Сегодня рассмотрим тему: "реформа лизинга 2019 - 2020 понятие пропишут в гк рф и обяжут применять мсфо" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
Содержание
- 1 Что предлагает Минфин для реформы лизинговой отрасли
- 2 Реформа лизинга 2019 – 2020: понятие пропишут в ГК РФ и обяжут применять МСФО
- 3 Лизинг на прозрачном льду. Реформа Центробанка очистит рынок от мелких игроков
- 4 Минфин России подготовил поправки в ГК РФ, касающиеся финансового лизинга
- 5 Новое в МСФО. Изменения, которые необходимо учесть в отчетности
Что предлагает Минфин для реформы лизинговой отрасли
Осенью 2018 года прошёл общественное обсуждение законопроект о лизинге. А именно – проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса РФ (в части совершенствования гражданско-правового регулирования лизинговой деятельности)». Он разработан Минфином и Банком России. Рассказываем, что он предлагает и меняет.
Глобальная цель реформы лизинговой отрасли – это повышение прозрачности и через него обеспечение более адекватных решений властей в вопросах финансовой стабильности и регулирования финансовой отрасли в целом.
Если власти не понимают, что происходит в крупнейшей финансовой отрасли страны, активы которой составляют 3–5 трлн руб., то это очень странная ситуация. Это грозит финансовыми рисками для всей системы. Поэтому государство должно понимать, что происходит в лизинговой отрасли. А затем уже разрабатывать нормы регулирования, чтобы минимизировать риски. Но эти нормы должны быть разработаны на основе понимания ситуации, поэтому реформа лизинга с 2018 года идёт поэтапно.
Минфин планирует, что нынешняя редакция проекта закона о лизинге 2018 года будет серьезно поправлена ко 2-му чтению. В ситуации, когда государственные лизинговые компании конку (далее также – ЛК) с частными, регулировать одни и не регулировать другие – это неправильно с точки зрения конкуренции. Поэтому включение в регулирование только госкомпаний устранят.
Согласно законопроекту Минфина о лизинге, в обязательное регулирование должны попасть и частные лизинговые компании, получающие господдержку.
Дело в том, что в этой схеме у ряда частных компаний будет возможность продолжать свою деятельность, не вставая в реестр ЦБ, поскольку они в реальности не получают никакой прямой господдержки. То есть субсидии получают не лизинговые компании, а их клиенты – лизингополучатели, что формально выводит такие частные ЛК из регулирования. То есть основанное на господдержке попадание под регулирование может быть аргументированно оспорено ЛК в суде. Таким образом, может получиться, что под регулирование попадет только государственная часть лизинговой отрасли. А это недопустимо.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Минфин хочет сделать так, чтобы было очевидно, что на учет должны стать те компании, клиенты которых будут использовать ускоренную амортизацию. То есть установят квалифицирующий признак для получения права на ускоренную амортизацию для лизингополучателя. Им станет участие лизингодателя в реестре ЦБ.
Если же объект был взят в лизинг у компании, состоящей в реестре, то тогда никаких проблем нет.
Таким образом, все ЛК должны будут находиться в реестре ЦБ, клиенты которых получают господдержку в виде:
- Вступить в саморегулируемую организацию (СРО).
- Иметь лизинг как исключительный вид деятельности.
После реформы лизинговой отрасли все остальные компании могут делать все что угодно. Но тогда их клиенты не получают:
- субсидии по процентным ставкам;
- ускоренной амортизации.
Сейчас задача Минфина и Центробанка – включить подавляющее большинство отрасли в реестр и 2-3 года получать от внесенных в реестр ЛК отчетность, чтобы составить представление о всей лизинговой отрасли. Именно поэтому важно, чтобы в реестр вошли не только госкомпании (например, ГТЛК и «Росагролизинг»), но вся или по крайней мере подавляющая часть отрасли, в том числе и крупнейшие неассоциированные с государством компании («Европлан» и др.).
В дальнейшем реформирование лизинговой отрасли подразумевает введение элементов надзора, похожего на банковский. Будут требования:
- к капиталу ЛК;
- риску на одного заемщика;
- по сделкам с заинтересованностью.
Лизинговой активностью якобы занимается большое количество компаний – речь идет о десятках тысяч. При этом у подавляющего большинства в реальности всего несколько лизинговых сделок. Например, есть самосвал, кто-то его продает – пишут, что он сдан в лизинг, и за счет этого получают ускоренную амортизацию.
После введения законопроекта о лизинге число лизинговых компаний сократится. Останутся только те, кто занимается лизингом профессионально.
На переходный период в лизинговой отрасли СРО будет осуществлять регулирование в отсутствие такового.
Сейчас есть порядка 12 крупных ЛК. Они заинтересованы в том, чтобы никто не жульничал. Они через СРО и будут устанавливать правила игры и следить за их исполнением. Если эти стандарты будут эффективны, затем их можно реализовать в виде государственных актов.
Часть лизинговых компаний, которые в основном ассоциированы с производителями, работают в области классического финансового лизинга: у них даже в договорах может быть не прописано, как передаваемый в лизинг объект забирать. Эти компании более склонны накладывать финансовые санкции на лизингополучателя. У них нет ни ресурса, ни желания забирать предмет лизинга и работать с ним.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Есть другой тип компаний, у которых есть такой ресурс и компетенция в работе с лизинговыми объектами. Они готовы, способны и хотят в случае неплатежей забрать предмет лизинга и передать его другому контрагенту. В первом случае это залог, во втором – операционный лизинг, то есть аренда.
Обе эти модели имеют право на жизнь и будут учтены во время разработки поправок в Гражданский кодекс. В частности, в ГК четко пропишут право лизингодателя забрать предмет, отданный в операционный лизинг.
В операционном лизинге сейчас действует изъятие предмета лизинга по исполнительной надписи нотариуса во внесудебном порядке. Договоры включают пункт, что после нескольких неплатежей предмет изымают. Но для лизингополучателя введут конкретное число неплатежей.
Внесудебное изъятие в любом случае останется. Такая норма будет введена в ГК, поскольку судебное разбирательство долгое, а операционный лизинг – достаточно мобильный бизнес.
Согласно зарубежной практике, для восстановления платежной дисциплины лизинговая компания может без изъятия техники на какое-то время приостановить ее эксплуатацию до погашения задолженности.
Такая мера реформой лизинга в России пока не предусмотрена, но и не исключается.
Минфин утверждает, что компаниям, которые работают с финансовым лизингом (обычно это «дочки» производителей западной техники), даже невыгодно приостанавливать эксплуатацию предмета лизинга. Они хотят, чтобы он продолжал работать, потому что это увеличивает их шансы через суд истребовать деньги за невыплату по договору. Те же, кто в большей степени используют операционный лизинг, просто забирают предмет лизинга. С переданным в лизинг объектом они и сами обладают компетенцией в работе и могут быстро найти нового лизингополучателя.
Источник: интервью замминистра финансов Алексея Моисеева газете «Коммерсантъ».
Реформа лизинга 2019 – 2020: понятие пропишут в ГК РФ и обяжут применять МСФО
Центробанк намерен завершить реформу лизинговой отрасли позднее, чем ожидали участники рынка, – в 2021 г., а не двумя годами ранее, следует из дорожной карты реформы за подписью зампреда ЦБ Владимира Чистюхина, с которой ознакомились «Ведомости» (подлинность подтвердили в ЦБ). К этому времени рынок должен будет выполнять все требования регулятора, перейти на новые бухгалтерскую отчетность и план счетов.
По оценкам ЦБ, российский рынок лизинга составляет 3,3 трлн руб., еще 270 млрд приходится на финансовый лизинг от нерезидентов. Лизинговый портфель вышел из стагнации и к началу 2017 г. достиг 3,2 трлн руб., следует из данных «Эксперт РА» (см. график).
Специального регулирования рынка до сих пор не было. В этом году ЦБ намерен разработать указание о методике расчета капитала, отраслевые стандарты бухучета, регламент по допуску компаний на рынок; заработают правила в 2018–2021 гг. Некоторые нововведения связаны со вступлением в силу поправок в закон о лизинге: после этого у компаний будет девять месяцев, чтобы попасть в реестр ЦБ и подать документы в СРО, и три месяца, чтобы подстроиться под требования регулятора по капиталу. Расти они будут постепенно: по законопроекту минимальный капитал для компаний с балансовой стоимостью активов 500 млн руб. – 30 млн с начала 2018 г. и 50 млн с 2019 г., а для компаний с меньшими активами – 10 млн и 15 млн соответственно. После 2020 г. планка будет повышена до 70 млн и 20 млн руб.
В ЦБ ожидают, что для большинства компаний требования не будут обременительными. Из 120 компаний, которые согласились раскрыть ЦБ информацию о капитале (на них, по оценкам ЦБ, приходится 90% рынка), требованиям по капиталу не соответствовали лишь 12, уточнил советник первого зампредседателя ЦБ Сергей Моисеев.
Компании, которые работают по МСФО, для целей своей группы раз в год или раз в квартал пересчитывают РСБУ в МСФО, готовят две отчетности, говорит Моисеев. При проведении реформы единая отчетность по российским стандартам будет приближена к МСФО и вторая отчетность не потребуется, отмечает он. У средних компаний появляется время для перехода на МСФО, уже перешедшие должны подстроиться под новые стандарты учета – у компаний с большим лизинговым портфелем это займет не пару месяцев, говорит Агаджанов.
Хотя в ЕГРЮЛ зарегистрировано около 3000 лизинговых компаний, реальную деятельность ведут немногим более 200, считает управляющий директор Национального рейтингового агентства Павел Самиев, цель реформы – убрать с рынка ненадежных игроков. Стремительная реформа могла навредить рынку, отмечает гендиректор «Газпромбанк-лизинга» Максим Агаджанов. После реформы рынок лизинга существенно изменится, продолжает он: компании, которые не будут отвечать требованиям регулятора, смогут заниматься только арендой и потеряют ряд преимуществ, например возможность применения ускоренной амортизации (оптимизирует налоговые отчисления), получения госсубсидий. «Не исключено, что некоторые компании, которые сейчас специализируются на лизинге, не захотят переходить на близкий к банковскому план счетов, они перестроятся и займутся арендой», – считает президент Объединенной лизинговой ассоциации Кирилл Царев.
Лизинговым компаниям, которые не согласятся работать по новым правилам, поможет «дедушкина оговорка», говорит Моисеев: «Компании, которые занимались лизингом, могут работать по старым правилам до погашения контрактов, но не смогут заключать новые контракты, а по старым контрактам – поменять предмет лизинга».
Лизинговые компании благодаря прозрачным правилам смогут получать более дешевое финансирование, надеется руководитель внутреннего аудита «Трансфин-М» Наталья Цангль. Если сравнивать доходность облигаций со схожими рейтингами, то лизинговые компании переплачивают инвесторам 1–1,5 п. п. за непрозрачность рынка и отсутствие регулирования, отмечает Самиев. Для клиентов стоимость лизинга в результате реформы снизится как минимум на эту величину, продолжает он.
Реформа затронет и лизингополучателей: сейчас технику, взятую в лизинг, компании не отражают на балансе, что позволяет им занижать реальную долговую нагрузку. Ожидается, что Минфин урегулирует этот вопрос начиная с 2020 г., и тогда может измениться соотношение долга к EBITDA, а на него в некоторых случаях завязаны ковенанты по кредитам и по облигациям, поясняет Моисеев. «Клиентам лизинговых компаний, возможно, потребуется пересматривать соглашения с кредиторами или лизингодателями, а если EBITDA фигурировала в политике премирования персонала, то и ее тоже», – предупреждает он.
Лизинг на прозрачном льду. Реформа Центробанка очистит рынок от мелких игроков
Участники рынка лизинга обеспокоены изменениями, которые готовят им Банк России, Минфин и законодатели. Мелкие участники могут покинуть рынок, оставшиеся будут вынуждены инвестировать в IT–решения и переобучение команд.
Игроки рынка лизинга с ужасом ждут грядущей реформы. Она включает изменения в Гражданский и Налоговый кодексы, а также регулирование лизинга по аналогии с банками и страховыми компаниями. Как прогнозировали представители компаний, собравшиеся на прошлой неделе в Петербурге на 8–й съезд Объединенной лизинговой ассоциации (ОЛА), реформы приведут к уходу с рынка небольших игроков. Взрывной рост нового бизнеса лизинговых компаний (на 36% в 2016 году и на 48% — в 2017–м) может быстро сойти на нет, опасаются они.
Что позволило российскому рынку лизинга вырасти в 2017 году в 1,5 раза
Старт реформе Минфин и ЦБ положили 2 года назад, дата финиша пока не установлена. Целью реформы обозначили “формирование благоприятной операционной среды, поддержание надежности и обеспечение эффективности финансового лизинга, что в конечном счете будет способствовать инвестициям и экономическому росту в российской экономике”. В частности, банки, по мнению регулятора, будут активнее кредитовать лизинговые компании, так как их бизнес станет прозрачнее после перехода на отчетность по международным стандартам и Единый план счетов. Этот аргумент привел участникам съезда ОЛА Сергей Моисеев, советник первого заместителя председателя Банка России. Возражения представителей отрасли о том, что они и так прозрачны до предела, поскольку уведомляют о каждой сделке Федресурс и Росфинмониторинг, не произвели на сотрудника Банка России ни малейшего впечатления: по его словам, отчитываться о сделках и сдавать отчетность, удобную для анализа регулятора, — совсем разные вещи.
“Компаниям необходимо обеспечить максимальную прозрачность: отчетность, четкая методология, анализ, ведение отраслевой статистики. Банки должны иметь полное развернутое представление о финансовом положении компаний через эту документацию, за которую они несут юридическую ответственность. После преобразования отрасли это будет совершенно другой тип института”, — рассчитывает Сергей Моисеев.
Участники рынка понимают интерес регулятора, но с текущими положениями реформы не согласны и считают, что они могут дестабилизировать отрасль и замедлить ее развитие.
Одно из положений концепции реформы лизинговой деятельности — внесение изменений в Гражданский кодекс (ГК). Они уводят регулирование лизинговых компаний из сферы аренды и приравнивают их к некредитным финансовым организациям (НФО).
Фонд развития промышленности аккредитовал “Балтийский лизинг” для реализации проектов на сотни миллионов рублей
Это может привести к тому, что лизинговые компании потеряют часть своих прав как собственников имущества. В этом случае регулирование приблизит трактовку лизинговых отношений к кредитным. Соответственно, изменится статус имущества, переданного в лизинг: оно может превратиться в предмет залога по кредиту.
Сейчас законодательство устроено таким образом, что упоминания о лизинге есть и в соответствующем отраслевом законе, и в ГК. Соответственно, корректировать эти законы необходимо только синхронно.
“Если все это будет проходить отдельно, мы в какой–то момент можем оказаться в противоречивом законодательном поле в отношении лизинга”, — предупреждает генеральный директор ГК “Интерлизинг” Виктор Малышев.
Новое регулирование обяжет лизинговые компании переходить на Единый план счетов (ЕПС). Этот аспект вызывает серьезные опасения участников рынка: такой переход связан с издержками на адаптацию документооборота и переобучение бухгалтеров, что в конечном счете приведет к росту стоимости лизинга и снижению его доступности, следует из резолюции съезда.
Переход на ЕПС в течение нескольких лет обойдется лизинговым компаниям в сумму от 3 млн до 150 млн рублей, в зависимости от величины компании. Такую оценку корреспонденту “ДП” привел Алексей Киркоров, вице–президент ОЛА, финансовый директор АО “Сбербанк Лизинг”.
Наиболее мелкие участники рынка, вероятно, его покинут: для них такие расходы окажутся непосильными. Впрочем, по словам Сергея Моисеева, примерно четверть из 600 российских лизинговых компаний и так нежизнеспособны: за последние 1,5 года они не заключили ни одной новой сделки. Еще несколько десятков компаний имеют собственный капитал менее 10 млн рублей — минимума, установленного Банком России для переходного этапа реформы отрасли.
Также в рамках реформы ЦБ собирается ограничить список активов, используемый для расчета капитала лизинговых компаний. При этом на первом этапе будет использована отчетность по РСБУ, однако с 2022 года капитал будет рассчитываться на основе МСФО.
Игроки рынка критикуют инициативы за то, что им придется сделать инвестиции в перестроение и автоматизацию данного учета. Но после есть риск, что компаниям придется работать в нескольких системах учета для разных целей. “Мы не должны вести учет и по РСБУ, и по МСФО, и по ЕПС. Должен быть единый стандарт учета в компании и отрасли, по которому все будут понимать результаты и отчетность деятельности каждого участника”, — считает Виктор Малышев.
“В связи с нововведениями компании столкнутся с рядом сложностей: это и нестыковка условий действующих долгосрочных договоров с лизингополучателями, и наложение лишних налоговых обязательств на клиентов, которые могут начать отказываться от наших договоров”, — констатирует Алексей Киркоров.
Все эти ограничения рискуют отразиться на динамике лизингового рынка, который в последние годы показывает серьезный прирост. Объем нового бизнеса в 2017 году вырос на 48% и достиг 1,1 трлн рублей, превысив исторический максимум, подсчитали аналитики агентства “Эксперт РА”.
“На данном этапе лизинговый рынок имеет большое значение для реализации задач обновления парка основных средств российских предприятий. При этом ни санкции, ни контрсанкции сильно на отрасль не повлияют. Действительно значимый фактор — общая динамика российской экономики. В целом рынок лизинга сегодня — один из самых “счастливых”, — убежден президент АО “Эксперт РА” Дмитрий Гришанков. Наибольшие затраты понесут средние и небольшие игроки, которым придется больше, чем федеральным компаниям, дорабатывать бизнес–процессы. Компании, которые не смогут оперативно адаптироваться к изменениям в регулировании и обеспечить должные инвестиции, скорее всего, какое–то время протянут до первых проверок и встреч с регулятором и налоговой инспекцией, но в ближайшей перспективе будут вынуждены уйти с рынка, подводит итог Виктор Малышев.
Изменения в меньшей степени касаются лизингодателей, однако могут существенно повлиять на финансовое положение лизингополучателей, в числе которых авиакомпании, железнодорожные операторы и операторы водных судов, транспортные компании из числа малого и среднего бизнеса. Ранее заключенные договоры аренды/лизинга больше не будут отражаться по ранее действовавшему стандарту. Как следствие, компаниям придется переоценить все договоры по новым правилам.
Ключевые изменения касаются нескольких вопросов. Во-первых, все обязательства по договору аренды/лизинга будут отражаться у лизингополучателей в составе финансовых обязательств. Ранее существовали различия в учете в зависимости от характера договора – операционной аренды или финансового лизинга. Теперь с экономической точки зрения все договоры аренды приближаются к договорам финансового лизинга. В активах у лизингополучателей будет отражаться актив в форме права пользования. Исключение составляют договора краткосрочной аренды/лизинга, а также договора, где предметом является малоценное имущество.
Во-вторых, объем финансовых обязательств будет зависеть от срока и платежей. Их определение в новом стандарте МСФО является более широким. В частности, в срок необходимо включать периоды пролонгации договора, если у лизингополучателя есть основания полагать, что договор будет продлен.
Платежи также должны включать в себя переменные величины, например, индексацию на инфляцию или опцион на досрочное погашение обязательств, если есть уверенность, что они будут реализованы.
На дату начала сделки лизингополучатель должен будет оценивать актив в форме права пользования по первоначальной стоимости, а обязательство по аренде/лизингу – по приведенной стоимости платежей, которые еще не осуществлены на отчетную дату. Таким образом, расчет величины финансовых обязательств будет представлять собой нетривиальную задачу.
В-третьих, если раньше расходы на аренду/лизинг при классификации аренды в качестве операционного лизинга отражались как операционные расходы, то теперь им на смену придут процентные расходы и амортизационные отчисления.
Перевод аренды/лизинга из внебалансовой в балансовую операцию будет иметь далеко идущие последствия для компаний-лизингополучателей. У них увеличиваются как балансовые обязательства, так и процентные расходы на обслуживание обязательств. Иными словами, только за счет изменения порядка бухгалтерского учета долговая нагрузка вырастет, в результате чего в краткосрочном периоде произойдут изменения в промежуточных показателях, характеризующих деятельность лизингополучателей.
Финансовые последствия нового стандарта найдут отражение в отчетности: увеличится величина баланса и финансового рычага. С одной стороны, произойдет увеличение EBITDA (прибыли до вычета процентов, налогов и амортизации) и операционной прибыли от основной деятельности. С другой стороны, вырастут процентные расходы и амортизация, а также ухудшатся показатели текущей ликвидности. В то же время множественные изменения в промежуточных показателях будут иметь нейтральный эффект на прибыль до налогообложения.
Для инвесторов и кредиторов наиболее важными изменениями будут ухудшение соотношения долга и EBITDA, а также снижение рентабельности активов. Не исключено, что в ряде случаев могут оказаться нарушены ковенанты по кредитным договорам или облигационным займам. Если аренда/лизинг носили валютный характер, после перевода его в балансовую операцию повысится чувствительность финансовых показателей к колебаниям валютного курса, чего ранее не происходило.
Компаниям придется своевременно планировать изменения. Прежде всего количественную оценку воздействия стандарта. Возможно, ее результаты потребуется вынести на комитет по аудиту и совет директоров. Если изменения будут серьезными, компаниям необходимо сделать разъяснения для инвестиционных аналитиков и кредиторов. В ряде случаев ограничения на долговую нагрузку и EBITDA придется пересматривать.
В отношении планирования будущих договоров аренды/лизинга руководству потребуется более взвешенно подойти к новым и пролонгируемым договорам. Решения в пользу аренды/лизинга или инвестиций в основные средства могут оказаться также пересмотренными. Кроме того, если вознаграждение руководства и сотрудников привязано к показателям финансовой отчетности, их уровни придется корректировать. Аналогичным образом это касается выплат дивидендов, что может повлиять на инвестиционную привлекательность компании для собственников.
В марте 2017 года Европейская консультативная группа по финансовой отчетности, оказывающая поддержку Европейской комиссии, дала положительное заключение на новый стандарт и рекомендовала его к внедрению. В то же время она отметила, что его введение может привести к небольшому сокращению совокупного спроса на лизинг, а также мотивировать клиентов переходить на другие формы финансирования. По экспертным оценкам, в Европе объем рынка лизинга может сократиться на сумму до 3,8 миллиарда евро (0,1-3 процента рынка).
В России лизинговый портфель, информация о котором раскрывается публично, достигает на начало 2017 года 3,3 триллиона рублей.
По данным Банка России, на 87 крупнейших отечественных компаний приходится 468 миллиардов рублей обязательств по финансовому лизингу и триллион рублей обязательств по аренде. То есть, на крупнейшие нефинансовые компании приходится примерно половина совокупного лизингового портфеля.
Ответной реакцией на новый стандарт может быть переход на краткосрочные договоры (до года), учет по которым не будет проводиться по новым правилам, а также финансовые решения – увеличение собственных средств для снижения финансового рычага, если целевые ориентиры рентабельности позволяют это сделать, либо сокращение портфеля обязательств.
Со стороны лизингодателей может произойти некоторое удорожание лизинга и сокращение операционных расходов. Среди ответных шагов могут быть также новации в продуктах, переход от стандартных контрактов к более сложным, лизинг с переменными платежами, а также развитие договоров на предоставление услуг вместо договоров лизинга.
Новый стандарт делает скрытое финансовое положение – неявные обязательства и расходы – прозрачнее. В течение десятилетий финансирование посредством внебалансового лизинга или аренды являлось общепринятой практикой. Изменения в учете решат так называемую проблему “принципала-агента”, когда между собственниками и инвесторами с одной стороны и менеджерами с другой стороны под влиянием информационной асимметрии и целевых установок есть конфликт интересов.
Объективная отчетность не устранит конфликт, однако позволит его смягчить. Более того, финансовые последствия операций оставались за пределами понимания кредитных и инвестиционных аналитиков. Новый стандарт устанавливает требования к раскрытию большего объема информации. Хотя с точки зрения фактического финансового положения компаний и прибыли, мало что поменяется. Изменится отчетность, которая будет более адекватно отражать их имущественные права и финансовые обязательства.
Новый стандарт окажет влияние на отрасли и сектора экономики, в наибольшей степени использующие аренду или лизинг как средство финансирования своей деятельности. В частности, речь идет о розничной торговле, недвижимости, железнодорожном транспорте, авиаперевозках. К примеру, по оценкам PricewaterhouseCoopers, долговые обязательства в розничной торговле возрастут на 98 процентов и EBITDA увеличится на 41 процент, у авиаперевозчиков долг – на 47 процентов и EBITDA – на 33 процента.
Хотя лизинг сохранил свои экономические преимущества перед другими формами финансирования – налоговые льготы при амортизации, гибкие условия финансирования и имущественные права – изменение учета может играть критическую роль для компаний с высоким финансовым рычагом, низкой рентабельностью активов или слабой кредитоспособностью.
Исследования в области лоббизма показали, что наибольшее сопротивление нововведениям оказывали крупные лизингополучатели из США, Великобритании и Японии, чье внебалансовое сокрытие финансирования позволяло формально поддерживать видимость высокой рентабельности (промышленное производство и розничная торговля). Как ни парадоксально, менее активно вели себя клиенты, зависящие от лизинга, или с большим финансовым рычагом (транспорт, строительство и телекоммуникации). Общественные консультации, проведенные при подготовке нового стандарта, выявили три формальных мотива, которые побуждали компании возражать против нововведения. Это стоимость внедрения, увеличение издержек привлечения капитала и желание менеджмента избежать дополнительного административного обременения. Результаты исследований также показывают, что доминирующими факторами были издержки, связанные с изменениями (пересмотр договоров, вознаграждение аудиторов, кадры и IT-системы), а также желание финансовых директоров и главных бухгалтеров избежать дополнительной работы.
Минфин России подготовил поправки в ГК РФ, касающиеся финансового лизинга
Министерство предлагает отделить понятие “финансовый лизинг” от “финансовой аренды”. Разработанным им законопроектом предполагается, что по договору финансового лизинга лизингодатель будет обязан предоставить финансирование лизингополучателю путем оплаты по договору, заключенному им с третьим лицом, стоимости предмета лизинга либо его части, а лизингополучатель – возвратить предоставленное финансирование, а также внести плату за пользование им (лизинговые платежи) 1 . Кроме того, лизингодателей могут обязать уведомлять лиц, у которых они приобретают имущество, о том, что оно предназначено для передачи лизингополучателю по договору финансового лизинга. Причем лизингополучателю планируется предоставить право требовать возмещения с лизингодателя убытков, возникших в связи с нарушением последним указанной обязанности.
Предполагается также определить состав лизинговых платежей. В частности, что они могут быть определены в твердой сумме либо посредством указания способа их расчета. При этом предлагается включать в их состав вознаграждение лизингодателя наряду с платой за пользование финансированием, а также, по общему правилу, расходы лизингодателя, связанные с исполнением им договора.
Кроме того, документом планируется, в частности, регламентировать:
- госрегистрацию и учет прав по договору финансового лизинга;
- страхование и реализацию предмета лизинга, а также ответственность лица, у которого он приобретается;
- защиту имущественных прав лизингодателя с использованием исполнительной надписи нотариуса;
- досрочное исполнение договора финансового лизинга.
С примерной формой лизингового соглашения, подготовленной экспертами компании “Гарант”, можно ознакомиться в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
В этих целях Минфин России предлагает дополнить ст. 391 Гражданского кодекса новым п. 3.1. и гл. 43.1 “Финансовый лизинг”, а § 6 гл. 34 ГК РФ исключить. Как поясняет министерство, это необходимо для закрепления фактически сложившегося в стране перехода лизинга от арендной модели правового регулирования финансового лизинга к модели обеспеченного финансирования. В рамках этой модели право собственности на предмет лизинга приобретается лизингодателем для целей обеспечения денежного обязательства лизингополучателя по возврату предоставленного ему финансирования.
Публичное обсуждение и независимая антикоррупционная экспертиза документа завершатся 9 октября.
1 С текстом законопроекта “О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации (в части совершенствования гражданско-правового регулирования лизинговой деятельности)” можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/09-18/00083902).
Новое в МСФО. Изменения, которые необходимо учесть в отчетности
Почему необходимо следить за международными стандартами?
В России происходит постепенное приведение системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствие с международными нормами. Это значит, что изменения, которые пока не касаются деятельности вашей компании, в будущем (и не обязательно далеком) затронут и вас. К тому же уже сегодня существуют ситуации, когда от специалистов в области бухгалтерского учета требуется знание международных стандартов. Речь может идти, например, о предоставлении пакета документов при открытии кредитной линии (требование о наличии отчетности по российским и международным нормам существует у некоторых банков). Также МСФО является более удобным инструментом для инвесторов и кредиторов при принятии инвестиционных решений. И, конечно, на российском рынке работают компании, акции которых обращаются на Московской бирже, они вынуждены готовить отчеты по двум стандартам.
Почему отдельные банки и инвесторы уже сегодня обращаются к МСФО? Дело в том, что отчетность в международном формате является общепонятной и более информативной. Цель новых стандартов – еще большая прозрачность в отношении активов, обязательств и рисков, в том числе, связанных с арендой.
Спорные моменты, которые были решены в МСФО 16 “Аренда”
Во-первых, в новом стандарте появилось четкое определение “договора аренды”, также вводится новое понятие “идентифицированный актив”. Теперь договором аренды считается только тот договор, после заключения которого у арендатора появляется право контролировать использование идентифицированного актива. В свою очередь, идентифицированный актив – это актив, определенный в явной форме в соглашении или в неявной форме в момент предоставления его в пользование. Если же в пользование предоставляется оборудование, поставщик которого имеет реальное право заменить актив в любой момент, то речь будет идти не об аренде, а предоставлении услуг.
Во-вторых, ранее у арендатора активы, связанные с операционной арендой (в отличие от финансовой аренды), учитывались на забалансовых счетах, а в отчете о финансовых результатах отражались расходы по аренде актива. Теперь для арендатора вводится единая модель учета для всех видов аренды: в бухгалтерском балансе должны быть отражены актив (право использования оборудования) и обязательство по аренде, а в отчете о финансовых результатах отражаются амортизационные расходы и процентные расходы. Обязательство по аренде рассчитывается как дисконтированная (т. е. оцененная с точки зрения временного использования) стоимость будущих арендных платежей по договору аренды.
Отметим, что есть несколько исключений: новая модель учета может не применяться к аренде, срок которой составляет менее 12 месяцев, или в аренду предоставляется оборудование незначительной стоимости.
В-третьих, вводится требование об отдельном учете сервисного элемента арендных договоров, если величина его существенна.
И еще один момент: из старых отчетов арендодателей не было видно, каким оборудованием они не распоряжаются в настоящее время, так как сдали его в аренду. Т.е. не отображались остаточные риски по активам. Сейчас предусмотрены дополнительные требования к раскрытию информации о рисках, связанных с правами на подобные активы. В целом же, в отличие от арендаторов, в отчетности арендодателей практически ничего не поменялось.
МСФО 16 “Аренда” вступает в силу 1 января 2019 года.
МСФО 9 “Финансовые инструменты”: вместо понесенных потерь – ожидаемые
С 1 января 2018 года вступил в силу еще один стандарт МСФО (IFRS) 9 “Финансовые инструменты”, который устанавливает принципы подготовки отчетности в части финансовых активов и обязательств. Для арендного бизнеса может быть интересен анализ дебиторской задолженности и создание резерва по сомнительной дебиторской задолженности, которые регулируются данным стандартом.
МСФО 9 меняет порядок признания обесценения дебиторской задолженности и может привести к росту резервов по сомнительной дебиторской задолженности. Отличие модели понесенных потерь от модели ожидаемых потерь для расчета резерва по сомнительным долгам состоит в том, что уже при первоначальном признании актива (например, дебиторской задолженности) признаются ожидаемые потери (как минимум за следующие 12 месяцев). Ожидаемые потери рассчитываются на основании коэффициента несобираемости дебиторской задолженности.
Как изменятся финансовые отчеты и показатели компании при переходе на новые стандарты международной отчетности?
Анна Сивриди подробно рассказала, как применение новых стандартов отразится на финансовой отчетности и показателях арендатора на примере компании, которая арендует помещение и занимается субарендой оборудования.
Выдержка из отчета о прибылях и убытках (о финансовых результатах)
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.