Показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2019 – 2020 год

Сегодня рассмотрим тему: "показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2019 - 2020 год" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.

Показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2017 год

Так называемая Концепция системы планирования выездных налоговых проверок утверждена приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333. Она позволяет понять, насколько ваш бизнес рискует попасть под выездную ревизию налоговиков. Один из основных критериев при этом – налоговая нагрузка по видам экономической деятельности. В середине мая 2018 года Налоговая служба России опубликовала обновлённые показатели налоговой нагрузки по виду экономической деятельности за 2017 год. Приводим их полный перечень в данном обзоре (можно скачать), чтобы каждая фирма (ИП) могла сравнить их со своим значением.

Традиционно показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности закреплены Приложением № 3 к упомянутому приказу. Теперь уже – за 2017 год (ФНС обновляет их ежегодно). В документе речь идёт об укрупненных направлениях деятельности согласно классификатору ОКВЭД-2. Ищите тот который наиболее соответствует вашей сфере.

Изображение - Показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2019 - 2020 год proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Ff-buhguru-maj-2018-veb-fns-opublikovala-pokazatel

Отметим, что коэффициенты налоговой нагрузки по видам экономической деятельности в Концепции выездных проверок ФНС всегда представлены в табличном виде. И их 2 вида:

  • просто налоговая нагрузка;
  • и для справки – фискальная нагрузка по страховым взносам.

Обращаем внимание, что значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2017 год показаны в процентах.

Изображение - Показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2019 - 2020 год proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-special-textboxes%2Fthemes%2Fstb-dark%2Finfo

Далее вашему вниманию представлен полный официальный перечень показателей налоговой нагрузки по видам экномической деятельности на 2018 год за период 2017 год.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2019 году: расчет

Выездная проверка ФНС – не самая приятная процедура, в первую очередь для плательщиков. Одним из главных критериев для её проведения является нагрузка по налогу, на которую ориентируются налоговики, чтобы сделать вывод о необходимости контроля. Как рассчитывается и какова налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2019 году можно узнать из этой статьи.

Налоговая нагрузка – это средний отраслевой коэффициент для оценки финансовой стабильности компании. Она бывает двух видов и может выражаться как:

  • Абсолютная величина, которая является обременением из-за уплаты налогов на прибыль.
  • Относительная величина, исчисляемая в процентах, и отражающая, сколько из выручки компания выделит на налоговые платежи долги по ним.
Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Для того чтобы оценить платёжеспособность какого-либо юридического лица, необходимо провести исследование и использовать около 80 разнообразных признаков. Но среднеотраслевая налоговая нагрузка является одним из основных видов, поэтому на неё стоит обратить особое внимание.

Важно, чтобы нагрузка была меньше допустимого значения, потому что чем она больше, тем ниже рентабельность проверяемой компании. Информация для помощи налоговикам, на которую стоит ориентироваться и владельцам организаций, выдаётся ФНС. Она находится в отчетах в виде таблиц со среднеотраслевыми коэффициентами, разделенными по видам деятельности, на сайте.

Экономический уровень окажет влияние на базу, которая будет использована в расчётах. А также при изучении параметров налоговой нагрузки смотрят на эффективную налоговую ставку.

Ранее было сказано, что расчет налоговой нагрузки зависит от видов экономических уровней. Среди них:

  • Макроэкономика, опирающаяся на изучение государственной экономики в глобальном значении.
  • Мезоэкономика — анализирует более мелкие подсистемы, будь то территориальные или отраслевые.
  • Микроэкономика, занимающаяся работой с отдельными единицами — от предприятий до физических лиц.

Тогда налоговая нагрузка будет представлять собой данные для:

  1. Исследования экономики страны и составления прогноза. Государственные структуры, в первую очередь Министерство Финансов, могут на основе полученной информации планировать работу на будущее.
  2. Оценки необходимости улучшений в налоговой системе и внесении предложений на эту тему в правительство.
  3. Планирования проверок.
  4. Оценки рисков в финансово-кредитных организациях.
  5. Анализа результатов работы и прогнозирования её развития – важно всем налогоплательщикам для снижения риска проверок.

Последним особенно необходимо обращать внимание на эти показатели, потому что вовремя обнаруженные и исправленные недочеты, а также анализ ситуации целиком, помогут плательщикам:

  • Оптимизировать свою работу в существующей системе налогообложения, чтобы суммы выплат снизились.
  • Выбрать другую при возможности.

Федеральная Налоговая служба гарантирует, что если параметры компания будет держать в норме, то это поможет ей:

  • Избежать включения в план контроля.
  • Получить послабления и содействие при решении мелких вопросов, связанных с их службой.

Чтобы разобраться с налоговой нагрузкой, помимо расчётов не будет лишним ознакомиться с нормативно-правовыми актами, связанными с этой тематикой:

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).
  1. Приказ ФНС России о концепции, по которой происходит планирование проверок. Чтобы ежегодно оценивать свою налоговую нагрузку правильно, до 5 мая на сайте ФНС выкладываются показатели по отраслям.
  2. Письмо ФНС о том, как работает комиссия, которая оценивает верность расчетов, здесь же и формулы.
  3. В этом приказе есть перечень всех признаков, на основе оценки которых оценивается необходимость проверки. Помимо налоговой нагрузки основных ещё 11, на них обращают особое внимание. А здесь и здесь – прямые значения и сравнительные показатели, которые также пригодятся в оценке. Последние особенно важны для ИП.
Читайте так же:  Способы и порядок исправления бухгалтерских документов

А также можно воспользоваться калькуляторами онлайн для расчета налоговой нагрузки, к примеру, этим или этим. Однако лучше научиться пользоваться формулой, чтобы перепроверять вычисления при любой необходимости и на случай, если калькулятор окажется не эффективным.

Число в результате расчетов не должно оказаться меньше, чем установленный коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности. За 2017 год они таковы:

Если направление деятельности у плательщика связано с описанными выше тематиками не напрямую, а косвенно, то для подобных случаев также есть средние данные по видам для контроля:

  • Всё, что связано с сельским и лесным хозяйством, охотой и рыбной ловлей — 4,3%.
  • Разработка месторождений — 36,7%.
  • Также добыча, только ископаемых для топлива или энергии — 45,4%.
  • Обработка чего-либо — 8,2%.
  • Компании, деятельность которых сопряжена с изготовлением электроники, компьютеров, фотоаппаратов и т. д. — 12,5%.
  • Всё, связанное с кондиционированием воздуха, а также обеспечением газом, водой, электричеством — 6,8%.
  • Снабжение водой и её отведение, любая утилизация отходов, чистка — 8,4%.
  • Торговля, ремонт авто и мототранспорта — 3,2%.
  • Хранение и транспортировка товара — 6,8%.
  • Гостиницы и общепит — 9,5%.
  • Всё, связанное со связью и передачей информации — 16,4%.

В случае когда и такая классификация не помогает, используется ещё одно значение. Оно меняется вместе с прочими и относится ко всем остальным отраслям, не упоминаемым в таблице. Для 2017 этот показатель составил 10,8%.

Для 2018 коэффициенты появятся до 5 мая 2019. А также в ежегодном документе есть справки о том, что изменилось с прошлого года, а также данные для контроля фискальной нагрузки по страховым взносам. Таблицы обычно находятся на сайте ФНС, но их можно скачать и по ссылке.

Чтобы правильно проанализировать данные о финансовой стабильности в своей организации в 2019, необходимо также обращать внимание на такие моменты:

  1. Показатели для производства считаются низкими от 3% и меньше, а для юридических лиц из сферы торговли — от 1% и меньше.
  2. Величина доли вычетов по НДС в налоге из базы не должна оказаться выше 89%. Рассчитывается это значение как результат деления вычетов по НДС на начисления по НДС, помноженный на 100%.
  3. Проанализировать нужно отраслевые коэффициенты не только за 2017 год, но и их динамику с 2014, потому что налоговая может назначить проверку из-за слишком сильных отклонений. При расчетах за 2018 нужно будет учитывать и страховые взносы тоже.

Если недочеты найдёт сам плательщик, ему важно тщательно изучить, нет ли в документах ошибок и подготовить для ИФНС аргументацию получившихся значений нагрузки. К примеру:

  • Подтвердить погрешность в кодировке.
  • Представить доказательства трудностей с реализацией продукции или её изготовлением.
  • Инвестирование.
  • Создание отложенного товара в запас.
  • Экспорт.
  • Повышение цен поставщиками, из-за чего возросла стоимость производства и т. д.

Налоговая нагрузка – это основной индекс для анализа работы всех организаций, поэтому к нему стоит относиться с особой внимательностью, контролируя и сверяя с необходимыми нормами. Рассчитать налоговую нагрузку нетрудно, и это стоит того, чтобы исключить вероятность выездной налоговой проверки, которая может парализовать нормальную работу компании на продолжительное время.

Налоговая нагрузка по отраслям на 2019 год таблица

Кроме того, его обычно сравнивают с коэффициентом кредиторской задолженности. В таблице 27 — 4 представлены наиболее важные среднеотраслевые коэффициенты. Это дает вам общее представление о различиях между отраслями.

Принимая это во внимание, на основе отчетных данных по действующим предприятиям

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2019 году, Проблемы с кредитами, Проблемы с кредитами?

Скорее всего, уже в следующем году налоговики включат взносы в расчет, так как теперь они сами администрируют эти платежи и у них появятся данные за текущий год. Поэтому компании при подготовке отчетности за 1 квартал 2019 года будут определять налоговую нагрузку, включающую взносы.

Изображение - Показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2019 - 2020 год proxy?url=http%3A%2F%2Fadvokatssr.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-special-textboxes%2Fthemes%2Fstb-metro%2Fwarning

среднее значение для каждой отрасли (п. 1 критериев оценки рисков проверки, утв. приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/).

Если уровень нагрузки в организации ниже, чем в среднем по отрасли, это может вызвать подозрение и организацию включат в план выездных проверок (п. 1 разд. 4 концепции планирования проверок, утв.

приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/, письмо Минфина от 23.06.2016 № 03-02-08/36472)

Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС. Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Читайте так же:  Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе.

Изображение - Показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2019 - 2020 год proxy?url=http%3A%2F%2Fadvokatssr.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-special-textboxes%2Fthemes%2Fstb-metro%2Falert

Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты: Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;

Уровень налоговой нагрузки = сумма ваших налогов за год / выручка * 100 % Налоговую нагрузку полезно считать на разных уровнях экономики:

  1. по типам отраслей;
  2. по группам предприятий, имеющих аналогичный с вами вид деятельности;
  3. на одного человека.
  4. для государства или регионов;
  5. по конкретным хозсубъектам;

В зависимости от уровня может меняться база расчётов: это может быть выручка с НДС или без него, доходы предприятия, затраты или прибыль, плановый доход/прибыль. зависит от типа экономической деятельности компании: для каждого типа индивидуально на уровне законов определено конкретное среднее значение.

Может так получиться, что показатель КНН вашей компании ниже, чем средний по всей отрасли. Это не всегда хорошо: к вам могут нагрянуть налоговики.

«Ниже среднего» означает, что существует вполне реальная возможность того, что вы платите налогов меньше других игроков отрасли.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2019 году

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности за 2017 год Приложение № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/[email protected] Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2017 году* Справочно: Налоговая нагрузка рассчитана как отношение суммы налогов и сборов по данным официальной статистической отчетности ФНС России к обороту организаций по данным Росстата, умноженное на 100% Вид экономической деятельности

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности (по отраслям)

указан признак: «Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).» ФНС РФ использует данные по налоговой нагрузке следуюшим образом — сравнивает налоговую нагрузку конкретного налогоплательщика с налоговой нагрузкой той отрасли, в которой этот налогоплательщик осуществляет свою деятельность.

Если налоговая нагрузка конкретного налогоплательщика существенно ниже отраслевой, то налоговый орган «присматривается» к такому налогоплательщику.

Изображение - Показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2019 - 2020 год proxy?url=http%3A%2F%2Fadvokatssr.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-special-textboxes%2Fthemes%2Fstb-metro%2Finfo

Расчет налоговой нагрузки по видам экономической деятельности в России в 2019 году

Они могут формироваться представителями ФНС на базе информации из отчетности, которую предоставляют сами юридические лица. Вся необходимая информация по налоговой нагрузке в компании расположена по адресу www.nalog.ru — по отдельным сегментам экономической деятельности.

По состоянию на 2019-2017 годы данные показатели были следующими.

Для оптовой торговли изделий: На 2019 12,7% На 2017 9,6% Для розничной торговли: На 2019 2,9% На 2017 3,5% В ситуации со строительной сферой: На 2019 5,5% На 2017 5,7% Необходимо обращать внимание на то, что на основании отклонений от установленных средних значений осуществляется оценка рентабельности конкретного производства компаний, осуществляющих занятость в конкретном экономическом сегменте.

Но все разделяются только на три группы.

Изображение - Показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2019 - 2020 год proxy?url=http%3A%2F%2Fadvokatssr.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-special-textboxes%2Fthemes%2Fstb-metro%2Fwarning

Изображение - Показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2019 - 2020 год proxy?url=http%3A%2F%2Fadvokatssr.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-special-textboxes%2Fthemes%2Fstb-metro%2Falert

Только так можно своевременно обнаружить пути снижения налогового бремени.У каждого предпринимателя при расчете налогового гнета имеется одна цель — достичь критического показателя этой величины.

По достижении своей цели законно снижаются их налоговые обязательства. Таким образом, во время анализирования бремени предприниматель решает, какие инструменты применить для облегчения бремени.Изменениями характеризуются несколько видов налогового гнета в 2019 году.

Эти данные можно также увидеть на сайте ФНС ().

До 25.07.2017 – письмо ФНС России

«О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы»

от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, содержавшее формулы расчета налоговой нагрузки применительно к некоторым конкретным налогам и отдельным видам налоговых режимов.

Его действие отменялось поэтапно (письмами ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/[email protected] и от 25.07.2017 № С 25.07.2017 – письмо ФНС России

«О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам»

от 25.07.2017 № ЕД-4-15/[email protected], регламентирующее порядок работы соответствующих комиссий, проводящих в ходе этой работы анализ динамики тех показателей хоздеятельности налогоплательщиков, от которой зависит уровень их налоговой нагрузки.

Смотрите наши видеоролики по расчету налоговой нагрузки:

Какие документы определяют понятие налоговой нагрузки

Основными документами, дающими определение понятия «налоговая нагрузка» применительно к взаимоотношениям между налогоплательщиком и налоговыми органами, являются:

Уже из самих названий этих документов вытекает высокая значимость рассматриваемого показателя не только для ИФНС, но и для налогоплательщиков. В приказе № ММ-3-06/333@ в перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая нагрузка стоит на 1-м месте, а в письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ ей не только отводится значительная часть текста, но и приведены те ее значения (письмо № АС-4-2/12722) или сравнительные показатели (письмо № ЕД-4-15/14490@), которые могут стать причиной пристального внимания к деятельности юрлица или ИП.

Читайте так же:  Сроки уплаты ндфл в 2019 - 2020 году таблица

Исходя из формул расчета, приведенных в вышеуказанных документах, налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (Москва, «ИНФРА-М», 2011 год) придает 2 значения, определяя его как:

  • степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей, т.е. как относительную величину;
  • обременение, возникающее вследствие обязанности платить налоги, т.е. как абсолютную величину.

1-е из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа, и оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в вышеперечисленных документах ФНС России. Таким образом, налоговая нагрузка — это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.

Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:

  • для государства в целом или по его регионам;
  • по отраслям хозяйства страны или регионов;
  • по группе сходных предприятий;
  • по отдельным хозяйствующим субъектам;
  • на конкретного человека.

В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:

  • выручка (с НДС или без него);
  • доходы;
  • источник уплаты налога (прибыль или затраты);
  • вновь созданная стоимость;
  • ожидаемый доход или планируемая прибыль.

Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в налоговой базе по этому налогу. В письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ это понятие определяется как налоговая нагрузка по соответствующему налогу.

Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:

  • анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране или ее регионе — для Минфина России, госструктур, отвечающих за экономические вопросы в РФ и субъектах РФ;
  • планирования проверочных налоговых мероприятий и совершенствования системы налогового контроля — для Минфина России, ФНС России, ИФНС;
  • анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности — непосредственно для налогоплательщиков.

К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/333@, обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:

  • высокую вероятность невключения в план выездных проверок;
  • максимально возможное благоприятствование при взаимодействии.

Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.

Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:

  • привести к снижению налогового бремени;
  • помочь в выборе иного режима налогообложения или вида деятельности;
  • спрогнозировать результаты работы на перспективу.

Сравнительную характеристику наиболее распространенных систем налогообложения смотрите в материале «Виды систем налогообложения: УСН, ЕНВД или ОСНО».

Все вышеуказанные документы содержат формулы расчета налоговой нагрузки:

  • приказ № ММ-3-06/333@ — одну, применяемую для определения совокупной налоговой нагрузки;
  • письма № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ — несколько формул для расчета нагрузки по конкретным налогам и видам режимов.

В приказе № ММ-3-06/333@ приводится следующее определение: совокупная налоговая нагрузка — это отношение суммы начисленных по данным деклараций налогов к выручке, определенной по данным Госкомстата (т.е. по данным отчета о прибылях и убытках, без НДС). В примечаниях к таблице приложения отмечено, что в сумму налогов входит НДФЛ, но не включены взносы на ОПС. При этом в письме от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@ ФНС России поясняет, что в расчете не участвуют взносы во все внебюджетные фонды, поскольку они не входят в перечень налогов, регламентируемых НК РФ. Каких-либо изменений в методике расчета налоговой нагрузки в связи с тем, что с 2017 года порядок уплаты страховых взносов регламентируется НК РФ, с началом 2017 года не произошло.

Письмо № АС-4-2/12722 содержит следующие принципы расчета нагрузки:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где: ННп — налоговая нагрузка по налогу на прибыль;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации;

Др — доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;

Двн — внереализационный доход, определенный по данным декларации по прибыли.

ННндс = Нндс / НБрф,

где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБрф — налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ).

ННндс = Нндс / НБобщ,

где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБобщ — налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт).

ННндфл = Нндфл / Дндфл,

где: ННндфл — налоговая нагрузка по НДФЛ;

Нндфл — НДФЛ, начисленный к уплате по декларации;

Дндфл — доход по декларации 3-НДФЛ.

ННусн = Нусн / Дусн,

Читайте так же:  Единовременная выплата к пенсии в январе 2019 - 2020 года

где: ННусн — налоговая нагрузка по УСН;

Нусн — УСН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Дусн — доход по УСН-декларации.

ННесхн = Несхн / Десхн,

где: ННесхн — налоговая нагрузка по ЕСХН;

Несхн — ЕСХН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Десхн — доход по ЕСХН-декларации.

ННосно = (Нндс + Нп) / В,

где: ННосно — налоговая нагрузка по ОСНО;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации по НДС;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации по прибыли;

В — выручка, определенная по отчету о прибылях и убытках (т. е. без НДС).

К формулам расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО есть примечание, что в случае, если налогоплательщик также платит иные налоги (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы), то начисления по этим налогам учитываются в расчете. НДФЛ в этом перечне отсутствует, а значит, в отличие от формулы, определенной для расчета совокупной налоговой нагрузки, не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.

В письме № ЕД-4-15/14490@ в сравнении с текстом письма № АС-4-2/12722 отсутствуют первые 3 формулы (расчет по налогу на прибыль и 2 расчета по НДС). Остальные формулы расчета в этих письмах идентичны и имеют аналогичное по содержанию примечание об учете в расчетах сумм иных налогов, если такие налогоплательщиком уплачиваются.

Из анализа формул, относящихся к НДС, можно сделать вывод, что в расчете не учитывается НДС налогового агента, который по правилам заполнения декларации по этому налогу не входит в итоговую сумму, начисленную к уплате.

Цифра, рассчитанная по любой из формул, определяется в процентах, т.е. путем умножения на 100.

Все вышеприведенные формулы абсолютно разные, но все они отвечают экономическому смыслу показателя налоговой нагрузки и имеют право на существование.

Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2018-2019 годах.

Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:

  • Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.

С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте здесь.

  • Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1% (письмо № АС-4-2/12722).
  • Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89% (письмо № АС-4-2/12722).
  • Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.

При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:

  • неверно определенный код вида деятельности;
  • временные проблемы с реализацией;
  • увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
  • осуществление инвестиций;
  • создание запаса товара;
  • наличие экспортных операций.

О том, каким может быть текст записки, представляемой в ответ на запрос ИФНС о пояснениях, читайте в материале «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».

Налоговая нагрузка – показатель, имеющий достаточно важное значение не только для налоговых органов (для них он играет не последнюю роль при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки), но и для самого налогоплательщика. Последний анализ этого показателя дает возможность сделать выбор в пользу применения той или иной системы налогообложения и оценить риски пристального внимания ИФНС к данным подаваемой отчетности. Формул расчета налоговой нагрузки существует несколько, но для целей налогового анализа наиболее часто из них применяется соотношение, представляющее собой долю начисленного к уплате налога (налогов) к величине полученного за соответствующий период дохода.

Коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности

Налоговая нагрузка – это показатель, рассчитываемый как отношение суммы налогов, уплаченных налогоплательщиком, к сумме его выручки по бухгалтерской отчетности, умноженное на 100%. Каждая организация может рассчитать его самостоятельно по формуле:

Изображение - Показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2019 - 2020 год proxy?url=https%3A%2F%2Fglavkniga.ru%2Fforms%2Fkonsultation%2F23_01_94_formula1

Налоговики в свою очередь определяют коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности, т. е. некое среднее значение для каждой отрасли (п. 1 Общедоступных критериев оценки рисков ВНП, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ ). И если получается, что уровень нагрузки в конкретной организации ниже, чем среднеотраслевой показатель, это может стать основанием для включения компании в план выездных проверок (п. 1 разд. 4 Концепции системы планирования ВНП, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ , Письмо Минфина России от 23.06.2016 N 03-02-08/36472 ). Ведь это значит, что организация платит меньше налогов (их доля составляет меньшую часть ее выручки), чем другие компании, работающие в той же сфере. Что вызывает у контролирующих органов определенные подозрения.

Читайте так же:  Предельная выручка при усн в 2019 - 2020 году

Как видно из формулы, страховые взносы в сумму уплаченных налогов за год не включаются (Письмо ФНС России от 22.03.2013 N ЕД-3-3/1026@ ).

Значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности находятся в свободном доступе. ФНС публикует их по окончании каждого года на своем сайте не позднее 5 мая следующего года (п. 6 Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ ). На данный момент в документе содержатся данные за период с 2006 по 2015 гг. И разброс значений по отраслям достаточно большой: за 2015 год – от 1,4% до 41,5%.

Показатели налоговой нагрузки по конкретным налогам

Низкий уровень нагрузки по конкретному налогу (налогу на прибыль, налогу при УСН и т.д.) может стать поводом для отбора налогоплательщика в список тех, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии. Так, нагрузка по налогу на прибыль определяется по данным декларации по налогу на прибыль как отношение исчисленного налога к сумме выручки и внереализационных доходов, умноженное на 100%. Если полученное значение составляет менее 3% (а для торговых организаций – менее 1%), то уровень нагрузки считается низким. И значит, компания попадет в «комиссионный» список.

Налоговая нагрузка по НДС определяется по-другому: как отношение суммы вычетов по НДС за 4 предыдущих квартала к сумме начисленного НДС за тот же период, умноженное на 100%. Здесь низкой признается нагрузка при значении показателя 89% или более (Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722 ).

Налоговая нагрузка по видам деятельности: к нам едет ФНС

Фискальные платежи — это основная доходная составляющая государственного бюджета. То есть от суммы собранных налогов, сборов, пошлин и иных платежей зависит благосостояние страны в целом. Следовательно, снижение фискальных поступлений в бюджеты отрицательно сказывается на российской экономике. Чтобы исключить неблагоприятные обстоятельства, налоговики занимаются планированием. То есть представители ФНС устанавливают определенный минимум по уплате фискальных платежей в бюджеты. Исходя из данного экономического показателя, для всех налогоплательщиков устанавливается налоговая нагрузка по видам экономической деятельности.

Иными словами, чиновники регламентируют минимальный лимит, сколько должен уплатить налогов в бюджет конкретный хозяйствующий субъект в зависимости от вида осуществляемой деятельности, объемов производства, масштабов компании, размера штатной численности и прочих критериев.

Если компания не выполнила установок ФНС, то есть заплатила меньше налогов, чем нужно, такая ситуация не останется без внимания. Инспекторы пригласят руководителя на беседу, если отклонения незначительны. А вот при существенных недоплатах, будет инициирована выездная проверка.

Отметим, что речь идет о снижении сумм налоговых отчислений. Например, в компании существенно снизился налог на прибыль (снизилась налогооблагаемая база). Недоимки и задолженности к данной теме относить не следует.

Для определения минимального значения фискальной нагрузки применяется специальная формула:

Изображение - Показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2019 - 2020 год proxy?url=http%3A%2F%2Fppt.ru%2Ffls%2F13901%2Fformula

Если полученный коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности ниже утвержденных значений, жди проверку ФНС.

Утвержденные значения регламентированы в отдельных приказах ФНС. Отметим, что налоговики систематически корректируют показатели налоговой нагрузки. Последние действующие показатели были закреплены в Приложении № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/ [email protected] .

С 2016 года были отмечены повышения среднеотраслевой налоговой нагрузки по некоторым ВЭД. Например, в деятельности по добыче полезных ископаемых значение было увеличено с 11,9 % до 18,9 %.

Изображение - Показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2019 - 2020 год proxy?url=http%3A%2F%2Fppt.ru%2Ffls%2F13901%2Fris

Конечно, снижение показателя налогового обременения субъектов — не единственный критерий, по которому может быть инициирована внеплановая ревизия ИФНС. Всего этих критериев 12 — «волшебная дюжина», и особенности ее применения закреплены в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/ [email protected] .

Все критерии «волшебной дюжины» значительны, однако уровень фискальной нагрузки и уровень рентабельности (критерий № 11) налоговики выделяют отдельно. Так, при снижении уровня рентабельности по данным бухгалтерской отчетности более чем на 10 % вызовет особый интерес инспекции.

Отметим, что представители фискальной службы контролируют показатели рентабельности продаж и активов также по видам экономической деятельности. Порядок исчисления данного критерия представлен в Приказе № ММ-3-06/[email protected] Значения коэффициента для сравнения представлены в Приложении № 4 данного приказа ФНС.

Помимо расчетных коэффициентов, налоговиков могут заинтересовать налогоплательщики, которые заявляют большие вычеты по налогу на добавленную стоимость. Руководителя такого субъекта как минимум пригласят для беседы в ИФНС, но могут и не приглашать, а приехать с проверкой.

Изображение - Показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2019 - 2020 год 23423424
Автор статьи: Филипп Соловьев

Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.3 проголосовавших: 272

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here