Сегодня рассмотрим тему: "лучшие учителя больше не обязаны делить свои премии с государством" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
Содержание
- 1 Лучшие учителя больше не обязаны делить свои премии с государством
- 2 Какие существуют стимулирующие выплаты для учителей
- 3 В школе возник конфликт между директором и учителями, которые захотели узнать критерии распределения з/п
- 4 Сельским учителям массово урезают стимулирующие выплаты
- 5 Каковы критерии для начисления стимулирующих выплат учителям в 2019 году?
- 6 Опустились на дно: почему государство не защищает учителей
- 7 Опустились на дно: почему государство не защищает учителей
Лучшие учителя больше не обязаны делить свои премии с государством
Правительство России решило дополнить перечень международных, иностранных и российских премий, которые освобождены от НДФЛ. Соответствующее постановление от 12.12.2018 № 1516 опубликовано на официальном сайте правовой информации.
Новым исключением стали премии лучшим учителям за выдающиеся достижения в педагогической деятельности. Эта норма действует с 21 декабря 2018 года.
Сам перечень освобождаемых от подоходного налога международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы, искусства, туризма и СМИ утвержден постановлением от 06.02.2001 № 89.
Какие существуют стимулирующие выплаты для учителей
Занятие в сфере образования никогда не отличалось высоким уровнем заработной платы, и правительство РФ поставило перед собой задачу повысить зарплату педагогам в 2019 году.А пока что статистика продолжает показывать, что выпускники педагогических вузов избегают работы в школе именно из-за низкой оплаты труда.
Даже стимул, в виде дополнительных проплат не влияет на показатели, поскольку доплаты мизерные, а критерии выполнения далеки от жизни.
Напомним, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08. 2008 была произведена реструктуризация оплаты труда бюджетников. В данном постановлении упоминается термин «стимулирующие выплаты». Изучим его подробнее.
Например, отметим следующие выплаты:
- надбавки;
- премии;
- доплата.
Все виды доплат прописываются в трудовых договорах или в приказе, который утверждается руководителем. Осуществляется привилегия без ущерба правам работника. Премия или доплата не вычитается из зарплаты.
Такой вид мотивации давно используется на частных предприятиях в качестве премиальных, но у государственных служащих стимул появился недавно. Теперь воспитатели детских садиков, санаториев, преподаватели учебных заведений смогут довольствоваться этой привилегией.
Опираясь на статью 129 Трудового кодекса РФ и положения Постановления Правительства «О введении новых систем оплаты труда…» от 05.082008 №583, зарплата педагогов с 1 декабря 2008 года будет формироваться с таких частей:
- базовая ставка;
- компенсационные выплаты;
- стимулирующие доплаты.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В понятие «базовой ставки» входит расчет труда, который зависит от нескольких факторов: квалификации и отработки взятого количества часов. Компенсация выплачивается исходя из трудовых условий. Критерии и объем поощрения четко формулируются деловыми бумагами отдельного учреждения (детсад, школа, гимназия, лицей).
Проплаты стимулирующего характера формируются в соответствии с аналогичным списком, на основе приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 №818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера…»:
- надбавка дается за интенсивность и отличную результативность работы;
- качество выполненной работы;
- непрерывный стаж работы;
- выслуга лет;
- вознаграждение по итогам работы.
Основные критерии оплат устанавливаются и прописываются каждым учебным заведением отдельно, но при работе над документом нужно следовать условиям законодательства. Приказ Минтруда России от 26.04.2013 №167н рекомендует устанавливать требования индивидуально для каждого преподавателя в трудовом документе. Список для учителей указан в письме Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02.
Мы уже упоминали, что список условий разрабатывается руководством, опираясь на требования Трудового кодекса.
Основные критерии, которые регламентированы государством по отношению к педагогам:
- Реализация классных и внеклассных мероприятий (проведение экскурсий, учебных проектов, социальных проектов).
- Осуществление контроля достижений учеников.
- Выставление результатов по итогам контрольных работ, промежуточных проверок знаний и аттестаций.
- Привлечение родителей к активной жизни детей, класса, школы путем организации мероприятий.
- Стимул в принятии активного участия детей в олимпиадах, соревнованиях, конференциях, и позитивные результаты данных мероприятий.
- Совершенствование и дополнение базовой учебной программы.
- Проведение оздоровительной и спортивной деятельности.
- Работа с детьми из неблагополучных семей.
- Работа с одаренными детьми.
- Занятость учеников в образовательной инфраструктуре, такой как оформление кабинета, музея, выставки и т.д.
- Проведение работы, направленной на повышение успеваемости.
- Привлечение новых и молодых педагогических кадров.
- Постоянное развитие себя как личности и профессионала (проходить повышение квалификации как минимум раз в три года).
Немного иначе начисляются стимулирующие проплаты воспитателям дошкольных учреждений и учителям подготовительных и младших классов. Их финансирование осуществляется из средств, которые выделяют из фонда учебного заведения: 60% идет на выплаты квалифицированному персоналу, остальные 40% – остальному штату.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Касательно критериев, то здесь берут во внимание эффективность проведения факультативов и кружковых занятий, их число, разработка и внедрение учебных программ образования и воспитания, эффективное взаимодействие с воспитанниками.
Библиотекарей тоже не обделили вниманием и прописали пару-тройку условий:
- активное формирование библиотечного фонда;
- развитие и сохранение фонда;
- справочно-библиографическая работа;
- повышение профессионализма;
- постоянная работа с читателями.
Так же в учет идут награды, ученые степени.
К сожалению, некоторые случаи показывают, что критерии требуют доработки. Например, такой пункт как добросовестное выполнение обязательств, качество труда может быть истолковано сотрудниками по-разному, поэтому желательно вносить больше ясности и конкретики.Бывает и так, что параметры указаны четко, но не представляется возможным адекватно оценить результат.
А что же руководители учебных заведений? Государство позаботилось и о них. Требований больше и регулируются предложениями Минобрнауки.
При назначении премии руководителям школ и ДОУ оценивают такие параметры:
- минимальное количество жалоб от родителей;
- высокий уровень обучения;
- прописаны программы работы с одаренными детками;
- набор молодых кадров и поддержка начинающих педагогов;
- наличие профильного обучения в школе;
- результаты государственных экзаменов;
- низкий процент выбывших и отчисленных учеников.
Срок выполнения этих задач тоже устанавливается в оценочном листе, например, за неделю, месяц, год.
Оценочный лист выглядит как список критериев с обозначением общих положений, порядком стимулирования и оценивания результатов сотрудников учебного заведения. Кроме того, отводится место для выставления баллов, полученных в процессе работы. Баллы ставятся за выполнение определенного пункта, соответственно, невыполнение – снимает дополнительные отметки.
Другими словами, этот документ служит основанием для начисления надбавок и содержит итог работы учителя.
Мы уже говорили о том, что представляет собой оценочный лист. Этот документ является основой при начислении доплат.
Чтобы определить размер мотивации, используется система баллов. Каждый критерий оценивается количеством баллов и записывается в уже известный нам оценочный листок. Чем больше пунктов будет соблюдено, тем больше баллов получит учитель.
Денежные вознаграждения корректируются каждым учреждением исходя из его бюджета. Различие состоит в том, что в школе А вознаграждение может составить 900 р., а в школе Б за такие же критерии начислится только 400 р.
Распределяется стимулирующая оплата в несколько способов:
- Профсоюз рассматривает предложения руководителя о распределении мотивации. Решение либо принимается, либо вносятся коррективы по дополнению или изменению.
- Второй вариант предусматривает создание специальной комиссии во главе с директором.
В данную комиссию предоставляют оценочный лист, который подвергается детальному анализу на объективность, после чего обобщаются данные для предложений доплаты сотрудникам.
Далее расчет выплаты следует по алгоритму:
- Происходит суммирование баллов, которые заработал каждый педработник.
- Высчитывают стоимость одного балла. Для этого общий бюджет, отведенный для этих целей, делят на количество набранных баллов всеми сотрудниками заведения.
- Дальше следует простая математика: стоимость одного балла умножается на общее количество баллов, набранных учителем.
После согласования всех моментов, утверждается решение и директор образовательного заведения подписывает приказ о соответствующих выплатах.
Частота доплат зависит от работодателя и может быть установлена как на каждый месяц, так и четверть, семестр, год.
Государственная Дума утвердила бюджет на 2019 год, в котором были заложены дополнительные средства на повышение заработной платы и начисления стимулирующих выплат работникам образования.
Кроме того, плановые бюджеты на два следующих года также ориентированы на дополнительные финансовые вливания в данную сферу.
Правительство РФ обещает, что оклады педагогов всех уровней будут увеличены с начала 2019 г. на 6%, что обойдется бюджету страны дополнительным субсидированием в 109 077,8 млн. руб. После индексации средняя зарплата учителей достигнет 44 760 рублей, преподавателей в ВУЗах, – 93 тысячи рублей, воспитателей в детских садах – 34,7 тысяч рублей. На ближайшие 3 года запланирован дальнейший рост окладов педагогов на 5,4-6,6% ежегодно.
Что касается дополнительных стимулирующих начислений, то они, как и прежде, будут состоять из премий, оплаты за сверхурочную работу, компенсации за классное руководство. Финансирование по данным статьям возложено на региональное финансирование из фондов местных бюджетов.
Поэтому, какой будет их величина – однозначно сказать сложно – это зависит от экономических возможностей конкретного региона.
Одно можно сказать с уверенностью – существенной прибавки к зарплате по сравнению с 2018 годом ждать не приходится – все останется примерно на том же уровне. Обещание повысить оклады на 150% в ближайшие несколько лет пока, к сожалению, так и осталось обещанием.
О стимулирующих выплатах для работников сферы образования в Республике Хакасия рассказано в следующем видеосюжете:
В школе возник конфликт между директором и учителями, которые захотели узнать критерии распределения з/п
В школе возник конфликт между директором и учителями, которые захотели узнать критерии распределения премии. Никогда не оглашается сумма премиального фонда, никто не знакомит с протоколом и приказом, каждый человек узнает о своей премии только при получении заработной платы. За что прибавили или убавили никто не объясняет. На вопросы директор отвечает “Никому не надо, а вам надо больше всех”. Так же и со стимулирующей частью. Срезают не объясняя почему и за что. Якобы работает “комиссия”, на самом деле все под тотальным контролем директора. Комиссия состоит из приближенных к директору лиц (друзья семьи) или люди полностью находящиеся под влиянием директора.
2007-2019 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, [email protected]
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
сервис вебинаров
О работе с сайтом
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
Сельским учителям массово урезают стимулирующие выплаты
Такая ситуация сложилась в 15 районах Алтайского края
Сельские школы Алтайского края в скором времени могут лишиться учителей. В этом учебном году им наполовину урезали стимулирующие выплаты, за которые они боролись несколько месяцев.
В частности такая ситуация сложилась в школе поселка Октябрьский Зонального района. Ранее это было самостоятельное учреждение образования, но почти год назад его сделали филиалом Зональной школы. С этого момента начались проблемы. Как рассказали «Бийскому телевидению» сами сотрудники, они связывают свои финансовые потери именно с оптимизацией.
Из чего же на самом деле состоит зарплата учителей? Это базовая часть, куда входит основная часть работы – то есть часы, отведенные на занятия, проверку домашней работы учеников и так далее. Также педагогам причитаются стимулирующие выплаты. Они начисляются за стаж, за открытые уроки, участие в семинарах и конкурсах, успехи учеников. На протяжении всего учебного года учителя копят баллы, которые потом переводятся в доплату. Однако все, чем педагоги занимались ранее, теперь обнулили.
Полгода зарплата приходила в полном объеме, но в октябре расчетные листы показали иную сумму. Как выяснилось, педагогам вполовину урезали стимулирующие выплаты, а также вычли надбавку, которую выдали в сентябре. В итоге за октябрь учителя получили только базовую часть. Чиновники объясняют изменения дефицитом бюджета.
Я год работала на эту зарплату. Мне полагается надбавка 5200 рублей. Получается так, что больше всех работала и теперь у меня больше всех сняли, – рассказывает учитель математики октябрьской школы Светлана Гаврилова. – У нас никогда такого не было, чтобы забирали зарплату. Но это было пока мы были отдельной школой, а не объединенной.
И это еще не предел. Стимулирующие надбавки в некоторых случаях могут составлять до десяти тысяч рублей, а это уже ощутимая сумма.
В неприятной ситуации оказались сотрудники всех филиалов Зональной школы. При этом в комитете по образованию района проблем не видят:
Никаких нарушений законодательства в этом нет. Заработная плата работникам выплачена, а стимулирующая часть – это премиальная часть. Она выплачивается только в том случае, если есть экономия фонда. А в данной ситуации экономии фонда не было.
Встает вопрос о том, как такое могло произойти? Неужели оплошность в документах совершил директор Зональной школы? Если это так, то каким образом управление образование принимало эти бумаги? И самый главный вопрос – вернут ли педагогам стимулирующие премии? Не до конца понятно, что будет на следующий год, ведь сейчас учителя в основном занимаются поиском новой работы и им не до зарабатывания «плюсиков».
«Бийское телевидение» направило в региональное министерство образования и прокуратуру Алтайского края официальный запрос, который должен прояснить ситуацию.
Каковы критерии для начисления стимулирующих выплат учителям в 2019 году?
Если раньше заработная плата учителей была приблизительно одинакова для всех, то сейчас каждый из них сам зарабатывает себе «бонусы». Положение о стимулирующих выплатах педагогическим работникам и иным трудящимся закреплено в ст. 129 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ). В ней говорится о том, что оплата труда состоит из 3 составных частей:
- основной оклад;
- различные виды компенсаций;
- стимулирующие надбавки.
Аналогичное деление прослеживается и в Постановлении Правительства № 583, опубликованного 5 мая 2008 года. В нем закрепляется система начисления заработной платы для работников бюджетной сферы.
Размер основного оклада определяется квалификацией педагога и количеством проведенных им занятий (так называемых академических часов). Сумма компенсаций зависит от условий работы учителя: ездит ли он в командировки, преподает ли в сельской местности. Размер и порядок выплат стимулирующего характера устанавливаются в документах учебного учреждения. Поэтому в каждой школе свои критерии начисления надбавок.
Хотя каждая образовательная организация принимает индивидуальные локальные документы, они должны соответствовать определенным федеральным стандартам. Указанное выше Постановление № 583 сообщает, что в школьном положении должны содержаться следующие сведения:
- как именно определяются критерии выплат;
- в каком порядке премируются сотрудники;
- каким требованиям должен соответствовать учитель, чтобы получить прибавку к зарплате;
- откуда идет финансирование для распределения стимулирующих доплат;
- занимается ли учебное заведение дополнительной предпринимательской деятельностью (например, часть здания сдается в аренду), чтобы прибыль с нее можно было распределять между сотрудниками.
Также локальные акты должны соответствовать рекомендациям, данным в письме Министерства образования РФ «О разработке показателей эффективности» № АП-1073/02, изданном в 2013 году. Среди них выделяют следующие критерии выплат в 2018 году.
Формат листа самооценки учителя устанавливается в каждом учебном заведении отдельно. На основании изучения подобных документов можно выделить приблизительную структуру оценочного листа и количество баллов, проставляемых в каждый пункт.
Надбавки в 5-10% от основного оклада полагаются учителям, у которых:
- большой стаж педагогической деятельности;
- имеется выслуга лет за работу с детьми;
- есть различные почетные звания и награды;
- есть классное руководство (сумма вознаграждения является фиксированной и составляет 1 тыс. руб.);
- подтвержденная категория квалификации по специальности.
Итого размер премии может составить до 50% от базовой зарплаты. Отдельно учитываются баллы.
- У школы в бюджете есть 70 тыс. руб., предназначенных для премирования педагогов. За месяц выявлено 5 самых лучших учителей. Двое из преподавателей набрали 37 баллов, еще двое – 43 балла, и последний набрал 51 балл.
- Вычисляется вся сумма баллов за месяц. (37*2) + (43*2) + 51 = 214.
- Теперь денежные средства, предназначенные для надбавок, делятся на количество выявленных баллов, чтобы узнать, сколько стоит единица в оценочной системе. 70 000 / 214 = 327,1 руб.
- Высчитывается персональная премия для каждого учителя. Например, тот, кто получил 51 балл по итогам работы, может рассчитывать на выплату в размере 51*327,1 = 16682,1 руб.
Приведенный пример условен и лишь показывает, как необходимо производить расчеты.
Учитель должен постоянно следить за своей репутацией. Если от родителей школьника поступила жалоба на преподавателя, даже уже начисленные баллы у него могут снять.
Учителя, работающие в поселках, деревнях или селах, получают доплаты стимулирующего характера в тех же размерах, что и их городские коллеги. Однако их размер бывает намного меньше, поскольку бюджет села или поселка, как правило, небольшой.
Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, вступивший в действие в 2012 году, в п. 8 ст. 47 устанавливает дополнительные компенсационные надбавки и льготы учителям в сельских школах:
- помощь в получении квартиры или дома;
- льготы для оплаты услуг ЖКУ;
- единовременное пособие для адаптации в новом месте проживания.
Также, если преподаватель лишь ездит в сельскую школу, чтобы вести занятия, но не живет в этом населенном пункте, ему могут частично компенсировать затраты на проезд.
Критерии выплат для педагогических работников в 2018 году урегулированы законом лишь частично. Образовательные учреждения, исходя из возможностей своего финансирования, утверждают форму оценочных листов для преподавателей. На их основании и выплачивается вознаграждение самым активным учителям.
Опустились на дно: почему государство не защищает учителей
Таким образом оно не думает ни о себе, ни о гражданах
15.11.2018 в 15:15, просмотров: 50785
Отто фон Бисмарк говорил: «Войны выигрывают не генералы, а школьные учителя». Позднее Джон Кеннеди применил тезис немецкого канцлера к конкретному противостоянию: «СССР выиграл космическую гонку за школьной партой». Однако JFK был излишне оптимистично настроен по отношению к Союзу и его преемнице России. Потому что тогда мы выиграли не войну, а лишь битву. После чего Советский Союз кончил жизнь самоубийством, а мы принялись изводить образование — реформами, безденежьем, глупостью.
В результате наши школы превратились в странные опасные учреждения, где каждый пытается сожрать друг друга. И едва ли не каждый день мы получаем оттуда дьявольские вести. Избили одноклассницу. Унизили инвалида. Снимали порнографию. И высшая концентрация зла — расстрел в Керчи и резня в Перми.
Однако беспредельничают не только школьники, но и учителя. Две новости прошли одна за другой. В Холмске, это на Сахалине, учительница довела девочку до истерики из-за дырки на плече кофты. «У тебя есть родители? Они вообще адекватные? А ты адекватная? Ты приемная, что ли. » — унижала при всех ребенка преподавательница. А в Комсомольске-на-Амуре учительница избила девятилетнего ученика со словами: «Ты кто такой, кто тебе позволяет себя так вести? Почему ты мешаешь всем?!»
Имя подобным случаям — легион. Почему так происходит?
Очевидно, в школах есть существенный недостаток кадров. Мои знакомые — в разных областях России — честно пытались работать учителями. Однако, не выдержав, разбрелись кто куда. Можно ли обвинять их за это? Возможно. Однако в обществе, где властвует рыночная мораль с культом силы, успеха и денег, данные обвинения выглядят по меньшей мере лицемерно.
Учителей сегодня заставляют уходить из школ. Помните преподавательницу начальных классов из Иркутской области — на Прямой линии с президентом она задала вопрос: «Владимир Владимирович, я люблю детей, я хочу работать с детьми, но как мне выжить на 16 тысяч рублей?» Низкие зарплаты — это плевок в лица российских учителей.
Но даже эту зарплату еще надо ухитриться получить. Ведь учитель сегодня задавлен не только переполненными классами, но и бюрократией: отчеты, ведомости, табели… Нигде, похоже, нет так много бумаг. Разве что медики могут поспорить. Собственно, потому у нас не хватает не только учителей, но и врачей…
Для чего это делается? Все просто: в России куда важнее человека — цифирь. Плевать, как реально живут учителя; куда важнее отчетность, статистика. «Дай нам результат!» — орут на директора школы из департамента образования. После чего тот орет на учителя. Нужно дать наверх правильные цифры, чтобы нам вновь сказали: все хорошо, а будет еще лучше.
Вот и получается, что в учителя идут те, кто не может найти себе другого места. То есть далеко не лучшие. Есть и другие — те, кто, точно героиня повести «Уроки французского» Валентина Распутина, несет свой крест, совершая нечто вроде подвижничества. Этим людям Дмитрий Медведев заявил: «Хотите денег? Идите в бизнес. А учитель — это призвание». Читай: работайте за гроши — выживайте.
Меж тем учитель — это не просто человек, который дает знания. Нет, он воспитывает, являет собой пример. Учитель в высшем смысле — это и старший товарищ, и наставник. Он должен быть лучшим. Но для этого учителю надо развиваться, а не все время заботиться о выживании. Однако какое саморазвитие, когда каждый день думаешь, из чего сварить суп — из косточек или просто на воде.
При этом такой стоический труд не героизируется — наоборот. У нас популяризируют патентованных шлюх, которых называют селебрити, но не простых учительниц, честно выполняющих свои обязанности. Преподавателя если и пустят в прайм-тайм, то исключительно когда он переспит со своими учениками. И всякий раз педагогу тычут: «Если ты такая умная, то почему такая бедная?!»
И вот в таких условиях российские учителя имеют дело с весьма нерадивыми детьми. Им не скажешь, как раньше: «Сядь, пожалуйста, веди себя прилично» — и они выполнят. Нет, современные дети, даже если не берут в руки нож или винтовку, ведут себя по меньшей мере вызывающе, нагло. Они ведь тоже пропитаны культом силы, культом успеха, а потому самоутверждаются, готовые на все, лишь бы получить свою минуту славы.
Часто, когда я выступаю в школах, меня не покидает стойкое, как вонь в курилке, ощущение, что в кабинете сидят не ученики седьмого, восьмого, неважно какого класса, а взрослые, потрепанные жизнью мужики и тетки, которые побаловались в этой жизни слишком многим порочным. И потому, уходя, я искренне восхищаюсь учителями: «Боже, как вы справляетесь?» И правда — как?!
Тут дело ведь не только в зарплатах и бюрократии, а в том, что в принципе нивелирован авторитет учителя. Современные дети растут в мире, похожем на бои без правил. Есть лишь одна установка: «Ты ничего никому не должен — возьми свое». Иерархия, авторитеты — это не для современных подростков и не для современного мира. Нахамить учителю, оскорбить его — модно и даже обязательно.
Проблема усиливается и тем, что родители не занимаются своими чадами. Для многих из них дети являются обузой. Мамаши и папаши ждут, как бы побыстрее спихнуть их в садик или школу, а после заняться своими делами. Кто-то хочет развлечься, а другим выживать нужно, чтобы этих детей прокормить. В результате учитель выполняет не только педагогические, но и родительские функции. Первичное лоно (так Иван Ильин называл семью) переместилось в школу. Ко всем прочим нагрузкам.
В такой системе, создающей атмосферу антиутопии, учитель неизбежно испытывает как минимум стресс и как максимум — чувство обреченности и страха. Возможно, кто-то в подобных условиях тренирует дзен, но большинство тратит массу сил на сдерживание себя. Однако панцирь такого смирения и самоконтроля рано или поздно лопается.
Да, нет ничего нормального в том, что учительница бьет девятилетнего ученика, который в свою очередь пытается ударить ее. Но, без оправданий, чем отличился мальчик до этого? Как говорят другие ученики, неадекватным поведением: матерился, бил одноклассников и учителей — в общем, жалоб много. И тут, как и во многих других историях, проблема заключается не в противостоянии отдельно взятых педагога и ученика, а в системе дегуманизации, рождающей подобные конфликтные ситуации. Число их будет лишь нарастать, а качество — маргинализироваться.
То, что учителя в России живут далеко за пределами «зоны комфорта», давно уже стало общим местом, однако это не отменяет проблемы. Наоборот, лишь усугубляет ее. И с каждым новым годом российских учителей роняют все ниже — на самое дно; осталось только втоптать их в землю. А вопросы вроде «как улучшить их жизнь?» превратились в риторические. Но ответы банальны. Когда экс-замминистра экономического развития Андрей Клепач сообщает, что почти весь доход, полученный Россией от повышенных цен на нефть в 2018 году, ушел в отток капитала, мы знаем, на что реально нужно было потратить эти деньги.
Однако дело не только в повышении зарплат, но и в пересмотре статуса педагога как такового, в изменении всей системы. Можно вкладывать деньги в вооружение, в глобальные объекты и мероприятия, но все это окажется бесполезным, если иметь в стране школы, где ученики сходятся с другими учениками и учителями в бессмысленной и беспощадной схватке. Потому что даже с самым лучшим вооружением не найдется тех, кто сможет им пользоваться, а многие просто не станут защищать Родину: для этого у них нет ни знаний, ни ценностей. То же самое — в еще большей степени — касается мирного времени.
Государство, которое не заботится и не защищает своих учителей, уничтожая образование, априори обречено. Ведь в таком случае оно не защищает ни себя, ни своих граждан. Оно проигрывает ключевую войну, чтобы в итоге потерпеть разгромное поражение в войне тотальной. И, боюсь, мы уже видим белый флаг, поднятый над российскими школами.
Так, может, пора государству объявить перемирие со своими учениками и педагогами? И сделать, наконец, шаг навстречу друг другу…
Заголовок в газете: Проигранная война: российских учителей опустили на дно
Опубликован в газете “Московский комсомолец” №27835 от 16 ноября 2018 Тэги: Война, Нефть, Дети , Финансы Персоны: Дмитрий Медведев Организации: ОПЕК Места: Россия, Пермь, Иркутская область
Опустились на дно: почему государство не защищает учителей
Таким образом оно не думает ни о себе, ни о гражданах
15.11.2018 в 15:15, просмотров: 50785
Отто фон Бисмарк говорил: «Войны выигрывают не генералы, а школьные учителя». Позднее Джон Кеннеди применил тезис немецкого канцлера к конкретному противостоянию: «СССР выиграл космическую гонку за школьной партой». Однако JFK был излишне оптимистично настроен по отношению к Союзу и его преемнице России. Потому что тогда мы выиграли не войну, а лишь битву. После чего Советский Союз кончил жизнь самоубийством, а мы принялись изводить образование — реформами, безденежьем, глупостью.
В результате наши школы превратились в странные опасные учреждения, где каждый пытается сожрать друг друга. И едва ли не каждый день мы получаем оттуда дьявольские вести. Избили одноклассницу. Унизили инвалида. Снимали порнографию. И высшая концентрация зла — расстрел в Керчи и резня в Перми.
Однако беспредельничают не только школьники, но и учителя. Две новости прошли одна за другой. В Холмске, это на Сахалине, учительница довела девочку до истерики из-за дырки на плече кофты. «У тебя есть родители? Они вообще адекватные? А ты адекватная? Ты приемная, что ли. » — унижала при всех ребенка преподавательница. А в Комсомольске-на-Амуре учительница избила девятилетнего ученика со словами: «Ты кто такой, кто тебе позволяет себя так вести? Почему ты мешаешь всем?!»
Имя подобным случаям — легион. Почему так происходит?
Очевидно, в школах есть существенный недостаток кадров. Мои знакомые — в разных областях России — честно пытались работать учителями. Однако, не выдержав, разбрелись кто куда. Можно ли обвинять их за это? Возможно. Однако в обществе, где властвует рыночная мораль с культом силы, успеха и денег, данные обвинения выглядят по меньшей мере лицемерно.
Учителей сегодня заставляют уходить из школ. Помните преподавательницу начальных классов из Иркутской области — на Прямой линии с президентом она задала вопрос: «Владимир Владимирович, я люблю детей, я хочу работать с детьми, но как мне выжить на 16 тысяч рублей?» Низкие зарплаты — это плевок в лица российских учителей.
Но даже эту зарплату еще надо ухитриться получить. Ведь учитель сегодня задавлен не только переполненными классами, но и бюрократией: отчеты, ведомости, табели… Нигде, похоже, нет так много бумаг. Разве что медики могут поспорить. Собственно, потому у нас не хватает не только учителей, но и врачей…
Для чего это делается? Все просто: в России куда важнее человека — цифирь. Плевать, как реально живут учителя; куда важнее отчетность, статистика. «Дай нам результат!» — орут на директора школы из департамента образования. После чего тот орет на учителя. Нужно дать наверх правильные цифры, чтобы нам вновь сказали: все хорошо, а будет еще лучше.
Вот и получается, что в учителя идут те, кто не может найти себе другого места. То есть далеко не лучшие. Есть и другие — те, кто, точно героиня повести «Уроки французского» Валентина Распутина, несет свой крест, совершая нечто вроде подвижничества. Этим людям Дмитрий Медведев заявил: «Хотите денег? Идите в бизнес. А учитель — это призвание». Читай: работайте за гроши — выживайте.
Меж тем учитель — это не просто человек, который дает знания. Нет, он воспитывает, являет собой пример. Учитель в высшем смысле — это и старший товарищ, и наставник. Он должен быть лучшим. Но для этого учителю надо развиваться, а не все время заботиться о выживании. Однако какое саморазвитие, когда каждый день думаешь, из чего сварить суп — из косточек или просто на воде.
При этом такой стоический труд не героизируется — наоборот. У нас популяризируют патентованных шлюх, которых называют селебрити, но не простых учительниц, честно выполняющих свои обязанности. Преподавателя если и пустят в прайм-тайм, то исключительно когда он переспит со своими учениками. И всякий раз педагогу тычут: «Если ты такая умная, то почему такая бедная?!»
И вот в таких условиях российские учителя имеют дело с весьма нерадивыми детьми. Им не скажешь, как раньше: «Сядь, пожалуйста, веди себя прилично» — и они выполнят. Нет, современные дети, даже если не берут в руки нож или винтовку, ведут себя по меньшей мере вызывающе, нагло. Они ведь тоже пропитаны культом силы, культом успеха, а потому самоутверждаются, готовые на все, лишь бы получить свою минуту славы.
Часто, когда я выступаю в школах, меня не покидает стойкое, как вонь в курилке, ощущение, что в кабинете сидят не ученики седьмого, восьмого, неважно какого класса, а взрослые, потрепанные жизнью мужики и тетки, которые побаловались в этой жизни слишком многим порочным. И потому, уходя, я искренне восхищаюсь учителями: «Боже, как вы справляетесь?» И правда — как?!
Тут дело ведь не только в зарплатах и бюрократии, а в том, что в принципе нивелирован авторитет учителя. Современные дети растут в мире, похожем на бои без правил. Есть лишь одна установка: «Ты ничего никому не должен — возьми свое». Иерархия, авторитеты — это не для современных подростков и не для современного мира. Нахамить учителю, оскорбить его — модно и даже обязательно.
Проблема усиливается и тем, что родители не занимаются своими чадами. Для многих из них дети являются обузой. Мамаши и папаши ждут, как бы побыстрее спихнуть их в садик или школу, а после заняться своими делами. Кто-то хочет развлечься, а другим выживать нужно, чтобы этих детей прокормить. В результате учитель выполняет не только педагогические, но и родительские функции. Первичное лоно (так Иван Ильин называл семью) переместилось в школу. Ко всем прочим нагрузкам.
В такой системе, создающей атмосферу антиутопии, учитель неизбежно испытывает как минимум стресс и как максимум — чувство обреченности и страха. Возможно, кто-то в подобных условиях тренирует дзен, но большинство тратит массу сил на сдерживание себя. Однако панцирь такого смирения и самоконтроля рано или поздно лопается.
Да, нет ничего нормального в том, что учительница бьет девятилетнего ученика, который в свою очередь пытается ударить ее. Но, без оправданий, чем отличился мальчик до этого? Как говорят другие ученики, неадекватным поведением: матерился, бил одноклассников и учителей — в общем, жалоб много. И тут, как и во многих других историях, проблема заключается не в противостоянии отдельно взятых педагога и ученика, а в системе дегуманизации, рождающей подобные конфликтные ситуации. Число их будет лишь нарастать, а качество — маргинализироваться.
То, что учителя в России живут далеко за пределами «зоны комфорта», давно уже стало общим местом, однако это не отменяет проблемы. Наоборот, лишь усугубляет ее. И с каждым новым годом российских учителей роняют все ниже — на самое дно; осталось только втоптать их в землю. А вопросы вроде «как улучшить их жизнь?» превратились в риторические. Но ответы банальны. Когда экс-замминистра экономического развития Андрей Клепач сообщает, что почти весь доход, полученный Россией от повышенных цен на нефть в 2018 году, ушел в отток капитала, мы знаем, на что реально нужно было потратить эти деньги.
Однако дело не только в повышении зарплат, но и в пересмотре статуса педагога как такового, в изменении всей системы. Можно вкладывать деньги в вооружение, в глобальные объекты и мероприятия, но все это окажется бесполезным, если иметь в стране школы, где ученики сходятся с другими учениками и учителями в бессмысленной и беспощадной схватке. Потому что даже с самым лучшим вооружением не найдется тех, кто сможет им пользоваться, а многие просто не станут защищать Родину: для этого у них нет ни знаний, ни ценностей. То же самое — в еще большей степени — касается мирного времени.
Государство, которое не заботится и не защищает своих учителей, уничтожая образование, априори обречено. Ведь в таком случае оно не защищает ни себя, ни своих граждан. Оно проигрывает ключевую войну, чтобы в итоге потерпеть разгромное поражение в войне тотальной. И, боюсь, мы уже видим белый флаг, поднятый над российскими школами.
Так, может, пора государству объявить перемирие со своими учениками и педагогами? И сделать, наконец, шаг навстречу друг другу…
Заголовок в газете: Проигранная война: российских учителей опустили на дно
Опубликован в газете “Московский комсомолец” №27835 от 16 ноября 2018 Тэги: Война, Нефть, Дети , Финансы Персоны: Дмитрий Медведев Организации: ОПЕК Места: Россия, Пермь, Иркутская область
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.