Сегодня рассмотрим тему: "стали известны налоговые планы минфина россии на 2019 - 2020 – 2019 - 2020 годы" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
Содержание
- 1 Стало известно, как изменятся налоги в ближайшие 2 года
- 2 Стали известны налоговые планы Минфина России на 2019 – 2020 – 2019 – 2020 годы
- 3 Таблица изменений для бухгалтера с 1 января 2019 года
- 4 Минфин определил, как изменятся налоги с 2019 по 2021 годы
- 5 Минфин определил, как изменятся налоги с 2019 по 2021 годы
- 6 Таблица изменений для бухгалтера с 1 января 2019 года
- 7 Минфин определил, как изменятся налоги с 2019 по 2021 годы
Взвешенная и рациональная налоговая политика – это неизменная составляющая стратегии развития России на 2019-2020 годы. Под этим понимаются любые действия государства в сфере налогообложения, которые осуществляются в рамках ранее утвержденного плана. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса, их разработкой занимается Минфин, который рассчитывает оптимальный уровень налоговой нагрузки и, исходя из внешних и внутренних экономических факторов, утверждает реализацию ряда мер на определенный период.
Налоговая политика на 2019- 2020 гг. — это публичная информация, которую Минфин размещает на своем сайте (как правило, это происходит до начала наступающего года). Опираясь на эти сведения, можно понять, какие будут созданы фискальные условия для развития частного бизнеса, какой набор инструментов будет использоваться для сокращения теневого сегмента, удастся ли полностью сбалансировать бюджеты и какие законодательные нововведения будут приняты для решения таких задач.
Получение прибыли вне налогообложения – это крайне актуальная проблема для экономики страны. Предприятия и физлица, которые не платят фискальные платежи, не принимают непосредственного участия в формировании бюджета, вследствие чего наблюдается явный дефицит его доходной части. Но Минфин намерен бороться с теневым сегментом, используя все доступные ему инструменты и методы, даже если для этого придется внести изменения в действующий закон. С этой целью в рамках реализации налоговой политики на 2019-2020 годы будут использованы такие меры:
- переход на онлайн-кассы в розничной торговле, за счет чего продавцы лишатся возможности скрывать свои продажи. При использовании таких касс платежные данные мгновенно передаются в ФНС, которые фиксируют платежи;
- ужесточение таможенного контроля, для чего будет создана единая система «прослеживания» продукции от момента поступления для оформления и до продажи конечному пользователю (планируется запуск пилотного проекта);
- формирование нового госреестра актов гражданского состояния;
- создание единого федерального регистра, в котором будут аккумулированы сведения о гражданах;
- запуск автоматического обмена налоговыми данными, вследствие чего будет сложнее уклониться от уплаты обязательных сборов и платежей и т. д.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Создавая благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса, Минфин намерен полностью систематизировать процесс взимания фискальных сборов и упорядочить налогообложение. Для этого в ходе выполнения тезисов налоговой политика РФ на 2019-2020 годы планируется:
С другой стороны, для нефтедобывающих предприятий будет разработана альтернативная система налогообложения – НДД (налог на добавленный доход). В первую очередь это коснется пилотных объектов, которые расположены на месте зрелых и новых месторождений. При этом налоговой базой будет считаться доход от добычи углеводородов за вычетом совокупных расходов по разработке этих недр. Предполагается, что ставка по НДД составит около 50%.
Не оставит без внимания Минфин и физических лиц, на что указывают другие положения утвержденной налоговой политики РФ на 2019-2020 годы. Основная задача в данном направлении – это сокращение числа неофициально трудоустроенных лиц и самозанятых граждан, которые предоставляют услуги или продают товары, не оплачивая фискальных платежей. С этой целью Минфин планирует:
- уточнить действующий перечень видов деятельности плательщиков УСН (по реестру), в отношении которых может использоваться более выгодный тариф начисления страховых взносов;
- проанализировать целесообразность предоставления льгот самозанятым гражданам (до конца 2018 года они уже были освобождены от уплаты страховых взносов и НДФЛ);
- расширить круг лиц, в отношении которых будет использоваться ставка НДФЛ в 0%;
- при подсчете суммы безнадежных долгов включать в их состав задолженности граждан, получивших статус банкротов, что позволит уменьшить объем налогооблагаемой базы;
- упростить задачу по покупке онлайн-касс для индивидуальных предпринимателей на ЕНВД и ПСН, предоставив им возможность снизить сумму налога, исходя из того, что стоимость одного аппарата составляет 18 тыс. руб.;
- ограничить для ИП количество объектов недвижимости (в том числе, исходя из совокупного размера общей площади), в отношении которых может использоваться ПСН при осуществлении деятельности по сдаче в аренду жилья или нежилых помещений.
Стало известно, как изменятся налоги в ближайшие 2 года
Чиновники Минфина представили в Госдуму проект развития налоговой политики РФ на следующие 3 года. Рассмотрение выполняется на ближайший 2019 год, планово на 2020-2021 гг. Документ содержит основные направления развития не только налоговой, но также бюджетной и таможенно-тарифной политики. Уже сейчас известно, какие изменения ожидают налогоплательщиков.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: Проект Минфина России «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.».
- НДС – при условии сохранения льготных пониженных ставок увеличить ставку по НДС с 18 % до 20 %. Возмещение по налогу планируется сделать доступнее – в заявительном порядке. Предоставление товаросопроводительных документов для экспортеров отменить. Срок камералки снизить с 3 мес. до 2.
- Налог на прибыль – вплоть до 2024 г. сохранить текущее распределение уплачиваемого налога между бюджетами – 17 % в региональные, 3 % – в федеральный. Для реорганизованных компаний предлагается разработать точный механизм отражения в учете операций, чтобы избежать неправомерной оптимизации налогов.
- УСН – при использовании налогоплательщиками онлайн-касс планируется отменить обязанность по подаче декларации по объекту «Доходы». При отражении в расходах затрат по объектам основных средств, подлежащих регистрации, предлагается отменить обязанность по представлению документации на госрегистрацию прав. Для ИП определится порядок расчета стоимости (остаточной) основных фондов.
- Налог на имущество юрлиц – проект предусматривает отмену обязанности по уплате налога в отношении движимых объектов.
- Госпошлина – при регистрации бизнеса отменят госпошлину в случае подачи документов электронным способом.
- Страховые взносы – предполагается бессрочно зафиксировать в едином размере временный тариф по ОПС. Подразумевается ставка в 22 и 10 % при соблюдении максимального лимита и при превышении. Компенсации, выплачиваемые на проезд до места отпуска родственникам сотрудников, трудоустроенных на Крайнем Севере, планируется освободить от налогообложения взносами.
- ПСН – дополнить перечень видов хоздеятельности, по которым ИП смогут применять патентный режим.
- Акцизы – собираются проиндексировать величину акцизов на планируемый на 2021 г. уровень инфляции, то есть на 4 % в среднем (по текущим прогнозам).
- Уплата налогов – предлагается разрешить налогоплательщикам перечислять суммы фискальных платежей через МФЦ.
Стали известны налоговые планы Минфина России на 2019 – 2020 – 2019 – 2020 годы
Минфин разработал и направил в Госдуму ежегодный программный документ «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» (*.pdf). В понедельник, 9 июля, он будет обсуждаться на парламентских слушаниях. Среди предлагаемых налоговых изменений немало того, что уже было обнародовано, остальное — положительные для налогоплательщиков либо чисто технические моменты. Изначально финансовое ведомство готовило документ на август, но руководство Думы решило провести обсуждение на месяц раньше, говорит собеседник РБК в финансово-экономическом блоке правительства.
Говоря о мерах налоговой политики, Минфин подчеркивает долгосрочность новых правил, которые должны вступить в силу с 1 января 2019 года. В документе звучат уже известные решения — повышение ставки НДС с 18 до 20% и сохранение льготных ставок НДС на основные социально значимые товары и услуги, фиксация на постоянной основе общей ставки тарифов страховых взносов на уровне 30% (включая 22% — на обязательное пенсионное страхование), отмена налога на движимое имущество, новая методика расчета кадастровой стоимости жилья, введение спецрежима для самозанятых граждан. Все это, «учитывая высокое искажающее влияние и болезненность [для бизнеса] налогов на труд соответствует логике такой донастройки», пишет Минфин.
Налоговые доходы бюджетной системы (рассчитываемые как сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих налоговых платежей), определяемые как процентная доля ВВП, последние четыре года оставались примерно на одном уровне — в диапазоне 30–31% ВВП. Основную долю здесь традиционно составляют нефтегазовые доходы — НДПИ и вывозные таможенные пошлины (на нефть, газ и нефтепродукты).
Налоговый потенциал регионов
В части поддержки регионов Минфин предлагает продлить норму, согласно которой зачисления суммы налога на прибыль организаций в федеральный бюджет осуществляются по ставке 3%, а в бюджеты субъектов — 17% (раньше было распределение 2 и 18% соответственно). Целью этой схемы является распределение одного процентного пункта указанного налога между бюджетами наименее обеспеченных регионов. Изначально такое правило было установлено на 2017–2020 годы. В «Основных направлениях» предлагается продлить эту норму до 2024 года включительно в рамках стимулирования роста налогового потенциала регионов. Вместе с тем Минфин предлагает выделять субъектам, которые покажут наивысшие темпы роста налогового потенциала, ежегодные гранты в объеме 20 млрд руб.
Важной для бюджетов всех уровней станет также систематизация неналоговых платежей, дискуссия о которых длится с начала 2016 года. Как следует из документа, в 2017 году неналоговая нагрузка на экономику (сборы и неналоговые платежи, уплачиваемые организациями и предпринимателями в бюджеты) составила 0,79% ВВП (0,74% в 2016 году) при общей фискальной нагрузке 31,08% ВВП.
Сейчас в России действует более 30 видов платежей федерального уровня, а с учетом региональных их число достигает 50. В правительстве определились, что часть платежей, обладающих признаками налогов, будет перенесена в Налоговый кодекс, для остальных же появится закрытый перечень с едиными правилами регулирования. В «Основных направлениях» не сказано, о каких платежах идет речь, но, согласно предварительной версии документа, с которой ознакомился РБК, основные «претенденты» следующие: плата за проезд большегрузов по федеральным трассам (система «Платон»), курортный и экологический сборы, утилизационный сбор, плата за негативное воздействие на окружающую среду, обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования, платежи за предоставление сведений из госреестров, плата за приобретение акцизных марок, патенты, плата за проезд с иностранных транспортных средств, а также платежи за регистрацию селекционных достижений.
Впрочем, окончательное решение все еще не принято, отмечали собеседники РБК, знакомые с ходом обсуждения.
Власти определились со сроками проведения камеральных проверок, следует из приложения к документу. Ранее глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров предлагал сократить его до месяца с нынешних трех, но ФНС была против. Согласно предложению Минфина, новые сроки проверки составят максимум два месяца с возможностью продления до трех по решению руководителя налогового органа. «С введением в строй системы АСК НДС-2 (автоматизированная система контроля за возмещением НДС) камеральные проверки по НДС для налоговой службы драматически упростились. Налоговые инспекторы практически в режиме онлайн понимают, кому отказать в вычете НДС, а кому нет. В особо сложных случаях, конечно, необходимо проводить осмотры территорий, но чисто для бумажной работы по составлению акта проверки двух месяцев более чем достаточно», — считает партнер юридической фирмы Taxology Михаил Успенский.
Также предлагается освободить от ответственности тех, кто не заплатил вовремя налоги, но сам исправил ошибку, не исказив при этом налоговую отчетность. По словам Успенского, такая поправка будет полезна и востребована многими добросовестными налогоплательщиками. «Порой случаются ошибки и сбои при перечислении налогов в бюджет, и достаточно часто это лишь технические нестыковки или человеческий фактор. Ошибку быстро находят, налоги доплачивают, хотя если смотреть формально, то закон был нарушен», — говорит он. Сейчас, по словам юриста, задержка с платежом на пару дней грозит серьезным штрафом, даже если компания вовремя опомнилась и доплатила деньги.
Еще одна мера касается использования нулевой ставки НДС при экспорте товаров. Налогоплательщиков, которые ее применяют, Минфин хочет освободить от обязанности предоставлять товаросопроводительные документы, подтверждающие вывоз товаров с территории России. Эта мера, по мнению руководителя практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александра Овеснова, выглядит отчасти революционной. «На практике именно с этим документом у налогоплательщиков возникают сложности при подтверждении нулевой ставки по НДС, так как в большинстве случаев они зависят от действий своих покупателей, которые должны им вернуть экземпляры соответствующих документов», — говорит он. Юрист отмечает, что пока не вполне понятно, как будет работать новый механизм, поскольку без фактического подтверждения вывоза высок риск злоупотреблений со стороны недобросовестных налогоплательщиков.
Самым вероятным является обмен соответствующей информацией между налоговой и таможенной службами, считает Успенский. «Хотя до сих пор ФНС и ФТС России не объединены в единую службу, между ними налажен достаточно прочный информационный обмен. Нет смысла утруждать коммерсантов нести в налоговую документы с таможенными отметками, когда их достаточно получить в рамках межведомственного обмена. А нагрузку на бизнес это снимет», — говорит эксперт.
Поле для злоупотреблений
Согласно действующим нормам НК, налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму подтвержденных налоговых убытков присоединенных организаций. Теперь же предлагается внести в законодательство специальную норму, исключающую возможность такого присоединения «в целях незаконной налоговой оптимизации». Использование этого термина эксперты считают некорректным. «В большинстве случаев такие операции осуществляются в результате внутрихолдинговых реорганизаций, то есть когда у налогоплательщика нет никакой «стоимости приобретения», при этом основной целью такой реорганизации являются не налоговые последствия, а хозяйственные — например, оптимизация структуры группы компаний», — говорит Овеснов.
«Если компания понесла реальные убытки и ее решено продать, то почему ими не может воспользоваться новая компания, даже если она приобрела эту фирму за копейки? Вряд ли это можно назвать оптимизацией; с экономической точки зрения это скорее приведет к безосновательному обогащению государства», — считает руководитель аналитического департамента «Пепеляев групп» Вадим Зарипов.
Кроме того, Минфин предлагает наделить налоговые органы правом самостоятельного исчисления НДФЛ, в случае если налогоплательщик не подал самостоятельно декларации при продаже недвижимого имущества. По мнению Овеснова, это также может привести к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, поскольку в настоящее время в случае владения проданной недвижимостью свыше трех лет (или пяти лет, если недвижимость была приобретена после 1 января 2016 года) налогоплательщик освобожден от предоставления декларации. «Добросовестный налогоплательщик может предполагать, что им соблюдены соответствующие условия. При этом проверить соблюдение сроков во многих случаях невозможно без участия налогоплательщика и анализа имеющихся у него документов, связанных с этой недвижимостью», — отмечает юрист.
В целом, исходя из текста «Основных направлений», которые будут обсуждаться на парламентских слушаниях, главная задача правительства — продемонстрировать, что никаких других существенных изменений в налоговое законодательство, кроме уже озвученного повышения НДС на 2 п.п., налогоплательщиков не ждет, говорит Вадим Зарипов. «Но именно продемонстрировать, потому что на самом деле изменения есть и будут, и довольно существенные для налогоплательщиков», — полагает юрист.
Таблица изменений для бухгалтера с 1 января 2019 года
Календарь бухгалтера 2018: таблица — сроки сдачи отчетности начиная с 1 января
СЗВ-М за январь 2019 года: сроки сдачи, штрафы, есть ли новая форма, образец заполнения
Новые КБК с 23 апреля 2018. Все актуальные КБК 2018 в одной таблице
Все бухгалтерские и налоговые изменения с 1 января 2019 года
Календарь бухгалтера 2019: таблица — сроки сдачи отчетности начиная с 1 января
Страховые взносы 2018: изменения законодательства, фиксированные взносы, новая форма РСВ за 2 квартал / полугодие, сроки сдачи и др.
Форма 4-ФСС за 9 месяцев/ 3 квартал 2018 — что новенького? Бланк расчета, порядок и образец заполнения, штрафы, сдача «нулевки»
Никогда не работали в СБИС? Выберите свою скидку!
- 6 месяцев бесплатно в онлайн-версии на тарифе «Базовый»
- скидка 50% на годовую лицензию тарифа «Базовый»
Пользователям Контур-Экстерн, Аргоса и других программ
- скидка 80% на годовые лицензии тарифов «Базовый» и «Легкий»
- скидка 30% на аналогичную годовую лицензию тарифа «Корпоративный»
Скидка предоставляется для подключения одиночных ИП или юр. лица. При подключении группы компаний скидка оформляется для головной компании.
👨🚀Оперативное подключение сервиса 1С-Отчетность в день обращения
Минфин определил, как изменятся налоги с 2019 по 2021 годы
Минфин утвердил Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
Напомним, Минфин ежегодно формирует и публикует «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики».
Документ определяет условия, используемые при составлении проекта федерального бюджета, а также включает, в том числе планы по изменению налоговой системы.
Новый документ предполагает:
- продлить до 2024 года включительно действующий порядок зачисления в федеральный бюджет суммы налога на прибыль, исчисленной по ставке 3%, в бюджеты субъектов РФ – 17%;
- уточнить порядок расчета налоговой базы по УСН для товариществ собственников жилья (недвижимости), управляющих организаций, садоводческих или дачных некоммерческих товариществ, жилищных, садоводческих или иных специализированных потребкооперативов.
- разрешить компаниям представлять отчетность по НДФЛ по месту учета одного из подразделений, расположенных на территории одного муниципального образования;
- упростить порядок учета расходов на приобретение основных средств налогоплательщиками, применяющими ЕСХН и УСН;
- ввести запрет на применение ЕНВД и ПСН для организаций и ИП, которые осуществляют розничную торговлю товарами, подлежащими маркировке контрольными (идентификационными) знаками;
- включить в перечень подакцизных товаров виноград, который используется для производства вина, а также всю спиртосодержащую парфюмерно-косметическую продукцию;
- освободить индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающейся частной практикой, от декларирования предполагаемого дохода.
Кроме того, документ содержит изменения, которые уже утверждены федеральными законами, в том числе повышение ставки НДС, обнуление госпошлины за регистрацию бизнеса и другие.
Минфин определил, как изменятся налоги с 2019 по 2021 годы
Минфин утвердил Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
Напомним, Минфин ежегодно формирует и публикует «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики».
Документ определяет условия, используемые при составлении проекта федерального бюджета, а также включает, в том числе планы по изменению налоговой системы.
Новый документ предполагает:
- продлить до 2024 года включительно действующий порядок зачисления в федеральный бюджет суммы налога на прибыль, исчисленной по ставке 3%, в бюджеты субъектов РФ – 17%;
- уточнить порядок расчета налоговой базы по УСН для товариществ собственников жилья (недвижимости), управляющих организаций, садоводческих или дачных некоммерческих товариществ, жилищных, садоводческих или иных специализированных потребкооперативов.
- разрешить компаниям представлять отчетность по НДФЛ по месту учета одного из подразделений, расположенных на территории одного муниципального образования;
- упростить порядок учета расходов на приобретение основных средств налогоплательщиками, применяющими ЕСХН и УСН;
- ввести запрет на применение ЕНВД и ПСН для организаций и ИП, которые осуществляют розничную торговлю товарами, подлежащими маркировке контрольными (идентификационными) знаками;
- включить в перечень подакцизных товаров виноград, который используется для производства вина, а также всю спиртосодержащую парфюмерно-косметическую продукцию;
- освободить индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающейся частной практикой, от декларирования предполагаемого дохода.
Кроме того, документ содержит изменения, которые уже утверждены федеральными законами, в том числе повышение ставки НДС, обнуление госпошлины за регистрацию бизнеса и другие.
Таблица изменений для бухгалтера с 1 января 2019 года
Календарь бухгалтера 2018: таблица — сроки сдачи отчетности начиная с 1 января
СЗВ-М за январь 2019 года: сроки сдачи, штрафы, есть ли новая форма, образец заполнения
Новые КБК с 23 апреля 2018. Все актуальные КБК 2018 в одной таблице
Все бухгалтерские и налоговые изменения с 1 января 2019 года
Календарь бухгалтера 2019: таблица — сроки сдачи отчетности начиная с 1 января
Страховые взносы 2018: изменения законодательства, фиксированные взносы, новая форма РСВ за 2 квартал / полугодие, сроки сдачи и др.
Форма 4-ФСС за 9 месяцев/ 3 квартал 2018 — что новенького? Бланк расчета, порядок и образец заполнения, штрафы, сдача «нулевки»
Никогда не работали в СБИС? Выберите свою скидку!
- 6 месяцев бесплатно в онлайн-версии на тарифе «Базовый»
- скидка 50% на годовую лицензию тарифа «Базовый»
Пользователям Контур-Экстерн, Аргоса и других программ
- скидка 80% на годовые лицензии тарифов «Базовый» и «Легкий»
- скидка 30% на аналогичную годовую лицензию тарифа «Корпоративный»
Скидка предоставляется для подключения одиночных ИП или юр. лица. При подключении группы компаний скидка оформляется для головной компании.
👨🚀Оперативное подключение сервиса 1С-Отчетность в день обращения
Минфин определил, как изменятся налоги с 2019 по 2021 годы
Минфин утвердил Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
Напомним, Минфин ежегодно формирует и публикует «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики».
Документ определяет условия, используемые при составлении проекта федерального бюджета, а также включает, в том числе планы по изменению налоговой системы.
Новый документ предполагает:
- продлить до 2024 года включительно действующий порядок зачисления в федеральный бюджет суммы налога на прибыль, исчисленной по ставке 3%, в бюджеты субъектов РФ – 17%;
- уточнить порядок расчета налоговой базы по УСН для товариществ собственников жилья (недвижимости), управляющих организаций, садоводческих или дачных некоммерческих товариществ, жилищных, садоводческих или иных специализированных потребкооперативов.
- разрешить компаниям представлять отчетность по НДФЛ по месту учета одного из подразделений, расположенных на территории одного муниципального образования;
- упростить порядок учета расходов на приобретение основных средств налогоплательщиками, применяющими ЕСХН и УСН;
- ввести запрет на применение ЕНВД и ПСН для организаций и ИП, которые осуществляют розничную торговлю товарами, подлежащими маркировке контрольными (идентификационными) знаками;
- включить в перечень подакцизных товаров виноград, который используется для производства вина, а также всю спиртосодержащую парфюмерно-косметическую продукцию;
- освободить индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающейся частной практикой, от декларирования предполагаемого дохода.
Кроме того, документ содержит изменения, которые уже утверждены федеральными законами, в том числе повышение ставки НДС, обнуление госпошлины за регистрацию бизнеса и другие.
Банки Сегодня Лайв
Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим
А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.
Федеральный бюджет представляет собой главную смету доходов и расходов страны. От него зависит рост зарплат, сумма налогов, выполнение национальных проектов, а в итоге – рост уровня жизни. В 2019 году бюджет будет непростым – с 1 января повышается НДС, а также вступает в силу пенсионная реформа. Чего же ждать от бюджета-2019?
Самое важное о федеральном бюджете Российской Федерации
В России бюджетная система состоит из 3 уровней:
- федеральный бюджет;
- бюджеты субъектов РФ;
- местные бюджеты.
Существует еще и понятие «консолидированный бюджет», но это условный бюджет, который рассчитывается как сумма показателей всех бюджетов России или отдельного региона.
Основной принцип их функционирования – независимость одного уровня от другого. Другими словами, каждый уровень власти принимает свой бюджет.
Федеральный бюджет – это основное звено бюджетной системы. В нем формируется и используется главный фонд денежных средств страны. Основная роль, которую играет федеральный бюджет в жизни страны – это перераспределение средств для того, чтобы развитие страны шло в заданном темпе.
Обобщенно механизм представить можно так: федеральный бюджет получает деньги из определенных источников и затем перераспределяет их на различные цели:
- налоги
- доходы от природных ресурсов
- пошлины
- прочие доходы
- выплата зарплат госслужащим и работникам бюджетной сферы
- содержание армии, полиции, государственного аппарата
- финансирование образования, культуры, здравоохранения
- помощь отдельным субъектам РФ
Федеральный бюджет не является частью других бюджетов, но из него могут перечисляться средства на покрытие дефицита региональных бюджетов.
Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, бюджеты Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования – это разные самостоятельные бюджеты.
Бюджетный процесс – это общий порядок работы с ним: составление, принятие, исполнение. Он жестко регламентируется законодательством, которое устанавливает стадии процесса, их сроки, действия каждого участника.
Всего есть 5 стадий бюджетного процесса:
- составление проекта;
- рассмотрение проекта;
- утверждение;
- исполнение;
- рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.
По каждой стадии есть свои временные рамки и порядок действий:
1. Составление проекта федерального бюджета. Окончательный срок для этого этапа установлен на 1 октября, когда проект должен быть внесен Правительством в Госдуму. На этой стадии составляется прогноз социально-экономического развития страны, который будет основой для разработки самого бюджета. Рассчитываются имеющиеся финансовые ресурсы и определяется, куда их целесообразно направить.
Именно на этом этапе закладываются основные параметры федерального бюджета – суммы доходов и расходов, источники покрытия дефицита, направления расходования средств, в том числе и на дотации регионам.
2. Рассмотрение проекта федерального бюджета. После того, как проект внесен, в течение 60 суток со дня внесения. Проект должен изучить профильный комитет Госдумы, после чего он рассматривается на заседании парламента в трех чтениях. По ходу чтений в проект депутаты могут вносить поправки. По каждому чтению Бюджетный кодекс определяет порядок и рассматриваемые параметры.
3. Утверждение проекта бюджета. Утвержденный проект бюджета, со всеми поправками передается в Совет Федерации в течение 5 дней после принятия. Сенат должен его рассмотреть в течение 14 дней, а после вынесения положительного решения – направить Президенту на подписание (на это дается еще 5 дней).
Законопроект о федеральном бюджете может быть отклонен на любой стадии – при рассмотрении в Госдуме и Совете Федерации, также у Президента есть право вето. После отклонения проект бюджета направляется в соответствующее ведомство для доработки.
4. Исполнение бюджета – это непосредственно получение запланированных доходов и совершение бюджетных трат согласно принятому бюджету. Происходит в течение бюджетного года – с 1 января по 31 декабря.
В течение года в бюджет могут быть внесены (и по факту неоднократно вносятся) поправки. Это связано обычно с изменениями условий, которые нельзя было предвидеть заранее (например, как обвал рубля в декабре 2014 года).
5. Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета – финальная стадия, оно проходит в парламенте после окончания бюджетного года.
В последнее десятилетие бюджетный процесс на федеральном уровне в России проходит без серьезных проблем и без нарушения сроков. Основная дискуссия происходит во время принятия проекта бюджета в Госдуме, когда депутаты пытаются направить больше бюджетных средств на определенные цели.
С 2008 года федеральный бюджет составляется не на 1, а на 3 года: на предстоящий год и двухлетний плановый период. Соответственно, принятый недавно бюджет-2019 имеет полное название «Федеральный бюджет на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
Несмотря на это, бюджет проходит все стадии каждый год, причем на плановый период он «скользящий», то есть прогнозная часть пересчитывается и уточняется каждый год.
Основное содержание федерального бюджета – это смета доходов и расходов на предстоящий бюджетный год. За последние годы их суммы были такими:
Соответственно, каждый год федеральный бюджет исполнялся с дефицитом, а в 2018 году (в графике приведены плановые данные) по факту ожидается профицит в 440,6 миллиардов рублей.
За прошлые годы сальдо федерального бюджета было таким:
Как видно, за последние 5 лет сальдо федерального бюджета было отрицательным (дефицит). Отметим, что профицит ожидается по итогам 2018 года, а также он был зафиксирован в прошлые годы:
- 2006 год – 1,994 триллиона рублей;
- 2007 год – 1,795 триллиона рублей;
- 2008 год – 1,705 триллиона рублей;
- 2011 год – 0,442 триллиона рублей.
Однако профицит – это не всегда хорошо. Мнения экономистов по этому поводу разделяются: одни считают, что при профиците удается профинансировать все бюджетные расходы, а другие – что государство изымает у налогоплательщиков избыточные средства и не расходует их на нужные цели.
Федеральный бюджет на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов был принят Госдумой 21 ноября, затем он был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом.
Главный финансовый план страны строится на таких показателях:
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.