Сегодня рассмотрим тему: "обязательный аудит критерии 2019 - 2020 года" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
Содержание
- 1 В 2019 году изменятся критерии для обязательного аудита отчетности
- 2 Новые критерии обязательного аудита по финансовым показателям выручки и активов за 2018,2019,2020 и последующие годы: выручка без НДС – 400,600,800 млн руб.; активы – 60, 200, 400 млн. руб.
- 3 Подросли критерии для обязательного аудита бухотчетности
В 2019 году изменятся критерии для обязательного аудита отчетности
Меняются лимиты, нужные для установления необходимости пройти обязательный аудит отчетности. Они будут увеличены в несколько этапов: в 2019 году, а затем в 2020 году.
В ряде случаев организации должны проходить обязательную аудиторскую проверку. Основания для проведения проверки содержатся в ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.08. Одним из таких оснований является превышение лимита выручки. В 2019 году этот лимит будет увеличен.
Опубликован проект №273179-7. Согласно ему, увеличивается лимит выручки, а также стоимости активов. Эти значения используются для установления необходимости проведения обязательного аудита отчетности. Напомним, что основания для проведения этого аудита содержатся в ФЗ №307. В частности, это следующие обстоятельства:
- Отчетность ведется акционерными обществами.
- Отчетность составляется банковскими и страховыми учреждениями.
- Выручка в прошлом году составила более 400 000 000 рублей. При определении этого значения не учитывается НДС, акцизы и пошлины. В 2019 году этот показатель возрастет до 600 000 000 рубл. В 2020 году лимит составит 800 000 000 рублей.
- Сумма активов баланса на завершение прошлого года составляет 60 000 000 рублей. В 2019 году этот показатель составит 200 000 000 рублей. В 2020 году значение будет равняться 400 000 000 рубл.
Обязательный аудит проводится тогда, когда присутствует хотя бы одно из приведенных условий.
В 2018 году значения останутся на прежнем уровне.
Новые критерии обязательного аудита по финансовым показателям выручки и активов за 2018,2019,2020 и последующие годы: выручка без НДС – 400,600,800 млн руб.; активы – 60, 200, 400 млн. руб.
Новые критерии по финансовым показателям для обязательного аудита бухгалтерской отчетности на 2018,2019,2020 и последующие годы
За 2018 год обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, если выручка за 2017 год превышает 400 млн. руб., а стоимость активов на конец года перед отчетным – 60 млн. руб. Аудиторское заключение по годовой отчетности за 2018 год представляется в Росстат вместе с годовой отчетностью (до 1 апреля 2019 года), или не позднее 10 рабочих дней с даты выдачи аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря 2019 года.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Ожидается, что в 2019 году организации обязаны проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности, если выручка за 2018 год превысит 600 млн. руб. без НДС, а стоимость активов на конец 2018 года – будут более 200 млн. руб. Аудиторское заключение по годовой отчетности за 2019 год представляется в ИФНС по месту нахождению организации.
Ожидается, что с отчетности за 2020 год лимиты обязательного аудита бухгалтерской отчетности по финансовым показателям, по выручке за предыдущий год должны превышать 800 млн. руб., а стоимость активов на конец года больше – 400 млн. руб.
Аудиторская компания “АКАДЕМИЯ АУДИТА” проведет в разумные сроки и по адекватной цене аудит годовой бухгалтерской отчетности. Заполните анкету и пришлите ее нам вместе с оборотной ведомостью или бухгалтерской отчетностью, для получения коммерческого предложения.Год, за который проверяют аудиторы
Лимит по выручке, млн. руб.
Лимит по активам, млн. руб.
Кто подлежит обязательному аудиту в 2019 году? Каковы критерии аудита 2019? Чем, кроме выдачи заключения, аудитор еще может быть полезен собственнику бизнеса и бухгалтерии? На эти вопросы ответим в материале.
Критерии обязательного аудита в 2019 году и ответственность за его непроведение
Как правило, организации, подлежащие обязательному аудиту в 2019 году, знают об этом и проводят аудит не первый год. Это:
банки, страховые компании и отдельные иные виды компаний в случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами: закон 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; закон 208-ФЗ «О консолидированной отчетности»;
организации, которые размещают ценные бумаги публично;
группы взаимосвязанных организаций, рассматриваемых как единое хозяйственное образование, которые составляют финансовую (бухгалтерскую) отчетность;
Но это не исчерпывающий перечень тех, кто подлежит обязательному аудиту в 2019-м. Помимо вышеперечисленных характеристик, есть еще два условия для обязательного аудита (при любом из них организация попадет под обязанность его провести):
достижение юридическим лицом в 2018 году порога по годовой выручке в 400 млн руб.;
активы баланса организации на конец 2018 года более 60 млн руб.
Критерии (условия) аудита в 2019 году предусмотрены ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об аудиторской деятельности».
Если Ваша организация подпадает под критерии проведения обязательного аудита, то не позднее 31 декабря 2019 года вам понадобится представить аудиторское заключение по отчетности 2018 года в местное отделение Федеральной службы государственной статистики. При этом заключение не может быть представлено позднее 10 рабочих дней после даты аудиторского заключения (т.е. день составления заключения в расчет не берется) (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Если аудиторское заключение не будет предоставлено в территориальные органы Росстата в указанные сроки, то согласно ст. 19.7 КоАП РФ на должностное лицо может быть наложен штраф в размере от 300 до 500 рублей, на организацию — от 3000 до 5000 рублей.
И это не единственные последствия непроведения обязательного аудита (отсутствия аудиторского заключения). Кроме того, будет административная ответственность за неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта акционерного общества в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Здесь штрафы гораздо серьезнее: от 30 000 до 50 000 рублей на должностное лицо или даже дисквалификация на срок от 1 до 2 лет. На юридическое лицо штрафы могут достигать 1 млн рублей (ч. 2 ст. 15.19 КоАП).
Также есть ответственность и за невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый реестр о фактах деятельности юридических лиц: штраф в размере от 5 до 50 тыс. рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
В случае отсутствия аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от 5 лет), обнаруженного в ходе выездной налоговой проверки — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).
Если Ваша компания подлежит обязательному аудиту и Вы его проведете (получив заключение), то Вы соблюдете требования законодательства. Но нужно понимать, что обязательный аудит не панацея от всех уязвимостей. Это связано с тем, что обязательный аудит предполагает, что проверка проводится только для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Исходя из этого, проверяется и налоговая отчетность, т.е. только с точки зрения достоверности.
Такой подход не гарантирует Вам защиту от налоговых рисков и переплат по налогам. В нашей практике обнаружение таких случаев не редкость, в т.ч. и в организациях, которые ранее проводили обязательный аудит. Например:
Только задумайтесь, а вдруг и Вы переплачиваете налоги?
Также важно отметить, что обязательный аудит — это аудит только по итогу года. Следовательно, при таком варианте нет возможности своевременно предотвращать ошибки и находить финансовые резервы компании. При этом во многих случаях «постфактум» уже ничего изменить нельзя. Так, 32 млн рублей сэкономил анализ налоговых последствий предстоящей сделки. Если бы за помощью к экспертам обратились после сделки, такого эффекта достичь бы не получилось.
Именно поэтому мы рекомендуем нашим клиентам системный комплексный обязательный аудит. В этом случае компания за весь год получает не только итоговый аудит годовой отчетности, но и постоянную помощь аудиторов, налоговых консультантов и юристов. А также настоящую страховку от налоговых рисков.
Таким образом, системный комплексный обязательный аудит защищает компанию и помогает выявлять налоговые резервы.
Подросли критерии для обязательного аудита бухотчетности
Законопроектом № 273179-7 повышены лимиты выручки и стоимости активов для обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2019 год.
О том, в каких случаях фирма обязана пройти аудиторскую проверку, сказано в Федеральном законе от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
По этому закону обязательный аудит должны пройти, в частности:
- акционерные общества;
- фирмы, которые получили в предшествующем году выручку (строка 2110 Отчета о финансовых результатах) свыше 400 млн. рублей (без учета НДС, акцизов и экспортных пошлин);
- фирмы, у которых сумма активов баланса по состоянию на конец предшествующего года превышает 60 млн. рублей;
- банки, страховые компании и объединения страховщиков, биржи.
Обязательную аудиторскую проверку проводят, если выполнено как минимум одно из перечисленных оснований.
Обязательный аудит за 2019 год нужно будет проводить, если выручка за предыдущий год превышает 600 млн. рублей, а стоимость активов на конец года перед отчетным – 200 млн. рублей. Эти показатели для отчета за 2020 год и далее – еще выше: 800 млн. руб. и 400 млн. рублей.
Критерии для аудита отчета за 2018 год не изменились и составляют по-прежнему 400 млн. рублей и 60 млн. рублей.
Обязательный аудит проводится предприятием каждый год. В качестве проверяющих выступают независимые аудиторские фирмы, имеющие соответствующую лицензию. Результатом проверки, является заключение проверяющего о правильности отражения фактов хозяйственной и финансовой деятельности. Не все компании должны проходить обязательный аудит. Так, ежегодно должны проверяться:
- акционерные общества;
- кредитные учреждения;
- страховые фирмы;
- НПФ;
- инвестиционные фонды;
- компании, чьи ценные бумаги участвуют в торгах на бирже и другие.
Проходить обязательную проверку должны и другие предприятия, если их деятельность превышает установленные финансовые показатели. Критерии обязательного аудита в 2018 году:
- выручка более 400 млн. рублей, без учета НДС;
- активы предприятия на конец года превышают 60 млн. рублей.
Критерии, обязывающие компании проводить проверку установлены п. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Если по результатам деятельности компании выполняется, хотя бы одно из этих требований, она должно проводить аудит. Информация берется за предыдущий год, т.е. если после окончания года деятельность предприятия отвечала одному из требований, в следующем году ей нужно пройти обязательный аудит.
Как видно, нет специальных требований, регламентирующих обязательный аудит для ООО. Если активы или выручка компании превышает установленные нормы, ООО должны ежегодно проверятся. Обязательность ежегодного аудита для ООО может устанавливаться уставом или решением участников общества. Но в том, и в другом случае речь идет уже об инициативном аудите.
Существуют и требования по тому, как должна быть проведена аудиторская проверка. Аудит должен отвечать следующим критериям:
- Проверка проводится по всей деятельности организации. Оцениваются все активы, обязательства, материальные запасы компании. Анализируются бухгалтерская и налоговая отчетности. Осуществляется проверка достоверности расчетов с учредителями, контролирующими органами, бюджетными фондами.
- Заключение проверяющей компании должно быть определенным. По окончанию проверки аудитор должен вынести четкий вердикт, достоверные или нет сведения представленны в финансовой отчетности.
- Аудит проводится с соблюдением всех стандартов. Ранее правила проведения аудита регулировались российским законодательством. Однако с 2017 года все изменилось и деятельность аудиторских фирм должна отвечать уже международным стандартам.
- Москва и область: +7-499-938-54-25
- Санкт-Петербург и область: +7-812-467-37-54
- Федеральный: +7-800-350-84-02
Затем осуществляется сама проверка. Изучаются все финансовые, бухгалтерские и уставные документы. Полученные данные анализируются, дается оценка на их соответствие российскому законодательству. Установленные недочеты фиксируются, аудитор предлагает мероприятия по их устранению.
Итоговые выводы представляются учредителям организации в виде аудиторского заключения. Существует два типа заключения: безоговорочно положительное, такое решение выносится, если нарушений в ходе проверки не обнаружено, и модифицированное. Последнее в свою очередь делится на три подтипа:
- положительно с оговорками;
- отрицательное;
- отказ от выражения мнения, выдается при неполном представлении документов на проверку.
В основном, на практике, выдаются положительные заключения или мнения с оговоркой. На два других варианта приходится менее 1% заключений.
После получения документа, предприятие должно представить его в Росстат. Заключение передается вместе с годовым бухгалтерским балансом и другой отчетностью. Сделать это нужно в течение 10 дней с момента его представления юридическому лицу, но до окончания года, следующего за отчетным.
Переход на международные требования внес коррективы в процедуру проведения аудита. В первую очередь это затронуло изложение мнения аудитора по результатам проверки. Изменилась форма заключения, теперь она стала более информативной. Помимо оценки финансовых показателей фирмы, оно включает анализ основных моментов, которые заинтересовали аудитора и перечисление возможных рисков для дальнейшей деятельности.
С 2018 года фактически была упразднена аудиторская тайна. Теперь ФНС может получить любые документы по проведенной проверке у аудиторской компании. Более того, согласно новым поправкам, налоговикам разрешается разглашать полученную информацию.
Игнорирование законодательства влечет за собой наложение штрафных санкций. Оштрафовать могут как саму организацию, так и ее руководителя. Надзорные органы могут выписать оба штрафа.
В случае обязательного аудита нарушением считается:
- Непредставление информации в органы статистики. В налоговую инспекцию представлять заключение не нужно. Штраф на руководителя составит от 300 до 500 рублей. Компания заплатит 3 000 – 5 000 рублей;
- Отсутствие или не своевременное внесение сведений в государственный реестр о деятельности организаций. На предприятие могут быть наложены санкции в размере от 5 000 до 50 000 рублей;
- Нарушение сроков хранения результатов аудита. Выездная налоговая проверка может запросить документы по аудиту за прошедшие 5 лет. Именно такой срок установлен для хранения аудиторских заключений по закону. Если документов нет, организацию оштрафуют на 5 000 – 10 000 рублей.
Все ООО, подпадающие под законодательные требования, должны проходить обязательную проверку, иначе придется платить большие штрафы. Также важно отслеживать сроки сдачи аудиторских заключений в органы статистики, их нарушение также повлечет за собой наложение штрафных санкций.
Упрощенной системы налогообложения, которую активно используют представители малого и среднего бизнеса, коснулись изменения, вступившие в законную силу с начала 2019 года.
Повышение НДС – причина, по которой во многие документы, в том числе в книгу продаж по налогу на добавленную стоимость, вносятся корректировки.
Что повлекут за собой перемены в аудиторской отрасли?
Изменения законодательства в аудиторской сфере влечет за собой ужесточение требований для экспертов, оказывающих подобные услуги. О нововведениях должны знать заказчики, специалисты, работающие в аудиторских компаниях, иные заинтересованные лица. Подробности читайте здесь.
Упрощенной системы налогообложения, которую активно используют представители малого и среднего бизнеса, коснулись изменения, вступившие в законную силу с начала 2019 года.
Повышение НДС – причина, по которой во многие документы, в том числе в книгу продаж по налогу на добавленную стоимость, вносятся корректировки.
Обязательный аудит в 2019 году претерпел некоторые изменения, которые компании должны учитывать в своей производственной деятельности. В этой статье мы рассмотрим критерии обязательного аудита в 2019 году для ООО и компаний других форм собственности, а также рассмотрим изменения, которые уже действуют и которые только могут вступить в силу.
Если говорить простыми словами, то обязательному аудиту в 2019 году подлежат компании, чья деятельность в большой степени затрагивает интересы третьих лиц, либо масштабы ее ведения достаточно велики, т.е. у них большие объёмы выручки и/или валюта баланса.
В цифрах это выглядит следующим образом:
Аудит нужно обязательно проводить, если:
- Годовая выручка более 400 млн. рублей.
- Валюта баланса, то есть сумма активов, более 60 млн. рублей.
- Организация относится к кредитным, страховым, инвестиционным, пенсионным фондам, принимает добровольные отчисления от физических и юридических лиц.
- Ценные бумаги организации продаются на рынке.
- Организация представляет и/или раскрывает годовую бухгалтерскую/финансовую отчетность (кроме органов власти и гос. структур).
- Компания является акционерным обществом.
Обязательный аудит проводится ежегодно. Законом установлено ограничение, что любая компания должна пройти аудиторскую проверку до 31 декабря года, следующего за отчётным.
То есть если мы говорим об аудиторской проверке за 2018 год, пройти её нужно до 31 декабря 2019 года. Однако большинство компаний старается сделать это ещё до сдачи отчётности в налоговую, то есть до 1 апреля.
Аудит может проводится как аудиторской компанией, так и индивидуальным аудитором. Само собой, если речь идёт о крупной компании, один аудитор не потянет такой объем работы, поэтому предпочтительнее поручать проверку аудиторской фирме, однако в законе это не установлено. Единственное ограничение, которое действительно прописано в законодательстве – это то, что государственные компании (или компании, доля государственной собственности в которых превышает 25%) не могут пользоваться услугами индивидуальных аудиторов. Им обязательно надо обращаться в аудиторскую фирму.
В остальном фирма сама решает, кому доверить проверку. Можно лишь посоветовать выбирать компании, которые уже долго работают на рынке и состоят в СРО (саморегулируемой организации) аудиторов. С индивидуальными аудиторами все несколько сложнее. Если человек зарегистрирован в качестве индивидуального аудитора относительно недавно, это ещё не значит, что он новичок – он мог уволиться из аудиторской фирмы и уйти «в свободное плавание», при этом являясь прекрасным опытным специалистом. В любом случае рекомендуем запрашивать сертификат.
Всю процедуру можно разделить на три этапа:
- Подготовительный. Здесь аудитор знакомится с организацией и совместно с ней планирует график проведения проверки. Разрабатывается стратегия, программа аудита, налаживается взаимодействие с подразделениями фирмы, запрашиваются необходимые данные для проверки и т.д. Основная цель – максимально подготовиться к проведению проверки, чтобы она прошла как можно быстрее и эффективнее.
- Аудиторская проверка. Проверяются все первичные и уставные документы. Не остаются без внимания регистры бухгалтерского учёта, учётная политика компании, все произведённые расчёты. Нарушения фиксируются, причём регистрируются все недочёты, ошибки, несоответствия законодательству.
- Формирование заключения. Оно может быть выдано в нескольких формах:
а) немодифицированное или безусловно положительное. Выдаётся в том случае, если не было обнаружено никаких нарушений и отчётность верно отражает действительное положение дел в организации;
б) модифицированное – с оговоркой, отрицательное или отказ от выражения мнения.Модифицированное заключение с оговоркой может быть вызвано массой факторов – как нарушениями, так и помехами в работе аудитора. Подробнее на схеме.
Но заключение с оговоркой подразумевает, что эти нарушения/помехи не оказывают существенного влияния на деятельность организации. Например, в отчётности есть незначительные огрехи, но в целом она правдива и не искажает результаты деятельности фирмы.Отрицательное заключение подразумевает, что в отчётности есть существенные нарушения, которые могут ввести в заблуждение пользователя, который ознакомится с ней. То есть аудитор утверждает, что отчётность не отражает реального положения дел.Отказ от выражения мнения – это ещё не отрицательное заключение. Это означает, что компания просто не предоставила аудитору нужную информацию в положенные сроки, в результате чего он не смог провести проверку. - Передача аудиторского заключения в Росстат. Это делает не аудитор, а сама компания. Причём строго в течение 10 дней после той даты, в которую аудитор вынес решение.
Обязательный аудит на то и обязательный, что невыполнение данного требования может повлечь за собой массу штрафов, оснований для этого есть несколько:
- Компания не представила аудиторское заключение в Росстат за положенный срок. В таком случае должностное лицо будет оштрафовано на сумму 300-500 рублей. С юридического лица могут взыскать 3-5 тысяч рублей штрафа. Дополнительно могут оштрафовать за то, что бухгалтерская отчётность была представлена не полностью.
- Акционерное общество не опубликовало аудиторское заключение на официальном сайте в установленные сроки. Должностное лицо могут оштрафовать на 30-50 тысяч рублей и дисквалифицировать на 1-2 года. Юридическое лицо могут оштрафовать на сумму от 700 тыс. до 1 млн. рублей.
- Компания не внесла информацию о результатах обязательного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юр. лиц (или внесла, но несвоевременно). За просрочку или невнесение данных сведений полагается штраф в размере 5-50 тысяч рублей.
- Компания нарушила сроки хранения аудиторского заключения. То есть при проведении выездной налоговой проверки фирма не смогла показать аудиторские заключения за последние 5 лет. В таком случае может быть наложен штраф от 5 до 10 тысяч рублей.
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ предусматривает понятие аудиторской тайны. Согласно статье 9 упомянутого закона, любая информация, полученная в ходе проверки, является аудиторской тайной и не может быть разглашена третьим лицам (если только фирма сама не разгласила эти сведения). Однако с 2019 года это понятие претерпело некоторые изменения. В Налоговом Кодексе появилась статья 93.2, которая разрешает налоговым органам запрашивать у аудитора сведения, полученные в результате проверки.
Иными словами, допустим, налоговая инспекция подозревает, что компания не уплачивает налоги и скрывает какое-то имущество, являющееся налоговой базой. Она запрашивает эти сведения у налогоплательщика, но тот отказывается предоставлять их. В такой ситуации налоговая инспекция может затребовать эти сведения у аудитора, и он должен будет предоставить эту информацию в течение 10 дней.
Сейчас в Государственной думе на рассмотрении находится законопроект №273179-7. Его уже приняли в первом чтении, но пока что дальше дело не зашло. Если проект будет принят, то среди прочих изменений повысятся лимиты, по которым ООО попадают под требования обязательного аудита.
Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 577-03-71
(Москва)
+7 (812) 425-60-36
(Санкт-Петербург)
8 (800) 333-58-23
Для всех регионов!
Это быстро и бесплатно!
Исходный текст документа предполагает, что критерии обязательного аудита будут изменяться с такой динамикой:
Распоряжением от 4 октября 2018 года № 2127-р Правительство РФ одобрило проект ФЗ (далее – Закон об аудите). Он уточняет положения о независимости аудитора/аудиторской фирмы и их профессиональной этике. Рассказываем, благодаря каким ограничениям аудиторы в нашей стране станут более самостоятельными по отношению к руководству проверяемых лиц. Соответственно, будет больше оснований доверять их выводам.
Скорректировать правила независимости аудиторов в России потребовалось в связи с признанными на международном уровне этическими принципами и стандартами их деятельности, которые с 2017 года действуют и в нашей стране.
Причём новый подход к независимости аудита охватывает не только непосредственно проведение аудита, но и оказание сопутствующих аудиту услуг.
Впервые в ст. 8 Закона об аудите прописано, что понимается под независимостью аудиторов и аудиторских организаций. Это отсутствие зависимости:
- от проверяемого лица;
- его учредителей (участников, акционеров);
- руководителей и иных должностных лиц;
- других лиц в случаях, предусмотренных Законом об аудите и иными ФЗ, правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций.
Сам принцип независимости аудита – это отсутствие имущественной, родственной или другой зависимости.
Новые правила независимости аудита (п. 2 ст. 8) называют 9 базовых ситуаций, когда данный аудитор или фирма не могут проводить его. Иные случаи могут быть оговорены федеральными законами и правилами независимости.
- учредители (участники, акционеры) аудируемого лица;
- его руководитель;
- главбух или иное должностное лицо, на которое возложено ведение бухучета.
- учредители (участники, акционеры) аудируемого лица;
- его руководитель;
- главбух или иное должностное лицо, на которое возложено ведение бухучета.
Родственники здесь – это родители, братья, сестры, дети, супруги, родители супругов и дети супругов.
- договор страхования ответственности этой аудиторской фирмы/индивидуального аудитора, договор займа, кредитный договор, договор поручительства или выдала независимую гарантию аудиторской фирме/индивидуальному аудитору;
- договор займа, кредитный договор, договор поручительства с руководителем этой аудиторской фирмы/индивидуальным аудитором или выдала ему независимую гарантию;
- договор займа, кредитный договор, договор поручительства на условиях, существенно отличающихся от условий совершения аналогичных сделок, либо выдала независимую гарантию родственникам руководителя этой аудиторской фирмы/индивидуального аудитора, либо если указанные родственники – выгодоприобретатели по таким договорам.
Само собой, ограничения, обеспечивающие независимость аудитора, также не позволяют ему проверять свои «дочки», филиалы и представительства.
Ещё принцип независимости аудитора выражается в невозможности участвовать в проведении аудита (оказании иных аудиторских услуг), если он:
- учредитель (участник, акционер) аудируемого лица, его руководитель, главбух или иное должностное лицо, на которое возложено ведение бухучета;
- родственником учредителей (участников, акционеров) аудируемого лица, его руководителя, главбуха или иного должностного лица, на которое возложено ведение бухучета;
- работник аудиторской фирмы, которая участник аудиторской группы, аудируемым лицом которой выступает кредитная организация, с которой им заключен кредитный договор или договор поручительства на условиях, существенно отличающихся от условий совершения аналогичных сделок, либо получивший от этой кредитной организации независимую гарантию, либо с которой такой договор заключен родственником аудитора, либо если указанный родственник – выгодоприобретатель по такому договору;
- иные случаи, предусмотренные ФЗ и правилами независимости.
Для того, чтобы получить квалифицированное независимое мнение о достоверности своей бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация может привлекать к проверке этой отчетности специализированную аудиторскую организацию или индивидуального аудитора. Но в некоторых случаях проведение годового аудита – обязанность, а не право организации. О том, какие для обязательного аудита критерии действуют в 2018 году, расскажем в нашей консультации.
Общие критерии проведения обязательного аудита 2018
Основные критерии и субъекты обязательного аудита предусмотрены Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ . При этом для проведения обязательного аудита в критериях 2018 изменения не произошли. В общем случае организация обязана проводить годовой аудит бухгалтерской отчетности за 2018 год, если она удовлетворяет любому из условий, приведенных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ .
Так, критерием обязательного аудита являются:
- организация имеет организационно-правовую форму АО;
- ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
- организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
- объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за 2017 год превысил 400 миллионов рублей;
- сумма активов бухгалтерского баланса на 31.12.2017 превышает 60 миллионов рублей;
- организация представляет или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Таким образом, например, организационно-правовая форма АО обязывает организацию проводить обязательный аудит независимо от соответствия иным критериям, а для обязательного аудита ООО критерием может быть, к примеру, объем выручки или сумма активов.
Иные случаи обязательного аудита, установленные федеральными законами
Помимо основных критериев обязательного аудита, перечисленных выше, существуют условия, при которых организация обязана проводить аудит в силу требований федеральных законов.
Так, обязательный аудит обязаны проводить, в частности:
Аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, а потому представлять его в налоговую инспекцию вместе с годовой отчетностью не нужно (ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ , пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, Письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724 ).
А вот в Росстат заключение, полученное по результатам обязательного аудита, представить необходимо. Сделать это нужно вместе с годовой отчетностью. А если на момент сдачи такой отчетности в Росстат аудиторская проверка еще не завершена, то досдать аудиторское заключение в орган статистики нужно не позднее 10 рабочих дней, следующих за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ ).
Предоставление финансовой и бухгалтерской отчетности контролирующим органам регулируется на федеральном уровне. Несоблюдение законодательных норм влечет за собой соответствующее наказание. Рассмотрим, какие санкции предусмотрены за непроведение обязательного аудита.
Ежегодно Министерство Финансов определяет перечень организаций, которым надлежит осуществлять обязательную аудиторскую проверку.
Правила и порядок проведения такой проверки закреплены в ФЗ № 307 (от 13.12.08). Начиная с 2017 года она выполняется согласно международным стандартам. Законом определяется и основная цель ее осуществления – необходимость убедиться в достоверности представляемой бухгалтерской и финансовой отчетности.
Наличие двух из перечисленных признаков становится однозначной причиной для ее осуществления:
- Двухгодичная прибыль превысила сумму 800 млн. руб. (за основу берут два года, которые предшествуют отчетному периоду).
- Размер активов согласно балансу на конец каждого из двух лет (предшествовавших отчетному) составляет более 400 млн. руб.
- Количество работников предприятия превышало 100 человек (подсчет идет опять же за предыдущие года).
Но не все АО обязаны теперь делать аудит (начиная с 2018г). Он необходим только организациям, которые можно отнести к публичным и имеющим общественное значение.
Осуществлять проверку надлежит ежегодно. При этом специалисты рекомендуют при существенном объеме отчетности, разбить ее на несколько этапов и делать поочередно.
Для осуществления аудита необходимо провести небольшую подготовительную работу. Заключается она в разработке стратегии и определении графика будущей проверки. Фирма, осуществляющая аудит, должна вместе с клиентом составить план и сформировать группу, которая и будет проводить проверку.
Следующим шагом будет проверка первичной документации, устава предприятия, регистров бухучета и порядок осуществления учета организации. Все полученные сведения обрабатываются и соотносятся с нормами действующего законодательства. При обнаружении недочетов формируются рекомендации по их ликвидации.
Итогом проверки становится аудиторское заключение. Согласно правилам оно может быть двух типов:
- Модифицированное. Формируется, если проверка выявила серьезные неточности в представляемых финансовых отчетах, или аудиторы не имеют возможность получить доказательство того, такие неточности в них отсутствуют.
- Немодифицированное. Составляется, когда проверенная отчетность, соответствует всем законодательным нормам.
Завершающим этапом становится подача аудиторского заключения в Росстат. Вместе с ним должна быть представлена документация по бухучету, которая и подвергалась проверке.
Согласно законодательству за непроведение аудита как такового никакое наказание не предусмотрено. Связано оно только с процессом предоставления в Росстат аудиторского заключения. Если организация не успела уложиться в отведенные сроки, то наказание может быть следующим:
- От 3 до 5 тыс. руб. – штраф, налагаемый на всю организацию.
- От 300 до 500 руб. – штраф, предусмотренный для ответственного лица.
Если проведение обязательного аудита и приложение его к бухгалтерской отчетности за организацией закреплено законом, то невыполнение этих условий приравнивается к грубому нарушению. В таком случае размер штрафа для фирмы возрастает. Он будет составлять от 5 до 10 тыс. руб. Если нарушение повторится, то увеличится и штрафная санкция. Она будет равна уже 20 тыс. руб. Последствие для ответственного лица (чаще всего это – главный бухгалтер) будет еще серьезней. Ему запретят занимать профильные должности в течение 1 – 2 лет.
КоАП РФ (ст. 15.19) регламентирует необходимость для Акционерных Обществ раскрывать информацию о результат аудиторской проверки (т.е. представлять аудиторское заключение) не только в Росстат, но и на финансовых рынках, а также по запросу акционеров. Невыполнение такой обязанности влечет наказание:
- Штраф от 30 до 50 тыс. руб. на должностных лиц. При повторном нарушении – дисквалификация на срок до 2 лет.
- Штраф от 700 тыс. до 1 млн. руб. на организацию.
На 2018 г. все акционерные общества обязаны раскрыть информацию до 3 апреля.
При этом всегда необходимо учитывать, что наложение наказания не освобождает ответственное лицо от необходимости выполнить аудиторскую проверку и представить заключение по ней.
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.