Сегодня рассмотрим тему: "как через комиссии по легализации попадают в план выездных проверок" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
Содержание
- 1 Как через комиссии по легализации попадают в план выездных проверок
- 2 Заседание комиссии по легализации налоговой базы: порядок проведения
- 3 Комиссии по легализации и их предпроверочный анализ и отбор
- 4 Отбор на комиссию по легализации базы по страховым взносам: новые критерии с 2017 года
- 5 Комиссии по легализации налоговой базы: кого туда пригласят, и какими будут последствия
- 6 Дополнительные критерии для плана выездных проверок
Как через комиссии по легализации попадают в план выездных проверок
Последнее время комиссии по легализации налоговой базы, а также зарплатные комиссии активизировали свою работу. К сожалению, не все осознают, что контроль со стороны этой структуры легко перерастает в выездную налоговую проверку. Рассказываем, когда именно это происходит согласно действующему регламенту.
С 25 июля 2017 года мониторинг налогов, базы по ним, а также страховым взносам комиссии по легализации ведут на основе нового порядка. Он закреплён письмом ФНС России № ЕД-4-15/14490. Одновременно перестал действовать прежний регламент (утв. письмом ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722).
В основном налоговые комиссии по легализации занимаются:
- Мониторингом динамики размера налоговой базы.
- Последующим контролем и оценкой отчетности плательщика налогов, страховых взносов, налогового агента.
Как известно, главная задача работы комиссии по легализации не столько налоговый мониторинг, сколько обеспечить дополнительные поступления в бюджет НДФЛ и страховых взносов. Поэтому по окончании заседания комиссии её работа не заканчивается. Рассмотренного плательщика всё равно будут мониторить по 3-м направлениям:
Заседание комиссии по легализации налоговой базы: порядок проведения
ФНС России утвердила новый порядок проведения заседания комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам. Как себя вести? К чему приготовиться? Отвечаем на эти вопросы в нашем обзоре.
С 25 июля 2017 года налоговые комиссии по легализации занимаются мониторингом базы по НДФЛ и страховым взносам на основе нового порядка. Он закреплён письмом ФНС России № ЕД-4-15/14490. Одновременно перестал действовать прежний регламент. Он был утверждён письмом ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722.
Основной принцип такой: деятельность каждого интересующего комиссию по легализации налоговой базы лица рассматривают отдельно.
Все вопросы комиссии по легализации в адрес должностного лица (представителя) компании (ИП, физлица), который пришёл на заседание, должны касаться обнаруженных проверяющими фактов и несоответствий. В связи с этим будет предложено:
Видео (кликните для воспроизведения). |
- дать пояснения;
- уточнить, что организация предпринимает и/или планирует предпринять для улучшения показателей своей финансово-хозяйственной деятельности и недопущения нарушения налогового законодательства.
Также напомним, что комиссии по легализации базы с 2017 года занимаются и мониторингом базы по страховым взносам. Это связано с изменениями в законодательстве с 01.01.2017.
По итогам заседания комиссии по легализации объектов налогообложения и базы она формулирует свои рекомендации:
- по ликвидации нарушений, которые имели место при формировании базы по налогам и взносам;
- по мерам, которые надо принять для закрытия долгов перед бюджетом.
Комиссия может предложить подать уточненные декларации, расчеты по форме 6-НДФЛ, расчеты по страховым взносам за прошлые периоды, в которых уточнить отчётные показатели. Например:
- расходы предпринимателя;
- расходы плательщика взносов на выплату страхового обеспечения;
- суммы, не облагаемые взносами;
- размер дополнительных тарифов по взносам и суммы взносов, исчисленные по ним;
- количество сотрудников, которым начислен доход;
- перечислить долг по НДФЛ и взносам с учетом пеней.
По итогам рассмотрения деятельности лица комиссии по легализации может направить соответствующие сведения:
- в правоохранительные органы;
- контролирующие органы;
- иные органы (ОВД, миграционщикам, в инспекцию по труду и др.).
Учтите, что о фактах начисления зарплату ниже прожиточного уровня или МРОТ налоговики по закону обязаны (!) каждый квартал отправлять:
- на местном уровне – органам местных властей;
- на уровне субъекта РФ – органам по труду и занятости, а также в трудовую инспекцию.
Все обстоятельства заседаний фиксируют протоколы комиссий по легализации. Это и рекомендации, и сроки устранения нарушений и искажений в учёте и отчётности.
Ведёт и оформляет этот документ секретарь комиссии.
В конце протокол подписывают председатель и секретарь комиссии. Его обязаны предъявить плательщику для изучения. При желании можно затребовать его копию.
Когда представитель компании не пришёл на заседание налоговой комиссии по легализации баз по уважительному поводу, мероприятие могут перенести. Здесь обратим внимание на 2 нюанса:
- перечень уважительных причин ФНС не закрепила (т. е. будет решаться на месте);
- перенести заседание в этом случае – право, а не обязанность комиссии.
При неявке комиссия должна снова направить уведомление о вызове. Его форма утверждена приказом ФНС от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189:
Кроме того, отсутствие плательщика или налогового агента на заседании обязательно отражают в протоколе.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Когда плательщик или налоговый агент без уважительной причины не пришел на заседание комиссии и вдобавок его отчетность не говорит об улучшении финансового состояния, будет поставлен вопрос:
- о новом вызове на межведомственную комиссию при местных органах власти;
- вызове на межведомственную комиссию при администрации региона (касается ГУП, МУП, акционерных обществ с гос. или муниципальным участием);
- проведении предпроверочного анализа в ИФНС;
- подготовке документов для назначения выездной налоговой проверки.
Комиссии по легализации и их предпроверочный анализ и отбор
Что делают комиссии по легализации баз по налогам и взносам, чтобы отобрать интересующих их плательщиков и налоговых агентов? Какие документы и источники они изучают? Это не секретная информация. И мы готовы поведать её в нашем материале.
В письме от 25 июля 2017 года № ЕД-4-15/14490 ФНС России закрепила новый регламент работы налоговой комиссии по легализации баз по НДФЛ и страховым взносам. Среди прочего, ведомство изложило здесь и механизм предпроверочного анализа. Налоговики руководствуются им при подготовке материалов на лицо, которое будет рассказывать о своей деятельности на комиссии.
Так, предварительная работа комиссии по легализации налоговой базы заключается:
- в изучении показателей финансово-хозяйственной деятельности отобранных лиц;
- проведении мероприятий налогового контроля (каких именно ФНС не уточняет).
Причём налоговики анализируют все сведения, которые есть у них в распоряжении, и по всем (!) налогам.
Согласно упомянутому письму ФНС, отбор налогоплательщиков для рассмотрения на комиссии по легализации может происходить на основании данных практически из любых источников. Это:
- информационные ресурсы – ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, АИС «Налог-3», ПИК «НДС», СОУН и т. д.;
- сведения, полученные о плательщике и/или его сделках от контрагентов и иных лиц в порядке ст. 93.1 НК РФ;
- информация из масс-медиа и Интернета;
- данные от кредитных учреждений, правоохранительных органов, ПФР, ФСС, ФОМС, лицензирующих органов, таможни, местных органов власти, Роструда, Центробанка и др.;
- жалоб, заявлений организаций и обычных граждан;
- сведений от сотрудников, акционеров, участников организаций;
- данных из других источников.
Прежде чем вызывают в налоговую на комиссию по легализации, обязательно изучают:
- учетные и иные сведения, характеризующие плательщика, налогового агента;
- показатели бухгалтерского баланса;
- уровень зарплаты на предприятии, а также исполнение обязанности по исчислению и перечислению в бюджет НДФЛ;
- показатели исполнения обязанностей по уплате страховых взносов;
- показатели отчетности коммерсантов.
На основе сказанного выше проверяющие устанавливают наличие налоговых рисков, а также изучают уровень налоговой нагрузки у конкретного лица, которое уже отобрано на комиссию. Это подразумевает:
- расчет индивидуальной налоговой нагрузки (нагрузки по взносам) плательщика по налоговым периодам в зависимости от системы налогообложения;
- определение круга схожих плательщиков (налоговых агентов), стоящих на учете в налоговом органе;
- подсчет их налоговой нагрузки (если нет данных, то изучают средние показатели по отрасли);
- определение схожего плательщика (налогового агента) с наибольшей налоговой нагрузкой,
- анализ отклонения уровня налоговой нагрузки плательщика (налогового агента) от наибольшего показателя.
Когда показатель налоговой нагрузки небольшой, проверяющие берутся за изучение финансовых потоков предприятия. Для этого ИФНС:
- изучает предварительно запрошенные у кредитных учреждений банковские выписки (ст. 86 НК РФ);
- составляет схему движения денег и схему ведения бизнеса;
- изучает сделки (в т. ч. чтобы найти их отрицательное влияние на налоговую нагрузку данного лица).
Последний этап – такой же, как при отборе налогоплательщиков для выездной проверки. Инспекция оценивает соответствие показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия критериям оценки рисков, которые изложены в общеизвестной Концепции системы планирования выездных налоговых проверок. Это приказ ФНС от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333.
Отбор на комиссию по легализации базы по страховым взносам: новые критерии с 2017 года
С середины 2017 года проверка страховых взносов стала для комиссий по легализации базы по НДФЛ обычным делом. Это закрепил новый регламент, утверждённый ФНС России. Каковы же критерии отбора плательщиков взносов? Об этом – детально в нашем материале.
Письмо ФНС России от 25 июля 2017 года № ЕД-4-15/14490 закрепило новый порядок работы налоговых комиссий по легализации. Теперь они также занимаются мониторингом формирования базы по страховым взносам, а также их перечисления в бюджет.
Конкретного плательщика проверка страховых взносов с 2017 года со стороны комиссии по легализации базы застигнет в случае его попадания в соответствующий список. Причиной выступает многоступенчатое изучение проверяющими:
- его финансово-хозяйственной деятельности;
- особенностей исчисления и перечисления им страховых взносов, НДФЛ.
- В первую очередь вызова на комиссию следует ждать:
- при банкротстве плательщика;
- его ликвидации
Также заметим, что уплата взносов всегда тесно связана с перечислением НДФЛ. Поэтому проверяющие уделяют практически одинаковое внимание этим двум видам обязательных отчислений.
Разумеется, чем больше сумма неуплаченных взносов, тем больше шансов быть вызванным на комиссию.
Теперь расскажем детально, какими именно плательщиками взносов заинтересуется комиссия по легализации базы с 2017 года.
Имеется в виду как задолженность по основным взносам, так и на дополнительное социальное обеспечение:
- экипажей воздушных судов гражданской авиации;
- отдельных категорий работников предприятий угольной промышленности.
Для отбора плательщиков сопоставляют исчисленные и уплаченные взносы за отчетный (расчетный) период согласно расчетам по страховым взносам, сданным в ИФНС с 01.01.2017, с поступлениями взносов согласно карточке «Расчеты с бюджетом» (КРСБ).
Еще один критерий проверки страховых взносов и отбора на комиссию – снижение отчислений по взносам по сравнению с минувшим отчетным (расчетным) периодом при неизменном числе сотрудников. Для этого берут аналогичные отчётные периоды и данные КРСБ в части уплаты страховых взносов.
При этом для отбора изучают динамику показателей на основе данных, которые есть у налогового органа. А именно:
- расчетов по взносам, сданных после 01.01.2017;
- расчетов 6-НДФЛ;
- сведений о среднесписочном количестве персонала (форма утв. приказом ФНС от 29.03.2007 № ММ-3-25/174).
Когда сотрудников в течение отчетного периода стало меньше более чем на 30% по сравнению с прошлым отчетным периодом, это тоже повод для отбора. Для этого сравнивают 3 источника:
- Количество работников, с выплат которым начислены взносы за анализируемый отчетный (расчетный) период согласно единому расчету по страховым взносам, сданному после 01.01.2017.
- Расчёты 6-НДФЛ.
- Среднесписочное количество сотрудников за минувший год и за предыдущий год.
Таким образом, критерий значительного отличия в сторону уменьшения персонала составляет от 30%. Динамику этого показателя проверяющие отслеживают также с учетом справок 2-НДФЛ.
Если плательщик в прошлых отчетных периодах исчислял взносы по дополнительным тарифам – 9 или 6%, а в текущем применил другие ставки тарифов, это тоже привлечёт внимание проверяющих из комиссии по легализации.
В этом случае при отборе обязательно смотрят:
- динамику снижения начислений по дополнительным тарифам с учетом вида деятельности плательщика;
- другие данные – которые есть в налоговом органе и полученные из внешних источников.
Лётные экипажи и угольная промышленность: снижение взносов
Это плательщики, которые:
- используют труд членов летных экипажей судов гражданской авиации (их перечень ежегодно до 01.02 представляет Федеральное агентство воздушного транспорта);
- отнесены к предприятиям угольной и сланцевой промышленности (согласно данным ЕГРН о видах деятельности).
Речь идёт о снижении ими сумм исчисленных взносов по дополнительным тарифам на социальное обеспечение. Это выплаты и другие вознаграждения сотрудникам, которые упомянуты:
Комиссии по легализации налоговой базы: кого туда пригласят, и какими будут последствия
ФНС России выпустила письмо от 17.07.13 № АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы». По сути, данный документ — это инструкция по отбору компаний и предпринимателей, которых следует пригласить на комиссию, а также по организации работы самой комиссии. На наш взгляд, письмо представляет интерес не только для инспекторов, но и для самих налогоплательщиков.
Комиссии по легализации налоговой базы создаются на трех уровнях. Первый уровень — это «рядовая» налоговая инспекция. Второй уровень — региональное управление ФНС России. Третий, самый высокий уровень — межведомственный, при администрации субъекта РФ и органах местного самоуправления.
В состав комиссии входят налоговики, которые отвечают за камеральные и выездные проверки, предпроверочный анализ и за урегулирование задолженности перед бюджетом. При необходимости в комиссию включают представителей органов исполнительной власти, Пенсионного фонда, трудовой инспекции, полиции и прокуратуры.
Значительная часть налогоплательщиков, приглашенных на комиссию — это компании и предприниматели, вызывающие подозрение у инспекторов. Но поскольку подозрение еще не переросло в уверенность, налоговики пока воздерживаются от выездной проверки. Вместо этого они создают комиссию, чтобы у налогоплательщика был шанс самостоятельно исправить ситуацию.
Кроме того, на комиссию попадают организации и ИП, чья недобросовестность уже не вызывает сомнений, но сумма сокрытого дохода мала. При таких обстоятельствах выездная проверка считается малоэффективной, и налоговики ограничиваются комиссией.
Поводом для подозрений и для приглашения на комиссию служат следующие обстоятельства.
1. Убытки от финансово-хозяйственной деятельности, показанные в двух предыдущих налоговых периодах и в текущем отчетном периоде. Под убытками подразумевается отрицательная величина, указанная по строке 100 листа 02 декларации по налогу на прибыль. Убыточными считаются также компании, которые вообще не заполнили данную строку, и при этом их расходы оказались больше доходов.
2. Низкая налоговая нагрузка по прибыли, акцизам, единому «упрощенному» налогу и ЕСХН. Налоговая нагрузка по налогу на прибыль рассчитывается как отношение исчисленного налога (строка 180 листа 02 декларации по прибыли) к сумме доходов от реализации и внереализационных доходов (сумма строк 010 и 020 листа 02 декларации по прибыли). Нагрузка по прибыли считается низкой, если приведенное выше отношение меньше, чем 0,03. Для торговых организаций низкой является нагрузка менее 0,01.
3. Низкая налоговая нагрузка по НДС на протяжении нескольких кварталов. Данная нагрузка рассчитывается как отношение предъявленных вычетов к сумме налога, начисленного к уплате в бюджет. Нагрузка считается низкой, если это отношение равно 0,89 и более.
1. Высокая доля профессиональных вычетов, заявленных в декларации 3-НДФЛ. Доля рассчитывается как отношение профессиональных вычетов (строка 120 декларации) к доходам от предпринимательской деятельности (строка 110 листа В декларации). Доля считается высокой, если приведенное выше отношение равно 0,95 и более.
2. Наличие выручки от реализации в декларациях по НДС (строки 010 — 050 раздела 3, графа 2 раздела 4 и графа 2 раздела 7) и нулевой доход в декларации 3-НДФЛ (строка 110 листа В) за соответствующий год.
В первую очередь на комиссию пригласят тех, у кого отношение «нетто»-вычетов к НДС, начисленному при реализации, равно 0,89 и более. Под «нетто»-вычетами подразумевается сумма вычетов без учета вычетов по авансам, строительно-монтажным работам и «агентских» вычетов.
1. Задолженность по НДФЛ. Она определяется путем сопоставления двух величин. Первая величина — это удержанная сумма налога, показанная в форме 2-НДФЛ. Вторая величина — это поступления налога в бюджет, отраженные в карточке «Расчеты с бюджетом» (с учетом данных по обособленным подразделениям). Дополнительно анализируются данные отчетности по взносам в ПФР.
2. Снижение поступления НДФЛ относительно предыдущего налогового периода более чем на 10%, при том, что среднесписочная численность сотрудников осталась на прежнем уровне. Данные о численности инспекторы узнают из отчетности по взносам в ПФР.
3. Зарплата сотрудников ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. При расчетах инспекторы берут общую сумму доходов, выплаченных всем работникам компании, и делят на среднесписочную численность персонала. Работодателей, для которых полученная величина окажется ниже регионального прожиточного минимум, пригласят на комиссию в первую очередь.
4. Наличие сведений о выплате зарплаты «в конвертах». Инспекторы черпают такую информацию из обращений контрольно-надзорных ведомств, организаций и граждан. Налоговики рассуждают так: «теневая» зарплата выдается за счет неучтенной наличности. А она, в свою очередь, образуется за счет искусственного занижения доходов. Поэтому при поступлении данных о неучтенной зарплате и неоформленных трудовых отношениях, инспекторы заинтересуются не только уплатой НДФЛ, но и всеми налогами в комплексе.
Отсутствие деклараций 3-НДФЛ при наличии сведений о полученном налогооблагаемом доходе. Такие сведения имеются в информационных ресурсах налогового органа об отчуждении имущества, находящегося в собственности физлиц менее трех лет. В первую очередь на комиссию пригласят тех, у кого предполагаемая сумма сокрытого налога больше, чем у других.
Перед тем, как назначить заседание комиссии, сотрудники ИФНС проводят аналитическую работу. Они изучают данные из своих информационных ресурсов, публикации в СМИ и интернете, сведения, полученные от банкиров, таможенников, страховщиков и прочих структур, а также жалобы юридических и физических лиц.
Кроме того, инспекторы штудируют налоговую и бухгалтерскую отчетность налогоплательщика за последние годы и выявляют зоны риска. К ним, в числе прочего, относится частая смена контрагентов, снятие с расчетного счета сумм, превышающих заработную плату, выдача больших займов другим организациям, отсутствие наличной выручки при наличии зарегистрированной ККТ и проч.
Всю собранную информацию налоговики оформляют в виде таблиц, которые подшиваются в так называемое досье налогоплательщика.
Затем в адрес налогоплательщика отправляют информационное письмо, в котором отражаются все подозрительные факты, выявленные в ходе подготовки к комиссии. В этом же письме налогоплательщику предлагается подать «уточненки», в том числе уменьшить сумму убытка, погасить задолженность по НДФЛ, исчислить НДФЛ с реально полученных доходов и т д. На все это налогоплательщику отводится 10 рабочих дней с момента получения информационного письма.
Если по истечении 10-дневного срока налогоплательщик не предпримет никаких действий, ему направят уведомление о вызове на комиссию. Неявку расценят как неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль). За подобную провинность предусмотрено административное наказание по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ. Это либо предупреждение, либо штраф: для граждан от 500 до 1 000 руб., для должностных лиц от 2 000 до 4 000 руб.
Далее инспекторы пришлют повторный вызов на комиссию. Если и этот вызов останется без внимания, налогоплательщика пригласят на комиссию более высокого уровня — сначала в региональное управление ФНС России, а затем в местную администрацию. В случае игнорирования налогоплательщиком данных приглашений, инспекция начнет подготовку к выездной проверке.
Налогоплательщика, который явился на комиссию, попросят рассказать, почему его налоговая нагрузка мала, доля вычета высока и проч. Выслушав разъяснения, комиссия сформулирует рекомендации по устранению нарушений. Суть всех рекомендаций сводится к следующему — подать уточненные декларации, доплатить налоги и пени, а в будущем не повторять ошибок. Для выполнения рекомендаций установлен срок — 10 рабочих дней с даты заседания комиссии.
Не исключено, что по итогам работы комиссии налоговики направят информацию в полицию, миграционную службу, трудовую инспекцию и проч. А про работодателя, который выплачивает зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ, инспекторы будут ежеквартально сообщать в органы местного самоуправления.
Добавим, что комиссия проходит в индивидуальном порядке. Это значит, что на каждое заседание приглашают только одного налогоплательщика.
После того, как заседание комиссии состоялось, налогоплательщик остается «на карандаше» у инспекторов. Они станут ежеквартально анализировать задолженность по НДФЛ, динамику численности персонала и уровня заработной платы, а также изменение показателей налоговой нагрузки.
При отсутствии положительных тенденций и обоснованных тому пояснений, пакет документов передадут в отдел предпроверочного анализа инспекции. Его сотрудники будут рассматривать вопрос о включении налогоплательщика в план выездных проверок.
От редакции
На нашем сайте вы можете не только читать статьи, но и подписаться на аудиосеминары наших экспертов: ведущего эксперта «Бухгалтерии Онлайн» Елены Маврицкой; главного налогового эксперта форума «Бухгалтерия Онлайн» Александра Погребса, а также менеджера разработки программы «Контур-Зарплата» и консультанта портала «Бухгалтерия Онлайн» Вячеслава Шинкарева.
Стоимость подписки — 300 рублей. За эту сумму подписчик получает доступ на три месяца ко всем записанным и выложенным аудиосеминарам. Это не менее нескольких десятков лекций. Новые аудиосеминары выкладываются каждую неделю. Кроме того, по понедельникам размещается аудиообзор новостей для бухгалтера за минувшую неделю.
Оплатить доступ можно с помощью банковской карты через систему мгновенных платежей ASSIST или по квитанции Сбербанка.
Дополнительные критерии для плана выездных проверок
Березовская Антонина
В распоряжение редакции попал проект нового регламента планирования выездных проверок. В нем к так называемым общедоступным критериям назначения выездной проверки1, утвержденным приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333, вводятся дополнительные, в зависимости от того, к какой группе отнесен плательщик. Кроме того, очерчен круг компаний, куда проверка придет в любом случае.
Разработчики регламента очертили круг компаний, к которым проверка придет в первую очередь. Обязательному включению в план выездных проверок подлежат:
— организации, отнесенные к категории крупнейших. Критерии отнесения организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам утверждены приказом ФНС России от 16 мая 2007 г. № ММ-3-06/308@. Сюда же рекомендуется включить и те компании, которые с крупнейшими имеют общих учредителей или руководителей;
— компании, в отношении которых имеются поручения вышестоящего налогового ведомства;
— организации, соответствующие общедоступным критериям, утвержденным приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@;
— налогоплательщики, по которым имеется информация, свидетельствующая о наличии нарушений законодательства о налогах и сборах. Такая информация может быть получена как из внутренних источников — материалов налогового контроля, так и из внешних, включая подразделения Министерства внутренних дел. Причем, если информация из милиции получена, когда план выездных проверок уже составлен, нарушителя рекомендуется включить в этот план дополнительно;
— организации, рекомендованные к проверке комиссиями по легализации налоговой базы и теневой заработной платы;
— индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, получившие доход, подлежащий включению в базу по НДФЛ, в размере 100 млн рублей и более.
Если инспекция хочет проверить компанию, которая решила ликвидироваться, выездная проверка должна быть назначена весьма оперативно — в течение пяти дней, причем независимо от утвержденного плана. Это объясняется тем, что если в течение 10 дней после получения заявления о ликвидации проверка не будет назначена, инспекция в соответствии с пунктом 5 статьи 84 НК РФ обязана снять эту компанию с налогового учета без проверки.
Между тем разработчики регламента разрешают не проводить выездную проверку ликвидируемых компаний, если:
— организация не относится к категории крупнейших налогоплательщиков;
— в результате мероприятий налогового контроля, в том числе камеральных налоговых проверок, за три предшествующие года не выявлено налоговых правонарушений;
— у инспекции имеются основания предполагать, что сумма дополнительно начисленных налогов (сборов) и пеней по результатам выездной налоговой проверки в дальнейшем может быть не взыскана.
Но не открывает ли это новое коррупционное поле? Ведь подавляющее большинство «однодневок», особенно связанных с обналичиванием, полностью подпадают под эти критерии. Если по формальному признаку от проверки отказаться и снять «однодневку» с учета, то возможности раскрыть крупное правонарушение уже никогда не будет.
Все компании, для которых не предусмотрено обязательное включение в план выездных проверок, подразделяются на пять категорий. Для каждой из них предусмотрены свои дополнительные критерии отбора.
Категория 1: проблемные налогоплательщики
Сюда попадают все организации и предприниматели, у которых были «проблемы» с налогами, а также те, по которым имеется информация о возможных налоговых правонарушениях. Конечно, такие плательщики попадают в план налоговых проверок в приоритетном порядке.
При этом, чтобы обеспечить возможность взыскания налоговых платежей, которые могут быть доначислены в ходе будущей проверки, инспекциям предписывается до ее назначения применить полный комплекс мер по установлению должностных лиц организации и легитимности их деятельности, местонахождения организации и наличия у нее имущества. Для этого рекомендовано использовать помощь сотрудников милиции.
Категория 2: правопреемники реорганизованных компаний
Планирование и проведение выездных налоговых проверок в связи с реорганизацией осуществляются инспекциями по месту постановки на учет организаций-правопреемников. Из инспекций по месту учета предшественников должна быть направлена вся накопленная информация об этом плательщике: о характерных нарушениях законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе проведения выездных и камеральных налоговых проверок, практике судебных разбирательств по результатам проверок как самого плательщика, так и его контрагентов, а также иных проблемах администрирования.
Основанием для включения в проект плана выездных налоговых проверок организаций, образовавшихся в результате реорганизации, является совокупность показателей и выводов, свидетельствующих о предполагаемых налоговых правонарушениях.
Если инспекция получает информацию о том, что реорганизация задумана с целью уклонения от налогов, вывода активов или доведения до банкротства, организация незамедлительно включается в план выездных проверок.
Категория 3: «мигрирующие» налогоплательщики
В эту категорию попадают компании, которые меняют место своего налогового учета. Инспекция по прежнему месту учета обязана передать своим коллегам все документы, связанные с деятельностью «мигрирующего» плательщика.
Новая инспекция изучает полученную информацию и всесторонне анализирует причины «миграции». Если будет сделан вывод, что изменение места учета связано с намерением уклониться от уплаты налогов, компания должна быть включена в план проверок.
Кроме этого основанием для включения в проект плана выездных налоговых проверок этой категории плательщиков является совокупность показателей и выводов, сделанных в ходе проведенного предпроверочного анализа, свидетельствующих о предполагаемых налоговых правонарушениях.
Категория 4: плательщики, применяющие спецрежимы
Эта категория налогоплательщиков по-прежнему малоинтересна для налоговиков. Их предписывается включать в план выездных проверок в исключительных случаях и только тогда, когда имеются достаточные основания предполагать их участие в схемах ухода от налогообложения и подтвердить это возможно только при проведении выездной налоговой проверки, а не иными мероприятиями налогового контроля.
Кроме того, предполагаемая сумма доначислений по данным плательщикам должна быть выше, чем по другим участникам схемы, применяющим общий режим.
«Упрощенцев» будут отбирать для проверки, если они соответствуют трем дополнительным критериям.
Первый: расходная часть налоговой декларации составляет более 90 процентов доходной части на протяжении одного или нескольких налоговых периодов.
Второй: отражение убытка в налоговой декларации в размере не менее 10 тыс. рублей на протяжении нескольких налоговых периодов. По каждому региону предельная сумма определяется управлением ФНС России по субъекту РФ.
Третий: есть информация о превышении предельной средней численности работников.
Для плательщиков, применяющих ЕНВД, предусмотрены свои три критерия отбора.
Первый: наличие сведений об осуществлении плательщиком видов деятельности, подпадающих под общий режим налогообложения.
Второй: есть данные, свидетельствующие о фактическом осуществлении деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, без представления декларации и без уплаты налога.
Третий: получены сведения о занижении или сокрытии фактических величин физических показателей базовой доходности.
Свои специфические критерии предусмотрены и для налогоплательщиков, применяющих единый сельскохозяйственный налог.
Категория 5: налогоплательщики, применяющие общий режим
В эту категорию попадают все компании и предприниматели, которые не были отнесены ни к одной из предыдущих категорий. Это, пожалуй, самая многочисленная группа плательщиков. Чтобы отобрать из них кандидатов на выездную проверку, разработчики предлагают восемь дополнительных критериев.
Первый: уменьшение общей суммы исчисленных налогов при росте или неизменном уровне полученного дохода. Об этом отделу выездных проверок расскажут «камеральщики».
Второй сумма НДС к вычету превышает пороговое значение, установленное региональным налоговым управлением (для Москвы, к примеру, эта цифра составляет 5 млн рублей).
Третий: удельный вес вычетов НДС на протяжении нескольких налоговых периодов выше показателя, который установлен региональным налоговым управлением. В общедоступных критериях, напомним, фигурирует только федеральное значение безопасного вычета. Правда, на практике налоговики и сейчас ориентируются на средние вычеты именно по региону.
Четвертый: систематическое применение налоговых льгот, правомерность которых, с точки зрения проверяющих, не получится достоверно проверить при камеральной ревизии.
Пятый: поводом для выездной проверки может стать предоставление сотрудникам имущественных и социальных налоговых вычетов по НДФЛ в крупных размерах (сумма вычетов также будет определяться региональными управлениями).
Шестой: опасности также подвергаются организации, работающие в отрасли, контроль за которой является приоритетным направлением налоговиков. Перечень таких отраслей устанавливают ФНС и региональные налоговые управления. Так, на недавней коллегии налогового ведомства, посвященной подведению итогов за 2007 год, было сказано, что в зоне особого внимания должны в этом году находиться розничная и оптовая торговля, обрабатывающие производства, а также операции с недвижимым имуществом.
Седьмой: основанием для включения компании в план выездных проверок может стать, как считают в ФНС, несвоевременное выполнение требований инспекции о предоставлении документов.
Восьмой: если предыдущая выездная проверка в компании дала возможность налоговикам произвести большие доначисления, велика вероятность, что они придут еще раз.
Заметим, что налоговикам по-прежнему не велят тратить время на посещение компаний, если потенциальные доначисления не превышают 50 тысяч рублей.
1 Подробнее об общедоступных критериях отбора компаний для выездной проверки читайте в статье «Кого пригласят на зарплатную комиссию во втором полугодии 2007 года»
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.