Сегодня рассмотрим тему: "минфин объяснил, почему в 2019 - 2020 году не должны расти цены на бензин и дизель" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
Содержание
Минфин объяснил, почему в 2019 году не должны расти цены на бензин и дизель
На прошлой неделе Директор Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России Алексей Сазанов принял участие в Парламентских слушаниях в Госдуме, где обсудил с депутатами цены и качество бензила и моторного топлива.
В своем выступлении чиновник рассказал, что государство с 2019 года будет в большем объеме субсидировать производителей топлива, чтобы помочь им платить возрастающие акцизы. Поэтому неправильно ожидать, что акцизы подтолкнут цены на бензин и дизель к ускоренному росту:
“С 1 января 2019 года заработает демпфирующая компонента обратного акциза. Механизм ее работы очень простой – если нефтеперерабатывающий завод поставляет на внутренний рынок бензин или дизельное топливо 5-го класса, за 10 дней до уплаты акциза он получит субсидию от государства в среднем в размере 10 000 рублей на тонну. Акциз на дизельное топливо с 1 января 2019 года составит 8500 рублей. Получается, субсидия государства на 1500 рублей больше акциза. Если говорить о бензине, субсидия составит 80% от размера акциза”.
Сазанов отметил, что в условиях, когда за 10 дней до момента уплаты налога завод получает средства от государства для его уплаты, некорректно говорить о том, что повышение акциза может привести к росту цен:
“Объем поддержки нефтепереработки по сравнению с сегодняшним уровнем увеличивается в 1,5 раза. Все меры, которые мы предлагаем, направлены исключительно на стабилизацию цен на внутреннем рынке”.
Подорожание бензина в 2019 году в России будет или нет
Почти две трети перевозок в России осуществляется автотранспортом. Это означает, что в случае подорожания бензина вырастут цены на самые разные товары.
В конце прошлого года власти пообещали, что в текущем году рост цен на горючее не превысит инфляцию. Она ожидается на уровне 4,0-4,6%.
В прошлом году цены на бензин подскочили почти на 10%. Правительству даже пришлось договариваться с нефтяниками о заморозке цен на топливо, которая действует до 31 марта 2019 года.
Впрочем, даже несмотря на соглашение, цены на бензин ползли вверх — из-за увеличения налога на добавленную стоимость (НДС) на 2%. Производителям разрешили учесть этот фактор в цене сырья. В начале года, когда вступил в силу 20% НДС, в некоторых регионах литр топлива дорожал почти на 0,5 рубля-1 рубль (в Башкирии, Татарстане, Санкт-Петербурге, Воронежской, Волгоградской, Свердловской, Самарской и других областях).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Потом, правда, бензин даже начал дешеветь — на несколько копеек. Например, за последнюю неделю снизился в цене на 0,1% (или на 4 копейки), говорится в материалах Росстата.
По мнению независимого эксперта транспортной отрасли Алексея Тузова, если к 31 марта цены на нефть (и курс рубля) сохранятся на нынешнем уровне, то бензин особо не подорожает.
«При таком раскладе можно предположить, что увеличение розничных цен топлива не превысит темпов роста инфляции по итогам 2019 года», — сказал он.
В свою очередь аналитик инвестиционной компании «Фридом Финанс» Анастасия Соснова считает, что разогнать цены на топливо может дефицит на внутреннем рынке. Случиться он может как раз из-за ослабления рубля, так как производителям выгоднее экспортировать бензин и дизельное топливо за границу, получая за это доллары и евро.
Еще один фактор, способный повысить цены на топливо – начало посевного сезона в марте, говорит главный аналитик Промсвязьбанка Денис Попов. В это время спрос на бензин увеличивается, соответственно, увеличивается и стоимость сырья.
Соглашение между нефтяниками и правительством РФ о сдерживании роста цен на топливо на уровне инфляции будет действовать до 31 марта 2019 года. Кабмин настроен оптимистично, причем даже после этой даты не ожидает резкого увеличения ценников на АЗС. В «Российской газете» напомнили, что за рынком присматривает Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
По словам Дмитрия Козака, цены «не уйдут в свободное плавание». Нынешняя задача правительства – сделать так, чтобы подобные ныне действующему соглашения больше заключать не пришлось, но цены на автозаправках при этом не поднимались. Одно из средств для достижения цели – демпфирующий механизм, который заработал 1 января 2019 года. Принцип его действия заключается в том, что государство компенсирует нефтяникам часть «недополученной» прибыли в случае, если топливо в РФ дешевле, чем на экспортных рынках.
Этот механизм пока что работает не совсем так, как нужно. Если говорить о дизельном топливе, то схема «исправна». Если же о бензине, то стоит учесть, что внутренний рынок на данный момент затоварен, так что пока делать выводы о системе рано, об этом сказал заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин.
Дмитрий Козак отметил, что сейчас ситуация на топливном рынке в России стабильна, а механизмы поддержки от властей РФ позволяют нефтяникам распределить сырье «достаточно эффективно». Однако у самих нефтяников сомнения насчёт перспектив рынка есть, поэтому они попросили правительство РФ увеличить размер компенсации по демпфирующему механизму. Это предложение кабмин планирует рассмотреть на текущей неделе.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Наверно, не осталось людей, которых бы не волновала стоимость топлива в наступающем году, т. к. от этого показателя напрямую будет зависеть уровень инфляции в России. Повышение стоимости на бензин в 2019 году, повлечет за собой цепную реакцию роста цен на логистику, а значит практически на все виды товаров.
В преддверии Нового года, население страны обсуждает не праздничные планы и списки подарков, а следит за прогнозами цен на топливо. Волнения понятны, ведь наша жизнь, напрямую или косвенно связана с транспортом. От того, как поменяются расценки, будет зависеть семейный бюджет каждого. Будет ли повышение? Когда? На сколько?
Особенности формирования стоимости бензина в России
Что входит в цену 1 литра конечного продукта:
- Налоги – 60% (акцизный сбор + налог на добычу и разработку полезных ископаемых (НДПИ)).
- Стоимость нефти – 4%.
- Услуги заводов нефтепереработки – 13%.
- Транспортировка – 7% (тарифы на ж/д перевозки нефтеналивных грузов).
- Надбавки АЗС – 16%.
Исходя из этих пунктов видно, что котировка нефти на мировом рынке практически не будет влиять на стоимость бензина в наступающем году. Основную долю в ценообразовании регулирует и контролирует государство. Оно устанавливает размер налогов и акциза. На формирование цены еще повлияет:
- Возможное ослабление рубля.
- Ремонт НПЗ (как следствие уменьшение на внутреннем рынке количества переработанных нефтепродуктов).
- Экспорт.
Акциз – это непрямой налог на некоторые виды товаров народного потребления, который налагает государство. Эти товары используются внутри страны и в их стоимость уже заложен этот показатель, а значит, плательщиком данного налога является конечный потребитель – рядовой россиянин. Все отчисления по акцизу попадают в ФСН, их получает государство и таким образом, существенно пополняется госбюджет.
В список подакцизных товаров попадает одиннадцать позиций и бензин занимает среди них не последнее место.
По последним новостям из различных источников подтверждается информация о том, что акциз на бензин со следующего года будет увеличен на:
- Бензин с 8 213руб./т до 12314 руб./т.
- Дизель с 5665 руб./т до 8541 руб./т.
- Средний дистиллят (печное и судовое топливо) с 6665 руб./т до 9241 руб./т.
Повышение назначено на 1 января 2019 года. Следующий рост тарифов, но уже не такой ощутимый, планируют провести в январе 2020 года.
По состоянию на 04 февраля 2019 года стоимость одного литра бензина и дизеля в рублях составляет:
По прогнозам на 2019 год мнения экспертов разделились. Одни прогнозируют повышение цен на бензин в следующем году, в связи с увеличением акциза и введением ННД (налог на добавленный доход), а также ростом инфляции. Кроме того, могут сыграть роль и внешние составляющие:
- Международная обстановка.
- Уменьшение импорта из Финляндии и Белоруссии.
Другие утверждают прямо противоположное, а именно понижение в 2019 году цен на бензин. В качестве аргументов называют следующие:
- Положительная динамика экономики России.
- Укрепление рубля.
- Увеличение запасов топлива.
- Увеличение стоимости “черного золота” на мировом рынке.
- Снижение НДПИ.
- Отмена экспортной пошлины.
- Введение обратного акциза.
Надо отметить, что утверждение, о понижении цены на топливо в результате подорожания нефти, весьма спорно. Скорее, это приведет к тому, что нефтяные корпорации в погоне за прибылью будут продавать сырье на экспорт. Какай смысл поставлять нефть по дешевой цене на внутренний рынок, если можно реализовать ее по хорошей стоимости за границей?
3.09.2018 года президентом страны был подписан закон, предусматривающий поэтапное увеличение ставок акциза на бензин и нефтепродукты. На следующий день этот закон был зарегистрирован под номером ФЗ-301 и размещен на сайте Госдумы. Однако, в результате переговоров между руководством страны и нефтяными компаниями, временно было принято решение отложить повышение акциза. По словам вице-премьера Дмитрия Козака закон начнет действовать с 1 января 2019 года. (Комсомольская правда)
По словам Дмитрия Медведева на сегодняшний день стоимость бензина в России значительно ниже, чем в странах Европы, но ситуация может кардинально изменится к 2024 году. К этому моменту ожидается, что цены вырастут и станут такие же, как в Европе, т. е. увеличатся в 1.5 раза.
Спрогнозировать окончательные цены на бензин в наступающем 2019 году достаточно сложно. Большинство экспертов говорят об увеличении цены, а это приведет к тому, что люди вынуждены будут экономить на других продуктах. Многие жители России уже сейчас задумываются о переходе на электромобили, а те кто небогат – на велосипеды.
Рост цен на бензин в наступающем 2019 году подталкивает к переводу городского транспорта и сельхозтехники на газ или электроэнергию. Оптимисты утверждают, что не все так плохо. Ведь в результате наполнения госбюджета за счет ввода новых налогов и увеличения акциза, страна сможет:
- Строить новые дороги
- Поднять пенсии и субсидии.
Если же топливо подешевеет, то экономика России и в этом случае выиграет.
- Уменьшение расходов на транспорт, приведет к тому, что освободившиеся финансы население потратит на другие продукты и услуги, тем самым оживив вялую экономику.
- Уменьшатся расходы на топливо в аграрном секторе – подешевеет сельхозпродукция.
Понятно, что в этом случае будет происходить наполнение госбюджета, что в свою очередь повлияет на благосостояние рядовых жителей страны.
Вырастет ценник на топливо, или опустится – это, скорее не математика, а гадание. Люди уже не верят в понижение стоимости бензина в стране, являющейся второй в мире по добыче нефти. Никто четко не может дать ответ на то, сколько же будет стоить литр топлива. Это заставляет нервничать и паниковать, поскольку люди не могут спланировать статью расходов в своем бюджете по транспорту. Будем, все же надеяться на то, что правительство примет меры и не допустит высокий скачек цен для конечного потребителя, т. е. нас с вами.
Существует несколько вариантов развития ситуации вокруг цен на бензин. Представители крупных компаний, реализующих топливо, озвучивают различные прогнозы, значительно отличающиеся по установленным показателям.
Самый положительный вариант развития событий — увеличение цен на топливо, не превышающее инфляционный процент. Также существует менее оптимистичный прогноз от компаний, которые изучают динамику роста цен на бензин. Цифра значительно увеличена и составляет 16-20 процентов. При возникновении данной ситуации произойдет преодоление так называемой психологической отметки, составляющей не менее 50 рублей за 1 литр горючего.
Примечательно, что цены на топливо должны измениться после 31 марта 2019 года. Это связано с тем, что представители власти приняли решение о самостоятельном контроле за увеличением стоимости топлива. Нефтяники, которые осуществляют деятельность на территории Российской Федерации, столкнулись с ультиматумом об обязательном увеличении экспортной пошлины на нефть (в том случае, если цена не будет скорректирована и «заморожена» на уровне 1 июня 2018 года). После анонса ответного удара по реализаторам топлива, власти смогли удержать рост цен на бензин.
Соглашение о заморозке цен действует до 31 марта 2019 года. Аналитики говорят о том, что после завершения срока работы документа бензин может подорожать на 4-5 процентов. Представители компаний, в свою очередь, говорят о том, что реальный вариант увеличения стоимости топлива за 1 квартал 2019 года составит 5-10 процентов. Несмотря на то, что внедрен мораторий на запрет о повышении стоимости топлива, в январе 2019 года в стране будет повышен НДС. По этой причине 1 литр бензина может подорожать на 2-3 рубля, или 7, 5 процентов. Этот показатель эксперты называют уже через 6 месяцев после начала года.
Представители средств массовой информации обращались с официальным запросом в компанию «Роснефть» касательно предоставления ценового прогноза. Те данные, которые отображаются в документе, не являются оптимистичными. За 2-3 месяца 2019 года будет увеличена стоимость бензина до 49, 97 рублей за литр. Речь идет о марке Аи-95. Наиболее «ходовой» вид топлива, используемый на территории Российской Федерации — бензин Аи-92. Ожидается, что в апреле 2019 года его можно будет приобрести за 46, 17 рублей. Также подорожает дизтопливо, которое сейчас доступно по цене в 45, 45 рублей за литр. Планируемое повышение — 49, 69 рублей за литр.
Представители власти, чтобы проконтролировать ситуацию, 31 октября 2018 года провели собрание. За круглым столом представители Минэнерго, Федеральной антимонопольной службы, а также руководители нефтяных компаний и независимые нефтеперерабатывающие заводы стабилизировали ситуацию. По прошествии марта 2019 года может быть увеличена стоимость бензина в соответствии с инфляционным уровнем.
Счетная палата прогнозирует резкий рост цен на бензин в 2019 году
Счетная палата опубликовала заключение на проект бюджета на 2019-2021 гг. В ведомстве уже в следующем году ожидают новую волну роста цен на бензин из-за повышения акцизов. Кроме того, аудиторы раскритиковали заложенный в консервативном сценарии «слишком оптимистичный курс рубля». Прогнозируемые темпы роста ВВП не позволят выполнить президентскую задачу и войти в топ-5 крупнейших экономик мира к 2024 году, уверены в СП.
Счетная палата прогнозирует новый скачок розничных цен на бензин в России в 2019 году. Причиной, по мнению аудиторов, может стать плановое повышение акцизов на топливо с 1 января 2019 года.
«Увеличение акциза в 1,5 раза с 1 января 2019 года может вновь привести к резкому росту цен на бензин и потребовать принятия дополнительных компенсационных и сдерживающих мер»,
– говорится в заключении Счетной палаты на проект бюджета на 2019-2021 годы.
При негативном сценарии придется принимать «дополнительные компенсационные и сдерживающие меры», уверены в Счетной палаты. Напомним, в августе правительство заявило о том, что
с 1 января 2019 года акцизы на дизельное топливо и бензин вырастут на 2,7 тыс. руб. и 3,7 тыс. руб. за тонну соответственно.
Повышать акцизы на моторное топливо планировалось начать еще в этом году: по замыслу правительства они с 1 июля должны были вырасти примерно на 700 руб. – до 11,892 тысячи за тонну бензина и до 8,258 тысячи рублей на тонну дизельного топлива. Однако минувшей весной начался резкий рост цен на нефтепродукты, в ходе которого топливо на АЗС в течение пары недель ушло за 40 рублей за литр, а в некоторых регионах цены приближались к 47-50 руб. за литр.
Чтобы не допустить дальнейшего роста розничных цен, вице-премьеру по ТЭКу Дмитрию Козаку пришлось в ручном режиме договариваться с нефтяниками. Взамен обязательства держать цены в оптовом и розничном секторах, вертикально-интегрированные нефтяные компании получили вместо ожидаемого повышения акцизов, их снижение на 3 тыс. руб. на бензин и на 2 тыс. рублей – на тонну дизельного топлива. Это позволило стабилизировать ситуацию, но серьезного снижения цен на АЗС не принесло.
Как отмечает Счетная плата,
снижение акцизов на бензин позволило лишь незначительно понизить розничные цены в июле-августе – на 0,2% и 0,3% соответственно. Этого было «недостаточно для компенсации опережающего роста цен, накопленного с начала года»,
подчеркивают в ведомстве.
О том, что рост цен на бензин в текущих условиях неизбежен, ранее предупреждали независимые продавцы, представители Российского топливного союза, ряд экспертов и сами нефтяники.
В правительстве утверждают, что не допустят роста цен в рознице: во-первых, с 1 января 2019 года начнется завершение налогового маневра в нефтяной отрасли, предусматривающий снижение таможенных пошлин при повышении НДПИ, в рамках него предусмотрен отрицательный акциз для нефтеперерабатывающих заводов, который, по словам Козака, должен «выполнить миссию рыночного инструмента сдерживания внутренних цен на топливо». Также предусмотрена возможность компенсировать НПЗ часть стоимости нефти на внутреннем рынке в виде специальной демпфирующей надбавки.
Не одобрила и Счетная палата заложенный в консервативный проект бюджета курс рубля, назвав его «слишком оптимистичным».
«Относительно оптимистичные» макроэкономические показатели российской экономики, заложенные в прогноз, основаны «на переоценке адаптивных возможностей российской экономики», обращают внимание аудиторы. «В целом представляется, что консервативный вариант прогноза недооценивает возможные последствия значительного ухудшения внешнеэкономических условий», — отмечается в отчете.
В базовом сценарии заложены колебания курса рубля с 61,7 руб. за доллар в 2018 году до 63,9 руб. в 2019 году, до 64 руб. к 2021 году, а к 2024 г. – до 68 руб. В консервативном сценарии предусмотрено снижение курса национальной валюты до 65,7 руб. в 2021 году и до 69,9 руб. в 2024 г. При этом снижение нефтяных цен (на российскую марку Urals) в базовом варианте заложено на уровне до $57,9 в 2021 г. и до $53,5 в 2024 году, в консервативном не исключается, что нефть в 2021–2024 годах уйдет до $43,3–45,9 за баррель.
Аудиторы полагают, что существенное снижение нефтяных цен может привести к более резким коррекциям курса.
Курс рубля, предупреждают в Счетной палате, в ближайшие годы будет формироваться «в условиях сохраняющейся неопределенности», которая проистекает как из перспективы продолжения санкционной политики западных стран, так и из вероятного ужесточения денежно-кредитной политики центральными банками. При этом эффект от применения бюджетного правила для валютного рынка будет неоднозначным: проведение Минфином в этом году операций по покупке валюты усиливало нестабильность курса национальной валюты из-за возрастающего спроса на доллары.
При этом следующие три года бюджет предполагается сверстать с профицитом: в 2019 году он, по оценке Минфина, составит 1,8% ВВП, в 2020 и 2021 годах — 1% и 0,6% ВВП соответственно. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин ранее отмечал, что «тот профицит, который заложен (в бюджете), он будет больше существенно, и мы будем еще больше триллионов складывать в профицит».
Пока курсовая динамика отражает остающуюся привязку рубля к нефтяным ценам. Так, например, на сегодняшних торгах на Мосбирже рубль укрепляется на фоне подорожания нефти. По данным на 16:20 мск доллар снизился к рублю на 78 коп. и составил 65,32 руб. С утра цена на нефть увеличилась на 1% и составила $81,26 за баррель Brent.
Не удовлетворили аудиторов СП и заложенные в прогноз параметры роста ВВП. Такими темпами, уверены аналитики, Россия к 2024 году не войдет в число пяти крупнейших экономик мира. ФРГ все же будет впереди.
Вхождение в пятерку крупнейших экономик и обеспечение темпов роста экономики выше мировых — одна из главных задач, поставленных президентом РФ Владимиром Путиным в майском указе.
Имеется в виду ВВП по паритету покупательской способности (ППС). Сейчас по этом у параметру Россия находится на шестом месте в мире, впереди — Германия.
По прогнозу Минэка, ВВП в 2019–2020 гг. будет расти на 1,3 и 2% соответственно. С 2021 года экономический рост должен ускориться до 3,1–3,3% в год. При этом, средний темп роста мировой экономики к этому времени может замедлиться до 3% в год, на фоне этого рост ВВП РФ может быть выше среднемировых темпов.
«Счетной палатой были проведены альтернативные расчеты. При этом величина ВВП стран по ППС вычислялась в ценах 2017 года с использованием индексов физического объема ВВП России и Германии. Полученные результаты расчетов свидетельствуют о том, что при реализации предположений Минэкономразвития России о темпах роста экономик России и Германии значение ВВП по ППС в ценах 2017 года для Германии окажется в 2024 году по-прежнему выше, чем для России», — говорится в заключении СП.
МВФ в октябрьском прогнозе оценил ВВП по ППС России в $4,016 трлн, у Германии – в $4,199 трлн. К 2023 году МВФ прогнозирует, что Россия окажется на седьмом месте по ВВП по ППС ($4,148 трлн). Пятое место сохранит Германия ($4,989 трлн), а шестую позицию займет Индонезия ($4,966 трлн).
Цены на бензин в России в 2019 году вырастут на несколько процентов, прогноз цен за литр 95, 92
Одна из причин такой динамики — изменение с 1 января ставки налога на добавленную стоимость (НДС) — с 18% до 20%, сообщает «Интерфакс».
В частности, цены на АЗС АО «ННК-Приморнефтепродукт» («Нефтегазхолдинг») с 5 января 2019 года выросли на 1,6-1,7%. В Якутии все виды топлива на АО «Саханефтегазсбыт» подорожали на 1,2 рубля. На АЗС «Роснефти» на Сахалине стоимость топлива выросла на 1,6-1,7%. В свою очередь, АНК «Башнефть» (контролируется «Роснефтью») с 6 января подняла в Башкирии розничные цены на топливо на 0,6-0,8 рубля.
Рост цен на АЗС в низкий сезон обусловлен тем, что с 1 января выросла базовая ставка НДС с 18% до 20%. Эту нагрузку компании перекладывают по цепочке на конечного потребителя.
Чтобы компании не повысили цены чрезмерно, правительство подписало с ними соглашение, которое обязывает заправки держать ценник приемлемым. Суммарно по итогам наступившего года повышение цен должно вписаться в инфляцию, то есть повторения истории 2018 года, когда наблюдался галопирующий рост стоимости топлива, не будет.
Всего себестоимость литра бензина в 2019 году поднимется на 3,7 рубля, оценивает генеральный директор АО “РК Интегратор” Виктор Костюков.
Кроме повышения ставки НДС на цены оказывает влияние повышение акцизов, а также снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в рамках завершения большого налогового маневра. Так, акциз за тонну автобензина пятого класса вырос в полтора раза — с 8213 руб. до 12 314 руб., аналогичный рост по дизельному топливу — с 5665 руб. до 8541 руб. Столь стремительным рост получился из-за того, что минувшим летом очередной этап повышения был пропущен. Более того, ставки даже понижали, чтобы цены на АЗС не росли.
Учитывая, что акцизы являются единственным источником формирования региональных дорожных фондов, не повысить их было невозможно. Чтобы автовладельцы не почувствовали столь же резкого роста цен, правительство ввело для нефтяников специальный демпфирующий (то есть сглаживающий) механизм, а также административно ограничило рост цен на заправках. За “хорошее поведение” нефтяники получат вычет с акциза на нефть, отправленную на переработку, при определенных условиях, среди которых, например, обеспечение внутреннего рынка топливом пятого экологического класса.
В наступившем году у правительства сохранилась возможность экстренно повышать таможенную пошлину на нефтепродукты, если цена нефти на мировом рынке вырастет за месяц более чем на 15%. Это станет страховкой для потребителей, ведь тогда розничные цены на топливо не подскочат. Повышенную пошлину смогут вводить на полгода начиная с месяца, следующего за тем, когда резко выросла цена. В прошлом году правительство этот инструмент не использовало.
Специалисты информационно-аналитического центра «Кортес» предположили, какой будет стоимость топлива и уже обозначили, что вначале весны стоимость бензина увеличится на 1%. Руководитель ФАС Игорь Атемьев, в свою очередь, заявил о том, что к такому росту цены приведёт рост акцизов. Нефть может снижаться в цене, но она по-прежнему нуждается в денежных средствах, которые будут идти на починку дорог и создание новых магистралей, а также поддержание инфраструктуры в целом.
Но акцизы станут самой весомой причиной для роста цен на топливо. Ставки на бензин 5 класса с 1 января 2019 года увеличатся в 1,5 раза сравнительно с прошлогодними показателями. Акцизы на бензин увеличатся с 8 213 рублей до 12 374 рублей за тонну, на дизель — с 5665 рублей до 8541 рублей. Летом ставки были временно заморожены, но теперь ставки будут подняты, дабы бюджет получил все те доходы, которые не получил за отчётный период 2018 года.
На показатели влияет налоговая нагрузка, а не рыночная стоимость нефти, что делает рост неизбежным. Официальная оценка Федеральной антимонопольной службы гласит, что общая фискальная составляющая в розничной цене литра бензина составляет уже 65%. По старым нормам акцизный сбор приблизительно равен 6,17 рублям. Если он будет увеличен до 12 374 рублей за тонну, акцизный сбор с литра вырастет на 3,13 рублей и составит 9,3 рублей. Этот показатель будет включён в розничную стоимость бензина. Государство попытается искусственно сдерживать рост бензина, но постоянно делать это не выйдет, а потому стоимость литра может вырасти от нескольких копеек до нескольких рублей, и произойдёт это уже в ближайшее время.
Данная отрасль тесно связана с нефтепродуктовым рынком, поэтому в России цены на бензин определяются не только спросом и предложением. Жесткие меры по ценовому регулированию поясняются тем, что основным источником прибыли для российских компаний является не внутренний, а внешний рынок – на долю экспорта приходится ¾ всей добываемой в стране нефти. Потребители же могут рассчитывать на остаток в виде 25% от добываемого черного золота.
Сюда входит не только нефть для бензина, но и сырье для изготовления мазута, судового топлива и авиационного керосина, а также материал для нефтехимической промышленности. В итоге цена бензина устанавливается на базе соглашений между правительственными группами. Для рынка, населения и потребителей из различных отраслей выгодно, чтобы бензин был дешевым, однако государственная казна нуждается в регулярном пополнении. А главным источником денег для бюджета являются налоги, в том числе – акциз на бензин.
Еще в 2017 году анонсировали резкое повышение топливных сборов. В 2017 году правительство рассчитывало получить благодаря этой мере 115 миллиардов рублей, в 2018 году – 150 миллиардов, а в 2019 году – 180 миллиардов. Если пересчитывать это на 1 литр бензина, то ежегодно расходы нефтекомпаний поднимаются примерно на 2 рубля, а если добавить в расчеты прочие затраты, то себестоимость топлива возрастает примерно на 10% в год — что, очевидно, в два раза превышает прогнозируемый уровень инфляции в стране.
Представители Федеральной антимонопольной службы признают, что ключевая причина роста бензиновых цен – увеличение налоговой нагрузки. По словам Игоря Атемьева, руководившего на тот момент ФАС, если бы акцизы не росли, то бензин вполне мог бы падать в цене. Однако страна нуждается в средствах для ремонта дорог и прокладки новых магистралей, а именно это, согласно бюджетным пояснениям, и является основной целью взимания акциза на топливо.
По словам Эльвиры Набиуллиной, подорожание горючего вызвало серьезную обеспокоенность у Центрального банка РФ. Это может спровоцировать рост инфляции, повысив ее на 0,2-0,4 процента! Кроме того, повышение топливных цен мгновенно отразилось на инфляционных ожиданиях россиян. Теперь многие в панике утверждают, что инфляция в конце года достигнет 8,6%. Однако падение покупательной способности рубля, по мнению Центробанка, вряд ли выйдет за установленные правительством рамки (4% за 2018 год).
Также отметим, что резкое повышение цен вызвало существенное недовольство у водителей – середина мая ознаменовалась протестными акциями в некоторых регионах страны. В результате Владимир Путин заявил, что правительство уже принимает меры, чтобы понизить цены горючего. Случилось это после нескольких социальных взрывов, которые окончились маршами «пустых канистр».
Главной причиной роста цен правительство назвало высокую стоимость нефти на мировом рынке, а также слабый курс рубля, что активизировало экспортную деятельность и обеднило внутренний рынок. Например, «Роснефть» практически обнулила поставки на российские АЗС, предпочитая вывозить топливо за пределы РФ. Когда антимонопольная служба потребовала урегулировать ситуацию, руководство компании сообщило, что «Роснефть» не продает бензин на экспорт, а всего лишь снижает поставки из-за проведения ремонтных работ.
Акцизы были уменьшены, но даже после этого стоимость бензина продолжила расти. Дмитрий Козак (вице-премьер по проблемам транспорта и энергетики) инициировал экстренное собрание правительства и глав нефтекомпаний. Было решено, что цены горючего получится сдержать, если правительство снизит акциз на 1 т бензина на 3 тыс.р., а на дизтопливо – на 2 тыс.р. При этом нефтяники потребовали отменить еще одно повышение сборов (на 700 р. с тонны), планируемое на июль. В итоге бюджет потеряет около 140 млрд. рублей за год.
К сожалению, властям вряд ли удастся добиться снижения цен на бензин даже такими мерами. Для начала нужно стабилизировать рынок, а потом уже думать о понижении стоимости топлива. В будущем депутаты планируют разработать новый комплекс налоговых мер — вроде «плавающего акциза», который будет регулироваться в зависимости от цены нефти. Правительство рассматривало и более суровые меры – так, некоторые депутаты предложили поднять экспортный сбор или даже квотировать экспорт нефти в другие страны.
Впрочем, эксперты говорят, что столь жесткие рамки грозят развитием рынка контрафактного горючего. Кроме того, в России планировали полностью отменить экспортную пошлину уже к 2024 году, а такая мера идет в разрез с описанным налоговым маневром, отменяя прошлые решения правительства.
Несмотря на все принятые меры, большинство экспертов утверждают: в 2019 году топливо преодолеет ценовую отметку 50 рублей за литр. А если правительство не поймет, как регулировать нефтеотрасль, то цена будет расти в режиме турбулентности. Кроме того, не так давно Минфин предложил к рассмотрению проект закона, который увеличит акцизы в 2019 и 2020 годах до 12,3 и 12,75 тысяч рублей за тонну бензина, а также до 8,5 и 8,8 тысяч рублей за тонну дизтоплива. Из-за этого цена топлива тут же подпрыгнет на 1,9-2 рубля за литр.
Что касается регулирования налоговой политики, то эксперты полагают, что пополнение казны может быть реализовано за счет повышения налога на добычу ископаемых. Это позволит правительству получать средства не только с экспортной нефти, но и со всех добытых нефтересурсов. Эту меру уже оценили в денежном эквиваленте – цена на топливо может возрасти в 1,5 раза.
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.