С 2019 – 2020 года контроль за страховыми взносами будет осуществлять фнс

Сегодня рассмотрим тему: "с 2019 - 2020 года контроль за страховыми взносами будет осуществлять фнс" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.

13 мер в области налогового администрирования и контроля с 2019 года

6 июля 2018 года Комитет Госдумы по бюджету и налогам опубликовал предварительные Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов. Помимо прочего, они включают основные направления налоговой политики на 2019-2021 годы. Рассматриваем запланированные 13 мер, некоторые из которых уже почти реализованы в виде федеральных законов.

  • применения пониженных ставок по налогу на прибыль участниками и резидентами особых экономических зон региональных инвестиционных проектов, специальных инвестконтрактов, территорий опережающего социально-экономического развития;
  • если одна из сторон сделки –плательщик НДПИ, и предмет сделок – добытое полезное ископаемое, при добыче которого налогообложение происходит по налоговой ставке в процентах.
  • освобождение плательщиков от такой налоговой ответственности при условии, что применение трансфертных цен не повлекло уменьшение совокупной суммы налога, зачисляемой сторонами таких сделок в консолидированный бюджет РФ по итогам одного налогового периода, в котором совершена контролируемая сделка;
  • начисление штрафа на разницу между суммой неуплаченного налога одной стороной сделки и налогом, подлежащим возврату/зачету другой стороне контролируемой сделки (российской организации).

Кто производит контроль за уплатой страховых взносов с 2019 года

Изображение - С 2019 - 2020 года контроль за страховыми взносами будет осуществлять фнс proxy?url=http%3A%2F%2Fbuhuchetpro.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2F46-400x280-1

В течение семи лет, начиная с 2010 года, всеми вопросами, касающимися нюансов исчисления страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты, занимались специальные внебюджетные фонды, именуемые также органами контроля за уплатой страховых взносов.

Однако, в соответствии с внесенными в профильное законодательство изменениями, с начала 2019 года это стало сферой контроля органов налоговой службы. Лишь страховые взносы от НС и ПЗ по-прежнему остались в ведении ФСС.

Нововведения призваны снизить административную нагрузку на хозяйствующие объекты благодаря сокращению численности контролирующих госорганов, улучшению качества проверок и оптимизации количества отчетных документов, которые предоставляются в соответствующие органы.

С 1 января 2019 года начала действовать 34-я глава Налогового кодекса о страховых взносах, которая вобрала в себя основную суть ФЗ под номером 212. Кроме того, с этого момента вступили в силу изменения в ряд других законов, затрагивающих данный вопрос.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно ФЗ под номером 250 контроль за уплатой страховых взносов с 2019 года переходит в ведение органов налоговой, которые также будут проводить камеральные и выездные проверки.

Работа с лицами, уклоняющимися от уплаты, взыскание взносов, выполнение зачетов и возвратов переплаченных средств, а также ряд иных вопросов, имеющих отношение к администрированию страховых взносов, но при этом не регламентированных 34-й главой Налогового кодекса, будут регулироваться нормами первой части данного кодекса.

В соответствии с 1-м подпунктом 1-го пункта 419-й статьи Налогового кодекса в качестве плательщиков страховых взносов выступают лица, которые по федеральному законодательству являются страхователями и производят выплату различных вознаграждений в пользу физлиц. Это могут быть как организации и ИП, так и физические лица, индивидуальными предпринимателями не зарегистрированные.

Во 2-м подпункте детализируется список плательщиков, которые выплаты физлицам не осуществляют. Сюда относят ИП, адвокатов и нотариусов, оценщиков, арбитражных управляющих и иных лиц, у которых собственная частная практика.

В случае, если тот, кто должен платить взносы одновременно относится к нескольким категориям, ему надлежит исчислять и уплачивать страховые взносы по каждому из оснований в отдельности.

Изображение - С 2019 - 2020 года контроль за страховыми взносами будет осуществлять фнс proxy?url=http%3A%2F%2Fbuhuchetpro.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2Fslide-4

Первый пункт 420-й статьи налогового кодекса в качестве объекта, с которого уплачиваются страховые взносы, рассматривает суммы выплат и других вознаграждений в пользу физлиц, которые должны иметь обязательное соцстрахование:

  • согласно гражданско-правовым соглашениям, предметом которых является выполнение работ либо предоставление услуг;
  • в соответствии с договорами авторского заказа авторам выполненных произведений;
  • согласно договорам, по которым предусмотрено отчуждение исключительного права на научные, литературные произведения, творения искусства, а также лицензионным договорам, которыми предоставляется право пользования такими произведениями.

В статье 421-й Налогового кодекса указано, что база для исчисления страховых взносов определяется после того, как очередной календарный месяц подходит к завершению. Она представляет собой сумму выплат и иного рода вознаграждений, которые начисляются отдельно в пользу каждого физлица от начала расчетного периода.

Пункт 3-й 421-й статьи НК гласит, что для плательщиков, которые выплачивают определенные вознаграждения физлицам, устанавливается граничная величина базы, от которой исчисляются страховые на обязательное страхования. Это касается как пенсионного, так и соцстрахования на случай наступления временной нетрудоспособности или беременности.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

В первом случае при установке предельного размера отталкиваются от суммы среднего по стране заработка, умноженного на число месяцев, то есть 12. Также по отношению к этому значению используется так называемый повышающий коэффициент, в 2019 году равный 1,9 (до 2021 года он будет регулярно повышаться на 0,1).

Узнать все про тарифы на 2019 год и расчет страховых взносов вы можете из нашей статьи.

Во втором случае предельная величина базы определяется в соответствии с ежегодной индексацией, производимой в начале каждого года пропорционально росту средней зарплаты. Начиная с 2022 года по аналогичному принципу будет индексироваться максимальная база для расчета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

С различного рода вознаграждений, которые были выплачены физлицам свыше максимального лимита базы для расчета страховых взносов, установленного в конкретный период, взимание страховых взносов не производится.

База, от которой страховые взносы рассчитываются в том случае, когда имеют место выплате в натуральной форме, определяется в виде стоимости выданных товаров или прочего имущества в соответствии с его стоимостью. В этой цене учитывается суммы НДС с акцизами, но из нее при этом исключаются средства, частично покрывающие стоимость полученных физлицом товаров и уплаченные им.

Читайте так же:  Регистрация ип в фсс в качестве работодателя

Передача контроля за уплатой страховых взносов с 2019 года

С начала января вступили в силу две новых главы, дополняющих Налоговый кодекс и касающихся страховых взносов. В соответствии с ними контроль за уплатой страховых взносов с 2019 года Пенсионный фонд и Фонд соцстрахования утрачивают.

Отныне все вопросы, касающиеся платежей по страховым взносам на соцстрахование по нетрудоспособности временного характера и материнству, так же, как и на пенсионное с медицинским, переходят в ведение ФНС.

Ответственность налоговой службы также будет распространяться на взыскание задолженностей по вышеотмеченным платежам и накопившихся к началу 2019 года штрафов и пеней.

Фонд соцстрахования по-прежнему будет заниматься только администрированием взносов на обязательное соцстрахование от полученных на производстве травм и иных несчастных случаев, а также от заработанных при выполнении своих непосредственных служебных обязанностей заболеваний профессионального характера.

Налоговая служба — новый участник системы, обеспечивающий взимание всего многообразия страховых взносов. В этой связи организации и предпринимателей ожидает увеличение непосредственно численности проверяющих, а также количества требуемых к предъявлению форм отчетностей.

Ранее страхователю требовалось предъявлять в фонды только две основные формы (по одной в ПФ и ФСС), с 2019 года к этому добавилась еще и необходимость отчитываться по взносам перед налоговой.

Отечественной ФНС был разработан расчет по страховым взносам, который объединил в себе особенности форм для двух вышеупомянутых органов. Форма была согласована в госфондах внебюджетного типа, и ее использование потребуется один аз в квартал, начиная с первого квартала 2019 года.

Данные перемены побудили Пенсионный фонд обновить существовавшие ранее формы документов, что было предусмотрено положениями 8-й статьи ФЗ под номером 27.

В ней идет речь о том, что информация относительно индивидуального учета в системе обязательного страхования будущих пенсионеров по данным формам должны предоставляться в Пенсионный фонд, а тот, в свою очередь, должен контролировать, насколько эти сведения являются достоверными.

Теперь сведения относительно продолжительности стажа должны подаваться до начала марта после окончания отчетного периода. Работодатель по-прежнему несет ответственность за ежемесячное предоставление в ПФ тех сведений, которые и сейчас подаются туда по форме СЭВ-М. Делаться это должно в срок до 15-го числа того месяца, который идет после завершения отчетного периода.

Информация относительно суммы получаемого дохода, на которую были начислены взносы на обязательное страхование будущих пенсионеров, суммы этих самых взносов, должна также поступать в орган налоговой службы вместе с расчетом по страховым взносам. Подача данного расчета в налоговый департамент должна осуществляться до 30-го числа идущего за расчетным периодом месяца.

В Фонд соцстрахования предусмотрена подача расчета по взносам на обязательное соцстрахование от несчастных случаев и заболеваний профхарактера, которые были начислены и уплачены. То же самое касается расходов на выплату страхового обеспечения.

Введенная форма расчетов, получившая название 4-ФСС, будет подаваться по завершении каждого квартала. Сделать это можно либо в привычном бумажном варианте в течение двадцати первых дней следующего за отчетным периодом месяца, либо в электронном формате, на заполнение и предоставление проверяющим органам которого дается на пять дней больше.

Несмотря на то, что все нововведения, по словам законодателей, направлены на облегчение жизни плательщиков и оптимизацию всего процесса подачи отчетностей, на практике говорить о таком эффекте вряд ли стоит.

Это обусловлено сохранением за Фондом соцстрахования ряда полномочий, а также необходимостью представления в Песионный фонд, данных относительно индивидуального учета плательщика.

Сроки уплаты страховых взносов ФСС можно узнать тут.

Узнать подробности об начислении страховых взносов ПФР в 2019 году можно в нашей статье.

Изображение - С 2019 - 2020 года контроль за страховыми взносами будет осуществлять фнс proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.26-2.ru%2Fimages%2FKartinka-K%2FRaznoe-7%2Fx5tock.jpg.pagespeed.ic.AHlRpyo5pn

С 1 января 2019 года установлены новые ставки и тарифы по страховым взносам. Льготные тарифы для большинства плательщиков взносов отменены Это следует из Федерального закона от 27.11.2017 № 361-ФЗ. В нашей таблице собраны ставки страховых взносов на 2019 год во внебюджетные фонды.

Прежде всего всем бухгалтерам нужно обратить внимание, что изменились ставки по взносам для УСН и ЕНВД. Из-за чего многим компаниям и ИП придется пересчитать платежи в ФНС, таблицу новых тарифов скачайте в журнале “Упрощенка”.

В 2019 году страховые взносы перечисляйте в налоговую инспекцию в соответствии с главой 34 НК РФ. Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ страховые взносы платят:

  • лица, производящие выплаты и иные вознаграждения гражданам;
  • индивидуальные предприниматели.

Если предприниматель имеет наемных работников или производит выплаты иным лицам, он одновременно относится и к первой, и ко второй группе плательщиков страховых взносов. А, значит, платит взносы и как работодатель, и за себя лично.

Работодатели исчисляют и уплачивают взносы в налоговую инспекцию:

  • на обязательное пенсионное страхование;
  • обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • обязательное медицинское страхование.

Также уплачиваются взносы в ФСС по травматизму — на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ, далее — Закон № 125-ФЗ). В данной статье мы поговорим только о взносах, начисляемых в соответствии с Налоговым кодексом. А по взносам по Закону № 125-ФЗ найдете информацию в отдельном материале правовой энциклопедии.

Размер тарифов для начисления взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование зависит:

  • от категории плательщика (организация должна начислять взносы по общим тарифам или вправе применять пониженные тарифы взносов);
  • от категории сотрудника, в пользу которого производятся выплаты;
  • от суммы выплат, начисленных сотруднику в течение года (более величины предельной базы или менее этой суммы).

Если организация не имеет права на применение пониженных тарифов, то в отношении выплат она должна начислять страховые взносы по общим ставкам (ст. 426 НК РФ):

  • взносы на обязательное пенсионное страхование — по тарифу 22% с выплат, не превышающих предельную базу в размере 1 150 000 руб. Сверх превышения такой базы применяется тариф 10%. Страховые взносы перечисляются одним платежным поручением без распределения взносов на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии. При этом КБК указывается тот, который предусмотрен для платежей, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии.
  • взносы на обязательное социальное страхование – по тарифу 2,9% с выплат, не превышающих предельную базу в размере 865 000 рублей. Сверх превышения взносы не платятся;
  • взносы на обязательное медицинское страхование — по тарифу 5,1% независимо от величины доходов. То есть взносы начисляются со всех выплат. Предельная база здесь не установлена.
Читайте так же:  Налоговый вычет при рефинансировании ипотеки

Для льготных категорий плательщиков страховых взносов обложение сумм выплат, превышающих предельную величину базы, не предусмотрено (п. 2 ст. 427 НК РФ).

Что касается предпринимателей (плательщиков, не производящих выплаты в пользу физлиц), то размер взносов за себя они определяют исходя из минимального размера оплаты труда. А если сумма годового дохода превышает 300 000 руб., то также считается вторая часть личных взносов с суммы такого превышения (подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ).

В таблицах представлены тарифы взносов на 2019 год.

Тарифы по страховым взносам с зарплаты работников (нет льгот)

Общий процент отчислений в фонды остается прежним по сравнению с предыдущим годом – 30%, из них:

  • 20% в Пенсионный фонд
  • 2,9% в Фонд социального страхования
  • 5,1% в Фонд медицинского страхования

Одно из главных изменений в сфере страховых взносов, действующее с 2019 года, это подросшие предельные базы по сумме выплат в пользу работника. Теперь лимиты установлены в размере ( п. 4-6 ст. 421 НК РФ, Постановление Правительства РФ от 28.11.2018 N 1426):

  • 1 150 000 руб. для взносов на ОПС (было 1 021 000 руб.);
  • 865 000 руб. для взносов на ВНиМ (было 815 000 руб.).

Но кроме того, изменились ставки страховых взносов, начисляемых с зарплаты и иных вознаграждений работников и лиц, с которыми заключены гражданско-правовые договоры.

Основные ставки страховых взносов для работодателей

Как вы помните, ранее в НК предусматривалось, что совокупный тариф в размере 30%, по которому исчисляют взносы большинство страхователей, будет действовать временно – в период с 2017 по 2020 гг. (ст. 426 НК РФ). А после указанного срока тариф взносов на ОПС должен был вырасти на 4% до 26%, а совокупный тариф – с 30% до 34% (пп. 1 п. 2 ст. 425 НК РФ в ред., действ. до 01.01.2019). Однако законодатели передумали. И указанные основные тарифы взносов с 2019 года переходят из разряда временных в постоянные. В связи с этим в 2019 году применяются прежние тарифы (п. 2 ст. 425 НК РФ):

  • на ОПС – 22% в рамках предельной величины базы и 10% при ее превышении;
  • на ВНиМ – 2,9%;
  • на ОМС – 5,1%;
  • на травматизм – от 0,2% до 8,5% (ст. 1 Закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ , ст. 1 Закона от 31.12.2017 N 484-ФЗ ).

Пониженные страховые взносы в 2019 году: ставки (таблица)

Как уже было сказано, основные ставки страховых взносов на 2019 год не изменились. И это, безусловно, хорошая новость. А вот с пониженными тарифами ситуация не столь радужная.

С 2019 года переходят с пониженных тарифов на основные сразу несколько категорий страхователей. К ним относятся:

  • организации и ИП на УСН, ведущие определенные виды деятельности (пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ);
  • организации и ИП на ЕНВД, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, в т.ч. аптеки (пп. 6 п. 1 ст. 427 НК РФ);
  • ИП на патенте (пп. 9 п. 1 ст. 427 НК РФ).

Все перечисленные страхователи с 2019 года также должны платить взносы по ставке 10%, если выплаты в пользу их работников в течение календарного года превысят предельную базу.

Хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, которые занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности, а также организации и ИП, у которых есть соглашения с особыми экономическими зонами об осуществлении технико-внедренческой деятельности, с 2019 должны платить взносы на ОПС по ставке 20%, а не по 13%, как это было в 2018 году (пп. 1,2 п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 427 НК РФ).

Остальные страхователи, имевшие право платить взносы по пониженным тарифам в 2018 году, вправе применять их и в 2019 году.

Тарифы страховых взносов на 2019 года: таблица со ставками

В 2019 году страховые взносы в ФНС должны платить (п. 1 ст. 419 НК РФ):

  • лица, производящие выплаты и иные вознаграждения «физикам»;
  • индивидуальные предприниматели.

Если у ИП есть наемные работники или сотрудники по гражданско-правовым договорам, то бизнесмен должен платить страховые взносы и как работодатель, и «за себя».

В 2019 году перечисляемые страховые взносы направляются:

  • на обязательное пенсионное страхование (ОПС);
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ);
  • на обязательное медицинское страхование (ОМС).

Также в 2019 году работодателям необходимо вносить страховые взносы в ФСС «на травматизм» — на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ, далее — Закон № 125-ФЗ).

В 2019 году страховые взносы рассчитывают с учетом 3-х основных компонентов:

  • начислений в пользу физических лиц ;
  • лимитов облагаемой базы по страховым взносам;
  • тарифов страховых взносов.

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами в 2018 году, приведены в статье 422 НК РФ.

В 2019 году не изменилась облагаемая база по взносам. Чтобы рассчитать базу, надо сначала сложить все выплаты, которые относятся к объекту обложениями взносами. Перечень таких выплат перечислен в пункте 1 статьи 420 НК РФ. Например, зарплата и отпускные.

Затем из полученного значения нужно вычесть необлагаемые выплаты. Список таких выплат смотрите в статье 422 НК РФ. Например, государственные пособия, материальная помощь в размере до 4000 руб. в год.

Общие (базовые) тарифы страховых взносов в 2019 году

Если организация не имеет права на применение пониженных тарифов, то в отношении выплат она должна начислять страховые взносы по общим ставкам. Это предусмотрено статьей ст. 426 НК РФ.

Читайте так же:  Какой справкой подтвердить стаж работы, чтобы её приняли в пфр

Общий размер страховых взносов в 2019 году – 30 процентов:

  • 22 % – на обязательное пенсионное страхование с выплат, не превышающих предельную базу для начисления взносов + 10 процентов с выплат сверх базы;
  • 5,1 % – на обязательное медицинское страхование, предельной величины выплат нет;
  • 2,9 % – на обязательное социальное страхование с выплат в пределах лимита, платежей сверх лимита нет.

Такие тарифы нужно применять к выплатам и вознаграждениям в пользу:

  • российских граждан;
  • постоянно или временно проживающих в России иностранцев, не являющихся высококвалифицированными специалистами (ВКС);
  • постоянно или временно проживающих граждан ЕАЭС.

Виды страховых взносов, связываемых с завершением квартала

Страховые взносы — это платежи, за счет которых финансируются выплаты по виду страхования. Страхование может быть как обязательным, так и добровольным. К числу обязательных относятся виды страхования, обеспечивающие основные социальные нужды населения в части:

  • государственных пенсионных выплат;
  • базового медицинского обслуживания;
  • оплаты больничных (в т. ч. по травмам);
  • платежей по беременности и уходу за детьми.

Аккумулируют средства для социальных выплат и расходуют их (или контролируют расходование) государственные внебюджетные фонды. Каждый из них специализируется на своих вопросах:

  • ПФР — на пенсионном обеспечении;
  • ФОМС — на медобслуживании;
  • ФСС — на оплате больничных и пособий по материнству/детству.

Поскольку эти виды страхования обязательны, все действия, связанные с начислением взносов, платежами и отчетностью по ним, жестко регламентированы. При этом большую часть поступающих от налогоплательщиков взносов (предназначенных для ФСС в отношении страхования по нетрудоспособности и материнству, ПФР и ФОМС) с 2017 года контролирует налоговая служба, и все моменты, касающиеся начисления, оплаты и отчетности, подчиняются положениям НК РФ. Однако взносы на страхование по травматизму остались под контролем ФСС и регулируются не НК РФ, а законом «Об обязательном социальном страховании…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Процедуры начисления и внесения страховых платежей обязательны для всех их плательщиков. В то же время у них есть особенности в зависимости от категории лица, уплачивающего взносы. А вот отчетность по ним обязательна не для всех. Подавляющее большинство тех, кто должен ее составлять, формирует отчетность ежеквартально. И именно с составлением отчетности по взносам увязывается момент завершения очередного квартала.

Кому предстоит отчитываться по страховым взносам за 1 квартал 2019 года

Кому же потребуется составлять расчеты по страховым взносам за 1 квартал 2019 года? Согласно НК РФ (п. 1 ст. 419) плательщики взносов делятся на 2 категории:

  1. Те, кто выплачивает вознаграждения физлицам (т. е. работодатели, которыми могут быть и юрлица, и ИП, и физлица).
  2. Работающие только на себя и не делающие выплат наемным работникам.

При этом не исключается совмещение обоих статусов (п. 2 ст. 419 НК РФ).

Для лиц второй категории составление отчетности по взносам не предусмотрено (ст. 432 НК РФ). Исключение — только главы КФХ, обязанные подавать отчет раз в год по его окончании или при завершении работы в качестве главы КФХ (пп. 3, 4 ст. 432 НК РФ).

Работодатели же должны отчитываться регулярно, составляя отчеты не только за год, но и по итогам каждого квартала (п. 7 ст. 431 НК РФ). При этом каждый отчет формируется с нарастающими от начала года данными (п. 2 ст. 423 НК РФ). Обязанность по созданию отчетности не распространяется только на физлиц, делающих выплаты, освобождаемые от обложения взносами (п. 7 ст. 431, подп. 3 п. 3 ст. 422 НК РФ).

По закону № 125-ФЗ (п. 1 ст. 20.1) плательщиками взносов на травматизм признаются только работодатели. И по этим платежам им тоже необходимо сдавать ежеквартальную отчетность (п. 1 ст. 24 закона № 125-ФЗ), формируя ее в течение года нарастающим итогом (п. 2 ст. 22.1 закона № 125-ФЗ).

Таким образом, отчитываться по страховым взносам за 1 квартал 2019 года предстоит только работодателям, используя цифры, относящиеся к этому кварталу.

Изменения в ограничениях баз страховых взносов с 1 квартала 2019 года

Особенность страховых взносов — установление для двух их видов предельного размера доходов каждого из работников, при превышении которого взносы, предназначенные:

  • для ПФР, рассчитываются по иной ставке;
  • ФСС (на страхование по нетрудоспособности и материнству), перестают начисляться.

Для остальных платежей (в ФСС по травматизму и в ФОМС) ограничения по доходам не действуют. То есть эти платежи придется начислять на все доходы, за исключением тех, что не относятся к числу облагаемых взносами.

Предел, влияющий на начисление взносов, ежегодно растет. Не стал исключением и 2019 год. С его началом предельные значения доходов составили (постановление Правительства РФ от 28.11.2018 № 1426):

  • для ПФР — 1 150 000 руб.;
  • ФСС — 865 000 руб.

Установление таких пределов требует не только индивидуального начисления взносов по каждому из работников, но и расчетов для них нарастающим итогом за год, а также организации персонального учета начисленных платежей.

Что поменялось в ставках для страховых взносов с 1 квартала 2019 года

С наступлением 2019 года в разряд постоянно действующих переведены установленные временно (на период 2017–2020 годов) ставки для начислений в ПФР (п. 6 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 03.08.2018 № 303-ФЗ):

  • 22% — для доходов, не превысивших предельную величину;
  • 10% — для доходов сверх их предельного значения.

По иным платежам также продолжают действовать прежние ставки:

  • 5,1% — для ФОМС;
  • 2,9 и 1,8% (по доходам иностранцев) — для ФСС (для начислений по нетрудоспособности и материнству):
  • определяемые по виду деятельности — для ФСС по травматизму.

Однако, выполняя расчеты по страховым взносам за 1 квартал 2019 года, следует иметь в виду, что на начало года есть изменения в применении пониженных тарифов:

  • Прекращено их использование при УСН, ЕНВД и ПСН (подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ). При этом для некоммерческих и благотворительных организаций действие таких тарифов продлено (подп. «б» п. 8 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 03.08.2018 № 303-ФЗ).
  • Не действует снижение доптарифов как результат спецоценки условий труда, проведенной до наступления 2014 года (п. 5 ст. 15 закона «О внесении изменений…» от 28.12.2013 № 421-ФЗ).
Читайте так же:  Важные изменения по ндс с 1 октября 2019 - 2020 года обзор

Лицам, утратившим возможность применения пониженных ставок, при формировании расчета по страховым взносам за 1 квартал 2019 года придется указывать другие шифры, согласно используемым ими тарифам, и не отражать в отчете информацию об основаниях возникновения права на пониженные значения ставок (письмо ФНС России от 26.12.2018 № БС-4-11/25633@).

Виды отчетов по страховым взносам за 1 квартал 2019 года

Поскольку органов, курирующих процессы, связанные со страховым взносами, два, то и отчеты по ним придется формировать для двух инстанций:

  1. Для налогового органа — в отношении взносов в ФСС (по нетрудоспособности и материнству), в ПФР и ФОМС — по форме, утвержденной приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@.
  2. ФСС — по взносам на травматизм на бланке 4-ФСС, утвержденном приказом ФСС РФ от 26.09.2016 № 381.

В первом случае в отчете объединяют сведения по всем курируемым ИФНС взносам. При наличии обособленных подразделений, наделенных правом выплаты доходов, отчеты по ним придется формировать отдельно. В отчете помимо титульного листа заполняют только разделы 1 и 3, поскольку раздел 2 предназначен для глав КФХ.

Раздел 3 посвящен персональным данным по каждому из работников. В разделе 1 не только приводят сводные итоговые результаты начислений по каждому из фондов, но и помесячно показывают:

  • процесс формирования базы для исчисления взносов по каждому из фондов;
  • расчеты, сделанные с использованием дополнительных и пониженных тарифов;
  • сведения об основаниях, позволяющих снизить тарифы;
  • данные о страховых выплатах, осуществленных работодателем за счет средств ФСС.

При отсутствии данных соответствующие листы расчета в отчет можно не включать.

Аналогичные сведения (но применительно только к взносам на травматизм) будут отражены и в форме 4-ФСС, в нескольких таблицах. Дополнительными по сравнению с отчетностью, подаваемой в ИФНС, при этом будут сведения о количестве пострадавших на производстве и проведенной спецоценке условий труда.

Сроки сдачи отчетов в ИФНС и в ФСС различаются. Отличия не только обусловлены разными датами истечения срока представления, но и (для ФСС) зависят от способа направления отчетности в фонд. Оба срока остаются постоянными независимо от того, за какой именно период сдается отчетность, и всегда приходятся на месяц, наступающий после завершения очередного квартала.

Отчеты и в ИФНС, и в ФСС направляются электронно при среднесписочной численности получателей доходов свыше 25 человек (п. 10 ст. 431 НК РФ, п. 1 ст. 24 закона № 125-ФЗ). При меньшей численности возможна сдача отчетности на бумаге (лично, через представителя или «Почту России»).

Срок для подачи отчетности в ИФНС не зависит от способа сдачи. Его крайняя дата всегда определяется как 30-е число месяца, наступившего за завершившимся кварталом (п. 7 ст. 3419 НК РФ). Смещение на более позднюю дату возможно только в одном случае — при совпадении с выходным (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). С учетом этих правил срок сдачи расчета страховых взносов за 1 квартал 2019 года истечет 30.04.2019.

Сроков сдачи отчета в ФСС два (п. 1 ст. 24 закона № 125-ФЗ):

  • 20-е число — при направлении в бумажном виде;
  • 25-е число — при подаче электронно.

Причем перенос сроков при совпадении с выходным днем закон № 125-ФЗ не предусматривает. Это обстоятельство при отчете за 1 квартал 2019 года следует иметь в виду лицам, сдающим 4-ФСС на бумаге. Им лучше это сделать не позднее 19.04.2019, т. к. 20.04.2019 приходится на выходной день. 25.04.2019 будет будним днем.

Оба отчета, поданные в ИФНС или ФСС с ошибками, выявленными при приемке, могут принять датой первичной отправки, если податель отчета в установленные сроки исправит допущенные ошибки (п. 7 ст. 431 НК РФ, п. 1.2 ст. 24 закона № 125-ФЗ).

По итогам 1 квартала 2019 года всем работодателям придется формировать и сдавать отчетность по страховым взносам. Взносы делятся на две группы: курируемые ИФНС (взносы, предназначенные для ФСС на страхование по нетрудоспособности и материнству, для ПФР и ФОМС) и находящиеся под контролем ФСС (платежи на страхование по травматизму). Поскольку контролирующих инстанций две, отчеты формируются отдельно для каждой из них.

В отчете для ИФНС объединяют данные по всем видам взносов, контролируемых налоговыми органами. Заполняя его, следует учитывать ряд новшеств в исчислении страховых взносов, применяемых с наступлением 2019 года. Для отчета 4-ФСС, сдаваемого в отношении взносов на травматизм, таких изменений нет.

Оба отчета при среднесписочной численности работников больше 25 человек сдаются электронно. При меньшей численности возможно представление на бумаге. Способ направления влияет на определение крайней даты сдачи отчета 4-ФСС: это 20-е (при бумажном варианте) или 25-е (при сдаче электронно) число месяца, наступающего после окончания отчетного периода. Для отчетности в ИФНС такой закономерности не установлено, и срок ее подачи истекает 30-го числа месяца, следующего за завершившимся кварталом. Перенос сроков для 4-ФСС не предусмотрен, а для отчета, подаваемого в ИФНС, при совпадении с выходным может смещаться. В силу этого расчет по страховым взносам за 1 квартал 2019 года нужно сдать не позднее 30.04.2019 (это будний день), а отчет в ФСС — не позже 19.04.2019 (т. к. 20.04.2019 — выходной) и 25.04.2019.

Изображение - С 2019 - 2020 года контроль за страховыми взносами будет осуществлять фнс proxy?url=https%3A%2F%2F2019god.me%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F03%2Fraschet-strahovyih-vznosov-1200x480-696x278

Общая ставка страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в 2019 г. может составить 30,8% в связи с решением повысить страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования с 5,1% до 5,9%, сообщил журналистам министр финансов России Антон Силуанов.

«В правительстве, когда рассматривали вопрос балансировки бюджета ФОМСа, то с тем, чтобы выполнить все обязательства по программам обязательного медицинского страхования, в том числе обязательства повышения зарплаты врачам, медперсоналу, обеспечения необходимыми материалами медицинских учреждений, в 2019 г. был дисбаланс бюджета ФОМС. Поэтому одно из предложений, которое рассматривалось и было принято — увеличение страховых взносов на 0,8 процентного пункта. Общая ставка будет 30,8%», — сказал он. Ранее правительство России одобрило законопроект о сохранении до 2020 г. общей ставки страховых взносов на уровне 30%.

Читайте так же:  Сдача формы сзв-м за июль 2019 - 2020 срок и заполнение бланка

С 2010 года после отмены ЕСН определено понятие предельный размер. Это база для исчисления страховых взносов по установленному тарифу для ПФР и ФСС. Для ФОМС предельный размер базы не устанавливается.

Изображение - С 2019 - 2020 года контроль за страховыми взносами будет осуществлять фнс proxy?url=https%3A%2F%2F2019god.me%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F03%2F3d89221798f65a26292f37011d4b77aad21656be-1024x602

Для ПФР и ФСС установлен предельный размер базы на 2018 год, исходя из средней зарплаты по стране, увеличенной в 12 раз с учетом повышающих коэффициентов к предыдущему 2017 году (п.5 ст.421 НК РФ) и имеет для ПФР размер 1 021 000 руб. и для ФСС — 815 000 руб. В этой же статье НК РФ предусмотрены повышающие коэффициенты на 2019-2021 г.г. Для самозанятого населения (в т.ч. ИП, адвокаты, нотариусы) с 2010 по 2017 год базой для начисления страховых взносов считался размер 1МРОТ, в зависимости от его размера на начало года и формулы: 1МРОТ х 26% х 12 месяцев рассчитывался размер фиксированного платежа на год, где 26% — это тариф для работодателей, установленный ст.425 НК РФ (ранее тариф в законе No 212-ФЗ) на общих основаниях (пока до 2020 года общий тариф 22% ст.426 НК РФ).

Но с 2018-2019 года года в связи с увеличением МРОТ до размера прожиточного минимума по стране размер ФП для ИП и других лиц этой категории «отвязали» и уточненной ст.431 НК РФ установлен конкретный предельный размер взноса для этой категории на 2018-2020г.г. не более 8-ми кратного установленного размера фиксированного платежа. Тарифы и порядок уплаты/учета текущих страховых взносов в ФНС в 2017-2018 г.г. для различных категорий плательщиков.

Основной тариф страховых взносов для работодателей определен в размере 34%, где 26% — на ОПС в ПФР в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов, 2,9% — на ОСС в ФСС в пределах установленной величины взносооблагаемой базы, 5,1% — на ОМС в ФОМС без установления указанной предельной величины (ст.425 НК), но до 2020 г. действует ст.426 НК, где:

  • для ПФР на ОПС тариф общий 22% плюс 10% при превышении предельного размера базы;
  • для ФОМС — на ОМС тариф 5,1% без установления предельного размера базы;
  • для ФСС — на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9% и ОСС на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 1,8%.

Пониженные тарифы установлены ст. 427 НК РФ (подтверждение по новой ред. ОКВЭД). Дополнительные тарифы установлены ст. 428 НК РФ в зависимости от класса вредности, определенного по результатам проведения СОУТ (спецоценки условий труда проводимой в соответствии с законом No 426-ФЗ в срок не позднее 31.12.2018 г. всеми работодателями (для класса 4 — опасный — 8,0%, для класса 3 — вредный от 2% до 7% в зависимости от подкласса, для класса 2 — допустимый и класса 1 — оптимальный — 0%) До проведения СОУТ по результатам аттестации рабочих мест этой же ст. НК РФ установлен тариф 6% или 9% в зависимости от класса вредности.

При отсутствии заключения по СОУТ налагаются штрафные санкции в соответствии со ст.5.27.1 КОАП в виде:

  • предупреждения или штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб. – для должностных лиц юридического лица;
  • штрафа от 5 000 до 10 000 руб. – для предпринимателей;
  • штрафа от 60 000 до 80 000 руб. – для организации.

За повторное нарушение предусмотрено наказание в виде:

  • штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет — для должностных лиц;
  • штрафа от 30 000 до 40 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток — для предпринимателей;
  • штрафа от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток — для организации.

Изображение - С 2019 - 2020 года контроль за страховыми взносами будет осуществлять фнс proxy?url=https%3A%2F%2F2019god.me%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F03%2Fvznosyi4-640x427-1024x683

Предусмотрено, что в 2017 — 2019 годах для большинства страхователей применяется тариф 22% (в пределах установленной предельной величины базы) и 10% (свыше установленного предела). Ранее (до внесения поправок) ст. 425 НК РФ предусматривалось сохранение действующих тарифов только по взносам на ОМС (5,1%) и социальное страхование (2,9%). Уплату взносов на ОПС планировалось изменить с 2019 года, тариф предполагалось поднять до 26%.

Также в соответствии с новой трактовкой ст. 427 НК РФ пониженные страховые взносы уплачиваются только в пределах установленного лимита базы по соответствующему виду страхования. Сверх лимитированной базы пониженные взносы не платятся. Для IT-сферы льготные тарифы (общий — 14%) продлены до конца 2023 года.

Кроме того внесены поправки в ст. 105.14 НК РФ. В перечень контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами попали сделки, где хотя бы одна из ее сторон является исследовательским корпоративным центром, указанным в Законе «Об инновационном центре «Сколково», применяющим НДС-освобождение ст. 145.1 НК РФ.

Изображение - С 2019 - 2020 года контроль за страховыми взносами будет осуществлять фнс 23423424
Автор статьи: Филипп Соловьев

Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.3 проголосовавших: 272

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here