Сегодня рассмотрим тему: "для пбу 12008 об учетной политике минфин согласовал ключевые поправки" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
Содержание
- 1 Внесены изменения в ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации”
- 2 Для ПБУ 1/2008 об учетной политике Минфин согласовал ключевые поправки
- 3 Минфин подготовил поправки в ПБУ 1/2008 “Учетная политика”
- 4 Что изменилось в ПБУ “Учетная политика организации” в 2019 году
- 5 Изменения в ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации” утверждены приказом Минфина
- 6 Проект «Изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»»
- 7 Поправки в ПБУ 1/2008: какие изменения нужно учесть при формировании учетной политики на 2018 год
- 8 Минфин доработал поправки в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»
- 9 Комментарии Минфина к изменениям в ПБУ Учетная политика
Внесены изменения в ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации”
Минюст России зарегистрировал приказ финансового ведомства, которым вносятся изменения в Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” ПБУ 1/2008 (приказ Минфина России от 28 апреля 2017 г. № 69н “О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. № 106н”, зарегистрирован в Минюсте России 25 июля 2017 г. № 47517).
Данным приказом в ПБУ 1/2008 вводятся следующие правки:
- в п. 5 добавлен п. 5.1, которым вводится норма о самостоятельности выбора способа ведения бухучета – независимо от выбора других организаций. Исключение составляют дочерние компании холдингов;
- в п. 6 добавлено положение, согласно которому учетная политика организации должна обеспечивать рациональное ведение бухучета, исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухучета и полезности данной информации;
- в п. 7 введена норма, согласно которой, если федеральный стандарт бухучета допускает несколько способов учета, то при выборе одного из них предпочтение следует отдавать МСФО, а затем уже федеральным и отраслевым стандартам. При этом, если нормы отечественных стандартов бухучета расходятся с положениями МСФО, то организация вправе не применять российские стандарты;
- в п. 7 также добавлено положение, согласно которому организации, ведущие упрощенную бухотчетность, при отсутствии в федеральных стандартах бухучета способов ведения бухучета по конкретному вопросу вправе руководствоваться требованием рациональности;
- в п. 24 “бухгалтерская” отчетность заменена на “финансовую”;
- п. 25 признан утратившим силу, соответственно, больше не нужно будет формировать пояснительную записку к годовой бухгалтерской отчетности организации. Предусмотрены и другие изменения.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Напомним, что документами в области регулирования бухучета выступают, в частности, федеральные стандарты, которые являются обязательными к применению, если иное не установлено этими стандартами (ч. 1-2 ст. 21 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”; далее – Закон № 402-ФЗ). Пока такие стандарты не разработаны. До их утверждения применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные Минфином России до дня вступления в силу Закона № 402-ФЗ (ч. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ). Так, в настоящее время вместо федеральных стандартов действуют положения по бухгалтерскому учету (ПБУ).
Документы по теме:
Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”
Читайте также:
В нем будут отражены подходы к определению выручки, заложенные в МСФО.
2017 год ставит новые задачи – подготовка к переходу на федеральные стандарты бухгалтерского учета для госсектора. О предстоящих изменениях в бухгалтерском учете основных средств – в нашем материале.
Кроме того, могут быть закреплены условия применения альтернативного способа бухучета.
Для ПБУ 1/2008 об учетной политике Минфин согласовал ключевые поправки
10 ноября 2016 года Министерство финансов на своём официальном сайте www.minfin.ru разместило перечень своих замечаний на проект изменений в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».
Первая редакция поправок была опубликована в августе 2016 года. Теперь Минфин дополнил ее таблицей замечаний.
Новый пункт 5.1 говорит о том, что организация выбирает способы ведения бухгалтерского учета независимо от способов, на которых остановились другие компании. Между тем, если юрлицо имеет дочерние общества и, при этом, разрабатывает и утверждает свои стандарты, то они обязательны для применения такими обществами. То есть у «дочек» выбор способов ведения бухгалтерского учета будет ограничен.
Практика показывает, что бухгалтеры не понимают, в чем заключается требование рациональности в бухгалтерском учете. А это – возможность не вести бухгалтерский учет фактов хозяйственной жизни, эффект информации по которым не превышает затрат на ее получение. Поэтом Минфин хочет дополнить понятие «рациональное ведение бухгалтерского учета»: это когда бухгалтерская информация достаточно полезна, чтобы оправдать затраты на ее формирование.
В ПБУ 1/2008 появится упоминание, что данный нормативный документ применяют также индивидуальные предприниматели, адвокатские кабинеты, нотариусы и иные частнопрактикующие специалисты, если они ведут бухгалтерский учет согласно российскому законодательству.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Кроме того, Минфин учел особенности федеральных стандартов бухучета, которые он сейчас готовит вместе со специалистами в этой области. Будет уточнено, что в случае отсутствия таких стандартов по аналогичным и/или связанным вопросам организация самостоятельно разрабатывает способ ведения бухучета. Причем не только на основе ПБУ, но и «рекомендаций в области бухгалтерского учета».
Минфин подготовил поправки в ПБУ 1/2008 “Учетная политика”
Минфин на своем сайте разместил проект «Изменения в ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации”».
Изменения касаются в основном формирования учетной политики в случае отсутствия установленных способов ведения бухучета по конкретному вопросу. Так, например, организации, которые вправе применять упрощенные способы бухучета, в случае отсутствия в федеральных стандартах бухгалтерского учета соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.
Исключается из ПБУ упоминание о пояснительной записке: из пункта 24 её просто уберут, а пункт 25 (об объявлении изменений учетной политики в пояснительной записке) исключат полностью.
Что изменилось в ПБУ “Учетная политика организации” в 2019 году
Приказом от 28.04.2017 N 69н внесены изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Изменения вступили в силу 6 августа 2019.
Напомним, Положение 1/2008 действует с 01.01.2009, ранее действовало ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».
Изменения в основном коснулись порядка утверждения собственных стандартов организации. Появился новый пункт 5.1, в котором указано, что, в случае утверждения своих стандартов дочернее общество применяет способы ведения бухучета исходя из указанных стандартов.
В новом прочтении ПБУ «Учетная политика организации» 2019 обеспечивает рациональное ведение учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на бухучет по конкретному вопросу и полезности (ценности) соответствующей информации (абзац 7 п. 6 ПБУ 1/2008).
Юридические лица, на которые распространяются правила ведения упрощенного бухучета, по тем вопросам, которые не урегулированы ФСБУ, вправе руководствоваться только требованиями рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008).
Пункт 7 теперь появился в новой форме, но не утратил предыдущей трактовки. Теперь, если по конкретному вопросу федеральный стандарт допускает несколько способов ведения учета, организация выбирает один из них, руководствуясь правилами, изложенными в п. 5, 5.1 и 6 указанного положения.
Если предприятие добровольно применяет нормативные акты до наступления срока их обязательного применения, то этот факт необходимо раскрыть в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 23 ПБУ 1/2008).
Изменения в учетной политике, утвержденной на следующий год, теперь можно не раскрывать в пояснительной записке, т.к. пункт 25 исключен из новой редакции Положения 1/2008.
В исключительных случаях, когда формирование учетной политики приводит к недостоверному формированию финансового результата или финансового положения, юридическое лицо вправе отступить от правил ПБУ 1/2008. В этом случае соблюдаются условия, предусмотренные в новом пункте 7.3.
Информация в отношении указанного выше отклонения раскрывается в учетной политике — в последовательности, описанной в новом пункте 20.2.
Появились некоторые послабления для предприятий, которые раскрывают отчетность в соответствии с МСФО. В новом пункте 7 закреплено право руководствоваться ФСБУ с учетом требований МСФО. Разрешено не применять способ ведения бухучета, установленный федеральным стандартом, если он приводит к несоответствию учетной политики требованиям МСФО.
Информация в отношении каждого не применяемого способа ведения учета раскрывается в учетной политике. При этом необходимо показать соответствующие требования МСФО, с описанием способа, как это требование будет нарушено в случае применения способа ведения учета в соответствии с ФСБУ (п. 20.1 ПБУ 1/2008).
При этом, основываясь на допущениях и требованиях пп. 5 и 6, используются последовательно следующие документы:
- МСФО.
- Положения федеральных стандартов по аналогичным и (или) связанным вопросам.
- Рекомендации в области бухгалтерского учета.
Изменения в ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации” утверждены приказом Минфина
Приказом от 28.04.2017 N 69н Минфин внес изменения в ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации”, утвержденное приказом Минфина от 6 октября 2008 г. N 106н.
Документ вступит в силу 6 августа. После этого в новой редакции ПБУ будет указано, что если основное общество утверждает свои стандарты бухучета, обязательные к применению его дочерним обществом, то такое дочернее общество выбирает способы ведения бухучета исходя из указанных стандартов.
Понятие рациональности раскрывается как соотношение затрат с полезностью. Теперь согласно последнему абзацу пункта 6 ПБУ учетная политика должна будет обеспечивать “рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на ведение бухгалтерского учета по конкретному вопросу и полезности (ценности) соответствующей информации (требование рациональности)”.
Оговаривается, что рациональность диктует учетную политику при упрощенных методах ведения бухучета в случае отсутствия в ФСБУ способов ведения бухучета по конкретному вопросу.
Согласно новой редакции пункта 7 ПБУ учет конкретного объекта бухучета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухучета. Если по конкретному вопросу такой стандарт допускает несколько способов ведения бухучета, организация выбирает один из них, руководствуясь правилами, изложенными в предыдущих пунтах ПБУ (в пунктах 5, 5.1 и 6).
Организация, которая раскрывает отчетность по МСФО, вправе при формировании учетной политики руководствоваться федеральными стандартами бухучета с учетом требований МСФО, в частности, не применять способ ведения бухучета, установленный федеральным стандартом, если он приводит к несоответствию учетной политики требованиям МСФО.
Последовательность использования нормативных актов на случай, если по конкретному вопросу в ФСБУ не установлены способы ведения бухучета, будет такой:
- МСФО;
- положения федеральных стандартов по аналогичным и (или) связанным вопросам;
- рекомендации в области бухучета.
Существенные способы и сведения об изменении учетной политики будут подлежать раскрытию непосредственно в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Также упраздняется последний пункт (пункт 25) ПБУ о том, что изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к отчетности.
Вносится множество других изменений в ПБУ 1/2008.
Проект «Изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»»
а) в абзаце первом слова «государственных (муниципальных) учреждений» заменить словами «организаций государственного сектора»;
б) дополнить абзацем следующего содержания: «Настоящее Положение применяется также индивидуальными предпринимателями, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, нотариусами и иными лицами, занимающимися частной практикой, в случае, если они ведут бухгалтерский учет в соответствии с законодательством Российской Федерации.»;
2) дополнить пунктом 5.1 следующего содержания:
«5.1. Организация выбирает способы ведения бухгалтерского учета независимо от способов ведения бухгалтерского учета, избранных другими экономическими субъектами. В случае если экономический субъект, имеющий дочерние общества, разрабатывает и утверждает свои стандарты, обязательные к применению такими обществами, то дочернее общество выбирает способы ведения бухгалтерского учета исходя из таких стандартов.»;
3) в последнем абзаце пункта 6 после слова «организации» дополнить словами «, а также исходя из соотношения затрат на ведение бухгалтерского учета по конкретному вопросу и полезности (ценности) соответствующей информации».
4) пункт 7 изложить в следующей редакции:
«7. Учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета. В случае если по конкретному вопросу федеральный стандарт бухгалтерского учета допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из этих способов, руководствуясь пунктами 5, 5.1 и 6 настоящего Положения.
Организация, которая раскрывает составленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организации, не создающей группу, вправе при формировании учетной политики руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета с учетом требований Международных стандартов финансовой отчетности. В случае если применение способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета, приводит к несоответствию учетной политики указанной организации требованиям Международных стандартов финансовой отчетности, организация вправе не применять этот способ.»;
5) дополнить пунктами 7.1, 7.2, 7.3, 7.4 следующего содержания:
«7.1. В случае если по конкретному вопросу в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, руководствуясь допущениями и требованиями, приведенными в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, использует в следующей последовательности:
а) международные стандарты финансовой отчетности;
б) положения федеральных стандартов по аналогичным и (или) связанным вопросам;
в) рекомендации в области бухгалтерского учета.»;
7.2. Организация, которая вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в случае отсутствия в федеральных стандартах бухгалтерского учета соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь последним абзацем пункта 6 настоящего Положения.
7.3. В исключительных случаях, когда формирование учетной политики в соответствии с пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения приводит к недостоверному представлению финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движении ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация вправе отступить от правил, установленных данными пунктами, при соблюдении всех следующих условий:
а) организация идентифицирует обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
б) существует альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства;
в) альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств;
г) информация об отступлении от правил, установленных пунктами 7 и 7.1. настоящего Положения, и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета раскрывается организацией в соответствии с настоящим Положением.
7.4. В той степени, в которой применение учетной политики, сформированной в соответствии с пунктами 7 и 7.1. настоящего Положения, приводит к формированию несущественной информации, организация вправе выбирать способ ведения бухгалтерского учета без применения указанных пунктов, руководствуясь последним абзацем пункта 6 настоящего Положения. Под несущественной понимается информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят решения пользователей этой отчетности.»;
6) в пункте 8 после слова «распоряжениями» дополнить словами «, стандартами»;
7) в абзаце третьем пункта 10 слова «более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации» заменить словами «повышение качества информации об объекте бухгалтерского учета»;
8) в абзаце втором пункта 15 слова «за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период» заменить словами «и (или) других статей бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату»;
9) пункт 17 изложить в следующей редакции:
«17. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.»;
10) в пункте 18 слово «положениями» заменить словами «федеральными стандартами».
11) дополнить пунктами 20.1, 20.2 следующего содержания:
«20.1. Организация, формирующая учетную политику в соответствии с абзацем вторым пункта 7 настоящего Положения, должна в отношении каждого не примененного ею способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета, описать такой способ, а также раскрыть соответствующее требование Международного стандарта финансовой отчетности и описать, каким образом это требование будет нарушено в случае применения способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета.
20.2. Организация, применившая при формировании учетной политики пункт 7.3 настоящего Положения, должна раскрыть:
наименование федерального стандарта бухгалтерского учета, устанавливающего способ ведения бухгалтерского учета, от применения которого организация отступила, с кратким описанием этого способа;
обстоятельства, в результате которых применение правил, установленных пунктами 7 и 7.1. настоящего Положения, приводит к тому, что бухгалтерская (финансовая) отчетность организации не позволяет получить достоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств, а также объяснение, по каким причинам возможны эти обстоятельства;
содержание альтернативного способа ведения бухгалтерского учета, примененного организацией, и объяснение, каким образом этот способ устраняет недостоверность представления финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств;
значения всех показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, которые были изменены в результате отступления от правил, установленных пунктами 7 и 7.1. настоящего Положения, как если бы отступление не было сделано, и величину корректировки каждого показателя.»;
12) пункт 23 изложить в следующей редакции:
«23. В случае, если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету предусматривает возможность добровольного применения его организациями до наступления срока его обязательного применения (досрочно), организация, досрочно применившая этот нормативный правовой акт, должна раскрыть в бухгалтерской (финансовой) отчетности данный факт.»;
а) в абзаце первом:
слова «пояснительной записке, входящей в состав» исключить;
после слова «бухгалтерской» дополнить словом «(финансовой)»;
б) в абзаце втором после слова «бухгалтерской» дополнить словом «(финансовой)»;
14) пункт 25 исключить.
16.03.2017, 11:11 | 1605 просмотров | 424 загрузок
Поправки в ПБУ 1/2008: какие изменения нужно учесть при формировании учетной политики на 2018 год
Начиная с 6 августа 2017 года, действует обновленная редакция ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (изменения внесены приказом Минфина России от 28.04.17 № 69н). Среди наиболее значимых поправок — новые правила выбора способов учета, появление понятия «несущественная информация» и отмена обязанности по составлению пояснительной записки.
В новой редакции ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» более четко прописаны правила, по которым компания должна выбирать способ учета того или иного объекта. Как и раньше, применять нужно способ, установленный федеральными стандартами бухучета. Если стандарты допускают несколько альтернативных способов, организация по-прежнему вправе выбрать один из них.
Но если в федеральных стандартах ни одного способа нет, действовать в общем случае нужно по обновленному алгоритму. А именно разработать свой способ, последовательно применяя следующие документы: сначала международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), потом федеральные и отраслевые стандарты по аналогичным или связанным вопросам, и в завершение — рекомендации в области бухучета. Об этом говорится во вновь созданном пункте 7.1 ПБУ 1/2008. В прежней редакции подобная последовательность не была закреплена.
Как делать выбор при упрощенном способе ведения бухучета
Отдельные правила предусмотрены для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать упрощенную отчетность. Напомним, что к ним относятся некоммерческие организации, участники проекта «Сколково», а также субъекты малого предпринимательства не зависимо от выбранной ими системы налогообложения (подробнее о них читайте в статье « Для организаций, применяющих упрощенные способы ведения бухучета, установлены новые правила »).
Такие компании, как и все прочие юрлица, обязаны применять способы учета, установленные федеральными стандартами, а при наличии нескольких способов выбирать один из них. Однако если в федеральных стандартах ни одного способа нет, тем, кто ведет упрощенный бухучет, разрешено формировать учетную политику исходя только из требования рациональности. Другими словами, тот, кто применяет упрощенный способ бухучета, может отказаться от последовательного применения МСФО, стандартов по аналогичным вопросам и рекомендаций в области бухучета. Данное новшество закреплено во вновь созданном пункте 7.2 ПБУ 1/2008.
К слову, понятие «требование рациональности» тоже претерпело изменения. До вступления в силу комментируемых поправок данное требование означало, что бухучет надо вести, ориентируясь на условия хозяйствования и величину организации. Теперь появилось дополнение, согласно которому требование рациональности — это еще и соотношение затрат на формирование информации и полезности этой информации (новая редакция п. 6 ПБУ 1/2008).
Добавлено положение для организаций, которые являются дочерними структурами основной организации. Если «материнское» предприятие утвердило стандарты бухучета, обязательные для применения всеми «дочками», то дочерние структуры обязаны выбирать способы учета исходя из данных стандартов. Во всех остальных случаях способы учета выбираются независимо от того, какие способы приняты в других компаниях (вновь созданный пункт 5.1 ПБУ 1/2008).
Подразумевается, что применение федеральных стандартов и разработка собственных стандартов обеспечивает достоверную картину финансового состояния организации. Но в исключительных случаях это может, напротив, исказить истинное положение дел. Согласно вновь созданному пункту 7.3 ПБУ 1/2008 компания, которая оказалась в такой ситуации, вправе отступить от стандартов. Но не всегда, а при выполнении следующих условий:
- определены обстоятельства, из-за которых нельзя достоверно отразить в бухотчетности финансовое состояние, финансовые результаты и движение денежных средств организации;
- возможен альтернативный способ ведения бухучета, позволяющий устранить указанные обстоятельства;
- альтернативный способ ведения бухучета не приведет к появлению других обстоятельств, которые исказили бы бухотчетность компании;
- организация в своей отчетности раскрывает следующую информацию; наименование и краткое описание федерального стандарта, от которого она отступила; обстоятельства, исказившие финансовую картину, и содержание альтернативного способа. Плюс к тому компания должна привести значение каждого показателя бухотчетности в таком виде, как если бы она не отступала от стандартов, и указать величину корректировки по каждому показателю.
Новшество для тех, кто формирует консолидированную отчетность
Ряд организаций обязаны вести учет и составлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО. К ним, в частности, относятся все компании, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.10 № 208-ФЗ).
В обновленной редакции пункта 7 ПБУ 1/2008 появилось правило, согласно которому такие организации в своей учетной политике вправе учитывать не только федеральные стандарты, но и МСФО. И если какой-либо способ учета, установленный федеральным стандартом, идет вразрез с требованиями МСФО, данный способ можно не применять. Но при этом компания должна описать этот способ, раскрыть соответствующее требование МСФО и пояснить, каким образом они не соответствуют друг другу.
В ПБУ 1/2008 появилось новое понятие — несущественная информация. Это такая информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой не зависят экономические решения. Каждая компания должна самостоятельно решить, какая информация является несущественной, исходя из ее величины и характера.
Во вновь созданном пункте 7.4 ПБУ 1/2008 есть указания на случай, когда применение федеральных стандартов и разработка своих стандартов приводит к формированию несущественной информации. В этой ситуации бухгалтеру разрешено выбирать способы учета, руководствуясь только требованием рациональности, то есть без применения стандартов. Обратите внимание: это правило распространяется не только на тех, кому разрешено вести бухучет упрощенным способом, но и на все прочие организации.
Когда раскрывать информацию о нормативном правовом акте, не вступившем в силу
Поправки коснулись пункта 23 ПБУ 1/2008, посвященного нормативным правовым актам (НПА), не вступившим в силу. Прежде там говорилось, что компания должна раскрыть в отчетности факт неприменения не вступившего в силу НПА, а также дать оценку влияния этого акта на показатели периода, в котором начнется его применение. Сейчас указанное правило отменено. Вместо него появилось другое, согласно которому, организация, начавшая добровольно применять НПА до его вступления в силу, обязана раскрыть данный факт в бухотчетности.
В «старой» редакции ПБУ 1/2008 было упоминание о пояснительной записке. Ее полагалось сдавать в составе бухотчетности и раскрывать в ней существенные способы ведения учета. Кроме того, в пояснительной записке следовало объявлять изменения учетной политики на год, следующий за отчетным.
Сейчас понятие «пояснительная записка» в ПБУ 1/2008 не используется. Что касается сведений об изменениях учетной политики и о существенных способах ведения учета, то их по-прежнему необходимо раскрывать. Но не в пояснительной записке, а в бухгалтерской отчетности. Видимо, подразумевается, что раскрывать эту информацию нужно в пояснениях, которые являются частью бухотчетности. Предоставить пояснения можно в виде таблицы или в текстовой форме (п. 4 приказа Минфина России от 02.07.10 № 66н).
Минфин доработал поправки в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»
Минфин РФ дополнил поправки в Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное приказом от 06.10.2008 № 106н.
Обновленный с учетом поступивших замечаний текст поправок размещен на официальном сайте Минфина.
Напомним, ранее Минфин уже сообщал о подготовке изменений и дополнений в ПБУ 1/2008.
Так, в частности, дополнения предполагают, что ПБУ применяется также индивидуальными предпринимателями, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, нотариусами и иными лицами, занимающимися частной практикой, в случае, если они ведут бухгалтерский учет в соответствии с законодательством РФ.
Поправки также предполагают, что организация выбирает способы ведения бухгалтерского учета независимо от способов ведения бухгалтерского учета, избранных другими экономическими субъектами.
В случае если экономический субъект, имеющий дочерние общества, разрабатывает и утверждает свои стандарты, обязательные к применению такими обществами, то дочернее общество выбирает способы ведения бухгалтерского учета исходя из таких стандартов.
Кроме того, измененная редакция предполагает, что учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета.
В случае если по конкретному вопросу федеральный стандарт бухгалтерского учета допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из этих способов.
Поправки также содержат особенности формирования учетной политики организациями, применяющими МСФО и упрощенные способы бухгалтерского учета.
Зарегистрироваться и получить приглашение можно здесь.
Комментарии Минфина к изменениям в ПБУ Учетная политика
Определено соотношение учетной политики разных организаций
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона “О бухгалтерском учете” экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Исходя из этого ПБУ 1/2008 дополнено указанием на то, что организация выбирает способы ведения бухгалтерского учета независимо от выбора способов ведения бухгалтерского учета другими организациями.
Вместе с тем согласно части 14 статьи 21 Федерального закона “О бухгалтерском учете” экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. В связи с этим в ПБУ 1/2008 уточнено, что в случае, когда утвержденные основным обществом стандарты бухгалтерского учета обязательны к применению его дочерним обществом, последнее формирует свою учетную политику исходя из стандартов бухгалтерского учета основного общества.
Уточнен алгоритм формирования учетной политики организации
Урегулирован порядок отступления от общего алгоритма формирования учетной политики
Введено право организации унифицировать учетную политику по МСФО и по российским правилам
Уточнено содержание требования рациональности
Согласно ПБУ 1/2008 одним из требований к учетной политике организации является требование рациональности. Приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. N 69н уточнено содержание этого требования. Учетная политика организации должна обеспечивать, среди прочего, рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (ранее – рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации).
Уточнен порядок ретроспективного отражения последствий изменения учетной политики
Согласно ПБУ 1/2008 последствия изменения учетной политики отражаются в бухгалтерском учете, как правило, ретроспективно. Приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. N 69н уточнено, что ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка не только по статье “Нераспределенная прибыль (непокрытый) убыток”, но и (или) остатка по другим статьям бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату (ранее – входящего остатка по статье “Нераспределенная прибыль (непокрытый) убыток” за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период).
Введена обязанность раскрывать досрочное применение федеральных стандартов бухгалтерского учета
Нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету устанавливает дату введения его в действие для обязательного применения соответствующими организациями. Вместе с тем в нем может быть предусмотрена возможность добровольного применения утвержденных им правил до наступления даты обязательного применения. В последнем случае введение в действие правил бухгалтерского учета происходит в два этапа. На первом этапе правила могут применяться организациями добровольно. На втором этапе они становятся обязательными для применения.
Для случая добровольного досрочного применения нормативного правового акта по бухгалтерскому учету введено следующее требование:
если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету предусматривает возможность добровольного применения утвержденных им правил до наступления срока их обязательного применения, организация, воспользовавшаяся такой возможностью, обязана раскрыть данный факт в своей бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Отменена обязанность раскрывать в отчетности отдельные факты
Приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. N 69н исключены два требования о раскрытии информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности:
требование раскрывать факт неприменения утвержденного и опубликованного, но еще не вступившего в силу нормативного правового акта по бухгалтерскому учету, а также возможную оценку влияния применения такого акта на показатели бухгалтерской отчетности организации за тот период, в котором должно начаться применение его (ранее – организация была обязана раскрывать это в своей отчетности);
требование объявлять изменения учетной политики на год, следующий за отчетным (ранее – организация была обязана раскрывать это в своей отчетности).
Уточнен ряд норм Положения
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.