Км-7 отчёт кассира-операциониста

Сегодня рассмотрим тему: "км-7 отчёт кассира-операциониста" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.

Форма КМ-7 — ежедневно заполняемый документ, фиксирующий показания кассовых машин. Относится к первичной документации предприятия. Отчетность ведется старшим кассиром на основе справок типа КМ-6 (отчет кассира-операциониста). Данные в поля следует вносить в конце каждого операционного дня после того, как сдан Z отчет. Если следовать букве закона, то готовая форма, а также прилагающиеся к ней отчеты, должна попасть в бухгалтерию не позднее следующего операционного дня.

КМ-7 не обязательно должна заполняться вручную. Главное, чтобы отчет был напечатан на 2 сторонах и заверен подписями ответственных лиц.

Вне зависимости от количества машин, за день оформляется только 1 отчет по этой форме.

Во избежание путаницы рекомендуется вести разные КМ-7 для основного юрлица и обособленных подразделений.

В шапке должны быть указаны реквизиты предприятия. При этом название может быть неполным, а структурное подразделение можно не указывать. Нумерация бланка устанавливается предприятием. Она сохраняет сквозной порядок даже после смены календарного года, т.е. если 31 декабря это была КМ-7 №342, то 1 января это будет №343, а не №1, как можно было бы предположить.

Шапка КМ-7 можно сказать, заполняется стандартным образом. Вносятся данные организации, наименование, адрес, ну и все принадлежащие ей цифровые характеристики:

Изображение - Км-7 отчёт кассира-операциониста proxy?url=https%3A%2F%2Fassistentus.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F08%2Fforma_km-7_1-800

  • Таблица обязательно включает номера ККМ, которые вносят в графы 2 и 3.
  • Значение для графы 2 можно уточнить в паспортах машин, а 3 — в документах из налоговой, касающихся регистрации кассового оборудования.
  • В графу 4 вносится номер Z отчета. Предпринимателям знакомы такие случаи, когда после снятия этого отчета приходилось еще раз открывать кассу и проводить операции. Если так произошло, в четвертой колонке указываем номер последнего Z отчета.
  • Выручка за день (графы 8-14) разносится по секциям. Если в подразделении больше 3 секций, следует заполнять несколько форм.
  • В графах 10, 12 и 14 руководителям секций нужно будет расписаться, чтобы подтвердить, что введенная информация верна.

В случае, если предприятие не располагает отделами, графы 9-14 остаются незаполненными.

В нижней части формы заполняется сумма возвратов по чекам за день, в том числе, и по тем, которые были пробиты по ошибке. Число вводим прописью, не дублируя цифрами. В поле вносят только ту сумму, которую покупатели получили наличными. Возврат по безналу не учитывается.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Изображение - Км-7 отчёт кассира-операциониста proxy?url=https%3A%2F%2Fassistentus.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F08%2Fforma_km-7_2-800

Напоминаем, что форма КМ-7 за день сдается в единственном экземпляре. Если при проверке налоговый инспектор обнаружит отсутствие документа, на фирму и ответственное лицо будут наложены штрафы.

Особенность КМ-7 в том, что это — сводная форма. Таким образом, предприятия, использующие не больше одного ККМ, заполнять такой отчет не должны.

Вместе с тем, ведение такой документации обязательно для всех предприятий с контрольно-кассовыми машинами, даже если они не специализируются на товарной деятельности или действуют по упрощенной схеме.

Процесс эксплуатации кассовой техники сопровождает оформление специализированных учетных документов. В числе таких бланков и отчёт КМ-7. Он представляет собой сводный шаблон, заполняемый на основе ежедневных отчетов кассовых работников. В документе приводятся данные по показателям счетчиков кассовых устройств и объему вырученных денежных средств по предприятию суммарно всеми ККТ.

С 2017 года унифицированные бланки кассовой документации перестали носить обязательный характер.

Изображение - Км-7 отчёт кассира-операциониста proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F09%2Fc-users-vova-desktop-buhguru-sentyabr-2018-otchyot-2

В результате внедрения в торговую деятельность предприятий и ИП онлайн-касс с функцией доступа в Интернет и прямой связью с базами данных ФНС отпала необходимость в строгом соблюдении разработанных Госкомстатом бумажных учетных форм.

Этапы обновления нормативных требований к первичной и учетной документации по кассе были такими:

На последнем этапе необязательность применения унифицированных кассовых бланков подтвердили письменные разъяснения Минфина от 16.09.2016 (письмо зарегистрировано под № 03-01-15/54413). А Налоговая служба направила для ознакомления субъектов хозяйствования своё письмо № ЕД-4-20/18059 от 26.09.2016 г.

Форму отчёта кассира КМ-7 должны вести предприятия и ИП, использующие ККТ, но нет обязательств строгого соблюдения исходной структуры документа.

Изображение - Км-7 отчёт кассира-операциониста proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-special-textboxes%2Fthemes%2Fstb-dark%2Falert

Изображение - Км-7 отчёт кассира-операциониста proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F09%2Fc-users-vova-desktop-buhguru-sentyabr-2018-otchyot-3

При самостоятельной разработке шаблона сводного кассового документа, аналогичного бланку КМ-7, необходимо придерживаться требований по включению в него такого набора данных:

  • наименование бланка;
  • дата его заполнения;
  • название субъекта хозяйствования;
  • суть проведенной операции с денежными средствами в течение рабочего дня;
  • измерители и объем полученных и выданных денежных знаков;
  • перечисление должностей ответственных лиц;
  • поля для проставления подписей и указания их расшифровок.

В унифицированном бланке КМ-7 отчета кассира-операциониста все эти данные предусмотрены соответствующими графами. Документ следует оформлять каждый день. За его заполнение ответственность несет старший кассир или лицо, выполняющее его функции.

Нет видео.
Читайте так же:  Как правильно заполнить бланк формы рсв 1 пфр
Видео (кликните для воспроизведения).

Готовый образец отчёта КМ-7 должен быть передан в бухгалтерскую службу для отражения в учетных регистрах до того, как начнется следующая смена кассира.

При вводе данных о выручке сумма полученных средств по каждому кассовому аппарату должна иметь документальное подтверждение. Отражаемые в форме числовые данные необходимо подкреплять итогами на начало и конец смены в разрезе ККМ. Обязательно прописывают значения показателей счетчиков по всем задействованным кассовым устройствам.

Выручку указывают как общей суммой, так и отдельными итогами по подразделениям компании. Все данные считают утвержденными после их визирования руководителем фирмы и старшим кассиром.

Форма КМ-7 представляет собой отчет, фиксирующий показания фискальных счетчиков ККМ, имеющих ЭКЛЗ, а также величину выручки, полученной за рабочую смену. В чем специфика применения этой формы и где можно найти ее бланк и образец заполнения, читайте в нашей статье.

Форма КМ-7 — документ, который непосредственно связан с применением ККТ, имеющей ЭКЛЗ. Обязательность его использования отменена с июля 2016 года с внесением поправок в закон «О применении ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ. А с июля 2017 года эта форма вообще становится ненужной из-за прекращения использования касс, оснащенных ЭКЛЗ. Однако это не препятствует продолжению использования формы КМ-7 только в части, касающейся сведений о сумме выручки, полученной за смену.

О том, какая техника сменила ККМ, имеющие ЭКЛЗ, читайте в статье «Порядок перехода на онлайн-кассы с 2016 года».

Во времена применения касс, оснащенных ЭКЛЗ, форма КМ-7 представляла собой обязательное приложение к другой унифицированной форме — КМ-6, составлять которую должен был кассир-операционист. Но с введением в действие поправок в закон «О применении ККМ» форма КМ-6 заполняется лишь по желанию хозсубъекта.

Подробности см. здесь.

В отчете по форме КМ-7 предусмотрены графы для указания заводских, а также регистрационных номеров всех используемых ККТ. Причем формировать его требовалось на любое количество имевшихся в наличии ККТ, в т. ч. на единственный кассовый аппарат.

Бланк формы КМ-7 утвержден постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132. Скачать его можно на нашем сайте.

Форму КМ-7 надлежало ежедневно формировать в 1 экземпляре и сдавать в бухгалтерию до начала следующей рабочей смены вместе:

  • с формой КМ-6;
  • ПКО, РКО;
  • актами по форме КМ-3 (на возврат денежных сумм покупателям).

В таблице, которая является основным элементом формы КМ-7, указывались и суммировались показатели по всем фискальным счетчикам ККТ, а также по наличной выручке по торгующему субъекту в целом или с разбивкой по отделам (в этом случае цифры заверялись подписями заведующих соответствующими отделами).

Суммы, отраженные в актах по форме КМ-3, то есть возвращенные покупателям фирмы, указывались прописью в специальной графе, расположенной под таблицей.

Сведения, зафиксированные в форме КМ-7, заверялись руководителем торгующего субъекта, а также старшим кассиром.

Где можно скачать образец заполнения отчета кассира-операциониста по форме КМ-7

Заполненный бланк КМ-7, составленный для периода применения касс, имеющих ЭКЛЗ, доступен для скачивания на нашем сайте.

До вступления в силу поправок в закон «О применении ККТ» форма КМ-7 была обязательным отчетом для касс с ЭКЛЗ. Но теперь эта унифицированная форма не обязательна к применению, поскольку обновленные аппараты передают информацию с фискальных накопителей в ФНС в онлайн-режиме.

Сведения о показаниях счётчиков ККМ и выручке организации. Форма № КМ-7

Заполните бланк без ошибок за 1 минуту!

Бесплатная программа для автоматического заполнения всех кассовых документов. Узнать больше >>

  • Кассовые ордеры
  • Кассовая книга
  • Платежный ордер
  • Аккредитив
  • АО-1. Авансовый отчёт
  • Акт сверки взаиморасчетов
  • Бланк товарного чека
  • Документы по учету ККМ
  • Платежное поручение
  • Платежное требование
  • Инкассовое поручение
  • Книга учета денежных средств
  • Объявление на взнос наличными
  • Журнал регистрации кассовых документов

Класс365 – быстрое и удобное заполнение всех кассовых документов

Форма № КМ-7 применяется для составления сводного отчёта о показаниях счётчиков контрольно-кассовых машин (ККМ) и выручке организации за текущий рабочий день. Данная форма является приложением к Справке-отчету кассира-операциониста за текущую дату.

Унифицированная форма № КМ-7 утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 г. № 132.

(Выписывайте документы без ошибок и в 2 раза быстрее за счет автоматического заполнения документов в программе Класс365)

Изображение - Км-7 отчёт кассира-операциониста proxy?url=https%3A%2F%2Fclass365.ru%2Fimages%2Fblank%2Fkm-7-obrazets-m1

Изображение - Км-7 отчёт кассира-операциониста proxy?url=https%3A%2F%2Fclass365.ru%2Fimages%2Fblank-programma

Как упростить работу с документами и вести учет легко и непринужденно подробнее>>

Специальная программа для малого бизнеса

Класс365 – онлайн программа для всех:

  • 50 актуальных бланков документов
  • Торговый и Складской учёт
  • CRM-система для работы с клиентами
  • Банк и Касса
  • Интеграция с интернет-магазинами
  • Встроенная почта и отправка SMS
  • Отчеты в один клик

Составляется в одном экземпляре старшим кассиром ежедневно и вместе с актами, справками-отчетами кассиров-операционистов, приходными и расходными ордерами передается в бухгалтерию организации до начала работы следующей смены.

Читайте так же:  Правительство обещает снизить уровень бедности в 2019 - 2020 году

В форме согласно показаниям счетчиков на начало и конец работы по каждой ККМ рассчитывается выручка, в том числе с распределением её по отделам, что подтверждается подписями соответствующих заведующих отделами. В конце таблицы подводятся итоги показаний счётчиков всех контрольно-кассовых машин и итоговая выручка организации с распределением её по отделам.

Согласно актам указывается итоговая сумма денег, выданных покупателям по возвращенным ими кассовым чекам, на которую уменьшается общая выручка организации. Сведения подписываются руководителем и старшим кассиром организации.

Как автоматизировать работу с документами и не заполнять бланки вручную

Автоматическое заполнение бланков документов. Сэкономьте свое время. Избавьтесь от ошибок.

Подключитесь к КЛАСС365 и пользуйтесь полным спектром возможностей:

  • Автоматически заполнять актуальные типовые формы документов
  • Печатать документы с изображением подписи и печати
  • Создавать фирменные бланки с вашим логотипом и реквизитами
  • Составлять лучшие коммерческие предложения (в том числе по собственным шаблонам)
  • Выгружать документы в форматах Excel, PDF, CSV
  • Рассылать документы по email прямо из системы

С КЛАСС365 вы сможете не только автоматически готовить документы. КЛАСС365 позволяет управлять целой компанией в одной системе, с любого устройства, подключенного к интернету. Легко организовать эффективную работу с клиентами, партнерами и персоналом, вести торговый, складской и финансовый учет. КЛАСС365 автоматизирует всё предприятие.

Форма КМ-7. Сведения о показаниях счётчиков ККМ и выручке организации. Как заполнить правильно

Форма КМ-7 – это единый отчёт по показаниям и выручке всех кассовых аппаратов организации за день. Является приложением к Справке-отчету кассира-операциониста (Форма КМ-6) за эту дату.

Изображение - Км-7 отчёт кассира-операциониста proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.business.ru%2Fimages%2Fplaceholders%2Fplaceholder_blanki_270718

Изображение - Км-7 отчёт кассира-операциониста proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.business.ru%2Fimages%2Fblanks%2FKM-7%2FKM-7-obrazec-pr1

Изображение - Км-7 отчёт кассира-операциониста proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.business.ru%2Fimages%2Fblanks%2FKM-7%2FKM-7-obrazec-pr2

Изображение - Км-7 отчёт кассира-операциониста proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.business.ru%2Fimages%2Fplaceholders%2Fblank_pic_3

Посмотреть образец заполнения формы КМ-7: стр. 1 стр. 2

Изображение - Км-7 отчёт кассира-операциониста proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.business.ru%2Fimages%2Fplaceholders%2Fblank_pic_5

Унифицированные бланки и печатные формы документов на 2018 г.

  • ✓ Платежные документы
  • ✓ Кассовые документы
  • ✓ Типовые формы договоров
  • ✓ Документы на транспортрировку товаров
  • ✓ Документы по учету товаров
  • ✓ Документы ККМ и ККТ
  • ✓ Должностные инструкции
  • ✓ Деловые письма
  • ✓ Документы по учету материалов
  • ✓ Бланки и формы доверенностей

Сведения составляются ответственным лицом (кассиром) в одном экземпляре ежедневно в конце рабочей смены, и вместе с отчетом кассира-операциониста, с приходными и расходными кассовыми ордерами сдаются в бухгалтерию.
Форма КМ-7 является унифицированной и утверждена Госкомстатом России от 25.12.1998 №132.

В «шапке» бланка указываются наименование, адрес и телефоны организации, а также структурного подразделения, если отчёт касается его; код организации по ОКПО, ИНН, код вида деятельности. Указываются также номера отчётов кассира-операциониста за этот день, номер, дата и время составления самого бланка КМ-7.

В табличной части отмечаются:

  • номер кассы (организация присваивает сама);
  • заводской номер ККМ
  • номер ККМ, присвоенный кассовому аппарату при регистрации в налоговой;
  • номер Z-отчета на начало и конец смены;
  • 5 столбец заполнять не обязательно, т.к. у современных ККМ показания счётчиков не обнуляются
  • показания счетчика на начало рабочей смены;
  • показания счетчика на конец рабочей смены;
  • вся выручка по счётчику за рабочую смену, включая возвраты по неиспользованным чекам;
  • данные о выручке по отделам (секциям); вписывается сумма полученной выручки и ставится подпись ответственного лица для каждого отдела.

В конце таблицы подводится суммарный итог всей выручки и отдельно по секциям.

В случае, если были возвраты денег по неиспользованным или ошибочно пробитым чекам, эта цифра прописью указывается ниже таблицы.

Заполненную форму КМ-7 заверяют своими подписями старший кассир и руководитель предприятия.

Программа для розничных магазинов, оптовой торговли, интернет-магазинов и сферы услуг.

  • Торговый и складской учет
  • Интеграция с фискальными регистраторами
  • CRM, заказы и сделки
  • Печать первичных документов
  • Банк и касса, взаиморасчеты
  • Интеграция с интернет-магазинами
  • Интеграция со службами доставки
  • Интеграция с IP-телефонией
  • Email и SMS рассылка
  • КУДиР, налоговая декларация (УСН)

Чтобы официально зафиксировать и задокументировать показания кассового аппарата, необходимо заполнить специальную форму КМ-7. В ней отражаются показания ККМ и вся выручка за один рабочий день компании. В нашей статье мы расскажем, как сделать отчет кассира-операциониста по форме КМ-7 и какие нюансы необходимо при этом знать.

Эта бумага связана с использованием ККТ, и поэтому ее обязаны заполнять все организации, которые применяют такую технику. Прописано это в Законе № 54-ФЗ. Составляет данный акт кассир-операционист, заполняет, а затем передает в бухгалтерию. Причем делать это он должен каждый день, в конце рабочего дня. Заполнять акт можно как в ручном варианте, так и с использование компьютера. Главное, чтобы такой отчет представлял собой двухсторонний лист с подписями ответственных лиц. Вместе с таким отчетом в бухгалтерию должны сдаваться и такие документы:

Основной элемент документа – это таблица, которую и следует правильно заполнять кассиру. В ней прописываются и затем суммируются все показатели ККТ. Под таблицей есть графа, в которой дается информация по возвращенным покупателям деньгам. Еще в акт вносят название компании, ее точный адрес и контактные телефоны. А в таблицу вписываются следующие данные:

  • В третью и вторую графу вносятся номера ККМ. Причем цифры для 2 графы есть в паспорте аппарата, а цифры для графы 3 берутся из налоговой документации по кассовым аппаратам.
  • Номер Z-отчета вписывается в четвертую графу, причем учитывается только последний отчет в том случае, если касса была вскрыта.
  • С восьмой по четырнадцатую графы вписывается дневная выручка фирмы.
  • А в десятой, двенадцатой и четырнадцатой графах свою подпись должен поставить директор торгового заведения и тем самым заверить акт.
  • Если у организации только один отдел, то в этом случае графы с 9 по 14 не заполняются.
Читайте так же:  Фиксированные взносы ип в 2019 - 2020 году

Посмотреть наглядный образец заполнения документа можно здесь.

Следует отметить, что форма КМ-7 является сводной, поэтому если компания использует только один кассовый аппарат, то такая справка-отчет не потребуется. Только компаниям, у которых имеется от двух аппаратов и больше, есть прямая обязанность заполнения КМ-7, причем независимо от того, работает она на упрощенке или нет. Если это ваша ситуация, каждый кассир в конце смены должен оформлять и передавать бухгалтеру данную форму.

Форма КМ-7. Сведения о показаниях счетчиков контольно-кассовых машин и выручке организации

Кассир-операционист должен оформлять документ, которым сопровождается закрытие кассового аппарата после смены. Этот документ называется справка-отчет кассира. В документе имеется необходимая информация о данных счетчика, конкретные суммы, связанные с инкассацией, и любые другие данные, с помощью которых можно проследить движение наличности. Также в документе указывается дата закрытия смены. Если старший кассир использовал несколько ККМ, то необходимо приготовить сводный отчет, который будет содержать информацию из документа формы КМ-7. Сейчас мы рассмотрим с вами правила оформления этого документа. Вы можете скачать образец в конце этой статьи.

Бланк формы КМ-7 нужно заполнить в одном экземпляре. Его необходимо сдать в бухгалтерию до того, как начнется кассовый день, также как и другие отчеты, такие как приходные, возвратные акты и другие документы. Образец можно скачать здесь.

Форма КНД 1110021 заполняется в том случае, если возникает потребность в открытии, перерегистрации или снятии с учета ККТ.

Изображение - Км-7 отчёт кассира-операциониста proxy?url=http%3A%2F%2Fonline-buhuchet.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2013%2F01%2Fif_note_1296370-1

В заполнении формы КМ-7 не должно возникать каких-либо сложностей, главное это внимательность. Чтобы у вас на руках имелись все необходимые данные, нужно знать информацию из отчетов операционистов. У каждого отчета имеется свой номер и дата. Нижеприведенные правила обязательно нужно учитывать при заполнении документа:

  • Указывается имя организации, ИНН, адрес, а также местоположение подразделения, если таковое имеется.
  • Необходимо указать дату, причем время указывается до минут.
  • Порядковый номер, который указывается в соответствии со сквозной нумерацией.
  • Необходимо дать информацию о номерах отчетов кассиров, вместе с датами. Также должна указываться объединенная форма.
  • Указываются номера ККМ и другие отличительные признаки, которых может быть несколько. Все это указывается на обратной стороне.
  • Должна иметься информация об отчетах контрольного счетчика, информация об отчете фискальной памяти, где нужно указать его номер. Все это заносится в соответствующие столбцы. Данные счетчик указываются как на начало дня, так и на конец.
  • Суммарная выручка за смену, которую нужно разбить по отделам.
  • Если имеется сумма, которая была возвращена в связи с какими-то обстоятельствами покупателям, это нужно зафиксировать в отдельной строке прописью.
  • Все заверяется старшим кассиром, где необходимо расшифровать фамилию. Готовый бланк нужно приложить к отчету КМ-6.

Сейчас с помощью специальных программ для компьютера можно оформить всю необходимую информацию, связанную с показаниями счетчиков. У большинства организаций должен быть документ, который называется «справка-отчет кассира операциониста». Такой документ, скорее всего, обязательно будет, если торговая точка имеет зарегистрированный ККМ с фискальной памятью. Вся нужная информация берется из этого документа, именно на её основании можно составить нужный документ.

Чтобы вы имели представление о том, как максимально правильно заполнить КМ-7, вы можете скачать документ по ссылке ниже.

Минфин о необязательности применения формы КМ-4 и других форм для ККТ

Стало известно, что Минфин не считает обязательным при оформлении операций с ККТ пользоваться формой КМ-4 «Журнал кассира-операциониста». Как в таком случае отражать операции, которые проводятся через ККТ?

Экономические субъекты привыкли, что при учете денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККТ они должны использовать формы, которые перечислены в разд. 1.1 Постановления Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»:

  • КМ-1 «Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины»;
  • КМ-2 «Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию»;
  • КМ-3 «Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам»;
  • КМ-4 «Журнал кассира-операциониста»;
  • КМ-5 «Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста»;
  • КМ-6 «Справка-отчет кассира-операциониста»;
  • КМ-7 «Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации»;
  • КМ-8 «Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ»;
  • КМ-9 «Акт о проверке наличных денежных средств кассы».
Читайте так же:  Документы для оформления пенсии за выслугу лет: перечень необходимых документов

Последняя форма в данном списке применяется для отражения результатов внезапной проверки фактического наличия денежных средств, находящихся в кассе торговой организации или предпринимателя и заполняется представителями контролирующей организации по результатам проверки. А вот остальные формы в ходе этой проверки должны быть предъявлены проверяемым лицом, предварительно правильно заполнены и оформлены.

Так вот, в Письме Минфина России от 16.09.2016 № 03‑01‑15/54413 указывается, что согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54‑ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» законодательство РФ о применении ККТ состоит из данного закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

С учетом того, что Постановление Госкомстата России № 132 не является нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Федеральным законом № 54‑ФЗ, оно, по мнению финансистов, не относится к законодательству РФ о применении ККТ и, следовательно, не подлежит обязательному применению.

Можно предположить, что это разъяснение вызвано именно появлением в Федеральном законе № 54‑ФЗ указания на то, из каких нормативных актов состоит законодательство о ККТ. Оно присутствует в новой редакции закона, которая на основании Федерального закона от 03.07.2016 № 290‑ФЗ действует с 15.07.2016. В предыдущей редакции не было подобной нормы.

Получается, чтобы нормативный акт относился к законодательству о применении ККТ, он должен содержать ссылку на Федеральный закон № 54‑ФЗ. А в Постановлении Госкомстата России № 132 такой ссылки нет.

Так что же, формы, указанные в ККТ, применять больше не обязательно? Необходимо разобраться.

В предыдущей редакции Федерального закона № 54‑ФЗ в ст. 5 перечислялись обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ККТ. Одной из данных обязанностей назывались обеспечение, ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ. О какой конкретно документации идет речь, в законе не говорилось.

Еще более скупа на этот счет новая редакция закона. В той же ст. 5 пользователям вменяется в обязанность:

  • предоставлять в налоговые органы по их запросам информацию и (или) документы, связанные с применением ККТ, при осуществлении ими контроля и надзора за применением ККТ;
  • обеспечивать должностным лицам налоговых органов при осуществлении ими контроля и надзора за применением ККТ беспрепятственный доступ к ней и фискальному накопителю, в том числе с использованием технических средств, и предоставлять указанным должностным лицам документацию на них.

Опять же не расшифровывается, что относится к упомянутым документам и документации.

В Постановлении Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями» (в нем указывается, что оно принято в соответствии с Федеральным законом № 54‑ФЗ) говорится лишь о таком документе, как паспорт ККТ.

Правда, не утратили силу Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением [1] (далее – Типовые правила). Пожалуй, это самый подробный и приближенный к практической деятельности налогоплательщиков документ, который поясняет, как им пользоваться ККТ с фискальной точки зрения. И он даже имеет ссылку на то, что принят в соответствии с законом, регулирующим применение ККТ, правда, имеется в виду закон, который действовал до принятия Федерального закона № 54‑ФЗ.

В Типовых правилах, в числе прочего, упомянуты ситуации, в которых надо заполнять определенные формы, и указано, какие. Эти формы приведены непосредственно в названном документе. Однако как раз вместо этих форм и применялись все последние годы те, которые поименованы в Постановлении Госкомстата России № 132 (см. письма МНС России от 27.08.1999 № ВГ-6-16/685, ФНС России от 23.06.2014 № ЕД-4-2/11941).

Но в п. 3.4 Типовых правил вполне определенно говорится, что на кассовую машину администрация заводит книгу кассира-операциониста, которая должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписями налогового инспектора, директора и главного (старшего) бухгалтера предприятия и печатью. То есть (с учетом Постановления Госкомстата России № 132) речь шла, безусловно, о форме КМ-4 (см. Письмо Минфина России от 11.06.2009 № 03‑01‑15/6-311).

Кроме того, необходимо сказать еще о двух нормативных документах, в которых указано, что их исполнение регулируется, в частности, Федеральным законом № 54‑ФЗ:

  • Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей [2] ;
  • Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения [3] .
Читайте так же:  Организация на усн может учитывать расходы на капремонт многоквартирного дома в составе материальных

В обоих этих документах, как и в Федеральном законе № 54‑ФЗ, установлено, что специалисты территориальных ИФНС при исполнении соответствующих государственных функций имеют право запрашивать для проверки документацию от проверяемого объекта, связанную с применением ККТ и учетом денежных средств (регистрацией, перерегистрацией, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, вводом в эксплуатацию, применением, хранением и выводом из эксплуатации ККТ, ходом регистрации ею информации о платежах и ее хранением).

А далее в них прямо указывается, что в число проверяемых документов входят, в частности, журнал кассира-операциониста, акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, справка-отчет кассира-операциониста, сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации. Иными словами, это именно те формы, о которых говорится в Типовых правилах. Но сами эти формы в указанных административных регламентах не приводятся, в них также отсутствуют отсылки к Постановлению Госкомстата России № 132 или к другим документам.

Конечно, в связи с предстоящим повсеместным переходом налогоплательщиков на применение онлайн-касс эта документация, вероятно, утратит в значительной степени свое значение для налоговиков в части контроля за применением ККТ. Но о полной ее отмене говорить, во всяком случае, пока, не приходится, тем более что некоторые, хотя и немногочисленные, категории налогоплательщиков даже после 01.07.2017 будут вправе работать на ККТ «по старинке», то есть без передачи фискальных данных налоговикам через оператора. И им‑то использования журнала кассира-операциониста и других документов, связанных с применением ККТ, не избежать.

Но другое дело, в какой форме эти документы теперь должны оформляться. И здесь имеет значение не только разъяснение Минфина о том, что формы, приведенные в Постановлении Гос­комстата России № 132, можно не применять. Кстати, данное постановление, как и многие другие подобные документы, принятые названным ведомством, стало необязательным для применения в связи с принятием Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете».

Согласно п. 4 ст. 9 поименованного закона формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Нет обязанности применять унифицированные формы, утвержденные Росстатом.

Правда, Минфин в Информации № ПЗ-10/2012 указал на то, что обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов.

В связи с этим ФНС в Письме от 23.06.2014 № ЕД-4-2/11941 разъяснила, что Типовые указания и Постановление Госкомстата России № 132 разработаны в целях реализации положений законодательства о применении ККТ и на основании него. Но теперь Минфин опроверг данное утверждение, по крайней мере, в части того, что упомянутое постановление основано на федеральном законодательстве о ККТ.

Все изложенное подвело нас к следующему выводу. Применение документов, связанных с применением ККТ, необходимо, причем в том минимальном составе, который определен в Типовых правилах и упомянутых административных регламентах. Но формы этих документов, утвержденные каким‑либо уполномоченным органом, в настоящий момент, по нашему мнению, отсутствуют.

Поэтому любое лицо, применяющее ККТ, теперь вправе разработать свои собственные первичные документы, связанные с применением ККТ, лишь бы в них имелись обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона № 402‑ФЗ. В то же время каждый экономический субъект вправе сам решить, а не принять ли ему все‑таки эти первичные документы в такой форме, которая приведена в Постановлении Госкомстата России № 132 (нет запрета на использование в этом качестве унифицированных форм), тем более что данные документы должны соответствовать требованиям по указанию в них информации, установленным Типовыми правилами. Очевидно, что обозначенным требованиям именно унифицированные формы больше всего и соответствуют.

[1] Утверждены Минфином России 30.08.1993 № 104.

[2] Утвержден Приказом Минфина России от 17.10.2011 № 133н.

[3] Утвержден Приказом Минфина России от 17.10.2011 № 132н.

Изображение - Км-7 отчёт кассира-операциониста 23423424
Автор статьи: Филипп Соловьев

Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.3 проголосовавших: 272

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here