Налоговики могут направлять требование о даче пояснений до составления акта проверки

Сегодня рассмотрим тему: "налоговики могут направлять требование о даче пояснений до составления акта проверки" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.

Содержание

  • Налоговики могут направлять требование о даче пояснений до составления акта проверки

    В письме от 21.02.2018 № СА-4-9/3514 ФНС России высказалась о привлечении плательщиков к ответственности в случае сдачи уточненной декларации после направления требования о представлении пояснений о выявленных ошибках, противоречиях, несоответствиях.

    По мнению чиновников, направление в такого требования до составления акта налоговой проверки не означает обнаружение проверяющими:

    • неотражения или неполноценного отражения данных в отчётности;
    • критических ошибок, занижающих налог к уплате.
    Нет видео.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    ФНС заверяет, что ответственности нет, если “уточненка” подана после направления указанного требования о представлении пояснений. Но нужно соблюсти обязательное условие: до сдачи этой декларации перечислить в казну недостающую сумму налога и соответствующие пени. В данном случае правонарушения нет.

    Пояснения в рамках камеральной проверки: что могут требовать налоговики

    С 2014 года вступили в силу новые правила проведения камеральных проверок (см. «В Налоговый кодекс внесены поправки, касающиеся камеральных проверок, штрафов, блокировки счетов и способа сдачи отчетности»). В частности, изменениям подверглись правила о предоставлении дополнительных документов и сведений. Так, втрое увеличилось количество случаев, когда от налогоплательщика можно потребовать пояснения. Однако законодатель не указал, что же конкретно считается пояснениями. В результате под видом пояснений налоговики нередко требуют дополнительные документы. Насколько это законно? Давайте разбираться.

    Поправки в статью 88 НК РФ, регулирующую порядок проведения камеральных проверок, были внесены Федеральным законом от 28.06.13 № 134-ФЗ. Инспекторы получили право требовать от налогоплательщика пояснения не в одном, а в трех случаях (п. 3 ст. 88 НК РФ):

    1. Если при «камералке» выявлены ошибки в декларации или противоречия между сведениями, которые содержатся в документах, имеющихся у налогового органа (представленных налогоплательщиком или полученных в ходе налогового контроля).
    2. При представлении «уточненки» с суммой налога к уменьшению;
    3. При предоставлении декларации, в которой заявлен убыток.

    Для представления пояснений по любому названному основанию, установлен единый срок — 5 рабочих дней после получения от налоговой инспекции соответствующего требования. Форма требования, которую инспекторы должны направлять налогоплательщику, на данный момент не утверждена. Однако Федеральная налоговая служба рекомендовала инспекциям использовать для этих целей форму, содержащуюся в письме ФНС России от 16.07.13 № АС-4-2/12705.

    На этом, пожалуй, ясность в новых правилах и заканчивается. Так, Налоговый кодекс не дает четкого ответа на самый главный вопрос: что же такое эти пояснения? Могут ли эти пояснения быть, к примеру, устными? Или могут ли инспекторы под видом пояснений запрашивать дополнительные документы?

    Обратите внимание: важно не перепутать требование пояснений и вызов для дачи пояснений. Ведь у инспекции, помимо права требовать пояснения в рамках камеральной проверки (ст. 88 НК РФ), есть и другой механизм получения нужной информации — вызов налогоплательщика для дачи пояснений (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Но в этом случае инспекция присылает официальное уведомление о вызове по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31.05.07 № ММ-3-06/338@.

    Нет видео.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Пояснениям налогоплательщика в рамках «камералки» целиком посвящен пункт 3 статьи 88 НК РФ. А про истребование документов в рамках камеральной проверки говорится в других пунктах этой же статьи: 6, 8, 9 и так далее. Из этого следует, что законодатель четко отделил право налоговой инспекции требовать документы от права требовать пояснения. А значит, логично предположить, что пояснения и документы, как говорится, «две большие разницы». Подтверждением этого вывода может служить и пункт 4 статьи 88 НК РФ, в котором говорится буквально следующее (выделено автором):

    Читайте так же:  Лист г декларации 3-ндфл за 2019 - 2020 год кому, когда и как заполнять

    «Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете), противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, изменения соответствующих показателей в представленной уточненной налоговой декларации (расчете), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, а также размера полученного убытка, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет)».

    Как видим, здесь законодатель тоже противопоставил пояснения и документы, сделав это в пределах одного пункта статьи 88 НК РФ. При этом законодатель четко указал: если инспекция требует именно пояснения, то представление документов — это право, а не обязанность налогоплательщика. На этом основании будем считать доказанным, что в рамках процедуры истребования объяснений в порядке пункта 3 статьи 88 НК РФ налоговые органы не вправе требовать предоставления каких-либо документов.

    Перейдем теперь к следующему вопросу: как должны быть оформлены пояснения? Налоговый кодекс разъяснений по этому вопросу не содержит. Но из того противопоставления пояснений и документов, о котором мы говорили чуть выше, следует, что пояснения вовсе не обязательно должны быть письменными. Ведь документ, согласно статье 1 Федерального закона от 29.12.94 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», — это материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения. Право использовать это определение в налоговых целях нам дает статья 11 НК РФ, поскольку своего определения термина «документ» Налоговый кодекс не содержит.

    Выходит, что, получив от инспекции требование представить пояснения, налогоплательщик может действовать по любому из трех сценариев. Во-первых, подготовить письменные пояснения и направить их в налоговую инспекцию. Во-вторых, придти/позвонить в инспекцию и сообщить свое мнение проверяющим устно. В-третьих, дополнить свои пояснения (как устные, так и письменные) какими-либо подтверждающими документами.

    Идем дальше. Налоговый кодекс установил пятидневный срок для предоставления налогоплательщиком своих пояснений. Но при этом обошел стороной вопросы о том, что грозит налогоплательщику, который нарушит этот срок и, либо представит документы позже, либо не представит их вовсе. Также не решен в НК РФ вопрос возможного продления этого срока.

    Давайте попробуем разобраться с этим самостоятельно. Начнем с вопроса: что же будет, если требование инспекции вообще проигнорировать? Нормы, устанавливающей ответственность за непредставление пояснений, НК РФ не содержит. Применить в этом случае статью 126 НК РФ, которая предусматривает штраф за непредставление документов и сведений, вряд ли получится, так как в случае с пояснениями законодатель не установил даже форму их предоставления. Как мы уже выяснили, пояснения вполне могут быть устными. По той же причине не применимы и санкции, установленные статьей 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)».

    Так что если организация проигнорирует требование о представлении пояснений, инспекция должна будет действовать по общему алгоритму камеральных проверок. А именно: при обнаружении нарушения налогового законодательства будет составлен акт проверки в соответствии со статьей 100 НК РФ, на основании которого в дальнейшем может быть принято решение о доначислении налогов, пеней и привлечении к ответственности.

    Перейдем к вопросу о сроке представления пояснений. В Налоговом кодексе прямо не указано, что истечение пятидневного срока, отведенного на представление пояснений, делает их представление невозможным. Другими словами, срок этот не пресекательный. Значит, подать документы можно и за пределами. Более того, в пункте 5 статьи 88 НК РФ сказано, что лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. И при этом никаких ограничений или исключений по документам, представленным с нарушением пятидневного срока, эта норма не устанавливает. В итоге получаем, что если налогоплательщик успел представить свои пояснения и документы до завершения проверки и (или) составления акта, то инспекторы обязаны их рассмотреть.

    И в заключение рассмотрим вопрос о продлении срока, отведенного для представления пояснений. Такой возможности НК РФ инспекции не дает. А поскольку налоговые органы обязаны действовать строго в рамках закона, подобные ходатайства будут отклонены. Но в условиях, когда инспекторы обязаны рассматривать даже и те пояснения, которые поступили с опозданием, а также отсутствия ответственности за нарушение сроков, этот факт налогоплательщиков расстраивать не должен.

    Если вы получили письмо из налоговой с требованием представления пояснений, это означает, что налоговикам что-то не понравилось в сданной вами отчетности. Дело в том, что ИФНС проводит камеральную проверку всех полученных деклараций и бухгалтерской отчетности в автоматическом режиме. И при выявлении ошибок в отчетности (противоречий между сведениями в представленных документах, расхождений между сданными сведениями и сведениями, которые есть у налогового органа) ИФНС потребует подать соответствующие пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ).

    Кроме того, налоговики вправе запросить пояснения при камеральной проверке декларации, в которой заявлены убытки. И, как правило, по каждой такой декларации действительно запрашиваются пояснения.

    Если же вы сдали уточненную декларацию, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с суммой, заявленной в первоначальной декларации, то налоговики вправе запросить пояснения, обосновывающие изменение показателей (п. 3 ст. 88 НК РФ).

    Читайте так же:  Фиксированный платеж ип-2019 - 2020

    Для подачи пояснений у вас есть 5 рабочих дней со дня получения требования из налоговой инспекции (п. 3 ст. 88 НК РФ). Если пояснения не представить, то вам грозит штраф в размере 5000 руб. (п.1 ст.129.1 НК РФ).

    Если же вы решите, что в сданной вами отчетности есть ошибки, вместо пояснений вы можете сдать в налоговую уточненную декларацию (расчет). И в этом случае штрафа за неподачу пояснений, безусловно, не будет.

    Подать пояснения в налоговую вы можете:

    • или сдав лично через канцелярию;
    • или отправив по почте письмом с описью вложения;
    • или направив по ТКС.

    Что же касается пояснений по НДС, то если вы обязаны представлять декларацию по этому налогу в электронном виде, пояснения вы тоже должны подать исключительно электронные – пояснения на бумаге налоговиками не будут браться в расчет (п. 3 ст. 88 НК РФ).

    Пояснения в ИФНС составляются в произвольной форме, за исключением пояснений при камеральной проверке декларации по НДС (об этом вы прочтете ниже).

    Если, по вашему мнению, в сданной отчетности ошибок, неточностей и противоречий нет, то так и укажите в пояснениях:

    «В ответ на требование от ХХ.ХХ.ХХХХ № ХХ сообщаем, что в декларации по такому-то налогу за такой-то период ошибок не содержится. В связи с этим отсутствуют основания для внесения исправлений в декларацию за указанный период».

    Если вы обнаружили, что действительно допустили ошибку в сданной декларации, но эта ошибка не влечет занижение налога (например, техническая ошибка при указании какого-либо кода), то в ответ на требование налоговой о представлении пояснений вы можете:

    • или указать в пояснениях, что допустили ошибку, что правильный вариант – такой-то, но такая ошибка не повлекла занижения налоговой базы или суммы налога к уплате;
    • или подать уточненную декларацию.

    Но если в декларации есть ошибка, влекущая занижение налога, нужно как можно быстрее сдать уточненную декларацию. Сдавать в этой ситуации пояснения бессмысленно (п. 1 ст. 81 НК РФ; Письмо ФНС от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395 ).

    Внимание налоговиков привлекут убытки, полученные в течение 2-х и более лет. В ответ на запрос о причинах убытков вы можете направить письмо-пояснение в налоговую, обосновав в нем, почему расходы превышают доходы. Например, организация недавно зарегистрирована, клиентов еще мало, однако расходы на аренду помещения, содержание персонала и т.д. уже значительны. В пояснениях подчеркните, что все расходы экономически обоснованны и документально подтверждены. Можете подготовить таблицу с указанием основных видов расходов и их суммой за год по видам. Ниже приведена пояснительная записка в налоговую по убыткам (образец).

    Пояснение в налоговую о расхождениях в декларациях

    Налоговики могут сопоставить данные одной декларации (например, по НДС) с данными другой декларации (например, по налогу на прибыль) или с бухгалтерской отчетностью. И попросить объяснить причину расхождений схожих показателей (в частности, выручки).

    Обосновать такие расхождения просто. Ведь правила бухгалтерского учета отличаются от правил налогового учета. Да и порядок определения налоговой базы по разным налогам имеет свои особенности.

    К примеру, налоговая база по НДС может не совпасть с суммой дохода в декларации по прибыли, поскольку какие-то внереализационные доходы не облагаются НДС (штрафные санкции, дивиденды, курсовые разницы) (ст. 250 НК РФ).

    У представления пояснений в ИФНС по НДС есть свои особенности. Как мы уже отмечали, пояснения по НДС должны быть представлены в электронном виде, если в обязанности плательщика входит представление именно электронной декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ). Кроме того, эти пояснения должны быть представлены по утвержденному формату (утв. Приказом ФНС от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@). И если плательщик подавал пояснения в электронном виде, но не в том формате, то ему грозил штраф (п.1 ст.129.1 НК РФ). Правда, в сентябре 2017 года ФНС вынесла решение (Решение ФНС от 13.09.2017 № СА-4-9/18214@), в котором говорится, что плательщика не должны штрафовать за неправильный формат пояснений.

    Если же вы имеете право на представление декларации по НДС на бумаге, то пояснения удобнее дать по разработанным ФНС формам ( приложения 2.1-2.9 к Письму ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 ). Но использование этих форм является правом, а не обязанностью.

    К пояснениям при необходимости можете приложить копии отдельных счетов-фактур, выписки из книг продаж и покупок.

    Если налоговики запрашивают у вас пояснения в связи тем, что у вас низкая налоговая нагрузка по сравнению со среднеотраслевым уровнем, то можно ответить им примерно так:

    «В декларации по такому-то налогу за такой-то период не допущено неполного отражения сведений или ошибок, которые привели бы к занижению налоговой базы. В связи с этим у организации нет обязанности по уточнению налоговых обязательств за указанный период.

    Что касается налоговой нагрузки по основному виду деятельности организации, то ее снижение в таком-то периоде вызвано следующими обстоятельствами: уменьшением доходов и увеличением расходов организации».

    И дальше изложите, насколько уменьшилась сумма выручки и выросли расходы за запрашиваемый период по сравнению с прошлыми периодами. И чем это вызвано (уменьшением числа покупателем, ростом закупочных цен и т.д.).

    Подробнее о пояснениях, запрашиваемых налоговиками в связи со снижением налоговой нагрузки, мы рассказывали в отдельной консультации, где приводили также образец оформления соответствующих пояснений.

    Читайте так же:  С 01.01.2019 - 2020 обновлён черный список налоговых оффшоров

    Налоговики могут направлять требование о даче пояснений до составления акта проверки

    Вопрос: Налогоплательщику несвоевременно направлено требование о представлении пояснений по камеральной налоговой проверке (требование получено после даты составления акта, в котором указана ссылка на данное требование, доначислены налог, пени и штраф). Можно ли не отвечать и избежать ответственности?

    Ответ: В случае если требование представить пояснения получено организацией после составления акта проверки, организации можно рекомендовать представить ответ на требование (уточненную декларацию) и возражения к акту, в которых отразить факты нарушения налоговым органом процедуры проведения камеральной налоговой проверки.

    Подготовлено на основе материала
    С.В. Разгулина,
    действительного
    государственного советника
    Российской Федерации
    3 класса
    20.08.2018

    Пояснения по требованию налоговых органов – мнение эксперта

    По общему правилу представление пояснений налоговым органам является правом, а не обязанностью налогоплательщика (подпункт 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ).

    Обязанность по представлению пояснений возникает у налогоплательщика лишь при проведении камеральной налоговой проверки.

    Так, налоговые органы вправе потребовать представить пояснения при проведении камеральной налоговой проверки в следующих случаях (пункт 3 статьи 88 НК РФ):

    • выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
    • подана уточненная налоговая декларация, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией;
    • подана налоговая декларация, в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка.

    Пояснения необходимо представить в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения сообщения (пункты 2, 6 статьи 6.1, пункт 3 статьи 88 НК РФ). Ответственность за непредставление или несвоевременное представление пояснений по требованию налоговиков статьей 88 НК РФ не предусмотрена. Однако пояснения, по нашему мнению, в данном случае все же лучше представить, т. к. в противном случае могут быть такие негативные последствия как доначисление налога, пени и штрафа по результатам камеральной проверки.

    Обращаем внимание, что с 01.01.2015 налогоплательщикам вменена обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом (пункт 5.1 статьи 23 НК РФ). Поэтому при получении извещения с требованием о предоставлении пояснений или уведомления о вызове в налоговый орган для дачи пояснений необходимо отправить указанную квитанцию по телекоммуникационным каналам связи. В случае неисполнения организацией данных обязанностей налоговый орган в течение десяти дней со дня истечения срока, определенного для передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом, вправе приостановить операции по расчетным счетам организации (подпункт 2 пункта 3 статьи 76 НК РФ).

    Рассмотрим более подробно каждый из случаев необходимости представления пояснений по требованию налогового органа.

    Представление пояснений при выявлении ошибок и противоречий

    Если вы получили извещение о выявленной ошибке (противоречии, несоответствии) в представленной вами отчетности, в ответ организация может представить уточненную налоговую декларацию, в которой выявленные несоответствия и противоречия будут устранены, или представить пояснения. Форма представления пояснений налоговым законодательством не определена, поэтому организация вправе воспользоваться рекомендованными ФНС формами (например, см. приложение № 3 к письму ФНС России от 07.04.2015 N ЕД-4-15/5752) или составить пояснения в произвольной форме. Для подтверждения своих аргументов можно приложить к пояснениям выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета и иные подтверждающие документы.

    На практике организациям часто приходится получать требования налоговых органов о предоставлении пояснений по ситуациям, когда несоответствия и противоречия отсутствуют, например, по расхождениям между строками бухгалтерской отчетности и декларации по налогу на прибыль. В таком случае требования налоговых органов неправомерны, т. к. бухгалтерская отчетность содержит информацию бухгалтерского учета, сформированную по правилам, предусмотренным соответствующим законодательством. Налоговая декларация содержит сведения налогового учета, который отличен от бухгалтерского, и это не является противоречием.

    Налогоплательщики вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов (подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ). Поэтому при получении подобных требований в первую очередь необходимо убедиться, что они соответствуют действующему законодательству. Что делать, если налоговый орган, требуя пояснений, явно превышает свои полномочия, и организация считает выполнение таких требований неуместным, будет рассмотрено в ситуации ниже.

    Представление пояснений при подаче уточненной декларации с уменьшением суммы налога к уплате или декларации с убытком

    В представляемых по данным основаниям пояснениях необходимо соответственно обосновать изменение соответствующих показателей налоговой декларации или обосновать размер убытка. Если уточненная декларация представлена вами по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной налоговой декларации, налоговый орган вправе истребовать первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации, и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения (пункт 8.3 статьи 88 НК РФ).

    Однако налоговые органы при проведении камеральной налоговой проверки декларации, по которой отражен убыток, кроме предусмотренных обоснований часто запрашивают целый перечень информации о текущей деятельности организации. Рассмотрим это на примере следующей ситуации.

    Организацией представлена декларация по налогу на прибыль, по которой заявлен убыток. В связи с этим налоговая инспекция направляет уведомление для дачи пояснений, связанных с заявленной суммой убытка. Согласно уведомлению о вызове налогоплательщика для дачи пояснений налоговый орган просит в пятидневный срок со дня получения указанного сообщения предоставить следующую информацию:

    1) пояснительную записку о причинах образования убытка;

    2) перечень дебиторской и кредиторской задолженности с указанием сумм и наименований организаций, включая ИНН;

    Читайте так же:  Как учесть годовую премию в расчете среднего заработка

    3) расшифровка доходов, в том числе внереализационных, отраженных в налоговой декларации по налогу на прибыль, с указанием реализованных товаров, а также сумм по каждому виду дохода;

    4) подробная расшифровка всех расходов, включая косвенные и внереализационные, которая должна содержать все реквизиты документов, подтверждающих данные расходы;

    5) копия учетной политики организации.

    В указанном уведомлении организация предупреждена об ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19.4 Кодекса об административных правонарушениях, за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.

    Посчитав требования налоговой инспекции необоснованными и незаконными, организация обратилась в вышестоящий налоговый орган с жалобой. При этом налогоплательщик изложил следующие основания. Нормами подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ (право вызова налогоплательщика для дачи пояснений) не предусмотрена обязанность налогоплательщика давать налоговому органу пояснений исключительно в письменной форме, в связи с чем налоговый орган не вправе определять форму пояснений по собственному усмотрению. До тех пор, пока законодателем не будет определена конкретная форма пояснений, налогоплательщик вправе давать их в письменном и устном виде по собственному усмотрению. Требования, содержащиеся в перечне запрашиваемой информации, направлены на понуждение налогоплательщика к предоставлению налоговому органу детальной аналитической информации. Между тем, как отмечено в пункте 4 письма ФНС России от 13.09.2012 г. № АС-4-2/15309@, право истребовать у налогоплательщика аналитическую информацию (разного рода расчеты и расшифровки) налоговым органам не предоставлено. Право истребования пояснительной записки о причинах возникновения убытка налоговым органам не предоставлено. На основании изложенного организация в своей жалобе просила отменить уведомление налоговой инспекции.

    Вышестоящий налоговый орган, посчитав доводы налогоплательщика обоснованными, принял решение отменить уведомление. При этом в своем решении указал, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы (пункт 7 статьи 88 НК РФ). Кроме того, обратил внимание на то, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений.

    Представление пояснений при проведении выездной налоговой проверки

    Несмотря на то, что обязанность представить пояснения при проведении выездной налоговой проверки налоговым законодательством не предусмотрена, тем не менее, в Письме от 13.08.2014 N ЕД-4-2/16015 ФНС рекомендовала территориальным налоговикам и в рамках выездных налоговых проверок не пренебрегать правом на истребование пояснений. В частности, авторы данного Письма указали на необходимость получения пояснений от налогоплательщика относительно каждого выявленного в ходе процедуры проведения выездной налоговой проверки (до ее окончания) факта, позволяющего предполагать совершение налогового правонарушения, имеющего значительный характер. По мнению ФНС, получение подобных пояснений поможет заранее выявить позицию налогоплательщика по спорным эпизодам проверки. Тем самым еще до составления акта налоговой проверки могут быть урегулированы отдельные спорные ситуации (разногласия), возникшие в ходе проверки между налоговым органом и проверяемым лицом, что, в свою очередь, позволит уменьшить количество необоснованных претензий контролеров и судебных разбирательств в дальнейшем. В данном письме также указывается на правомерность требования пояснений от налогоплательщика в письменной форме.

    Налоговые органы вправе вызывать для дачи пояснений в связи:

    • с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов;
    • с налоговой проверкой;
    • в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

    Это право закреплено в подпункте 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Кроме того в Письме ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» приведены некоторые случаи, когда может осуществляться вызов налогоплательщиков:

    • если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы;
    • если для дачи пояснений требуется непосредственная явка налогоплательщика при выявлении в ходе проведения камеральной налоговой проверки ошибок и противоречий. Необходимость явки может усматриваться из объема ошибок, противоречий и несоответствий, масштаба и сложности сложившейся ситуации, когда необходимы ответы на вопросы, которые могут быть поставлены только после получения ответов на промежуточные вопросы и т.д. и т.п.

    В случае вызова для дачи пояснений на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ, на наш взгляд, лучше явиться в налоговый орган, так как неявка может рассматриваться как административное правонарушение, за которое на должностных лиц организации может быть наложен штраф в размере от 2000 до 4000 руб. (часть 1 статьи 19.4 КоАП). ФНС России в указанном выше письме подчеркивает, что данная административная ответственность применяется только за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Ответственность за непредставление пояснений НК РФ не установлена. Таким образом, налогоплательщик, придя по вызову налогового органа, не может быть оштрафован за отказ представить пояснения.

    В то же время непредставление пояснений является одним из критериев на включение организации в план выездных налоговых проверок (пункт 9 статьи 4 Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»).

    Кроме упомянутых выше ситуаций, налоговые органы, руководствуясь положениями указанной Концепции, часто требуют от налогоплательщика провести анализ налоговой и бухгалтерской отчетности по установленным критериям риска совершения налоговых правонарушений и представить пояснения по результатам такого анализа. В случае выявления нарушений налогоплательщику предлагается представить уточненные налоговые декларации, принять меры по повышению заработной платы до уровня не ниже среднеотраслевой по виду деятельности (легализовать заработную плату). В данной ситуации превышение полномочий контролирующих органов очевидно, ведь такие обязанности налогоплательщика действующим налоговым законодательством не предусмотрены.

    Читайте так же:  Форма справки о сумме заработной плате за два года

    Таким образом, можно сделать вывод, что требования налоговых органов о предоставлении разного рода пояснений далеко не всегда обусловлены нормами законодательства о налогах и сборах. Представлять или нет пояснения в каждом конкретном случае – это выбор налогоплательщика. Принимая такое решение, организации следует учесть и оценить все последствия, а также трудоемкость подготовки таких пояснений.

    Налоговая инспекция выставила требование об уплате штрафа по НДФЛ. К моменту получения требования по телекоммуникационным каналам связи организацией не получены акт камеральной проверки 6-НДФЛ и решение налогового органа о привлечении к ответственности за неправомерное неперечисление в установленный Налоговым кодексом РФ срок сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. Организация заказала в налоговом органе справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам. Только из этой справки организации стало известно о привлечении ее к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ. Впоследствии было выяснено, что акт налоговой проверки и решение о привлечении к налоговой ответственности были направлены налоговым органом по почте заказным письмом на адрес, указанный в ЕГРЮЛ. Фактический адрес нахождения организации был другим. Адрес в ЕГРЮЛ в настоящее время изменен. На момент проведения проверки и отправления акта и решения адрес организации в ЕГРЮЛ еще не был изменен. Имела ли право налоговая инспекция отправить решение по почте заказным письмом по имеющемуся юридическому адресу в то время, когда уже много лет с ИФНС осуществляется электронный документооборот и вся отчетность и переписка ведутся через каналы связи? Будет ли считаться, что налоговая инспекция должным образом уведомила организацию о рассмотрении материалов проверки, если по телекоммуникационным каналам связи организация ничего не получала? Могла ли налоговая инспекция в данной ситуации по результатам камеральной проверки составить акт, так и не прислав требования о предоставлении пояснений? Можно ли отменить уже вынесенное решение в данном случае?

    По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
    Налоговый орган обязан был сообщить организации о выявленных ошибках или несоответствиях в расчете 6-НДФЛ и затребовать представления соответствующих пояснений. Если налоговый орган при выявлении ошибок или несоответствий в представленной отчетности не потребует у налогового агента пояснения, а сразу составит акт, это может служить основанием для признания недействительным решения, принятого по результатам налоговой проверки.
    Акт налоговой проверки и решение о привлечении к ответственности могут быть направлены организации заказным письмом по почте.
    Организация имеет право обжаловать вступившее в силу решение налогового органа.

    Обоснование позиции:

    Камеральная проверка Расчета 6-НДФЛ

    Статьей 123 НК РФ установлена ответственность за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
    На основании положений ст. 100.1 НК РФ вынесение решения о привлечении к ответственности по ст. 123 НК РФ возможно только по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (письмо ФНС России от 20.01.2017 N БС-4-11/864).
    Расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@ (далее – Расчет 6-НДФЛ), представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога (п. 1 ст. 80 НК РФ).
    В силу положений п.п. 1, 2 ст. 88 НК РФ данные, указанные в Расчете 6-НДФЛ, подлежат камеральной проверке.

    Требование о предоставлении пояснений

    Акт налоговой проверки

    Решение о привлечении к ответственности

    Требование об уплате налога, пени, штрафа

    Обжалование решения налогового органа

    Рекомендуем ознакомиться с материалами:
    – Энциклопедия решений. Ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ);
    – Энциклопедия решений. Перечисление налоговыми агентами удержанного НДФЛ в бюджет. Сроки уплаты;
    – Энциклопедия решений. Обстоятельства, смягчающие ответственность по ст. 123 НК РФ;
    – Энциклопедия решений. Порядок направления требования об уплате недоимки, пеней, штрафа, процентов (адрес, способы передачи);
    – Энциклопедия решений. Порядок выставления требования об уплате налога при изменении места учета налогоплательщика;
    – Энциклопедия решений. Извещение о рассмотрении материалов налоговой проверки;
    – Энциклопедия решений. Камеральная налоговая проверка справок 2-НДФЛ и расчета 6-НДФЛ.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Вахромова Наталья

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    аудитор, член РСА Мельникова Елена

    25 августа 2017 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    Изображение - Налоговики могут направлять требование о даче пояснений до составления акта проверки 23423424
    Автор статьи: Филипп Соловьев

    Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.

    Обо мнеОбратная связь
    Оцените статью:
    Оценка 3.3 проголосовавших: 273

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here