Вступил в силу порядок признания налоговых долгов безнадежными к взысканию

Сегодня рассмотрим тему: "вступил в силу порядок признания налоговых долгов безнадежными к взысканию" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вступил в силу порядок признания налоговых долгов безнадежными к взысканию

31 октября 2016 года начал действовать Порядок принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности перед бюджетной системой. Он утвержден приказом налоговой службы России от 15 августа 2016 года № СА-7-8/438 и зарегистрирован Минюстом 19 октября.

Документ ФНС содержит закрытый перечень из шести оснований, при наличии которых долг перед казной должен быть признан безнадежным и какие-либо действия по его взысканию инспекторы уже не могут предпринимать. Так, сигналом для инспекции должно послужить:

  1. смерть плательщика или объявление его умершим в порядке, установленном ГПК РФ;
  2. признание коммерсанта несостоятельным, когда его имущество не покрывает долг перед казной;
  3. ликвидация фирмы (когда мало имущества, чтобы расплатиться с бюджетом и/или владельцы бизнеса не в состоянии погасить долги);
  4. истек срок давности взыскания и суд это подтвердил (в т. ч. отказался восстанавливать);
  5. возврат исполнительного листа по причине отсутствия должника (прошло больше 5 лет плюс дополнительные условия);
  6. минуло 2 года в отношении долга по административным штрафам (срок давности нельзя прервать, приостановить или продлить).

Чтобы признать долг безнадежным, территориальная инспекция собирает специальную комиссию. В приказе ФНС перечислены документы, которые дают основание признать долг безнадежным.

На подготовку акта (решения) о судьбе долга налоговикам дан один рабочий день. В приказе ФНС подробно расписано его содержание. Решение обязательно подписывает руководитель налогового органа.

Налоговый орган спишет задолженность перед бюджетом только после того как признает ее безнадежной ко взысканию

НК РФ допускает возможность списания долгов перед бюджетом. А когда может возникнуть такая возможность? Рассмотрим это.

Основания для признания задолженности перед бюджетом безнадежной ко взысканию

Если за организацией числится задолженность перед налоговыми органами, по которой истекли сроки исковой давности, то налоговики не могут заставить заплатить эти долги в бюджет. Однако из карточки РСБ она может быть исключена, только если задолженность будет признана безнадежной ко взысканию.

Зачастую поводом для списания недоимки является либо прекращение деятельности, либо недостаточность имущества для погашения долгов перед бюджетом, например, ликвидация организации, признание предпринимателя или физлица банкротом, смерть налогоплательщика, вынесение судебным приставом постановления об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания недоимки (подп. 1–4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ).

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Возможно признание задолженности безнадежной ко взысканию через суд. Это осуществляется на основании судебного акта, из которого следует, что предельные сроки взыскания недоимки истекли, в связи с чем налоговые органы не имеют права взыскивать долги по налогам и сборам. Такой вывод могут содержать и резолютивная, и мотивировочная часть судебного акта по налоговым спорам (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, подп. «а» п. 4 приложения 2 к приказу ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/[email protected]). К таким актам относятся:

  • решение суда по существу вопроса, например, инспекции отказывается в возможности взыскания с налогоплательщика долгов по платежам в бюджет, т. к. срок их взыскания истек (ч. 1 ст. 167 АПК РФ);
  • определение суда об отказе налоговому органу в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании задолженности (подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ);
  • иной судебный акт по любому налоговому спору, который содержит вывод об утрате инспекцией права взыскания с налогоплательщика недоимки, штрафов, пеней в связи с истечением срока их взыскания.

Налоговая инспекция обязана сразу после вступления в силу одного из вышеперечисленных судебных актов исключить запись о задолженности из лицевого счета налогоплательщика (абз. 4 п. 9 постановления от 30.07.2013 № 57).

О правилах бухучета списываемой кредиторской задолженности читайте в статье «Списание кредиторской задолженности – проводки и сроки».

Порядок признания задолженности безнадежной ко взысканию

При наличии судебного акта организации нужно написать заявление о том, чтобы недоимка (пени либо штраф) была признанной безнадежной ко взысканию и впоследствии была списана. Заявление вместе копией вступившего в силу судебного решения (определения), заверенного гербовой печатью соответствующего суда (подп. «а» п. 4 приложения 2 к приказу ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/[email protected]), нужно представить в налоговую инспекцию. Налоговому органу в течение 6 рабочих дней с момента получения документов необходимо вынести решение по форме, утвержденной приказом ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/[email protected], о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании (пп. 4, 5 приложения 1 к Порядку списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными ко взысканию, утвержденному приказом ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/[email protected]).

Читайте так же:  Если на 01.10.2019 - 2020 уже состояли в сро, то сообщать в ефрс обязаны только о выходе

Инспекция может не проинформировать о вынесенном решении, поэтому налогоплательщику следует обратиться в налоговый орган с тем, чтобы ему была выдана копия данного решения (подп. 9 п. 1 ст. 21, подп. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Налоговому органу также необходимо отозвать неисполненные поручения на списание денежных средств со счетов налогоплательщика и перевод электронных денежных средств, которые были ранее выставлены при взыскании задолженности, признанной безнадежной (абз. 6, 9 п. 4.1 ст. 46 НК РФ).

В случае, если вдруг налоговая инспекция отказала налогоплательщику в списании долгов перед бюджетом, то ее действие (бездействие) можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган или в суд (ст. 137, п. 1 ст. 138 НК РФ).

До того, как вышло постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, задолженности перед бюджетом в карточке РСБ могли числиться годами. Причем, налоговики даже не обращались в суд с требованием о взыскании таких задолженностей, зная, что сроки взыскания уже пропущены. А поскольку не было обращений в суд, следовательно, не было и судебных актов, которые бы признавали право инспекции взыскивать платежи в бюджет с истекшими сроками исковой давности утраченным. Однако и при таких обстоятельствах налогоплательщикам удавалось добиться списания задолженности. Для этого им приходилось действовать следующим образом:

  1. Для начала в налоговой инспекции запрашивалась справка о состоянии расчетов с бюджетом. Согласно подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан ее выдать.

В справке показывается задолженность налогоплательщика перед бюджетом по налогам и сборам, штрафам и пеням, однако не содержится никакой информации о том, каковы сроки взыскания по указанным задолженностям, ведь налоговое законодательство не требует от налоговиков представлять подобные сведения.

О том, какую форму будет иметь справка, выданная инспекцией, читайте в материале «Обновилась справка расчетов с бюджетом».

  1. Отражение в справке неполной информации о состоянии расчетов с бюджетом можно было считать нарушением права физического или юридического лица как налогоплательщика (постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 № 4381/09). Ссылаясь на нарушение своих прав, можно было обратиться в суд с требованием признать незаконным отражение в справке налоговой задолженности без указания сведений об утрате налоговым органом возможности взыскать ее.

Если в ходе судебных слушаний устанавливалось, что инспекцией действительно пропущены сроки взыскания платежей в бюджет, то судом выносилось решение об утрате налоговыми органами возможности ее взыскания (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 23.05.2013 № А32-11744/2010, ФАС Уральского округа от 22.08.2012 № Ф09-6509/12, ФАС Московского округа от 23.05.2013 № А40-105256/12-20-551, от 22.05.2013 № А40-87900/12-107-469, от 29.04.2013 № А40-124794/12-99-627, от 15.02.2012 № 40-52479/11-116-151, ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.11.2011 № А33-1252/2011).

  1. После того как судебный акт, из которого следовало, что сроки взыскания спорной налоговой задолженности пропущены и возможность ее взыскания налоговыми органами утрачена, вступал в законную силу, налогоплательщикам нужно было обратиться в инспекцию с заявлением о признании задолженности перед бюджетом безнадежной ко взысканию и ее последующем списании. К заявлению обязательно прикладывалась копия судебного акта, заверенная гербовой печатью.

Для того чтобы задолженность перед бюджетом по налоговым платежам могла быть списана, ее сначала нужно признать безнадежной. Происходит это как в ряде ситуаций фактической невозможности взыскания (при ликвидации, банкротстве, смерти должника, завершении исполнительного производства с заключением о невозможности взыскания), так и через суд.

Приказ Федеральной налоговой службы от 19 августа 2010 г. N ЯК-7-8/[email protected] “Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадёжными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадёжными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам” (не вступил в силу)

В соответствии с пунктом 5 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2010, N 31, ст. 4198) и статьей 20 Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3341; 2010, N 31, ст. 4198) приказываю:

1. Утвердить Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадёжными к взысканию, согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадёжными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, курирующего вопросы урегулирования задолженности по обязательным платежам.

5. Настоящий приказ вступает в силу с момента признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 “О порядке признания безнадёжными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 8, ст. 752; 2002, N 34, ст. 3297; 2004, N 48, ст. 4802; 2006, N 46, ст. 4800).

Читайте так же:  Обычные офисы освобождены от экологических платежей

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 сентября 2010 г.

Регистрационный N 18528

Приложение N 1
к приказу Федеральной налоговой службы
от 19 августа 2010 г. N ЯК-7-8/[email protected]

Порядок
списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадёжными к взысканию

1. Списанию в соответствии с настоящим Порядком списания недоимки и задолженности по пеня, штрафам и процентам, признанным безнадёжными к взысканию (далее – Порядок), подлежит недоимка и задолженность по пеням и штрафам по налогам и сборам, в том числе задолженность по налоговым санкциям за нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 г. (за исключением задолженности, образовавшейся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации), а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам, а также налоги, сборы, пени и штрафы, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации (далее – задолженность).

В соответствии с Порядком подлежит списанию также задолженность по процентам, предусмотренным главой 9, а также статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

2. Порядок применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае:

2.1. ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации – в части недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

2.2. признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4190; 2010, N 31, ст. 4188) – в части недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;

2.3. смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;

2.4. принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам;

2.5. наличия сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов, списанных со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадёжными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.

3. Решение о признании указанной в пункте 1 Порядка задолженности безнадёжной к взысканию и её списании принимается (приложение N 1 к Порядку).

руководителем налогового органа по месту нахождения организации или месту жительства физического лица при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.1 – 2.3 Порядка,

руководителем налогового органа по месту учета налогоплательщика при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.4 – 2.5 Порядка.

4. Налоговый орган оформляет справку о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам (приложение N 2 к Порядку) и выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), содержащую сведения о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (прекращением физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) в течение 5 рабочих дней с момента получения документов, свидетельствующих о наличии оснований, указанных в пунктах 2.1-2.5 Порядка.

5. Решение о признании указанной в пункте 1 Порядка задолженности безнадёжной к взысканию и её списании принимается в течение 1 рабочего дня с момента оформления документов, указанных в пункте 4 Порядка.

6. В случае принятия законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих дополнительные основания признания безнадёжными к взысканию недоимки, соответственно, по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам, списание указанных недоимки и задолженности по пеням и штрафам производится в соответствии с Порядком на основании документов, установленных вышеуказанными законами или нормативными правовыми актами.

Приложение N 1
к Порядку списания недоимки и задолженности
по пеням, штрафам и процентам, признанным
безнадёжными к взысканию

о признании безнадёжными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам

На основании пункта __ статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации признать недоимку и задолженность по пеням, штрафам и процентам

(наименование организации, ИНН/КПП; фамилия, имя, отчество

физического лица, ИНН при наличии)

Читайте так же:  Свидетельство о госрегистрации ип – огрнип

согласно Справке налогового органа от _____________ N _________ на сумму _______ руб. ____ коп. (в том числе по недоимке на сумму _______ руб. ____ коп., по пени _______ руб. ____ коп., по штрафам _______ руб. ____ коп., по процентам _______ руб. ____ коп.)

инспекции ФНС России ____________________________________________________

(указывается полное наименование налогового органа по месту нахождения организации, месту жительства физического лица или по месту учета налогоплательщика)

на основании* ___________________________________________________________

безнадёжными к взысканию и произвести их списание.

Начальник инспекции ФНС России

(подпись) (фамилия, инициалы)

* Перечисляются конкретные документы с указанием реквизитов.

Приложение N 2
к Порядку списания недоимки и задолженности по
пеням, штрафам и процентам, признанным
безнадёжными к взысканию

Налоговый долг: когда и как можно признать его безнадежным

Изображение - Вступил в силу порядок признания налоговых долгов безнадежными к взысканию proxy?url=https%3A%2F%2Fpravo.ru%2Fstore%2Fimages%2F4%2F4666

Законом предусмотрена возможность признать в судебном порядке долги по налогам безнадежными, если инспекция их так и не взыскала за трехлетний срок. Однако на практике у судов нередко возникают сомнения в том, кто может обратиться с соответствующей просьбой: только сама налоговая или у гражданина тоже есть такое право. Верховный суд разъяснил этот спорный момент и отметил, какое главное обстоятельство нужно установить судам, чтобы признать долг безнадежным.

В свое время налогоплательщикам было тяжело получить справки об отсутствии долгов по налогам, когда на их лицевых счетах числилась недоимка, сроки взыскания которой уже истекли, говорит Лидия Чарикова, руководитель практики налогового права АБ “Линия права”. Эта проблема решилась летом 2013 года, когда Пленум ВАС принял Постановление № 57 “О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части 1 НК РФ”, говорит юрист. В п. 9 указанного документа прописали, что налогоплательщик может сам обратиться в суд и попросить признать его налоговые долги безнадежными.

Так и сделала в 2016 году Алена Мордашова*. Она обратилась в Головинский районный суд Москвы, чтобы признать безнадежными все ее налоговые задолженности (дело № 02а-2987/2016). Речь идет о долгах истца по транспортному налогу и налогу на имущество за 2008–2012 годы (прим. ред. – сумма вымарана из актов). Мордашова пояснила, что инспекция потеряла возможность взыскать с нее недоимку, так как уже истек трехлетний срок давности. Судья Наталья Булычева отказала в иске, сославшись на то, что заявитель мог погасить спорный долг, продав свое имущество. Кроме того, просить о признании такой задолженности безнадежной может только налоговая инспекция, у налогоплательщика подобного права нет, заключил суд. Мосгорсуд оставил решение первой инстанции без изменений.

Мордашова не согласилась с этими выводами и обжаловала акты нижестоящих судов в Верховный суд. ВС пояснил, что сам налогоплательщик тоже может требовать в судебном порядке признать свои налоговые долги безнадежными (подп. 4 п. 1 ст. 59 НК). В подтверждение своей позиции судьи ВС сослались на аналогичные выводы в Определении Конституционного Суда РФ от 26 мая 2016 года № 1150-О и Обзоре судебной практики ВС № 4 от 20 декабря 2016 года. Судебная коллегия по гражданским делам ВС отметила, что нижестоящим судам надо было установить – утратил ли налоговый орган возможность взыскать недоимку из-за истечения срок давности или нет (дело № 5-КГ17-50). “Тройка” судей под председательством судьи Игоря Зинченко постановила отменить акты нижестоящих инстанций и отправить дело на новое рассмотрение обратно в Головинский районный суд (прим. ред. – пока еще не рассмотрено).

Эксперты “Право.ru”: “Обращайтесь за списанием долгов сразу в суд”

Андрей Зуйков, управляющий партнер ЮК “Архитектура права”, подтверждает, что ни закон, ни правоприменительная практика не запрещают самому налогоплательщику потребовать суд признать недоимку безнадежной. Если бы такое право было только у инспекции, то налогоплательщик оказался бы в зависимой ситуации и не мог бы “списать” свой налоговый долг, добавляет юрист. Эксперт поясняет, что гражданину не нужно обращаться в налоговую с просьбой признать задолженность безнадежной, можно сразу это сделать в судебном порядке (дело № 78-КГ16-43). Аналогичная ситуация с юрлицами и ИП, говорит Зуйков. Соглашаясь с коллегой, Юрий Мирзоев, генеральный директор национальной юридической компании “Митра”, удивляется, что нижестоящие инстанции отказали заявителю. По его словам, сейчас подобные иски охотно удовлетворяют, по крайне мере, в арбитражных судах. Юрист приводит пример из своей практики: в деле № А20-3403/2014 Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики исключил запись о задолженности у “Каббалкэнерго” на сумму около 30 млн руб.

Налоговый долг считается безнадежным с учетом других обстоятельств* при:

– ликвидации фирмы и ее исключении из ЕГРЮЛ;

– признании индивидуального предпринимателя банкротом;

– признании гражданина банкротом;

– смерти гражданина или объявлении его умершим в законном порядке;

– окончании исполнительного производства и возврата исполлиста взыскателю;

– принятии судебного акта, в котором указано, что инспекция утратила возможность взыскать недоимку;

– снятии с учета в налоговом органе иностранной фирмы.

Источник: ст. 59 НК

* подробные обстоятельства указаны в ст. 59 НК

Дмитрий Анищенко, юрист Taxology, обращает внимание на еще один важный момент в подобных спорах: ст. 59 НК не устанавливает необходимость выяснять, есть у инспекции возможность восстановить пропущенный срок для взыскания безнадежной недоимки или нет. Требование об обязательной утрате у налоговиков такой возможности создавало бы правовую неопределенность и ограничивало бы права налогоплательщиков, отмечает юрист. Ведь инспекция может попросить о восстановлении пропущенного срока когда угодно. И гражданин никогда бы не смог списать безнадежный долг, говорит Анищенко. Поддерживая мнения других экспертов, Александр Григорьев, менеджер департамента налоговых споров ФБК Право, советует гражданам инициировать подобные споры только в том случае, когда им понадобится справка об отсутствии задолженности перед бюджетом.

Читайте так же:  Новая форма 4-фсс официально утверждена

* – имя и фамилия изменены редакцией

Порядок признания недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадёжными к взысканию в связи с истечением установленного срока их взыскания

Изображение - Вступил в силу порядок признания налоговых долгов безнадежными к взысканию proxy?url=http%3A%2F%2Fyurinvest.ru%2Fimages%2Fpeople%2Fsosnovceva_s

В соответствии с п. 4 ст. 59 НК РФ, безнадёжными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам (далее – недоимка), числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами (далее – налогоплательщик), уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании такой недоимки.

    как налогоплательщику (налоговому агенту) – организации, индивидуальному предпринимателю, получить данный судебный акт?
  • какие действия предпринять, чтобы налоговым органом впоследствии такая недоимка была списана с лицевого счёта?
  • В понятие «недоимка» включается задолженность налогоплательщика (налогового агента) по налогам, сборам, страховым взносам, соответствующим пеням и штрафам[1].

    Инспекция может выявить недоимку либо по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, либо вне налоговой проверки.

    С момента выявления налоговой задолженности начинает течь срок на взыскание долга.

    Если недоимка была установлена налоговыми органами в результате проведения налоговой проверки (камеральной, выездной), моментом выявления и началом отсчёта сроков её взыскания будет день вступления в силу решения по результатам такой проверки.

    Общий срок, в течение которого возможно взыскание недоимки, состоит из совокупности сроков:

    а) Срок направления требования об уплате налога, пени, штрафа (п. п. 2, 6 ст. 6.1, ст. 70 НК РФ): три месяца со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

    Если сумма недоимки менее 500 рублей, срок направления требования – не позднее одного года со дня выявления недоимки.

    б) Срок добровольного исполнения требования налогоплательщиком (п. п. 2, 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ) – Восемь дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в требовании.

    в) Срок обращения инспекции в суд зависит от вида взыскания (п. п. 2, 3, 5 ст. 6.1, п. 3 ст. 46, абз. 3 п. 1 ст. 47, абз. 2 п. 1 ст. 115 НК РФ).

    До обращения в суд инспекция выносит решение о взыскании недоимки (внесудебное/бесспорное взыскание)[2].

    1. Если налоговый орган выносит решение о взыскании задолженности за счёт денежных средств на счетах налогоплательщика, то такое решение выносится не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

    В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика недоимки в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

    2. Если налоговый орган выносит решение о взыскании недоимки за счёт иного имущества[3] налогоплательщика, то такое решение выносится в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счёт иного имущества налогоплательщика, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

    В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика недоимки в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

    3. В случаях, предусмотренных подпунктами 1 – 3 пункта 2 статьи 45 НК РФ:

    • если взыскиваемая сумма превышает пять миллионов рублей,
    • в целях взыскания недоимки, возникшей по итогам проведённой налоговой проверки, числящейся более трёх месяцев, за организации, являющиеся зависимыми и т.п.,
    • если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершённой таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика,

    налоговый орган должен обратиться в суд с заявлением о взыскании налога/пени/штрафа с налогоплательщика в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

    Иногда самостоятельно определить/выявить наличие задолженности по налогам/пеням/штрафам налогоплательщику не так просто.

    Поэтому для начала следует запросить у налогового органа акт совместной сверки расчётов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам (Приложение к приказу ФНС России от 16.12.2016 г. N ММВ-7-17/[email protected]).

    На основании акта сверки определяем, имеется ли задолженность перед налоговым органом в принципе и определяем период (дату) возникновения такой задолженности.

    Для более детальной расшифровки даты возникновения задолженности необходимо запросить выписку операций по расчётам с бюджетом.

    Читайте так же:  Срок сдачи налоговыми агентами справок 2-ндфл за 2019 - 2020 год в 2019 - 2020 году

    Далее, к дате возникновения задолженности (периоду) прибавляем:

    • 3 месяца – срок для направления требования;
    • 8 рабочих дней – на добровольное исполнение;
    • 6 месяцев (если принято решение о взыскании за счёт денежных средств, а также в случаях обязательного судебного взыскания) и 2 года (если принято решение о взыскании за счёт иного имущества) – на обращение в суд.

    Итого общие сроки для взыскания недоимки:

    1. 9 месяцев, 8 рабочих дней – если принято решение о взыскании за счёт денежных средств (иного решения не принималось),

    2. 2 года, 3 месяца, 8 рабочих дней – если принято также решение о взыскании за счёт иного имущества.

    Таким образом, в случае, если указанные выше сроки прошли, то недоимка, задолженность по пеням и штрафам должна быть признана безнадёжной к взысканию.

    Вправе ли сам налогоплательщик обратиться в суд с заявлением о признании задолженности безнадёжной к взысканию?

    Учитывая нормы налогового законодательства, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и сам налогоплательщик, в том числе путём подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадёжными к взысканию (Определения ВС РФ от 01.11.2017 N 18-КГ17-179, от 02.11.2016 N 78-КГ16-43; Определение КС РФ от 26.05.2016 N 1150-О; п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ N 57).

    Данное право не ограничено каким-либо сроком, в том числе сроком исковой давности (Постановление АС ДВО от 21.09.2016 N Ф03-4261/2016 по делу N А59-684/2016).

    Более того, вывод о том, что налоговый орган не вправе взыскивать налоговые платежи, поскольку истекли предельные сроки их взыскания, может содержаться не только в резолютивной, но и в мотивировочной части любого судебного акта по налоговому спору (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, пп. “а” п. 4 Приложения 2 к Приказу ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/[email protected]).

    Таким актом может быть:

    • решение суда по существу спора, например, об отказе налоговому органу во взыскании с налогоплательщика платежей в бюджет в связи с истечением срока взыскания (ч. 1 ст. 167 АПК РФ);
    • определение суда об отказе налоговому органу в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании недоимки, пеней, штрафов (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ);
    • иной судебный акт по любому налоговому спору, где будет содержаться вывод об утрате инспекцией права взыскания с налогоплательщика платежей в бюджет в связи с истечением срока их взыскания.

    Заявление подаётся в арбитражный суд по общим правилам подсудности и рассматривается по общим правилам искового производства в соответствии с главой 13 АПК РФ.

    К заявлению прикладываются письменные доказательства истечения срока для взыскания недоимки/пени/штрафа: акт сверки с бюджетом, выписка операций по расчётам с бюджетом, налоговые декларации, решение по проверкам, требования об уплате налога, решения об исполнении обязанности об уплате налогов, иные документы.

    Такое заявление облагается государственной пошлиной в размере 6 000 рублей.

    При этом по рассматриваемой категории дел (дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений) налоговый орган не лишён права на предъявление встречного иска о взыскании спорной задолженности с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на её взыскание (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.09.2017 N 306-КГ17-13794).

    При наличии уважительной причины суд может восстановить пропущенный инспекцией срок судебного взыскания недоимки.

    После получения одного из указанных выше решений/определений, согласно которому налоговый орган не вправе взыскивать налоговые платежи, налогоплательщику необходимо подать в инспекцию заявление о признании недоимки безнадёжной к взысканию и её списании.

    К данному заявлению необходимо приложить копию вступившего в силу судебного решения (определения), заверенного гербовой печатью соответствующего суда.

    В течение шести рабочих дней со дня получения этих документов налоговый орган должен вынести решение о признании задолженности безнадёжной к взысканию и её списании (п. п. 4, 5 Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадёжными к взысканию, утвержденного Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/[email protected]).

    Информировать налогоплательщика о вынесении данного решения налоговый орган не обязан, поэтому налогоплательщику сразу необходимо запросить в инспекции копию решения о признании задолженности безнадёжной к взысканию и её списании.

    Кроме того, налоговый орган обязан отозвать частично или полностью не исполненные поручения на списание и перечисление денежных средств со счётов (на перевод электронных денежных средств) налогоплательщика, выставленные при взыскании задолженности, которая признана безнадёжной.

    Согласно абз. 4 п. 9 Постановления от 30.07.2013 N 57: после вступления в силу любого из перечисленных судебных актов налоговый орган должен немедленно исключить запись о задолженности из лицевого счёта налогоплательщика.

    Изображение - Вступил в силу порядок признания налоговых долгов безнадежными к взысканию 23423424
    Автор статьи: Филипп Соловьев

    Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.

    Обо мнеОбратная связь
    Оцените статью:
    Оценка 4.3 проголосовавших: 10

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here