Налоговая служба рф меняет электронную структуру хозяйственного договора

Сегодня рассмотрим тему: "налоговая служба рф меняет электронную структуру хозяйственного договора" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.

Налоговая служба РФ меняет электронную структуру хозяйственного договора

На днях заместитель начальника Управления камерального контроля ФНС России Марина Крашенинников сообщила, что Налоговая служба приступила к разработке нового электронного формата хозяйственного договора.

Изображение - Налоговая служба рф меняет электронную структуру хозяйственного договора proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F08%2Fdogovor

Она пояснила, что договор стоит на втором месте по частоте запроса у плательщиков в рамках налоговых проверок:

«Новая версия формата позволяет структурировать всю значимую информацию в договоре, которая влияет на исполнение обязательств по сделке. Разработка нового структурированного формата договора позволит автоматизировать анализ содержащейся в нем информации».

В XML-формате договора предусмотрены следующие возможности:

  • добавление в договор таблицы/формулы (в частности, когда цена сделки не фиксирована);
  • изменение условий договора (изменение/добавление/удаление блока) путем усложнения номера любого блока;
  • увеличение количества блоков первоначального договора до 100 000;
  • множественность подписантов (когда с одной стороны или с обеих их несколько);
  • использование всеми участниками ЭДО единой библиотеки реквизитов и автоматизация обработки договоров в своих информационных системах.

Известно, что участники электронного документооборота могут представить в ФНС свои замечания. Все предложения обсудят на заседаниях рабочих групп.

Изображение - Налоговая служба рф меняет электронную структуру хозяйственного договора proxy?url=https%3A%2F%2Fspmag.ru%2Fsites%2Fspmag.ru%2Fthemes%2Fsp%2Fimages%2Fsp-zen

ФНС России начала разработку проекта приказа, которым будет утвержден формат представления хозяйственного договора в электронной форме. Уведомление опубликовано на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов.

Налоговики пояснили, что статьями 80 и 93 НК РФ предусмотрена возможность представления налогоплательщиками по ТКС в налоговые органы документов, составляемых между хозяйствующими субъектами в электронной форме с использованием электронной подписи и служащих основанием для исчисления и уплаты налогов. Установление форматов представления таких документов возложено на ФНС России.

Утверждение электронных форматов документации, принимаемой налоговыми органами в ходе контрольных мероприятий, позволит сократить документооборот, время на ведение учета, а также совершенствовать взаимодействие между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Планируется, что приказ вступит в силу с января 2019 года.

Письмо Федеральной налоговой службы от 31 января 2014 г. № СА-4-14/1645 О направлении правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

ФНС России направляет правовые позиции в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – государственной регистрации), размещённые 30.01.2014 в федеральном разделе информационного ресурса «База данных «Вопрос-Ответ», порядок ведения которого утверждён приказом ФНС России от 12 марта 2012 г. № ММВ-7-12/147@ (далее – База данных).

Правовые позиции, содержащиеся в Базе данных, подлежат применению территориальными налоговыми органами при осуществлении функций по государственной регистрации, а также подлежат доведению до заинтересованных лиц путем информирования об источнике их размещения в порядке, предусмотренном пунктами 8, 9 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утверждённого приказом Минфина России от 22.06.2012 № 87н.

При возникновении споров, связанных с применением указанных правовых позиций необходимо учитывать поручения и разъяснения, изложенные в письме ФНС России № СА-4-14/21795@ от 05.12.2013.

Одновременно управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации поручается:

ежеквартально представлять предложения о правовых позициях в сфере государственной регистрации, подлежащих включению в федеральный раздел Базы данных (исключению из Базы данных), строго по форме согласно приложению к настоящему письму;

на постоянной основе анализировать имеющиеся разъяснения в сфере государственной регистрации, содержащиеся в региональном разделе Базы данных, и обеспечивать актуализацию размещённых разъяснений, а также их соответствие правовым позициям, содержащимся в федеральном разделе Базы данных, по процедуре, предусмотренной разделом 3 порядка ведения Базы данных.

Приложение: 1. Правовые позиции в эл. виде;

10. Федеральная налоговая служба РФ ,ее структура и функции.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Современная система налоговых органов Российской Федерации имеет трехступенчатую систему управления:

Федеральная налоговая служба (ФНС России);

Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам;

Управления ФНС России по республикам, краям, областям; Межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам; городские, районные и межрайонные инспекции ФНС России.

Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.

Руководитель Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач и функций.

Исходя из стоящих перед налоговыми органами задач и выполняемых функций руководитель ФНС определяет и утверждает структуру внутренних подразделений центрального аппарата – департаментов и управлений. При определении состава внутренних подразделений исходят из следующих условий: наличия у ФНС основных и вспомогательных видов деятельности; особенностей налогового администрирования важнейших налогов или категорий налогоплательщиков; однотипности выполняемых процедур налогового администрирования (принцип функциональности) и др.

Читайте так же:  Ежемесячная выплата на первого ребенка с 2019 - 2020 года

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы являются юридическими лицами, имеют бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, эмблему, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ФНС наводит порядок в документообороте с налогоплательщиками: хроника изменений

Летом 2016 года в часть I НК РФ внесены изменения, уточняющие правила бумажного и электронного документооборота между ФНС и налогоплательщиками по спорным вопросам, а также введена серьезная ответственность за несоблюдение правил электронного документооборота — блокировка операций по всем счетам. С 01.01.2017 будет расширен список налогоплательщиков, обязанных отчитываться в ФНС по электронной форме, и список документов, принимаемых в инспекции только в электронной форме. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

02.06.2016: уточнен порядок документооборота между ФНС и организациями (ИП) по спорным вопросам

  1. При представлении документов, запрошенных ФНС, в бумажном виде с 02.06.2016 вы обязаны предварительно пронумеровать и прошить их. Копии бумажных документов заверяются подписью руководителя организации (ИП) или уполномоченных представителей (п. 2 ст. 93 НК РФ).

О том, как правильно прошить запрошенные ФНС документы, читайте в материале «Как прошить истребуемые документы — Минфин дает рекомендации».

Хорошая новость! С 02.06.2016 ФНС не вправе требовать у налогоплательщика нотариального заверения копий запрашиваемых документов (п. 2 ст. 93 НК РФ).

  1. С 02.06.2016 запрашиваемые налоговиками документы, составленные в электронном формате, следует отправлять в ФНС только в электронной форме (через ТКС или личный кабинет) (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Если же документы были оформлены в бумажном варианте, то при отправлении в электронной форме их нужно просто отсканировать и выслать в ФНС вместе с сопроводительным письмом. С 02.06.2016 отправляемые в электронной форме копии документов перед сканированием не нужно заверять вручную, так как они будут автоматически заверены при передаче в ФНС усиленной электронной подписью отправителя (его представителя) (п. 2 ст. 93 НК РФ).

  1. С 02.06.2016 жалоба (апелляция) на действия (бездействие) ФНС может быть подана не только в письменном виде, но и в электронном (через ТКС или личный кабинет) (п. 1 ст. 139.2 НК РФ). Формат и порядок передачи жалобы устанавливается налоговыми органами. После 02.06.2016 при составлении жалобы (апелляции) вы должны указать в ней одну из форм получения решения (подп. 6 п. 2 ст. 139.2 НК РФ):
  • в бумажном варианте;
  • через ТКС;
  • через личный кабинет.

Рекомендации! Перед тем как начинать составлять жалобу (апелляцию) на действия ФНС, зайдите на их сервис «Решения по жалобам». О том, как его найти и зачем он нужен, читайте в материале «Решение по жалобе можно спрогнозировать».

02.06.2016: изменен порядок получения уведомлений по налогам физлицами

Если вы относитесь к физлицам, имеющим доступ к личному кабинету налогоплательщика, то с 02.06.2016 все письма из ФНС по умолчанию вы будете получать в электронной форме через свой личный кабинет. Для того чтобы получать письма от налоговиков в бумажной форме, вам придется передать в ФНС соответствующее уведомление (п. 2 ст. 11.2 НК РФ).

Для вашего удобства мы подготовили образец уведомления для направления его в ФНС на тот случай, если вам удобнее или привычнее получать письма из ФНС в бумажном варианте.

Изображение - Налоговая служба рф меняет электронную структуру хозяйственного договора proxy?url=https%3A%2F%2Fnalog-nalog.ru%2Ffiles%2Fobrazec_uvedomleniya

До 02.06.2016 налогоплательщики-физлица по умолчанию получали письма в бумажном виде и уведомление в ФНС писали, если хотели получать эти письма через личный кабинет.

Направить рассматриваемое нами уведомление можно в любое подразделение ФНС и желательно до 01.09.2016 (информация ФНС от 07.07.2016 «О получении пользователями “Личного кабинета для физических лиц” уведомления на уплату имущественных налогов в электронной форме») одним из способов:

  • лично;
  • по почте;
  • через личный кабинет, подписав его неквалифицированной электронной подписью.

Рекомендации! Если у вас имеется доступ в личный кабинет и вы не направляли в ФНС письмо о получении уведомлений в бумажном варианте, то постарайтесь проверять личный кабинет минимум 1 раз в неделю. Если вы не будете его проверять, то можете пропустить момент поступления письма от ФНС и в установленный срок не представите запрошенные документы (информацию) или не заплатите налоги.

О том, когда ФНС рассылает письма и уведомления налогоплательщикам-физлицам, читайте в материале «Узнать, когда придет налоговое уведомление, можно на сайте ФНС».

01.07.2016: введена ответственность за нарушение правил электронного документооборота

Если после 01.07.2017 по ряду причин организация (ИП) переходит в число налогоплательщиков, обязанных сдавать отчетность в ФНС в электронной форме, то организация (ИП) должна в течение 10 дней с момента возникновения такой обязанности найти оператора электронного документооборота, подписать с ним договор на получение возможности обмениваться с ФНС документами в электронной форме и получить у него усиленную квалифицированную электронную подпись (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Если руководитель организации (ИП) передает обязанности по осуществлению электронного документооборота с ФНС уполномоченному представителю, то подтверждающие этот факт документы (доверенность, приказ) должны быть переданы в налоговую инспекцию строго в электронной форме в срок до 3 дней после их утверждения руководителем организации (ИП).

Ответственность за нарушение! При обнаружении факта несоблюдения налогоплательщиком указанных выше требований подразделение ФНС вправе приостановить операции по банковским счетам и переводы электронных денег (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Отменить решение о приостановлении банковских операций и электронных переводов ФНС обязана не позднее следующего дня после выполнения налогоплательщиком обязанностей по обеспечению электронного документооборота с ФНС (п. 3.1 ст. 76 НК РФ).

Читайте так же:  Новое в нк рф сетевая форма образования персонала снижает налог на прибыль

С 01.07.2016 налоговики уже начали проверять всех налогоплательщиков на предмет соблюдения ими п. 5.1 ст. 23 НК РФ. Чтобы не пугать руководителей организаций (ИП) нежданными приостановлениями по их счетам, ФНС должна в письменной форме сообщить им об этом за 5 дней до принятия решения о приостановлении (письмо ФНС от 29.06.2016 № ЕД-4-15/11597@).

Рекомендации! По возможности следите за численностью работников. В 2016 году организации (ИП) переходили на электронную форму общения с ФНС только при превышении по итогам 2015 года среднесписочной численности работников отметки в 100 человек или переходе на уплату НДС (п. 3 ст. 80 НК РФ). С 01.01.2017, после передачи страховых взносов в ФНС, обеспечивать в 10-дневный срок возможность поступления писем от ФНС в электронной форме придется еще и тем организациям (ИП), у которых численность работников будет свыше 25 человек.

Подробнее о том, кто должен переходить на электронную отчетность и как ее подключить, читайте в статьях:

Мы очень хотим, чтобы вы не сталкивались с приостановлениями операций по банковским и электронным счетам. Оформите подписку на наши новости, и мы напомним вам о необходимости проверить численность работников после 01.01.2017 для того, чтобы вы в случае необходимости успели подключиться к электронному документообороту с ФНС.

03.08.2016: уточнен порядок уведомления ФНС о невозможности представления запрошенных документов в установленный срок

С 03.08.2016 организации (ИП), обязанные отчитываться по налогам в электронной форме (п. 3 ст. 80 НК РФ), смогут уведомлять ФНС о невозможности представления запрошенных ими документов до определенной даты только 3 способами (абз. 3 п. 3 ст. 93 НК РФ):

  • лично (через представителя);
  • через ТКС;
  • через личный кабинет.

Все остальные организации (ИП) помимо указанных выше способов передачи уведомления о перенесении сроков представления документов в ФНС вправе воспользоваться еще одним способом (абзац 3 п. 3 ст. 93 НК РФ):

  • отправка по почте заказным письмом.

До 03.08.2016 указанных выше ограничений не было, и каждый налогоплательщик мог передать рассматриваемое нами уведомление любым доступным ему способом.

К сведению! После 03.08.2016 при формировании указанного уведомления, отправляемого в ФНС через ТКС (личный кабинет), нужно применять форму, утвержденную налоговиками (абз. 4 п. 3 ст. 93 НК РФ) – см. «Утверждены форма и формат для уведомления о невозможности предоставить документы по требованию в срок».

01.01.2017: расширен список документов, принимаемых в ФНС только в электронной форме

  1. После 01.01.2017 налогоплательщики, отчитывающиеся по НДС, при проведении камеральной проверки деклараций по НДС запрошенные налоговиками пояснения (документы) должны будут направлять в ФНС только в электронной форме. При подаче в ФНС пояснений (документов) в бумажной форме они будут считаться непредоставленными.
  1. С 01.01.2017 заявление о постановке на учет (снятии с учета), уведомление о выборе подразделения ФНС для постановки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения можно сдавать не только лично в ФНС, через почту или ТКС, но еще и через личный кабинет, однако с условием, что подаваемые документы будут подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) (п. 5.1 ст. 84 НК РФ).

Рекомендации! Если вы пользуетесь ТКС (личным кабинетом), но ранее не представляли документы в ФНС в электронной форме, то при первой возможности отправьте письмо (уведомление) одним из указанных электронных способов и проследите, за какое время ваше письмо дошло до инспекции, приняли ли его и выслали ли вам квитанцию о получении (уведомление). При наличии неполадок в отправке или длительном неполучении (более 5 дней) письма подразделением ФНС обратитесь за разъяснениями к вашему оператору ТКС или в ИТ-отдел ФНС. Будьте готовы к тому, что ФНС постепенно будет полностью переводить налогоплательщиков на электронную форму документооборота.

Нам важно, чтобы в процессе подготовки отчетности вы не пропустили значимые для вас новости по налогам и разъяснения по сложным участкам учета. Чтобы мы смогли вовремя оповещать вас обо всех изменениях по налогам и бухучету, просто оформите подписку на наши новости.

О новом порядке документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками в электронной форме

Автор: А. Б. Сухов

Комментарий к Приказу ФНС РФ от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@.

Налоговая служба утвердила Порядок направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее – Порядок) Приказом от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@. Этот приказ опубликован на портале www.pravo.gov.ru 14.08.2015 и вступил в силу 25.08.2015.

Необходимость принятия Порядка очевидна. Дело в том, что первая часть Налогового кодекса устанавливает многочисленные правила, касающиеся направления документов от налоговых органов налогоплательщикам и ответных обязательных документов в обратном направлении. При этом определяются сроки, в течение которых налогоплательщик должен дать ответ.

Согласно п. 4 ст. 31 НК РФ документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть, в частности, переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен НК РФ. Лицам, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Читайте так же:  Как подготовить нулевой 6-ндфл за 9 месяцев 2019 - 2020 года образец

Более того, лицам, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, такие документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо личный кабинет налогоплательщика, то есть не направляются по почте и не вручаются лично.

Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ указанная обязанность распространяется на налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также на вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает ту же величину.

В то же время в силу п. 5 ст. 174 НК РФ независимо от численности работников в том же порядке должны представлять декларацию по НДС все плательщики этого налога, а в определенных случаях и неплательщики его.

Неочевидно, но получается, что даже если лицо представляет в электронном виде только декларацию по НДС, то и документы от налоговиков оно должно получать тоже только в электронном виде или через личный кабинет. Ведь в п. 4 ст. 31 НК РФ для такого порядка передачи документов не ставится никаких условий в отношении численности работников или объема представленной отчетности.

Хотя, возможно, мы еще увидим уточнения по этому поводу. Ведь чтобы представить декларацию по НДС электронно, необязательно заключать договор с оператором. Последний может оказать услугу по передаче декларации и в разовом порядке. Нет пока и обязанности для налогоплательщиков заводить личный кабинет, это можно сделать добровольно.

Как же в таком случае налоговый орган передаст свою корреспонденцию? Очевидно, только лично налогоплательщику или по почте.

При этом в п. 4 ст. 31 НК РФ не определено, какой день считается днем получения документов налоговиков, если они направлены именно в электронной форме через оператора электронного документооборота.

Но согласно п. 5.1 ст. 23 НК РФ лица, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, должны обеспечить получение от налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Эти лица обязаны передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ при неисполнении данной обязанности в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом, тот вправе принять решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств.

Согласно п. 11 ст. 76 НК РФ положения данной статьи применяются также в отношении (см. также п. 3 Порядка):

  • налоговых агентов – организаций и плательщиков сборов – организаций;
  • индивидуальных предпринимателей – налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов;
  • организаций и индивидуальных предпринимателей, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), которые при этом обязаны представлять налоговые декларации в соответствии с ч. 2 НК РФ, то есть п. 5 ст. 174 НК РФ;
  • нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, – налогоплательщиков, налоговых агентов.

В Порядке приведен довольно длинный перечень документов, на которые он распространяется, то есть которые направляются только в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика, если он обязан отчитываться по налогам через оператора электронного документооборота. Начинается этот список с требования о представлении пояснений.

Согласно п. 6 Порядка участники информационного обмена[1] не реже одного раза в сутки проверяют поступление указанных документов и технологических электронных документов[2]. Формально получается, что это необходимо делать даже в официально установленный государственный выходной или праздничный день (хотя понятно, что в такой день не работает, а значит, и не отсылает свои документы налоговая служба) и уж тем более в день отдыха, определенный на предприятии согласно его внутренним документам, например в связи с простоем.

Это важно, так как не предусматривается никаких причин для переноса начала срока отсчета периода, после которого истечет крайний срок получения документа и к налогоплательщику при отсутствии ответа от него будут приняты меры.

Как мы упомянули, в п. 4 ст. 31 НК РФ не определено, какой день считается днем получения документов налоговиков, если они направлены именно в электронной форме через оператора электронного документооборота. Порядок восполняет этот пробел.

При получении налоговым органом квитанции о приеме документа, который он направил, датой его получения налогоплательщиком (представителем налогоплательщика) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата принятия, указанная в квитанции о приеме. При этом датой направления (отправки) налогоплательщику (представителю налогоплательщика) документа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки (п. 10 и 11 Порядка).

Квитанцию о приеме, подписанную электронной подписью, налогоплательщик (представитель налогоплательщика) обязан направить налоговому органу по телекоммуникационным каналам связи в течение шести дней со дня отправки ему документа налоговым органом (п. 14 Порядка). Это положение корреспондирует с п. 5.1 ст. 23 НК РФ.

В соответствии с пп. 6 п. 6.1 НК РФ в данном случае речь идет о рабочих днях.

Если есть основания для отказа в приеме документа, то налогоплательщик формирует и отсылает подписанное электронной подписью уведомление об отказе в приеме. Не уточняется, но, очевидно, это надо сделать в течение тех же шести дней со дня отправки документа налоговым органом.

Читайте так же:  Как сотруднику мвд получить звание “ветеран труда”

Основанием для отказа в приеме налогоплательщиком (представителем налогоплательщика) документа является:

  • ошибочное направление налогоплательщику (представителю налогоплательщика);
  • несоответствие утвержденному формату;
  • отсутствие (несоответствие) КЭП налогового органа.

Не вполне ясно, как налогоплательщик сможет проверить соблюдение налоговым органом двух последних из указанных требований.

В целом Порядок устанавливает строгие и определенные правила документооборота между налоговым органом и налогоплательщиком, несоблюдение которых может привести к серьезным последствиям для налогоплательщика.

[1] В их число входят налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, их представители, операторы электронного документооборота, налоговые органы (п. 2 Порядка).

[2] Подтверждение даты отправки, квитанция о приеме, уведомление об отказе в приеме, извещение о получении электронного документа (п. 4 Порядка).

Тенденции электронного документооборота: взгляд ФНС России

Изображение - Налоговая служба рф меняет электронную структуру хозяйственного договора proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.cfo-russia.ru%2Fupload%2Fmedialibrary%2F2b3%2F600

Татьяна Матвеева, начальник управления информационных технологий, ФНС России

Не секрет, что налогоплательщики очень настороженно относятся к изменению порядка ведения учета, опасаясь, в том числе, трудностей при представлении документов в контролирующие органы. И здесь сложно переоценить роль приказов, издаваемых ФНС России, утверждающих новые форматы электронных документов, которые можно применять в хозяйственной деятельности и которые без проблем будут приняты в налоговых органах в случае необходимости их представления.

Проблемы организации ЭДО неоднократно озвучивались бизнесом на встречах с представителями государственных органов власти. В результате при поддержке Агентства стратегических инициатив и на основании предложений бизнес-сообщества были сформированы перечни изменений, которые вошли отдельными пунктами в план мероприятий (дорожную карту) «Совершенствование налогового администрирования» (утв. распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 № 162-р).

В рамках реализации указанной дорожной карты ФНС России распоряжением от 30.06.2014 № 99@ утвержден свой план мероприятий по созданию благоприятных условий перехода на ЭДО. В соответствии с этим планом разработаны следующие форматы первичных учетных документов:

а) формат представления документа о передаче товаров при торговых операциях в электронной форме (приказ ФНС России от 30.11.2015 № ММВ-7-10/551);

б) формат представления документа о передаче результатов работ (документа об оказании услуг) в электронной форме (приказ ФНС России от 30.11.2015 № ММВ-7-10/552);

в) формат счета-фактуры и формат представления документа о передаче (сдаче) товаров (работ, услуг, имущественных прав), включающего в себя счет-фактуру, в электронной форме (приказ ФНС России от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@);

г) формат корректировочного счета-фактуры и формата представления документа об изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, включающего в себя корректировочный счет-фактуру, в электронной форме (приказ ФНС России от 13.04.2016 №ММВ-7-15/189@).

Организация роуминга операторами ЭДО

Помимо увеличения числа формализованных документов, важным фактором любого нового сервиса (а обмен электронными документами в настоящее время подразумевает сервисную составляющую) является его доступность.

Если обмен осуществляется между клиентами одного оператора ЭДО, проблем обычно не возникает. Однако, когда контрагенты подключены к разным операторам ЭДО, для отладки взаимодействия между операторами требуется проведение ряда технологических и юридических процедур. Это связано с некоторыми отличиями в применяемой операторами технологии формирования контейнеров, содержащих документы, а также с отсутствием нормативных требований об обеспечении взаимодействия между операторами.

С момента утверждения порядка обмена электронными счетами-фактурами роуминговые (по аналогии с операторами сотовой связи) соглашения были заключены только несколькими крупными операторами ЭДО под давлением крупнейших налогоплательщиков.

Отсутствие возможности обмениваться документами со всеми контрагентами без оглядки на оператора ЭДО, у которого обслуживаются партнеры, серьезно сдерживает переход бизнеса на обмен электронными документами.

В уже упомянутом распоряжении ФНС России среди прочих содержался пункт, направленный на решение проблемы отсутствия роуминга. Подготовленные ФНС России изменения в порядок обмена электронными счетами-фактурами учтены в приказе Минфина России от 10.11.2015 № 174н (зарегистрирован в Минюсте России 18.02.2016; вступил в силу с 1 апреля 2016 г.). В соответствии с новым порядком оператор ЭДО обязан обеспечить взаимодействие продавца и покупателя при выставлении и получении счетов-фактур в электронной форме (при необходимости через оператора ЭДО, заключившего договор с другой стороной сделки). Коммерческие организации вправе требовать от операторов оказание услуги роуминга надлежащего качества и в полном объеме.

Необходимо отметить, что ФНС России еще с 2012 года в целях повышения доверия к деятельности операторов ЭДО при обмене счетами-фактурами в электронной форме, обеспечения гарантий для налогоплательщиков и контролирующих органов, а также выполнения установленных требований при выставлении и получении счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи была организована сеть доверенных операторов ЭДО. Для включения в такую сеть оператору ЭДО необходимо было представить в ФНС России перечень документов, который содержится в приказе ФНС России от 20.04.2012 № ММВ-7-6/253@. Данный приказ в связи с изданием приказа Минфина России № 174н также подвергся корректировке. Согласно приказу ФНС России от 04.04.2016 № ММВ-7-6/176@ для присоединения к числу доверенных операторов ЭДО с 01.07.2016 необходимо будет представить в том числе и подтверждение возможности оказания услуг роуминга.

Предоставление неформализованных электронных документов в контролирующие органы

Кроме того, ФНС России разработан проект приказа «Об утверждении формата передачи документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме» 18.03.2016 был размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов http://regulation.gov.ru для проведения общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы. По результатам проведения указанных мероприятий замечаний и предложений от общественных экспертов получено не было. В настоящее время указанный проект приказа ФНС России находится на согласовании в структурных подразделениях ЦА ФНС России.

Читайте так же:  Минтруд посчитал прожиточный минимум за 3 квартал 2019 - 2020 года

Указанный приказ утверждает новый вид описи документов, которая по сути является универсальным конвертом. С ним можно будет представить в налоговые органы любой бумажный документ в виде сканированного образа.

Требования к таким документам предусмотрены приказом ФНС России от 09.11.2010 ММВ-7-6/535@ «Об утверждении Унифицированного формата транспортного контейнера при информационном взаимодействии с приемными комплексами налоговых органов по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной цифровой подписи»:

копии должны быть черно-белыми с разрешением отсканированного документа не менее 150 и не более 300 точек на дюйм с использованием 256 градаций серого цвета;

отсканированные документы должны быть представлены с расширением JPEG, TIFF. Изображения, вложенные в документы, разрешаются в форматах PDF, RTF, Microsoft Word, Microsoft Excel, Open Document Text, Document Spreadsheet, Open XML Word и Open XML Spreadsheet.

Комментарии представителей компаний – операторов ЭДО

Сергей Куляев, руководитель проекта, ИнфоТеКС Интернет Траст

Исторически операторы не готовились к роумингу и рассчитывали на большие доли рынка. Была очевидна тенденция к «переманиванию» клиентов в случае возникновения вопросов о роуминге. А вопросы возникли, по сути, в тот же момент, когда и впервые подключились к ЭДО два контрагента к разным операторам.

Организация роуминга – сложный процесс, требующий вложений со стороны операторов и не имеющий очевидной отдачи. Основными сложностями являются базовая нестыковка технологий, отсутствие единых форматов документов (высокая вероятность сходства есть только у счетов-фактур, и то жизнь показала обратное), отсутствие возможности на конкурентном рынке «делиться» базой абонентов, что вызывает трудности в стыковке механизмов поиска и заведения связей абонентов, если таковые есть.

Хоть бизнес уже давно и просил роуминг, многие операторы не считали нужным уделять этому особое внимание, так как есть свои понятные технологии. А с позиции сильного вместе с генераторами трафика всегда можно было заставить перейти на свою технологию любого мелкого получателя (это бесплатно) или отправителя (часто укладываются в бесплатные пакетные предложения), также уже очень давно все понимали, что нужен будет принудительный стимул, например, в виде приказа ФНС или хотя бы их воли.

По ценам сейчас ничего сказать нельзя, мнения два: брать деньги за получение документов от другого оператора (как правило, 1 руб) или не брать.

Схем роуминга две – точка-точка и с применением хаба. Мы сейчас работаем над схемой точка-точка с рядом операторов, но и изучили возможность присоединению к одному из хабов (коих, как ни странно, уже больше одного).

Константин Козлов, руководитель проекта «Контур.Диадок», СКБ Контур

Сегодня у нас уже есть 11 действующих договоров о роуминге с другими операторами. Это значит, что наши клиенты могут обмениваться электронными документами с клиентами данных операторов.

По новому приказу ФНС, каждый оператор ЭДО обязан обеспечить роуминг со всеми остальными участниками сети доверенных операторов ЭДО. Сделать это можно двумя способами. Первый – заключить порядка 50 двусторонних договоров с каждым из них. Второй – заключить договор с единым роуминговым оператором. В данный момент пойти по второму пути, который выглядит оптимальным, затруднительно. Дело в том, что роуминговый оператор – новое понятие, которое в действующем законодательстве пока не пояснено. Не заданы критерии, которым должен соответствовать роуминговый оператор. Для нас это препятствие. Мы запросили разъяснения у ФНС относительно его критериев. Вероятно, это и есть хабы. Когда ясность появится, реализовать второй вариант будет гораздо проще. Но по какому пути мы будем двигаться, если разъяснений не будет – пока не решено. Тем не менее, требования приказа ФНС к 1 октября мы выполним.

Гульназ Мюттер, руководитель аналитического отдела, Бюро присяжных поверенных «Фрейтак и Сыновья»

Развитие электронного документооборота является одним из значимых вопросов при совершенствовании налогового администрирования.

Как известно, в настоящее время налоговые инспекции готовы принимать по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) только 14 типов документов. Возможность предоставлять в налоговые органы неформализованные документы в электронном виде, которая появится после вступления в силу Приказа ФНС России «Об утверждении формата передачи документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме», значительно упростит жизнь предпринимателям. Бывает, что налоговые органы в рамках проверки запрашивают огромное количество технических документов (например, проектную документацию). Понятно, что подготовка бумажных заверенных копий занимает достаточно много времени. Помимо этого, на практике некоторые налоговые органы направляют акты и решения по результатам камеральных проверок через ТКС. Однако, налогоплательщики опасаются в таких случаях представлять свои возражения и апелляционные жалобы в электронном виде, поскольку формально такая возможность в настоящее время не предусмотрена.

Преимущества в данном случае очевидны: развитие ЭДО, в том числе обмен неформализованными документами, позволяет снижать издержки бизнеса и сокращать трудозатраты.

Самые актуальные бизнес-кейсы по внедрению ЭДО вы сможете услышать на Четвертой конференций «Внутренний и внешний электронный документооборот»

Изображение - Налоговая служба рф меняет электронную структуру хозяйственного договора 23423424
Автор статьи: Филипп Соловьев

Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.3 проголосовавших: 273

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here