Фнс готова к администрированию страховых взносов с начала 2019 – 2020 года

Сегодня рассмотрим тему: "фнс готова к администрированию страховых взносов с начала 2019 - 2020 года" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.

ФНС готова к администрированию страховых взносов с начала 2017 года

Федеральная налоговая служба РФ согласовала с Пенсионным фондом и Фондом социального страхования форматы обмена информацией, которые включают данные, необходимые для приема налоговыми органами сальдо расчетов. Об этом сообщается на официальном сайте ФНС РФ.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Работа по согласованию форматов обмена информацией проведена в рамках ранее подписанных Порядков взаимодействия ФНС России с ПФР и ФСС, которые утверждают перечни, сроки и реквизитный состав передаваемой информации.

Новый порядок обмена информацией позволит налоговым органам:

  • сократить временные и трудовые затраты по отражению полученных данных в информационных ресурсах;
  • формировать Справку о состоянии расчетов плательщика с бюджетом с учетом данных, переданных фондами;
  • оперативно получать информацию в электронном виде из органов ФСС и ПФР.

Сроки уплаты страховых взносов и тарифы остались без изменений, в том числе, это касается категории плательщиков страховых взносов, к которым применены пониженные тарифы.

Одно из главных изменений в сфере страховых взносов, действующее с 2019 года, это подросшие предельные базы по сумме выплат в пользу работника. Теперь лимиты установлены в размере ( п. 4-6 ст. 421 НК РФ, Постановление Правительства РФ от 28.11.2018 N 1426):

  • 1 150 000 руб. для взносов на ОПС (было 1 021 000 руб.);
  • 865 000 руб. для взносов на ВНиМ (было 815 000 руб.).

Но кроме того, изменились ставки страховых взносов, начисляемых с зарплаты и иных вознаграждений работников и лиц, с которыми заключены гражданско-правовые договоры.

Основные ставки страховых взносов для работодателей

Как вы помните, ранее в НК предусматривалось, что совокупный тариф в размере 30%, по которому исчисляют взносы большинство страхователей, будет действовать временно – в период с 2017 по 2020 гг. (ст. 426 НК РФ). А после указанного срока тариф взносов на ОПС должен был вырасти на 4% до 26%, а совокупный тариф – с 30% до 34% (пп. 1 п. 2 ст. 425 НК РФ в ред., действ. до 01.01.2019). Однако законодатели передумали. И указанные основные тарифы взносов с 2019 года переходят из разряда временных в постоянные. В связи с этим в 2019 году применяются прежние тарифы (п. 2 ст. 425 НК РФ):

  • на ОПС – 22% в рамках предельной величины базы и 10% при ее превышении;
  • на ВНиМ – 2,9%;
  • на ОМС – 5,1%;
  • на травматизм – от 0,2% до 8,5% (ст. 1 Закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ , ст. 1 Закона от 31.12.2017 N 484-ФЗ ).

Пониженные страховые взносы в 2019 году: ставки (таблица)

Как уже было сказано, основные ставки страховых взносов на 2019 год не изменились. И это, безусловно, хорошая новость. А вот с пониженными тарифами ситуация не столь радужная.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

С 2019 года переходят с пониженных тарифов на основные сразу несколько категорий страхователей. К ним относятся:

  • организации и ИП на УСН, ведущие определенные виды деятельности (пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ);
  • организации и ИП на ЕНВД, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, в т.ч. аптеки (пп. 6 п. 1 ст. 427 НК РФ);
  • ИП на патенте (пп. 9 п. 1 ст. 427 НК РФ).

Все перечисленные страхователи с 2019 года также должны платить взносы по ставке 10%, если выплаты в пользу их работников в течение календарного года превысят предельную базу.

Хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, которые занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности, а также организации и ИП, у которых есть соглашения с особыми экономическими зонами об осуществлении технико-внедренческой деятельности, с 2019 должны платить взносы на ОПС по ставке 20%, а не по 13%, как это было в 2018 году (пп. 1,2 п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 427 НК РФ).

Остальные страхователи, имевшие право платить взносы по пониженным тарифам в 2018 году, вправе применять их и в 2019 году.

Готов законопроект о передаче администрирования страховых платежей

Минфин РФ подсчитал затраты, необходимые для запланированной на 1 января 2017 года передачи администрирования страховых взносов от Пенсионного фонда к Федеральной налоговой службе (ФНС). Как следует из имеющегося у “Ъ” документа, реформа потребует сокращения 16 тыс. работников фонда, при этом в ряды ФНС вольется только 12 тыс. новых служащих. На финансирование новых полномочий налоговиков в 2016-2020 годы понадобится 35,4 млрд руб., которые будут изысканы за счет сокращения трансферта Пенсионному фонду. Между тем, как стало известно “Ъ”, РСПП и ФНПР обратились к Владимиру Путину с предложением сдвинуть передачу администрирования на середину 2018 года, мотивировав это тем, что пока к этому шагу не готовы ни власти, ни бизнес.

Минфин завершает работу над пакетом законопроектов, реализующих указ президента от 15 января этого года “О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины. “. По нему правительство в срок до 1 мая должно внести в Госдуму поправки о передаче администрирования страховых взносов от внебюджетных фондов к ФНС. Эта “техническая” реформа готовится Минфином на фоне более широкой и пока в основном непубличной дискуссии о будущем страховых взносов в целом. Напомним, ведомство рассматривает вариант объявления социальных сборов налогами с установлением плоской ставки этого платежа на уровне от 27% до 30% (см. “Ъ” от 21 марта). Такой подход затрагивает саму конструкцию пенсионного страхования, оспаривается другими ведомствами и в отличие от президентского задания не имеет предельных сроков реализации — так что дискуссия по нему еще впереди.

Читайте так же:  Вс рф налоговый вычет при покупке у родственников невозможен

Пока же Минфин подготовил три законопроекта о передаче сбора страховых взносов в их нынешнем виде с 1 января 2017 года — о внесении изменений в Налоговый кодекс, о правке связанных с ним законов и дополнениях в Бюджетный кодекс.

Изображение - Фнс готова к администрированию страховых взносов с начала 2019 - 2020 года proxy?url=https%3A%2F%2Fim2.kommersant.ru%2FIssues.photo%2FDAILY%2F2016%2F046M%2FKMO_151764_00072_1_t218_230930

Как следует из имеющихся у “Ъ” сопроводительных материалов к законопроектам, для выполнения новых полномочий налоговым органам потребуется 11,85 тыс. штатных единиц федеральных государственных служащих. 5 тыс. человек будут нужны ФНС уже с 1 января, остальные 6,85 тыс.— с 1 июля 2017 года. Эту численность налоговой службе планируется передать за счет сокращения штата Пенсионного фонда на 16 тыс. единиц. Справочно Минфин сообщает, что сейчас над администрированием взносов на пенсионное и медицинское страхование в ПФР трудятся 18 тыс. человек, взносов на социальное страхование — 8,3 тыс. сотрудников Фонда соцстраха.

На финансирование новой обязанности налоговикам на период с 2016 (подготовительные траты) до 2020 года потребуется 35,4 млрд руб. На 2017 год — 7,6 млрд, в 2018-2020 годы — по 9,1 млрд. Деньги понадобятся на оплату труда, на разработку и сопровождение прикладного программного обеспечения, на создание и эксплуатацию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Все средства будут изысканы за счет сокращения трансферта из федерального бюджета Пенсионному фонду, поскольку расходы последнего из-за новаций неизбежно сократятся.

Изображение - Фнс готова к администрированию страховых взносов с начала 2019 - 2020 года proxy?url=https%3A%2F%2Fim4.kommersant.ru%2FIssues.photo%2FDAILY%2F2016%2F031%2FKMO_137258_00030_1_t218_223354

Отметим, что, поскольку передача администрирования является президентским заданием, ведомства с идеей публично не спорят. Это делают представители бизнеса и трудящихся — соответствующее письмо Владимиру Путину направили глава РСПП Александр Шохин и председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков. Как следует из имеющегося в распоряжении “Ъ” документа, его подписанты считают, что при передаче сбора взносов в ведение ФНС “возникает ряд рисков как в отношении работников, так и работодателей”. В частности, РСПП и ФНПР говорят об уже имеющемся негативном опыте разделения финансового и информационных потоков, существовавшего в период действия единого социального налога. Также, по их мнению, требует отдельного урегулирования планируемый переход от зачетного принципа сбора взносов в ФСС к прямым страховым выплатам.

Изображение - Фнс готова к администрированию страховых взносов с начала 2019 - 2020 года proxy?url=https%3A%2F%2Fim0.kommersant.ru%2FIssues.photo%2FCORP%2F2016%2F01%2F15%2FKMO_151765_00028_1_t218_163708

Наконец, реформа администрирования потребует дополнительных финансовых и временных затрат компаний, органов власти и внебюджетных фондов. Авторы письма отмечают, что “с учетом сложившейся в экономике ситуации отвлечение в этот период сил и средств еще больше осложнит условия работы как для компаний, так и для государственных структур”. По их мнению, “несбалансированность решений” по администрированию создает риски увеличения фискальной нагрузки на работодателей в дальнейшем — РСПП и ФНПР указали, что идеи реформирования этой сферы “представляются ведомствами без обсуждения с социальными партнерами”.

Из-за всех этих обстоятельств, считают авторы письма, срок передачи администрирования взносов необходимо отложить на полтора года — до 1 июля 2018 года: это позволит “минимизировать риски потерь данных о застрахованных, сохранить страховой характер социальной защиты работников, снизить административную нагрузку на работодателей, а финансовую — на бюджет”.

Изображение - Фнс готова к администрированию страховых взносов с начала 2019 - 2020 года proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.26-2.ru%2Fimages%2FKartinka-K%2FRaznoe-7%2Fx5tock.jpg.pagespeed.ic.AHlRpyo5pn

С 1 января 2019 года установлены новые ставки и тарифы по страховым взносам. Льготные тарифы для большинства плательщиков взносов отменены Это следует из Федерального закона от 27.11.2017 № 361-ФЗ. В нашей таблице собраны ставки страховых взносов на 2019 год во внебюджетные фонды.

Прежде всего всем бухгалтерам нужно обратить внимание, что изменились ставки по взносам для УСН и ЕНВД. Из-за чего многим компаниям и ИП придется пересчитать платежи в ФНС, таблицу новых тарифов скачайте в журнале “Упрощенка”.

В 2019 году страховые взносы перечисляйте в налоговую инспекцию в соответствии с главой 34 НК РФ. Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ страховые взносы платят:

  • лица, производящие выплаты и иные вознаграждения гражданам;
  • индивидуальные предприниматели.

Если предприниматель имеет наемных работников или производит выплаты иным лицам, он одновременно относится и к первой, и ко второй группе плательщиков страховых взносов. А, значит, платит взносы и как работодатель, и за себя лично.

Работодатели исчисляют и уплачивают взносы в налоговую инспекцию:

  • на обязательное пенсионное страхование;
  • обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • обязательное медицинское страхование.

Также уплачиваются взносы в ФСС по травматизму — на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ, далее — Закон № 125-ФЗ). В данной статье мы поговорим только о взносах, начисляемых в соответствии с Налоговым кодексом. А по взносам по Закону № 125-ФЗ найдете информацию в отдельном материале правовой энциклопедии.

Размер тарифов для начисления взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование зависит:

  • от категории плательщика (организация должна начислять взносы по общим тарифам или вправе применять пониженные тарифы взносов);
  • от категории сотрудника, в пользу которого производятся выплаты;
  • от суммы выплат, начисленных сотруднику в течение года (более величины предельной базы или менее этой суммы).

Если организация не имеет права на применение пониженных тарифов, то в отношении выплат она должна начислять страховые взносы по общим ставкам (ст. 426 НК РФ):

  • взносы на обязательное пенсионное страхование — по тарифу 22% с выплат, не превышающих предельную базу в размере 1 150 000 руб. Сверх превышения такой базы применяется тариф 10%. Страховые взносы перечисляются одним платежным поручением без распределения взносов на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии. При этом КБК указывается тот, который предусмотрен для платежей, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии.
  • взносы на обязательное социальное страхование – по тарифу 2,9% с выплат, не превышающих предельную базу в размере 865 000 рублей. Сверх превышения взносы не платятся;
  • взносы на обязательное медицинское страхование — по тарифу 5,1% независимо от величины доходов. То есть взносы начисляются со всех выплат. Предельная база здесь не установлена.
Читайте так же:  Что нужно знать про инструкции по охране труда по профессиям

Для льготных категорий плательщиков страховых взносов обложение сумм выплат, превышающих предельную величину базы, не предусмотрено (п. 2 ст. 427 НК РФ).

Что касается предпринимателей (плательщиков, не производящих выплаты в пользу физлиц), то размер взносов за себя они определяют исходя из минимального размера оплаты труда. А если сумма годового дохода превышает 300 000 руб., то также считается вторая часть личных взносов с суммы такого превышения (подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ).

В таблицах представлены тарифы взносов на 2019 год.

Тарифы по страховым взносам с зарплаты работников (нет льгот)

Общий процент отчислений в фонды остается прежним по сравнению с предыдущим годом – 30%, из них:

  • 20% в Пенсионный фонд
  • 2,9% в Фонд социального страхования
  • 5,1% в Фонд медицинского страхования

Изображение - Фнс готова к администрированию страховых взносов с начала 2019 - 2020 года proxy?url=https%3A%2F%2Fcdnimg.rg.ru%2Fimg%2Fcontent%2F133%2F51%2F44%2Fmishust_t_100x67

Изображение - Фнс готова к администрированию страховых взносов с начала 2019 - 2020 года proxy?url=https%3A%2F%2Fcdnimg.rg.ru%2Fimg%2Fcontent%2F133%2F51%2F44%2Fmishust_d_850

Изображение - Фнс готова к администрированию страховых взносов с начала 2019 - 2020 года proxy?url=https%3A%2F%2Fcdnimg.rg.ru%2Fimg%2Fcontent%2F132%2F67%2F73%2F5_6f93a565850_t_310x206

А это более 300 миллиардов рублей. С 1 января 2017 года ФНС приступает к администрированию страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Глава ФНС Михаил Мишустин заверил, что в данном случае общение налогоплательщиков с налоговой будет гораздо комфортнее. “Вместо четырех форм отчетности – одна и в режиме “единого окна”, вместо трех проверяющих – один”, – пояснил он. Что касается должников и принудительных взысканий, то здесь у ФНС больше возможностей. А обязательный досудебный порядок обжалования будет распространяться теперь и на страховые взносы, а эта процедура поставлена в ФНС на поток. “До споров в судах дело редко доходит”, – отметил Мишустин, проиллюстрировав тезис цифрой. За девять месяцев 2016 года количество дел в судах с бизнесом сократилось более чем в три раза. В рамках принудительного взыскания задолженности поступило на 91 миллиард рублей больше, чем за аналогичный период прошлого года. В тоже время число проверок бизнеса сокращается за счет методов риск ориентированного подхода.

У налоговиков для отбора недобросовестных налогоплательщиков есть 12 критериев. Про один из них Мишустин рассказал журналистам: если средняя зарплата на предприятии меньше, чем по отрасли, то это уже настораживает налоговые органы.

Мишустин также сообщил, что к администрированию страховых взносов его служба полностью готова – утверждена единая форма расчета, порядок ее заполнения, форматы обмена информацией с государственными внебюджетными фондами в электронной форме. А вскоре работники компаний с помощью личного кабинета смогут контролировать, сколько и каких взносов за них платят предприятия. “Открытая система отчетности поможет людям отстаивать свои пенсионные и другие права”,- предупредил Мишустин.

И проинформировал, что через год, с 1 января 2018 года, в промышленную эксплуатацию будет запущен Реестр ЗАГС, который в течение 2017 года будут разрабатывать налоговики. В нем будут учтены все истории и передвижения гражданина – от рождения до смерти. Такой персональный прямой учет необходим, в том числе и при формировании соцрасходов государства – на пенсии, пособия, социальные выплаты. Также глава ФНС рассказал, как идет объединение информационных систем с Федеральной таможенной службой, что уже работает на собираемость налогов. За 9 месяцев по результатам проверок с использованием информации таможенных органов доначислено 52 миллиарда рублей. “По каждому участнику внешнеэкономической деятельности будет сформировано досье, содержащее ключевую налоговую и таможенную информацию, включая рейтинг благонадежности”,- сообщил Михаил Мишустин.

Глава ФНС рассказал о пилотном проекте маркировки товаров контрольными метками для меховых изделий. “В результате в одной точке системы ФНС “Маркировка” зарегистрировано свыше 8 тысяч организаций. Через “Личный кабинет” ими заказано более 6 миллионов марок на шубы и другие меховые товары, что в 16 раз больше официальных статистических данных по обороту меховых изделий за 2015 год и в 2,5 раза больше прогнозных показателей отраслевых ассоциаций на 2016 год”, – сообщил Мишустин. С начала пилотного проекта 20 процентов участников мехового рынка легализовались – ранее эти участники системы либо не регистрировались как налогоплательщики, либо сдавали нулевую отчетность, уточнил Мишустин. Это, по его словам, позволит внедрить новый способ контроля при ввозе импортных товаров – их прослеживаемость от пересечения границы до розничной продажи.

Отметил Мишустин и “волновой эффект” от добровольной уплаты налогов и сборов импортерами бытовой техники и электроники. Они подписали хартию и следуют ей. Причем ради собственного благополучия, поскольку “серые” конкуренты, нарушающие налоговые и таможенные обязательства, должны уйти с рынка. Замкнет цепь контроля движения товаров на розничной торговле контрольно-кассовая техника (ККТ) онлайн-передачи информации в ФНС. Она станет обязательной с середины 2017 года. Внедрение будет проходить поэтапно. На сайте ФНС уже открыт личный кабинет ККТ. Там предприниматели могут регистрировать онлайн-кассы.

Страховые взносы администрирует ФНС: что изменилось для компаний

Изображение - Фнс готова к администрированию страховых взносов с начала 2019 - 2020 года proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.klerk.ru%2Fimg%2Fpb%2Fthumb1000x615%2F69bb64db26116b1ed88a7f84e127e949_compressed_v1

Когда контрольные полномочия передаются от ведомства к ведомству, возникает некоторая путаница. В такой обстановке плательщик страховых взносов легко может поплатиться штрафом за несвоевременную постановку на учет или пропущенный срок сдачи отчетности.

Чем именно с 1 января 2017 года займутся налоговые органы? Администрирование означает, что налоговики будут выполнять только отошедшие в их компетенцию функции: принимать расчеты, проверять уплату страховых взносов, оформлять возврат или зачет. Проведение проверок, взыскание недоимки, штрафов, пени – это также теперь компетенция налоговых органов. Прочие вопросы социального внебюджетного обеспечения остаются за внебюджетными фондами.

Страховым взносам в Налоговом кодексе отвели отдельную главу 34 (Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ). Порядок перераспределения функций между ведомствами доведен письмом ФНС России от 19.07.2016 № БС-4-11/12929.

С 1 января 2017 года Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ утрачивает силу. С этого момента порядок исчисления и уплаты взносов будут разъяснять ФНС или Минфин России. Все письма, инструкции, распоряжения фондов в части администрирования страховых взносов прекращают свое хождение. До 31 декабря 2016 года эти документы продолжают действовать.

Читайте так же:  После модернизации ос срок использования – прежний, норму амортизации не пересчитывают

ФНС России приказом от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551 утвердила форму расчета по страховым взносам, которая будет применяться, начиная с 2017 года. Новый расчет заменит собой формы РСВ-1, РСВ-2, РВ-3 и действующую форму 4-ФСС.

До 1 февраля 2017 года фонды передадут в ФНС сведения о расчетах с каждым страхователем. Окончательный расчет фондов с ФНС должен произойти к 1-му апреля 2017 года.

Совет. Компаниям рекомендуется в декабре 2016 года пройти сверку с фондами, чтобы в налоговом органе неожиданно не всплыла задолженность.

С 1 января 2017 года сотрудники ФСС могут участвовать во внеплановых проверках страхователей, чтобы проконтролировать произведенные ими расходы. Камеральные проверки по взносам будут проводиться по тем же правилам, что и налоговые.
При обнаружении факта неуплаты взносов в сроки, предусмотренные законодательством, налоговые органы направят плательщикам требования об уплате взносов, в частности ( п.1 ст.70 НК РФ):

  • в течение трех месяцев со дня обнаружения недоимки по взносам, если сумма задолженности более 500 рублей;
  • в течение одного года, если сумма менее 500 рублей;
  • в течение 20 дней, если задолженность выявлена по результатам налоговой проверки.

Напомним, при неисполнении требований налоговые органы безакцептно спишут соответствующие суммы с расчетного счета компании.

Взыскивать недоимки по страховым взносам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по пенсионным платежам, по дополнительным страховым взносам, которые уплачиваются в рамках спецоценки рабочих мест, будет налоговая служба.

Что предпринять плательщику взносов на обязательное социальное страхование по правоотношениям, возникшим до 01.01.2017 года

  • Представить в ФСС РФ расчеты по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016 год, в том числе уточненные, в порядке, действовавшем до 01.01.2017 года.
  • Подать заявление в ФСС на возврат переплаты страховых взносов по временной нетрудоспособности и материнству (ВНиМ), перечисленных и поступивших за период до 31.12.2016 года.
  • Подать заявление в ФСС на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения по ВНиМ.
  • При необходимости провести с ФСС РФ сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам. Получить акт сверки расчетов по обязательствам, исполненным до 31.12.2016 года.
  • Уплатить взносы по ВНиМ в ФСС РФ до 31.12.2016 года на действующий код бюджетной классификации (КБК) 393 1 02 02090 07 1000 160, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата производится в 2016 году. С 1 января 2017 года взносы уплачивать на новый КБК, открытый ФНС , в том числе за декабрь 2016 года, если фактически уплата происходит уже в 2017 году.
  • Обжаловать решения, вынесенные ФСС РФ по результатам камеральных проверок расчетов по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016 год, в том числе уточненных, а также решения, принятые по результатам проверок до 01.01.2017 года.

Сначала нужно обратиться с заявлением в фонд. Там проверят задолженность и после этого поставят в известность органы ФНС, действуя при этом по внутренним регламентам без участия плательщиков. В итоге суммы вернутся плательщику со счетов федерального казначейства. Правила возврата переплаты определены Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ.

Не упустите, что до 31 декабря 2020 года сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством можно уменьшить на расходы, произведенные на эти цели (такие изменения внесены в п. 2 ст. 431 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ другим Федеральным законом, от 30.11.2016 № 401-ФЗ).

С 2017 года платежки по страховым взносам будут такими же, как по налогам. В поле 101 “Статус плательщика” надо будет проставлять код 01, код 08 сохранится только для взносов «на травматизм». Порядок заполнения налоговых платежек и платежек по страховым взносам теперь можно найти в приложении 2 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107. Напомним, прежде платежкам по взносам было отведено приложение № 4 к этому же приказу.

Екатерина Костакова, эксперт Контур.Школы, учебного центра компании СКБ Контур

внесены в п. 2 ст. 431 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ другим Федеральным законом, от 30.11.2016 № 401-ФЗ

ФНС начинает администрирование обязательных страховых взносов

МОСКВА, 1 января. /ТАСС/. Администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 2017 года будет осуществлять Федеральная налоговая служба, а не внебюджетные фонды. Российским налогоплательщикам это упростит отчетность, а бюджету должно принести дополнительно, по разным оценкам, до 100 млрд руб. в год.

Однако отчетность за 2016 год организации будут сдавать по старым правилам: в Пенсионный фонд России (ПФР) до 20 февраля , в Фонд социального страхования – до 25 января. Отчетность за I квартал будет сдаваться уже в ФНС, и срок для ее сдачи будет уже единым – до 2 мая 2017 года (переносится с 30 апреля 2017 года, являющегося выходным днем).

Целью принятых изменений изначально называлось совершенствование порядка исчисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также укрепление платежной дисциплины при осуществлении расчетов с названными фондами.

Эксперты полагают, что создание универсальной системы исчисления, уплаты и администрирования налогов, сборов, страховых взносов позволит снизить административную нагрузку на плательщиков, более объективно определить общую налоговую нагрузку на бизнес при принятии решений в области налоговой политики.

Ранее глава ФНС Михаил Мишустин заявлял, что новый порядок администрирования будет более комфортным для налогоплательщиков, вместо четырех форм фискальной отчетности, ранее предоставляемых в государственные внебюджетные фонды, они будут сдавать в налоговый орган только одну. Информация по администрированию страховых взносов будет интегрирована в личные кабинеты налогоплательщика. В частности, в личном кабинете для физических лиц будут отражаться сведения о начисленных взносах в отношении каждого застрахованного гражданина аналогично сведениям из справки о доходах – 2-НДФЛ, а в личных кабинетах для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – о начисленных и уплаченных страховых взносах.

Читайте так же:  Малые, средние и крупные предприятия как цели для налогового контроля

Также налогоплательщики вместо нескольких контролеров получают одного. Сейчас деятельность организаций контролируют и проводят выездные проверки и ПФР, и ФСС, и налоговая служба. В дальнейшем контролировать их работу будет только налоговая.

Однако организациям следует учитывать обозначенные в законах переходные периоды. Так, за периоды до 2016 года включительно контроль и проверки будут осуществлять фонды.

Кроме того, контроль превышения выплат по больничным листам будет осуществлять ФСС до 2021 года. В течение этого периода они переходят на так называемую систему прямых выплат, то есть когда эти выплаты по больничным листам и в связи с материнством фонд осуществляет напрямую работнику. И тогда эти выплаты будут уже являться не элементом расчета взноса, подлежащего уплате в бюджет фонда, а непосредственно выплаты из самого фонда.

Неизменными останутся тарифы страховых взносов. Так, пониженный тариф взноса IT-организациям в размере 14% будет продлен до 2023 года. А действие основного тарифа 30% будет продлено до 2019 года.

Глава Минфина Антон Силуанов ранее сообщил, что министерство планирует повысить доходы на 100-150 млрд руб. в 2017 году благодаря улучшению администрирования страховых взносов через Федеральную налоговую службу, а также за счет более тесного информационного обмена между ФТС и ФНС.

Вице-премьер Ольга Голодец в середине года давала еще более оптимистичную оценку – передача администрирования страховых взносов из ПФР в ФНС позволит увеличить доход пенсионного фонда на 200 млрд руб. в год. Самые пессимистичные оценки экспертов – до 100 млрд руб. в год принесет передача администрирования соцвзносов ФНС.

Экономия для бюджета произойдет и из-за сокращения сотрудников ПФР. Фонд сократит в следующем году 12 тыс. сотрудников, или 10% от численности, в связи с передачей администрирования страховых взносов в ФНС, сообщил ранее глава ПФР Антон Дроздов.

ФНС начинает администрирование обязательных страховых взносов

МОСКВА, 1 января. /ТАСС/. Администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 2017 года будет осуществлять Федеральная налоговая служба, а не внебюджетные фонды. Российским налогоплательщикам это упростит отчетность, а бюджету должно принести дополнительно, по разным оценкам, до 100 млрд руб. в год.

Однако отчетность за 2016 год организации будут сдавать по старым правилам: в Пенсионный фонд России (ПФР) до 20 февраля , в Фонд социального страхования – до 25 января. Отчетность за I квартал будет сдаваться уже в ФНС, и срок для ее сдачи будет уже единым – до 2 мая 2017 года (переносится с 30 апреля 2017 года, являющегося выходным днем).

Целью принятых изменений изначально называлось совершенствование порядка исчисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также укрепление платежной дисциплины при осуществлении расчетов с названными фондами.

Эксперты полагают, что создание универсальной системы исчисления, уплаты и администрирования налогов, сборов, страховых взносов позволит снизить административную нагрузку на плательщиков, более объективно определить общую налоговую нагрузку на бизнес при принятии решений в области налоговой политики.

Ранее глава ФНС Михаил Мишустин заявлял, что новый порядок администрирования будет более комфортным для налогоплательщиков, вместо четырех форм фискальной отчетности, ранее предоставляемых в государственные внебюджетные фонды, они будут сдавать в налоговый орган только одну. Информация по администрированию страховых взносов будет интегрирована в личные кабинеты налогоплательщика. В частности, в личном кабинете для физических лиц будут отражаться сведения о начисленных взносах в отношении каждого застрахованного гражданина аналогично сведениям из справки о доходах – 2-НДФЛ, а в личных кабинетах для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – о начисленных и уплаченных страховых взносах.

Также налогоплательщики вместо нескольких контролеров получают одного. Сейчас деятельность организаций контролируют и проводят выездные проверки и ПФР, и ФСС, и налоговая служба. В дальнейшем контролировать их работу будет только налоговая.

Однако организациям следует учитывать обозначенные в законах переходные периоды. Так, за периоды до 2016 года включительно контроль и проверки будут осуществлять фонды.

Кроме того, контроль превышения выплат по больничным листам будет осуществлять ФСС до 2021 года. В течение этого периода они переходят на так называемую систему прямых выплат, то есть когда эти выплаты по больничным листам и в связи с материнством фонд осуществляет напрямую работнику. И тогда эти выплаты будут уже являться не элементом расчета взноса, подлежащего уплате в бюджет фонда, а непосредственно выплаты из самого фонда.

Неизменными останутся тарифы страховых взносов. Так, пониженный тариф взноса IT-организациям в размере 14% будет продлен до 2023 года. А действие основного тарифа 30% будет продлено до 2019 года.

Глава Минфина Антон Силуанов ранее сообщил, что министерство планирует повысить доходы на 100-150 млрд руб. в 2017 году благодаря улучшению администрирования страховых взносов через Федеральную налоговую службу, а также за счет более тесного информационного обмена между ФТС и ФНС.

Вице-премьер Ольга Голодец в середине года давала еще более оптимистичную оценку – передача администрирования страховых взносов из ПФР в ФНС позволит увеличить доход пенсионного фонда на 200 млрд руб. в год. Самые пессимистичные оценки экспертов – до 100 млрд руб. в год принесет передача администрирования соцвзносов ФНС.

Экономия для бюджета произойдет и из-за сокращения сотрудников ПФР. Фонд сократит в следующем году 12 тыс. сотрудников, или 10% от численности, в связи с передачей администрирования страховых взносов в ФНС, сообщил ранее глава ПФР Антон Дроздов.

Читайте так же:  Как оформить по бухгалтерии сдачу денег инкассатору

Страховые взносы администрирует ФНС: что изменилось для компаний

Изображение - Фнс готова к администрированию страховых взносов с начала 2019 - 2020 года proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.klerk.ru%2Fimg%2Fpb%2Fthumb1000x615%2F69bb64db26116b1ed88a7f84e127e949_compressed_v1

Когда контрольные полномочия передаются от ведомства к ведомству, возникает некоторая путаница. В такой обстановке плательщик страховых взносов легко может поплатиться штрафом за несвоевременную постановку на учет или пропущенный срок сдачи отчетности.

Чем именно с 1 января 2017 года займутся налоговые органы? Администрирование означает, что налоговики будут выполнять только отошедшие в их компетенцию функции: принимать расчеты, проверять уплату страховых взносов, оформлять возврат или зачет. Проведение проверок, взыскание недоимки, штрафов, пени – это также теперь компетенция налоговых органов. Прочие вопросы социального внебюджетного обеспечения остаются за внебюджетными фондами.

Страховым взносам в Налоговом кодексе отвели отдельную главу 34 (Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ). Порядок перераспределения функций между ведомствами доведен письмом ФНС России от 19.07.2016 № БС-4-11/12929.

С 1 января 2017 года Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ утрачивает силу. С этого момента порядок исчисления и уплаты взносов будут разъяснять ФНС или Минфин России. Все письма, инструкции, распоряжения фондов в части администрирования страховых взносов прекращают свое хождение. До 31 декабря 2016 года эти документы продолжают действовать.

ФНС России приказом от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551 утвердила форму расчета по страховым взносам, которая будет применяться, начиная с 2017 года. Новый расчет заменит собой формы РСВ-1, РСВ-2, РВ-3 и действующую форму 4-ФСС.

До 1 февраля 2017 года фонды передадут в ФНС сведения о расчетах с каждым страхователем. Окончательный расчет фондов с ФНС должен произойти к 1-му апреля 2017 года.

Совет. Компаниям рекомендуется в декабре 2016 года пройти сверку с фондами, чтобы в налоговом органе неожиданно не всплыла задолженность.

С 1 января 2017 года сотрудники ФСС могут участвовать во внеплановых проверках страхователей, чтобы проконтролировать произведенные ими расходы. Камеральные проверки по взносам будут проводиться по тем же правилам, что и налоговые.
При обнаружении факта неуплаты взносов в сроки, предусмотренные законодательством, налоговые органы направят плательщикам требования об уплате взносов, в частности ( п.1 ст.70 НК РФ):

  • в течение трех месяцев со дня обнаружения недоимки по взносам, если сумма задолженности более 500 рублей;
  • в течение одного года, если сумма менее 500 рублей;
  • в течение 20 дней, если задолженность выявлена по результатам налоговой проверки.

Напомним, при неисполнении требований налоговые органы безакцептно спишут соответствующие суммы с расчетного счета компании.

Взыскивать недоимки по страховым взносам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по пенсионным платежам, по дополнительным страховым взносам, которые уплачиваются в рамках спецоценки рабочих мест, будет налоговая служба.

Что предпринять плательщику взносов на обязательное социальное страхование по правоотношениям, возникшим до 01.01.2017 года

  • Представить в ФСС РФ расчеты по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016 год, в том числе уточненные, в порядке, действовавшем до 01.01.2017 года.
  • Подать заявление в ФСС на возврат переплаты страховых взносов по временной нетрудоспособности и материнству (ВНиМ), перечисленных и поступивших за период до 31.12.2016 года.
  • Подать заявление в ФСС на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения по ВНиМ.
  • При необходимости провести с ФСС РФ сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам. Получить акт сверки расчетов по обязательствам, исполненным до 31.12.2016 года.
  • Уплатить взносы по ВНиМ в ФСС РФ до 31.12.2016 года на действующий код бюджетной классификации (КБК) 393 1 02 02090 07 1000 160, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата производится в 2016 году. С 1 января 2017 года взносы уплачивать на новый КБК, открытый ФНС , в том числе за декабрь 2016 года, если фактически уплата происходит уже в 2017 году.
  • Обжаловать решения, вынесенные ФСС РФ по результатам камеральных проверок расчетов по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016 год, в том числе уточненных, а также решения, принятые по результатам проверок до 01.01.2017 года.

Сначала нужно обратиться с заявлением в фонд. Там проверят задолженность и после этого поставят в известность органы ФНС, действуя при этом по внутренним регламентам без участия плательщиков. В итоге суммы вернутся плательщику со счетов федерального казначейства. Правила возврата переплаты определены Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ.

Не упустите, что до 31 декабря 2020 года сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством можно уменьшить на расходы, произведенные на эти цели (такие изменения внесены в п. 2 ст. 431 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ другим Федеральным законом, от 30.11.2016 № 401-ФЗ).

С 2017 года платежки по страховым взносам будут такими же, как по налогам. В поле 101 “Статус плательщика” надо будет проставлять код 01, код 08 сохранится только для взносов «на травматизм». Порядок заполнения налоговых платежек и платежек по страховым взносам теперь можно найти в приложении 2 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107. Напомним, прежде платежкам по взносам было отведено приложение № 4 к этому же приказу.

Екатерина Костакова, эксперт Контур.Школы, учебного центра компании СКБ Контур

внесены в п. 2 ст. 431 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ другим Федеральным законом, от 30.11.2016 № 401-ФЗ

Изображение - Фнс готова к администрированию страховых взносов с начала 2019 - 2020 года 23423424
Автор статьи: Филипп Соловьев

Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.4 проголосовавших: 7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here