Сегодня рассмотрим тему: "доклад правительства россии о финансовом рынке рф на 2019 - 2020 год" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
О параметрах прогноза социально-экономического развития и об основных направлениях налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Совещание о параметрах прогноза социально-экономического развития и основных направлениях налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018-2020 годы
Мы сегодня собрались для того, чтобы обсудить прогноз социально-экономического развития. И в целом переходим к финальному этапу подготовки бюджета на следующие три года. Основная предварительная работа уже завершена. Ключевые параметры бюджета мы с вами посмотрели, провели отраслевые совещания по расходам, определили, какие средства пойдут на социальные нужды, установили, какие ресурсы можем потратить на развитие промышленности и сельского хозяйства, региональной экономики и целый ряд других важных направлений.
Список участников совещания о параметрах прогноза социально-экономического развития и об основных направлениях налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
Сегодня обсудим вопросы, которые также очень важны с точки зрения большого бюджетного пакета, он будет отправлен в Государственную Думу. Во многом именно они определяют идеологию формирования доходов и расходов. Это прогноз социально-экономического развития и основные направления налоговой и таможенно-тарифной политики.
Начнём с прогноза. За основу пока принимается базовый сценарий. Мы утвердили его основные параметры, исходя из, скажем так, очень осторожных оценок по всем ключевым факторам, которые способны повлиять на бюджет. Мы такую тактику использовали последние годы, во всяком случае в предыдущий период она себя оправдывала. Есть, конечно, и несколько иные подходы к этому процессу. Сегодня тоже об этом поговорим.
Несмотря на внешнее давление и санкции, жёсткие ограничения по капиталам, по технологическому компоненту, наша экономика в целом адаптировалась к новым реалиям, перешла к росту. Восстанавливается объём инвестиций в основной капитал, растёт грузооборот, растёт экспорт. И инфляция остаётся на низком уровне.
Сегодня мы рассмотрим документ в целом. Его нужно будет скорректировать, если это потребуется, с учётом текущей ситуации.
Позитивные тенденции в экономике нужно поддержать и укрепить. Важны различные нюансы условий, с которыми нам придётся иметь дело в ближайшие три года. От этого зависит не только устойчивость бюджетной системы, но и благополучие миллионов жителей нашей страны. Тем более что по факторам неопределённости ситуация лучше не стала и нам приходится ориентироваться прежде всего на собственные возможности. У России достаточно ресурсов, самое главное, много инициативных людей, для того чтобы создать достойную альтернативу импорту по целому ряду направлений.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В рамках налоговой и таможенно-тарифной политики нам также предстоит решить непростую задачу – в условиях жёсткой экономии ресурсов предусмотреть меры для стимулирования экономического развития, чтобы условия ведения бизнеса были более благоприятными.
Определённый задел был создан в предыдущие годы – и в рамках работы по улучшению инвестиционного климата, и в части корректировки налоговой и таможенно-тарифной политики. Уровень налоговой нагрузки у нас остаётся на протяжении четырёх лет приблизительно один и тот же, с некоторыми нюансами, и сопоставим с ключевыми странами Организации экономического сотрудничества, в общем и целом находится на среднем уровне.
В ближайшие годы мы планируем ряд дополнительных мер. Это и инвестиционный налоговый вычет, который позволит снизить расходы на модернизацию промышленности, и шаги по стимулированию развития экономического потенциала целого ряда регионов и округов – это и Дальний Восток, и Крым, – и меры по поддержке малого бизнеса и сельского хозяйства.
Разумеется, это должно происходить параллельно с повышением финансовой дисциплины, снижением доли теневого сектора в экономике. В том числе для этого мы принимаем определённые решения, включая расширение практики так называемой прослеживаемости товаров, которые завозятся на территорию Евразийского экономического союза. И целый ряд других решений принимаем.
Банки Сегодня Лайв
Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим
А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.
Федеральный бюджет представляет собой главную смету доходов и расходов страны. От него зависит рост зарплат, сумма налогов, выполнение национальных проектов, а в итоге – рост уровня жизни. В 2019 году бюджет будет непростым – с 1 января повышается НДС, а также вступает в силу пенсионная реформа. Чего же ждать от бюджета-2019?
Самое важное о федеральном бюджете Российской Федерации
В России бюджетная система состоит из 3 уровней:
- федеральный бюджет;
- бюджеты субъектов РФ;
- местные бюджеты.
Существует еще и понятие «консолидированный бюджет», но это условный бюджет, который рассчитывается как сумма показателей всех бюджетов России или отдельного региона.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Основной принцип их функционирования – независимость одного уровня от другого. Другими словами, каждый уровень власти принимает свой бюджет.
Федеральный бюджет – это основное звено бюджетной системы. В нем формируется и используется главный фонд денежных средств страны. Основная роль, которую играет федеральный бюджет в жизни страны – это перераспределение средств для того, чтобы развитие страны шло в заданном темпе.
Обобщенно механизм представить можно так: федеральный бюджет получает деньги из определенных источников и затем перераспределяет их на различные цели:
- налоги
- доходы от природных ресурсов
- пошлины
- прочие доходы
- выплата зарплат госслужащим и работникам бюджетной сферы
- содержание армии, полиции, государственного аппарата
- финансирование образования, культуры, здравоохранения
- помощь отдельным субъектам РФ
Федеральный бюджет не является частью других бюджетов, но из него могут перечисляться средства на покрытие дефицита региональных бюджетов.
Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, бюджеты Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования – это разные самостоятельные бюджеты.
Бюджетный процесс – это общий порядок работы с ним: составление, принятие, исполнение. Он жестко регламентируется законодательством, которое устанавливает стадии процесса, их сроки, действия каждого участника.
Всего есть 5 стадий бюджетного процесса:
- составление проекта;
- рассмотрение проекта;
- утверждение;
- исполнение;
- рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.
По каждой стадии есть свои временные рамки и порядок действий:
1. Составление проекта федерального бюджета. Окончательный срок для этого этапа установлен на 1 октября, когда проект должен быть внесен Правительством в Госдуму. На этой стадии составляется прогноз социально-экономического развития страны, который будет основой для разработки самого бюджета. Рассчитываются имеющиеся финансовые ресурсы и определяется, куда их целесообразно направить.
Именно на этом этапе закладываются основные параметры федерального бюджета – суммы доходов и расходов, источники покрытия дефицита, направления расходования средств, в том числе и на дотации регионам.
2. Рассмотрение проекта федерального бюджета. После того, как проект внесен, в течение 60 суток со дня внесения. Проект должен изучить профильный комитет Госдумы, после чего он рассматривается на заседании парламента в трех чтениях. По ходу чтений в проект депутаты могут вносить поправки. По каждому чтению Бюджетный кодекс определяет порядок и рассматриваемые параметры.
3. Утверждение проекта бюджета. Утвержденный проект бюджета, со всеми поправками передается в Совет Федерации в течение 5 дней после принятия. Сенат должен его рассмотреть в течение 14 дней, а после вынесения положительного решения – направить Президенту на подписание (на это дается еще 5 дней).
Законопроект о федеральном бюджете может быть отклонен на любой стадии – при рассмотрении в Госдуме и Совете Федерации, также у Президента есть право вето. После отклонения проект бюджета направляется в соответствующее ведомство для доработки.
4. Исполнение бюджета – это непосредственно получение запланированных доходов и совершение бюджетных трат согласно принятому бюджету. Происходит в течение бюджетного года – с 1 января по 31 декабря.
В течение года в бюджет могут быть внесены (и по факту неоднократно вносятся) поправки. Это связано обычно с изменениями условий, которые нельзя было предвидеть заранее (например, как обвал рубля в декабре 2014 года).
5. Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета – финальная стадия, оно проходит в парламенте после окончания бюджетного года.
В последнее десятилетие бюджетный процесс на федеральном уровне в России проходит без серьезных проблем и без нарушения сроков. Основная дискуссия происходит во время принятия проекта бюджета в Госдуме, когда депутаты пытаются направить больше бюджетных средств на определенные цели.
С 2008 года федеральный бюджет составляется не на 1, а на 3 года: на предстоящий год и двухлетний плановый период. Соответственно, принятый недавно бюджет-2019 имеет полное название «Федеральный бюджет на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
Несмотря на это, бюджет проходит все стадии каждый год, причем на плановый период он «скользящий», то есть прогнозная часть пересчитывается и уточняется каждый год.
Основное содержание федерального бюджета – это смета доходов и расходов на предстоящий бюджетный год. За последние годы их суммы были такими:
Соответственно, каждый год федеральный бюджет исполнялся с дефицитом, а в 2018 году (в графике приведены плановые данные) по факту ожидается профицит в 440,6 миллиардов рублей.
За прошлые годы сальдо федерального бюджета было таким:
Как видно, за последние 5 лет сальдо федерального бюджета было отрицательным (дефицит). Отметим, что профицит ожидается по итогам 2018 года, а также он был зафиксирован в прошлые годы:
- 2006 год – 1,994 триллиона рублей;
- 2007 год – 1,795 триллиона рублей;
- 2008 год – 1,705 триллиона рублей;
- 2011 год – 0,442 триллиона рублей.
Однако профицит – это не всегда хорошо. Мнения экономистов по этому поводу разделяются: одни считают, что при профиците удается профинансировать все бюджетные расходы, а другие – что государство изымает у налогоплательщиков избыточные средства и не расходует их на нужные цели.
Федеральный бюджет на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов был принят Госдумой 21 ноября, затем он был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом.
Главный финансовый план страны строится на таких показателях:
В четверг на заседании кабинет министров рассмотрел большой пакет документов, определяющих экономическое развитие страны в ближайшие три года. Это социально-экономический прогноз, в том числе на шесть следующих лет, проект бюджета на 2019-2021 годы, проекты бюджетов Пенсионного и других внебюджетных фондов, основные направления денежно-кредитной и таможенной политики.
При составлении социально-экономического прогноза, подчеркнул премьер-министр Дмитрий Медведев, правительство взвешенно оценивало макроэкономические условия, в которых ему придется работать. “Это связано с неопределенностями, – пояснил он. – Все мы понимаем, что начало этого шестилетнего цикла вряд ли будет простым”. В расчет придется брать как ситуацию на мировых сырьевых и финансовых рынках, так и вероятность расширения торговых войн, протекционизма, санкционного давления. В этих условиях темпы роста ВВП до конца 2018 года сохранятся на текущих уровнях, а по итогам года экономика прибавит 1,8 процента.
В следующем году экономика будет адаптироваться к тем решениям, которые принимаются сейчас, в частности, к повышению НДС, но потом кабинет министров ждет ускорение экономического развития. “Минэкономразвития предполагает, что уже начиная с 2021 года ежегодные темпы экономического роста превысят 3 процента, прежде всего за счет отраслей, где есть неплохой экспортный потенциал”, – заявил Медведев. Также, по прогнозам, будут стабильно расти реальные доходы населения, инфляция в среднем должна остаться в рамках целевого показателя – около 4 процентов, благоприятной должна быть ситуация на рынке труда.
Министр экономического развития Максим Орешкин одним из факторов такого ускорения роста назвал смягчение исторического демографического удара по экономике. “Вместо базового сценария о снижении экономически активного населения на 2 миллиона человек за шестилетний период теперь мы ожидаем его положительной динамики”, – сказал он. Она сформируется за счет роста продолжительности активной жизни, положительной динамики миграции и изменений в пенсионной системе. Прогнозируемые темпы роста, ожидают в минэкономразвития, превзойдут рост мирового ВВП и позволят стране войти в пятерку самых крупных экономик мира, преодолев текущее отставание от Германии.
Говоря о влиянии роста НДС на цены, министр отдельно упомянул повышение тарифов на услуги ЖКХ. “Предполагается индексацию тарифов ресурсоснабжающих организаций разбить на два этапа. Сделать повышение на 1,7 процента с 1 января 2019 года, а оставшуюся часть произвести с 1 июля. Рост общего платежа за жилищно-коммунальные услуги, несмотря на повышение НДС, также не должен превысить 4 процента”, – заверил Орешкин.
Эти социально-экономические ожидания легли в основу проекта федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов. До 1 октября окончательная версия главного финансового документа страны должна быть внесена на рассмотрение Государственной Думы.
При его подготовке кабинет министров ориентировался на базовый сценарий экономического развития страны в ближайшие годы. “Мы исходили из необходимости решения двух задач. Это полное выполнение всех социальных обязательств и формирование условий для укрепления экономики”, – подчеркнул Дмитрий Медведев.
По его словам, впервые с 2014 года федеральный бюджет будет не просто сбалансированным, но и профицитным. По расчетам министерства финансов, доходы федерального бюджета увеличатся с 19,9 триллиона рублей в 2019 году до 20,9 триллиона в 2021-м, расходы правительство повысит с 18 до 20 триллионов рублей.
Профицит госказны в 2019 году составит 1,8 процента ВВП, в 2020-м – 1,1 процента, в 2021-м – 0,8. “Это важно с точки зрения прогнозируемости курсовых соотношений, с точки зрения реагирования на возможные изменения внешней конъюнктуры”, – считает первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов.
“К концу следующего года объем Фонда национального благосостояния вновь достигнет максимального за всю историю его существования уровня”, – подчеркнул Медведев. Это 7,9 триллиона рублей, а в 2021 году, ожидает минфин, в фонде сконцентрируют более 14 триллионов. Эти средства, полагают в министерстве финансов, для соблюдения чистоты бюджетного правила логично инвестировать вне страны, однако, предположил Антон Силуанов, часть денег ФНБ может быть выделена институтам развития для поддержки крупных инфраструктурных проектов в России.
“Мы встроили в бюджет большой финансовый пакет для реализации национальных проектов и комплексного плана расширения магистральной инфраструктуры. Самый большой объем предусмотрен на поддержку демографии”, – напомнил глава правительства. Общий объем ассигнований на 12 национальных проектов в следующие три года составит 5,55 триллиона рублей. В целом же до 2024 года правительство направит на нацпроект “Демография” 2,9 триллиона рублей, на “Здравоохранение” – 1,34 триллиона, на “Образование” – около 700 миллиардов. Комплексный план развития магистральной инфраструктуры обойдется бюджету за шесть лет еще в 2,3 триллиона.
Премьер из особенностей бюджета также выделил заложенную в расходы поддержку наиболее перспективных отраслей промышленности, где высок потенциал расширения экспорта или замещения импорта на внутреннем рынке. К ним относится автомобильная промышленность, выпуск станков и производственного оборудования.
Как всегда, вместе с проектом федерального бюджета кабмин рассматривает проекты бюджетов Пенсионного фонда, Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования. “В них мы заложили средства, которые позволят обеспечить необходимый уровень социальной защиты людей, – сказал Дмитрий Медведев. – В частности, деньги пойдут на дальнейшее улучшение качества медицины, в том числе мы включим в программу ОМС новые виды высокотехнологичной помощи”.
– В бюджете Пенсионного фонда мы учли будущие изменения пенсионной системы, предусмотрели деньги на повышение пенсий выше инфляции, – заявил премьер. – Среднегодовой размер страховой пенсии по старости для неработающих пенсионеров за три года превысит прожиточный минимум пенсионера почти в два раза.
Бюджет на 2019-2021 годы. Социальные обязательства и укрепление экономики
МОСКВА, 29 сентября. /ТАСС/. Правительство РФ внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов. Ранее премьер-министр РФ Дмитрий Медведев назвал главными задачами бюджета 2019-2021 годов полное выполнение всех социальных обязательств и формирование условий для укрепления экономики РФ.
“Бюджет [на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов] более четко структурирован по целям: определены национальные проекты, по которым приняты сегодня паспорта, в ближайшее время будут приняты сами национальные проекты. Это более жесткий программный подход к бюджету, чем раньше был”, – сказал первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов, выступая в субботу в эфире телеканала “Россия 24”.
Согласно проекту, профицит федерального бюджета России в 2019 году составит 1,932 трлн рублей, при этом в 2020 году профицит ожидается на уровне в 1,22 трлн рублей, а в 2021 году – 0,95 трлн рублей. Расходы федерального бюджета в 2019 году составят 18,037 трлн рублей, в 2020 году – 18,994 трлн рублей, а в 2021 году – 20,026 трлн рублей. Доходы федерального бюджета заложены на уровне в 19,969 трлн рублей, 20,219 трлн рублей, и 20,978 трлн рублей в 2019, 2020 и 2021 годах соответственно.
Минфин сохранил прогноз профицита бюджета РФ на уровне 1,8% ВВП в 2019 году и повысил с 1% ВВП до 1,1% ВВП в 2020 году и с 0,6% ВВП до 0,8% ВВП в 2021 году. По итогам этого года прогнозируется профицит бюджета на уровне 1,3% ВВП. Однако, по оценке Силуанова, в 2018 году бюджет будет исполнен с профицитом около 2% ВВП и показатель в законе о бюджете может быть скорректирован в сторону увеличения в ходе рассмотрения поправок в бюджет.
Последний раз федеральный бюджет РФ был исполнен с профицитом в 2011 году, тогда показатель составил 0,8% ВВП или 442 млрд рублей. 2013 год был исполнен с дефицитом в 0,5% ВВП. Дефицит планомерно рос и достиг максимума в 2016 году – 3,5% ВВП. Уже в 2017 году Минфину удалось сократить дефицит федерального бюджета до 1,5% ВВП.
Проект бюджета на трехлетку подготовлен на основе “базового” варианта прогноза социально-экономического развития РФ на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Прогноз, подготовленный Минэкономразвития, учитывает продление антироссийских санкций и ответных мер со стороны России на протяжении всего периода. Но при этом предполагает отсутствие новых геополитических потрясений и экономических шоков.
Министр экономического развития Максим Орешкин, выступая на заседании правительства РФ по бюджету, подчеркнул, что прогноз готовился в условиях высокой волатильности на глобальных рынках, на фоне роста ставок на американском рынке, финансово-экономического кризиса развивающихся экономик. Эти условия вместе с ожиданиями новых антироссийских санкций, привели к повышенной волатильности финансового рынка РФ. Однако, по мнению Орешкина, в отличии от прошлых подобных эпизодов, новые структурные макроэкономические реформы российского правительства, позволяют ” уверено прогнозировать всего лишь краткосрочный негативный эффект как для финансовых рынков, так и для экономики”.
Несмотря на волатильность, Минэкономразвития, сохранило свой прежний прогноз курса рубля и на конец 2018 года и на среднесрочную перспективу, как и другие основные макроэкономические показатели. По прогнозам ведомства, рост ВВП по итогам 2018 года составит 1,8%, а годовая инфляция будет на уровне 3,4%. Однако, в предстоящие годы МЭР ожидает умеренного ухудшения внешних условий . В частности, постепенное замедление мирового экономического роста ближе к отметке в 3% и плавное снижение нефтяных цен до уровне $54 за баррель к 2024 году.
Следующий год, по прогнозам МЭР, будет переходным. Самым тяжелым его периодом, по оценке Орешкина, может стать I квартал – будет сказываться на экономическом росте эффект от повышения НДС. Также на I квартал приходится, по прогнозу ведомства, максимальное замедление кредитной активности, вызванное волатильностью на финансовых рынках. В результате, по итогам 2019 года рост ВВП замедлится до 1,3%, а инфляция ускорится до 4,3% с пиковым значением около 5% в I квартале года. Экономический рост ускорится до 2% в 2020 году, а в дальнейшем закрепится выше отметки в 3%. Инфляция стабилизируется вблизи целевого значения – 4%, а рост уровня заработных плат в реальном выражении будет составлять 2-3% в год.
В качестве факторов ускорения экономического роста, Орешкин назвал смягчение демографического удара по экономике за счет повышения пенсионного возраста и роста продолжительности активной жизни. По прогнозам министра, прогнозируемые темпы роста превзойдут рост мирового ВВП и позволят России войти в пятерку самых крупных экономик мира, преодолев текущее отставание от Германии в около 4%.
Минфин РФ в долгосрочном прогнозе до 2036 года, который содержится в пакете документов к проекту бюджета на трехлетку, спрогнозировал постепенное ослабление курса рубля до 73,9 рублей за доллар США в период до 2036 года. Также ведомство прогнозирует стабилизацию мировых цен на нефть в диапазоне $40-50 за баррель в этот период.
Согласно прогнозу ведомства, курс рубля к доллару США в период 2021-2025 годов составит 66,4 рубль/доллар, в 2026-2030 годах – 71,1 рубль/доллар, а в период 2031-2035 годов- 73,9 рубль/доллар. Нефть марки Urals, по прогнозам Минфина, будет стоить в период 2021-2025 годов – $55,2 за баррель, в 2026-2030 – $52,2 за баррель, а в период 2031-2035 годов – $54,9 за баррель.
Летом 2018 года, во время подготовки проекта федерального бюджета, правительство предложило сразу два важных изменения, которые были учтены в проектировках – увеличение налога на добавленную стоимость на 2 процентных пункта с 18% до 20% и повышение пенсионного возраста для женщин до 60 лет, для мужчин – до 65 лет. Оба закона приняты Госдумой в сентябре, и ожидают одобрения Совета Федерации.
Ожидается, что с 2019 до 2028 года от повышения пенсионного возраста бюджетная система получит примерно 7,8 трлн рублей и все эти средства будут направлены на повышение пенсий. В следующем году повышение возраста даст около 2,9 трлн рублей, а на увеличение пенсий будет направлено в общей сложности 3,29 трлн рублей, в том числе бюджетный трансферт. Правительство рассчитывает на почти полное обнуление трансфертов в Пенсионный фонд из бюджета к 2030-2031 году.
Дополнительные доходы за счет повышения НДС на 2 процентных пункта на товары, реализуемые на территории РФ и на ввозимые в РФ, по прогнозам Минфина, составят 495,6 млрд рублей в 2019 году.
Правительство в проекте бюджета на 2019-2021 годы прогнозирует ежегодный рост доходов бюджета от дивидендов госкомпаний: в 2019 году до 588,2 млрд рублей, в 2020 году до 626 млрд рублей, в 2021 году до 675,1 млрд рублей. В 2018 году федеральный бюджет получит по этой статье доходов 278,8 млрд рублей. Соответственно, прирост доходов по этой статьи в 2019 году составит 309 млрд рублей, из которых 264,1 млрд рублей дополнительных доходов должно обеспечить принятие решений по ряду крупнейших акционерных обществ о выплате дивидендов не менее 50% от чистой прибыли.
В пояснительной записке к проекту бюджета на трехлетку отмечается, что некоторые компании приняли решения о выплате дивидендов в размере 50% от прибыли, либо приняли решение о постепенном приведении дивидендной политики в соответствие с требованиями правительства, как ПАО Сбербанк. Дивиденды, которые ЦБ получит от Сбербанка, в связи с планируемым изменением чистой прибыли в 2018 году могут составить более 135 млрд рублей, в 2019 году – свыше 209 млрд рублей, в 2020 году – 231 млрд рублей.
Счетная палата в своем заключении на исполнение бюджета за 2017 год рекомендовала правительству минимизировать индивидуальные решения об уменьшении размера выплат. По данным СП, по сравнению с 2016 годом поступление от дивидендов в 2017 году уменьшилось на 667,6 млрд рублей, или в 3,7 раза, до 251,3 млрд рублей. Однако глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин выступил против законодательного закрепления уровня дивидендов госкомпаний, хоть и считает, что нужно придерживаться ориентира в 50%.
Общий объем финансирования реализации национальных проектов и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры РФ в 2019-2024 годах составит 13,11 трлн рублей, говорится в пояснительной записке. В частности, на нацпроект “Демография” будет направлено 2,9 трлн рублей, на “Здравоохранение” – 1,34 трлн рублей, на “Образование” – 688 млрд рублей, на “Науку” – 387 млрд рублей, на “Культуру” – 100 млрд рублей, на “Экологию” – 636 млрд рублей. Кроме того, на “Жилье и городскую среду” будет направлено 876 млрд рублей, “Безопасные и качественные дороги” – 1,24 трлн рублей, “Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы” – 395,4 млрд рублей, “Международную кооперация и экспорт” – 891 млрд рублей, “Производительность труда и поддержка занятости” – 74 млрд рублей, “Цифровую экономику” – 1,1 трлн рублей.
Комплексный план развития магистральной инфраструктуры обойдется бюджету за 6 лет в 2,3 трлн рублей.
Финансирование нацпроектов и входящих в их состав федеральных проектов за счет федерального бюджета составит в 2019 году – 1,7 трлн рублей, в 2020 году – 1,8 трлн рублей, в 2021 году – 2,1 трлн рублей. Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов в 2019-2021 годах составит 5,55 трлн рублей.
В документе отмечается, что в рамках 12 нацпроектов будет утверждено 67 федеральных проектов и комплексный план развития инфраструктуры. Часть средств на их реализацию была предусмотрена в рамках приоритетных проектов, дополнительно предполагается направить 8 трлн рублей за 2019-2024 годы.
При этом Счетная палата РФ призвала правительство более строго подойти к вопросам увеличения финансирования госпрограмм в бюджете на следующую трехлетку в случае, если программы показали недостаточную эффективность.
Согласно проекту бюджета на трехлетку, объема госдолга в 2019 году составит 12 трлн рублей, в 2020 году – 14 трлн рублей, в 2021 году – 15,7 трлн рублей. Минфин РФ в 2019-2021 годах может ежегодно размещать евробонды на сумму до $3 млрд, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета РФ на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов. При этом Минфин планирует выкупить в 2019 году евробонды на сумму до $4 млрд.
Также Минфин планирует разместить в 2019 году облигации федерального займа (ОФЗ) на 2,47 трлн рублей, на 2,42 трлн рублей в 2020 году и на 2,6 трлн рублей в 2021 году. Объем бюджетных ассигнований, направляемых на погашение ОФЗ, в 2019 году составит 720,2 млрд рублей, в 2020 году – 579,7 млрд рублей, в 2021 году – 984,5 млрд рублей. Первый вице-премьер заявлял ранее, что Россия может отказаться от внешних заимствований, заменив их внутренними источниками в случае усиления санкций.
Ранее в сентябре замминистра финансов Сергей Сторчак сообщил, что Россия скорее всего уже на выйдет на рынок внешних займов до конца 2018 года, хотя технически готова выходить на рынок, если сочтет нужным. Он также не исключил, что Россия может выйти на внешний рынок с займами в евро. В марте Минфин России уже разместил евробонды “Россия-29” объемом $1,5 млрд под 4,625% годовых и евробонды “Россия-47” на $2,5 млрд под 5,25% годовых.
Основная часть средств в объеме $3,2 млрд, привлеченных от размещения облигаций “Россия-29” и “Россия-47”, была направлена на выкуп облигаций “Россия-2030”. Остальная часть средств от размещения – $0,8 млрд зачислена в федеральный бюджет.
В прогнозе до 2036 года Минфин отмечает, что в среднесрочной перспективе ожидании нормализации денежно-кредитной политики на мировых финансовых рынках, растет вероятность снижения спроса на рисковые активы, в частности – сокращения объемов притоков капитала в страны с развивающимися рынками. Соответственно, на прогнозном горизонте можно ожидать постепенного ужесточения условий внешних заимствований для стран с формирующимися рынками, в том числе и для России.
Фонд национального благосостояния к концу следующего года должен достигнуть максимального объема за всю историю своего существования, его объёмы будут расти благодаря жесткому бюджетному правилу, которое было принято в 2017 году. Минфин планирует увеличение средств ФНБ в 2019 году до 7,8 трлн рублей, в 2020 году – до 11,37 трлн рублей, в 2021 году – до 14,18 трлн рублей, следует из пояснительной записки к проекту бюджета. Таким образом, объем ФНБ на конец 2021 года составит 12% ВВП РФ. На конец 2018 года данный показатель составит 3,8% ВВП, 2019 – 7,4% и на конец 2020 – 10,3% ВВП РФ.
В следующем году ФНБ, по прогнозам правительства, достигнет 7% порога инвестирования. Минэкономразвития уже внесло предложение расширить возможности инвестирования средств ФНБ за рубежом и предложение нашло поддержку у президента РФ.
Силуанов ранее отмечал, что средства ФНБ в том числе необходимо расходовать на развитие внутреннего кредитования инфраструктурных проектов и институтов развития. По его словам, правительство уже договорилось о дополнительной докапитализации Внешэкономбанка из средств фонда на сумму 300 млрд рублей. На какой период рассчитана эта сумма первый вице-премьер не уточнил.
Кудрин, выступая в Госдуме, обратил внимание правительства на то, что ФНБ нуждается в дополнительной оценке ликвидности активов. Он напомнил, что ФНБ стал главным резервом вместо Резервного фонда, который был полностью израсходован. На покрытие дефицита бюджета в декабре 2017 года были направлены средства Резервного фонда в объеме чуть более 1 трлн рублей. Резервный фонд был создан в 2004 году, у идеи его создания были противники, но опыт последних десяти лет показывает, что благодаря ему России не пришлось “идти с протянутой рукой” в Международный валютный фонд, отметил глава Счетной палаты.
Банки Сегодня Лайв
Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим
А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.
Федеральный бюджет представляет собой главную смету доходов и расходов страны. От него зависит рост зарплат, сумма налогов, выполнение национальных проектов, а в итоге – рост уровня жизни. В 2019 году бюджет будет непростым – с 1 января повышается НДС, а также вступает в силу пенсионная реформа. Чего же ждать от бюджета-2019?
Самое важное о федеральном бюджете Российской Федерации
В России бюджетная система состоит из 3 уровней:
- федеральный бюджет;
- бюджеты субъектов РФ;
- местные бюджеты.
Существует еще и понятие «консолидированный бюджет», но это условный бюджет, который рассчитывается как сумма показателей всех бюджетов России или отдельного региона.
Основной принцип их функционирования – независимость одного уровня от другого. Другими словами, каждый уровень власти принимает свой бюджет.
Федеральный бюджет – это основное звено бюджетной системы. В нем формируется и используется главный фонд денежных средств страны. Основная роль, которую играет федеральный бюджет в жизни страны – это перераспределение средств для того, чтобы развитие страны шло в заданном темпе.
Обобщенно механизм представить можно так: федеральный бюджет получает деньги из определенных источников и затем перераспределяет их на различные цели:
- налоги
- доходы от природных ресурсов
- пошлины
- прочие доходы
- выплата зарплат госслужащим и работникам бюджетной сферы
- содержание армии, полиции, государственного аппарата
- финансирование образования, культуры, здравоохранения
- помощь отдельным субъектам РФ
Федеральный бюджет не является частью других бюджетов, но из него могут перечисляться средства на покрытие дефицита региональных бюджетов.
Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, бюджеты Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования – это разные самостоятельные бюджеты.
Бюджетный процесс – это общий порядок работы с ним: составление, принятие, исполнение. Он жестко регламентируется законодательством, которое устанавливает стадии процесса, их сроки, действия каждого участника.
Всего есть 5 стадий бюджетного процесса:
- составление проекта;
- рассмотрение проекта;
- утверждение;
- исполнение;
- рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.
По каждой стадии есть свои временные рамки и порядок действий:
1. Составление проекта федерального бюджета. Окончательный срок для этого этапа установлен на 1 октября, когда проект должен быть внесен Правительством в Госдуму. На этой стадии составляется прогноз социально-экономического развития страны, который будет основой для разработки самого бюджета. Рассчитываются имеющиеся финансовые ресурсы и определяется, куда их целесообразно направить.
Именно на этом этапе закладываются основные параметры федерального бюджета – суммы доходов и расходов, источники покрытия дефицита, направления расходования средств, в том числе и на дотации регионам.
2. Рассмотрение проекта федерального бюджета. После того, как проект внесен, в течение 60 суток со дня внесения. Проект должен изучить профильный комитет Госдумы, после чего он рассматривается на заседании парламента в трех чтениях. По ходу чтений в проект депутаты могут вносить поправки. По каждому чтению Бюджетный кодекс определяет порядок и рассматриваемые параметры.
3. Утверждение проекта бюджета. Утвержденный проект бюджета, со всеми поправками передается в Совет Федерации в течение 5 дней после принятия. Сенат должен его рассмотреть в течение 14 дней, а после вынесения положительного решения – направить Президенту на подписание (на это дается еще 5 дней).
Законопроект о федеральном бюджете может быть отклонен на любой стадии – при рассмотрении в Госдуме и Совете Федерации, также у Президента есть право вето. После отклонения проект бюджета направляется в соответствующее ведомство для доработки.
4. Исполнение бюджета – это непосредственно получение запланированных доходов и совершение бюджетных трат согласно принятому бюджету. Происходит в течение бюджетного года – с 1 января по 31 декабря.
В течение года в бюджет могут быть внесены (и по факту неоднократно вносятся) поправки. Это связано обычно с изменениями условий, которые нельзя было предвидеть заранее (например, как обвал рубля в декабре 2014 года).
5. Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета – финальная стадия, оно проходит в парламенте после окончания бюджетного года.
В последнее десятилетие бюджетный процесс на федеральном уровне в России проходит без серьезных проблем и без нарушения сроков. Основная дискуссия происходит во время принятия проекта бюджета в Госдуме, когда депутаты пытаются направить больше бюджетных средств на определенные цели.
С 2008 года федеральный бюджет составляется не на 1, а на 3 года: на предстоящий год и двухлетний плановый период. Соответственно, принятый недавно бюджет-2019 имеет полное название «Федеральный бюджет на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
Несмотря на это, бюджет проходит все стадии каждый год, причем на плановый период он «скользящий», то есть прогнозная часть пересчитывается и уточняется каждый год.
Основное содержание федерального бюджета – это смета доходов и расходов на предстоящий бюджетный год. За последние годы их суммы были такими:
Соответственно, каждый год федеральный бюджет исполнялся с дефицитом, а в 2018 году (в графике приведены плановые данные) по факту ожидается профицит в 440,6 миллиардов рублей.
За прошлые годы сальдо федерального бюджета было таким:
Как видно, за последние 5 лет сальдо федерального бюджета было отрицательным (дефицит). Отметим, что профицит ожидается по итогам 2018 года, а также он был зафиксирован в прошлые годы:
- 2006 год – 1,994 триллиона рублей;
- 2007 год – 1,795 триллиона рублей;
- 2008 год – 1,705 триллиона рублей;
- 2011 год – 0,442 триллиона рублей.
Однако профицит – это не всегда хорошо. Мнения экономистов по этому поводу разделяются: одни считают, что при профиците удается профинансировать все бюджетные расходы, а другие – что государство изымает у налогоплательщиков избыточные средства и не расходует их на нужные цели.
Федеральный бюджет на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов был принят Госдумой 21 ноября, затем он был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом.
Главный финансовый план страны строится на таких показателях:
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.