Сегодня рассмотрим тему: "работодатель должен начислять пенсионные и другие взносы на зарплату гражданам из стран еаэс" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
Содержание
- 1 Работодатель должен начислять пенсионные и другие взносы на зарплату гражданам из стран ЕАЭС
- 2 Как оформить работников из стран ЕАЭС и платить с их зарплаты налоги и взносы
- 3 «Пенсионные» взносы: начислять ли с выплат работникам из стран ЕАЭС
- 4 Как начислять страховые взносы гражданам Киргизии в связи с присоединением Кыргызстана к договору о ЕАЭС
- 5 О начислении страховых взносов в ФФОМС на выплаты гражданам стран ЕАЭС, временно пребывающим и работающим по трудовым договорам в РФ
- 6 Тарифы страховых взносов для нерезидентов и иностранных граждан в 2019 году
Работодатель должен начислять пенсионные и другие взносы на зарплату гражданам из стран ЕАЭС
На выплаты работникам из стран ЕАЭС, которые временно пребывают в России и работают по трудовым договорам, следует начислять пенсионные взносы в тех же размерах, что и за граждан РФ.
Подробные разъяснения Министерство финансов приводит в письме от 12.07.17 № 03-15-06/44430.
В п. 3 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе сказано, что социальное страхование трудящихся из государств ЕАЭС осуществляется на тех же условиях, что и граждан РФ. При этом договор о ЕАЭС не содержит положений, которые определяют условия обязательного пенсионного страхования.
Соответственно, в вопросах пенсионного страхования применяется законодательство страны трудоустройства. Согласно п. 1 ст. 7 ФЗ от 15.12.01 № 167-ФЗ об обязательном пенсионном страховании, временно пребывающие на территории РФ иностранцы (за исключением высококвалифицированных специалистов) признаются застрахованными лицами в системе ОПС.
Это означает, что работодатель должен начислять пенсионные, а также медицинские взносы и взносы на обязательное социальное страхование на зарплату гражданам из стран ЕАЭС в том же порядке, что и на выплаты россиянам.
Как оформить работников из стран ЕАЭС и платить с их зарплаты налоги и взносы
На форуме «Бухгалтерии Онлайн» часто появляются вопросы, связанные с работниками из стран ЕАЭС — Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии. Как правильно оформить их прием на работу? Какие документы они должны предоставить? Как начислять на их зарплату НДФЛ и страховые взносы? Ответы на эти и другие вопросы — в нашей сегодняшней статье.
Начинать рассмотрение, пожалуй, нужно не с налогообложения, а с кадровых вопросов. Ведь правила оформления работников из стран ЕАЭС отличаются от правил для «обычных» иностранцев и граждан РФ. Для работы на территории РФ гражданам государств, входящих в ЕАЭС (а это, напомним, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия) не требуется получать от государственных органов РФ каких-либо разрешений или патентов. Не применяются при трудоустройстве таких иностранцев и те ограничения, которые касаются ежегодно устанавливаемой Правительством РФ максимально допустимой доли иностранных работников, используемых в определенных отраслях экономики. Об этом говорится в п. 1 и 2 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в Астане 29 мая 2014 года, далее — Договор о ЕАЭС).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Однако некоторые особенности при трудоустройстве работников из стран ЕАЭС все же имеются.
Во-первых, перечень документов, которые такие сотрудники должны предъявить при поступлении на работу, шире, чем для россиян. Так, по общему правилу, закрепленному в п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС, в России без каких-либо дополнительных операций признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств ЕАЭС. Но если документ составлен на иностранном языке, работодатель вправе потребовать от трудоустраивающегося иностранца представить нотариально заверенный перевод.
Обратите внимание, что правила о безусловном признании документов об образовании не действуют, если речь идет о приеме на должности, предполагающие педагогическую, юридическую, медицинскую или фармацевтическую деятельность. В этом случае дополнительно к переводу потребуется также документ о признании в РФ документа об образовании, выданного иностранным государством.
Во-вторых, есть особенности, связанные с медицинским страхованием работников из ЕАЭС. Ситуация крайне запутанная. Так, согласно п. 5 ст. 96 и п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС медицинское страхование трудящихся государств-членов осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Это должно означать, что ЕАЭС-работники являются лицами, застрахованными в системе ОМС. Что, кстати, для целей страховых взносов, недавно подтвердила и ФНС России (см. письмо от 14.02.17 № БС-4-11/2686).
Однако у Минтруда по этому поводу иное мнение. В письме от 17.12.15 № 16-4/В-823 специалисты ведомства сослались на определение термина «трудящийся государства — члена ЕАЭС», приведенное в п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС, где говорится, что лицо, осуществляющее трудовую деятельность, должно находиться на территории РФ законно. Кроме того, авторы письма сослались на ст. 327.3 ТК РФ. Данные нормы позволили авторам сделать следующий вывод. Гражданам стран ЕАЭС (кроме белорусов, для которых дополнительно действуют правила Договора между Россией и Белоруссией о создании союзного государства от 08.12.99) для поступления на работу нужно предъявить действующий на территории России договор (полис) ДМС, реквизиты которого указываются в трудовом договоре. Исключение составляет случай, когда работодатель сам оформляет договор с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг такому сотруднику-иностранцу. Подробнее об этом см. «Минтруд: временно пребывающие в РФ иностранцы из стран ЕАЭС должны представлять при трудоустройстве полис ДМС».
Видео (кликните для воспроизведения). |
На наш взгляд, вывод Минтруда является крайне спорным. Однако тем работодателям, которые не готовы доказывать свою правоту в суде, мы рекомендуем к нему прислушаться. А для этого потребуется учесть еще несколько тонкостей.
Дело в том, что ДМС можно оформить на любой срок, и даже разово для получения той или иной медуслуги. Каким именно должен быть срок действия полиса, позволяющего иностранцу устроиться на работу в РФ, законодательство не поясняет.
Восполнить этот пробел вновь попытался Минтруд России. В письме от 26.09.2016 № 16-4/В-465 специалисты министерства указала, что срок действия полиса добровольного медицинского страхования, представляемого иностранным гражданином при заключении трудового договора, должен быть не менее срока действия трудового договора. Но это исправило ситуацию только частично. Ведь с ЕАЭС-иностранцем можно заключать не только срочный, но и бессрочный трудовой договор! А бессрочных полисов ДМС не бывает. Как же поступить работодателю, который не желает самостоятельно заключать договор на медобслуживание иностранца, такой ситуации? Ответ находим в Трудовом кодексе. Так, в ст. 327.5 ТК РФ сказано, что окончание срока действия полиса является основанием для отстранения иностранца от работы. И дальше действует обычный для отстранения порядок, установленный ст. 76 ТК РФ: если в течение месяца не устранены обстоятельства, из-за которых работник был отстранен (т.е. работодателю не представлен новый полис ДМС), работник увольняется на основании п. 8 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ.
Это означает, что при заключении бессрочного договора иностранца можно принять на работу с любым (по сроку действия) полисом ДМС. Но при этом иностранец должен помнить, что ему потребуется предоставить работодателю данные о новом полисе не позднее дня окончания действия предыдущего. Соответственно, при получении этих данных нужно будет внести изменения в трудовой договор. А при неполучении — отстранить работника.
Наконец, работодатели, принимающие на работу граждан стран ЕАЭС, не должны забывать, что в отношении таких работников за ними сохраняется обязанность уведомить о заключении трудового договора органы МВД (отдел по вопросам миграции). Ведь Договор о ЕАЭС не содержит положений, которые предусматривают исключения из требований, установленных российским законодательством в части миграционного учета. Направить соответствующее уведомление следует не позднее трех рабочих дней с даты заключения договора (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.02 № 115-ФЗ о правовом положении иностранных граждан в РФ).
Завершая раздел, посвященный приему на работу, скажем несколько слов о трудовых книжках. Договор о ЕАЭС не содержит положений, которые позволяют признавать трудовые книжки, выданные в иностранных государствах. Значит, если у принимаемого на работу ЕАЭС-гражданина нет российской (или советской, образца 1938, 1974 или 1975 года) трудовой книжки, то в этой части он приравнивается к впервые поступающему на работу. Соответственно, работодатель должен оформить ему трудовую книжку в общем порядке. При этом никаких записей об общем (непрерывном) трудовом стаже данного работника на территории своей страны в трудовую книжку российского образца не производится (письмо Роструда от 15.06.05 № 908-6-1).
Однако на этом особенности в части НДФЛ не заканчиваются. Так, по мнению Минфина, работодателю, принявшему на работу ЕАЭС-граждан, надлежит дополнительно контролировать обретение этими лицами статуса налогового резидента РФ по состоянию на 31 декабря. Если выяснится, что на эту дату иностранец налоговым резидентом не является, то НДФЛ в отношении всех доходов, выплаченных в уходящем году, нужно пересчитать, исходя из ставки 30 процентов (см. письма от 14.07.16 № 03-04-06/41639 и от 10.06.16 № 03-04-06/34256).
Объясняется это очень просто: Договор о ЕАЭС требует облагать доходы иностранцев-граждан стран-участниц ЕАЭС в том же порядке, что и доходы резидентов. А, согласно НК РФ, эти правила зависят от количества дней, проведенных в России по итогам налогового периода (п. 3 ст. 225, п. 3.2 постановления КС РФ от 25.06.15 № 16-П). Поэтому, точно также, как был бы пересчитан налог гражданину РФ, который по состоянию на 31 декабря не провел на территории РФ 183 дня за прошедшие 12 месяцев, нужно пересчитать налог и гражданам стран ЕАЭС.
Поспорить с таким подходом, конечно, можно. Если внимательно читать ст. 73 Договора о ЕАЭС, то мы увидим, что речь в ней идет о том, что доходы ЕАЭС-граждан от работы в РФ должны облагаться по ставкам, предусмотренным в РФ именно для физических лиц — налоговых резидентов РФ. То есть, буквальное толкование Договора говорит о том, что ставка 13% должна применяться к доходам ЕАЭС-граждан, работающих в РФ, в любом случае, даже если по итогам года они не обрели статус налогового резидента РФ. Косвенное подтверждение этого вывода можно найти в письме ФНС России от 28.11.16 № БС-4-11/22588@. В нем отмечается, что положениями ст. 73 Договора об ЕАЭС не предусмотрен перерасчет налоговых обязательств граждан государств — членов союза в случае неприобретения ими статуса налогового резидента по ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами этого первого государства.
Однако риски в связи с отказом от пересчета налога в рассматриваемой ситуации существуют, и работодателю необходимо принять самостоятельное решение. Либо взять риски на себя и не пересчитывать налог, либо переложить эти риски на работника. То есть пересчитать налог, тем самым предоставив работнику возможность при желании оспорить такой подход в налоговом органе и (или) в суде.
Вопросы социального обеспечения ЕАЭС-работников также регламентированы Договором о ЕАЭС. Так, в ст. 98 Договора сказано, что социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.
Ссылаясь на эту норму Договора налоговая служба настаивает: граждане стран ЕАЭС признаются застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования наравне с гражданами Российской Федерации. Значит, работодателю нужно уплачивать страховые взносы на ОМС с выплат в пользу данных лиц (письмо ФНС России от 14.02.17 № БС-4-11/2686). Также в силу этого положения Договора выплаты в пользу ЕАЭС-граждан являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Вопросы же пенсионного страхования в данном случае, как этого требует п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС урегулированы уже российским законодательством. В частности, законом от 15.12.01 № 167-ФЗ об обязательном пенсионном страховании в РФ, который (п. 1 ст. 7) признает таких лиц застрахованными в системе ОПС.
Так что вывод в данном случае получается простой. Выплаты, начисленные в рамках трудовых отношений гражданам государств — членов ЕАЭС (в том числе и временно пребывающим в РФ), облагаются страховыми взносами в том же порядке, что и выплаты россиянам.
Иностранцы и их статусы, влияющие на начисление взносов
Иностранцы — лица, не являющиеся гражданами РФ, но либо имеющие подтверждение наличия гражданства другого государства, либо не способные такое гражданство подтвердить.
Находиться в РФ они могут по 3 основаниям (п. 1 ст. 2 закона «О правовом положении иностранных…» от 25.07.2002 № 115-ФЗ):
- постоянное проживание, для которого необходимо оформление вида на жительство;
- временное проживание, при котором оформляется документ, разрешающий проживание;
- временное пребывание, когда лицо въезжает в РФ по визе или без ее оформления с получением миграционной карты и оформлением документа, дающего право на работу.
Заниматься трудовой деятельностью иностранцы могут:
- по трудовому или ГПХ договору;
- как ИП.
Для временного осуществления деятельности иностранцу требуется наличие разрешения на работу (если он прибыл по визе) или патента (если виза не требуется). Срок временного пребывания в России будет определять срок действия соответствующего документа. Этот срок может продлеваться.
Не делает исключений в части обязательности страхования и, соответственно, в отношении начисления страховых взносов с иностранцев в 2018–2019 годах:
1. Ни п. 1 ст. 7 закона «Об обязательном пенсионном…» от 15.12.2001 № 167-ФЗ, устанавливающий необходимость обязательного пенсионного страхования (ОПС) для всех лиц, работающих как по договорам (трудовому или ГПХ), так и в качестве ИП, кроме временно находящихся в РФ высококвалифицированных специалистов.
2. Ни п. 1 ст. 2 закона «Об обязательном социальном…» от 29.12.2006 № 255-ФЗ, обязывающий к осуществлению обязательного соцстрахования (ОСС) по нетрудоспособности и материнству физлиц, работающих по трудовым договорам, кроме временно находящихся в РФ иностранных специалистов высокой квалификации. Но ИП (соответственно, и иностранцев) этот закон освобождает от ОСС (п. 3 ст. 2).
3. Ни ст. 10 закона «Об обязательном медицинском…» от 29.11.2010 № 326-ФЗ, определяющая необходимость оформления обязательного медстрахования (ОМС) для лиц, работающих по договорам (трудовому или ГПХ) или являющихся ИП, но не относящихся к иностранным специалистам высокой квалификации или к временно пребывающим в РФ иностранцам.
4. Ни закон «Об обязательном социальном…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ (п. 2 ст. 5), распространяющий обязанность начисления работодателями взносов на травматизм и на доходы иностранцев. Эти взносы будут начисляться в любом случае независимо от статуса иностранца, работающего в РФ.
То есть страховые взносы на выплаты иностранцам должны начисляться. Но у этих начислений есть свои нюансы, зависящие от категории плательщика взносов, основания пребывания иностранца в России и квалификации иностранного специалиста.
Взносы по проживающим (постоянно или временно) иностранцам
Согласно положениям законов об обязательном страховании, проживающие (постоянно или временно) в РФ иностранцы оказываются подлежащими таким видам страхования, как:
- ОПС вне зависимости от того, как они трудятся (по трудовому либо ГПХ договору или как ИП);
- ОСС по нетрудоспособности и материнству при осуществлении работы по трудовому либо ГПХ договору, но не в ситуации, когда иностранец является ИП;
- ОМС вне зависимости от того, как они трудятся (по трудовому либо ГПХ договору или как ИП), но не тогда, когда иностранный специалист имеет высокую квалификацию;
- ОСС по травматизму при осуществлении работы по трудовому либо ГПХ договору.
То есть с доходов иностранцев, оформленных по трудовому или ГПХ договору, придется платить все взносы по тем же правилам, что и с доходов граждан РФ, если иностранцы не относятся к разряду специалистов высокой квалификации. В отношении специалиста высокой квалификации обязательными будут начисления на ОПС и ОСС. ИП-иностранец окажется плательщиком взносов на ОПС и ОМС.
Общеустановленные тарифы для взносов в 2018–2019 годах с зарплаты работающих по трудовому или ГПХ договору иностранцев составят (ст. 426 НК РФ):
- на ОПС — 22% с дохода, не превысившего 1 021 000 руб. (в 2018 году) и 1 150 000 руб. (в 2019 году) , и 10% с дохода сверх этой величины;
- ОСС по нетрудоспособности и материнству — 2,9% с дохода, не превысившего 815 000 руб. (в 2018 году) и 865 000 руб. (в 2019 году), сверх этого дохода взносы начисляться не будут;
- ОМС — 5,1% со всей суммы дохода.
При этом у плательщика взносов также может возникнуть:
- обязанность применения дополнительных тарифов из-за особых условий труда работника-иностранца (ст. 428, 429 НК РФ);
- возможность использования пониженных тарифов в соответствии со ст. 427 НК РФ.
Тарифы страховых взносов с иностранцев в 2018–2019 годах на травматизм будут зависеть от вида деятельности, осуществляемого работодателем.
Для иностранцев-ИП размер причитающихся к уплате взносов определится таким же образом, как и для ИП-граждан РФ (п. 1 ст. 430 НК РФ):
1. Годовой платеж на ОПС для дохода, не превышающего 300 000 руб. за год, будет равен 26 545 руб. в 2018 году и 29 354 руб. в 2019 году. Если доход окажется больше 300 000 руб., дополнительно начисляется 1% с суммы, превысившей 300 000 руб. Общая сумма платежей не может быть больше 8-кратного фиксированного годового платежа 26 545 × 8 = 212 360 руб. в 2018 году и 29 354 × 8 = 234 832 руб. в 2019 году.
2. Годовой платеж на ОМС определится как конкретная сумма (5 840 руб. в 2018 году и 6 884 руб. в 2019 году).
Временно пребывающие иностранные граждане: особенности взносов
Обложение взносами временно пребывающих в РФ иностранцев имеет свои правила, прежде всего потому, что из их числа выделяются специалисты высокой квалификации, доходы которых по договору (трудовому или ГПХ) не облагаются никакими взносами, кроме взносов на травматизм.
Доходы прочих иностранных работников, оформленных по договору, не будут облагаться взносами на ОМС, но попадут под платежи на ОПС и ОСС. Тарифы для них в общем случае будут равны (ст. 426 НК РФ, письмо Минфина России от 28.02.2017 № 03-15-06/11189):
- на ОПС — 22% с дохода, не превысившего 1 021 000 руб. (в 2018 году) и 1 150 000 руб. (в 2019 году), и 10% с дохода сверх этой величины;
- на ОСС по нетрудоспособности и материнству — 1,8% с дохода, не превысившего 815 000 руб. (в 2018 году) и 865 000 руб. (в 2019 году), сверх этого дохода взносы начисляться не будут.
При этом для плательщика взносов могут создаваться ситуации, когда у него возникнет:
- обязанность применения дополнительных тарифов из-за особых условий труда работника-иностранца (ст. 428, 429 НК РФ);
- возможность использования пониженных тарифов в соответствии со ст. 427 НК РФ.
Тарифы взносов на травматизм будут зависеть от вида деятельности, осуществляемого работодателем.
Для ИП-иностранцев временного пребывания страховые платежи будут определяться так же, как для ИП-граждан РФ и ИП-иностранцев, проживающих (временно или постоянно) в России.
Некоторые отдельные ситуации по взносам с доходов иностранцев
Ст. 420 НК РФ, определяя объект обложения страховыми взносами, в части выплат иностранцам делает 2 исключения, при которых такие взносы не будут начисляться:
- когда иностранец по трудовому или ГПХ договору трудится в структурном подразделении обособленного характера, расположенном вне территории РФ (п. 5);
- когда трудовой или ГПХ договор с иностранцем заключен с FIFA, ее дочерними организациями, оргкомитетом «Россия-2018», его дочерними организациями в связи с проведением в РФ в 2017–2018 годах мероприятий под эгидой FIFA (п. 7).
Норма, указанная в п. 5 ст. 420 НК РФ, позволяет не облагать взносами доходы, начисляемые иностранцам, находящимся вне территории РФ и выполняющим работу по договору ГПХ удаленно (письмо ФНС России от 03.02.2017 № БС-4-11/ 1951@).
Однако если доход от иностранной компании получает работник-иностранец, временно находящийся в России, трудящийся в представительстве этого работодателя на территории РФ и не являющийся специалистом высокой квалификации, то с его дохода должны платиться взносы на ОПС и ОСС по нетрудоспособности и материнству (письмо Минфина России от 06.02.2017 № 03-15-05/6079).
С доходов временно пребывающего в РФ иностранца, получившего статус беженца, в отличие от иных иностранцев временного пребывания будут дополнительно делаться отчисления на ОМС с применением обычного для РФ тарифа 5,1% (письмо Минтруда России от 17.02.2016 № 17-3/ООГ-229).
О том, начислять ли взносы, если за границей РФ трудится гражданин РФ, читайте в материале «Дистанционщик за рубежом: взносы платим, НДФЛ — нет».
Иностранцы могут находиться в РФ в статусе проживающих (временно или постоянно) или временно пребывающих. Для первой группы начисление страховых взносов будет производиться в таком же порядке, как и для граждан РФ. То есть по общеустановленным, дополнительным или пониженным тарифам, если иностранец оформлен по договору (трудовому или ГПХ). Исключение составят специалисты высокой квалификации, с дохода которых не придется делать отчисления на ОМС.
На доходы специалистов высокой квалификации, временно находящихся в РФ и работающих по договору (трудовому или ГПХ), никакие начисления, кроме взносов на травматизм, производиться не будут. А доходы прочих иностранных работников, временно находящихся в РФ и трудящихся по договору, нужно обложить взносами на ОПС и ОСС, применив в части ОСС по нетрудоспособности и материнству особую ставку.
Взносы с доходов иностранцев-ИП будут вне зависимости от их статуса начисляться по действующему в РФ алгоритму расчета платежей для ИП.
«Пенсионные» взносы: начислять ли с выплат работникам из стран ЕАЭС
С выплат гражданам стран-членов Евразийского экономического союза, работающих в РФ по трудовому договору (кроме высококвалифицированных специалистов), нужно начислять взносы на ОПС.
Напомним, что в настоящий момент членами ЕАЭС (помимо России), являются Республики Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызская Республика.
Исходя из условий Договора о ЕАЭС, социальное страхование (кроме пенсионного страхования) трудящихся из государств-членов ЕАЭС производится на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.
При этом специальных положений, определяющих условия обязательного пенсионного страхования работников из стран ЕАЭС этот Договор не содержит и отдельный договор по пенсионному страхованию не принят. Поэтому в вопросах пенсионного страхования работников, приехавших из стран ЕАЭС, применяется законодательство страны трудоустройства.
А по российскому законодательству иностранные граждане, временно пребывающие и работающие на территории РФ по трудовым договорам (за исключением высококвалифицированных специалистов), являются застрахованными лицами в системе ОПС. Соответственно, это правило распространяется и на иностранцев из Евразийского союза.
Новостная рассылка для бухгалтера
Ежедневно мы отбираем важные для работы бухгалтера новости, экономя ваше время.
Получайте бесплатную рассылку бухгалтерских новостей на электронную почту.
Как начислять страховые взносы гражданам Киргизии в связи с присоединением Кыргызстана к договору о ЕАЭС
Разъяснение на эту тему дал Минтруд в письме от 13 октября 2015 г. № 17-3/В-504. С 12 августа 2015 года граждане Киргизии, работающие по трудовым договорам на территории РФ, независимо от своего статуса имеют право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и право на медицинскую помощь. Напомним, что изменения произошли в связи с тем, что 12 августа 2015 года вступил в силу Договор о присоединении Киргизской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанный 8 мая в Москве президентами России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии. Соответственно, работодатели должны уплачивать с выплат в их пользу страховые взносы в ФСС и ФОМС по тем же тарифам, что и с выплат гражданам России (т.е. в ФСС по тарифу 2,9%, в ФФОМС – по тарифу 5,1%).
Учитывая, что Договор о присоединении к ЕАЭС не содержит специальных положений, определяющих условия обязательного пенсионного страхования трудящихся государств-членов, а также учитывая, что отдельный договор по пенсионному страхованию и обеспечению не принят, в части вопросов пенсионного страхования применяется законодательство страны трудоустройства.
В связи с тем, что граждане Киргизии, работающие в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов) являются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования, с выплат в их следует уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с положениями Федерального закона № 212-ФЗ.
Таким образом, выплаты за август 2015 года гражданам Киргизии, временно пребывающим и работающим по трудовым договорам на территории РФ, необходимо делить пропорционально периодам с 1 по 11 августа и с 12 по 31 августа. При этом сумма, начисленная за период с 1 по 11 августа, облагается страховыми взносами в ПФР по тарифу 22 % в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов и 10 % свыше установленной предельной величины базы. В ФСС России – по тарифу 1,8 %. Сумма, начисленная с 12 по 31 августа, облагается страховыми взносами в ПФР также, как и с 1 по 11 августа, а в ФСС – по тарифу 2,9 %. В ФОМС – по тарифу 5,1 %.
О начислении страховых взносов в ФФОМС на выплаты гражданам стран ЕАЭС, временно пребывающим и работающим по трудовым договорам в РФ
Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение по вопросу о начислении страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на выплаты в пользу граждан стран Евразийского экономического союза, временно пребывающих и работающих по трудовым договорам на территории Российской Федерации, сообщает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов – организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Кроме того, объектом обложения признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, на основании статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ) не подлежат обязательному медицинскому страхованию (за исключением некоторых категорий лиц, имеющих право на медицинскую помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Одновременно частью 4 статьи 1 Федерального закона № 212-ФЗ определено, что в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом № 212-ФЗ, то применяются правила международного договора Российской Федерации.
1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее – Договор). Участниками данного договора являются Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан (с 1 января 2015 года), Республика Армения (со 2 января 2015 года) и Кыргызская Республика (с 12 августа 2015 года).
Исходя из положений пункта 3 статьи 98 указанного Договора социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.
При этом согласно пункту 5 статьи 96 Договора к социальному обеспечению (социальному страхованию), в частности, относится обязательное медицинское страхование.
Таким образом, с 1 января 2015 года граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан, со 2 января 2015 года – граждане Республики Армения и с 12 августа 2015 года – граждане Кыргызской Республики независимо от своего статуса являются застрахованными в системе обязательного социального страхования Российской Федерации, в том числе в системе обязательного медицинского страхования, наравне с гражданами Российской Федерации и, соответственно, плательщики страховых взносов должны уплачивать с выплат в пользу данных лиц страховые взносы в том числе на обязательное медицинское страхование.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 608, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, а также по оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, является Министерство здравоохранения Российской Федерации.
В этой связи по вопросам получения полисов обязательного медицинского страхования и видах медицинской помощи, на которые имеют право работники – граждане государств – членов Евразийского экономического союза, временно пребывающие в Российской Федерации, следует обращаться в Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Тарифы страховых взносов для нерезидентов и иностранных граждан в 2019 году
Порядок расчета страховых взносов для сотрудников, которые не являются гражданами РФ, определяется на основании статуса работника-иностранца. В статье разберем, какие применяются тарифы страховых взносов для нерезидентов и иностранных граждан в 2018 году, как рассчитать взносы для сотрудника, временно пребывающего на территории РФ.
Работодатель, имеющий в штате сотрудников без гражданства РФ, исполняя функции страхователя, обязан начислять и выплачивать страховые взносы за таких сотрудников в общем порядке.
При исчислении страховых взносов за сотрудников-неграждан РФ применяются особые тарифы, размер которых определяется в зависимости от статуса сотрудника иностранца.
Отдельно стоит остановиться на разъяснении понятия статуса резидента РФ. Согласно законодательству, резидентом признается лицо, срок непрерывного пребывания которого на территории РФ составляет 183 дня за последний 12 месяцев. Статус резидента присваивается лицу вне зависимости от гражданства, наличия/отсутствия вида на жительства и не влияет на порядок расчета и выплаты страховых взносов.
При расчете зарплаты сотрудникам-нерезидентам работодатели применяет ставку НДФЛ 30% (в отличие от стандартной 13% для резидентов).
Тарифы страховых взносов для нерезидентов и иностранных граждан в 2018 году
Ниже мы подробно рассмотрим порядок расчета и уплаты страховых взносов для иностранных граждан и лиц без гражданства в 2018 году.
Если гражданин иностранного государства пересек границу РФ по миграционной карте, либо пребывание в РФ по визе, то для трудоустройства такому гражданину необходимо оформить разрешение на работу.
На основании трудового договора, заключенного между организацией и иностранным гражданином, работодатель обязан начислить страховые взносы в следующем порядке:
При расчете суммы взносов учитывается доход, полученным сотрудником в рамках трудового договора, а именно:
- зарплата;
- надбавка;
- премия;
- доплата;
- бонусы;
- отпускные;
- прочие выплаты, которые являются элементом оплаты труда.
Работодатель производит выплату страховых взносов за сотрудника, временно пребывающего в РФ, в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
Рассмотрим пример. 07.08.2018 года гражданин Туркмении Алиев В.Д., временно пребывающий в РФ, заключил трудовой договор с ООО «Квант».
31.08.2018 года Алиеву начислена зарплата за август в сумме 14.303 руб., а также премия в размере 3.800 руб.
В течение 12-ти месяцев, предшествующих отчетному периоду (с 01.08.2017 по 31.07.2018), Алиев находился на территории РФ менее 183-х дней, в связи с чем ему присвоен статус нерезидента.
При начислении вознаграждения за август бухгалтер удержал из зарплаты Алиева НДФЛ по ставке, предусмотренной для нерезидентов – 30%.
(14.303 руб. + 3.800 руб.) * 30% = 5.430,90 руб.
Также бухгалтер ООО «Квант» начислил страховые взносы:
- на обязательное пенсионное страхование – по ставке 22%
(14.303 руб. + 3.800 руб.) * 22% = 3.982,66 руб. - на обязательное социальное страхование – по ставке 1,8%
(14.303 руб. + 3.800 руб.) * 1,8% = 325,85 руб.
В день выплаты зарплаты 03.09.2018 на картсчет Алиева перечислена сумма 12.672,10 руб. (14.303 руб. + 3.800 руб. – 5.430,90 руб.).
Расчет страховых взносов для постоянно проживающих в РФ
На основании положений НК РФ, а также законодательных актов, регулирующих порядок налогообложения доход иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих на территории РФ, страховые взносы на доходы граждан, постоянно проживающих или пребывающий в РФ, начисляются в следующем порядке:
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.