Сегодня рассмотрим тему: "неналоговые платежи" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
Содержание
Государство всерьез принялось за наведение порядка в системе неналоговых платежей. В ближайших планах — унификация таких платежей, закрепление единых принципов их установления и взимания. Некоторые платежи будут отменены. Что касается появления новых и повышения ставок существующих, то в этом случае все станет более обосновано с экономической точки зрения.
14 августа 2017 года на официальном сайте правительства появилась информация о плане мероприятий по систематизации неналоговых платежей, который готовят Минфин и Минэкономразвития. Этот план актуализирует и вносит дополнения в план по систематизации и формированию единого перечня неналоговых платежей, утвержденный в октябре 2016 года. План предусматривает несколько важных мероприятий:
- введение моратория на введение новых видов неналоговых платежей до принятия федерального закона с общими требованиями к порядку исчисления платежей, их размерам и срокам действия;
- инвентаризацию уже существующих платежей;
- установление в Бюджетном кодексе положений о реестре государственных и муниципальных платежей;
- внесение в Регламент правительства изменений, предусматривающих включение в пакет материалов к проектам актов об установлении новых или изменении действующих платежей социально-экономических последствий принятия таких актов;
- разработку федерального закона, устанавливающего общие требования к порядку исчисления, размерам и срокам введения в действие неналоговых платежей;
- установление порядка и правил ведения реестра государственных и муниципальных платежей.
Предполагается, что все перечисленные меры в комплексе с усилением эффективности администрирования неналоговых платежей позволят минимизировать нагрузку на бизнес.
Поручение о моратории на новые неналоговые платежи было подписано Дмитрием Медведевым в конце января 2017 года. «Воздержаться от принятия и внесения в правительство» проектов актов, предусматривающих новые неналоговые платежи, министерства и ведомства должны до принятия федерального закона о порядке их введения, взимания и расчета.
Мораторий распространяется только на обязательные платежи, которые установлены не налоговым, а иным законодательством. К ним относятся: взносы в пенсионный и другие государственные внебюджетные фонды, сбор за регистрацию предприятия, корабельный сбор, патентные пошлины, сбор за регистрацию СМИ, экологические платежи и др.
Видео (кликните для воспроизведения). |
По данным различных экспертных источников, всего таких платежей в России насчитывается от 30 до более 50. Торгово-промышленная палата подсчитала, что объем неналоговых сборов приближается к 1% ВВП, что в сумме составляет более 800 млрд руб. в год. Неудивительно, что, глядя на эти цифры, специалисты указывают на проблему увеличения нагрузки на бизнес.
Чтобы защитить бизнес от роста налоговой нагрузки, чиновники предложили создать единый реестр неналоговых платежей. Эту идею одобрил сам президент в декабре 2015 года в рамках встречи с главой Торгово-промышленной палаты Сергеем Катыриным. Пока единый список неналоговых платежей в России не сформирован, платежи могут быть разными в зависимости от субъекта РФ и взиматься региональными властями. Для установления контроля за налоговой нагрузкой необходимо систематизировать платежи.
Что уже известно о создаваемом реестре неналоговых платежей? По информации чиновников, он будет разделен на четыре группы. Классификацией платежей по спискам занимается Минэкономразвития.
- Первая группа — неналоговый платеж, поступающий в бюджет и имеющий безвозмездный характер (экологический и утилизационный сборы, патентные пошлины, плата за негативное воздействие на окружающую среду).
- Вторая группа — платеж, имеющий характер услуги, поступающий в бюджетную систему или в федеральное бюджетное учреждение (плата за рассмотрение обязательной проектной документации с целью получения разрешения на сбросы отходов, за предоставление сведений о водном объекте, проведение обязательного энергетического исследования, затраты на проверку сортовых и посевных качеств семян).
- Третья группа — платежи, связанные с издержками предприятий и направленные на выполнение обязательных требований (бесплатное предоставление спецодежды работникам, затраты на исполнение требований к критически важным и потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).
- Четвертая группа — платежи, которые целесообразно исключить из перечня (плата за получение лицензии в сфере электросвязи на торгах, плата за парковку на автомобильных дорогах общего пользования, сбор за проход иностранных судов по внутренним водным путям).
Как предполагается, первые две группы неналоговых платежей как раз будут включены в соответствующий реестр, которым будет заниматься Минфин.
В первых числах сентября ведомство внесло в правительство законопроект о неналоговых платежах. К неналоговым платежам законопроект относит все платежи, которые не содержатся в законодательстве о налогах и сборах, таможенных сборах, страховых платежах и не определяются в ходе конкурсов или аукционов. По информации «Российской газеты», пока это «рамочный закон», который станет основой так называемого «кодекса неналоговых платежей». Согласно законопроекту, с 1 июля 2019 года платежи, которые не попали в реестр, можно будет не платить. После принятия документа Госдумой во втором чтении будет разработан проект закона, устанавливающий перечень обязательных платежей. Основная часть статей закона должна вступить в силу с 1 января 2018 года.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Каких нововведений стоит ожидать предпринимателям:
- Закрепление предельного размера для всех неналоговых платежей, что положительно скажется на деловом климате.
- Плательщики смогут воспользоваться бесплатными консультациями, получить справки по платежам.
- Плательщикам дадут право зачета переплаты в счет будущих платежей и даже их возврата.
- Введение обязательства четыре года хранить информацию обо всех неналоговых платежах.
Прежде всего Минфин предлагает установить четкий порядок изменения и ввода новых неналоговых платежей. Так, например, в законопроекте есть инициатива о том, что введение новых или изменение прежних платежей допускается не ранее 1 января 2018 года и не ранее шести месяцев после публикации законодательных изменений.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы узнавать обо всех самых важных изменениях, которые касаются бизнеса!
В 2018 году Минфин России ведёт активную работу над систематизацией так называемых неналоговых платежей, которые пока в Налоговом кодексе РФ отсутствуют. Предполагается, что итогом станет своего рода «Кодекс неналоговых платежей», который в виде отдельного ФЗ вольётся в НК РФ. Рассказываем, как будет законодательно урегулирован этот вопрос и о каких видах неналоговых платежей вообще можно вести речь.
Сегодня государство готово упорядочить систему неналоговых платежей и сборов:
- часть из них (преимущественно – неналоговые обязательные платежи) перенести в НК РФ;
- основную часть – привести к общему знаменателю в плане регулирования.
Общая цель создания системы неналоговых платежей в бюджет – сделать условия их взимания понятными и предсказуемыми, а часть сохранить в условиях работы конкурентного рынка.
В 2017 году Минфин разработал законопроект согласно тем решениям, которые были приняты на рабочей группе в Минэкономразвития с представителями бизнеса. Его внесли его в Правительство, но к нему был ряд замечаний, и проект вернули на доработку.
Основная проблема в том, что в него пытались включить все существующие неналоговые платежи предпринимателей, а они достаточно разнородны. Поэтому само определение неналогового платежа было очень сложное. Это могло привести к трудностям применения этого закона в дальнейшем.
Председатель Правительства Дмитрий Медведев дал дополнительное поручение проработать этот вопрос еще раз и рассмотреть возможность урегулирования некоторых платежей в рамках НК РФ для создания единых правил игры и систематизации таких платежей.
В итоге, судьба законопроекта о неналоговых платежах в 2018 года такова: в марте состоялось совещание у премьера, на котором принято решение разделить основные неналоговые платежи на 3 категории. По двум из них Минфин готовит проект закона о включении их в НК РФ.
- экологический сбор;
- плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Чтобы не было споров, какие отчисления к неналоговым платежам относятся (3-я группа), для определения их статуса была создана рабочая группа на уровне Правительства.
Подвижки есть: так называемый кодекс неналоговых платежей квазиналогового характера готов в виде поправок в НК РФ. Новая система должна полностью заработать уже с 2020 года.
Как известно, за нарушения НК РФ есть ответственность, в том числе уголовная. Поэтому будет переходный период (до 10 лет), в который ответственность за вновь введенные в рамках налогового законодательства неналоговые платежи будет мягче.
Всего на включение в НК РФ Минфин рассматривает 6 платежей, включая обязательные отчисления операторов связи. Отдельная тема – эта курортный сбор. Минфин полагает, что ему место тоже в Налоговом кодексе.
Известно, что изначально Минфин хотел создать отдельный реестр. И если какой-то платеж в него не включен, то платить его не надо. Хотя в целом чиновники не против него, позиция поменялась: если платёж включён в Налоговый кодекс, для него никакой реестр уже не нужен.
Минфин проработал большой перечень неналоговых платежей другого рода и выявил ряд тех, которые регулировать не нужно, потому что это фактически платежи за услуги, которые можно получить на рынке.
Такие рыночные услуги дополнительно регулировать не нужно. Если в этой сфере есть проблемы, то данный вопрос необходимо решать в рамках работы антимонопольной службы.
Он обязательный, но все условия и тарифы по нему устанавливает законодательство о естественных монополиях. То есть, по сути, вопрос уже урегулирован.
Существует также достаточно большой блок платежей, связанный с различными госэкспертизами, который требует дополнительного регулирования.
Поскольку это государственная экспертиза, она обязательна. Но государство делегировало право ее производить, например, какому-то бюджетному учреждению. Тогда в этом случае должны быть общие правила игры – когда может меняться этот платеж, как определять его размер.
Однако, исходя из классификации неналоговых платежей (см. выше), эти – не похожи на налоги и сборы. Их регулирование должно быть иным.
Сейчас они либо в законах, либо в постановлениях и других актах, которые устанавливают общие требования и методику расчета стоимости экспертиз.
Особенность этих платежей – отсутствие у них фиксированной стоимости. Методика её расчета обычно включает непосредственные затраты, которые необходимы для проведения соответствующей экспертизы. А установление фиксированной суммы привело бы к переплате одними и недоплате другими. И, как следствие, к падению качества этих экспертиз.
По сути, это должны быть рамочные требования, чтобы все понимали:
- откуда берется платеж;
- как определяется его размер;
- как он может меняться.
Ещё одна цель, чтобы не было больших различий между регионами: сейчас один и тот же платеж в разных регионах может называться и стоить по-разному, и это не всегда обоснованно.
Чиновники выступают за жёсткий механизм введения новых неналоговых платежей. В рамках вхождения ключевых неналоговых платежей в НК РФ по факту будет прекращена практика введения новых платежей, похожих на налоги, вне Кодекса.
Именно по этой причине Минфин за то, что туристический сбор, в каком бы виде он ни вводился, должен вводиться только через Налоговый кодекс.
Источник: интервью Директора Департамента доходов Минфина России Елены Лебединской.
Создается реестр неналоговых платежей. Что такое неналоговые платежи?
В реестр неналоговых платежей хотят включить экологический сбор, утилизационный сбор, плату с грузовиков массой более 12 тонн, за негативное воздействие на окружающую среду, за проведение госэкспертиз и т.д.
В реестр неналоговых платежей хотят включить экологический сбор, утилизационный сбор, плату с грузовиков массой более 12 тонн, за негативное воздействие на окружающую среду, за проведение госэкспертиз и т.д. Речь идет именно о сборах с бизнеса. Сборы и платежи с физических лиц на совещании в Минэкономразвития не обсуждались
На сегодня подобного реестра нет: платежи регулируются разными актами. Востребованность единого списка платежей подтверждена и государством, и бизнесом. Для бизнеса систематизация платежей упростит диалог с властями. Госорганам такой реестр упростит администрирование.
Минфин и Минэкономразвития едины во мнении, что реестр нужен, но подходы у ведомств разные.
Минэкономразвития и бизнес-сообщество склоняются к идее регулирования реестра неналоговых платежей отдельным законом.
Минфин настаивает лишь на внесении изменений в действующее законодательство. Например, на поправках в Налоговый кодекс.
Неналоговый платёж — это обязательный платёж, который не входит тем не менее в налоговую систему государства и установлен не налоговым, а иным законодательством. К неналоговым платежам относятся:
- взносы в пенсионный и другие государственные внебюджетные фонды,
- патентные пошлины,
- сбор за регистрацию предприятия,
- экологические платежи за загрязнение окружающей среды,
- сбор на воспроизводство, охрану и защиту лесов,
- платежи за выдачу лицензий, отчисления во внебюджетные отраслевые фонды,
- сбор за регистрацию средства массовой информации,
- плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам,
- обязательные отчисления предприятий, организаций и физических лиц для выполнения возложенных на пожарную охрану задач и т. д.
Все сборы с бизнеса предлагается разделить на три группы:
платежи, которые войдут в реестр неналоговых платежей;
платежи и требования, которые требуют дополнительного обсуждения (молоко за вредность — среди них);
платежи, которые предлагается в реестр не включать, а, возможно, даже отменить.
В первую группу планируют включить 24 платежа. Среди них экологический сбор, утилизационный сбор, система взимания платы с грузовиков массой более 12 тонн (система «Платон»), плата за негативное воздействие на окружающую среду, плата за проведение госэкспертиз, за предоставление сведений из регистров, патенты, плата за приобретение акцизных марок и т.д.
Во второй группе предусмотрены 23 платежа и требования к бизнесу, которые подлежат дополнительному обсуждению. Это обязательные для бизнеса услуги возмездного характера, которые оказывает государство напрямую или окологосударственные структуры. В ходе их анализа планируется выявить «навязанные» бизнесу услуги и проверить стоимость данных услуг на предмет их завышения.
В третью группу внесли 40 платежей, которые предлагается не учитывать в реестре. Это, например, портовые и таможенные сборы, страховые взносы банков в АСВ, плата за водопользование, плата за парковку, взносы на капремонт в многоквартирных домах, сборы за выдачу лицензий на ношение оружия, ОСАГО. Отдельные платежи из этой группы в ходе дальнейшего анализа могут быть видоизменены или отменены.
Напомним, что создать реестр неналоговых платежей поручил президент Владимир Путин по итогам большой пресс-конференции в конце декабря прошлого года.
Как сообщили в пресс-службе Минэкономразвития, «работа по определению порядка и правил ведения реестра неналоговых платежей в настоящий момент ведется в рамках в том числе разработки отдельного законодательного акта, регулирующего вопросы установления и взимания неналоговых платежей».
Вопрос 7: Другие обязательные государственные изъятия и платежи. Признак нормативно-отраслевого регулирования. Виды неналоговых платежей.
В области налогообложения существуют два подхода к решению проблемы юридической трактовки налога:
к налогам относят любые изъятия средств для формирования доходной части бюджета;
налог есть одна из форм фискальных платежей, отвечающая определенным требованиям.
Выбор одного из указанных способов зависит от особенностей национального законодательства.
В России существование отдельно налоговых и неналоговых платежей — реальность. Однако российское законодательство не всегда позволяло провести четкую грань между налогами и неналоговыми обязательными платежами. Так, до введения в 1999 г. первой части Налогового кодекса законодательство не признавало различий между налогами, сборами, пошлинами. Существовало следующее определение: «Под налогом (сбором, пошлиной) и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами». Тем самым трудно было понять отличие налогового платежа от неналогового платежа, а также связанные с этим обстоятельством юридические последствия для налогоплательщика.
В нашей стране в качестве юридического критерия отличия налога от неналогового платежа предложен признак нормативно-отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи — нормами других отраслей права. А законодательство предусматривает различие между налогами и сборами. Так, в первой части Налогового кодекса дается следующее определение:
«Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».
Используя рассмотренный выше юридический критерий разграничения, обязательные государственные изъятияв зависимости от метода мобилизации государственных доходов могут быть представлены таким образом.
Налоговые платежиявляются обязательными взносами в бюджет, которые непосредственно входят в налоговую систему государства либо установлены актом налогового законодательства. К ним относятся налог на прибыль организаций, НДС, акцизы, таможенная пошлина, налог на доходы физических лиц и др.
Неналоговые платежи включают в себя собственно неналоговые платежи (квазиналоги) и разовые изъятия.
Неналоговый платеж (квазиналог)— обязательный платеж, который не входит в налоговую систему государства; отношения по установлению и взиманию этих платежей в бюджеты и внебюджетные фонды регламентируются финансово-правовыми нормами. К подобным платежам относятся платежи за оказание различных услуг (сборы, пошлины), доходы от использования объектов государственной собственности, платежи за выдачу лицензий.
Разовые изъятия— платежи, взимаемые в особом порядке, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказаний (реквизиции, конфискации, штрафы).
Таким образом, разграничение понятий следующее. Обязанность по уплате налога возникает всегда при наличии объекта налогообложения. При этом налог устанавливается и вводится законом, его уплата носит принудительный характер, он уплачивается на основе безвозмездности; налог является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого назначения.
При уплате пошлины или сбора всегда присутствует специальная цель и специальные интересы. Взимаются пошлины и сборы только с тех, кто обращается в соответствующие органы по поводу оказания нужных ему услуг. В теоретическом плане цель взыскания пошлины (сбора) — лишь покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они уплачиваются: без убытка, но и без чистого дохода (к сожалению, на практике это наблюдается далеко не всегда).
Разновидностей неналоговых платежей достаточно много, их можно разделить на четыре группы.
Платежи за оказание различных услуг, т. е. плата государству за право пользования или право деятельности, а также за совершение действий государственными органами. Примерами таких платежей являются гербовый сбор и сбор за клеймение измерительных приборов.
Платежи от использования объектов федеральной собственности и собственности субъектов Федерации. По сути, это компенсационная плата за использование ресурсов (лесной доход, рыболовецкий сбор, плата за воду).
Платежи, носящие штрафной характер, т. е. плата государству за нарушение законодательства. К ним относятся, в частности, суммы от реализации конфискованного имущества, штрафы за нарушение финансового законодательства.
Поступления от продажи ценных бумаг, объектов федеральной собственности и собственности субъектов Федерации. Эти неналоговые платежи выступают в форме государственных займов, государственных краткосрочных обязательств и доходов от приватизации.
Таким образом, налогами следует считать принудительные сборы, взимаемые в пользу государства, поскольку они не являются уплатой за специальные услуги государственных органов. Это и отличает налог, как от пошлины, так и от государственных доходов частноправового характера.
Неналоговыми называют платежи, обязанность уплаты которых устанавливает не налоговое, а иное законодательство. Например, это взносы в Фонд соцстрахования, ФОМС и ПФР, различные сборы – экологический, корабельный и прочие.
Сейчас на Федеральную налоговую службу (ФНС) возложено бремя взимания не только налогов, но и неналоговых платежей, которые раньше взыскивали фонды и ведомства, напоминает общественный уполномоченный Александр Хуруджи. Устанавливаются эти сборы отдельными нормативными актами, а не НК, но, по сути, эти сборы – целевые налоги. Поэтому вполне обоснованно, если эти налоги будут устанавливаться одним федеральным законом – кодексом, считает Хуруджи.
Несколько лет назад все таможенные платежи были структурированы в Таможенном кодексе. Сбоев при реализации замысла не было, а таможенное администрирование стало более четким и понятным, приводит пример юрист CAF Group Валентин Островский.
В августе 2017 года правительство опубликовало план систематизации неналоговых платежей. Было предложение создать их единый реестр. В октябре президент Владимир Путин поручил разработать закон о единых правилах установления, исчисления и взимания неналоговых платежей. Всего в России, по данным бизнес-объединений, действует примерно полсотни таких платежей.
В 2017 году был установлен мораторий на введение неналоговых платежей, пока они не будут систематизированы. Однако запрет действует только на федеральном уровне, регионы по-прежнему могут устанавливать любые сборы, например, в сфере электроэнергетики. Отсутствие исчерпывающего перечня таких сборов не позволяет определить полную фискальную нагрузку на бизнес.
ФНС опубликовала проекты форматов для обмена информацией с иностранными юрисдикциями. Эти форматы с 2018 года банки будут использовать для отчетов перед ФНС о клиентах-нерезидентах со счетами свыше миллиона долларов у физлиц и 250 тысяч долларов у юрлиц. В свою очередь, ФНС будет получать аналогичную информацию о счетах российских резидентов за рубежом.
Сейчас в перечень участников автоматического обмена входят 60 государств и 13 территорий. В конце декабря 2017 года Россия активировала двусторонние соглашения с ними в рамках Соглашения компетентных органов от 29 октября 2014 года (CRS MCAA). Кроме того, ФНС будет участвовать в автоматическом обмене страновыми отчетами с данными о крупных международных группах компаний. О готовности вести такой обмен с Россией заявили 48 юрисдикций.
Все неналоговые платежи должны быть объединены в отдельном законе, считают Минфин и Минэкономразвития. Об этом РБК рассказали два источника в финансово-экономическом блоке правительства. Подобный закон уже был разработан Минфином совместно с Минэкономразвития и представлен в июле прошлого года. Однако в начале января премьер-министр Дмитрий Медведев поручил главам этих ведомств до 28 февраля представить предложения о возможности включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс (НК).
Поручение премьера — «относительно новый сюжет в дискуссии о неналоговых платежах, поэтому единая позиция правительства по нему пока не формировалась», сказал РБК член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. «В настоящее время Минфин и Минэкономразвития придерживаются взгляда о создании отдельного закона, и вероятно, что эта позиция может возобладать», — говорит он.
Во вторник, 23 января, на базе Экспертного совета, в который входят представители бизнеса, пройдет дискуссия с участием всех заинтересованных сторон, посвященная законодательному урегулированию неналоговых платежей. А на прошлой неделе на совещании у министра экономического развития Максима Орешкина была сформирована единая позиция Минэкономразвития и Минфина по созданию отдельного законопроекта, рассказал РБК один из участников совещания. Оба ведомства будут представлять премьер-министру доводы против внесения платежей в Налоговый кодекс, добавил он.
Идею включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс на Гайдаровском форуме 17 января поддержал глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. «Идея написать закон о неналоговых платежах сродни тому, чтобы установить 2 тыс. показателей по эффективности государственных программ, отчитаться о проделанной работе, но никак не решить проблему», — заявил он в ходе экспертной дискуссии «Налоговая система России: образ будущего».
Сейчас эти платежи формально находятся за пределами налоговой системы и регулируются отдельными нормативными актами. Таких платежей несколько десятков, они взимаются по различным правилам, администрируются различными ведомствами. «Такая практика делает бесконтрольным фискальное давление на бизнес и снижает прозрачность механизма сбора этих платежей», — считает Макаров.
Тем не менее в правительстве не хотят отказываться от первоначальной идеи создать для неналоговых платежей свой «кодекс», сообщил РБК источник в финансово-экономическом блоке. «Большинство таких платежей по своей природе налоговыми не являются. Здесь нужен отдельный закон. Иначе либо значительная часть неналоговых платежей не подпадет под регулирование, либо мы до неузнаваемости перекроим стройную конструкцию Налогового кодекса — по сути искусственно «пришив» к нему отдельный закон», — добавил другой собеседник.
Боязнь налоговых санкций
У каждого варианта есть свои плюсы и минусы, сказали РБК в Минэкономразвития. «Включение в Налоговый кодекс может максимально упорядочить все процедурные вопросы, в том числе ответственность за неуплату, но и распространит все предусмотренные документом меры ответственности», — сказал собеседник агентства. С другой стороны, есть и другие требования для бизнеса — платежи, имеющие неналоговую природу, которые не получится туда включить. У них иные получатели средств и система взимания, добавили в ведомстве.
Предпринимательское сообщество неоднозначно относится к идее включить неналоговые платежи в Налоговый кодекс, рассказал в беседе с РБК глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергей Катырин. «Дело в том, что в таком случае все превентивные и «карательные» меры, предусмотренные НК РФ, например уголовное преследование, приостановление операций по счетам, штрафы, пени и т.д., будут также распространены и на неналоговые платежи, чего ранее не было», — отметил он.
В ТПП опасаются, что налоговые органы попросту не имеют соответствующих ресурсов, чтобы дополнительно администрировать еще и неналоговые платежи. Узнать позицию Федеральной налоговой службы не удалось: в ведомстве рекомендовали обратиться в Минфин. Сам Минфин не ответил на запрос РБК. Вопросы ресурсов и администрирования данных платежей будут зависеть от итогового решения правительства, добавили в Минэкономразвития.
«Включение неналоговых платежей в Налоговый кодекс ставит вопрос, какое ведомство будет их обслуживать, так как в настоящее время все платежи в НК администрируются налоговыми органами», — рассуждает руководитель практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александр Овеснов. Сейчас неналоговые платежи администрируются другими ведомствами, и неясно, готовы ли они работать по правилам НК, подразумевающим определенные нормы контроля, вычисления и обжалования, отмечает юрист.
Партнер PwC Legal Раиса Алексахина считает правильным включение неналоговых платежей в НК, но лишь в долгосрочной перспективе. «Сама идея унификации любых сборов правильная, но сразу включить их в Налоговый кодекс, скорее всего, не получится. Не все госорганы будут готовы жить по принципам налогового законодательства, которые будут также на них распространяться. На мой взгляд, любые неналоговые платежи, взимаемые государственными органами, местными органами власти или уполномоченными ими лицами, которые имеют принципы обязательности, должны быть в НК, это дает больше гарантий для бизнеса. В связи с этим перечень будет, скорее всего, промежуточным решением», — сказала она.
«Любые платежи, которые имеют признаки обязательных платежей за совершение в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий или за осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности на определенной территории, должны подчиняться правилам НК. Если их закрепить в НК, то плательщикам будут понятны права и обязанности», — рассуждает она.
Зачем нужен свой реестр
Отдельный законопроект «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», представленный минувшим летом, предполагает объединение всех платежей и включение их в специальный перечень. В настоящее время к таким платежам относятся сбор за регистрацию бизнеса, плата за проезд по федеральным трассам «Платон», курортный сбор, сбор за регистрацию СМИ, патентные пошлины, различные штрафы и т.д. Взносы в Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд формально являются неналоговыми платежами, но уже включены в НК отдельной главой, поэтому их вряд ли включат в новый реестр.
Сейчас в России действует более 30 видов платежей федерального уровня, а с учетом региональных их число достигает 50. В 2015 году совокупный размер таких платежей приближался к 700 млрд руб., сейчас цифра уже существенно превышает 1 трлн руб., говорят в ТПП. Как писал Минфин в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, в 2016 году неналоговая нагрузка на экономику достигла 0,74% ВВП при общей фискальной нагрузке 29,95%.
Законопроект Минфина направлен на то, чтобы сделать систему введения и взимания с бизнеса неналоговых платежей понятной и прозрачной. Он определяет понятие обязательных платежей, а также регламентирует введение новых или изменение уже действующих. Согласно нынешней редакции документа, перечни обязательных платежей, установленных на федеральном, региональном и местном уровнях, должны быть утверждены до 1 января 2019 года. Все реестры с информацией о порядке их исчисления, размерах и сроках уплаты будут размещены в интернете.
В ТПП отмечают, что законопроект в таком виде допускает установление неналоговых платежей законами субъектов РФ и муниципальными актами. По мнению Катырина, неналоговые платежи должны устанавливаться исключительно федеральными законами, которые также должны определять базовые параметры и предельные размеры платежей. «А регионы и муниципалитеты в пределах, установленных этими федеральными законами, будут решать, вводить соответствующий платеж или нет», — говорит он.
В РСПП тоже выступают за отдельный закон о неналоговых платежах. Как отметил глава деловой организации Александр Шохин на Гайдаровском форуме, сейчас они не контролируются ни Счетной палатой, ни министерствами.
Проект федерального закона пока обсуждался лишь в правительстве и будет внесен в Госдуму в весеннюю сессию. Изначально представить закон на рассмотрение парламента планировалось осенью, говорил министр финансов Антон Силуанов. При подготовке госбюджета на 2018–2020 годы бизнес жаловался на рост неналоговых платежей. Президент Владимир Путин в декабре пообещал ограничить рост неналоговой нагрузки.
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.