Специальный инвестиционный контракт как выгодная сделка с государством

Сегодня рассмотрим тему: "специальный инвестиционный контракт как выгодная сделка с государством" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.

Специальный инвестиционный контракт: нововведения 2018 года

Изображение - Специальный инвестиционный контракт как выгодная сделка с государством proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.garant.ru%2Ffiles%2F5%2F8%2F1193585%2F144x144%2Fostashevich-sergey_300

В период кризисных ситуаций в экономике государство готово поддерживать инвестора – производителя. Наиболее существенна эта поддержка, когда речь идет о крупных проектах, рассчитанных на очень длительный период времени и имеющих значительную социальную составляющую – рабочие места, поддержание региональных социальных проектов, развитие инфраструктуры, дополнительные поступления в бюджеты всех уровней в виде налогов, сборов и т.п.

Особого внимания заслуживает такой механизм стимулирования предпринимательской деятельности, как специальные инвестиционные контракты (далее – СПИК) для отдельных отраслей промышленности, по которым субъекту предпринимательской могут быть предоставлены льготы и преференции.

Возможность заключения СПИК существует с 2015 года. О механизме заключения такого контракта говорится в Федеральном законе от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ “О промышленной политике в Российской Федерации”, а правила заключения СПИК закреплены в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2015 г. № 708 “О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности”. Вместе с тем, практика показала, что инвесторы, особенно иностранные, не в полном объеме используют предоставляемые государством возможности для развития бизнес-проектов на территории Российской Федерации, сталкиваются с непониманием законодательных требований к проекту, опасаются “бюрократических проволочек”, ответственности в случае невыполнения принятых на себя обязательств и т.д.

Опыт взаимодействия государства и бизнеса в этом направлении позволил усовершенствовать механизм заключения СПИК и устранить пробелы. С 18 июня 2018 года вступит в силу измененная редакция Правил заключения СПИК (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2017 г. № 1564 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, касающимся специального инвестиционного контракта”), которая теперь будет детально регламентировать процедуру рассмотрения заявлений инвесторов о заключении контракта, согласования его условий, изменения и расторжения. В новой редакции Правил достаточно четко закреплены требования к документам инвестора для заключения СПИК, к перечню документов, содержанию бизнес-плана и финансовой модели, уточнены полномочия межведомственной комиссии, уполномоченной на рассмотрение заявлений инвесторов и принятие соответствующих решений по ним. Типовая форма контракта скорректирована с учетом сложившейся практики заключения СПИК.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Но самое важное – то, что теперь инвестору предоставлена возможность заключать СПИК на “новый этап инвестиционного проекта”, а также предусматривать участие в проекте “привлеченных лиц”. Это, несомненно, окажет положительное влияние на функционирование механизма СПИК.

Предъявляемые требования к “новому этапу инвестиционного проекта” в целом идентичны требованиям, предъявляемым для инвестиционного контракта. Но предусмотрены и дополнительные условия, которые обязательно должны выполняться одновременно:

  • реализация нового этапа инвестиционного проекта началась в том календарном году, в котором инвестор подал заявление о заключении СПИК, либо реализация нового этапа инвестиционного проекта будет осуществляться в период действия СПИК;
  • в отношении нового этапа составлен бизнес-план, предусматривающий дополнительные (по сравнению с предусмотренными изначально) инвестиции в объеме не менее 750 млн руб. (без учета НДС);
  • а общий объем инвестиций, осуществляемых на новом этапе, составляет не менее 50% объема инвестиций, необходимых для реализации инвестиционного проекта в целом.

Что касается требований к инвестору, то им признается лицо, которое на день принятия государством положительного решения о заключении СПИК отвечает определенным требованиям: российское или иностранное юридическое лицо (место регистрации – территория не включенная в перечень офшорных зон) или ИП, которые не находятся в процессе реорганизации и ликвидации и не имеют ограничений на осуществление хозяйственной деятельности в связи с административным приостановлением деятельности, не имеет признаков банкротства, не имеет неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Привлеченные лица обязуются непосредственно осуществлять производство промышленной продукции в соответствии с инвестиционным проектом (промышленные предприятия) либо выполнять функции инжинирингового центра, дистрибьютора промышленной продукции, финансового центра или иным образом участвовать в реализации инвестиционного проекта. То есть работы по проекту может выполнять не только инвестор самостоятельно, но и привлекать для участия в проекте иных лиц. Однако такое условия обговаривается на стадии заключения контракта и информация о них обязательно должна содержаться в контракте.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Условно весь процесс можно разделить на три этапа. На первом этапе инвестору необходимо подготовить все документы по проекту, включая:

  • бизнес-план;
  • финансовую модель;
  • документы, позволяющие подтвердить размер привлекаемых инвестиций;
  • сведения о характеристиках промышленной продукции;
  • план-график реализации инвестиционного проекта;
  • сведения о количестве создаваемых рабочих мест, о минимальном объеме налогов, сборов, страховых взносов, таможенных пошлин, которые будут уплачены инвестором и т.д.

Это кропотливый процесс, требующий больших временных и трудовых затрат. Например, бизнес-план проекта должен быть актуализированным не ранее чем за три месяца до дня предоставления инвестором в уполномоченный орган документов. Финансовая модель должна содержать как исходные данные (допущения), промежуточные прогнозные расчеты, так и прогнозную финансовую отчетность, включая: прогнозный баланс, прогноз финансовых результатов, движения денежных средств и т.д.

Читайте так же:  Как узнать задолженность ип по налогам по инн

В целом, изменения, внесенные в Правила заключения СПИК, теперь более детально прописывают требования к документам инвестора для заключения СПИК, особенно – к содержанию бизнес-плана и финансовой модели, скорректирована типовая форма СПИК с учетом сложившейся практики заключения таких контрактов.

Что касается второго и третьего этапов: заключать СПИК от имени Российской Федерации будет Минпроторг России (или Минэнерго России или Минсельхоз России) по согласованию с Минфином России и иными федеральными органами исполнительной власти, компетентными в части предоставления мер стимулирования. Также наряду с Российской Федерацией стороной СПИК может выступать субъект Российской Федерации и муниципальное образование.

При этом важно помнить, что до заключения самого контракта предусмотрена процедура предварительного рассмотрения документов, представленных инвестором по проекту и заявления о заключении СПИК, уполномоченным органом, который в течение 30 рабочих дней рассматривает документы и если они соответствуют требованиям – направляет в Межведомственную комиссию по специальным инвестиционным контрактам (далее – Комиссия) с приложением проекта решения комиссии о возможности либо невозможности заключения СПИК на предложенных инвестором условиях и проекта СПИК.

Как правило, если проект проходит этап предварительного согласования положительно, то и итоговое решение Комиссии будет положительным. Комиссия, сформированная из представителей Минпромторга России, Минфина России, Минэнерго России, Минэкономразвития России, Аппарата Правительства Российской Федерации, а также экспертов промышленных, кредитных, общественных и научных организаций, в срок не позднее 60 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган документов принимает решение о возможности (невозможности) заключения контракта, возможности (невозможности) изменения условий контракта, о целесообразности (нецелесообразности) расторжения контракта.

Здесь следует сказать, что распоряжением Правительства Российской Федерации в 2014 году создан Фонд развития промышленности, который с одной стороны, выполняет функции инвест-консультанта, консолидирующего всю информацию о программах поддержки промышленности и разъясняющего предприятиям условия и порядок участия в них, а с другой – становится координатором взаимодействия промышленного бизнеса с институтами развития, региональными властями, организациями инфраструктуры на всех стадиях реализации: от поиска площадки до запуска производства. Таким образом, Фонд оказывает комплексную поддержку промышленным инвестпроектам, что тоже значительно способствует упрощению процедуры взаимодействия государства и инвестора.

Условиями контракта будут предусмотрены последствия его расторжения. Необходимо отметить, что государство дополнительно стимулирует инвесторов к качественному и ответственному исполнению заключенного контракта путем введения имущественной ответственности. Иначе говоря, в случае расторжения контракта, вызванного нарушением своих обязанностей в рамках СПИК, инвестор обязан возместить ущерб, причиненный Российской Федерации, субъектам и муниципальным образованиям, а также компенсировать в полном объеме неуплаченные суммы налогов, образовавшиеся в связи с применением налоговых льгот, а также пени на них.

Статья 16. Специальный инвестиционный контракт

1. По специальному инвестиционному контракту одна сторона – инвестор в предусмотренный этим контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц обязуется создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а другая сторона – Российская Федерация или субъект Российской Федерации в течение такого срока обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством Российской Федерации или законодательством субъекта Российской Федерации в момент заключения специального инвестиционного контракта.

2. В целях осуществления в отношении инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных лиц, указанных в специальном инвестиционном контракте, мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или муниципальными правовыми актами, наряду с Российской Федерацией сторонами специального инвестиционного контракта могут быть субъект Российской Федерации и (или) муниципальное образование, а при заключении специального инвестиционного контракта без участия Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации стороной такого контракта может быть муниципальное образование.

3. Специальный инвестиционный контракт может содержать:

1) срок действия специального инвестиционного контракта, установленный в соответствии с частью 4 настоящей статьи;

2) характеристики промышленной продукции, производство которой создается или модернизируется и (или) осваивается;

3) перечень мероприятий, направленных на создание или модернизацию и (или) освоение производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

4) объем инвестиций в создание или модернизацию и (или) освоение производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) порядок представления субъектом инвестиционной деятельности отчета об исполнении принятых обязательств;

6) перечень мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, применяемый в течение срока действия специального инвестиционного контракта к инвестору и (или) иным указанным в специальном инвестиционном контракте лицам;

7) иные обеспечивающие выполнение специального инвестиционного контракта условия.

6. Законодательством о налогах и сборах предусматриваются на срок действия специального инвестиционного контракта гарантии неповышения величины совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных указанных в специальном инвестиционном контракте лиц по сравнению с величиной совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных указанных в специальном инвестиционном контракте лиц в момент заключения специального инвестиционного контракта.

Читайте так же:  Импорт товара из белоруссии почтой, экспедиторской фирмой и др

7. Для инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных указанных в специальном инвестиционном контракте лиц стабильность предусмотренных настоящей статьей совокупной налоговой нагрузки, режима, обязательных требований с учетом положений настоящей статьи гарантируется на весь срок действия специального инвестиционного контракта.

8. В случае расторжения специального инвестиционного контракта в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением инвестором или инвесторами принятых обязательств инвестор обязан возместить ущерб, причиненный Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям в результате применения инвестором или инвесторами положений частей 5 и 6 настоящей статьи, а также компенсировать суммы не уплаченных налогов и сборов в результате применения налоговых льгот, установленных для инвестора как для участника специального инвестиционного контракта законодательством о налогах и сборах, с уплатой пеней. Иные последствия невыполнения или ненадлежащего выполнения сторонами принятых на себя обязательств устанавливаются специальным инвестиционным контрактом.

9. К специальному инвестиционному контракту применяются положения законодательства об инвестиционной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и не противоречит существу специального инвестиционного контракта.

Специальный инвестиционный контракт как выгодная сделка с государством

Оказывается, наше государство активно обещает помогать инвесторам не только на словах, но и на деле. Сегодня для этих целей служит специальный инвестиционный контракт (далее также – СИК). Правда, не любая фирма может быть допущена к этой «манне небесной». Но, обо всем по порядку. Введём в курс дела.

Основные преимущества для бизнеса при работе на специальных инвестиционных контрактах прописаны в законе о промышленной политике № 488-ФЗ от 2014 года. Помимо этого, не забыл о лакомых послаблениях и Налоговый кодекс.

Рассматриваемый спецконтракт заключают две стороны:

  1. инвестор (он же – участник СИК, в т. ч. ИП);
  2. наше государство в целом (обычно – в лице Минпромторга) или его отдельный регион, а также муниципальное образование.

Основная задача инвестора в рамках СИК – за оговоренный этим документом срок силами собственного бизнеса или с помощью сторонних организаций:

  • создать производство промышленной продукции;
  • модернизировать и (или) освоить производство новой промышленной продукции.

Все эти действия могут происходить не только непосредственно на территории России, но и на ее континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне.

Главная задача СИК:выйти на проектную операционную прибыль согласно своему бизнес-плану.

Далее вы можете ознакомиться с тем, на что идет инвестор в рамках СИК (выдержка из типовой формы этого документа).
Изображение - Специальный инвестиционный контракт как выгодная сделка с государством proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F08%2Fobyazatelstva-investora
Самое главное, что на период заключения специального инвестиционного контракта государство обязуется помогать и стимулировать такую деятельность его фигурантов в сфере промышленности. Заметим, что здесь речь идет о мерах, которые именно на момент заключения СИК предусмотрены федеральным или региональным законодательством. Не исключено, что эти меры будут только расширяться. Поэтому, возможно, есть смысл присмотреться с попаданием в инвестконтракт.

Хорошо, что законодатели не побрезговали одним из важнейших правил: налоговые нормы, которые ухудшают работу на СИК, начнут действовать для сторон только после его окончания.

Важно понимать, что далеко не любой товар может быть предметом специальных инвестиционных контрактов. Вообще, по закону промышленная продукция – это товары, произведенные в результате деятельности в сфере промышленности. В основном, это:

  • добыча полезных ископаемых;
  • обрабатывающее производство;
  • обеспечение электричеством, газом и паром;
  • кондиционирование воздуха;
  • водоснабжение, водоотведение;
  • организация сбора и утилизации отходов;
  • ликвидация загрязнений.

Но не всё так просто. Например, постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 закреплены критерии отнесения промышленной продукции к не имеющей аналогов и сделанной в России.

Предметом СИК не могут быть:

  1. спиртосодержащая пищевая продукция;
  2. алкоголь;
  3. табачные изделия.

Порядок заключения специального инвестиционного контракта

На сегодня Правила заключения специальных инвестиционных контрактов закреплены постановлением Правительства РФ от 16.07.2015 № 708.

Максимальный срок, на который может быть подписан СИК, – 10 лет. Для этого нужно подать соответствующее заявление, форма которого утверждена приказом Минпромторга от 07.08.2015 № 2288. А также:

  1. подтвердить вложение инвестиций на сумму от 750 млн рублей (например, кредитный договор или предварительный кредитный договор);
  2. меры стимулирования, которые инвестор хочет включить в СИК;
  3. список своих обязательств и (или) привлеченного лица;
  4. сведения о показателях, которые гарантируют выполнение принятых обязательств.

К данному перечню могут прибавляться и иные позиции. Всё зависит от того, на что идет инвестор: модернизация старого производства, создание уникальной продукции и др.

После подачи документов у чиновников есть 30 рабочих дней, чтобы изучить все материалы, дать предварительное заключение и направить их в специальную госкомиссию по оценке возможности заключения СИК. Там уже рассмотрят вопрос по существу.

Имейте в виду: государство будет жестко контролировать соблюдение порядка заключения специального инвестиционного контракта и всех условий из него. Поэтому ориентироваться необходимо на типовую форму СИК. Кроме того, есть отдельный надзор за соблюдением инвестором взятых на себя обязательств. Так, приказом Минпромторга от 07.08.2015 № 2289 утверждены:

  1. порядок мониторинга и контроля за инвесторами;
  2. формы отчетов инвесторов.
Читайте так же:  Увольнение «без отработки двух недель» можно или нет

Изображение - Специальный инвестиционный контракт как выгодная сделка с государством proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F08%2Fobd-ispolnenii-investorom-obyazatelstv

С 23 июня 2016 года Налоговый кодекс РФ получил значительное дополнение к нормам о налогоплательщиках – участниках специальных инвестиционных проектов (участники специальных инвестиционных контрактов приравнены к ним).

В частности, с этой даты ими не могут быть компании – резиденты особой экономической зоны (любого типа) или территории опережающего развития. Также претендент на налоговые послабления не должен иметь «обособки» в других регионах, применять спецрежимы, участвовать в КГН, ранее быть участником регионального инвестпроекта. А НКО, банки, страховщики, НПФ, профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые фирмы – вообще вне игры.

А, вот, претендовать на участие в инвестпроектах субъектов РФ теперь могут:

  • участники СИК;
  • отечественные фирмы, которые обратились в налоговый орган с заявлением о применении льготы по налогу на прибыль и (или) по НДПИ.

Одно из самых заманчивых предложений для участников специального инвестиционного контракта – в том, что ставка налога на прибыль будет нулевой (п. 1.5 ст. 284 НК РФ).

Правительство России в нестоящее время проводит политику стимулирования отечественной промышленности. Для этого введены запреты на поставку в государственные учреждения отдельных товаров иностранного производства. Однако российские производители не всегда могут самостоятельно изготовить требуемые объемы продукции должного качества. Выходом из этой ситуации может быть заключение инвестиционных контрактов.

Инвестиционным контрактом называют соглашение, по которому инвестор передает собственные средства заказчику. Последний в свою очередь должен использовать эти средства для извлечения дохода. Такие взаимоотношения регулируются нормами 39-ФЗ от 25 февраля 1999 года.

Подобные контракты больше всего распространены в строительстве. Одна сторона передает денежные средства компании-застройщику. Та в свою очередь проводит все необходимые работы по строительству объекта недвижимости. Инвестор в итоге получает готовые помещения в свою собственность.

Взаимоотношения между сторонами оформляются в письменной форме. Устный договор не признается действительным. Денежные средства, оговоренные в контракте, могут передаваться единоразовым платежом или частичными выплатами.

Согласно нормам действующего 44-ФЗ выделяются два основных вида инвестиционных контрактов:

  • Специальный. Он подразумевает соглашение, заключенное между Правительством России и компанией, которая берет на себя обязательства по созданию или модернизации производства на территории нашей страны. Возможность оформления такого контракта предусмотрена 488-ФЗ.
  • Договор со встречными инвестиционными обязательствами. Он предусматривает взаимные обязанности сторон по созданию производства на территории страны с целью обеспечения ее нужд.

В инвестиционном контракте обязательно прописываются полные реквизиты обеих сторон, предмет сделки, строки исполнения обязательств, сумма инвестиций, права и обязанности контрагентов. Документ визируется печатями и подписями.

Особенности заключения специального инвестиционного контракта

Нормами статьи 111.3 44-ФЗ установлена возможность заключения специального инвестиционного контракта (СПИК). Одной стороной в нем выступает Правительство России или отдельный муниципалитет. Такой договор предусматривает выполнение инвестором работ по освоению производства на территории России в установленные сроки. В свою очередь заказчик обязуется создавать все условия для полноценного ведения бизнеса. Для этого применяется льготная система налогообложения и оказывается необходимая поддержка.

Выделяют три типа специальных инвестиционных контрактов:

  1. Модернизация или создание «с нуля» производства определенных промышленных товаров.
  2. Разработка и последующее внедрение технологий, которые позволили бы улучшить существующее производство.
  3. Формирование производства, не имеющего аналогов в Российской Федерации.

При выполнении всех взятых на себя обязательств точно в срок инвестор может выступать в роли единственного поставщика при заключении государственных контрактов. Но для этого объем вложенных инвестиций должен превышать 3 миллиарда рублей, за производство должна отвечать компания, зарегистрированная на территории России, а также страной происхождения товара должна выступать Российская Федерация.

Заключение таких договоров носит заявительный характер. Фирма, которая хочет выступить в роли инвестора, должна пройти следующие этапы:

  1. Обратиться со своим предложением в Министерство промышленности и торговли России или иной уполномоченный орган исполнительной власти. К заявлению прикладывается определенный пакет документов, в котором излагается суть предложения.
  2. В течение месяца после получения обращения орган формирует свое заключение о соответствии компании-заявителя требованиям к инвесторам. Это решение передается в специальную комиссию для дальнейшего рассмотрения.
  3. В течение двух месяцев комиссия рассматривает все документы и выносит свое решение относительно возможности или невозможности заключения инвестиционного контракта.
  4. Ответ заявителю отправляется в течение 10 дней с момента принятия решения. Если заключение контракта одобрено, то прикладывается его проект.
  5. Заявителю дается 10 суток на подписание инвестиционного контракта. Если имеются какие-либо разногласия, он может отправить соответствующий протокол. Если заявитель не отправляет заказчику никаких документов, он признается отказавшимся от заключения договора.

Орган исполнительной власти может отказать заявителю в заключении контракта в случае, если инвестиционный проект не подходит для достижения поставленных государством целей и показателей. Причиной отказа может стать также предоставление не соответствующих требованиям документов.

В последнее время Правительство России пытается проводить политику импотрозамещения. В такой обстановке заключение СПИК является наиболее выгодным способом ведения бизнеса. Их участники обладают следующими преференциями:

  1. Налоговая годовая нагрузка гарантированно не будет увеличиваться в течение всего срока действия контракта.
  2. Предусмотрены льготы при оплате налогов на прибыль. В большинстве случаев на федеральном уровне ставка снижается до 0%. На региональном уровне предоставляются значительные послабления по транспортным и имущественным налогам. Муниципалитеты имеют возможность предоставлять скидки на земельные налоги.
  3. Значительно упрощается процесс получения земельных участков для осуществления деятельности. Для этого не нужно участвовать в торгах.
  4. В отношении выпускаемой продукции можно получить статус российского производства в упрощенном порядке.
  5. Участники СПИК получают возможность выступать в роли единственных поставщиков при закупках, проводимых государственными учреждениями.
  6. Получить статус крупнейшего производителя промышленной продукции можно в упрощенном порядке. Это по большей части качается изготовителей крупной техники.
Читайте так же:  Задачи и функции службы охраны труда

В дополнение ко всему участникам СПИК проще получать отраслевые субсидии. Государство будет делать все возможное для поддержки таких производителей.

Особенности заключения таких контрактов регламентируются нормами статьи 111.4 44-ФЗ. Субъект Российской Федерации имеет право проводить конкурс на право выступить контрагентом по такому договору.

Государственный орган должен заранее определить наименование товаров, производство которых нужно будет создать или модернизировать. Срок действия такого инвестиционного контракта не может превышать 10 лет. Минимальный объем инвестиций при этом составляет 1 миллиард рублей.

Извещение о проведении конкурса на заключение инвестиционного контракта должно быть опубликовано не менее чем за 60 дней до момента проведения процедуры. При этом победителю придется внести обеспечение исполнения контракта в размере от 2% до 5% от его НМЦК. Заказчику нужно будет отразить в своем план-графике минимальный объем инвестиций.

На сегодняшний день заключено не так много инвестиционных контрактов. При этом такой механизм работы считается наиболее удобным как для государства так и для инвесторов.

Что представляет собой специальный инвестиционный контракт

Специальный инвестиционный контракт был разработан в качестве дополнительного инструмента для привлечения инвестиций в развитие промышленности и экономики России. Этот документ может быть заключен между инвестором или заинтересованным лицом с одной стороны и одним из муниципальных образований РФ с другой. Главное назначение данного контракта – реализация государственных программ и решение поставленных задач в промышленности.

Содержание статьи

Специальный инвестиционный контракт (СПИК) – документ, который предусматривает заключение договоренности между РФ или отдельным муниципальным образованием с одной стороны и инвестором с другой. В нем предусмотрены обязанности инвестора по освоению производства промышленных товаров в заранее оговоренный срок. В свою очередь государство гарантирует стабильность системы налогообложения и регулирования, а также готовность обеспечить поддержку при необходимости.

Существует 3 типа специальных инвестиционных контрактов, классификация которых зависит от целей и задач инвестиционного проекта:

  • создание или модернизация производства промышленных товаров для его освоения;
  • разработка и внедрение новых технологий в промышленное производство;
  • освоение промышленного производства, которое ранее не имело аналогов на территории России.

Согласно стандартным условиям СПИК, независимо от его типа, РФ или отдельно муниципальное образование обязуется обеспечить стимулирующие меры в сфере промышленного производства, которые не противоречат нормам действующего законодательства.

В 2018 году в законопроект о СПИК были внесены поправки. Теперь последствия расторжения специального инвестиционного контракта по инициативе инвестора будут предусмотрены условиями соглашения изначально. Государством была введена дополнительная мера стимулирования вкладчиков в виде несения материальной ответственности. Если говорить простыми словами, то в случае расторжения контракта по причине невыполнения обязательств инвестором, он будет обязан возместить весь ущерб РФ или отдельному муниципальному образованию, который был нанесен его коммерческой деятельностью.

Порядок заключения специального инвестиционного контракта включает в себя несколько трудоемких этапа. Прежде всего инвестору необходимо предоставить следующий пакет документов:

  • подробный бизнес-план инвестиционного проекта;
  • изложить суть финансовой модели;
  • предоставить документы, которые могли бы подтвердить наличие свободного капитала, достаточного для инвестиций;
  • предоставить ключевые сведения о конечном продукте.

Предоставленный бизнес-план должен учитывать все до мелочей, включая налоговые и таможенные сборы, а также страховые взносы. Требуется указать примерное количество новых рабочих мест.

Следующий этап подразумевает само заключение специального контракта с государством, от имени которого выступает Минпромторг РФ или Министерство сельского хозяйства. Также документ может быть подписан между инвестором и субъектом России.

После сбора всех необходимых справок, требуется дождаться решения государственных структур о возможности или невозможности заключения СПИК. В соответствии с действующим законодательством процесс не должен занимать более 30 рабочих дней.

Изображение - Специальный инвестиционный контракт как выгодная сделка с государством proxy?url=https%3A%2F%2Ffinswin.com%2Fnetcat_files%2Fuserfiles%2FFinSvin%2Finvesticii%2Fosnovnyeponyatiya%2Fspik

В зависимости от задач инвестиционного проекта, СПИК может быть заключен между сторонами сроком от 4,5 месяцев до 10 лет. Контракт содержит ряд пунктов, которые являются обязательными:

Инвестор собирает все необходимые документы для подписания СПИК и предоставляет их на рассмотрение специальной комиссии. Участники в течение 30 рабочих дней рассматривают проект и условия инвестора. Вносят коррективы, если посчитают это целесообразным. Далее потенциальному инвестору будет направлен официальный ответ, после получения которого он обязан в течение 10 следующих рабочих дней принять или отклонить поправки комиссии. Процедура может повторяться до тех пор, пока не будет принято окончательное решение.

При подписании СПИК инвестору потребуется предоставить доказательства законного происхождения инвестиций. В противном случае в подписании контракта может быть отказано. Официально новые поправки вступят в юридическую силу с 18 июня 2018 года.

В настоящее время специальные инвестиционные контракты только набирают популярность среди потенциальных инвесторов. Сегодня существует 9 подписанных договоров подобного типа в таких отраслях, как:

  • станкостроение;
  • машиностроение;
  • автомобильное промышленное производство;
  • химическое производство;
  • модернизация предприятий машиностроения в нефтегазовой отрасли.
Читайте так же:  Индексация размеров пособий с 1 июля 2019 - 2020 года

Благодаря разработке и запуску СПИК, государству удалось привлечь в национальную промышленность частные инвестиции в размере 265 миллиардов рублей. Цифра соответствует данным на начало 2018 года.

Важно заметить, что со стороны государственных структур ведется активная работа по совершенствованию специальных инвестиционных контрактов. Новые поправки в соответствующие законопроекты будут направлены на привлечение более широкого круга потенциальных инвесторов, на упрощение системы налоговых сборов, а также на увеличение максимальных сроков действия СПИК. Возможно будет упрощен или пересмотрен порядок рассмотрения предложений от инвесторов.

Специальный инвестиционный контракт как выгодная сделка с государством

Консультационный центр, работающий на базе Фонда развития промышленности, в режиме «одного окна» помогает промышленным предприятиям разобраться в многочисленных нюансах программ государственной поддержки.

Специалисты КЦ предоставляют промышленникам развернутую информацию о собственных программах льготного заемного финансирования ФРП и помогают оценить степень соответствия проекта заемщика критериям конкретной программы ФРП.

ФРП является оператором по заключению Специальных инвестиционных контрактов (СПИК) и механизму субсидирования процентной ставки на реализацию новых инвестиционных проектов (ПП№3).

Также сотрудники КЦ проводят консультации по широкому кругу федеральных мер государственной поддержки промышленности, включенных в Навигатор мер поддержки ГИСП

Специальный инвестиционный контракт (СПИК) – это соглашение между инвестором и государством, в котором фиксируются обязательства инициатора проекта по освоению производства промышленной продукции в предусмотренный срок, а также обязательства РФ и (или) её субъекта в части гарантий стабильности налоговых и регуляторных условий и предоставления мер поддержки.

Фонд развития промышленности выступает оператором по заключению СПИК, регулируемых Федеральным законом «О промышленной политике в РФ».

Изображение - Специальный инвестиционный контракт как выгодная сделка с государством proxy?url=http%3A%2F%2Ffrprf.ru%2Fbitrix%2Ftemplates%2Ffdi%2Fimages%2Ftech-spik

Минимальный объем инвестиций (капитализируемых затрат) – 750 млн руб. (без НДС)

Учет инвестиций в проект производится с начала календарного года, в котором было подано заявление о заключении СПИК

К участникам СПИК также относятся привлеченные лица, являющиеся участниками технологического процесса, инжиниринговые или финансовые центры, а также дистрибьютеры продукции

Специальные условия в зависимости от целей СПИК

– создание/модернизация промышленного производства (для модернизации: стоимость нового оборудования – не менее 25% от стоимости модернизируемого)

– внедрение наилучших доступных технологий (необходим согласованный план мероприятий по охране окружающей среды)

– освоение производства продукции, не имеющей аналогов в РФ (необходимо подтверждение Минпромторга России)

Срок выхода проекта на операционную прибыль + 5 лет (но не более 10 лет)

Размер государственной поддержки определяется исходя из параметров проекта

– неухудшение налоговых условий

– получение статуса «Made in Russia» на продукцию с отлагательным условием по локализации

– доступ к госзаказу

– создание субъектами РФ объектов инфраструктуры, особые условия аренды земельных участков

Включаемые в СПИК меры поддержки должны быть законодательно регламентированы

Изображение - Специальный инвестиционный контракт как выгодная сделка с государством proxy?url=http%3A%2F%2Ffrprf.ru%2Fupload%2Fiblock%2F0a9%2Fmersedes_istoriya_uspekha

Изображение - Специальный инвестиционный контракт как выгодная сделка с государством proxy?url=http%3A%2F%2Ffrprf.ru%2Fupload%2Fiblock%2Fe7b%2Fistoriya_uspekha_khamilton

Изображение - Специальный инвестиционный контракт как выгодная сделка с государством proxy?url=http%3A%2F%2Ffrprf.ru%2Fupload%2Fiblock%2F91a%2Fistoriya_uspekha_vestas

Изображение - Специальный инвестиционный контракт как выгодная сделка с государством proxy?url=http%3A%2F%2Ffrprf.ru%2Fupload%2Fiblock%2F235%2Fistoriya_uspekha_gerofarm

Изображение - Специальный инвестиционный контракт как выгодная сделка с государством proxy?url=http%3A%2F%2Ffrprf.ru%2Fupload%2Fresize_cache%2Fiblock%2F0a9%2F1162_1828_2%2Fmersedes_istoriya_uspekha

Изображение - Специальный инвестиционный контракт как выгодная сделка с государством proxy?url=http%3A%2F%2Ffrprf.ru%2Fupload%2Fresize_cache%2Fiblock%2Fe7b%2F1162_1828_2%2Fistoriya_uspekha_khamilton

Изображение - Специальный инвестиционный контракт как выгодная сделка с государством proxy?url=http%3A%2F%2Ffrprf.ru%2Fupload%2Fresize_cache%2Fiblock%2F91a%2F1162_1828_2%2Fistoriya_uspekha_vestas

Изображение - Специальный инвестиционный контракт как выгодная сделка с государством proxy?url=http%3A%2F%2Ffrprf.ru%2Fupload%2Fresize_cache%2Fiblock%2F235%2F1162_1828_2%2Fistoriya_uspekha_gerofarm

Создание промышленного производства колесных транспортных средств “Мерседес-Бенц”

Создание производства теплообменников для систем кондиционирования и терморегулирования самолетов Боинг

Создание производства лопастей ветроэнергетической установки

Создание промышленного производства инсулина и аналогов инсулина и органопрепаратов

Типовые формы и рекомендации по подготовке документов

Постановление Правительства РФ №3 устанавливает порядок предоставления субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских организациях в 2017-2019 годах, и на уплату части купонного дохода по облигациям, выпущенным в 2017 -2019 годах, для целей реализации инвестиционного проекта.

Cредства должны быть использованы на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности. Субсидии предоставляются при условии внесения инвестиционного проекта в перечень комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности (КИП) Минпромторга.

Инвестиционный лифт (ИЛ) — программа, нацеленная на оказание поддержки компаниям и инвестиционным проектам в сфере несырьевого экспорта.

В рамках ИЛ организовано взаимодействие Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (КМСП), Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), Фонда развития промышленности (ФРП) и Российского экспортного центра (РЭЦ) для оказания финансовой и нефинансовой поддержки участникам программы.

Займы фонда предоставляются по восьми программам Фонда на один из самых рискованных с точки зрения банков этапов – опытно-конструкторские работы, получение необходимых сертификатов, закупка оборудования, запуск производства.

Займы выдаются после тщательной экспертизы на предмет соответствия проекта установленным критериям и предназначены на софинансирование проектов, направленных на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов или организацию импортозамещающих производств.

При участии уполномоченных лизинговых компаний, уполномоченных банков и Банка России реализуется программа финансового обеспечения лизинговых проектов.

Средства займа по этой программе могут быть использованы только для внесения аванса за приобретаемое в рамках проекта оборудование поставщику, указанному в лизинговом договоре между лизингодателем и Заявителем.

Предпочтение отдаётся оборудованию российского производства. Но если российских аналогов требуемого оборудования нет, то возможно приобретение и иностранного оборудования.

Изображение - Специальный инвестиционный контракт как выгодная сделка с государством 23423424
Автор статьи: Филипп Соловьев

Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.3 проголосовавших: 273

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here