного объекта (отнесенного к I, II или III категории) сразу все объекты без исключения (в том числе относящиеся к IV категории) становятся источниками, приносящими окружающей среде невосполнимый вред. А значит, их владелец, по мнению чиновников Росприроднадзора, должен вносить плату, компенсирующую подобное негативное воздействие на окружающую среду, по всем этим объектам.

Между тем вышеупомянутые законодательные нормы подобного условия не содержат. Освобождение, которое предусмотрено в п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ, является безусловным. Поэтому вывод, сделанный чиновниками Росприроднадзора в комментируемом письме, явно противоречит букве закона. На наш взгляд, при наличии у хозяйствующего субъекта нескольких объектов загрязнения, один из которых относится к категории «офисные здания», вносить плату он должен за все, кроме последнего. Однако такой подход к решению данного вопроса может привести к спорам с чиновниками территориального отделения Росприроднадзора, которые обязаны учитывать позицию центрального ведомства. Не зря же в конце комментируемого письма содержится указание на то, что разъяснения территориальных органов, содержащие иную правовую позицию, подлежат удалению с официальных сайтов территориальных органов в сети Интернет.

И еще. Как упоминалось ранее, присвоение какому-либо объекту той или иной категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ).

В связи с этим возникает вопрос: нужно ли ставить на государственный учет офис (офисное здание), наносящий минимальный вред окружающей среде, для правомерного применения фискальной преференции?

В Письме Росприроднадзора от 14.10.2016 № ОД-06-01-35/21270 даны такие разъяснения: освобождение юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, от исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду возможно лишь после присвоения объекту соответствующей категории. Иначе говоря, реализовать право на освобождение от уплаты экологических платежей организация (или ИП) может, только если в свидетельстве о постановке объекта на государственной учет указана принадлежность этого объекта к IV категории.

В Письме № АС-06-02-36/3591 чиновники Росприроднадзора снова затронули данный вопрос. Они подчеркнули, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, которые не относятся к объектам I, II, III и IV категорий. Поэтому, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, указанные в Критериях (п. 6 Критериев), такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (не включается в государственный реестр объектов, заявка о постановке на учет не подается).

С учетом сказанного получается, что офисные здания, которые в силу п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ относятся к объектам IV категории (то есть наносящим минимальный вред окружающей среде), все-таки нужно ставить на государственный учет. С этим сложно поспорить. Действительно, только при наличии у владельца офиса (офисного здания) свидетельства о постановке на государственный учет он сможет реализовать свое право на применение освобождения от уплаты экологических платежей. Иного альтернативного способа доказать (помимо получения обозначенного свидетельства), что объект относится к IV категории, действующим законодательством не предусмотрено.

Между тем несколькими месяцами ранее (а точнее, 1 декабря 2016 года) Росприроднадзор на своем сайте опубликовал информацию, из которой следовало, что большинство офисов не нужно ставить на государственный учет, так как они оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду. В обоснование этой позиции ведомство привело такие доводы. Собственно образование и накопление отходов на объекте не являются критериями его отнесения к какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду. А в заявке о постановке объекта на государственный учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на данном объекте. Поэтому если организация(например, офис, школа или детский сад) образует отходы, но не осуществляет деятельность по их размещению самостоятельно и не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, то у такой организации объект негативного воздействия на окружающую природу не определяется. Иными словами, по мнению чиновников, большая часть офисных зданий вообще не относятся к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. Следовательно, владельцы этих офисов не должны ставить их на государственный учет.

Однако привлекательность изложенной позиции нивелируется ее спорностью. Ведь из нормы, установленной п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ, явственно следует, что получить освобождение от экологических платежей субъекты смогут лишь при осуществлении деятельности на объектах IV категории. А факт присвоения объекту этой категории подтверждается только свидетельством о постановке на государственный учет и ничем иным.

Изображение - Плата за негативное воздействие на окружающую среду 23423424
Автор статьи: Филипп Соловьев

Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.3 проголосовавших: 274

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here