Сегодня рассмотрим тему: "ставка единого социального налога в 2019 - 2020 году" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
Содержание
С 1 января 2019 года установлены новые ставки и тарифы по страховым взносам. Льготные тарифы для большинства плательщиков взносов отменены Это следует из Федерального закона от 27.11.2017 № 361-ФЗ. В нашей таблице собраны ставки страховых взносов на 2019 год во внебюджетные фонды.
Прежде всего всем бухгалтерам нужно обратить внимание, что изменились ставки по взносам для УСН и ЕНВД. Из-за чего многим компаниям и ИП придется пересчитать платежи в ФНС, таблицу новых тарифов скачайте в журнале “Упрощенка”.
В 2019 году страховые взносы перечисляйте в налоговую инспекцию в соответствии с главой 34 НК РФ. Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ страховые взносы платят:
- лица, производящие выплаты и иные вознаграждения гражданам;
- индивидуальные предприниматели.
Если предприниматель имеет наемных работников или производит выплаты иным лицам, он одновременно относится и к первой, и ко второй группе плательщиков страховых взносов. А, значит, платит взносы и как работодатель, и за себя лично.
Работодатели исчисляют и уплачивают взносы в налоговую инспекцию:
- на обязательное пенсионное страхование;
- обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- обязательное медицинское страхование.
Также уплачиваются взносы в ФСС по травматизму — на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ, далее — Закон № 125-ФЗ). В данной статье мы поговорим только о взносах, начисляемых в соответствии с Налоговым кодексом. А по взносам по Закону № 125-ФЗ найдете информацию в отдельном материале правовой энциклопедии.
Размер тарифов для начисления взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование зависит:
- от категории плательщика (организация должна начислять взносы по общим тарифам или вправе применять пониженные тарифы взносов);
- от категории сотрудника, в пользу которого производятся выплаты;
- от суммы выплат, начисленных сотруднику в течение года (более величины предельной базы или менее этой суммы).
Если организация не имеет права на применение пониженных тарифов, то в отношении выплат она должна начислять страховые взносы по общим ставкам (ст. 426 НК РФ):
- взносы на обязательное пенсионное страхование — по тарифу 22% с выплат, не превышающих предельную базу в размере 1 150 000 руб. Сверх превышения такой базы применяется тариф 10%. Страховые взносы перечисляются одним платежным поручением без распределения взносов на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии. При этом КБК указывается тот, который предусмотрен для платежей, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии.
- взносы на обязательное социальное страхование – по тарифу 2,9% с выплат, не превышающих предельную базу в размере 865 000 рублей. Сверх превышения взносы не платятся;
- взносы на обязательное медицинское страхование — по тарифу 5,1% независимо от величины доходов. То есть взносы начисляются со всех выплат. Предельная база здесь не установлена.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Для льготных категорий плательщиков страховых взносов обложение сумм выплат, превышающих предельную величину базы, не предусмотрено (п. 2 ст. 427 НК РФ).
Что касается предпринимателей (плательщиков, не производящих выплаты в пользу физлиц), то размер взносов за себя они определяют исходя из минимального размера оплаты труда. А если сумма годового дохода превышает 300 000 руб., то также считается вторая часть личных взносов с суммы такого превышения (подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ).
В таблицах представлены тарифы взносов на 2019 год.
Тарифы по страховым взносам с зарплаты работников (нет льгот)
Общий процент отчислений в фонды остается прежним по сравнению с предыдущим годом – 30%, из них:
- 20% в Пенсионный фонд
- 2,9% в Фонд социального страхования
- 5,1% в Фонд медицинского страхования
Единый социальный налог (ЕСН) в 2019 году. Ставки в таблице
ЕСН – единый социальный налог. Он был отменен в 2010 году, однако на его смену пришел единый социальный сбор. Многие налогоплательщики и бухгалтеры до сих пор пользуются термином ЕСН, подразумевая страховые переводы в фонды ОФМС, ПФР и ФСС. Размер ЕСН в 2019 году: ставки, таблица приведены ниже.
Существует общий размер отчислений, который действует для большей части налогоплательщиков. В качестве налогоплательщиков выступают работодатели, которые переводят средства за своих подчиненных. Единый социальный налог в 2019 году, ставка:
- пенсионное страхование – 22% от заработной платы физического лица;
- взносы на покрытие пособий по временной нетрудоспособности, а также пособий по уходу за ребенком – 2,9%;
- взносы на обязательное медицинское страхование – 5,1%.
Размер ЕСН в 2019 году не изменился по сравнению с предыдущим годом. Общий объем налога составляет 30%. Также важно учитывать страховой сбор на травматизм. Он перечисляется не в федеральную налоговую службу, а в ФСС. Размер перевода зависит от категории деятельности предприятия.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Если взносы по отдельному сотруднику достигают определенного лимита, то страховая ставка меняется. Это нововведение действует с 2018 года и касается отчислений в фонды пенсионного страхования и взносов по временной нетрудоспособности и материнству.
Выплаты в таблице указаны по одному сотруднику.
Индивидуальные предприниматели не обязаны выплачивать полный список страховых взносов. За себя они платят только фиксированную сумму. Ранее, чтобы понять, сколько перечислять, необходимо было знать размер МРОТ. Однако теперь страховой сбор принял конкретную величину.
Фиксированные выплаты на 2019 год:
- Обязательное медицинское страхование. 6884 рублей.
- Пенсионный фонд. 29 354 рублей.
Данные показатели устанавливаются для тех предпринимателей, годовой доход которых не превышает 300 тысяч рублей. Если устанавливается превышение этого лимита, необходимо осуществить дополнительные отчисления: 1% с суммы, которая превышает 300 000 рублей. Так, если предприниматель обладает годовым доходом в 500 тысяч р., дополнительно плата составит (500 000- 300 000)*0,01=2000 рублей.
Рассчитать взносы для ИП можно при помощи официального калькулятора от ФНС, расположенного по адресу https://www.nalog.ru/rn77/service/ops/. Для вычисления суммы необходимо только два типа вводных данных: период налогообложения и суммарный доход за это время. В результате вычислений в виде таблицы будут приведены размеры фиксированных выплат, актуальных для 2019 года, а также размер отчислений, который взимается при доходе более 300 тысяч рублей.
Если предпринимателю необходимо рассчитать налог не за год, а за месяц или квартал, он может сделать это, введя точную дату начала и окончания отчетного периода.
НК РФ подразумевает возможность уменьшения ставок по ЕСН при условии принадлежности компании к определенному виду деятельности. Налогоплательщики, которые получили льготы в 2019 году:
Правительство планирует изменить порядок взимания ЕСН с 2019 года, чтобы сохранить текущий баланс налоговой нагрузки. Это в первую очередь повлияет на предприятия и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют свою деятельность с привлечением наемных сотрудников. Несмотря на то, что по сути такой фискальный сбор был упразднен в начале 2000-х годов и вместо него коммерческие организации платят ПФР, ФОМС и ФСС, по инерции многие продолжают считать их суммарную ставку как единый социальный налог.
Упраздненный социальный налог был введен в РФ в 2001 году, и его задача состояла в мобилизации средств для полноценной реализации прав российских граждан на социальное и пенсионное обеспечение, а также медицинскую помощь.
Ставка налога была регрессивной и уменьшалась по мере увеличения зарплаты работника. Определенные группы налогоплательщиков были наделены возможностью оплачивать ЕСН по льготному тарифу, в то время как максимальный размер такого фискального платежа мог составлять 26% (полученные средства распределялись в четыре ведомства, исходя из утвержденного размера ставок).
В 2010 году было принято решение отменить такой сбор, но ему на смену пришли другие виды фискальных взносов. С тех пор уже неоднократно поднимался вопрос, стоит ли возвращаться к ранее действующей схеме налогообложения и насколько она будет эффективна, если изменить размер ранее утвержденной ставки.
Но, даже если правительство одобрит такое нововведение и станет известно, что ЕСН возвращается в 2019 году, гражданам все равно не стоит надеяться на снижение фискальной нагрузки. За счет таких сборов формируется доходная часть бюджета, что крайне актуально с учетом его дефицита и отсутствия возможности занимать деньги на международных рынках (в связи с текущими санкциями западных стран).
Используемая экономическая система не соответствует текущей ситуации и реалиям рынка, в связи с чем необходимы определенные нововведения, чтобы получить дополнительные факторы роста. С этой целью будет изменен порядок взимания единого социального налога ЕСН с 2019 года, что в комплексе с другими мерами позволит избежать стагнации из-за критически низкого темпа прироста российской экономики.
По словам представителей Минэкономразвития, которые являются инициаторами целого ряда поправок в Налоговый кодекс, только реформирование налогооблагаемой базы даст возможность улучшить ситуацию и избежать нового кризиса.
Уже очевидно, что налоговые ставки будут меняться и это коснется и ЕСН в 2019 году. Будет это лучше или хуже и к каким результатам такие изменения приведут в краткосрочной перспективе, можно будет судить только по результатам работы экономики в следующем году. Но уже сегодня можно ознакомиться с новыми ставками на сайте ФНС, которые представлены в сводной таблице.
Представители власти подчеркивают, что налоговые изменения будут введены только после выборов, поэтому раньше времени не стоит рассчитывать на существенное снижение текущих сумм страховых взносов. Впрочем, компенсация таких потерь будет осуществляться за счет повышения НДС, что отразится на стоимости товаров и услуг.
Судя по всему, хозяйствующим субъектам не стоит ждать возврата ЕСН в 2019 году, по крайней мере, фискальные службы не располагают такой информацией. И новая отчетность будет составляться по правилам 2018 года, а это значит, что Единый расчет по страховым взносам будет состоять из трех отдельных разделов, где будут частично дублироваться данные из РСВ и 4-ФСС.
Правительство не заинтересовано в том, чтобы с 2019 года вернуть ЕСН, так как фактически его по-прежнему платят хозяйствующие субъекты, которым он начисляется в другом виде и форме. В частности, сегодня этот фискальный сбор состоит из нескольких составляющих, размер каждой из которых определен действующим законодательством:
- пенсионные взносы (22%);
- социальные взносы (2,9%);
- ФОМС (5,1%).
При этом если заработная плата превышает установленное законом значение в 870 тыс. руб., то отчисление в Пенсионный фонд РФ составляет только 10%
Для самозанятых граждан размер взноса в ФОМС составляет 6,884 тыс. руб., а в ПФР — порядка 29,354 тыс. руб., если сумма дохода не превышает 300 тыс. руб. (если она больше этого значения, то на 1 процентный пункт выше, но не более 234,832 тыс. руб.).
Чтобы избежать штрафных санкций, организация (ИП) должна своевременно оплатить все предусмотренные законом фискальные сборы и подать финансовую отчетность. Ознакомиться с порядком оплаты таких платежей и правилами составления документов можно на сайте ФНС или в любом территориальном подразделении Ведомства.
Если говорить об ЕСН в 2019 году, то нет необходимости его возвращать, так как в целом налоговая нагрузка на работодателей должна существенно снизиться, что будет достигнуто за счет изменения установленной ставки. Кроме того, чиновники собираются восстановить денежную массу ФОМС, увеличив отчисления в этот бюджет на 0,8 процентных пункта, что даже противоречит «майским» указам президента.
И возврат к взиманию ЕСН – это далеко не лучшая стратегия, учитывая, что это может обернуться серьезными последствиями для субъектов МСБ, многие из которых еще не оправились от последствий кризиса или пытаются удержаться на плаву, несмотря на череду экономических потрясений.
Более жесткая налоговая политика может увеличить срок восстановления экономики, так как неразумно перекладывать все проблемы на частный сектор. Но в то же время снижение модифицированного ЕСН и компенсация таких потерь за счет повышения НДС положительно отразится на работодателях и позволит сократить теневой сегмент рынка труда.
Кроме того, законопроект о повышении налога на добавленную стоимость с энтузиазмом восприняли компании, специализирующиеся на экспорте товаров. За счет этого они получили возможность снизить закупочную стоимость продукции, повысив ее конкурентоспособность на международных рынках сбыта.
Одно из главных изменений в сфере страховых взносов, действующее с 2019 года, это подросшие предельные базы по сумме выплат в пользу работника. Теперь лимиты установлены в размере ( п. 4-6 ст. 421 НК РФ, Постановление Правительства РФ от 28.11.2018 N 1426):
- 1 150 000 руб. для взносов на ОПС (было 1 021 000 руб.);
- 865 000 руб. для взносов на ВНиМ (было 815 000 руб.).
Но кроме того, изменились ставки страховых взносов, начисляемых с зарплаты и иных вознаграждений работников и лиц, с которыми заключены гражданско-правовые договоры.
Основные ставки страховых взносов для работодателей
Как вы помните, ранее в НК предусматривалось, что совокупный тариф в размере 30%, по которому исчисляют взносы большинство страхователей, будет действовать временно – в период с 2017 по 2020 гг. (ст. 426 НК РФ). А после указанного срока тариф взносов на ОПС должен был вырасти на 4% до 26%, а совокупный тариф – с 30% до 34% (пп. 1 п. 2 ст. 425 НК РФ в ред., действ. до 01.01.2019). Однако законодатели передумали. И указанные основные тарифы взносов с 2019 года переходят из разряда временных в постоянные. В связи с этим в 2019 году применяются прежние тарифы (п. 2 ст. 425 НК РФ):
- на ОПС – 22% в рамках предельной величины базы и 10% при ее превышении;
- на ВНиМ – 2,9%;
- на ОМС – 5,1%;
- на травматизм – от 0,2% до 8,5% (ст. 1 Закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ , ст. 1 Закона от 31.12.2017 N 484-ФЗ ).
Пониженные страховые взносы в 2019 году: ставки (таблица)
Как уже было сказано, основные ставки страховых взносов на 2019 год не изменились. И это, безусловно, хорошая новость. А вот с пониженными тарифами ситуация не столь радужная.
С 2019 года переходят с пониженных тарифов на основные сразу несколько категорий страхователей. К ним относятся:
- организации и ИП на УСН, ведущие определенные виды деятельности (пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ);
- организации и ИП на ЕНВД, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, в т.ч. аптеки (пп. 6 п. 1 ст. 427 НК РФ);
- ИП на патенте (пп. 9 п. 1 ст. 427 НК РФ).
Все перечисленные страхователи с 2019 года также должны платить взносы по ставке 10%, если выплаты в пользу их работников в течение календарного года превысят предельную базу.
Хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, которые занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности, а также организации и ИП, у которых есть соглашения с особыми экономическими зонами об осуществлении технико-внедренческой деятельности, с 2019 должны платить взносы на ОПС по ставке 20%, а не по 13%, как это было в 2018 году (пп. 1,2 п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 427 НК РФ).
Остальные страхователи, имевшие право платить взносы по пониженным тарифам в 2018 году, вправе применять их и в 2019 году.
Единый социальный налог (иначе ЕСН) – это термин, используемый в налогообложении. Благодаря этому налогу используется право работников на безвозмездную поддержку в лечебных учреждениях. Кроме того, он дает возможность сотрудникам надеяться на получение пенсионных выплат от государства и социальные платежи.
Фискальные взносы обязан вносить любой, кто занимается трудовой деятельностью и приобретает прибыль:
• каждый человек, кто делает отчисления гражданам, бизнесмены, юридические лица различной организационно-юридической формы, граждане, которые не имеют правового статуса коммерсанта;
• бизнесмены, осуществляющие частную деятельность.
1. Объекты налога по ЕСН слегка различаются у налоговых резидентов 1-ой и 2-ой вышеуказанных категорий.
2. Для субъектов, принадлежащих к 1-ой категории, объектом налоговых выплат окажутся все перечисления, осуществляемые в отношении граждан по различным контрактам (предусмотренным гражданским и трудовым отечественным законодательством). Для субъектов, принадлежащих ко 2-ой категории, объектом налоговых выплат станут являться любые разновидности прибыли от трудовой деятельности после выплаты некоторых растрат.
Перемены в едином социальном фискальном сборе в 2019 году
Нынешняя структура хозяйственной деятельности в настоящее время требует ряда корректировок, а если говорить с большей определенностью, то экономике требуются некоторые параметры увеличения, поскольку степень роста в данной сфере на текущий момент по-прежнему крайне небольшая, что представляет собой серьезную угрозу, поскольку этот фактор способен вызвать застой. Внесение изменений даст возможность значительно увеличить темпы развития отечественной экономики. По крайней мере, в этом искренне убеждены работники Министерства экономического развития. Фискальные поправки в данном случае имеют особо важное значение.
Уже сейчас понятно, как переменятся ставки единого социального налога в этом, и отчасти в следующем году. Соответствующую таблицу можно отыскать на официальном виртуальном портале фискальной организации России. Руководство страны особенно настаивают на том, что фискальные маневры станут, вероятно, осуществляться после избрания главы государства. После проведения реформ будет уменьшение величин страховых платежей. Возмещением сумм будет увеличение фискального сбора на добавленную стоимость. Каким образом это скажется на экономической ситуации России сейчас трудно сказать.
В настоящий момент единый социальный налог включает ряд элементов: выплаты на пенсии (двадцать два процента); фонд обязательного медицинского страхования (немного выше 5% – 5,1%) и социальных платежей (две целых девять десятых процента). Если заработок будет больше фиксированного множителя больше, чем на 870 тыс. руб., выплаты в Пенсионный фонд снизятся до десяти процентов. В настоящее время руководство страны изучает ряд сценариев возможных событий, которые могут воздействовать на ЕСН.
Анализируя корректировки в едином социальном налогообложении с будущего года, следует особо учесть то, что фискальное давление на основную массу лиц, нанимающих работников, сейчас способно значительно снизиться. Решить эту задачу будет возможно благодаря реформированию ставок рассматриваемого фискального сбора. В первую очередь, власть предержащим требуется сконцентрироваться на возрождение финансовых сумм в фонде лечебного страхования. Несмотря на то, что это немного идет вразрез с майским посланием главы государства, взносы в этот фонд хотят повысить на ноль целых восемь десятых процента.
Реформированный ЕСН с этого года способен негативно сказаться на денежной ситуации нынешних субъектов коммерческой деятельности. Причем основная масса юридических лиц до сих пор не оправилась от минувшего экономического кризиса. Реформы способны оказаться поводом продления срока возрождения хозяйственной деятельности. Возлагать все трудности в государстве на предпринимателей – это не очень рациональный шаг.
Так или иначе, не стоит отказываться от того, что уменьшение ставки общего социального фискального сбора благодаря увеличению НДС обладает определенными достоинствами, поскольку несколько специалистов полагает, что снижение непосредственных профессиональных фискальных налогов способно позитивно сказаться на лицах, нанимающих персонал. Вдобавок к этому, этот проект нормативного акта хорошо отразится на организациях, специализирующихся на продаже российской продукции за рубеж, поскольку он даст возможность значительно снизить закупочную цену продукции отечественного изготовления на мировом рынке. В свою очередь это даст возможность оперативно увеличить возможности предприятий, отправляющих товар на продажу за границу.
В главном федеральном органе исполнительной власти отмечают потребность повысить взносы на лечебное страхование. Иначе, руководство страны не сумеет обеспечить увеличение заработка медиков, что отражено в весенних актах, изданных Президентом России. Помимо прочего министры принимают во внимание потенциальные угрозы для коммерсантов. Если первый вариант законопроекта предусматривал увеличение выплат на четыре процента, то в ходе дискуссий эта величина снизилась до нуля целых восьми десятых процентов. Увеличение выплат в фонд медицинского страхования до пяти целых девяти десятых процентов вызовет повышение приходов денежных средств на 190 000 000 000 рублей, отмечают министры. В итоге возрастание заработка медицинских работников окажется полностью проплачено, а недостаток финансов в ФОМС станет уменьшен до минимальной величины. Помимо прочего в Министерстве финансов изучают сценарии реформ пенсионных выплат, способных вступить в силу с 2019 года.
На 2019 год законодательно утверждены проценты отчислений по видам обязательного страхования. Эти суммы рассчитывают работодатели, оплата осуществляется из собственных средств нанимателя, из заработка работников (как подоходный налог) страховые взносы не удерживаются.
Тарифы страховых взносов 2019 (таблица приведена ниже) разделены на несколько категорий:
отчисления, направляемые на медицинское страхование в рамках ОМС;
взносы на социальное страховое обеспечение на случай заболеваний и материнства;
средства, направляемые в ФСС, формирующие фонд возмещения при возникновении несчастного случая на производстве или профзаболеваний («травматизм»).
Первые три вида взносов регулируются положениями НК РФ (глава 34). Они могут быть базовыми, дополнительными или пониженными. Взносы по «травматизму» регламентируются нормами Закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ, при этом тарифы по страхованию от несчастных случаев ежегодно пересматриваются и утверждаются отдельным законом. На период с 2018 по 2020 годы ставки этого вида взносов остались неизменными (закон от 31.12.2017 г. № 484-ФЗ).
Тарифы страховых взносов в 2019 году (ставки, таблица)
Законом от 03.08.2018 г. № 303-ФЗ внесены поправки в НК РФ, касающиеся страховых взносов. Законодатели решили оставить текущие ставки в качестве базовых, то есть отказались от планов постепенного повышения тарифов до уровня, который зафиксирован в ст. 425 НК РФ.
Предполагается, что предельный размер облагаемой базы по «пенсионным» взносам в 2019 г. составит 1 129 тыс. руб. (Закон о бюджете ПФР на период 2018-2020 г.г. от 05.12.2017 № 363-ФЗ), вероятно, что вырастет и база по взносам ФСС. Соответственно, увеличится и сумма отчислений по основным ставкам взносов (напомним, в 2018 г. предельная база для начисления взносов ПФР составляет 1021 тыс. руб., для взносов ФСС – 815 тыс. руб.), т.е. для ПФР база увеличится более чем на 100 тыс. руб., и перестанет быть достижимой для большинства – чтобы применить пониженную ставку хотя бы месяц, зарплата должна быть более 95 тыс. рублей в месяц.
Какой будет основная ставка страховых взносов в 2019 году – таблица содержит систематизированные сведения по отчислениям:
Согласно статье 419 НК РФ , плательщиками социальных взносов являются лица-страхователи. То есть те, кто осуществляет выплаты и иные вознаграждения: организации, индивидуальные предприниматели и физические лица.
Социальные сборы включают в себя:
- пенсионное страхование;
- социальное страхование на случай болезни или материнства;
- медицинское страхование;
- налог на травматизм.
До 2017 года администрированием каждого вида отчислений занимались Фонды. Однако теперь всеми ими заведует ФНС. Исключение составили лишь сборы на травматизм, которые остались в ведении ФСС. Тарифы на период с 2017 по 2020 год установлены в статье 426 НК РФ . Какие размеры имеют отчисления на социальные нужды, ставка которых в сумме составляет 30 %, удобнее всего представить в таблице.
Если предельная величина базы не превышает лимит 1 021 000 руб. — для ОПС, 815 000 руб. — для ОСС
Если сумма базы превышает предельную величину для ОПС
Отметим, что выплаты сверх предельной базы не облагаются взносами на ВНиМ. Размер отчислений на травматизм, которые, как мы помним, необходимо перечислять в ФСС, зависит от основного вида деятельности компании. Его необходимо подтверждать ежегодного, в зависимости от этого ставка отчислений будет от 0,2 до 8,5 %.
Некоторые категории плательщиков могут рассчитывать на применение пониженных тарифов. Полный список этих категорий находится в статье 427 НК РФ , но в частности к ним относятся:
- хозяйственные общества, занимающиеся внедрением плодов интеллектуальной деятельности;
- организации и предприниматели, заключившие особые соглашения с органами управления особых экономических зон;
- российские организации, работающие в сфере информационных технологий.
Для компаний и предпринимателей, отвечающих требованиям статьи 427 НК РФ, предусмотрены следующие тарифы:
Расчет по страховым взносам по форме КНД 1151111 подается ежеквартально в ФНС до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Порядок заполнения этого документа содержится в Приказе ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/[email protected] Непосредственно расчет сумм отчислений производится по простой формуле:
Суммы страховых взносов для ИП без работников с недавнего времени имеют фиксированный характер в зависимости от общего годового дохода. Если доход не превышает 300 000 рублей, то платеж на ОПС составит:
- 26 545 руб. — за 2019 г.;
- 29 354 руб. — за 2019 г.;
- 32 448 руб. — за 2020 г.
Если доход превышает указанный лимит, то придется доплатить 1 % от величины превышения, но не более:
- 212 360 руб. — за 2019 г.;
- 234 832 руб. — за 2019 г.;
- 259 584 руб. — за 2020 г.
Размер отчислений на ОМС не зависит от суммы дохода и составляет:
- 5840 руб. — за 2019 г.;
- 6884 руб. — за 2019 г.;
- 8426 руб. — за 2020 г.
Отчисления на случай ВНиМ предприниматель без сотрудников может платить по желанию.
Тарифы страховых взносов на 2019 года: таблица со ставками
В 2019 году страховые взносы в ФНС должны платить (п. 1 ст. 419 НК РФ):
- лица, производящие выплаты и иные вознаграждения «физикам»;
- индивидуальные предприниматели.
Если у ИП есть наемные работники или сотрудники по гражданско-правовым договорам, то бизнесмен должен платить страховые взносы и как работодатель, и «за себя».
В 2019 году перечисляемые страховые взносы направляются:
- на обязательное пенсионное страхование (ОПС);
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ);
- на обязательное медицинское страхование (ОМС).
Также в 2019 году работодателям необходимо вносить страховые взносы в ФСС «на травматизм» — на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ, далее — Закон № 125-ФЗ).
В 2019 году страховые взносы рассчитывают с учетом 3-х основных компонентов:
- начислений в пользу физических лиц ;
- лимитов облагаемой базы по страховым взносам;
- тарифов страховых взносов.
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами в 2018 году, приведены в статье 422 НК РФ.
В 2019 году не изменилась облагаемая база по взносам. Чтобы рассчитать базу, надо сначала сложить все выплаты, которые относятся к объекту обложениями взносами. Перечень таких выплат перечислен в пункте 1 статьи 420 НК РФ. Например, зарплата и отпускные.
Затем из полученного значения нужно вычесть необлагаемые выплаты. Список таких выплат смотрите в статье 422 НК РФ. Например, государственные пособия, материальная помощь в размере до 4000 руб. в год.
Общие (базовые) тарифы страховых взносов в 2019 году
Если организация не имеет права на применение пониженных тарифов, то в отношении выплат она должна начислять страховые взносы по общим ставкам. Это предусмотрено статьей ст. 426 НК РФ.
Общий размер страховых взносов в 2019 году – 30 процентов:
- 22 % – на обязательное пенсионное страхование с выплат, не превышающих предельную базу для начисления взносов + 10 процентов с выплат сверх базы;
- 5,1 % – на обязательное медицинское страхование, предельной величины выплат нет;
- 2,9 % – на обязательное социальное страхование с выплат в пределах лимита, платежей сверх лимита нет.
Такие тарифы нужно применять к выплатам и вознаграждениям в пользу:
- российских граждан;
- постоянно или временно проживающих в России иностранцев, не являющихся высококвалифицированными специалистами (ВКС);
- постоянно или временно проживающих граждан ЕАЭС.
Единый социальный налог делает доступными для всех трудоустроенных граждан, которым платится зарплата в любых организациях, в том числе и в бюджетных, на предприятиях всех форм собственности, не исключая индивидуальное предпринимательство с наемными работниками и без них, госпенсию, различные социальные выплаты и некоторую помощь в ряде медицинских учреждений.
Его история была долгой и тернистой – то это был самостоятельный, то консолидированный налог. Но, как и все прочие объекты НК РФ, он ежегодно традиционно старается примерить какую-то новую обновку.
Во-первых, чтобы бухгалтерам жизнь не казалась скучной, а во-вторых, чтобы как-то разумнее перераспределять средства между статьями федерального бюджета и спецфондов. Причем, объективно, второй тезис, как правило, выглядит далеко не так убедительно, как первый…
Но, хоть шутить на тему налоговой политики России можно бесконечно, пожалуй, стоит расставить заранее все точки над «i» по вопросу грядущих изменений ЕСН в 2019-м и того, что с ним уже случилось в актуальном текущем году, так как оба эти периода, конечно же, предельно взаимосвязаны.
Ведь, действительно, этот налог давно заслужил славу одного из самых неприятных для отечественного бизнеса, и любые изменения в нем, как правило, режут балансы предприятий «по живому».
Для начала, стоит вспомнить саму суть данного налога, что особенно будет полезно новичкам в бухгалтерском деле, ведь таким образом будет легче понять, что собой представляет ЕСН сейчас.
Дело в том, что принципиально именно такого налога сейчас не существует: с 2001 по 2010 год все предприятия России были плательщиками Единого социального налога, но затем его упразднили, раздробив на привычные ПФР, ФОМС и ФСС.
Хотя, по инерции, конечно же, все так и продолжают считать его суммарную ставку, чтобы определить общую зарплатную нагрузку для бизнеса, да, и название это за группой соответствующих налогов закрепилось прочно и, похоже, надолго.
В 2015-м снова заговорили о том, что можно реанимировать привычный всем ЕСН, правда, кабминовские источники называли данную возможность реальной лишь в том случае, если будет отменена накопительная часть пенсии, в принципе.
При этом ставку налога, понижать и не думают, что уже вносит некую пикантность в обсуждение данного вопроса. Но, так как пока никто о столь революционных изменениях и не заикается – накопительные части лишь перманентно «морозят» уже который год, — говорить и о полном возврате к ЕСН не приходится.
Плательщиками признаются все организации и индивидуальные предприниматели, которые работают с наемными сотрудниками и выплачивают им вознаграждение за труд и иные выплаты, конкретный перечень которых можно найти в соответствующем законе.
Также к ним относятся и физические лица, которые, хоть и не зарегистрированы, как индивидуальные предприниматели, но, по каким-либо причинам осуществляющие выплату упомянутого вознаграждения другим лицам. Отдельный случай – самозанятые плательщики, которые в пользу физлиц отчислений никаких не делают.
Они платят «за себя», но исключениями среди них являются лица, подпадающие под воинский призыв, осуществляющие уход за ребенком до полутора лет (только один из родителей), за ребенком-инвалидом, за инвалидом 1 группы или пожилым восьмидесятилетним человеком, супруги воинов-контрактников, дипработников и в случае отдельных льгот работникам адвокатской сферы.
Самозанятые, кстати, платят с минимальной зарплаты, исходя из ее установленного на начало такого периода размера.
Базой же для обложения ЕСН считаются все доходы лиц, зарегистрированных в качестве плательщиков страховых взносов, начисленные и выплаченные в рамках реализации трудовых взаимоотношений, а также по гражданско-правовым договорам, по которым конкретный человек получает вознаграждение за оказание услуг или выполнение определенных работ.
Также следует платить составляющие Единого социального налога при выплате гонораров по договору авторского права, по соглашениям об их отчуждении, отторжении лицензий, при выплате вознаграждений организациями, коллективно управляющими данными правами и т.д.
Не включается в базу налогообложения, что ожидаемо, все, с чего нельзя выплатить страховые социальные взносы, например, материальная помощь, различные компенсации, пособия и прочее.
Начисление производится по факту в нужном месяце и в нем же возникают налоговые обязательства по ЕСН, а уплата их производится в следующем за ним, до 15 числа. Отчетный период принят по квартальной схеме нарастающего итога, и о его специфике подробнее — ниже.
Ну, прежде всего, напомним, что с прошлого года контроль над начислением и уплатой страховых взносов осуществляет ФНС.
Администрирование персонифицированного учета по пенсионной программе так и осталось за ПФР, а ФСС контролирует и поступление, и расход фондов обязательного социального страхования от несчастных случаев, а также проверяет все соцвыплаты.
Что же касается конкретики цифр, вначале стоит обсудить граничные значения баз, ведь от размера вознаграждения очень сильно зависит, сколько налога со всего этого будет платиться, какого и будет ли, по сути, вообще.
Во-первых, по ПФР установлен порог в 1 021 000 руб. – выше этого значения налог платится по пониженной ставке, пока в 10%. Для ФСС эта же цифра составляет 815 000 руб. (доходы сверх этого ставкой не облагаются вовсе). А вот по медстрахованию никаких дополнительных ограничений никогда и не водилось – его платят независимо от суммы.
Общий суммарный тариф зафиксировался на уровне 34% (против прежних 30), из которых 2,9% идет на соцстрах, 26% – в ПФР, а 5,1% — в ФОМС.
Что касается отдельных категорий льготного налогообложения — вообще не платят ни в соцстрах, ни по медстрахованию, и только 20% по пенсионному предприятия и ИП на УСНО (конкретный разрешенный вид деятельности надо смотреть в ст.427 НКРФ):
- индивидуальные предприниматели на ПСН;
- аптечные организации и ИП на ЕНВД с аналогичным видом деятельности;
- НКО на УСНО (научная, здравоохранительная, социальная, культурная и спортивная деятельность);
- благотворительные организации на УСНО.
Остальной подробный перечень исключений и случаи отличающихся от стандартных ставок следует смотреть на официальном сайте ФСН.
Также есть отдельные перечисления в ПФР по лицам, занятым на особых, в том числе – вредных, видах работ, с перечнем которых и с соответствующими процентными ставками можно ознакомиться там же.
Самозанятые, в свою очередь, платят фиксированный размер взносов по пенсионному страхованию в размере 26 545 руб. (суммы доходов до 300 000 руб.) и плюс к нему 1% от суммы превышения фактического вознаграждения над этими тремя сотнями тысяч, если оно имело место быть.
Правда, для последнего случая существует граничный предел начисляемой и уплачиваемой суммы, приравненной к восьмикратному стандартному размеру выплат – 212 360 руб. ФОМС в 2018 году в обоих случаях самозанятыми особами платится одинаковым – по 5840 руб.
Что касается отчетности, как и в 2018-м, согласно принятым годом ранее изменениям, в налоговую будет подаваться отдельный Единый расчет по страховым взносам, состоящий из трех разделов и включающий в себя информацию, которая ранее частично содержалась в 4-ФСС и РСВ (сдается до конца месяца, следующего за отчетным периодом).
Но, остались и прежние формы для подачи в ПФР (годовая персонификация СЗВ-Стаж – за 2018-й надо не забыть подать ее до 1 марта 2019-го, и СЗВ-М – до середины следующего за отчетным месяца), а также в ФСС (новая 4-ФСС – сдается до 20 числа месяца после отчетного квартала, если распечатка, и до 25-го – если отчетность электронная, а кол-во работников превышает 25 человек).
Непосредственно по цифрам, для самозанятых взносы в ФОМС составят 6884 руб., а в ПФР – 29 354 руб. (если меньше 300 000 руб.) и, аналогично, +1%, если свыше, но, не более 234 832 руб.
По тем же, кто уплачивает на общих основаниях (с оговоренными выше исключениями, подробнее о которых можно узнать на упомянутом ресурсе), в 2019 году к граничному значению базы начисления налога будет применяться уже коэффициент 2,1, а отчисления в ФОМС подрастут до 5,9.
Если же все-таки примут повышение ставки НДС, то ожидается, что существенно снизят и общий процент ЕСН, в частности — ставку ПФР.
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.