Невыплату заработной платы сделали основанием для внеплановой проверки трудовой инспекции

Сегодня рассмотрим тему: "невыплату заработной платы сделали основанием для внеплановой проверки трудовой инспекции" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.

Невыплату заработной платы сделали основанием для внеплановой проверки трудовой инспекции

Постановлением Правительства РФ от 18.11.2016 № 1213 «О внесении изменения в пункт 10 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» предусмотрено, что государственная инспекция по труду вправе провести внеплановую проверку работодателя (организации или ИП), при получении обращения о нарушениях работодателя, которые привели:

  • либо к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам;
  • либо к установлению заработной платы размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.

Указанное Постановление Правительства РФ официально опубликовано сегодня, 23 ноября 2016 года. Это значит, что оно вступит в силу с 1 декабря 2016 года. Соответственно, с этой даты государственные инспекции по труду будут вправе проводить внеплановые проверки работодателей, если получат информацию о том, что они нарушают трудовое законодательство в части размеров и сроков выплаты заработной платы.

Изображение - Невыплату заработной платы сделали основанием для внеплановой проверки трудовой инспекции proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F11%2Fproverka_zp

Пунктом 10 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой трудовой проверки может стать обращение в Федеральную инспекцию по труду может от любых граждан, ИП или организаций . Таким образом, с 1 декабря 2016 года пожаловаться на нарушение в сфере заработной платы может не только сам работников, но и любой другой человек. Работодатель может даже и не узнать о том, кто это. И такое обращение будет считаться основанием для проверки работодателя. Такую поправку внести в указанное Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875.

Обозначенную поправку ввели, чтобы привести нормы указанного Положения с Трудовым кодексом РФ. Дело в том, что согласно части седьмой статьи 360 ТК РФ дополнительным основанием для проведения внеплановой проверки федеральной инспекцией труда уже являться информация о фактах задержки зарплаты или ее выплаты в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством. Таким образом, обозначенные нормы приведены в соответствие.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Внеплановая проверка трудовой инспекции – основания

Проверки государственной инспекции труда: виды и документы, регламентирующие их проведение

Основными правовыми документами, регламентирующими возможность и порядок проведения проверки Государственной инспекцией труда (далее — ГИТ), являются:

  • Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ;
  • ратифицированная законом от 11.04.1998 № 58-ФЗ Женевская конвенция Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле» № 81;
  • положение «О федеральном госнадзоре…», утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875;
  • закон «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294);
  • иные нормативные акты.

Ст. 360 ТК РФ определено, что проверки, осуществляемые ГИТ, подразделяются на 2 вида:

Плановые проверки, как следует из самого названия, назначаются и проводятся по установленному графику, который ежегодно утверждает уполномоченный госорган. По общему правилу их проведение невозможно чаще 1 раза в 3 года. Больше информации об этом размещено в статье «Плановая проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Если же проверка проводится не по установленному графику, то она является внеплановой проверкой трудовой инспекции. Для назначения такого вида проверки нужны определенные основания, в противном случае она будет незаконной.

Внеплановые проверки государственной инспекции труда законно могут проводиться только при наличии какого-либо из следующих оснований:

  1. Окончание выданного ранее госинспекцией предписания, в соответствии с которым работодателю был установлен срок для устранения нарушения. Такое предписание может быть выдано как в результате ранее проведенной плановой проверки, так и внеплановой, проведенной ранее по другому основанию. Подробнее об этом акте трудовой инспекции читайте в статье «Предписания государственных инспекторов труда».
  2. Издание распоряжения руководителя ГИТ о проведении проверки. Такое распоряжение или приказ могут быть, в свою очередь, вынесены при наличии соответствующего поручения Правительства РФ или Президента РФ. Также распоряжение выносится по требованию прокурора, осуществляющего надзор.
  3. Поступление в ГИТ от работника заявления, в соответствии с которым тот просит проверить условия его работы, соответствие требований охраны труда нормам законодательства, а также обеспечение работодателем иных прав, предусмотренных ст. 219 ТК РФ.

Помимо перечисленных выше причин для неожиданного визита госинспектора труда, основания для внеплановой проверки трудовой инспекции могут быть следующими:

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).
  1. Поступление в госинспекцию труда жалобы работника, из которой следует, что работодатель нарушает его трудовые права.
  2. Получение инспекцией информации о том, что работодатель не заключает трудовые договоры либо заключает, но с нарушениями норм ТК РФ.
  3. Информирование ГИТ о том, что конкретный работодатель не выплачивает зарплату работникам (в том числе частично или меньше установленного минимума) или не выполняет нормы трудового права, в том числе создает опасность для жизни и здоровья работников. Источником информации при этом могут служить не только обращения граждан или юрлиц, поступившие в инспекцию, но и сведения, направленные из других госструктур, органов, а также полученные из СМИ.
Читайте так же:  3 законопроекта о налогообложении самозанятых-2019 - 2020 правительство дало добро

Названные в настоящем разделе основания отличны от предыдущих тем, что госинспектору запрещено уведомлять проверяемое лицо о назначении и проведении выездной проверки. Этот нюанс является ответом на вопрос некоторых работодателей о том, почему их заранее не предупредили о процедуре.

Последние 2 основания, помимо этого, не требуют обязательного согласования с органами прокуратуры — достаточно их извещения. Выезд госинспектора при поступлении соответствующей информации должен быть произведен незамедлительно, однако сначала должен быть издан соответствующий приказ руководителя ГИТ.

Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника может проводиться как без выезда, так и с выездом на место исполнения трудовых обязанностей или иное место, где находятся необходимые госинспектору документы, в том числе на место нахождения исполнительного органа (см. решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 29.09.2011).

В любом случае выезд необходим, если инспектор удаленно не может:

  • удостовериться в том, что представленные ему проверяемым лицом документы содержат полную информацию и не являются недостоверными;
  • провести оценку деятельности проверяемого лица требованиям закона без личного посещения работодателя (см. ст. 12 закона № 294).

Ст. 358 ТК РФ предусмотрена обязанность госинспектора сохранять в тайне сведения о личности подателя жалобы и не разглашать их работодателю даже после ухода со службы в ГИТ.

Проведение проверки по жалобе работника должно быть в обязательном порядке согласовано с органами прокуратуры, за исключением указанных выше случаев, предусмотренных ч. 8 ст. 360 ТК РФ. Решение об этом принимается в течение 1 рабочего дня. Условия и порядок такого согласования, а также обстоятельства, при которых согласование недопустимо, указаны в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 27.03.2009 № 93.

Стоит принять во внимание, что жалоба работника не может быть отозвана, так как данная процедура не предусмотрена законодательством. Даже в случае получения заявления об этом ГИТ обязана будет рассмотреть жалобу по существу.

Не может быть назначена и проведена проверка по анонимной жалобе. При наличии сомнений госинспектор должен проверить авторство жалобы, если оно не подтвердится — это основание для отказа в ее рассмотрении. Жалобы, переданные ГИТ посредством интернет-ресурсов, могут быть рассмотрены, если такие ресурсы предусматривают авторизацию и идентификацию пользователя и тот ее прошел.

В случае если проверка госинспекции труда инициирована по заявлению лица, не являющегося и никогда не являвшегося работником организации, на которую подана жалоба, а также если его жалоба не связана с защитой его трудовых прав или сообщением о нарушениях трудового законодательства, то такая проверка будет считаться незаконной, а привлечение к ответственности по ее результатам будет невозможно, поскольку такая незаконная процедура не может быть положена в основу вины (см. решение Уссурийского районного суда от 27.09.2017 по делу № 12-147/2017).

Особенность данного вида проверки состоит в том, что она осуществляется госинспекторами на своем рабочем месте. В первую очередь они проверяют документы работодателя, которые имеют в своем распоряжении, например акты проверок, проведенных ранее, их результаты, протоколы о привлечении к ответственности и т. п.

Внеплановая документарная проверка трудовой инспекции предполагает получение и иных документов, находящихся у работодателя. В случае такой необходимости:

  1. Инспектор запрашивает в письменной форме у работодателя нужные ему документы (к запросу должно прилагаться распоряжение о назначении документарной проверки).
  2. После получения запроса работодатель должен подготовить и направить в ГИТ требуемые документы (на это ему предоставляется 10 дней).
  3. В случае выявления каких-либо ошибок и несоответствий инспектор может потребовать от компании или ИП-работодателя представления письменных пояснений (на это также дается 10-дневный срок).

Для подтверждения обоснованности своих письменных пояснений работодатель может подкрепить их документами.

ВАЖНО! Документарная проверка может перейти в выездную, если госинспекторы обнаружат нарушения требований трудового законодательства.

ГИТ при проведении этого вида проверки может запрашивать у проверяемого лица только те документы, которые относятся к ее предмету. Если же документарная проверка окончилась назначением выездной, то в ходе последней госслужащие не вправе вновь требовать представления документов, которые ими уже запрашивались.

Этот способ проверки работодателя на предмет исполнения норм трудового законодательства осуществляется в соответствии с требованиями, установленными ст. 12 закона № 294. Внеплановая выездная проверка трудовой инспекции осуществляется в следующем порядке:

  1. Выезд на место проверки — по месту расположения (регистрации) работодателя или месту, где он ведет деятельность.
  2. Предъявление руководству работодателя служебного удостоверения, приказа руководства ГИТ о назначении проверки.
  3. Ознакомление руководства проверяемого лица с целями, задачами, основаниями проводимой процедуры.
  4. Ознакомление с мерами, которые планирует принять госинспектор, сроками и условиями проведения проверки (см. Административный регламент, утвержденный приказом Минтруда и соцзащиты от 30.10.2012 № 354н).
  5. Запрос документов и их незамедлительное представление. Этим обстоятельством выездная проверка отличается от документарной, при которой документы могут готовиться 10 дней.
  6. Окончание проверки, оформление ее результатов (составление акта, выдача предписания, привлечение к ответственности).

Выездная проверка не может проводиться без руководителя организации. В том случае, если при выезде выяснился факт отсутствия директора, ИП или другого уполномоченного ими лица, госинспекторы составляют акт о невозможности проведения проверки. После этого в течение 3 месяцев ГИТ может назначить новую проверку, не предупреждая об этом работодателя.

Читайте так же:  Неиспользованный отпуск сгорает или нет

Период проведения внеплановой проверки трудовой инспекции не может длиться больше 20 рабочих дней (п. 1 ст. 13 закона № 294). Если инспектору необходимо запросить какие-либо документы у других госорганов, он вправе ходатайствовать перед своим руководством о приостановлении проведения процедуры. Руководство, в свою очередь, вправе приостановить ее на 10 рабочих дней. Законодательством разрешено приостанавливать проведение проверки только единожды.

ВАЖНО! В случае если ГИТ вынесено решение о приостановлении проверки до получения определенных документов, в этот период должна быть приостановлена любая деятельность госинспектора на проверяемом предприятии (п. 2.2 ст. 13 закона № 294).

Срок проверки может быть продлен руководителем ГИТ максимум еще на 20 дней при наличии веских оснований. Если проверяемое лицо — малое или микропредприятие, то срок продляется только на 50 и 15 часов соответственно.

Несмотря на то, что законом четко определен срок, в течение которого может осуществляться внеплановая проверка деятельности юридического лица или предпринимателя, следует иметь в виду, что количество таких проверок не ограничено и зависит от возникновения оснований для их проведения. Эта особенность также отличает внеплановую проверку ГИТ от плановой, в рамках которой госинспекторы могут проверять работодателя не чаще 1 раза в 3 года (за некоторыми изъятиями, установленными Правительством РФ).

Плановые и внеплановые проверки вне зависимости от того, кем они инициированы и проводятся, подлежат занесению в специальный Единый реестр проверок (плановые вносятся заранее, внеплановые — в течение 3 рабочих дней с момента решения о проверке). Правила и порядок ведения этой государственной информационной системы установлены постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 № 415.

Часть информации, вносимой в данный реестр, размещается в открытом доступе. Так, общедоступными, согласно п. 3 ст. 13.3 закона № 294, признаются следующие сведения:

  1. Номер проверки.
  2. Сведения, указанные в приказе о проведении проверки.
  3. Сведения, содержащиеся в акте проверки.
  4. Результаты мероприятия, в том числе обнаруженные нарушения.
  5. Информация о принятых мерах (выданных предписаниях, привлечении к ответственности и др.).

На остальные сведения, не подпадающие под названные категории, распространяются требования об охраняемой законом тайне.

Внеплановые проверки, проводимые при выдаче юрлицам лицензии или иного разрешения (согласования), если осуществление проверки предусмотрено правилами выдачи спецразрешения, в указанный реестр не включаются (п. 1 ст. 13.3 в редакции закона «О внесении изменений…» от 03.08.2018 № 613-ФЗ).

Какие внеплановые проверки трудовой инспекции в 2018 – 2019 году были проведены на определенном предприятии, можно узнать на официальном сайте Генеральной прокуратуры.

Внеплановая проверка трудовой инспекции – в каких случаях она проводится и каким способом, каков ее срок и др., рассмотрено в настоящей статье только в общих чертах. На практике такие проверки по большей части заканчиваются привлечением работодателя к ответственности, особенно если они инициированы по жалобе работника, являющегося по негласному правилу слабой стороной в трудовых отношениях, а потому более защищаемой государством.

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Взыскание невыплаченной зарплаты трудовой инспекцией: что изменят в ТК

Изображение - Невыплату заработной платы сделали основанием для внеплановой проверки трудовой инспекции proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.klerk.ru%2Fimg%2Fpb%2Fthumb1000x615%2Ff2ffcc815bf8ac3574411b6808916e94_compressed_v1

Речь пойдет о готовящихся изменениях в Трудовом кодексе. Изменения направлены на совершенствование механизма обеспечения своевременности и полноты выплаты зарплаты работникам.

За нарушение правил выплаты зарплаты и иных выплат, причитающихся работнику, предусмотрена ответственность:

ст. 236 ТК РФ – материальная. Напомним, что за нарушение срока выплат работодатель обязан выплатить их с уплатой денежной компенсации в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Если в срок зарплата выплачена, но не полностью, размер денежной компенсации исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя;

ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ – административная. В частности, данной нормой предусмотрен штраф за невыплату или неполную выплату в срок зарплаты, а также установление ее в размере менее МРОТ: руководителям учреждений грозит штраф в сумме до 20 000 руб., а учреждениям – до 50 000 руб. Причем, если будет выявлен повторный факт совершения таких правонарушений, штрафы будут посерьезнее – до 30 000 руб. и до 100 000 руб. соответственно (ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ);

ст. 145.1 УК РФ – уголовная. Если будет установлено, что руководитель организации не выплачивал зарплату частично свыше трех месяцев, он будет оштрафован на сумму до 120 000 руб. либо наказан иным способом – лишением права занимать определенные должности, принудительными работами либо лишением свободы. А вот если руководитель полностью не выплачивает зарплату более двух месяцев или платит работникам зарплату менее МРОТ, он будет оштрафован на сумму от 100 000 до 500 000 руб. или к нему будет применено одно из перечисленных выше наказаний – принудительные работы и т. д.

Читайте так же:  Составляем положение о комиссии по распределению стимулирующих выплат

Как видим, ответственность достаточно серьезная. Но это не мешает некоторым руководителям и задерживать зарплату, и выплачивать ее не в полном объеме. Это подтверждается статистическими данными. Так, на 01.11.2017 суммарная задолженность по заработной плате составила 3,5 млрд руб. и по сравнению с 01.10.2017 увеличилась на 118 млн руб. (на 3,5 %).

Поскольку работник в трудовых отношениях представляет более слабую сторону, государство должно обеспечивать надлежащую защиту прав и интересов. Поэтому сейчас рассматривается проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ (по вопросам совершенствования механизмов обеспечения свое­временности и полноты выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику». В чем же его суть?

Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляет федеральная инспекция труда, состоящая из федерального органа исполнительной власти (Роструда) и его территориальных органов – государственных инспекций труда (ГИТ).

Полномочия федеральной инспекции названы в ст. 356 ТК РФ. В законопроекте предлагается расширить круг таких полномочий и добавить в них организацию и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений трудового законодательства в соответствии с ежегодно утверждаемыми программами профилактики нарушений. В числе таких мероприятий федеральной инспекции труда законопроектом предусматривается:

  • обеспечение размещения на официальном сайте в Интернете перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
  • разработка и опубликование руководства по соблюдению обязательных требований, проведение семинаров и конференций, разъяснительная работа в средствах массовой информации и иными способами;
  • принятие мер по принудительному исполнению работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Кроме этого, законодатели решили чуть расширить права государственных инспекторов труда. Их основные права перечислены в ст. 357 ТК РФ. Именно в нее и планируется добавить положения о том, что инспекторы вправе будут не только предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, направлять в суды требования о ликвидации организаций, запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты и т. д., но и:

  • предостерегать о недопустимости нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • принимать решение о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Также в законопроекте предлагается предоставить право инспектору, в случае обнаружения в ходе внеплановой проверки любых нарушений норм по оплате труда хотя бы по одному работнику предприятия, затребовать у работодателя представления документов и информации по всем работникам данного работодателя.

Напомним, что основными документами, которыми регламентируется порядок проведения проверок, являются Федеральный закон от 26.12.2008 № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294‑ФЗ) и Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (далее – Постановление № 875).

Кроме того, порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определен ст. 360 ТК РФ. Именно в нее и будут внесены коррективы относительно прав инспектора при внеплановой проверке.

Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, утверждаемых органами контроля, которые согласовываются с прокуратурой и до 31 декабря текущего года размещаются на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в Интернете.

Такие проверки проводятся не более одного раза в три года. Есть, конечно, исключения из этого правила. Например, в отношении организаций, осуществляющих виды деятельности в сферах здравоохранения, образования, социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, плановые проверки могут проводиться два раза и более в три года.

Согласно ст. 9 Закона № 294‑ФЗ о плановой проверке работодатель уведомляется не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения. Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней.

Внеплановые проверки проводятся по основаниям, предусмотренным ст. 360 ТК РФ и п. 10 Постановления № 875, например, на основании поступления в ГИТ обращений и заявлений граждан. О проведении такой проверки работодатель уведомляется не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом (ст. 10 Закона № 294‑ФЗ).

Внеплановая выездная проверка по обращениям и заявлениям граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, СМИ может быть проведена незамедлительно. При этом предварительное уведомление работодателя о проведении проверки по данному основанию, а также по заявлению работника о нарушении его трудовых прав не допускается (ст. 360 ТК РФ).

Порядок принудительного исполнения обязанности по выплате зарплаты

Для этого в проекте предложено ввести в ТК РФ новую ст. 360. Как же будет осуществляться такое взыскание?

Инспектор ГИТ при проведении контрольно-надзорного мероприятия, в случае выявления нарушений в оплате труда в части сроков или объема выплат, должен будет выдать предписание об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, связанных с выплатой работнику заработной платы или других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений. Напомним, что такая обязанность установлена ст. 17 Закона № 294‑ФЗ.

Читайте так же:  Условия и образец договора банковского вклада

Отметим, что инспектор ГИТ обязан принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению. Если будет установлено, что работодатель не выполнил в установленный срок законное предписание инспектора об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, связанных с выплатой работнику зарплаты или других выплат, инспектор может принять решение о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику сумм, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Законопроектом предусматривается условие, когда решение о принудительном исполнении не принимается. Так, если между работником и работодателем заключено соглашение о реструктуризации на срок не более двух месяцев выявленной задолженности по заработной плате или другим выплатам, государственный инспектор вправе не выдавать соответствующего решения.

В какие сроки может быть принято решение о принудительном исполнении? Такое решение может быть принято государственным инспектором труда по истечении срока, установленного в предписании на устранение нарушений, и при отсутствии сведений о его исполнении. Принять решение о принудительном исполнении можно не позднее одного месяца:

– после истечения срока исполнения предписания;

– после вступления судебного решения в законную силу, если работодатель обжаловал решение инспектора.

Решение о принудительном исполнении подписывается государственным инспектором труда и заверяется печатью соответствующей территориальной инспекции. Копия решения в течение трех рабочих дней после дня его принятия направляется работодателю.

Работодатель, не согласный с решением о принудительном исполнении, вправе будет оспорить его в течение 10 дней со дня получения в установленном порядке в суде.

Обратим внимание на исполнение решения, принятого инспектором. Согласно предложениям законодателей решение о принудительном исполнении является исполнительным документом.

Изображение - Невыплату заработной платы сделали основанием для внеплановой проверки трудовой инспекции proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.klerk.ru%2Fimg%2Fpb%2Foriginal%2FClip2neti180508092210_1588

То есть оно приравнивается к исполнительным листам, выдаваемым судами общей юрисдикции и арбитражными судами, судебным приказам, нотариально удостоверенным соглашениям об уплате алиментов, удостоверениям, выдаваемым комиссиями по трудовым спорам, и т. д. (ст. 12 Закона № 229‑ФЗ).

Таким образом, принудительное исполнение работодателем обязанности по выплате начисленных, но невыплаченных сумм, причитающихся работникам, будет осуществляться судебными приставами на основании соответствующего решения инспектора ГИТ.

Работодателям такое нововведение, конечно, не понравится, поскольку получается, что решения ГИТ о принудительном списании денежных средств со счетов учреждений в счет не выплаченных работнику сумм уравниваются с актами судов. Принудительное изъятие денежных средств без решения суда является существенным ограничением прав работодателей. Куда лучше было бы, если бы в случае выявления в ходе проверки фактов задержки выплаты начисленной заработной платы документы, составленные по результатам контрольного мероприятия, являлись достаточным доказательством для обращения работника в суд.

Но законодатели считают, что возможность принудительно исполнять обязанность работодателя не дублирует полномочия судебных органов и призвана защитить работника, как наиболее слабую сторону в трудовых отношениях.

Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника

Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника может стать для работодателя полной неожиданностью, так как она проводится без предупреждения. В статье мы расскажем, в каких формах проводится контроль, что вправе, а что не имеют права делать инспектора ГИТ.

Проверка по жалобе работника: общие положения, виды, сроки

Пожаловаться в ГИТ может как действующий, так и уволенный работник. О том, кто именно подал жалобу, инспектора сообщат только в случае, если работник не выразил желания скрыть свою личность (ч. 2 ст. 357 ТК РФ).

Полномочия трудовой инспекции при проверке по жалобе работника не предполагают возможность ее прекращения в связи с отзывом жалобы. Устранение работодателем нарушений может быть учтено при назначении административного наказания.

При поступлении жалобы ГИТ вправе провести в отношении работодателя внеплановые контрольные мероприятия в форме документарной или выездной проверки. Форма контроля зависит от того, возможно ли объективно оценить действия работодателя только по документам или же необходимо посетить предприятие (п. 2 ч. 3 ст. 12 закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, далее — закон 294-ФЗ).

ВАЖНО! Проведение сразу выездной проверки допустимо. Но если у ГИТ была возможность дать оценку деятельности работодателя по документам, есть шанс на успешное обжалование результатов такой проверки в суде (см. решение Ленинского райсуда Перми от 02.11.2011 по делу № 2-3664/2011).

Для начала проверки в любой форме необходим приказ на ее проведение. В силу ч. 9 ст. 360 ТК РФ работодатель о проведении проверки по жалобе сотрудника не уведомляется.

Любая внеплановая проверка ГИТ длится не более 20 рабочих дней. Этот срок не продлевается. Но количество таких проверок в год не ограничено.

Полномочия трудовой инспекции при документарной проверке

Порядок проведения этой формы контроля урегулирован ст. 11 закона 294-ФЗ. Работодателю направляется запрос, ответить на который необходимо в течение 10 рабочих дней с момента получения. К запросу должна быть приложена заверенная копия приказа о проведении проверки. Но если ее нет, обжаловать результаты контроля по этому основанию не удастся, так как ст. 20 закона 294-ФЗ относит к грубым нарушениям только отсутствие приказа в принципе (см. решение Ленинского райсуда Перми от 28.05.2012 по делу № 2-671/12).

ГИТ не вправе требовать:

  • нотариально удостоверенные копии документов;
  • документы, не относящиеся к предмету проверки;
  • документы, которые возможно получить в порядке межведомственного взаимодействия (см. п. 51.1 Административного регламента, утв. приказом Минтруда от 30.10.2012 № 354н).
Читайте так же:  Уголовная ответственность бухгалтера в 2019 - 2020 году что изменилось

После исполнения запроса возможно 2 варианта:

  1. По результатам проверки оформляется акт; в случае выявления нарушений работодателю выдается предписание, и он привлекается к административной ответственности.
  2. Работодателю предлагается представить пояснения и дополнительные документы в связи с выявлением противоречий, неточностей, ошибок в ранее представленных документах.

Во втором случае ГИТ может перейти к выездной проверке, если:

  • работодатель проигнорировал предложение дать пояснения;
  • представленные пояснения не устранили выявленные противоречия, ошибки и неточности.

Как проходит выездная проверка трудовой инспекции по жалобе работника?

Выездным проверкам посвящена ст. 12 закона 294-ФЗ. Вход проверяющих на территорию работодателя будет правомерен только в том случае, если при них имеется удостоверенная копия приказа на проведение проверки и служебные удостоверения.

С приказом руководитель предприятия должен быть ознакомлен под подпись. Он вправе переписать данные предъявленных документов или сделать их копии. По желанию он должен быть ознакомлен и с административным регламентом по этому виду надзора.

При наличии вышеуказанных документов инспектора вправе (ч. 1 ст. 357 ТК РФ):

  • находиться на предприятии в любое время суток и неограниченное количество времени в рамках общего срока проверки;
  • требовать относящиеся к предмету контроля документы, объяснения, иную информацию;
  • изымать образцы веществ и материалов, обрабатываемых или используемых на предприятии;
  • на месте выдавать предписания об устранении нарушений;
  • расследовать несчастные случаи на производстве.

Вправе инспектора и беседовать с работниками компании (ст. 12 Конвенции МОТ от 11.07.1947 № 81 «Об инспекции труда…»).

ВАЖНО! Если выездной проверке предшествовала документарная, инспектора ГИТ не вправе требовать предоставленных в ее рамках документов (ч. 10 ст. 11 закона 294-ФЗ).

Проверяющие обязаны соблюдать законодательство, в том числе ограничения, установленные ст. 15 закона 294-ФЗ. Так, им запрещено требовать плату за контрольные мероприятия, превышать сроки проверки, разглашать коммерческую тайну и т. д.

Состав запрашиваемых ГИТ документов таков:

  • трудовые и коллективные договоры;
  • бухгалтерские документы по зарплате (расчетные листки, зарплатные ведомости);
  • кадровые документы (приказы по личному составу, график отпусков, трудовые книжки, штатное расписание);
  • локальные нормативные акты, относящиеся к трудовым отношениям (об оплате труда, о командировках, об охране труда);
  • журналы инструктажей по технике безопасности и т. д.

Все документы представляются в ГИТ в виде простых копий, удостоверенных подписью руководителя предприятия или иного лица по доверенности. В случае с документарной проверкой возможно и направление электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Изъятие оригиналов документов не допускается.

Период, за который могут быть затребованы документы, не ограничен. Если срок хранения каких-либо документов истек и они были уничтожены, работодателю следует дать соответствующие пояснения. Правомерное уничтожение не повлечет ответственность.

Некоторые работодатели готовы предоставить инспекторам доступ вообще ко всем документам. Делать так не стоит. Рекомендуется предоставлять запрашиваемые документы, и только те, что относятся к предмету проверки.

Может ли работник обратиться в ГИТ по истечении срока исковой давности?

ТК РФ умалчивает о сроках обращения работника в трудовую инспекцию. В ст. 392 кодекса установлены лишь сроки обращения в суд, которые, в сущности, являются сроками исковой давности.

В связи с этим распространена ситуация, когда работник подает жалобу в ГИТ по истечении указанных сроков. Трудовая инспекция по жалобе проверку проводит и в случае выявления нарушения выдает работодателю предписание.

Хотя по сути ГИТ является надзорным органом, а не органом по разрешению трудовых споров, на практике такие предписания успешно обжалуются в суде. Так, суды поясняют, что цель предписаний — защита нарушенных прав сотрудника. Для самостоятельной их защиты установлены сроки исковой давности. Действуя в интересах работника, ГИТ должна также соблюдать эти сроки. Возможность обращаться в инспекцию в течение неопределенного срока позволила бы работникам злоупотреблять своим правом на защиту (см. определение Мособлсуда от 18.10.2011 № 33-20834, решение Петрозаводского горсуда Республики Карелия от 10.12.2010 по делу № 2-8130/11).

Также отметим, что нужно различать сроки привлечения к административной ответственности и сроки выдачи предписаний ГИТ. Инспекция имеет право выдать предписание и по истечении сроков давности административных правонарушений, так как его цель — не привлечь к ответственности, а пресечь нарушение.

Жалоба работника в ГИТ может повлечь за собой как запрос документов, так и внезапное появление контролеров на пороге предприятия. Но инспектора ГИТ не только наделены властными полномочиями, но и обязаны следовать установленной в законе процедуре. Работодателям рекомендуется внимательно изучить права и обязанности ГИТ в рамках проверок, а также свои права и обязанности.

Изображение - Невыплату заработной платы сделали основанием для внеплановой проверки трудовой инспекции 23423424
Автор статьи: Филипп Соловьев

Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.3 проголосовавших: 273

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here