Сегодня рассмотрим тему: "до 1 июля 2019 - 2020 года на сайте фнс опубликуют сведения, составляющие налоговую тайну" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
Содержание
- 1 До 1 июля 2019 – 2020 года на сайте ФНС опубликуют сведения, составляющие налоговую тайну
- 2 До 1 июля 2019 – 2020 года на сайте ФНС опубликуют сведения, составляющие налоговую тайну
- 3 Налоговая тайна: понятие, особенности, изменения в законодательстве
- 4 Налоговую тайну все-таки раскрыли. Но узнать ее не так просто
До 1 июля 2019 – 2020 года на сайте ФНС опубликуют сведения, составляющие налоговую тайну
Информация о налогоплательщиках, ранее попадавшая под налоговую тайну, с 1 августа будет публиковаться на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС), сообщает «РИА Новости» со ссылкой на пресс-службу ведомства.
На сайте ФНС появится сервис «Прозрачный бизнес», где служба будет размещать данные о численности сотрудников организаций, налоговых режимах и участии компаний в консолидированных группах налогоплательщиков.
Так, раскроется налоговая информация о хозяйственных товариществах и обществах. При этом под исключение попадают стратегические предприятия и организации, входящие в оборонно-промышленный комплекс, а также крупнейшие налогоплательщики.
В число данных, которые будут раскрыты, попадет информация об уплаченных налогах, расходах, доходах, а также о задолженностях и штрафах.
Изначально раскрыть информацию, представляющую налоговую тайну, в ФНС cобирались1 июня. По данным источников РБК, процесс планируется осуществить в три этапа и закончить к декабрю. Однако, данные об оборонных и государственных компаниях появятся на сайте ФНС не раньше 2020 года.
До 1 июля 2019 – 2020 года на сайте ФНС опубликуют сведения, составляющие налоговую тайну
Федеральная налоговая служба (ФНС) впервые опубликовала данные о налоговой и бухгалтерской отчетности российских компаний. Они размещены в формате открытых данных на сайте ведомства (наборы под номерами 74–76).
Сведения о крупнейших налогоплательщиках, а также о стратегических предприятиях — оборонных и госкомпаниях — пока раскрываться не будут, сообщил РБК представитель службы. Причиной такого решения, по словам собеседников РБК, послужило введение в начале апреля новых антироссийских санкций Минфином США.
Без грифа тайны
Первые данные, появившиеся на сайте ФНС, содержат информацию о специальных налоговых режимах, применяемых организациями, об участии в консолидированной группе налогоплательщиков и о среднесписочной численности работников организаций. Дальнейшая информация будет раскрываться поэтапно, писал РБК.
Второй этап публикаций согласно плану наступит 1 октября — в этот день в наборе открытых данных должна появиться информация о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности, а также сумме уплаченных налогов, сборов и страховых взносов. Еще через два месяца, то есть 1 декабря, ФНС обнародует суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам организаций, налоговые правонарушения и меры ответственности за них с указанием штрафов.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Данные появились в виде наборов электронных записей, с которыми неспециалисту работать невозможно, считает руководитель практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александр Овеснов. «Налогоплательщики ожидали увидеть сведения в виде удобного и доступного электронного сервиса, например, в виде давно известных «Сведений о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» или иных аналогичных сервисов, представленных на сайте ФНС», — отметил Овеснов.
С ним согласен руководитель аналитического департамента «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. По его словам, публикация в формате простого набора открытых данных, а не в виде базы данных с удобным поиском, затрудняет пользование этими сведениями.
Приказ о размещении данных о компаниях, включая те, с которых гриф налоговой тайны был снят в июне 2016 года (среднесписочная численность работников организации, уплаченные суммы налогов и сборов и объемы доходов и расходов), ФНС впервые утвердила в декабре 2016 года. Как следовало из приложения к документу, налоговая служба должна была разместить эту информацию на своем сайте 25 июля прошлого года. Затем ведомство дважды переносило этот срок — на 1 июня 2018 года (соответствующий приказ опубликован на сайте ФНС), а затем на 1 августа.
Первичная цель раскрытия таких данных о компаниях — «предоставление налогоплательщикам полной и достоверной информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности контрагентов», объясняла ФНС. В августе 2017 года была введена ст. 54.1 Налогового кодекса, ужесточающая ответственность за налоговые нарушения контрагентов, напоминает Зарипов. Но ощутить эффект и сделать полноценные выводы о контрагенте компании смогут лишь после второго этапа публикации, считает эксперт. На конец июня 2018 года в России ведут деятельность более 4,2 млн юрлиц.
Раскроют не всех
Среди компаний, с которых снимут режим налоговой тайны, не будет стратегических (оборонных предприятий и госкомпаний) минимум до 2020 года, говорили ранее РБК два собеседника, знакомые с ходом подготовки приказа. В ФНС подтвердили, что к публикации пока не готовятся данные о компаниях, входящих «в перечень стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, а также отнесенных к крупнейшим налогоплательщикам».
Видео (кликните для воспроизведения). |
С апреля 2018 года к крупнейшим налогоплательщикам федерального уровня ФНС относит организации, чей общий объем полученных доходов за отчетный год превышает 35 млрд руб. (до апреля этот показатель составлял 20 млрд руб.). В свою очередь, к крупнейшим налогоплательщикам на региональном уровне теперь относятся компании, чьи доходы находятся в диапазоне от 2 млрд до 35 млрд руб. При этом в полномочия ФНС входит право самостоятельно отнести налогоплательщика к категории крупнейших независимо от соблюдения названных критериев.
Что касается стратегических предприятий, то они вписаны в соответствующий перечень, утвержденный президентом. Всего в него входит около 70 компаний. Среди них, например, «Роснефтегаз», «РусГидро», РЖД, «Роснефть», «Газпром», «Аэрофлот», банк ВТБ и другие компании.
Публикация сведений о доходах госкомпаний, числе работающих в компании сотрудников и суммах уплаченных налогов на фоне очередной волны санкций могла бы стать основанием для их расширения, говорил замдиректора департамента законотворческой деятельности ТПП Александр Селиванов. «Для компаний, попавших под санкции, публикация финансовой информации лишь поможет стороне, наложившей санкции, контролировать их эффективность», — считает руководитель практики управления рисками ФБК Grant Thornton Роман Кенигсберг. По мнению партнера KPMG Михаила Орлова, санкции вряд ли являются основным мотивом такой политики. «Скорее это повод», — считает он.
Под “раскрытие” в этом году попадут большинство организаций. Однако структуры, которые входят в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ, сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса или относятся к категории крупнейших налогоплательщиков, станут “прозрачными” лишь в 2020 году.
Режим налоговой тайны с информации о компаниях, которой располагает фискальное ведомство, был снят поправками в Налоговый кодекс РФ в 2016 году. Федеральной налоговой службе предстояло утвердить сроки и период размещения данных, а затем начать их публиковать.
В общем доступе – на сайте ФНС в разделе “Открытые данные” – появятся сведения бухгалтерской и налоговой отчетности компаний. Как пояснили “РГ” в налоговой службе, публикация этой информации позволит бизнесу проверять партнеров на добросовестность. Фискальное ведомство также рассчитывает на снижение числа организаций, уклоняющихся от налогообложения. Полезными сведения могут оказаться и гражданам, ищущим работу. Они смогут оценить репутацию потенциального работодателя.
На первом этапе – 1 августа – будут обнародованы сведения о специальных налоговых режимах, применяемых организациями, об участии в консолидированной группе налогоплательщиков, о среднесписочной численности работников. Далее информация будет размещаться по следующему графику: с 1 октября 2018 года – данные об уплаченных налогах (сборах, взносах) и о суммах доходов и расходов по сведениям бухгалтерской (финансовой) отчетности, с 1 декабря – информация о недоимках по налогам, пеням и штрафам, а также о правонарушениях и мерах ответственности за них.
Также 1 декабря 2018 года состоится первая публикация информации о налоговых нарушениях, решения о привлечении к ответственности за которые вступили в силу со 2 июня 2016 года по 31 декабря 2017 года, но лишь в случае, если компания не уплатила штраф до 1 октября 2018 года.
Первого декабря 2019 года появятся первые сведения о недоимках по страховым взносам.
Первоначально старт публикации данных в этом году был запланирован на 1 июля. Однако в итоге ее отложили на месяц. В налоговой службе это объяснили большим количеством обращений со стороны компаний. Они просили дать им дополнительное время для проведения сверки предназначенной для раскрытия информации с налоговыми органами, и такое решение было принято.
Эксперты в целом оценивают старт публикации сведений о компаниях в открытом доступе положительно.
“Информация, которую раскроет налоговая служба, позволит организациям делать обоснованные выводы о возможностях контрагентов исполнить обязательство по сделке. Как следствие, это даст возможность безопасно производить налоговый вычет суммы НДС и учитывать в расходах суммы, уплаченные по такой сделке”, – комментирует Антон Зыков, партнер, руководитель практики разрешения налоговых споров “Делойт” СНГ.
Если контрагент по договору обязан осуществить масштабные строительно-монтажные работы, сведения о том, что в его штате числится лишь несколько человек, могут заставить разумно усомниться в возможности контрагента исполнить обязательство по сделке или, как минимум, поднять перед контрагентом вопрос о том, какими силами он планирует исполнить сделку, приводит пример Зыков.
Сопоставление суммы уплаченных налогов и доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности покажет масштаб деятельности контрагента, а также его финансовую и деловую состоятельность, уточняет партнер “Делойт” СНГ. “В целом, публикация сведений может помочь налогоплательщику принять обоснованное решение о заключении договора с контрагентом как с налоговой, так и с коммерческой точки зрения”, – резюмирует Зыков.
Компании смогут оперативно получать информацию об исполнении потенциальными контрагентами своих налоговых обязательств. Это облегчит принятие управленческих решений: работать с той или иной организацией или нет, согласен Евгений Панкратов, старший консультант налоговой практики О2 Consulting. “При возникновении налогового спора налогоплательщик сможет в той или иной степени апеллировать к показателям, выгруженным с сайта налоговой службы, для доказывания того, что контрагент имел все ресурсы, необходимые для исполнения контракта”, – добавляет Панкратов.
Партнер Paragon Advice Group Александр Захаров, однако, усматривает в публикации данных о компаниях определенные риски. “Тот объем информации, который был выведен за пределы защиты налоговой тайной и появится в открытом доступе, может стать губительным для многих добросовестных юрлиц, поскольку к ним могут проявить интерес криминальные и близкие к ним элементы”, – отмечает Захаров.
Федеральная налоговая служба с 1 августа начинает публиковать сведения о численности работников предприятий и действующих в отношении них налоговых режимах. До конца года ФНС намерена раскрыть еще часть информации, которая ранее относилась к налоговой тайне. Юристы предупреждают, что это даст дополнительную возможность службе предъявить претензии налогоплательщику за допущенные ошибки при выборе контрагента.
Федеральная налоговая служба (ФНС) России с 1 августа 2018 года начнет публиковать сведения о налогоплательщиках, которые ранее относились к налоговой тайне.
Уже в среду на сайте ФНС появятся сведения о среднесписочной численности работников организаций, о применяемых в отношении них специальных налоговых режимах, а также данные об участии организаций в консолидированной группе налогоплательщиков по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году их размещения.
Данные будут опубликованы в отношении хозяйственных товариществ и обществ, за исключением хозяйственных товариществ и обществ, включенных в перечень стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, а также отнесенных к крупнейшим налогоплательщикам, уточнили в ФНС.
Бизнес это новшество воспринял в целом позитивно. В «Деловой России» высказали уверенность, что новая система даст возможность оперативно проверить контрагентов и в случае возникновения ошибок устранить их на ранней стадии.
«Сервис «Прозрачный бизнес» также будет восприниматься бизнесом как своего рода «противоядие» и к действиям налоговиков. Бизнес сможет проверить своих контрагентов, как минимум, для налоговых целей, как максимум, убедиться, что его контрагенты вызывают доверие с точки зрения надежности», — отметили в организации.
Все тайное становится явным: тут не стоит бояться раскрытия индивидуальных данных, уверен бизнес-омбудсмен Борис Титов. «Тот же блокчейн, другие новые технологии все равно не позволяют сохранять эту тайну», — добавил он.
«Но только власть должна «играть» по тем же принципам. Она тоже не должна ничего скрывать.
Куда тратятся собранные налоги, насколько эффективно работают министерства и службы, как реализуется финансовая поддержка предпринимателей… Если обе стороны будут играть открыто, это самая лучшая ситуация», — подчеркнул Титов.
Юристы в запуске нового сервиса видят дополнительную возможность налогового органа предъявить претензии налогоплательщику за допущенные ошибки при выборе контрагента.
Например, при заключении договора подряда или оказания услуг в случае, если у подрядчика всего один-два работника (например, директор и водитель), очевидно, что самостоятельно работы он выполнить не сможет без привлечения дополнительных сил, но при заключении контрактов такую информацию партнеры предоставляют друг другу только по запросу, обращает внимание заместитель генерального директора по правовым вопросам НЮС «Амулекс» Юлия Галуева.
То есть заключение контрактов с организациями, в которых всего пара работников, могут расцениваться как ненадлежащая проверка партнера и, следовательно, недобросовестность налогоплательщика, добавляет юрист.
Сейчас ФНС привлекает компании к ответственности за выбор ненадежных контрагентов, но не всегда их можно выявить, отмечает управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский.
Публикация сведений направлена как раз на то, чтобы компании могли получить доступ ко всем сведениям, которые значимы для сотрудничества. Также эти изменения позволят сократить случаи ухода от налогов, что соответствует общему курсу властей на борьбу с налоговыми правонарушениями, добавляет юрист.
Планируется, что позже в данном сервисе будут размещаться и сведения о доходах и расходах организаций, суммах уплаченных налогов, сборов и страховых взносов. Также постепенно в открытом доступе будет появляться информация о налоговых нарушениях.
Изменения в законодательство, снимающие режим налоговой тайны с некоторой информации о налогоплательщике, были приняты еще в 2016 году. Планировалось, что публиковать сведения о численности работников и данные по налоговым сборам предприятия ФНС начнет с 1 июня 2018 года.
Однако в мае в ведомстве заявили, что вынуждены отложить старт нового сервиса на два месяца.
«В связи с большим числом обращений со стороны бизнеса, ФНС России приняла решение о предоставлении дополнительного времени компаниям для проведения сверок с налоговыми органами данных, которые в соответствии с п. 1.1 ст. 102 НК РФ перестали являться налоговой тайной. Первые данные, содержащие информацию о специальных налоговых режимах, применяемых организациями, об участии в консолидированной группе налогоплательщиков, о среднесписочной численности работников планируются к публикации в открытом доступе 1 августа 2018 года», — отметили в ФНС (цитата по ТАСС).
Налоговая тайна: понятие, особенности, изменения в законодательстве
Банки Сегодня Лайв
Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим
А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.
В 2016 году вступил в силу Федеральный закон № 134-ФЗ, согласно которому данные об уплате налогов и сборов, численности работников и сумме доходов и расходов налогоплательщиков были исключены из категории налоговой тайны. Что такое налоговая тайна и как поправки к Налоговому кодексу отразятся на деятельности предприятий, раскрывается в этой статье.
Категория налоговой тайны – относительно новая для российского законодательства и была впервые введена в 1999 году со вступлением в силу первой части Налогового кодекса РФ. Положения налоговой тайны раскрыты в статье 102 документа. (скачать статью 102 НК РФ, последняя редакция)
Кодекс определяет налоговую тайну как любые данные, полученные соответствующими государственными органами о налогоплательщиках и плательщиках страховых взносов. Эти данные не могут быть разглашены, они имеют ограниченный доступ. Налоговая тайна распространяется на всех налогоплательщиков – физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Целью того, что данные о налогоплательщиках содержатся в тайне, является необходимость сохранить конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну, персональных данных предпринимателя и наемных работников.
Налоговый кодекс не раскрывает перечень данных, относимых к категории налоговой тайны, но исходя из других норм кодекса, можно составить примерный перечень.
Данные, относящиеся к налоговой тайне, включают в себя:
- данные первичной документации (кассовые ордеры, накладные, квитанции);
- документы о движении фондов, денежных средств и других активов;
- финансовые документы, которые не подлежат раскрытию и опубликованию;
- личная информация работников;
- объекты интеллектуальной собственности (разработки, ноу-хау, патенты);
- данные о налогах и сборах, которые оплачены за товар, ввозимый на территорию Евразийского союза (ЕАЭС);
- прочая информация, включаемая в состав коммерческой тайны.
Таким образом, к налоговой тайне относится достаточно широкий круг информации, которая передается налоговым и другим государственным органам, но не должна быть общедоступна.
Статья 102 Налогового кодекса РФ (скачать статью 102 НК РФ, последняя редакция) отдельно оговаривает принципы налоговой тайны для специальных деклараций. Специальная декларация подается физическими лицами, которые желают в рамках очередного этапа «амнистии капиталов» задекларировать имущество в других странах – недвижимость, средства на счетах, ценные бумаги, корпоративные права.
Для специальных деклараций действуют более жесткие требования – закрытой является значительная часть информации из таких деклараций, включая данные о декларируемом имуществе, идентификационных кодах, о постановке на налоговый учет и т.д.
Российское налоговое законодательство не определяет данные, причисляемые к налоговой тайне, однако достаточно четко указывает, что тайной не является. Это закрепляется в подпунктах 1.1-1.13 статьи 102 Налогового кодекса РФ.
Исходя из норм кодекса, не являются налоговой тайной такие данные:
- данные, которые являются общедоступными, или которые сам налогоплательщик определил, как общедоступные – название организации (ФИО физического лица или ИП), контактные данные, номера телефонов, вид деятельности и аналогичные данные;
- данные об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН);
- данные о нарушениях налогового законодательства налогоплательщиками;
- данные, полученные от соответствующих органов иностранных государств;
- данные о доходах кандидатов на выборные должности, подаваемые в избирательные комиссии;
- данные, передаваемые в ГИС ГМП (государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах) – информация об оплате госпошлины, административных штрафов и т.д.;
- информация о специальных налоговых режимах (УСН, ЕНВД и аналогичные);
- информация о постановке на налоговый учет физических лиц и иностранных организаций.
Данный перечень действовал до 2016 года и представлял собой данные, которые не представляли собой конфиденциальную информацию и были общедоступными.
Однако начиная с 2016 года из разряда налоговой тайны были выведены также важные данные о налогоплательщиках:
- данные о среднесписочной численности работников;
- данные о суммах уплаченных налогов и сборов;
- данные о доходах и расходах организаций.
Как видно, понятие налоговой тайны после 2016 года в значительной степени потеряло свою актуальность, ведь огромный массив данных теперь может быть свободно опубликован в общедоступных источниках.
Налоговый орган должен обеспечить конфиденциальность данных, на которые распространяется налоговая тайна. При этом в отдельных случаях налоговый орган обязан передать информацию налогоплательщика, в том числе и попадающую в категорию налоговой тайны.
Запрашивать закрытую информацию о налогоплательщиках имеют право:
- органы государственной власти, их сотрудники;
- правоохранительные и следственные органы;
- суды;
- контрагенты налогоплательщика (для проверки надежности контрагента).
Информация, составляющая налоговую тайну, может быть предоставлена только при условии соблюдения определенных требований:
- запрос на получение информации должен быть составлен на официальном бланке и быть зарегистрирован в установленном порядке;
- в запросе должна стоять подпись руководителя организации, которая запрашивает данные (при электронном документообороте запрос подписывается ЭЦП);
- информацию можно предоставить только на основании определенного нормативного акта (закон, постановление, приказ и т.д.), что также должно быть отражено в запросе;
- запрос должен также содержать обоснование цели получения информации и реквизиты соответствующих документов – судебных решений, уголовных дел и прочих.
С учетом последних изменений в законодательстве, такая сложная процедура будет использоваться достаточно редко – большая часть данных будет размещена в открытом доступе.
Налоговый кодекс РФ предусматривает ответственность за нарушения, связанные с получением доступа к налоговой тайне. Нарушения бывают двух видов: незаконное разглашение налоговой тайны сотрудниками компетентных органов и утрата документов, содержащих закрытые данные налогоплательщиков.
Ответственность должностных лиц наступает в тех случаях, когда установлен ущерб налогоплательщика, выявлены противоправные действия со стороны чиновника, и между этими фактами есть причинно-следственная связь.
По факту незаконного разглашения информации, содержащей налоговую тайну, ответственность должностных лиц может быть таких форм:
- материальная – предполагает возмещение налогоплательщику нанесенного в результате материального ущерба;
- дисциплинарная – выговор, предупреждение, лишение премии;
- административная – на должностное лицо, виновное в нарушении, накладывается штраф в размере от 4000 до 5000 рублей;
- уголовная – за разглашение банковской, налоговой или коммерческой тайны возможно наказание вплоть до 1,5 миллиона рублей штрафа и 7 лет лишения свободы.
В случае, если действия должностного лица не привели к серьезному ущербу, оно несет материальную и дисциплинарную ответственность. Если нарушения причинили ущерб, но он определен как незначительный – накладывается штраф. Но если нарушение повлекло тяжкие последствия, был злой умысел, а должностное лицо действовало с корыстной заинтересованностью – оно несет уголовную ответственность.
Следует отметить, что после внесения изменений в налоговое законодательство ожидается снижение числа нарушений налоговой тайны, поскольку самая важная информация будет публиковаться в открытом доступе в соответствии с новыми нормами.
Изменения в законодательстве, касающиеся налоговой тайны в 2018-2019 годах
В последние годы в налоговом законодательстве произошли изменения в части налоговой тайны. Государственной Думой был принят Федеральный закон от 01.05.2016 № 134-ФЗ «О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Этот закон расширил перечень данных, на которые не распространяется налоговая тайна. Закон вступил в силу с 1 июня 2016 года.
Со вступлением в силу закона к налоговой тайне больше не относится такая информация:
- среднесписочная численность работников;
- сумма уплаченных налогов и сборов (за исключением сумм уплаченных платежей за ввоз товаров на территорию Евразийского союза (ЕАЭС);
- сумма доходов и расходов организации, отображаемая в бухгалтерской отчетности.
Эти данные будут размещаться в открытом доступе, поэтому для следственных и судебных органов, а также контрагентам больше не придется составлять запросы на получение этих данных. Порядок получения информации, которая остается налоговой тайной, не изменяется.
Для публикации данных создана информационная система «Прозрачный бизнес», которая будет доступна на сайте Федеральной налоговой службы. Сроки запуска системы переносятся – сначала планировалось начать работу системы в июле 2017 года, затем указывалась дата 1 июня 2018 года, после этого запуск был перенесен на 1 августа, а еще позднее – на 10 августа 2018 года.
Публикация данных планируется в соответствии с определенным графиком, утвержденным приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-14/729@ и приведенным в таблице:
- данные по недоимкам и задолженностям по пеням и штрафам;
- данные о налоговых правонарушениях и мерах ответственности;
- данные о применяемых спецрежимах;
- данные об участии организации в консолидированной группе налогоплательщиков
- данные о среднесписочной численности работников организации;
- данные сумме доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности организации.
- данные о сумме уплаты по каждому налогу, сбору и страховым взносам
Публикуемые ежегодно данные касаются предыдущего года, а публикуемые ежемесячно – актуальны на 1 число месяца.
В законе сделано исключение: нововведения не касаются стратегических предприятий, организаций оборонно-промышленного комплекса и организаций, которые считаются крупнейшими налогоплательщиками. Информация о таких налогоплательщиках будет публиковаться с 2020 года.
Закон допускает, что юридические лица могут добровольно раскрывать информацию о себе, составляющую налоговую тайну. Предполагается, что добросовестные налогоплательщики добровольно раскроют информацию, чтобы повысить прозрачность своего бизнеса для контрагентов.
Однако по состоянию на 2018 год понятие «налоговая тайна» потеряло большую часть своего значения, ведь основная часть информации выведена из разряда тайны, а оставшиеся данные не представляют значительного интереса.
Основной мотив произошедших изменений в законодательстве – желание сделать более прозрачной работу с контрагентами. Так, руководство ФНС считает, что при новой системе предприятия смогут более точно определить платежеспособность контрагента, избежать фирм-однодневок.
Система «Прозрачный бизнес» – не первый подобный сервис, но по сравнению с конкурирующими решениями (СПАРК, Сбис, и пр.) он будет бесплатным для использования. Следовательно, для предприятий малого и среднего бизнеса его использование будет более предпочтительным.
Однако у нововведений существует масса критиков. В частности, значительная часть российской экономики находится «в тени», и «теневого» контрагента невозможно проверить в принципе.
Также спорна польза раскрытия информации о задолженности и недоимках по налогам и сборам. При существующей системе администрирования налогов плательщикам приходится обжаловать ошибочные начисления, и процесс обжалования длительный. Информация же о наличии недоимок негативно повлияет на репутацию налогоплательщика, даже если недоимки касаются ошибочно начисленных налогов, в отношении которых продолжаются разбирательства.
Есть риск того, что после полноценного запуска системы проверки контрагентов у налогоплательщиков будет меньше шансов выиграть в спорной ситуации, ведь имея информацию о налоговых начислениях и оплатах контрагента, предприятия должны будут сами оценивать их платежеспособность и добропорядочность.
Существенный недостаток отмены режима налоговой тайны для части информации – попадание этой информации к недобросовестным конкурентам, которые могут использовать это нечестным образом. Например, теперь легко можно будет отследить доходность компании, ее финансовый потенциал, что обычно считается коммерческой тайной, особенно для малого и среднего бизнеса. Высокорентабельные предприятия, таким образом, смогут стать мишенью для рейдеров и недобросовестных конкурентов.
Как результат, после внесения изменений в налоговое законодательство предпринимателям нужно более серьезно подходить к вопросам своей безопасности – тщательно проверять контрагентов, не допускать недоимок по налогам и сборам, следить за действиями конкурентов.
На комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.
Налоговую тайну все-таки раскрыли. Но узнать ее не так просто
1 августа ФНС опубликовала в открытом доступе больше информации о компаниях. Планировалось, что это будет сервис, который поможет проверять контрагентов, его будет удобно использовать, всем наступит цифровая экономика. В реальности это оказался не сервис, а какой-то программный код. Но все равно налоговая тайна больше не тайна, данные опубликованы, их можно использовать и узнавать о вас то, что раньше было нельзя.
Вот как это работает и что теперь будет известно всем.
Информация о юрлицах нужна компаниям, которые должны проверять своих контрагентов на порядочность. Например, если производитель закупает сырье у поставщика, он должен этого поставщика проверить: не однодневка ли это, занимается ли он хозяйственной деятельностью, платит ли налоги, есть ли у него имущество и сотрудники, чтобы выполнить контракт. Если этого не сделать, у налоговой могут возникнуть вопросы уже к производителю: а не занимается ли он сам обналом или уходом от налогов?
Раньше контрагентов тоже проверяли: смотрели, кто директор, нет ли судебных споров, где фирма зарегистрирована, действительна ли ее регистрация, сдает ли она отчетность. Теперь ФНС опубликовала большую порцию новых данных. А скоро опубликует еще больше.
Опубликованы данные только о юридических лицах. Эта же информация об индивидуальных предпринимателях в открытом доступе появляться не будет (по крайней мере, пока).
Опубликованные сведения — уже давно не налоговая тайна. Их исключили из списка данных, которые знает только налоговая и не может никому рассказывать.
Например, долги по налогам и штрафам — это не налоговая тайна. И сумма страховых взносов, и за что именно вас штрафовали, и налоги, которые вы платите в бюджет. Все это по закону не тайна, а скоро будет опубликовано в открытом доступе.
Перечень исключений, которые не являются налоговой тайной, есть в ст. 102 НК РФ . Вы можете проверять эти данные по своим партнерам, а они — по вам.
С 1 августа 2018 года опубликовали такую информацию.
Сведения о среднесписочной численности. Теперь кто угодно может узнать, сколько человек официально работает в любой компании. Ваш партнер может узнать, сколько человек трудоустроено у вас, а вы можете проверить партнера. Вдруг у него в офисе сидит двадцать человек, причем десять из них принимают от вас деньги, а по отчетам проходит только двое? Кто тогда эти остальные люди?
Или вы работаете с транспортной компанией, но, по данным налоговой, у нее в штате два человека с зарплатой по 10 тысяч рублей. Когда налоговая будет проверять ваш бизнес, она спросит, что это за партнер такой, который выдает вам счета-фактуры на транспортные услуги? И почему вы не задались таким вопросом? Может быть, никаких транспортных услуг и не было вовсе?
На самом деле водители в этой компании могут работать как ИП или физлица по договорам подряда. Но вопрос налоговая все равно задаст. Лучше заранее проверять своих партнеров и работать с теми, кто не вызывает подозрений. Но так же будут проверять и вас. Сведения о среднесписочной численности должны сдавать все компании.
Сведения об участии в консолидированной группе налогоплательщиков. Это касается только крупных компаний с миллиардными оборотами. Консолидированная группа — это когда несколько фирм объединяются и вместе платят налог на прибыль, потому что связаны между собой. Если у вас нет каких-то взаимозависимых фирм, с которыми вы вместе получаете 100 млрд рублей в год, то ничего такого ваши партнеры не узнают.
Сведения о спецрежимах. Можно проверить, применяет ли фирма спецрежим. Это пригодится для проверки выставленного НДС .
Еще эти данные подходят для самопроверки. Например, если вы на спецрежиме и подали в налоговую уведомление еще при регистрации, то в ответ налоговая ничего не выдает. А потом вам присылают запрос: почему это вы не подаете декларацию по НДС .
Выясняется, что налоговая не знает, что вы на спецрежиме, и ждет от вас налоги и отчеты по полной программе. Чтобы разобраться, нужно поднимать документы, хотя второго экземпляра с отметкой может не быть. Еще бывает, что фирму вам регистрирует бухгалтерская компания или юрист. Они говорят, что все зарегистрировали и подали уведомление о переходе на спецрежим. А потом оказывается, что на упрощенку вас не перевели.
Чтобы заранее узнать о спецрежиме, можно использовать открытые данные налоговой. Хотя есть, конечно, и другие способы.
Да, пока это все. Публикация данных в открытом доступе делится на три этапа:
- 1 августа — то, что уже опубликовали.
- 1 октября — сведения о доходах и расходах из бухгалтерской отчетности, суммы уплаченных налогов и взносов.
- 1 декабря — информация о нарушениях, долгах по налогам, пеням и штрафам. А через год опубликуют долги и по страховым взносам.
Значит, надо быстрее оплачивать долги и оформлять сотрудников?
Тут не все так просто. Налоговая раскрывает данные не в реальном времени. По приказу ФНС , данные актуальны не на день публикации или запроса, а на конкретную дату. Причем эта дата может быть даже в прошлом году.
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.