Сегодня рассмотрим тему: "опять каникулы! решено продлить мораторий на проверки малого и среднего бизнеса" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
Содержание
- 1 Надзорные каникулы для малого и среднего бизнеса продлены до 31 декабря 2020 года
- 2 Опять каникулы! Решено продлить мораторий на проверки малого и среднего бизнеса
- 3 Опять каникулы! Решено продлить мораторий на проверки малого и среднего бизнеса
- 4 Владимир Путин предложил продлить мораторий на плановые проверки
- 5 Про «Опять каникулы» или почему решили продлить мораторий на проверки бизнеса»?
- 6 Власти продлили мораторий на плановые проверки малого бизнеса
- 7 Мораторий на проверки бизнеса: как заявить о правах на него
- 8 Президент продлил на два года мораторий на плановые проверки для субъектов малого бизнеса
- 9 Опять каникулы: почему решили продлить мораторий на проверки бизнеса
Надзорные каникулы для малого и среднего бизнеса продлены до 31 декабря 2020 года
Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, в соответствии с которым мораторий на плановые проверки малого бизнеса будет действовать еще два года и завершится 31 декабря 2020 года (Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. № 480-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” и статью 35 Федерального закона “О водоснабжении и водоотведении”). Хотя надзорные каникулы для малого и среднего бизнеса должны были завершиться 31 декабря текущего года (ст. 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”).
Вместе с тем плановые проверки будут проводиться, в частности, в сферах, где введен риск-ориентированный подход, и объекты проверки отнесли к классу опасности/категории риска, а также в отношении юрлиц и ИП, у которых в предыдущие три года уже отбирали или приостанавливали лицензию, кого наказывали по КоАП дисквалификацией либо приостановлением, или же за совершение грубого нарушения.
Опять каникулы! Решено продлить мораторий на проверки малого и среднего бизнеса
Министерству экономического развития (МЭР) совместно с Генпрокуратурой поручено подготовить поправки, которые продлят мораторий на проведение плановых проверок в отношении малого бизнеса и распространят мораторий на средний бизнес, следует из поручения вице-премьера, главы аппарата правительства Сергея Приходько (копия есть у РБК). Подлинность документа подтвердили в аппарате министра по вопросам «открытого правительства» Михаила Абызова, курирующего реформу контрольно-надзорной деятельности. РБК направил запрос в Минэкономразвития.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Для продления «надзорных каникул» необходимо подготовить поправки ко второму чтению законопроекта (.pdf) об изменениях в 294-ФЗ о защите прав предпринимателей при осуществлении госконтроля и в статью 19 закона о лицензировании, который находится сейчас в Госдуме. В соответствии с поручением Сергея Приходько сделать это предстоит в двухнедельный срок со дня принятия этого законопроекта в первом чтении.
Минэкономразвития и Генпрокуратура в течение двух недель после принятия законопроекта в первом чтении должны представить в правительство проект поправок, предусматривающих введение моратория на период 2019–2022 годов на проведение плановых проверок в отношении предприятий малого и среднего бизнеса, проводимых без применения риск-ориентированного подхода, говорится в поручении Приходько. Риск-ориентированный подход пока применяется не по всем видам контроля и надзора, и продление моратория нужно, чтобы не ухудшалось положение предпринимателей.
«Эта мера позволит не только сохранить общий положительный эффект от моратория, но и еще больше снизить административную нагрузку на бизнес начиная с 2019 года. Таким образом, будет сделан еще один важный шаг к улучшению положения предпринимателей, который дополнит проводимую с 2016 года по поручению главы государства комплексную реформу контрольно-надзорной деятельности», — рассказал РБК Михаил Абызов. Важно, что планируется распространить действие «надзорных каникул» и на средний бизнес, считает вице-президент «Опоры России» Марина Блудян, после введения моратория в 2016 году именно на них фактически пришелся основной «удар» со стороны надзорных органов. Некоторые надзорные органы, по словам Блудян, уже отказались от плановых проверок и теперь реагируют только на факты нарушений.
Итоги первого моратория
Мораторий на проведение плановых проверок бизнеса был введен с 1 января 2016 года и продлится до конца 2018 года. «Надзорные каникулы» не коснулись предприятий, работающих в сфере надзора промышленной, пожарной, радиационной и экологической безопасности, а также аудиторских организаций и компаний, управляющих многоквартирными домами.
Режим «надзорных каникул» для малого бизнеса доказал свою эффективность, отмечалось в докладе о проблемах бизнеса, подготовленном в аппарате бизнес-омбудсмена. В некоторых регионах мораторий помог снизить число плановых проверок почти вдвое, отмечалось в докладе. Впрочем, надзирателям за бизнесом легко обойти мораторий за счет роста числа внеплановых проверок и административных расследований, указывали авторы доклада. По данным «Опоры России», за 2017 год число плановых проверок бизнеса сократилось в среднем на 40%.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Правительству неоднократно предлагали продлить мораторий: в частности, в марте 2017 года МЭР предлагало сделать его бессрочным, а бизнес-омбудсмен Борис Титов в декабре предлагал ввести мораторий на проверки всех малых и средних предприятий без исключения, если речь не идет об угрозе жизни или здоровью.
Проверки вне плана
Внеплановые проверки представляют собой серьезную нагрузку для бизнеса, констатирует Михаил Абызов. Зачастую они являются инструментом недобросовестной конкуренции и надуманного давления на бизнес — важно принять закон (соответствующее поручение президента сейчас находится на исполнении в правительстве), закрепляющий соотношение внеплановых проверок в объеме не более 30% от плановых, ранее подчеркивал министр.
В октябре прошлого года Минэкономразвития представило разработанный на площадке «открытого правительства» проект федерального закона о государственном и муниципальном контроле и надзоре, который предусматривает значительную реформу надзорной деятельности. Согласно прошедшему первое чтение в Госдуме законопроекту, власти не смогут проводить проверки в отсутствие руководителей компаний и в случаях, если установить нарушение можно и без личного присутствия проверяющего на предприятии. Кроме того, документ закрепляет переход от «палочной» системы, согласно которой работа надзорных органов оценивалась только по количеству проверок и объему штрафов, к риск-ориентированному подходу. Предприятия будут делиться на шесть классов опасности, от низкого до чрезвычайно высокого, и именно этот критерий станет основанием для определения периодичности надзора (так, для шестого, то есть самого низкорискового класса, плановых форм контроля вообще не предусмотрено).
Опять каникулы! Решено продлить мораторий на проверки малого и среднего бизнеса
Минэкономразвития России предложило продлить так называемые надзорные каникулы для малого и среднего бизнеса до конца 2020 года. Это следует из проекта федерального закона.
В частности, плановые проверки не будут проводить в отношении юридических лиц и ИП, которые включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В то же время надзорные каникулы не распространяются:
- на контроль деятельности, связанной с определенной степенью риска или опасности;
- проверки лиц, ранее допускавших грубые нарушения;
- предприятия, ведущие лицензируемые виды деятельности.
Напомним, что для малого бизнеса с 2015 года действуют надзорные каникулы, которые должны были завершиться в 2018 году. Но Президент России Владимир Путин предложил продлить их еще на 2 года.
Владимир Путин предложил продлить мораторий на плановые проверки
Малому бизнесу продлят истекающие трехлетние надзорных каникулы еще на два года. С таким предложением-поручением на ежегодном форуме «Опоры России» выступил Владимир Путин. Избавление от плановых проверок не получат компании, чья деятельность затрагивает безопасность граждан. Сейчас надзорными каникулами пользуются более 500 тыс. предпринимателей. Ранее «Опора России» просила продлить срок освобождение от проверок для малых компаний на четыре года.
В декабре 2018 года заканчиваются надзорные каникулы для малого бизнеса в отношении плановых проверок (внеплановые действуют в полной мере). Владимир Путин, выступая сегодня на форуме «Опоры России», предложил продлить льготный период еще на два года. «Есть сферы, где нужен постоянный и даже более жесткий контроль,— заявил он.— Это касается компаний, которые имеют так называемый высокий профиль риска, чья деятельность напрямую затрагивает жизнь и безопасность людей, а также тех предприятий, которые работают в специфических сферах и секторах, например, таких, как оборот драгметаллов и камней, а для всех остальных малых компаний, для самозанятых граждан предлагаю продлить надзорные каникулы еще на два года». Он попросил депутатов и министров принять оперативные меры для продления льготного надзорного периода.
По словам президента РСПП Александра Шохина, защитники малых предпринимателей просили продлить каникулы на четыре года, и он разделяет эту позицию. Кроме того, глава РСПП указал на практику «задвоения» проверок — когда по одним и тем же основаниям участника рынка проверяют и генпрокуратура, и прямой регулятор.
Банк России подготовил «дорожную карту» по развитию финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Сейчас процентные ставки для МСП значительно выше по сравнению с другими сегментами, поскольку данный вид кредитования сопряжен с повышенными рисками. Банкиры и представители бизнеса поддерживают реализацию мер. Эксперты отмечают, что это поможет расширить число получателей кредитов, но почти не снизит ставки, то есть не решит главной проблемы.
Про «Опять каникулы» или почему решили продлить мораторий на проверки бизнеса»?
Случайно увидел на сайте «РБК» статью про Мораторий на плановые проверки малого бизнеса, который хотят продлить до 2022 года и расширить его действие на средние предприятия (автор статьи Анна Могилевская).
Первое, о чем подумал, почему эту информацию разместили в день выборов? Или это я просто случайно в день выборов ее увидел?
Решил почитать и посмотреть, о чем это, и в чем преимущество для малого и среднего бизнеса в этом моратории.
Выяснил, что это
— «чтобы не ухудшилось положение предпринимателей»;
— «еще больше снизить административную нагрузку на бизнес»;
— «еще один важный шаг к улучшению положения предпринимателей»;
— «дополнит проводимую с 2016 года по поручению главы государства комплексную реформу контрольно-надзорной деятельности»;
— «планируется распространить действие «надзорных каникул» и на средний бизнес, именно на них фактически пришелся основной «удар» со стороны надзорных органов»;
— «некоторые надзорные органы, по словам Блудян, уже отказались от плановых проверок и теперь реагируют только на факты нарушений»;
— «число плановых проверок бизнеса сократилось в среднем на 40%»;
— «зачастую они (проверки) являются инструментом недобросовестной конкуренции и надуманного давления на бизнес»;
— «переход от «палочной» системы, согласно которой работа надзорных органов оценивалась только по количеству проверок и объему штрафов, к риск-ориентированному подходу».
Неужели «все будет хорошо»?
А на самом деле, на мой взгляд, одна система контроля (на данном этапе не так уж и нужная и не приносящая денег в бюджет) заменилась на другую. Сегодня главным контролером остается налоговая инспекция, на которую и приходятся все «тяжести и невзгоды» проверок и на которую «каникулы» не распространяются.
В феврале 2018 года я был приглашен в СЗАО города Москвы на встречу представителей бизнеса и администрации, на которой говорилось о снижении давления на бизнес.
О снижении давления бизнеса рассказал представитель ГО и ЧС, представитель Роспотребнадзора, был представитель и прокуратуры, но он молчал и не выступал, а потом и вовсе уехал.
Предприниматели выслушали «представителей», а обращаться стали почему-то к представителям налоговой с вопросом: когда закончится давление на бизнес, когда вернут излишне уплаченное, когда элементарно можно будет получить справку об отсутствии долгов перед бюджетом после объединения налоговой и ПФ и т.п.? И вообще будет ли снижен налоговый пресс?
На что представитель налоговиков ответила, не поверите как: «Мы самая открытое ведомство, у нас самый лучший сайт. Обращайтесь». На этом диалог был окончен.
Каникулы — это хорошо. Но хотелось бы услышать что-то более реальное для развития и сохранения бизнеса в моей стране.
Еще вспомнился случай, произошедший на допросе в налоговой, когда директор проверяемого предприятия попытался поговорить с начальником отдела выездных налоговых проверок: «Вы же губите мой бизнес. После вашей проверки я стану банкротом, у меня более 1000 человек останется без работы!»
На что немедленно получил ответ: «Ничего страшного, объекты будут и дальше строиться, ведь ваше место займет другая компания, а ваши работники просто перейдут в новую!»
Не расслабляемся, ведь для налоговой каникул нет, не было и не предвидится.
Уголовная ответственность главного бухгалтера 2019
Смотреть запись
Налоговый адвокат, Управляющий Партнер “Тылик, Карпова и Партнеры”, основатель блога о налоговых проверках – www.nalog-blog.ru, с 2000 года занимается защитой интересов предпринимателей в сфере налоговых отношений и обладает богатым опытом арбитражной практики, а также практики, связанной с обеспечением защиты своих клиентов при уголовном преследовании за экономические преступления. Под его руководством подготовлены десятки жалоб на решения (действия/бездействия) ИФНС, имеется не одно отмененное решение о привлечении налогоплательщиков к налоговой и уголовной ответственности. Если у Вас возник налоговый спор или на Вашем предприятии проходит выездная налоговая проверка – вы сможете обратиться за консультацией или полным сопровождением хода проведения выездной налоговой проверки по телефону: +7 (495) 191-44-01 или обратиться по электронному адресу: [email protected]
Блог о налоговых проверках. Как защитить свои права?
Власти продлили мораторий на плановые проверки малого бизнеса
Президент РФ Владимир Путин продлил мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса. Соответствующий Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.
Действующий закон о защите прав предпринимателей (от 26.12.2008 № 294-ФЗ) содержит нормы о моратории на плановые проверки малого бизнеса на период с 2016 по 2018 годы (статья 26.1).
Теперь в этот закон вносится новая статья 26.2, которая устанавливает на 2019 и 2020 годы новый период «надзорных каникул» для субъектов малого бизнеса за отдельными исключениями.
Мораторий на плановые проверки не будет применяться для видов государственного контроля (надзора), по которым введен риск-ориентированный подход.
Напомним, риск-ориентированный подход строится на основе анализа надзорным ведомством различных сведений о компании и определения степени риска совершения этой фирмой противоправных действий. Плановые проверки в отношении компаний с наименьшей степенью риска назначаются редко либо не назначаются вовсе. Правительство регулярно расширяет перечень видов госконтроля, при осуществлении которого применяется риск-ориентированный подход. Например, на риск-ориентированный подход переведены проверки ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзора, Росалкогольрегулирования и Роспотребнадзора. Соответственно, в отношении данных видов контроля «надзорные каникулы» не применяются.
Также «надзорные каникулы» не будут действовать в отношении плановых проверок юрлиц и ИП, осуществляющих лицензируемые виды деятельности или работающих в сферах, нарушения в которых могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.
Закон вступит в силу с 5 января 2019 года.
Изначальная редакция указанных поправок предполагала, что «надзорные каникулы» будут установлены для субъектов малого и среднего бизнеса. Однако в утвержденном законе речь идет только о субъектах малого бизнеса.
“Развитие России зависит от частной инициативы”, – заявил Владимир Путин на форуме “Опора России” на ВДНХ. “Нам нужно предельно упростить все процедуры создания и ведения бизнеса, сделать их необременительными, дружественными для предпринимателей”, – заявил он. Естественно, сохранив баланс с интересами общества и государства.
Президент призвал максимально использовать цифровые технологии, современные кассы, все, что “избавляет компании от вороха бумаг”. Он поручил кабмину установить исчерпывающий перечень отчетности – “чтобы у некоторых чиновников не было соблазна “тихой сапой” нагружать бизнес, вводя все новые формы отчетности”. “Вместе будем вырабатывать способы борьбы с подобными явлениями”, – заверил Путин.
Также нужно расширить доступ небольших фирм на рынок. Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства предстоит к 2024 году довести объем закупок компаний с госучастием у таких фирм до 5 трлн рублей, напомнил глава государства. Уже сейчас растет доля технически сложной продукции и услуг – 70 процентов от закупок. И важно выстроить системный механизм, выращивать качественных поставщиков.
Еще одна задача – совершенствовать и расширять линейку инструментов поддержки малого и среднего бизнеса. В том числе речь идет о небольших стартапах и фермерских хозяйствах. А также – о социальном предпринимательстве, закона о котором до сих пор нет. “Обращаю внимание министерства экономического развития – надо снять все разногласия, проработать в тесном контакте с парламентариями, бизнес-сообществом, чтобы принять закон в самые короткие сроки”, – указал глава государства.
Наболевший вопрос для бизнеса – работа контрольно-надзорных органов. “Будем постоянно к этому возвращаться, пока не добьемся реальных сдвигов”, – заверил Путин. “Ситуация постепенно меняется, но еще очень многое предстоит сделать, и главный критерий эффективности наших усилий, – это то, насколько наши предприниматели чувствуют себя комфортно”, – пояснил он.
“Наша общая фундаментальная задача – обеспечить максимальную прозрачность, открытость деятельности контрольно-надзорных органов”, – объявил президент. “Очень многое будет зависеть от готовности бизнеса включиться в совместную с нами работу”, – добавил он.
Сейчас есть реестр проверок, но заполняют его сами контролирующие организации – “часто, как Бог на душу положит и часто это не соответствует ни интересам бизнеса, ни государства”, констатировал глава государства. “Здесь, конечно, нужно порядок наводить”, – считает он. И нужно, чтобы и предприниматели могли размещать информацию, кто из проверяющих, с какими целями и результатами приходил. А для этого можно использовать цифровую платформу “бизнес-навигатор”, а в дальнейшем состыковать ее с реестром. И если данные не будут совпадать, то это сигнал для Генпрокуратуры и общества, считает Путин.
“И сразу будет видно, из каких компаний контролеры не вылезают, а каких предпринимателей почему-то обходят стороной”, – сказал президент и попросил Генпрокуратуру и корпорацию развития малого и среднего предпринимательства отработать такой механизм в рамках пилотного проекта. Важно повысить прозрачность контрольной деятельности, защитить бизнес, и увидеть, в каких сферах контроль не налажен и какими рисками это может быть чревато, пояснил он.
В декабре завершается трехлетний мораторий на плановые проверки малых компаний. Мера затронула более полумиллиона предпринимателей. “И общество, и государство, и бизнес – все мы извлекли серьезные уроки из опыта надзорных каникул”, – заметил глава государства. “Кто-то ловко научился пользоваться и манипулировать этими положениями и прикрываться ими в личных корыстных целях”, – также заметил он. Стало понятно, что нужен постоянный жесткий контроль в компаниях с высоким профилем риска, чья деятельность напрямую затрагивает жизнь и безопасность людей, а также в специфических сферах, например, связанных с оборотом драгоценных металлов и камней.
“Для остальных малых компаний и самозанятых предлагаю продлить надзорные каникулы еще на два года”, – объявил Путин. “Прошу правительство и Государственную Думу оперативно принять решения”, – добавил он. “Этот шаг – еще одно свидетельство того, что государство, общество, доверяет бизнесу, рассчитывает на его ответственность”, – заметил президент и призвал также совершенствовать законодательство и правоприменительную практику и дальше, в том числе связанную с деятельностью правоохранительных органов в сфере экономики.
“Развитие России зависит от частной инициативы, от успехов таких целеустремленных, трудолюбивых, настойчивых людей, как вы”, – обратился к залу глава государства. “Мы продолжим расширять пространство возможности для работы людей малого и среднего бизнеса”, – обещал он.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере “РГ”
Мораторий на проверки бизнеса: как заявить о правах на него
В последние годы в России на уровне властных структур начали поддерживать бизнес, особенно малый и средний. Одной из беспрецедентных мер такой поддержки стало введение моратория на проведение проверок в отношении этой категории предпринимательского сообщества. Запрет на контрольные мероприятия введен с начала 2016 года и продлится вплоть до 2019 года. Есть предпосылки к тому, чтобы продлить его еще на четыре года.
Также хорошей новостью для бизнеса стало применение рискоориентированного подхода при проведении аудита – когда глубина анализа, а значит и размер санкций, зависят от того, к какой категории опасности относится предприятие. Сами бизнесмены оценили это нововведение позитивно. Но все ли так просто? На кого конкретно распространяются эти «каникулы»? По какому принципу проводятся проверки малого бизнеса в 2018 году? Что делать, если налоговики, несмотря на запрет, нагрянули с проверкой?
Главное условие действия мониторинга – предприятие должно относиться к категории малых или средних. По каким критериям это можно определить?
- Для средних предприятий (заработок за год до 2 млрд. рублей и число работающих сотрудников – порядка 250 человек);
- Для малых компаний (выручка за год – до 800 млн. рублей, до сотни работников);
- Для микрофирм (выручка до 120 млн. рублей и штат сотрудников – не больше 15 человек).
Предпринимателям с такими условиями (которые, кстати, являются основанием для включения в единый реестр юрлиц, что также дает определенные преимущества) можно еще на полтора года расслабиться – федеральным законодательством они освобождаются от проверок. Существует также перечень предприятий, которым такой подарок не достался – они входят в список исключений.
- Фирмы, работающие в медицине, образовании и «социалке».
- Управляющие компании многоэтажек;
- Организации в сфере энергоснабжения и электроэнергетики;
- Аудиторские конторы;
- Компании, за которыми в последние три года были замечены серьезные нарушения закона.
- Внеплановую проверку на основании поступившей жалобы или после возникновения в компании аварии или ЧС;
- Проверку на предмет соблюдения налогового законодательства;
- Прокурорские, страховые, таможенные, валютные контрольные мероприятия;
- Проверки в отношении объектов первых двух классов опасности (пожарной, экологической и т.д).
Направить в структуру, которая занималась утверждением плана аудита, заявление с требованием исключить предприятие из него. Обоснованием такой просьбы должен стать пакет документов, в который войдут:
- Сведения о финансовой деятельности за год;
- Численность работающих сотрудников.
В случае если аудит уже стартовал, владелец бизнеса имеет полное право предъявить инспектору требования о его прекращении, обосновав это документами, подтверждающими принадлежность его фирмы к категории малого и среднего бизнеса (список документов – тот же, что и в первом пункте). При этом, даже если за время аудита налоговик выявил какие-либо нарушения, никаких санкций за это предпринимателю не грозит – вынесенное инспектором решение признается недействительным.
Мораторий действует уже полтора года, и промежуточные экспертные отзывы о нем исключительно позитивные. Такие «каникулы» позволяют во много раз снизить административное давление на бизнес-сообщество, исключить бюрократические препоны и дать возможность развиваться, не боясь необоснованных санкций со стороны заинтересованных структур. Именно эти факты стали основанием для разговоров о продлении срока действия моратория до 2022 года.
Президент продлил на два года мораторий на плановые проверки для субъектов малого бизнеса
Президент подписал закон, который содержит положения о введении с 1 января 2019 года до 31 декабря 2020 года нового периода «надзорных каникул», то есть запрета на осуществление плановых контрольно-надзорных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.
Как поясняется на сайте Минэкономразвития, ранее применение режима «надзорных каникул» (с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года) позволило снизить количество плановых проверок более чем на 500 тысяч. В некоторых регионах мораторий помог снизить число плановых проверок почти вдвое.
Решение о необходимости введения нового периода надзорных каникул было представлено президентом России 23 октября 2018 года на форуме «Опоры России».
Федеральным законом № 480 установлен ряд ограничений.
Запрет на проведение надзорных каникул не будет применяться в отношении видов контроля (надзора), по которым введен риск-ориентированный подход. В их числе около 30 видов государственного контроля (надзора), в том числе пожарный надзор, санитарно-эпидемиологический надзор, надзор за соблюдением требований трудового законодательства, надзор в области промышленной безопасности.
Сохранились исключения для недобросовестных предпринимателей. Могут быть проведены плановые проверки субъектов малого бизнеса, которые ранее привлекались к административной ответственности за совершение грубого нарушения или к которым было применено административное наказание в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности.
Предусмотрены исключения для проверок по лицензируемым видам деятельности и по ряду видов федерального государственного контроля (надзора), включая надзор в области обеспечения радиационной безопасности, контроль за обеспечением защиты государственной тайны, внешний контроль качества работы аудиторских организаций, надзор в области использования атомной энергии, государственный пробирный надзор.
Помимо надзорных каникул, законопроект устанавливает возможность полного отказа от плановых проверок в рамках вида государственного контроля (надзора) путем включения соответствующего правила в положение о виде государственного контроля (надзора). С учетом вносимых изменений решение о полном отказе от плановых проверок по виду государственного контроля (надзора) может быть принято путем принятия не только федерального закона, но и постановления правительства Российской Федерации о внесении изменений в положение о виде контроля.
Вице-премьер, глава аппарата российского правительства Сергей Приходько поручил Министерству экономического развития и Генпрокуратуре разработать поправки в закон, касающиеся продления действующего моратория на плановые проверки малого бизнеса еще на 6 лет — до конца 2022 года. Чиновники хотят не просто продлить «надзорные каникулы», но и распространить их на средние предприятия. Соответствующие поправки должны быть внесены в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав предпринимателей».
Распространение моратория на средний бизнес необходимо, в первую очередь, потому, что, по мнению участников рынка, именно на эту категорию предпринимателей пришлось больше всего проверок различных надзорных органов в 2017 году. Продление моратория, как рассказал журналистам Михаил Абызов, министр по вопросам «Открытого правительства», запланировано в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, инициированной Президентом России.
Напомним, мораторий на проведение плановых проверок малых предприятий и ИП действует в России с 1 января 2016 года. Без пролонгации «надзорные каникулы» должны были закончиться в конце 2018 года. Кроме того, в проекте «дорожной карты» по выполнению в 2018–2019 годах «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года», подготовленной Минэкономразвития России, содержится инициатива о бессрочном моратории на плановые проверки МСП.
Опять каникулы: почему решили продлить мораторий на проверки бизнеса
Мораторий на плановые проверки малого бизнеса продлят до 2022 года и расширят его действие на средние предприятия. Внести соответствующие поправки в закон поручено Минэкономразвития и Генеральной прокуратуре.
Министерству экономического развития (МЭР) совместно с Генпрокуратурой поручено подготовить поправки, которые продлят мораторий на проведение плановых проверок в отношении малого бизнеса и распространят мораторий на средний бизнес, следует из поручения вице-премьера, главы аппарата правительства Сергея Приходько (копия есть у РБК). Подлинность документа подтвердили в аппарате министра по вопросам «открытого правительства» Михаила Абызова, курирующего реформу контрольно-надзорной деятельности. РБК направил запрос в Минэкономразвития.
Для продления «надзорных каникул» необходимо подготовить поправки ко второму чтению законопроекта (.pdf) об изменениях в 294-ФЗ о защите прав предпринимателей при осуществлении госконтроля и в статью 19 закона о лицензировании, который находится сейчас в Госдуме. В соответствии с поручением Сергея Приходько сделать это предстоит в двухнедельный срок со дня принятия этого законопроекта в первом чтении.
Минэкономразвития и Генпрокуратура в течение двух недель после принятия законопроекта в первом чтении должны представить в правительство проект поправок, предусматривающих введение моратория на период 2019–2022 годов на проведение плановых проверок в отношении предприятий малого и среднего бизнеса, проводимых без применения риск-ориентированного подхода, говорится в поручении Приходько. Риск-ориентированный подход пока применяется не по всем видам контроля и надзора, и продление моратория нужно, чтобы не ухудшалось положение предпринимателей.
«Эта мера позволит не только сохранить общий положительный эффект от моратория, но и еще больше снизить административную нагрузку на бизнес начиная с 2019 года. Таким образом, будет сделан еще один важный шаг к улучшению положения предпринимателей, который дополнит проводимую с 2016 года по поручению главы государства комплексную реформу контрольно-надзорной деятельности», — рассказал РБК Михаил Абызов. Важно, что планируется распространить действие «надзорных каникул» и на средний бизнес, считает вице-президент «Опоры России» Марина Блудян, после введения моратория в 2016 году именно на них фактически пришелся основной «удар» со стороны надзорных органов. Некоторые надзорные органы, по словам Блудян, уже отказались от плановых проверок и теперь реагируют только на факты нарушений.
Итоги первого моратория
Мораторий на проведение плановых проверок бизнеса был введен с 1 января 2016 года и продлится до конца 2018 года. «Надзорные каникулы» не коснулись предприятий, работающих в сфере надзора промышленной, пожарной, радиационной и экологической безопасности, а также аудиторских организаций и компаний, управляющих многоквартирными домами.
Режим «надзорных каникул» для малого бизнеса доказал свою эффективность, отмечалось в докладе о проблемах бизнеса, подготовленном в аппарате бизнес-омбудсмена. В некоторых регионах мораторий помог снизить число плановых проверок почти вдвое, отмечалось в докладе. Впрочем, надзирателям за бизнесом легко обойти мораторий за счет роста числа внеплановых проверок и административных расследований, указывали авторы доклада. По данным «Опоры России», за 2017 год число плановых проверок бизнеса сократилось в среднем на 40%.
Правительству неоднократно предлагали продлить мораторий: в частности, в марте 2017 года МЭР предлагало сделать его бессрочным, а бизнес-омбудсмен Борис Титов в декабре предлагал ввести мораторий на проверки всех малых и средних предприятий без исключения, если речь не идет об угрозе жизни или здоровью.
Внеплановые проверки представляют собой серьезную нагрузку для бизнеса, констатирует Михаил Абызов. Зачастую они являются инструментом недобросовестной конкуренции и надуманного давления на бизнес — важно принять закон (соответствующее поручение президента сейчас находится на исполнении в правительстве), закрепляющий соотношение внеплановых проверок в объеме не более 30% от плановых, ранее подчеркивал министр.
В октябре прошлого года Минэкономразвития представило разработанный на площадке «открытого правительства» проект федерального закона о государственном и муниципальном контроле и надзоре, который предусматривает значительную реформу надзорной деятельности. Согласно прошедшему первое чтение в Госдуме законопроекту, власти не смогут проводить проверки в отсутствие руководителей компаний и в случаях, если установить нарушение можно и без личного присутствия проверяющего на предприятии. Кроме того, документ закрепляет переход от «палочной» системы, согласно которой работа надзорных органов оценивалась только по количеству проверок и объему штрафов, к риск-ориентированному подходу. Предприятия будут делиться на шесть классов опасности, от низкого до чрезвычайно высокого, и именно этот критерий станет основанием для определения периодичности надзора (так, для шестого, то есть самого низкорискового класса, плановых форм контроля вообще не предусмотрено).
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.