Сегодня рассмотрим тему: "новая форма уведомления о контролируемых сделках с 2019 - 2020 года" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
Содержание
- 1 Новая форма уведомления о контролируемых сделках с 2019 года
- 2 Важные изменения в налогообложении контролируемых сделок с 2019 года
- 3 Что изменится в контролируемых сделках с 2019 года
- 4 Принята новая форма уведомления о контролируемых сделках
- 5 Утверждена новая форма уведомления о контролируемых сделках
- 6 Утверждена новая форма уведомления для отчетности о контролируемых сделках в 2018 году
- 7 С 2019 года отчитываться о контролируемых сделках необходимо по новой форме уведомления
- 8 Изменения в форме Уведомления о контролируемых сделках в 2018 году
Новая форма уведомления о контролируемых сделках с 2019 года
13 августа 2018 года Минюст России зарегистрировал приказ ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249, который уточнил форму уведомления о контролируемых сделках, совершенных в 2018 году, а также её формат, порядок заполнения и сдачи.
Новая форма начинает действовать с 25 августа 2018 года. Сдать отчёт по ней необходимо с 2019 года.
В форму Уведомления внесены следующие коррективы:
- классификаторы ОКВЭД и ОКП заменены на ОКВЭД2 и ОКПД2;
- урегулирован порядок заполнения документа плательщиками – комитентами (принципалами), если контролируемая сделка совершена комиссионером (агентом) от своего имени, но по поручению и за счет данного налогоплательщика, действующего в качестве комитента (принципала) по договору комиссии (агентскому договору);
- заполнение цены предмета сделки в иностранной валюте, если она выражена в таковой;
- заполнение величины процентной ставки в отношении сделок, предмет которых – долговые обязательства.
Учтите, что уточненные уведомления за отчетные периоды, предшествующие 2018 году, сдают по старым форме и формату – утвержденным приказом ФНС от 27 июля 2012 года № ММВ-7-13/524.
Важные изменения в налогообложении контролируемых сделок с 2019 года
С 2019 года вносятся существенные изменения в налогообложение контролируемых сделок. Соответствующие изменения внесены в ст. 105.14 налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации”.
Прежде всего отмечу, что ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ устанавливает порядок вступления в силу изменений:
Положения статьи 105.14 НК РФ (в новой редакции) применяются в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ с 1 января 2019 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Для сделок с иностранными взаимозависимыми лицами установлен суммовой порог в 60 млн. рублей
До 2019 года сделки с иностранными взаимозависимыми лицами признавались контролируемыми вне зависимости от суммы (суммовой порог 0).
С 2019 года такие сделки признаются контролируемыми только если сумма сделок (доходов и расходов) с иностранным взаимозависимым лицом превысит 60 млн. рублей за календарный год (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
Большинство сделок между российскими налогоплательщиками не признается контролируемыми
До 2019 года был установлен общий суммовой порог для сделок между российскими взаимозависимыми лицами – 1 млрд. рублей за календарный год. Соответственно, если сумма сделок, к примеру, по приобретению товаров торговым домом у взаимозависимого завода превышала эту сумму, то все такие сделки признавались контролируемыми.
С 2019 года общий суммовой порог отменен. И (при отсутствии особых обстоятельств) сделки между российскими взаимозависимыми лицами, контролируемыми не признаются (вне зависимости от суммы).
Но в некоторых ситуациях сделки между российскими взаимозависимыми могут признаваться контролируемыми. До 2019 года для таких сделок суммовой порог устанавливался либо 60 млн. рублей, либо 100 млн. рублей. С 2019 года для таких особых ситуаций суммовой порог установлен в 1 млрд. рублей за календарный год (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
Перечень таких особых ситуаций, когда сделки между российскими взаимозависимыми могут признаваться контролируемыми, указан в п. 2 ст. 105.14 НК РФ:
1) стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пунктами 2 – 4 статьи 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена указанная сделка;
2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;
3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: ЕСХН или ЕНВД (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;
Видео (кликните для воспроизведения). |
4) одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций;
6) сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:
– одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;
– любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;
8) хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе “Об инновационном центре “Сколково” (далее в настоящем Кодексе – исследовательский корпоративный центр), применяющим освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 145.1 части второй настоящего Кодекса;
9) хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статьей 286.1 настоящего Кодекса.
10) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
По сделкам через технических посредников установлен суммовой порог в 60 млн. рублей
Сделки могут признаваться контролируемыми, если они совершаются взаимозависимыми лицами через технических посредников (пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Эта норма введена, по сути, против возможного злоупотребления налогоплательщиками, когда, чтобы уйти от контролируемых сделок, их совершают не напрямую, а через технических посредников.
До 2019 года НК РФ прямо не указывал суммовой порог для таких сделок. Налоговые органы и Минфин РФ считали, что суммовой порог таких сделок 0 рублей (то есть, контролируется вне зависимости от суммы сделок).
С 2019 года прямо установлен суммовой порог для таких сделок в 60 млн. рублей (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
Контролируемые сделки – сделки между взаимозависимыми лицами, а также сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами (указаны в п. 1 ст. 105.14 НК РФ), при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в п. 2 ст. 105.14 НК РФ.
Взаимозависимые лица – лица особенности отношений между которыми могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.
ФНС утвердила новую форму уведомления о контролируемых сделках, формат его представления, правила заполнения и порядок подачи в электронном виде (приказ от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@). Форма, утвержденная приказом ФНС от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524, утрачивает силу.
Представить уведомление по новой форме нужно будет в 2019 году по контролируемым сделкам за 2018-й. Напомним, срок подачи уведомления — не позднее 20 мая.
Новая форма по составу идентична прежней, она также состоит из титульного листа и четырех разделов:
- 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)»;
- 1Б «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)»;
- 2 «Сведения об организации — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)»;
- 3 «Сведения о физическом лице — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)».
Коды ОКАТО в ней изменены на коды ОКТМО.
Критерии контролируемых сделок на 2018 год в таблице см. здесь.
Что изменится в контролируемых сделках с 2019 года
В российском законодательстве появляются новые законодательные инструменты с использованием трансфертных цен, основанные на фактическом осуществлении рекомендаций ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития).
Президент подписал Федеральный закон № 302-ФЗ, которым вносятся изменения в Налоговый кодекс РФ, в т.ч. в части контролируемых сделок (105.14 Налогового кодекса РФ). Документ гласит, что «контролируемые сделки через посредников и/или сделки со взаимозависимыми иностранными лицами будут контролироваться, если доходы по ним за год превышают 60 млн рублей». До внесения изменений минимальный порог для таких сделок установлен не был.
На конец 2018 компании предоставляли информацию по всем незначительным сделкам, что провоцировало дополнительные затраты для компаний и увеличение нагрузки на ФНС, поскольку таких сделок у компаний может быть много.
Сейчас ожидается снижение тех самых затрат и нагрузки на ФНС, так как с 1 января 2019 года налоговая служба больше не может требовать документацию по мелким сделкам.
С уверенностью можно сказать, что на практике взаимозависимые лица захотят распространить действие данных поправок ретроспективно, дабы уйти от контроля налогового органа, воспользовавшись преимуществами новых норм при отчёте за предыдущие налоговые периоды.
Показательна история налогоплательщика, который посчитал, что, на основании статей 19 и 54 Конституции РФ, вступившие в законную силу поправки о пределах осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов, возможно распространить на предшествующие изменениям правоотношения.
Общество, ссылаясь на положения ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, попыталось обжаловать ст. 2 Федерального закона от 18.07.2017 № 163-ФЗ, которым часть первая Налогового кодекса РФ дополнена ст. 54.1. Спорные положения ст. 54.1 не позволяют применять новый порядок, предусматривающий дополнительную защиту налогоплательщикам, к отношениям, которые возникли до его вступления в силу.
Конституционный суд в своём определении от 17 июля 2018 г. № 1717-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «СибТрансАвто» на нарушение конституционных прав и свобод ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2017 года № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» указал, что установленное законодателем регулирование согласуется с общим принципом действия закона во времени и по кругу лиц в том виде, которое подтверждается ст. 54 и 57 Конституции РФ, а также положением ст. 5 «Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени» Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Налогового кодекса акты законодательства в сфере налогов и сборов, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Следовательно, не должно возникать вопросов о возможности распространения п. 3 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ в новой редакции на отношения до 1 января 2019 года, так как п. 6 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» прямо предусматривает, что новые положения ст. 105.14 Налогового кодекса РФ применяются в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2019 года,вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.
За 2018 год взаимозависимым лицам необходимо будет отчитываться по старым правилам.
Стоит отметить, что налоговые органы не обращаются к сделкам между взаимозависимыми лицами с доходом менее 60 млн. руб. за отчётный период и проверка по таким сделкам очень маловероятна. За этим следует вывод, что и с 1 января 2019 года налоговые органы не изменят своей заинтересованности в контролировании сделок с доходом менее 60 млн. руб.
Принята новая форма уведомления о контролируемых сделках
Каждая компания вынуждена заключать разные соглашения с контрагентами. Сделки называются контролируемыми, если они осуществляются между взаимозависимыми лицами, представленными российскими компаниями или гражданами. О них необходимо в обязательном порядке уведомлять ФНС.
Для этого используется специальный документ, причем в 2019 году придется пользоваться новой формой такого уведомления.
Для их реализации должно удовлетворяться одно из критериев:
- размер дохода, который получает каждая сторона, превышает 1 млрд. руб. в год;
- один участник уплачивает сбор на добычу полезных ископаемых, а также предметом соглашения выступают добытые минералы;
- одна сторона пользуется упрощенными режимами, к которым относится ЕСХН или ЕНВД, а вторая сторона выступает плательщиком ОСНО;
- один участник не является плательщиком сбора на прибыль компании;
- одна сторона выступает резидентом или участником ОЭЗ, поэтому может пользоваться специальными льготами, применяемыми при определении сбора на прибыль. Тут вы узнаете, как и когда выплачиваются региональные налоги на прибыль;
- один участник участвует в разных инвестиционных проектах, проводимых регионами РФ;
- контракт заключается с центром, специализирующимся на разных исследованиях;
- один участник пользуется инвестиционными вычетами.
Такие сделки могут заключаться для достижения различных целей.
Что представляют собой контролируемые сделки вы можете посмотреть в этом видео:
В этом документе указывается, как правильно заполнять документ, когда и как он представляется в ФНС в электронном виде, а также приводятся другие важные моменты для налогоплательщиков. По этой новой форме придется отчитываться с начала 2019 года.
Бланк формы уведомления.
В новую форму были внесены значительные корректировки. К ним относится:
- теперь используются классификаторы ОКВЭД2 и ОКПД2. Здесь вы узнаете, как правильно использовать ОКВЭД2 предприятиями;
- если расчеты осуществляются в иностранной валюте, то в документе можно указывать цены в этой валюте, а не в рублях;
- в документе теперь указывается размер процентной ставки, если предметом соглашения выступают долговые обязательства;
- если составляется уточненный документ за прошлые периоды, то необходимо пользоваться старой формой;
- хотя цена товара может указываться в иностранной валюте, итоговая стоимость должна вводиться исключительно в рублях;
- если во время заключения контракта участвуют агенты или комиссионеры, то они не должны с 2019 года самостоятельно заполнять уведомление, если они совершают процедуру по поручению и с помощью денег принципала;
- вводится специальная строка, называемая «Код валюты»;
- упростился процесс заполнения данного уведомления, если заключаются контролируемые сделки между российскими компаниями, которые не относятся к консолидированной группе налогоплательщиков, не обладают вне страны обособленными подразделениями, а также все доходы, полученные от сделки, применяются ими для расчета сбора на прибыль.
Дополнительно в Приказе перечисляются новые основания, при которых сделка признается контролируемой.
Кому необходимо подавать уведомление о контролируемых сделках – смотрите в этом видео:
Утверждена новая форма уведомления о контролируемых сделках
Минюст России зарегистрировал приказ ФНС России от 07.05.18 № ММВ-7-13/249@, которым утверждена новая форма уведомления о контролируемых сделках, электронный формат уведомления и порядок его заполнения. Документ вступит в силу с 25 августа, а впервые отчитаться по новой форме нужно будет до 20 мая 2019 года.
Напомним, что обязанность по уведомлению налоговиков о совершенных контролируемых сделках появилась у организаций в 2013 году. Перечень таких сделок и условия, при которых они подпадают под контроль налоговиков, приведены в главе 14.4 НК РФ (см. «В Налоговом кодексе появился новый раздел о взаимозависимых лицах и рыночных ценах»).
Среди значимых новшеств новой формы уведомления отметим следующие. Прежде всего, появилась возможность указывать цену предмета сделки в иностранной валюте. Для этого предназначено новое поле 2.12 «Код валюты». Однако итоговую стоимость нужно будет по-прежнему вносить в рублях. Помимо этого, скорректирован порядок заполнения уведомления по посредническим сделкам и внутрироссийским контролируемым сделкам.
В остальном же изменения носят технический характер. Например, изменилась нумерация полей, с титульного листа исчезло поле для обозначения кода вида экономической деятельности, а самому уведомлению присвоен новый штрих-код.
Утверждена новая форма уведомления для отчетности о контролируемых сделках в 2018 году
ФНС России уточнила форму уведомления о контролируемых сделках, совершенных в 2018 году. Минюст зарегистрировал приказ ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@, утверждающий новую форму, формат, порядок заполнения и порядок представления в электронной форме уведомления о контролируемых сделках.
Отчитываться по новой форме необходимо начиная с 2019 года.
В форму уведомления внесены следующие изменения:
- классификаторы ОКВЭД и ОКП заменены на ОКВЭД2 и ОКПД2;
- урегулирован порядок заполнения Уведомления налогоплательщиками, являющимися комитентами (принципалами), если контролируемая сделка совершена комиссионером (агентом) от своего имени, но по поручению и за счет данного налогоплательщика, действующего в качестве комитента (принципала) по договору комиссии (агентскому договору);
- заполнение цены предмета сделки в иностранной валюте, если она выражена в иностранной валюте;
- заполнение величины процентной ставки в отношении сделок, предметом которых являются долговые обязательства.
Уточненные уведомления за отчетные периоды, предшествующие 2018 году, представляются по старым форме и формату, утвержденным приказом ФНС России от 27 июля 2012 г. № ММВ-7-13/524@.
С 2019 года отчитываться о контролируемых сделках необходимо по новой форме уведомления
Министерством юстиции РФ зарегистрирован приказ ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@, утверждающий новую форму, формат, порядок заполнения и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме. Новая форма уведомления представляется в отношении сделок, совершенных в 2018 году, обязанность уведомления о которых наступила после вступления приказа в силу.
В форму уведомления внесены следующие изменения:
– классификаторы ОКВЭД и ОКП заменены на ОКВЭД2 и ОКПД2;
– урегулирован порядок заполнения Уведомления налогоплательщиками, являющимися комитентами (принципалами), если контролируемая сделка совершена комиссионером (агентом) от своего имени, но по поручению и за счет данного налогоплательщика, действующего в качестве комитента (принципала) по договору комиссии (агентскому договору);
– заполнение цены предмета сделки в иностранной валюте, если она выражена в иностранной валюте;
– заполнение величины процентной ставки в отношении сделок, предметом которых являются долговые обязательства.
Уточненные уведомления за отчетные периоды, предшествующие 2018 году, представляются по прежним форме и формату, утвержденным приказом ФНС России от 27 июля 2012 г. № ММВ-7-13/524@.
Изменения в форме Уведомления о контролируемых сделках в 2018 году
Приказом ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ утверждена новая форма Уведомления о контролируемых сделках, совершенных в 2018 году. По новой форме нужно отчитываться, начиная с 2019 года.
Изменения заключаются в следующем:
- заполнение величины процентной ставки в отношении сделок, предметом которых являются долговые обязательства;
- классификаторы ОКВЭД и ОКП заменены на ОКВЭД2 и ОКПД2;
- заполнение цены предмета сделки в иностранной валюте, если она выражена в иностранной валюте;
- урегулирован порядок заполнения Уведомления налогоплательщиками, являющимися комитентами (принципалами), если контролируемая сделка совершена комиссионером (агентом) от своего имени, но по поручению и за счет данного налогоплательщика, действующего в качестве комитента (принципала) по договору комиссии (агентскому договору).
Уточненные Уведомления за прошлые периоды (до 2018 года) сдаются по старым формам и форматам.
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.