Сегодня рассмотрим тему: "верховный суд фнс может отменять решения своих нижестоящих органов в пределах 3-х лет" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
Содержание
- 1 ВС РФ: вышестоящий налоговый орган вправе отменить решение нижестоящего органа в течение трех лет
- 2 Проверкам ФНС России дали срок // ВС разрешил отменять решения нижестоящих органов в течение трех лет
- 3 Налоговая служба может отменить решение нижестоящего налогового органа по своей инициативе в течение трех лет
- 4 Верховный суд разрешил ФНС пересматривать решения нижестоящих налоговых инспекций и требовать с бизнеса доплаты
- 5 ФНС может отменять решения инспекций и управлений в пределах трех лет. ВС разрешил
- 6 ВС РФ: вышестоящий налоговый орган вправе отменить решение нижестоящего органа в течение трех лет
- 7 Верховный Суд РФ поддержал позицию ФНС России по вопросу отмены решений налоговых инспекций без срока давности
- 8 ФНС может отменять решения инспекций и управлений в пределах трех лет. ВС разрешил
- 9 Верховный Суд: ФНС может отменять решения своих нижестоящих органов в пределах 3-х лет
- 10 Верховный суд решил: ФНС может отменять решения инспекций в течение трех лет
- 11 Верховный Суд РФ подтвердил право ФНС России отменять решения нижестоящих органов в пределах трех лет
ВС РФ: вышестоящий налоговый орган вправе отменить решение нижестоящего органа в течение трех лет
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации согласилась с решениями судов в трех нижестоящих инстанциях и подтвердила право ФНС России отменять решение регионального Управления ведомства в течение трех лет с момента окончания контролируемого налогового периода (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 31 октября 2017 г. № 305-КГ17-5672).
В рассматриваемом деле по результатам камеральной проверки декларации по НДС за 4 квартал 2013 года было вынесено решение об отказе в возмещении НДС в размере свыше 26 млн руб. Затем региональное Управление ФНС России отменило решение инспекции в связи с недоказанностью согласованности действий общества и его контрагентов, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды. Оба решения были вынесены в 2014 году.
Далее, в 2015 году ФНС России отменила решение управления и оставила в силе решения инспекции. Основанием для подобного шага послужили, в том числе, сообщения ГУБЭП МВД России о наличии в производстве уголовных дел по ст. 193.1, 199 Уголовного кодекса, возбужденных по материалам проверок, проведенных ФСБ России.
После этого организация обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения ФНС России. Суды трех инстанций встали на сторону налоговиков. В обосновании говорилось о том, что вышестоящим налоговым органам предоставлено право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам (ст. 9 Закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации”, п. 3 ст. 31 Налогового кодекса).
Видео (кликните для воспроизведения). |
При этом суды указали, что вышестоящий налоговый орган вправе осуществлять контроль за нижестоящими налоговыми органами не только в рамках проведения контрольных налоговых мероприятий, предусмотренных налоговым законодательством (в виде выездных, повторных выездных налоговых проверок, когда проверке подвергается как налогоплательщик, так и полнота мероприятий налогового контроля, осуществленных налоговым органом), но и в порядке подчиненности в рамках контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов (когда оценивается только законность решения налогового органа без участия налогоплательщика).
Судебная коллегия ВС РФ, в свою очередь, также подчеркнула, что централизованным характером системы налоговых органов предопределяется контроль вышестоящего налогового органа за деятельностью нижестоящих налоговых органов, направленный на обеспечение соблюдения ими законодательства о налогах и сборах в соответствии с принципом конституционной законности (Постановление КС РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П).
Как уточнили судьи, в данном случае предусматривается право государства (вышестоящего налогового органа), выявившего ошибку в определении налоговой обязанности, исправить ее по собственной инициативе, и такое регулирование согласуется со ст. 57 Конституции РФ. В статье содержится норма, в соответствии с которой налоги должны уплачиваться в законно установленном размере и не являться предметом усмотрения налогоплательщиков и налоговых органов.
Применительно к вопросу о сроках на реализацию вышестоящим налоговым органом своих полномочий, суд отметил, что принудительные возможности государства ограничены, по меньшей мере, сроком исковой давности (Постановление Президиума ВАС РФ от 25 июля 2006 г. № 11366/05). Данный подход согласуется с положением ст. 89 НК РФ. Статья предусматривает гарантии прав налогоплательщиков при проведении мероприятий налогового контроля, ограничивая глубину выездной налоговой проверки периодом, не превышающим трех календарных лет.
Таким образом, суд счел, что налоговый орган вправе реализовать полномочия, установленные п. 3 ст. 31 НК РФ в пределах срока, предусмотренного для проведения мероприятий налогового контроля, а именно в пределах трех лет, исчисляемых с момента окончания контролируемого налогового периода.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Проверкам ФНС России дали срок // ВС разрешил отменять решения нижестоящих органов в течение трех лет
Экономическая коллегия Верховного суда (ВС) ограничила срок, в течение которого ФНС России вправе отменять решение нижестоящего органа по правилам п. 3 ст. 31 Налогового кодекса (НК): три года с момента окончания контролируемого налогового периода. В НК этот срок прямо не предусмотрен. Это стало причиной спора между ювелирным заводом «Аквамарин» и ФНС России (дело № А40-101850/2016). Центральный аппарат ФНС отменил решение налогового управления в Костромской области, которое за год до этого не согласилось с доначислением налогов заводу. ВС поддержал ФНС России, решив, что это право государства — исправить ошибку по собственной инициативе (см. определение).В опубликованном сегодня определении ВС соглашается с тем, что вышестоящий налоговый орган может отменить решение нижестоящего, даже если этим решением налогоплательщику был возмещен НДС. «В данном случае предусматривается право государства, выявившего ошибку в определении налоговой обязанности, исправить ее по собственной инициативе», – отмечено в определении. Возможность исправить ошибку в таких ситуациях допускал и Конституционный суд (КС), на который ВС ссылается (например, постановление КС от 24 марта 2017 года № 9-П). Кроме того, в данном деле действия ФНС России не привели к новым доначислениям «Аквамарину», а завод реализовал свое право на судебную защиту. Решение о доначислении завод оспаривает в суде (дело № А31-1145/2016, рассмотрение приостановлено до вступления в силу решения ВС)
Сроки на реализацию полномочий ФНС России не могут быть неограниченными, соглашается ВС. В отсутствие прямого регулирования суд предлагает использовать трехлетний срок с момента окончания контролируемого периода. Этот срок также установлен в ст. 89 НК для глубины выездной проверки. В заседании ВС представитель ФНС России предлагал ограничить срок тремя годами, но ссылалась на ст. 78–79 НК о зачете или возврата излишне уплаченных или взысканных налогов. А представители завода считали, что надо применять по аналогии правила об отмене решения по жалобе налогоплательщика (ст. 139–140 НК), в которых сроки меньше (см. здесь).
Комментируя это дело, Вадим Зарипов отмечал, что п. 3 ст. 31 НК не может иметь самостоятельного значения. Норма подразумевает, что это право вышестоящие налоговые органы используют по основаниям, в порядке и сроки, предусмотренные законом. Законодатель дал налоговым органам полномочия и ничем их не ограничил, а суды по своему усмотрению определяют рамки этих полномочий, опасался Вадим Зарипов. Возможно, решение ВС по данному делу поможет решить проблему.
Налоговая служба может отменить решение нижестоящего налогового органа по своей инициативе в течение трех лет
ФНС России вправе пересмотреть решение нижестоящего налогового органа и отменить его по своей инициативе. То есть без жалобы налогоплательщика. Таким правом она может воспользоваться в течение трех лет с момента окончания контролируемого налогового периода (Определение ВС РФ от 31.10.2017 № 305-КГ17-5672 по делу № А40-101850/2016).
Налоговая инспекция провела камеральную проверку в ООО «Аквамарин» по налоговой декларации за IV квартал 2013 г. По ее результатам она вынесла решение о привлечении компании к ответственности за совершение налогового правонарушения и об отказе в возмещении НДС (26 млн руб.). Всего с компании взыскали более 13 млн руб. недоимки по НДС, штрафов и пеней. Налогоплательщик не согласился с таким решением налоговой инспекции и обжаловал его в вышестоящий налоговый орган — Управление ФНС России по Костромской области. Управление удовлетворило жалобу компании и отменило решение налоговой инспекции. Основанием стало отсутствие доказательств того, что контрагенты компании не осуществляли финансово-хозяйственную деятельность, а сама компания при заключении сделок с этими контрагентами не проявила должную осмотрительность. Еще управление указало на то, что нижестоящая налоговая инспекция не представила доказательств, которые в должной степени подтверждают согласованность действий компании и ее контрагентов, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды.
Через 13 месяцев после принятия управлением решения его отменила ФНС России. Она посчитала, что решение управления не соответствовало законодательству. При этом жалобу в ФНС России никто не подавал. Фактически налоговая служба по своей инициативе провела проверку и отменила решение управления. Она лишь сослалась на то, что получила сообщение из ГУБЭП МВД России о том, что в отношении налогоплательщика возбуждены уголовные дела. Компания подала заявление в суд о признании недействительным решения ФНС России.
Суды трех инстанций отказались удовлетворить требование налогоплательщика. Они признали, что хотя в законодательстве действительно четко не указано право ФНС России отменять без жалобы налогоплательщика решения нижестоящих налоговых органов, однако это не исключает возможности отмены решений налоговой службой в рамках проведения контроля.
Так, вышестоящим налоговым органам предоставляется право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам (ст. 9 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», далее — Закон о налоговых органах). Аналогичное положение закреплено в Налоговом кодексе РФ: вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия решений законодательству о налогах и сборах (п. 3 ст. 31 НК РФ).
По мнению судов трех инстанций, вышестоящие налоговые органы наделены правом в порядке контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов отменять их решения независимо от наличия жалобы налогоплательщика на решения нижестоящих налоговых органов в том случае, если такие решения не соответствуют закону. Причем это возможно не только в рамках проведения контрольных налоговых мероприятий, предусмотренных налоговым законодательством (в виде выездных, повторных выездных налоговых проверок, когда проверке подвергается как налогоплательщик, так и полнота мероприятий налогового контроля), но и в порядке подчиненности в рамках контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов. То есть когда оценивается только законность решения налогового органа без участия налогоплательщика. Данная позиция подтверждается судебной практикой. В частности, Конституционный суд РФ указывал, что согласно НК РФ вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах (постановление КС РФ от 31.03.2015 № 6-П).
Но самое интересное — суды поддержали позицию налогового органа о неограниченном сроке проверки и о возможности отмены ФНС России решения управления в отсутствие соблюдения предусмотренных налоговым законодательством процедур, в том числе без предоставления налогоплательщику возможности защитить свои права и выразить позицию по вопросам, возникшим у вышестоящего налогового органа.
Не согласившись с позицией судов, компания подала жалобу в Верховный суд РФ. Она ссылалась на то, что спорные отношения между ней и ФНС России, возникшие при отсутствии жалобы, схожи с отношениями, возникающими при принятии решения ФНС России по жалобе налогоплательщика. То есть суды должны были применить аналогию закона в отношении ограниченности сроков проверочных мероприятий и права налогоплательщика на предоставление пояснений (возражений). Также был нарушен конституционный принцип равенства налогообложения, поскольку в случае отмены решения нижестоящего налогового органа при отсутствии жалобы налогоплательщики поставлены в худшее (неравное) положение по сравнению с налогоплательщиками, в отношении которых вышестоящим налоговым органом решение отменено по жалобе налогоплательщика. Отменив решение управления по истечении более 13 месяцев с даты вступления его в законную силу, ФНС России фактически отказала компании в применении налоговых вычетов по НДС и возмещении налога из бюджета, что привело к ухудшению положения налогоплательщика. Приняв во внимание эти доводы, судья ВС РФ Антонова М. К. передала дело на рассмотрение Экономической коллегии ВС РФ.
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ оставила судебные акты трех инстанций без изменения. Тем самым она согласилась, что ФНС России вправе отменять решения нижестоящих налоговых органов по своей собственной инициативе. Но при этом Коллегия не согласилась, что вышестоящий налоговый орган не ограничен по срокам.
Вторая кассация сослалась на постановление КС РФ от 24.03.2017 № 9-П. В нем сказано, что отмена вышестоящим налоговым органом решения нижестоящего допускается, но только в том случае, когда оно принято в нарушение требований законодательства о налогах и сборах. Цель такого решения — восстановить в административном порядке законность, нарушенную неправомерным актом нижестоящего органа, по инициативе самого вышестоящего налогового органа, осуществляющего текущий контроль за деятельностью нижестоящих органов. При этом такое решение не выводится из сферы судебного контроля: налогоплательщик может обратиться в суд.
Таким образом, не исключается и возможность отмены вышестоящим налоговым органом решения нижестоящего налогового органа, которым налогоплательщику были предоставлены определенные льготы (преимущества, вычеты). В том числе решения о возмещении НДС, если оно было принято в нарушение требований законодательства о налогах и сборах. В данном случае это право государства (вышестоящего налогового органа), выявившего ошибку в определении налоговой обязанности, исправить ее по собственной инициативе.
Отменив решение управления, ФНС России фактически оставила в силе решение нижестоящей налоговой инспекции. При этом сейчас компания оспаривает это решение налоговой инспекции в суде в рамках дела № А31-1145/2016. В этой связи действия ФНС России не привели к новым доначислениям в отношении налогоплательщика. То есть налогоплательщик реализовал свое право на судебную защиту. По мнению ВС РФ, ухудшения положения компании не произошло.
Но вот с тем, что срок для отмены или изменения решений не ограничен, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ не согласилась. Не должно быть так, что ФНС России сможет отменять решения нижестоящих налоговых органов, к примеру, лет через десять.
Так, в актах КС РФ разъясняется, что никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределенный или слишком длительный срок (постановления от 24.06.2009 № 11-П, от 20.07.2011 № 20-П). Наличие сроков, в течение которых для лица во взаимоотношениях с государством могут наступить неблагоприятные последствия, представляет собой необходимое условие применения этих последствий. Общая правовая позиция также следует из постановления Президиума ВАС РФ от 25.07.2006 № 11366/05, в котором отмечено, что если иное прямо не указано в законе, принудительные возможности государства ограничены по меньшей мере сроком исковой давности. Этот подход корреспондирует положениям ст. 89 НК РФ, которые предусматривают гарантии прав налогоплательщиков при проведении мероприятий налогового контроля, ограничивая продолжительность выездной налоговой проверки периодом, не превышающим трех календарных лет.
Исходя из этого, Экономическая коллегия ВС РФ решила, что налоговый орган вправе отменить или изменить решение нижестоящего органа в пределах трех лет, исчисляемых с момента окончания контролируемого налогового периода. А в данном деле ФНС России отменила решение как раз в пределах трехлетнего срока.
Верховный суд разрешил ФНС пересматривать решения нижестоящих налоговых инспекций и требовать с бизнеса доплаты
Верховный суд РФ (ВС) разрешил Федеральной налоговой службе (ФНС) требовать с бизнесменов доплаты, отменив предоставленные им ранее налоговые льготы. Компаниям-налогоплательщикам придется смириться и заплатить.
При этом, правда, ВС подчеркнул, что полномочия по отмене решений нижестоящих налоговых органов должны быть ограничены по времени, пишет газета “Коммерсант”.
“Наличие сроков, в течение которых для лица во взаимоотношениях с государством могут наступить неблагоприятные последствия, представляет собой необходимое условие применения этих последствий”, – сказано в определении.
Вышестоящий налоговый орган, как следует из определения, вправе отменять решения нижестоящих структур в пределах трех лет с момента окончания налогового периода, в отношении которого проводилась проверка.
Верховный суд принял свое решение, рассмотрев кассационную жалобу ювелирной компании “Аквамарин” из Костромы, которая оспаривала действия ФНС, отменившей принятое в пользу компании решение нижестоящего управления.
Ранее региональное управление ФНС возместило этой компании НДС, несмотря на сомнения в чистоплотности ее контрагентов. Год спустя в отношении контрагентов возбудили уголовные дела, а центральный аппарат ФНС пересмотрел результаты проверки, и вместо возмещения НДС налогоплательщик получил недоимку и штраф.
По мнению компании, ФНС могла пересмотреть решения управления только по жалобе налогоплательщика. Суд установил, что центральный аппарат ФНС действовал в рамках своих полномочий и может по своей инициативе отменять решения нижестоящих налоговых. Жалоба компании в ВС была отклонена.
ФНС может отменять решения инспекций и управлений в пределах трех лет. ВС разрешил
Верховный Суд РФ подтвердил право ФНС России отменять решения нижестоящих органов в пределах трех лет, об этом сообщает пресс-служба налогового ведомства.
С кассационной жалобой в Верховный Суд РФ обратилась организация. Суды трех инстанций оставили без удовлетворения ее требование признать недействительным решение ФНС России.
По результатам камеральной проверки инспекция отказала организации в возмещении НДС. Вышестоящее региональное управление подтвердило возмещение. В итоге ФНС России согласилась с инспекцией и отменила решение регионального управления. Такое право предоставлено ФНС России пунктом 3 статьи 31 Налогового кодекса РФ.
Поскольку ФНС России приняла указанное решение лишь через год, налогоплательщик посчитал, что этим нарушается процедура рассмотрения материалов проверки и жалоб налогоплательщиков.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ поддержала позицию ФНС России и оставила кассационную жалобу налогоплательщика без удовлетворения. Она указала, что вышестоящий налоговый орган вправе отменять решения нижестоящих органов в соответствии с пунктом 3 статьи 31 НК РФ в пределах трех лет после окончания контролируемого налогового периода.
ВС РФ: вышестоящий налоговый орган вправе отменить решение нижестоящего органа в течение трех лет
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации согласилась с решениями судов в трех нижестоящих инстанциях и подтвердила право ФНС России отменять решение регионального Управления ведомства в течение трех лет с момента окончания контролируемого налогового периода (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 31 октября 2017 г. № 305-КГ17-5672).
В рассматриваемом деле по результатам камеральной проверки декларации по НДС за 4 квартал 2013 года было вынесено решение об отказе в возмещении НДС в размере свыше 26 млн руб. Затем региональное Управление ФНС России отменило решение инспекции в связи с недоказанностью согласованности действий общества и его контрагентов, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды. Оба решения были вынесены в 2014 году.
Далее, в 2015 году ФНС России отменила решение управления и оставила в силе решения инспекции. Основанием для подобного шага послужили, в том числе, сообщения ГУБЭП МВД России о наличии в производстве уголовных дел по ст. 193.1, 199 Уголовного кодекса, возбужденных по материалам проверок, проведенных ФСБ России.
После этого организация обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения ФНС России. Суды трех инстанций встали на сторону налоговиков. В обосновании говорилось о том, что вышестоящим налоговым органам предоставлено право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам (ст. 9 Закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», п. 3 ст. 31 Налогового кодекса).
При этом суды указали, что вышестоящий налоговый орган вправе осуществлять контроль за нижестоящими налоговыми органами не только в рамках проведения контрольных налоговых мероприятий, предусмотренных налоговым законодательством (в виде выездных, повторных выездных налоговых проверок, когда проверке подвергается как налогоплательщик, так и полнота мероприятий налогового контроля, осуществленных налоговым органом), но и в порядке подчиненности в рамках контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов (когда оценивается только законность решения налогового органа без участия налогоплательщика).
Судебная коллегия ВС РФ, в свою очередь, также подчеркнула, что централизованным характером системы налоговых органов предопределяется контроль вышестоящего налогового органа за деятельностью нижестоящих налоговых органов, направленный на обеспечение соблюдения ими законодательства о налогах и сборах в соответствии с принципом конституционной законности (Постановление КС РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П).
Право государства (вышестоящего налогового органа), выявившего ошибку в определении налоговой обязанности
Как уточнили судьи, в данном случае предусматривается право государства (вышестоящего налогового органа), выявившего ошибку в определении налоговой обязанности, исправить ее по собственной инициативе, и такое регулирование согласуется со ст. 57 Конституции РФ. В статье содержится норма, в соответствии с которой налоги должны уплачиваться в законно установленном размере и не являться предметом усмотрения налогоплательщиков и налоговых органов.
Применительно к вопросу о сроках на реализацию вышестоящим налоговым органом своих полномочий, суд отметил, что принудительные возможности государства ограничены, по меньшей мере, сроком исковой давности (Постановление Президиума ВАС РФ от 25 июля 2006 г. № 11366/05). Данный подход согласуется с положением ст. 89 НК РФ. Статья предусматривает гарантии прав налогоплательщиков при проведении мероприятий налогового контроля, ограничивая глубину выездной налоговой проверки периодом, не превышающим трех календарных лет.
Таким образом, суд счел, что налоговый орган вправе реализовать полномочия, установленные п. 3 ст. 31 НК РФ в пределах срока, предусмотренного для проведения мероприятий налогового контроля, а именно в пределах трех лет, исчисляемых с момента окончания контролируемого налогового периода.
Верховный Суд РФ поддержал позицию ФНС России по вопросу отмены решений налоговых инспекций без срока давности
Судебная коллегия Верховного Суда РФ 25 октября 2017 года рассмотрела спор о праве вышестоящего налогового органа отменять в порядке пункта 3 статьи 31 Налогового кодекса РФ решения, принятые налоговыми органами в пользу налогоплательщика.
С жалобой обратилось общество, которое не согласилось с судами трех инстанций, оставивших без удовлетворения его требования о признании незаконным решения ФНС России от 23 декабря 2015.
Общество указало, что при отмене ФНС России ранее принятого региональным управлением решения, которым отказ инспекции в возмещении НДС был признан незаконным, нарушено его право возражать при повторном рассмотрении материалов налоговой проверки. Ввиду отсутствия в НК РФ порядка и сроков, в рамках которых возможна отмена решения нижестоящего налогового органа, по мнению общества, должен применяться срок, аналогичный предусмотренному для налогоплательщика в случае обжалования решения в ФНС России (ст. 139, 140 НК РФ).
В судебном заседании представители ФНС России указали на невозможность аналогии при различных по своей природе отношениях, а также на то, что право на возражения относительно выявленных инспекцией нарушений уже было обществу предоставлено. Каких-либо новых обстоятельств при проверке законности решений нижестоящих органов ФНС России не устанавливала, оценив лишь те материалы, которые рассматривались нижестоящими органами. После такого решения ФНС России налогоплательщик вправе обратиться в суд и оспорить законность решения инспекции, что он и сделал в другом судебном деле.
Ссылаясь на самостоятельный характер полномочий по проверке законности решений нижестоящих органов, ФНС России также обратила внимание на данные статистики о том, что за период с 2015 года ФНС России всего было принято 27 решений, отменяющих решения нижестоящих органов, при этом 24 из них были приняты в пользу налогоплательщиков, которые жалоб не подавали.
По результатам заседания коллегия Верховного Суда РФ оставила без удовлетворения жалобу общества.
Такое решение во многом обусловлено ранее сформированными последовательными позициями Конституционного и Верховного Судов о том, что решение вышестоящего налогового органа, направленное на восстановление ранее существовавшего положения, не может рассматриваться как новое решение по результатам налоговой проверки, и права на обжалование не нарушены, если плательщику не начислены дополнительные суммы налогов в результате вновь выявленных обстоятельств.
Соответствующие подходы нашли отражение, в частности, в Определении Конституционного Суда РФ от 22.04.2010 N 595-О-О, Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.04.2013 N ВАС-530/13 и Определении Верховного Суда РФ от 13.02.2017 N 307-КГ16-20241.
ФНС может отменять решения инспекций и управлений в пределах трех лет. ВС разрешил
Верховный Суд РФ подтвердил право ФНС России отменять решения нижестоящих органов в пределах трех лет, об этом сообщает пресс-служба налогового ведомства.
С кассационной жалобой в Верховный Суд РФ обратилась организация. Суды трех инстанций оставили без удовлетворения ее требование признать недействительным решение ФНС России.
По результатам камеральной проверки инспекция отказала организации в возмещении НДС. Вышестоящее региональное управление подтвердило возмещение. В итоге ФНС России согласилась с инспекцией и отменила решение регионального управления. Такое право предоставлено ФНС России пунктом 3 статьи 31 Налогового кодекса РФ.
Поскольку ФНС России приняла указанное решение лишь через год, налогоплательщик посчитал, что этим нарушается процедура рассмотрения материалов проверки и жалоб налогоплательщиков.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ поддержала позицию ФНС России и оставила кассационную жалобу налогоплательщика без удовлетворения. Она указала, что вышестоящий налоговый орган вправе отменять решения нижестоящих органов в соответствии с пунктом 3 статьи 31 НК РФ в пределах трех лет после окончания контролируемого налогового периода.
Верховный Суд РФ вынес определение по делу о праве ФНС России отменять решения, принятые налоговыми инспекциями в пользу налогоплательщиков.
По результатам камеральной проверки декларации по НДС инспекция выявила нарушения, доначислила пени, штрафы и отказала в возмещении «входного» НДС.
Областное УФНС в ответ на жалобу организации отменило это решение, признав, что территориальная инспекция не доказала согласованность действий организации и ее контрагентов, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды.
В порядке контроля за деятельностью областного управления ФНС России отменила его решение и оставила в силе решение территориальной инспекции.
Организация обратилась в суд с заявлением о признании решения ФНС России недействительным, но получила отказ. В связи с этим организация обратилось с жалобой в Верховный Суд РФ.
Судьи отметили, что вышестоящий налоговый орган вправе отменять решения нижестоящих органов – в случае их несоответствия Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.
ФНС России может отменять решения нижестоящих налоговых инспекций, даже не привлекая к рассмотрению судебных исков налогоплательщика. Сроки такой отмены не предусмотрены ни Законом РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», ни Налоговым кодексом РФ. Хотя Верховный Суд РФ считает, что вышестоящие налоговые органы могут отменять решения нижестоящих в пределах трех лет с момента окончания проверяемого налогового периода.
Вышестоящий налоговый орган может отменить решение нижестоящего, когда такое решение было принято с нарушениями законодательства о налогах и сборах (п. 3 ст. 31 НК РФ). Это неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда РФ (определение от 22.04.2010 № 595-О-О, постановление от 24.03.2017 № 9-П).
Кроме того, ошибку в решении нижестоящих инспекций ФНС России может исправить по собственной инициативе. Это соответствует статье 57 Конституции РФ.
Электронная версия журнала
«НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА»
Самое популярное издание бухгалтерских нормативных документов с комментариями к ним от экспертов и разработчиков.
Верховный Суд: ФНС может отменять решения своих нижестоящих органов в пределах 3-х лет
Термины и определения
Нормативные документы в сфере обследования зданий и сооружени
Проведение обследование сооружений и зданий
Экспресс-рецензирование заключений автоэкспертизы
Оценка ущерба при ДТП
Экспертиза обстоятельств ДТП
Технико-криминалистическая экспертиза документов
Экспертиза давности создания документа
Экспертиза объемов и стоимости строительно-монтажных работ
Экспертиза качества строительных и ремонтных работ
Оценка стоимости незавершенного производства при консервации строительных объектов или возобновлении их строительства
Экспертиза проектно-сметной документации
Анализ факторов фактического удорожания стоимости строительства
Экспертиза затрат по видам ремонтов и капитального строительства
Определение размеров ущерба недвижимому имуществу
Установление авторства предметов искусства
Установление культурной, художественной, научной, исторической ценности предметов искусства, предметов старины, оружия, объектов недвижимого наследия и др.
Выявления отдельных свойств предметов искусства (стиль, жанр, время создания, подлинность и др.)
Экспертиза лотерейного оборудования и экспертиза игорного оборудования
Верховный суд решил: ФНС может отменять решения инспекций в течение трех лет
ФНС вправе отменять решение нижестоящего органа по правилам п. 3 ст. 31 Налогового кодекса в течение трех лет с момента окончания контролируемого налогового периода. К такому выводу пришел Верховный суд.
Налоговая инспекция в ходе камеральной проверки за четвертый квартал 2013 года доначислила ювелирному заводу 10,79 млн рублей НДС, пени и штрафа. Управление ФНС отменило решение инспекции. Аргумент — инспекция не доказала согласованность действий компании и ее контрагентов, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды. Но ФНС отменила решение управления и оставила доначисления в силе.
Верховный суд согласился с тем, что вышестоящий налоговый орган может отменить решение нижестоящего, даже если этим решением налогоплательщику был возмещен НДС. ВС решил, что это право государства — исправить ошибку по собственной инициативе.
Отдельно ВС рассмотрел вопрос о сроках на реализацию полномочий ФНС. «Очевидно, что они не могут быть неограниченными во времени». В отсутствие прямого регулирования суд предлагает использовать трехлетний срок с момента окончания контролируемого налогового периода. Этот срок также установлен в НК для глубины выездной проверки.
Верховный Суд РФ подтвердил право ФНС России отменять решения нижестоящих органов в пределах трех лет
77 город Москва
Дата публикации: 09.11.2017 10:52
С кассационной жалобой в Верховный Суд РФ обратилась организация. Суды трех инстанций оставили без удовлетворения ее требование признать недействительным решение ФНС России.
По результатам камеральной проверки инспекция отказала организации в возмещении НДС. Вышестоящее региональное управление подтвердило возмещение. В итоге ФНС России согласилась с инспекцией и отменила решение регионального управления. Такое право предоставлено ФНС России пунктом 3 статьи 31 Налогового кодекса РФ.
Поскольку ФНС России приняла указанное решение лишь через год, налогоплательщик посчитал, что этим нарушается процедура рассмотрения материалов проверки и жалоб налогоплательщиков.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ поддержала позицию ФНС России и оставила кассационную жалобу налогоплательщика без удовлетворения. Она указала, что вышестоящий налоговый орган вправе отменять решения нижестоящих органов в соответствии с пунктом 3 статьи 31 НК РФ в пределах трех лет после окончания контролируемого налогового периода.
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.