Сегодня рассмотрим тему: "фнс разъяснила, когда есть ндс при аренде госимущества" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
Содержание
- 1 НДС при аренде государственного имущества плательщиком УСН
- 2 ФНС России разъяснила, в каких случаях организация или ИП платит НДС при аренде госимущества
- 3 ФНС разъяснила, в каких случаях организация платит НДС при аренде госимущества
- 4 ФНС разъяснила, когда есть НДС при аренде госимущества
- 5 ФНС высказалась об уплате НДС при аренде госимущества и периоде возникновения права на вычет
- 6 Особенности налоговой базы по НДС при аренде имущества у органов власти (Федорович В.)
- 7 НДС при аренде госимущества – разъяснения налоговой службы
Организация или ИП может выступать налоговым агентом по НДС в нескольких случаях. Один из них – это аренда на территории РФ федерального имущества, имущества субъектов РФ, муниципального имущества у органов госвласти и управления и (или) органов местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ). Причем обязанности налогового агента возникают, только если такие органы выступают именно в качестве арендодателей.
Соответственно, арендатору не придется исполнять обязанности налогового агента, если арендодателем будет:
- казенное учреждение, поскольку в этом случае объекта обложения НДС не возникает (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, Письмо Минфина от 24.03.2013 № 03-07-15/12713 );
- балансодержатель имущества (не орган власти или управления). Тогда сам балансодержатель должен исчислять НДС с сумм арендной платы, полученных от арендатора (Письмо Минфина от 28.12.2012 № 03-07-14/121 ).
Не понадобится платить НДС и в случае аренды у государства земельных участков. Арендная плата за пользование ими обложению НДС не подлежит (пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ, Письмо Минфина от 18.10.2012 № 03-07-11/436 ).
Кстати, арендованное муниципальное имущество может быть передано арендатором в субаренду. Но при этом обязанности налогового агента с него не снимаются (Письмо Минфина от 18.10.2012 № 03-07-11/436 ).
НДС при аренде муниципального имущества считается по традиционной формуле: посредством умножения налоговой базы на ставку. Если в договоре сумма НДС не выделена и указано, что налог включен в арендную плату, то налоговая база определяется на дату ее перечисления так:
Кстати, база считается отдельно по каждому арендованному объекту.
Если имела места задержка с оплатой аренды и в связи с этим арендатор обязан уплатить неустойку, штраф и т.д., то в сумму налоговой базы такие санкции не включаются (Письмо Минфина от 04.03.2013 № 03-07-15/6333 ).
Напомним, что ставка НДС с 01.01.2019 повышена с 18% до 20%. Соответственно, и расчетная ставка в 2019 году будет применяться не 18/118, а 20/120.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Налоговый агент в течение 5 календарных дней со дня перечисления арендной платы арендодателю должен составить счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ). Хотя прямо этот срок для налоговых агентов в НК не прописан, в одном из своих писем ФНС рекомендовала ориентироваться на общеустановленный срок для выставления счетов-фактур (Письмо ФНС от 12.08.2009 № ШС-22-3/634@ ).
Налоговый агент должен удержать исчисленный НДС из суммы арендной платы и перечислить его в бюджет (п. 1, пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ). При аренде муниципального имущества НДС в 2018 – 2019 годах уплачивается 3-мя равными частями не позднее 25 числа каждого из 3-х месяцев, следующих за отчетным периодом, вместе с налогом по другим операциям (п. 1, 3 ст. 174 НК РФ, Письмо ФНС от 13.09.2011 № ЕД-4-3/14814@ ). То есть сроки для налоговых агентов установлены такие же, как и для налогоплательщиков.
Если налоговый агент является плательщиком НДС, то он вправе принять уплаченный в бюджет НДС к вычету (при применении спецрежимов или освобождения от уплаты налога по ст. 145 НК РФ вычеты не положены). Для этого должны выполняться несколько условий (п. 3 ст. 171 НК РФ):
- арендованное имущество используется в облагаемой НДС деятельности;
- у арендатора есть платежные документы, подтверждающие перечисление НДС в бюджет, и счет-фактура;
- услуги по аренде приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ).
Если все условия соблюдены, то право заявить НДС к вычету появляется у арендатора в том квартале, в котором этот налог был уплачен (Письмо Минфина от 26.01.2015 № 03-07-11/2136 ). При этом необходимо зарегистрировать счет-фактуру на арендную плату в книге покупок.
Налоговый агент должен представить декларацию по НДС в свою ИФНС не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 5 ст. 174 НК РФ). Сведения об исчисленном НДС при аренде госимущества отражаются в разделе 2 декларации. В отношении каждого такого арендодателя заполняется свой раздел 2, если арендуется несколько объектов у разных госорганов.
В письме от 13.09.2011 № ЕД-4-3/14814 ФНС России разъяснила, что арендатор госимущества может принять к вычету НДС, только если сумма налога по аренде перечислена в бюджет. Такая точка зрения вполне обоснованна и соответствует нормам Налогового кодекса.
Налоговики пришли к следующему выводу. НДС, исчисленный арендатором по аренде госимущества, например, в III квартале, принимается к вычету только в IV квартале при условии, что налог перечислен в бюджет.
Свою позицию налоговики обосновывают так. Арендаторы госимущества, когда оно предоставляется в аренду органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления и казенными учреждениями, признаются налоговыми агентами по НДС. Они обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (п. 3 ст. 161 НК РФ).
Видео (кликните для воспроизведения). |
НДС уплачивается за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 НК РФ). Налоговый кодекс не содержит никаких исключений из этого порядка для налоговых агентов, арендующих госимущество.
Налоговые агенты вправе принять к вычету только уплаченный налог (п. 3 ст. 171 НК РФ). При этом налоговый агент должен относиться к плательщикам НДС, а арендуемое помещение — использоваться для осуществления облагаемых данным налогом операций. Кроме того, в наличии должны быть счет-фактура, составленный арендатором после принятия на учет услуг по предоставлению в аренду госимущества, и первичные документы, подтверждающие факт принятия данных услуг на учет.
На наш взгляд, такой подход соответствует действующему законодательству и сложившейся судебной практике. Так, ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 28.05.2008 № Ф08-2863/2008 отметил, что право на возмещение НДС из бюджета возникает в том налоговом периоде, когда сумма налога, удержанная налоговым агентом с арендодателя согласно выставленному счету-фактуре, фактически перечислена в бюджет.
Итак, НДС, удержанный арендатором при аренде государственного имущества, предъявляется к вычету в налоговой декларации за период, приходящийся на уплату этого налога. Например, НДС, удержанный из доходов арендодателя в III квартале, отражается в составе вычетов в декларации за IV квартал (при условии его полной оплаты в IV квартале). В книге покупок счет-фактура, выписанный арендатором при удержании налога с доходов арендодателя в III квартале, регистрируется в IV квартале в момент уплаты НДС в бюджет. Поскольку НДС уплачивается в течение квартала равными долями, счет-фактура регистрируется в книге покупок трижды на суммы уплаченного НДС. Заметим, что НДС, исчисленный с доходов арендодателя, не удастся предъявить к вычету до тех пор, пока он не будет уплачен в бюджет. При этом к налоговому агенту применят штрафные санкции по ст. 123 НК РФ в размере 20% не перечисленной в срок суммы налога.
НДС при аренде государственного имущества плательщиком УСН
Компании и предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), освобождены от уплаты большинства налогов и платежей, в том числе НДС. Соответственно, такие субъекты не подают и декларацию по этому налогу. Однако есть исключения, то есть ситуации, когда перечислить НДС и подать отчетность в органы ФНС организациям на УСН все же придется. Например, в случае налогового агентства при аренде государственного имущества. Именно об этой ситуации, которая является достаточно распространенной, поговорим далее.
Когда при аренде госимущества возникает налоговое агентство по НДС
Статья 24 Налогового кодекса России определяет налогового агента как лицо, которое удерживает и перечисляет в бюджет налог из доходов другого лица. Именно такой порядок уплаты НДС установлен в случае аренды федерального и муниципального имущества, а также имущества субъектов Российской Федерации.
При этом важно понимать, что компания является налоговым агентом, если заключила договор аренды непосредственно с государственным или муниципальным органом.
Если арендодателем выступает бюджетное учреждение, ГУП либо МУП, то обязанностей налогового агента по НДС у арендатора не возникает — указанные организации сами являются плательщиками НДС. При аренде у казенных предприятий налогового агентства также не возникнет, поскольку на основании подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ НДС они не платят.
По поводу земельных участков мнения специалистов расходятся:
- Одни считают, что раз сдача государством в аренду природных ресурсов, к которым относятся земельные участки, не облагается НДС (подпункт 17 пункта 2 ст.149 НК РФ), то и обязанностей налогового агента у арендатора не возникает.
- Другие настаивают на том, что сдавать отчетность арендующая компания все-таки должна.
- Официальная же точка зрения Налоговой службы по этому вопросу отсутствует.
Для расчета НДС обратимся к пункту договора аренды, в котором прописана сумма, подлежащая уплате арендатором. Тут есть 2 варианта: НДС может быть выделен либо не выделен в составе платы за аренду.
В первом случае сумма НДС рассчитывается по ставке 18/118. Исчисленный налог перечисляется в бюджет, а арендодатель получает сумму, указанную в договоре, за минусом НДС. В случаях же, когда налог не входит в сумму арендной платы либо вообще не упоминается в договоре, налоговому агенту придется уплатить его из собственных средств. При этом НДС рассчитывается по ставке 18% от стоимости аренды, указанной в договоре. То есть фактически для арендатора стоимость аренды увеличивается на сумму исчисленного налога.
Когда налоговый агент исчисляет сумму НДС с аренды госимущества, он должен выставить счет-фактуру. Сделать это лучше в срок, установленный для плательщиков НДС, то есть в течение пяти календарных дней — таковы рекомендации ФНС.
Правила заполнения счета-фактуры утверждены Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137. В нашем случае счет-фактура составляется в одном экземпляре, в качестве продавца указывается арендодатель, а подписывать документ должна компания, которая осуществляет обязанности налогового агента, то есть арендатор. Счет-фактуру необходимо зафиксировать в Книге продаж в том квартале, в котором возникла обязанность налогового агента. При этом в соответствии с Приложением к Приказу ФНС России от 14.02.2012 N ММВ-7-3/83@, операции следует присвоить код 06.
Сумма налога, подлежащего уплате за истекший период, перечисляется в бюджет тремя равными частями не позднее 25 числа каждого из трех месяцев следующего квартала. Важный момент: в платежном документе необходимо правильно указать статус плательщика. В данном случае компании и индивидуальные предприниматели должны выбрать код 02 — налоговый агент .
Если компания применяет УСН, объектом которой являются доходы минус расходы, то сумма уплаченного НДС отражается в качестве затрат в Книге доходов и расходов. Запись об операции следует сделать в том периоде, когда налог был перечислен в бюджет.
Организации, которые не являются плательщиками НДС, а подают отчетность в качестве налогового агента, заполняют в декларации лишь разделы 2 и 9. В следующей таблице мы привели данные, которые необходимо указать в разделе 2:
ФНС России разъяснила, в каких случаях организация или ИП платит НДС при аренде госимущества
ФНС России разъяснила порядок уплаты НДС при передаче в аренду имущества, принадлежащего органам государственной власти РФ и ее субъектам (органам местного самоуправления).
Если организация или ИП арендует госимущество, принадлежащее тому или иному ведомству на праве собственности, то в этом случае арендаторы обязаны платить НДС (ст. 161 НК РФ http://nalog.garant.ru/fns/nk/37/#block_161). Налоговая база в этом случае определяется как сумма арендной платы с учетом налога.
Если казенное учреждение, включая органы субъектов РФ и органы местного самоуправления, сдает имущество, которое закреплено за ним на праве оперативного управления, то арендатор не должен платить НДС. Это предусмотрено нормами ст. 146 НК РФ (http://nalog.garant.ru/fns/nk/37/#block_146).
Разъяснения представлены в связи с многочисленными обращениями территориальных налоговых органов и налогоплательщиков, и с учетом сложившейся судебно-арбитражной практики.
Данная позиция доведена до территориальных налоговых органов и налогоплательщиков письмом ФНС России от 14.12.2017 № СД-4-3/25449@.
3 thoughts on “ ФНС России разъяснила, в каких случаях организация или ИП платит НДС при аренде госимущества ”
Очень своевременные разъяснения. Спасибо за информацию.
Это хорошо, когда налоговая служба выходит с такими разъяснениями. Будет исключено возможное недопонимание вопроса.
Объектов арендуемого госимущества достаточно много, поэтому это разъяснение очень актуально.
Михаил Мишустин сообщил: после запуска tax free в России покупатели оформили чеки на 7,7 млрд рублей
На заседании по итогам работы налоговой службы в 2018 году Глава ФНС Михаил Мишустин отметил, что товарооборот предприятий розничной торговли
ФНС разъяснила, в каких случаях организация платит НДС при аренде госимущества
Федеральная налоговая служба подготовила письмо, разъясняющее порядок уплаты налога на добавленную стоимость организациями и индивидуальными предпринимателями при аренде государственного имущества.
Сами операции по сдаче в аренду госучреждениями муниципальной недвижимости не признаются объектом налогообложения НДС. При этом, если имущество закреплено за государственной властью и управлением, за органами местного самоуправления и другими казенными учреждениями на праве оперативного управления, то объекта налогообложения НДС не возникает, а арендаторы также не уплачивают НДС по объекту.
Если же имущество не закреплено за госпредприятиями и учреждениями, то обязанность по исчислению и уплате НДС возлагается на арендатора, которого автоматически признают налоговым агентом. Налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества.
С полным текстом письма можно ознакомиться по ссылке.
ФНС разъяснила, когда есть НДС при аренде госимущества
При передаче в аренду государственного или муниципального имущества за исчисление и уплату в бюджет НДС отвечает налоговый агент. Таковым признается арендатор заветных метров. Между тем в случаях, когда казенные активы сдаются в аренду через «вторые руки», порядок обложения таких операций НДС будет совершенно иным.
Налоговая база и ставка налога
Согласно пункту 3 статьи 161 Налогового кодекса база по НДС при аренде госимущества определяется арендатором как сумма арендной платы с учетом налога на дату перечисления таковой арендодателю отдельно по каждому объекту аренды. Налог при этом исчисляется по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК). Полученную сумму НДС арендатору следует удержать из средств, перечисляемых по договору аренды, и уплатить в бюджет равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом (п. 1 ст. 174, ст. 163 НК, письмо ФНС от 3 августа 2010 г. № 03-07-11/337).
Не позднее пяти дней с момента перечисления арендной платы налоговому агенту необходимо самостоятельно оформить от имени арендодателя счет-фактуру (п.3 ст. 168 НК, письмо ФНС от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634@). В том числе это касается арендаторов, применяющих специальные режимы. Просто для них манипуляции с данным документом на этом закончатся. Хозяйствующие субъекты, не являющиеся плательщиками НДС, права на вычет в данном случае не имеют.
Плательщики же НДС должны зарегистрировать один экземпляр счета-фактуры в книге продаж, а второй – в книге покупок, но только по истечении налогового периода, в котором удержанный налог был отражен в декларации по НДС к уплате (письмо ФНС от 13 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/14814@). Так, помимо общих условий применения налогового вычета (наличие счета-фактуры, принятие услуг на учет и их использование в облагаемой НДС деятельности) в данном случае необходимо соблюдение еще одного: налог должен быть налоговым агентом уплачен (п. 3 ст. 171 НК).
Если НДС в договоре не выделен
На практике базовая ставка аренды, например городского имущества, как правило, унифицирована, устанавливается нормативным актом о бюджете муниципалитета и не включает НДС. Более того, госарендодатели зачастую особо отмечают в договоре, что налог в сумму арендной платы не входит. В этом случае НДС арендатору придется исчислять сверх арендного платежа. Такой вывод следует из постановления Президиума ВАС от 13 января 2011 г. № 10067/10.
Так, в рассматриваемом деле налоговой инспекцией был выявлен факт неисполнения арендатором госимущества обязанностей налогового агента по НДС. Налог им не исчислялся и в бюджет не уплачивался. При этом договором аренды НДС выделен не был. В связи с этим сумму налога инспекторы доначисляли сверх цены договора. Судьи всех трех инстанций признали такой подход неправомерным, посчитав, что НДС был перечислен арендатором арендодателю в составе арендной платы, в связи с чем оснований для взыскания данной суммы с налогового агента нет.
Впрочем в любом случае прежде чем рассчитывать НДС с платежей за аренду имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, следует убедиться, действительно ли это входит в обязанности арендатора.
Когда обязанности налогового агента не возникают
На практике налоговым агентом по НДС арендатор признается далеко не по всякому договору аренды госимущества. В частности, как указали представители Минфина в письме от 18 октября 2012 года № 03-07-11/436 при сдаче федерального (регионального, муниципального) имущества в субаренду обязанности налогового агента к субарендатору не переходят. Иными словами, арендатор в данном случае уплачивает НДС в общем порядке. Как пояснили чиновники, порядок исчисления и уплаты налога, предусмотренный пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса, применяется только в случае предоставления в аренду имущества органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления. В иных ситуациях, к примеру, если речь идет о субаренде, расчеты по НДС должны производиться в общем порядке. Иными словами, принципиальную роль в данном случае играет статус не арендованного имущества, а его арендодателя. И в этом смысле и сам арендатор не всегда обременяется обязанностями налогового агента по НДС при аренде госимущества.
Так, при решении вопроса, необходимо ли ему исчислять и уплачивать в бюджет НДС с арендной платы, арендатору следует ориентироваться на то, с кем именно заключен договор аренды. Если арендодателем выступает государственный или муниципальный орган, например, Комитет по имуществу, то обязанностей налогового агента по НДС не избежать. Если же арендодателем признается балансодержатель госимущества, которому оно передано в оперативное управление, например унитарное предприятие, бюджетное или автономное учреждение, то обязанность по исчислению и уплате НДС возлагается именно на них (письмо Минфина от 23 августа 2010 г. № 03-07-11/360, от 23 июня 2010 г. № 03-07-11/266, от 26 августа 2008 г. № 03-07-11/284, ФНС от 24 ноября 2006 г. № 03-1-03/2243@, Казначейства от 22 декабря 2010 г. № 42-7.4-05/2.2-846). При этом не имеет значения, куда именно по условиям договора нужно перечислять деньги: в бюджет, на собственный счет госучреждения (предприятия) или на его счет в казначействе (определение КС от 2 октября 2003 г. № 384-О, определение ВАС от 15 октября 2010 г. № ВАС-13462/10, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 25 августа 2010 г. по делу № А29-12544/2009, ФАС Московского округа от 20 августа 2010 г. № КА-А40/9354-10-П-2, ФАС Северо-Западного округа от 8 августа 2008 г. по делу № А56-13732/2007).
Вместе с тем в ситуации, когда заключено трехстороннее соглашение аренды, в котором муниципалитет или госорган названы арендодателем отдельно или совместно с ГУПом, МУПом или учреждением, по мнению представителей ФНС, обязанности налогового агента по НДС все же возлагаются на арендатора (письмо ФНС от 24 ноября 2006 г. № 03-1-03/2243@).
ФНС высказалась об уплате НДС при аренде госимущества и периоде возникновения права на вычет
Арендаторы федерального имущества (а также имущества субъекта РФ или муниципального имущества) признаются налоговыми агентами по НДС, то есть должны сами рассчитать налог, удержать его из доходов арендодателя и перевести в бюджет (п. 3 ст. 161 НК РФ). По мнению ФНС России, изложенному в письме от 13.09.11 № ЕД-4-3/14814, перечислять налог необходимо равными долями, ежемесячно, в том квартале, который следует за налоговым периодом, за который исчислен налог. При этом право на вычет уплаченных сумм возникает в периоде уплаты налога.
НДС по операциям, которые признаются объектом обложения этим налогом на территории РФ, уплачивается равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 НК РФ). Этот порядок не распространяется на ряд категорий налогоплательщиков, в частности лиц, указанных в пункте 5 статьи 173 НК РФ (п. 4 ст. 174 НК РФ, письмо ФНС от 29.10.08 № ШС-6-3/782@). Таким образом, компании и предприниматели, которые арендуют государственное и муниципальное имущество, и не подпадают под категории лиц, для которых применяется иной порядок уплаты НДС, должны перечислять налог равными долями в течение трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом. Срок уплаты — не позднее 20-го числа каждого месяца.
При этом налоговые агенты вправе воспользоваться налоговым вычетом, если они одновременно являются плательщиками НДС и при условии, что арендуемое помещение используется для осуществления операций, облагаемых этим налогом (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Уплаченная в бюджет сумма может быть заявлена к вычету после принятия на учет услуг по предоставлению в аренду государственного (муниципального) имущества и при наличии счетов-фактур и соответствующих первичных документов. А поскольку налоговый агент перечисляет НДС за налоговый период в следующем налоговом периоде (квартале), то в том же периоде возникает и право на вычет уплаченной суммы налога.
Налоговики разъяснили, что при предоставлении органами госвласти и управления, а также органами местного самоуправления в аренду государственного (муниципального) имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляющего государственную (муниципальную) казну, обязанность по исчислению и уплате НДС возлагается на арендатора, являющегося налоговым агентом (письмо ФНС России от 14 декабря 2017 г. № СД-4-3/25449@). Аналогичный вывод следует из решений Верховного Суда Российской Федерации (определение ВС РФ от 15 ноября 2017 г. № 309-КГ17-16472, определение ВС РФ от 27 сентября 2017 г. № 301-КГ17-13104, определение ВС РФ от 26 марта 2015 г. № 310-КГ15-1150).
Напомним, что операции по оказанию услуг казенными учреждениями не признаются объектом налогообложения НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса). При этом к казенным учреждениям относится государственное (муниципальное) учреждение (ст. 123.22 Гражданского кодекса). За государственными (муниципальными) учреждениями имущество закрепляется на праве оперативного управления (ст. 214, 215, 296 ГК РФ).
Соответственно, при оказании казенными учреждениями услуг по аренде государственного (муниципального) имущества, закрепленного за казенными учреждениями (включая органы государственной власти и управления, а также органы местного самоуправления) на праве оперативного управления, объекта налогообложения НДС не возникает. В связи с этим арендаторы такого имущества НДС в качестве налогового агента не уплачивают.
В то же время при предоставлении органами госвласти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога (п. 3 ст. 161 НК РФ). При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы имущества. Они обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
В свою очередь госсобственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Средства соответствующего бюджета и иное госимущество, не закрепленное за госпредприятиями и учреждениями, составляют госказну РФ, казну республики, края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа (ст. 214 ГК РФ).
Узнать, как получить вычет по НДС при аренде госимущества, можно в “Энциклопедии решений. Налоги и взносы” интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 ГК РФ). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Особенности налоговой базы по НДС при аренде имущества у органов власти (Федорович В.)
Дата размещения статьи: 12.10.2016
(Комментарий к Письму Минфина России от 08.07.2016 N 03-07-14/40271 “О выполнении арендатором функций налогового агента по НДС при аренде муниципального имущества”)
Не столь уж редко организации арендуют муниципальное имущество у органов местного самоуправления. Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ арендаторы указанного имущества признаются налоговыми агентами. Данная норма обязывает их исчислить НДС, удержать сумму налога из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечислить ее в бюджет. Вот и обратился налоговый агент в Минфин России с вопросом по определению налоговой базы по НДС.
Рекомендации чиновников
Финансисты, давая разъяснение на вопрос организации, последовали выражению “Краткость – сестра таланта”. Минфин России в комментируемом Письме от 08.07.2016 N 03-07-14/40271 указал, что:
– п. 3 ст. 161 НК РФ установлен особый порядок применения НДС при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества;
– налоговая база по НДС согласно такому порядку определяется налоговым агентом как сумма арендной платы с учетом налога;
– налоговыми же агентами в этом случае признаются арендаторы указанного имущества.
Возникающая обязанность агента
Пример 1. Организация заключила с муниципалитетом договор аренды помещения, относящегося к муниципальному имуществу. Стоимость аренды – 100 300 руб/мес. Условиями договора предусмотрено, что сумма НДС включена в стоимость арендной платы.
Поскольку сумма НДС входит в стоимость арендной платы, то величина НДС определяется расчетным методом с использованием ставки налога 18/118. Исходя из этого сумма НДС равна 15 300 руб. (100 300 руб. x 18 : 118).
Муниципалитету перечисляется арендная плата за вычетом НДС – 85 000 руб. (100 300 – 15 300).
В условиях договора аренды может быть указана стоимость аренды и при этом уточнено, что арендатор уплачивает НДС самостоятельно. В таком случае сумма НДС определяется как произведение стоимости аренды и ставки налога 18%.
Пример 2. Организация заключила с областной администрацией договор аренды помещения, относящегося к имуществу субъекта РФ. В договоре указана стоимость арендной платы 90 000 руб. без учета НДС.
Для определения суммы НДС арендатором используется ставка налога 18%. Искомая величина 16 200 руб. (90 000 руб. x 18%) перечисляется на счет Федерального казначейства в качестве уплаты НДС, арендодателю же направляется сумма, указанная в договоре, 90 000 руб.
Уплата НДС и вычет налога
Заполнение налоговой декларации
Бухгалтерский учет и налог на прибыль
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Вернуться на предыдущую страницу
НДС при аренде госимущества – разъяснения налоговой службы
Порядок уплаты налога зависит от того, находится ли имущество на праве собственности или на праве оперативного управления у арендодателя
Как сообщило УФНС РФ по Калужской области, ФНС России разъяснила порядок уплаты НДС при передаче в аренду имущества, принадлежащего органам государственной власти РФ и ее субъектам (органам местного самоуправления).
Если казенное учреждение, включая органы субъектов РФ и органы местного самоуправления, сдает имущество, которое закреплено за ним на праве оперативного управления, то арендатор не должен платить НДС. Это предусмотрено нормами ст. 146 НК РФ.
Если организация или ИП арендует госимущество, принадлежащее тому или иному ведомству на праве собственности, то в этом случае арендаторы обязаны платить НДС. Налоговая база в этом случае определяется как сумма арендной платы с учетом налога.
Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.
Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок
Обновлён порядок ведения госреестров
Общество обратилось в суд с заявлением к инспекции о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Итог: суд, сделав вывод о том, что передача обществом недвижимого имущества (здания) взаимозависимой организации в порядке пополнения чистых активов (без увеличения уставного капитала) носит инвестиционный характе
23.01.2019
Налоговый орган пришел к выводу о занижении налоговой базы с операции по реализации объекта незавершенного строительства. Действия предпринимателя признаны инспекцией направленными на получение необоснованной налоговой выгоды.
Итог: судами установлено, что стоимость объекта незавершенного строительства в период, когда совершена сделка, отражена в учете предпринимателя в р
16.01.2019
Обязанность по уплате НДС в бюджет возлагается на налоговых агентов вне зависимости от способов, с помощью которых производились расчеты получателя (покупателя) с собственником имущества, включая денежные или неденежные расчеты, а суммы, уплаченные в качестве НДС в бюджет налоговыми агентами, подлежат компенсации из бюджета через механизм налоговых вычетов в порядке, установленном статьями 171 – 172 НК РФ.
Обществу были начислены НДС, пени и штраф, так как компания не выполнила функции налогового агента по НДС. Предприятие вынуждено было обратиться в суд.
Итог: иск удовлетворен в части, так как общество является налоговым агентом по приобретенным услугам, оказанным иностранной компанией на территории РФ.
Общество совершало операции как облагаемые НДС, так и не облагаемые НДС. В рамках осуществляемой деятельности обществом велся раздельный учет таких операций. По мнению налогового органа, включение налогоплательщиком в книгу продаж и декларации по НДС за 4 кварталы 2012 и 2013 годов сведений о предъявленных последним суммах НДС по операциям, которые указанным налогом не облагаются, в действительности являлось результатом не у
06.11.2018
Компания не отрразила в книге продаж данные о реализованной алкогольной продукции. Налоговый орган начислил НДС, пени и штраф.
Итог: общество обратилось в суд, но арбитры поддержали позицию ИФНС. Судами установлено, что общество уменьшило выручку, полученную с применением ККТ. Данное правонарушение подтверждается фискальным отчетом и бухгалтерскими регистрами счета 62.
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.