Что такое уберизация экономики

Сегодня рассмотрим тему: "что такое уберизация экономики" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.

Изображение - Что такое уберизация экономики proxy?url=https%3A%2F%2Fsib.fm%2Fstorage%2Farticle%2FOctober2016%2F17007

Фото с сайта rewalls.com

Одним из главных трендов 2016 года стала уберизация. Под «уберизацией» мы будем понимать влияние на сектора экономики сервисов, обеспечивающих координацию деятельности независимых агентов рынка, оптимизирующих взаимосвязи между ними. В данном случае «убер» — имя не собственное, а нарицательное, которое, подобно ксероксу, будет обозначать целый класс явлений.

Этот термин произошёл от названия американской компании Uber, которая разработала мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси. Приложение так и называется, Uber, и с его помощью пользователи создают запросы на поездки, которые затем напрямую переадресуются водителям, зарегистрированным в системе.

Короче, термин «уберизация» означает внедрение компьютерных интерфейсов для проведения прямых сделок между клиентами и поставщиками услуг, в обход посредников.

Окей. Помимо самой компании Uber, давшей в 2009 году название всему явлению и обслуживающей ныне более 500 городов мира, можно, пожалуй, назвать ещё двух главных иностранных убер-гигантов в сфере перевозок. Во-первых, это израильский сервис Gett, открывшийся в 2010 году и работающий в более чем в 50 крупных городах по всему миру. Ну и во-вторых, компания Lyft, которая работает с 2012 года и обслуживает более 200 городов в США.

А в России работает а-ля убер-сервис «Яндекс.Такси» — он стал доступен с октября 2011 года. Он интегрирован с другими продуктами и сервисами компании «Яндекс»: водители из таксопарков, с которыми сотрудничает «Яндекс.Такси», работают по «Яндекс.Картам», а клиенты могут расплачиваться за поездки с помощью «Яндекс.Денег».

Нет, уберизация — глобальное явление, проникающие во все сферы бизнеса.

Так, убер-гигант гостиничной индустрии, компания Airbnb, была создана в Сан-Франциско в 2008 году (заметьте, даже раньше Uber, но «эйрбиэнбизация» — не звучит). Это онлайн-сервис для размещения, поиска и краткосрочной аренды частного жилья по всему миру, который работает в более чем 34 тысячах городов из 191 страны по всему миру.

В сфере интернет-коммерции работает китайская Alibaba Group, основанная в 1999 году в Ханчжоу. Она владеет порталом Alibaba.com, где различные компании проводят свои торговые операции по схеме B2B. В 2012 году объём продаж на порталах группы Alibaba составил 1,1 трлн юаней (170 млрд долларов).

Но это всё мастодонты. А вообще убером является любой сайт, напрямую соединяющий клиента и исполнителя с помощью специального убер-интерфейса, будь то сервис по поиску репетиторов, нянь, музыкантов, поваров или даже врачей.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Убер-интерфейс хорош тем, что забирает на себя значительную часть функций посредника между клиентом и исполнителем.

Во-первых, он ищет клиента и предоставляет ему информацию о продукте. Во-вторых, он помогает договориться о сделке. В-третьих, он предоставляет обеим сторонам контроль за сделкой в ходе её исполнения. И, наконец, в четвёртых, он обеспечивает расчёты между клиентом и исполнителем.

И что круто, весь этот процесс стандартизирован с помощью интерфейса — прост, прозрачен и единообразен для каждого клиента и исполнителя. Другими словами, убер — это чёткие правила игры. И да, в этом его отличие от простой доски объявлений. Убер выполняет все вышеперечисленные функции по единым правилам, известным всем игрокам.

Она значительно снижает издержки — и для клиента, и для исполнителя. Убер-интерфейс выполняет все взятые на себя процессы более эффективно, чем посредник, которого он замещает. При этом — и дешевле, и безопаснее.

Хорошо, возьмём пример с такси. Согласитесь, что исполнителю-владельцу машин выгоднее получать поток заказов, идущий через убер-сервис, и платить ему комиссию, чем содержать свою структуру, которая будет эти заказы искать, верно? А клиенту-заказчику такси удобнее и быстрее вызвать такси через убер-сервис, чем обзвонить десять диспетчерских и самому найти оптимальный вариант.

Они действительно есть. Например, законодательству очень трудно регулировать деятельность убер-сервисов, которые, парадоксально, но не являются поставщиками услуг, доступ к которым предоставляют их платформы. Так — Uber в своём пользовательском соглашении отрицает, что он перевозчик, а Airbnb — что гостиничный сервис. Поэтому они не несут ответственности за продукт, получаемый клиентом с помощью их интерфейса. По сути дела, клиенты пользуются им на свой страх и риск, ведь законодательно реализовать претензию к убер-компании очень сложно: это показывает практика судов не только в России, но и по всему миру.

Вообще, качество услуг — главная болевая точка уберизации. Все убер-компании понимают это и пытаются создавать те или иные фильтры, защищающие пользователей от плохих поставщиков услуг — чаще всего это системы отзывов и оценок. Но это опять же проблема — насколько онлайн-рейтинги вообще способны заменить государственное и профессиональное регулирование? Скептики отмечают, что число хороших игроков на рынке всегда фиксированно, а увеличивая путем уберизации объем предложения услуг, мы получаем лишь всё больше и больше некачественных продуктов.

Другая проблема уберизации связана с её влиянием на количество рабочих мест. Критики уберизации указывают на то, что, устраняя посредников, она способствует проблеме безработицы. В случае с Uber — появление этого игрока на рынке перевозок лишает занятости всех сотрудников компаний-диспетчеров. Однако противники такой точки зрения считают, что происходит не сокращение, а перераспределение занятой рабочей силы на рынке. Так, по их мнению, Uber способствует росту объема перевозок, рынок разрастается — а значит появляются новые рабочие места, ведь нужно всё больше водителей для того, чтобы этот разросшийся рынок обслуживать.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

А может ли государство как-то влиять на всю эту уберизацию?

Тут мнения специалистов делятся.

Читайте так же:  Вопрос выписки несовершеннолетних детей из квартиры: ответы и рекомендации

Согласно одной точке зрения, государство должно адаптироваться к уберизации — процессу, порождаемому обществом и развитием технологий — и начать правильно ей управлять. Именно государство должно решить проблемы порождаемые уберизацией — законодательную уязвимость клиентов, низкое качество услуг, негативное влияние на рынок рабочей силы. Оно же должно наладить систему стимулирования, контроля и поддержания убер-проектов, а также использовать big data, накопленные различными уберами, в формировании собственного политического курса, делая его таким образом более адекватным запросам общества.

Сторонники другой концепции доказывают, что в уберизации места государству вообще нет, более того, она — начало конца всех государств. Уберизация создаст новую мировую экономическую систему — совершенно добровольную, абсолютно рыночную и открытую. Она породит сначала локальные, а затем и мировые системы госплана, который будет формироваться сам, без участия государства — без насилия, без чиновников. Утопия. Согласно этой концепции, государство — лишь один из посредников, которых убер так хорошо умеет заменять.

Короче, да. Уберизация экономики — это тренд, который кардинально и навсегда изменит систему экономических связей, производства и потребления, какой она сложилась в XX веке.

Пожалуй, один из первых про уберизацию экономики в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи заговорил глава ФНС России Михаил Мишустин. Раскрываем, что означает этот новый термин, который активно вошёл в употребление, как, например, понятие цифровизации экономики.

По статистике в 2020 году онлайн-доступом в Интернет будет обладать более 200 млрд устройств. Это значит, что объем и скорость передачи данных увеличатся.

Изображение - Что такое уберизация экономики proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F02%2Fc-users-vova-desktop-buhguru-fevral-2019-veb-ube

В этих условиях предприятия и государственные органы либо должны стать цифровыми, либо они исчезнут. Так, довольно абстрактные и безобидные технологии приводят:

  • к исчезновению целых отраслей экономики;
  • закрытию рабочих мест;
  • необходимости нового территориального планирования;
  • исчезновению государственных финансов;
  • размыванию границ.

Это явление получило название уберизации (термин, производный от названия компании Uber, организовавшей оказание услуг такси). Вот что это такое простыми словами: уберизация – когда прогресс, как ни странно, негативно влияет на сложившиеся экономические реалии, поэтому нужна компьютерная платформа (электронная площадка) которая поможет взаимодействию сторон (государства-бизнеса-населения).

По-хорошему, государство должно быть в курсе таких процессов и понимать их, чтобы смотреть вперед и принимать правильные управленческие решения.

Таким образом, основная задача госорганов сегодня – создание удобных платформ для взаимодействия с населением. Ведь цифровая трансформация в итоге приведёт и к улучшению качества жизни.

Данные превратились в актив. Сегодня они – это «золото и нефть» XXI века. Тот будет впереди, кто быстрее научится:

  • с ними работать;
  • обрабатывать;
  • кластеризировать;
  • делать из них продукты, которые повышают добавленную стоимость.

Основной тренд сегодня – всё, что может быть оцифровано, должно быть оцифровано. На основе полученных данных создают так называемые чувствительные предприятия, которые:

  • знают о вас больше, чем вы сами о себе;
  • следят за изменяющимися параметрами;
  • в реальном времени реагируют на эти изменения.

В итоге, уберизация бизнеса неизбежно сказывается и на уберизации госсектора. В ближайшие годы государственные органы будут брать на вооружение этот опыт, а также выстраивать свои бизнес-процессы точно так же, как это делают современные цифровые компании, предлагающие платформенные решения. Только такие решения позволят сохранять руководящие высоты в будущем.

Изображение - Что такое уберизация экономики proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-special-textboxes%2Fthemes%2Fstb-dark%2Finfo

  • 100% услуг, оказываемых физическим лицам;
  • 90% вопросов юрлица могут решать удаленно.

Отметим, что уберизация экономики диктует государству новые правила взаимодействия с населением. Люди не хотят думать о цифрах, заполнять декларации или документы, нетерпимы к задержкам в получении информации. Им нужны качественные и адресные услуги. Поэтому задача госорганов – создание удобных платформ для взаимодействия с гражданами: проактивных систем и мобильных приложений.

Например, мобильное приложение для самозанятых: это образец встраивания в естественную среду жизни людей, чтобы быть незаметными». Более того, ФНС рассматривает возможность интеграции данного приложения с онлайн-кабинетами банков, что еще больше упростит оплату налога на профессиональный доход.

Изображение - Что такое уберизация экономики proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-special-textboxes%2Fthemes%2Fstb-dark%2Fminus

Платить 13% с доходов, полученных на территории РФ – закрепленная в Конституции обязанность.

Спецрежим дает возможность уменьшить эту ставку до 4% при продаже товаров и оказании услуг физлицам и до 6% – при взаимодействии с юрлицами и ИП. Сделать это можно с помощью приложения «Мой налог», которое избавляет пользователей от ведения отчетности и непосредственно живого общения с налоговыми органами.

С Убером, как с сервисом по заказу такси, знаком каждый. Компания стартовала сравнительно недавно – в 2009 году, но ей удалось быстро изменить соотношение сил на мировом рынке такси. Появился даже специальный термин «уберизация». Под ним понимают использование бизнесом цифровой платформы для создания дополнительной ценности сервиса путем объединения клиентов и поставщиков услуг.

Впервые слово «уберизация» услышали из уст главы французской медиагруппы Publics Мориса Леви в конце 2014 года. C этого момента оно разлетелось по всему миру и было взято на вооружение СМИ и маркетологами.

Сегодня понятие убер стало нарицательным. Убером может быть любой сервис, координирующий агентов рынка в реальном времени. По сути – это симбиоз, в котором каждый из участников получает свою легко измеримую выгоду.

  • Выгода для агентов убера – возможность с меньшими издержками оказывать свои услуги.
  • Выгода для самого убера – получение прибыли в виде процентов со сделок, завоевание рынка за счет привлечения новых агентов.

За счет чего убер снижает издержки своих пользователей?

  • создает правила игры и контролирует их выполнение всеми участниками рынка.
  • убирает из производства процессы, которые не несут рыночной ценности
  • исключает человеческий фактор за счет автоматизации процессов

Убер – гарант соблюдения интересов независимых агентов рынка. Он берет на себя всю бизнес функцию: от предложения клиенту услуги или товара и до получения отзыва. Почему это работает? Убер умеет делать целевую бизнес-функцию лучше, чем сам её владелец. Если брать классический пример с такси, то ценность убера для агентов – обеспечение непрерывного потока клиентов, координация работы водителей, контроль, чтобы все участники играли по правилам.

Читайте так же:  Признание сделки недействительной не освобождает от уплаты ндфл

Не всякий агрегатор, который собирает в одном месте продавцов и покупателей является убером. Обычные маркетплейсы типа Яндекс.Каталога – это псевдоуберы – они агрегируют участников бизнес-процессов, но не привносят никакой дополнительной ценности в их работу.

Питательная среда для убера – это большое количество агентов на рынке, которые взаимодействуют с потребителем по простым схемам. Всё то же такси – идеальный пример. Для возникновения убера определяющими является унифицированные алгоритмы действий участников рынка. Сегмент бизнеса должен работать по простым устоявшимся правилам. Уберизировать вновь запущенные стартапы или Forex-компании практически нереально.

Если два предыдущих условия соблюдаются, то можно состыковать потребителя и поставщика услуг и стандартизировать это взаимодействие с помощью цифровой платформы. Чаще всего в её качестве используют мобильное приложение, так как оно может дать уберу все преимущества новых технологий, собранные в одном месте: геолокация, телефония и облачные технологии.

Убер – драйвер рынка, который инициирует появление новых бизнес-моделей. Прицел его действий – ключевые этапы в создании стоимости продукта. При помощи цифровых платформ убер «выдергивает» сегмент рынка из-под власти общепринятого регулятора и устанавливает свои правила игры. Перераспределяя ресурсы, убер организовывает экономику совместного потребления. По данным Kommersant.ru доля такой экономики с 2013 по 2015 год увеличилась в 10 раз по сравнению с традиционной, и продолжает расти.

Другая сторона уберизации бизнеса – повышение эффективности производственных процессов, в том числе и за счет исключения человеческого фактора.

Убер – это про стратегии и подходы. Переход от частностей к стратегическим решениям: политика формирования цен, стратегии развития бизнеса и повышения его эффективности.

Основная ценность убера: коммуникации с минимальными издержками. В этом сходство убера с цифровой трансформацией. Можно сказать, что digital-трансформация – это один из обязательных компонентов уберизации. Без изменения внутренних коммуникаций и процессов бизнеса не получится приготовить хороший убер. Цифровая трансформация помогает сделать сложный внутри сервис или продукт очень простыми снаружи. Возможность получать услугу нажатием одной кнопки – вот, что сегодня нужно пользователю.

Уберизации хорошо подвергаются следующие виды бизнеса

  • Существующие на широких традициональных рынках.
  • В основе бизнеса – товары и услуги с конечным набором параметров. Их легко «посчитать».
  • В сегменте рынка работает много агентов.

Чем больше число участников (игроков) в убере, тем очевиднее его полезность для конечных пользователей.

У убера есть очень интересное свойство – он может легко проникать в смежные области на рынке. Например, с помощью сервиса Get Taxi можно заказать и доставку суши. Этот феномен позволяет уберу быстро распространятся и закрепляться на рынке, занимая соседние ниши.

Главная сложность с убером – необходимо чтобы кто-то инициировал его возникновение на рынке. Убер не может появиться сам по себе, потому что просто прошло пришло его время. Эволюция рыночных отношений не приведет к уберизации. Намерение и ценность уберизации должны создаваться извне. Необходим инициатор этого процесса, способный выстроить схему работы, сформировать ценности для участников процесса и контролировать игру по правилам. Таким инициатором выступает, как правило, основатель бизнеса.

Главная проблема перевозчиков – холостые рейсы. Более 60% перевозчиков более половину времени поездки курсируют пустыми. Идея уберизировать эту сферу лежала на поверхности. После своего успешного дебюта Убер предложила сервис по доставке грузов из магазинов Европы и США. Мгновенно появились сервисы-клоны, которые взяли на вооружение эту модель.

Клиент получает удобный сервис – возможность связываться напрямую с грузоперевозчиками, отслеживать свой груз в реальном времени и удобный поиск агентов. Дополнительная выгода – возможность сэкономить на экспедиторских наценках.

Перевозчики же со своей стороны могут оперативно брать дополнительные заказы, планировать свою загрузку и сократить долю холостых пробегов.

В логистике, кстати, сейчас очень много псевдоуберов. К таким сервисам можно отнести биржи грузов и перевозчиков. Они не решают проблемы конечных клиентов: процесс выбора перевозчика остается непрозрачным для клиента, обеспечения возможных рисков на себя они не берут. Это – обычный демпинг за счет кажущейся технологичности.

Процессы телеком операторов тоже могут быть оптимизированы. Известная в отрасли проблема – не полная загруженность технических служб. Её можно решить при помощи аутсорсинга обслуживания абонентов. Такую модель можно назвать уберизацией телекома. Технически это осуществляется при помощи Software Defined Network (SDN) – управление сетью через API и веб-протоколы.

Вот какое определение программно-определяемой сети дает Википедия:

Программно-определяемая сеть или программно-конфигурируемая сеть (SDN, англ. software-defined networking) — сеть передачи данных, в которой уровень управления сетью отделён от устройств передачи данных и реализуется программно. Одна из форм виртуализации сети.

Телеком-убер централизует работу с сетью, отделяя друг от друга процессы передачи и управления данными. Реализуется это посредством протокола OpenFlow, работая по которому оператору не обязательно иметь свои физические сетевые ресурсы. Здесь убер работает по классической схеме – разделяй и властвуй.

Достаточно новое направление в сфере уберов. Главная сложность уберизации этого бизнеса – традиционное недоверие автовладельцев к любым автосервисам. Другая проблема – сложная логистика доставки запчастей и перемещения сотрудников по городу.

Схема работы уберов автосервисов такая: с помощью приложения можно вызвать высококвалифицированного механика, который привезет с собой всё необходимое оборудование и запчасти. Можно сделать и элементарные работы на месте: заменить колодки, отремонтировать электрику или сделать элементарную диагностику.

Для уберизации авторабот на отечественном рынке соблюдаются все три условия:

  1. Широкий рынок с большим количеством агентов. По примерным оценкам годовой оборот московского рынка автосервиса превышает 80 млрд. рублей.
  2. Схема взаимодействия клиентов с подрядчиками в этом сегменте достаточно проста.
  3. Возможность установить жесткие требования к мастерам, например, сотрудничал только со специалистами высокой квалификации и десятилетним опытом.
Читайте так же:  Самый выгодный кредит на авто

На отечественном рынке есть несколько подобных проектов, правда об их успешности судить пока еще рано. А вот на Западе с 2011 года уже работает сервис Yourmechanic. Сейчас он покрывает 300 городов Америки.

В среднем убер автосервиса дает значительную экономию своим пользователям: 50% по сравнению с услугами официальных автодилеров и 25%, если сравнивать с частными компаниями.

Крупнейшая мировая консалтинговая компания PwC в 2015 году выпустила исследование по экономике совместного потребления. В нем говорится, что сейчас производственные мощности используются менее чем на 20% и это дает большие возможности для того, чтобы уберизация стала ведущим бизнес-трендом ближайшего будущего.

Изображение - Что такое уберизация экономики proxy?url=http%3A%2F%2Fimage.subscribe.ru%2Flist%2Fdigest%2Feconomics%2Fim_20160322222146_66543

Одна из российских торговых сетей недавно заявила, что сдержит рост цен на бананы за счет установления прямых связей с их производителями в Латинской Америке. Это тревожный звонок для всякого рода торговых посредников, в том числе и в самой России.

Потребительская активность из-за кризиса падает, выжить в такой ситуации и производителям и торговцам можно только после ликвидации посреднической прослойки. Причем не только в собственно бизнесе, но и в госаппарате. Мало того, к 2030 году эксперты обещают победу очередного технологического уклада.

С точки зрения «железа» верх возьмут биотехнологи. А в организации деловых процессов — структуры, работающие с потребителями напрямую, опять же без посредников. Пока идут споры между экономистами-теоретиками, на наших глазах появляются и растут опережающими темпами новые, необычные, но при этом сверхэффективные бизнес-схемы, позволяющие при прочих последствиях втянуть в реальный сектор все больше работников. Последний пример — так называемая уберизация.

Не так давно американская корпорация IBM провела опрос, в котором приняли участие топ-менеджеры ведущих мировых компаний. Согласно полученным результатам, более половины опрошенных специалистов уверены в том, что IT-сфера во многом определит развитие бизнеса в ближайшие 3–5 лет. Однако «первые ласточки» есть уже сейчас. Речь идет о так называемом тренде уберизации экономики.

Впервые этот термин использовали парижские журналисты, описывая беспорядки во французской столице, когда таксисты протестовали против обрушения рынка частных перевозок из-за прихода сервиса UberPop. Впоследствии против нового сервиса протестовали таксисты Нью-Йорка, Лондона и даже Москвы, называя его «убийцей посредников». Все дело в том, этот сервис, по сути, совершил революцию в отрасли, напрямую связав пассажира и таксиста, полностью устранив посредника в лице таксопарка и, что явилось главным преимуществом подобной схемы, существенно снизив цену на поездку. Очевидно, что если из привычной стоимости услуги вычесть коммерческие надстройки в виде менеджмента, работы диспетчера, обеспечения и контроля системы электронных платежей, то она станет существенно меньше и, что греха таить, привлекательнее для пользователя. Идею Uber моментально подхватили, и так называемые маркетплейсы, то есть места-агрегаторы, где каждый производитель товара или услуги может разместить свое предложение, начали расти как грибы после дождя. Уберизация уверенно набирает обороты — и, по оценкам экспертов, это только начало.

Почему это работает?

Причин для подобных темпов роста несколько. Во-первых, это сложные бизнес-процессы, упакованные в удобный интерфейс. Если вам нужна машина, вы нажимаете кнопку — и через пять минут приезжает такси. Во-вторых, это закономерное следствие повсеместного проникновения информационных технологий в повседневную жизнь. Все больше и больше процессов становится автоматизированными и полностью обезличенными — вместо «барышня, машину!» теперь специально написанный программный код. В-третьих, ну какая компания откажется при сокращении издержек получать, по сути, ту же прибыль?

Естественно, у нового явления есть как адепты, так и антагонисты. Кто-то считает уберизацию серьезной угрозой для традиционных форм бизнеса, кто-то призывает не паниковать и идти в ногу со временем, кто-то прогнозирует тотальную уберизацию всех сегментов рынка, а кто-то и вовсе считает, что это явление вскоре сойдет на нет по причине перенасыщенности экономики «уберами».

Россию уберизация стороной не обошла. Началось все, как, впрочем, и везде, с рынка таксомоторных услуг — появились агрегаторы, которые, не имея собственных таксопарков, предлагают частные перевозки. Осенью ВЦИОМ провел опрос, который показал, что россияне стали ездить на такси вдвое больше, притом что рынок нелегальных перевозок, так называемых бомбил, только в Москве сократился за три года почти в три раза. Сейчас на российском рынке две основные категории игроков: таксомоторные компании с собственным автопарком и агрегаторы услуг. По сути агрегаторы — это информационные сервисы, не владеющие собственными автомобилями, но помогающие максимально оперативно связывать клиента и водителя, сокращая при этом время ожидания для пассажира и холостой ход для таксиста. Однако таксомоторные парки обвиняют их в недобросовестной конкуренции, пытаются законодательно ограничить агрегаторы в правах и заставить регулироваться так же, как и традиционные таксопарки, несмотря на то, что бизнес-модель агрегаторов больше похожа на рекламный бизнес, чем на транспортный. Очевидно, что шквал критики со стороны

традиционных игроков рынка зачастую вызван угрозой потери бизнеса и пониманием неотвратимых изменений, происходящих в отрасли. Так, в начале ХХ века, когда на смену традиционным экипажам пришел автомобильный транспорт, извозчики пытались устранить конкурентов, прокалывая колеса «гудящим моторам». В условиях современной конъюнктуры и все более повсеместного проникновения Интернета в общество традиционным игрокам рынка просто необходимо адаптироваться к современным реалиям, чтобы выжить.

«Очевидно, что сегодня классическим таксопаркам совершенно необходимо менять формат работы, чтобы составить конкуренцию агрегаторам: оптимизировать издержки, сокращать диспетчерский штат, автоматизировать процессы — иначе им просто не найдется места в новой бизнес-модели рынка и они постепенно исчезнут как класс», — говорит эксперт. «На самом деле эта тенденция отчетливо видна в регионах, где, по сути, практически не осталось традиционных таксопарков. Большинство заказов поступают через диспетчерские службы, выступающие в роли тех же агрегаторов, то есть платформ, занимающихся исключительно информированием, но не предоставлением услуги как таковой».

Читайте так же:  Лизинговые платежи по графику какая ставка ндс в 2019 - 2020 году

Другим ярким примером уберизации российской экономики могут служить сервисы по доставке фермерских продуктов. Как правило, они объединяют несколько небольших фермерских хозяйств, которым не выгодно самостоятельно заниматься поиском покупателей, разработкой и контролем системы логистики, организацией приема электронных платежей и многим другим, что берет на себя агрегатор. Единственный вопрос, который может возникнуть у покупателя, — это качество предлагаемых продуктов. На сегодняшний день в России отсутствует система экологической сертификации, необходимая фермерским продуктам, поэтому предприниматели разработали собственные критерии оценки товара, которым неуклонно следуют. На сайте кооператива можно подробно прочитать про стандарты качества, но верить им или нет — собственное решение покупателя, как, впрочем, в любой бизнес-схеме, из которой исключается посредник.

Кого «уберизировать» будем?

Однако торопиться с выводами и срочно уберизировать собственный бизнес не стоит. Данная бизнес-модель хорошо работает там, где взаимодействует большое количество агентов, а функции или услуги предельно прозрачны, унифицированы и понятны, а кроме того, могут быть оперативно заменены на аналогичные в случае недобросовестности исполнителя или его отказа. То есть в основном тренд уберизации ориентирован на сервисный сегмент рынка: еще один яркий пример — это сервис YouDo, позволяющий легко и быстро найти человека для ремонта, курьерских задач, уборки или грузоперевозок. Там, где речь будет идти о штучном товаре, уникальной услуге или узкоспециализированном сегменте рынка, уберизация не вариант.

Плюсов в повсеместной уберизации немало: во-первых, подобный подход позволяет выровнять цену по балансу спроса и предложения, исключив накрутки, во-вторых, унифицирует рынок, задавая единые правила игры для всех участников, а в-третьих, уберизация означает постоянный рост эффективности сервисов, повышения качества предоставляемых услуг и непрерывную оптимизацию за счет исключения из них человеческого фактора и тотальной автоматизации. Кроме того, уберизация дает возможность включать в экономические процессы малый бизнес, частных профессионалов, фрилансеров, самозанятых, что особенно актуально в современных российских реалиях.

Кроме того, существенным плюсом можно назвать тот факт, что уберизация предполагает принципиально новую схему монетизации бизнеса: все услуги по агрегации информации и IT-продукт участникам процесса предоставляются либо бесплатно, как в случае с теми же такси — за установку приложения с водителей и пользователей плата не взимается, — либо за небольшую сумму, а компания зарабатывает на комиссии с транзакций при оплате товара или услуги либо на дополнительных услугах.

Но некоторые компании идут еще дальше и представляют на рынке еще одну новую модель взаимодействия с потребителями — отдают продукт просто так. Не совсем убер, но направление мысли очень похожее. Еще несколько лет назад мысль о том, что IT-компании могут предоставлять разработки в бесплатное пользование, казалась чуть ли не революционной — надо было обязательно покупать лицензию. Однако на сегодняшний день ценность заключается не только в отдельных продуктах или технологиях, а в создании вокруг компании некоего сообщества, собственной экосистемы.

«Когда не нужно думать о лицензиях на технологии, можно сфокусироваться на создании новых ценностей для клиентов, — рассказывает Иван Смольников, генеральный директор IT-компании — Когда мы выпустили в 2014 году облачное решение для повышения производительности переводчика, мы изначально сделали ПО бесплатным для переводчиков-фрилансеров — это стало первым шагом в создании экосистемы. Вторым шагом стал отказ от лицензий на рабочие места для корпоративных клиентов и переводческих агентств. Очевидно, что если игроки рынка получат бесплатный и неограниченный доступ к современным технологиям и экосистеме переводчиков, это кардинальным образом изменит их возможности роста. Объем российского рынка переводов составляет 300 млн долларов — это 1% от общемирового. Но даже наши западные конкуренты до сих пор используют классическую бизнес-модель: продают лицензии не только агентствам перевода и компаниям с потребностью в переводах, но и переводчикам-фрилансерам. Переводчики и агентства всегда от этого сильно страдают, в результате и те, и другие очень часто пользуются пиратскими продуктами».

Сегодня создать убер-платформу возможно практически в любом сегменте экономики — тренд набирает обороты во всем мире и, по мнению многих экспертов, задает тон для формирования экономики будущего: добровольной, абсолютно рыночной, беспрецедентно открытой и работающей исключительно на системе саморегуляции, исключая ненужных посредников в лице чиновников, бюрократии и неповоротливой государственной машины. Глядя на работу крупнейших убер-сервисов, можно сказать, что будущее уже здесь. Однако не стоит забывать, что с развитием и повсеместным внедрением IT-технологий все бизнес-процессы неумолимо ускоряются. Любые инновации временны: необходимо постоянно придумывать что-то новое, чтобы шагать в ногу со временем и оставаться на плаву. Лидерство в сфере уберизации непрочно — обязательно найдется кто-то, кто сделает общение пассажира и водителя еще проще и удобнее. Но вполне возможно, что это будете вы.

Изображение - Что такое уберизация экономики proxy?url=http%3A%2F%2Fmybiz.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F05%2Fmitrofanov-150x150

Основатель компании Mitrofánov & Partners. Управляющий партнёр Pulsar Venture Capital, преподаватель бизнес-школы AMI. Эксперт-практик в области брэндинга.

Одним из знаков этого года в глобальной экономике можно считать резкий рост компаний, которые предлагают нам решение в формате «уберизации» того или иного сектора. И сегодня можно говорить о том, что практически в каждом секторе, особенно потребительского рынка, есть место своему «Уберу». В чём секрет такого феномена и каковы выгоды от этих перемен для предпринимателей?

Весной этого года я встретился со своим старым знакомым, который отправлялся развивать свой новый проект в Майами. На мой вопрос, что это за бизнес, он ответил: «Интернет-сервис по аренде катеров и яхт: если коротко Uber для тех, кто хочет покататься».

Читайте так же:  Д. медведев налоговой службе необходимо готовиться к переходу на систему полной прослеживаемости тов

Сегодня Uber , наряду с Amazon , Airbnb и Booking . com попал в категорию брендов, которые я называю брендами новых бизнес-моделей. Эти идеи не просто пришли в нашу жизнь в последние годы, они стали неотъемлемой частью новой модели взаимоотношений потребитель-поставщик. О подобной схеме в конце 2000-х мы говорили с менеджментом крупнейшей мировой сети частной авиации NetJets , но 6–7 лет назад подобные идеи казались немного странными: «Заказать самолёт как такси? Как это так!?»

Время шло, и сейчас мы видим, что многие отрасли попадают под влияние новых моделей управления отношениями между заказчиком и поставщиком. Причин роста проектов, которые подпадают под понятие «уберизации», несколько.

Во-первых, развитие коммуникационных технологий, которые позволяют предпринимателям достаточно просто заявлять о своих возможностях, а потребителям с трудом находить в этом море предложений решение проблем, которые не являются повседневными. Как ни странно, но, например, для 2/3 жителей городов, задача вызова такси является редкой и, зачастую, сложной, поскольку в среднем они заказывают такси намного реже чем 1–2 раза в месяц и появление «кнопки по которой можно заказать такси за разумную цену» для них стало решением такой проблемы.

Во-вторых, повышенная мобильность: мы нуждаемся в потреблении качественных услуг и товаров там, где мы находимся, а не там, где их оказывают. Приезжая в другой город или даже район нам недостаточно «погуглить», чтобы найти решение. Поисковики выдают слишком много вариантов, в которых ещё надо разобраться, а когда у тебя ограничено время, разбираться с отзывами вообще некогда. Тогда на помощь приходит «уберизированная» платформа-гарант, которая упрощает выбор исполнителя.

В-третьих, активный рост фриланса и самозанятости. Это проявляется во многих сферах: от мелкого домашнего ремонта до сложных проектных работ. И, несмотря на кажущуюся простоту присутствия любого человека в интернете, большинство специалистов с трудом могут заполнить информацию о себе даже в социальных сетях. На помощь им приходят подобные платформы, предоставляя не только возможность стабильного получения заказов, но и дополнительные сервисы для частного предпринимателя.

И, наконец, в-четвёртых, мы, как потребители, не только получаем исполнителей для решения своих задач и проблем, но и способны влиять на будущий успех тех, кто хорошо и честно делает своё дело. И не только деньгами, но и оценкой качества работы.

Что же ждет подобные платформы? Что будет «уберизировано» в ближайшее время? Есть ли свободная ниша для такого сервиса в вашей отрасли? Ответ достаточно прост. Если в запросе исполнителю можно чётко и коротко сформулировать задание, то все эти задачи рано или поздно подпадут под молох «уберизации». Например: «забрать меня в точке А и отвезти в точку Б»; или «разбит экран у iPhone »; или «нужно сделать красивый дизайн этой презентации»; или «проверьте грамматику моей статьи» и так далее.

Кому стоит бояться уберизации? Во-первых, тем, кто считает, что они контролируют рынок. Во-вторых, тому, кто до сих пор живёт в состоянии «пипл хавает», кому менять нечего не надо. В-третьих, тому, кто не готов ответственно относится к потребителю. Как вы видите, это относится не к отраслям экономике, а к подходу к своей работе.

Что делать предпринимателям? Я часто говорю, что в «эпоху Цукерберга» необходимо пересматривать свою бизнес модель. Поэтому предпринимателям нужно понять, как они встраиваются в «уберизацию» своей отрасли, насколько они верят в то, что скоро вся их индустрия будет для многих потребителей ассоциироваться с приложением на смартфоне.

Что делать тем, кто задумал что-либо «уберизировать»? Главное — помнить, что ваша платформа не просто биржа контактов: теперь вы отвечаете за то, как работают исполнители и от качества их подбора зависит вирусный эффект вашего продвижения. Сегодня нет сложностей создать ещё один софт, успех «уберизаиции» всё больше зависит от людей. Так что инвестируйте в отношения, а не только в лидогенерацию.

Что ждать нам, потребителям? Для начала, этап проб и ошибок. Я помню, как 4 года назад мы, эксперты на питчах стартапов, не верили в то, что такси можно будет заказать через приложение. Ведь проще выйти на улицу и проголосовать! Затем нас ждёт конкуренция между платформами, когда наконец настроится вся система «уберизации». И, в конце концов, мы забудем названия многих сервисных компаний, поскольку за уборку отвечает это приложение, а за ремонт гаджетов — другое. Возможно, ремонтом будет заниматься сам Uber . Ведь ремонт для многих связан с процессом «забрать из дома и отвезти в мастерскую», а куда везти подскажет приложение.

Как-то, общаясь с предпринимателями о брендинге, я услышал хорошую фразу: «Раньше для того, чтобы стать успешным брендом нужно было просто качественно делать свою работу». Да, именно это мы и ждём от тех, кто предоставляет нам услуги или производит для нас товары. И я верю, что «уберизация» экономики XXI века будет только усиливать успех таких брендов.

Изображение - Что такое уберизация экономики 23423424
Автор статьи: Филипп Соловьев

Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.3 проголосовавших: 272

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here