Что такое “налоговый мониторинг” и как он работает

Сегодня рассмотрим тему: "что такое “налоговый мониторинг” и как он работает" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.

С 1 января 2015 года действует новый вид налогового контроля – налоговый мониторинг. Компания, которая решила подвергнуться этой процедуре со следующего года, должна подать в налоговую инспекцию заявление о ее проведении не позднее 1 июля текущего года. Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184. Основное преимущество налогового мониторинга в том, что он избавляет организации от выездных и камеральных налоговых проверок. Однако претендовать на него могут не все компании…

Видео (кликните для воспроизведения).

1) совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 300 млн. руб. При этом налоги, связанные с перемещением товаров через границу Таможенного союза, не учитываются. Допустим, компания является плательщиком НДС и налога на прибыль. И подает заявление о налоговом мониторинге в 2015 году. За 2014 год сумма НДС и налога на прибыль, начисленных к уплате, составила 310 000 000 руб. Из них 110 000 000 руб. – «ввозной» НДС, уплаченный на таможне при импорте товаров. Претендовать на проведение налогового мониторинга такая организация не сможет, поскольку сумма налогов, учитываемых на предмет соответствия этому критерию, составила только 200 000 000 руб. (310 000 000 руб. – 110 000 000 руб.). «Таможенный» НДС при этом во внимание не принимается;

2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд. руб.

То есть, если, например, компания подает заявление в 2015 году, сумма всех ее доходов по данным бухучета за 2014 год, должна быть не менее 3 млрд. руб.;

3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд. руб.

То есть, подавая заявление в 2015 году, нужно проверить стоимость активов (товаров, материалов, основных средств и т.п.) по балансу за 2014 год. Она должна быть не менее 3 млрд. руб.

Если хотя бы одно из перечисленных требований не соблюдается, претендовать на проведение налогового мониторинга организация не сможет.

При этом организация добровольно, в режиме реального времени, предоставляет инспекторам доступ к своим первичным документам, налоговым регистрам, данным бухгалтерского и налогового учета, а также к другой информации. Это и позволяет ревизорам контролировать правильность расчета налогов без выездных и камеральных проверок. А организация сможет своевременно исправлять допущенные ошибки, получив письменные рекомендации инспекции.

Это следует из положений раздела V.2, ст. 88, 89 НК РФ.

Так, камеральную проверку декларации инспекторы проведут в одном из следующих случаев:

  • если компания представит налоговую декларацию (расчет) по какому-либо налогу позже 1 июля года, следующего за периодом мониторинга;
  • если организация подаст декларацию по НДС (акцизам), в которой заявлено право на возмещение налога;
  • если компания подаст уточненную декларацию по какому-либо налогу, в которой отразит уменьшение суммы налога к уплате в бюджет или увеличение суммы полученного убытка, по сравнению с ранее представленной декларацией;
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга.
Видео (кликните для воспроизведения).

Это установлено п. 1.1 ст. 88 НК РФ.

Выездная проверка в отношении организации за период, когда действовал налоговый мониторинг, может быть проведена:

  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • если организация подаст уточненную декларацию за период, который контролировался в рамках налогового мониторинга, и отразит в этой декларации уменьшение суммы налога к уплате в бюджет по сравнению с ранее представленной декларацией;
  • если компания не выполнит указания, данные инспекцией в рамках налогового мониторинга;
  • если выездную проверку решит провести вышестоящий налоговый орган – в порядке контроля за деятельностью налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг.

Об этом сказано в п.5.1 ст. 89 НК РФ.

  • подать соответствующее заявление;
  • получить решение налоговой инспекции о налоговом мониторинге.

Подаем заявление

Подать заявление о проведении налогового мониторинга нужно не позднее 1 июля текущего года (п. 3 ст. 105.26, п. 1 ст. 105.27 НК РФ). Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184 (Приложение 3 к приказу).

К заявлению о проведении мониторинга прилагают:

  • информацию об организациях и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, если доля такого участия составляет более 25 процентов. Бланки для указания таких сведений есть в Приложении к заявлению о проведении налогового мониторинга (см. приказ ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184);
  • регламент информационного взаимодействия. Форма и требования к регламенту утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184 (Приложение 2 к приказу). В нем отражают собственно порядок предоставления инспекции необходимых для налогового мониторинга документов в электронной форме, либо доступа к информационным системам организации, в которых содержатся такие сведения. Также в регламенте указывается порядок ознакомления контролеров с подлинниками таких документов в случае необходимости. Кроме того, здесь отражается порядок ведения регистров бухгалтерского и налогового учета, сведения об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля компании;
  • учетную политику для целей налогообложения организации, действующую в том календарном году, в котором подается заявление о мониторинге.
Читайте так же:  Как подать уточненную декларацию

Такие правила установлены п. 6 ст. 105.26 и п. 2 ст. 105.27 НК РФ.

Если организация подаст заявление о проведении налогового мониторинга, а потом решит отказаться от такой формы контроля, то сообщить об этом в инспекцию нужно письменно. То есть придется отозвать заявление в письменном виде. Это следует сделать до того, как инспекторы примут свое решение о мониторинге (п. 3 ст. 105.27 НК РФ). Если же решение уже принято и оно положительное, то отказаться от него не удастся.

Получаем положительное решение…

Принять решение о проведении налогового мониторинга налоговая инспекция обязана до 1 ноября года, в котором подано заявление. То есть, например, если заявление представлено до 1 июля 2015 года, инспекция примет решение не позднее 1 ноября 2015 года. В течение пяти дней после этого она направит налогоплательщику это решение в письменном виде. Его форма утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184 (Приложение 6 к приказу).

…или отказ

Впрочем, в проведении налогового мониторинга могут и отказать. Отказ инспекция также направит в письменном виде (Приложение 7 к приказу ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184).

Такой отказ должен быть мотивированным. То есть, отказаться проводить налоговый мониторинг в отношении той или иной компании инспекция может только в трех случаях. А именно:

  • если организация не представила (представила не в полном объеме) обязательные документы (информацию);
  • если организация в принципе не отвечает условиям, при которых возможен налоговый мониторинг;
  • если регламент информационного взаимодействия составлен не по форме и (или) не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему ФНС России.

Основание – п. 4, 5 и 6 ст. 105.27 НК РФ.

  • деклараций (расчетов) по налогам;
  • документов, представленных вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга;
  • других документов, содержащихся в базе данных инспекции.

Также в ходе мониторинга проверяющие вправе запросить у организации дополнительные документы (например, регистры налогового и бухгалтерского учета), информацию, пояснения, связанные с правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов. Эти документы (информацию, пояснения) нужно представить в инспекцию в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования контролеров.

Проверяя документы (информацию, пояснения), инспекторы могут выявить:

  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации);
  • несоответствия сведений, поданных организацией, сведениям, имеющимся у налоговой инспекции.

Об обнаруженных противоречиях и несоответствиях налоговики сообщат компании. И потребуют представить необходимые пояснения (в течение пяти дней), либо внести соответствующие исправления (в течение 10 дней).

Все требуемые документы, информацию и пояснения организация может представить в инспекцию следующими способами:

  • передать в инспекцию лично или через представителя;
  • направить по почте заказным письмом;
  • передать в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;
  • передать их в порядке, предусмотренном регламентом информационного взаимодействия.

Если организация не имеет возможности представить требуемые бумаги в установленный срок, то в течение дня, следующего за днем получения запроса от инспекции, она уведомляет об этом контролеров письменно. При этом нужно указать:

  • причины, по которым документы (информация, пояснения) не могут быть предоставлены;
  • срок, в течение которого они будут представлены.

На основании этого уведомления инспекция может:

  • либо продлить сроки представления документов (информации, пояснений);
  • либо вынести решение об отказе в продлении сроков.

В рамках налогового мониторинга проверяющие не вправе требовать бумаги, которые уже были представлены ранее в виде заверенных копий.

Все это следует из ст. 105.29 НК РФ.

Инспекция может составлять мотивированное мнение либо по собственной инициативе, либо по инициативе организации (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).

Мотивированное мнение по инициативе налоговой инспекции составляется в случае, если в процессе мониторинга установлен факт неправильного исчисления (удержания) или несвоевременной либо неполной уплаты налога (сбора). Его направляют компании в течение пяти дней со дня составления. Такой документ должен быть составлен не позднее, чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга. Получается, например, что мотивированное мнение по итогам мониторинга за 2016 год инспекторы должны составить не позднее 1 июля 2017 года.

Читайте так же:  Новый порядок прекращения регистрации авто в розыске поможет решить вопрос с налогом

Если у организации есть сомнения в том, правильно ли она рассчитала и заплатила налог, имеются неясности по вопросам отражения того или иного факта хозяйственной жизни, она вправе сама обратиться в инспекцию за мотивированным мнением. Для этого в инспекцию направляют письменный запрос. Делают это не позднее 1 июля года, следующего за периодом, который охвачен налоговым мониторингом (в частности, по мониторингу за 2016 год – не позднее 1 июля 2017 года). В течение одного месяца со дня получения запроса инспекция даст письменный ответ. В нем контролеры выразят свою позицию по ситуации из запроса.

Иногда инспекторы вправе представить мотивированное мнение на один месяц позже. Так они могут поступить, если понадобятся дополнительные документы (информация) по вопросу организации. О продлении срока компанию уведомят в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Получив мотивированное мнение налоговой инспекции, организация может либо согласиться с ним, либо нет.

Если компания согласилась с выводами и предложениями инспекции, то она должна сообщить контролерам об этом. Для этого в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения в инспекцию направляют соответствующее уведомление. К нему прикладывают документы, подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

Если же фирма придерживается иной точки зрения и не следует рекомендациям налоговиков, в инспекцию представляют письменные возражения (разногласия). Сделать это нужно также в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения.

Инспекция, получив разногласия, в течение трех рабочих дней перешлет их в ФНС России вместе с документами (информацией) по данному вопросу. ФНС России на основании полученных материалов должна инициировать проведение взаимосогласительной процедуры.

Такие правила установлены ст. 105.30 НК РФ.

Такую процедуру проведет руководитель ФНС России или его заместитель в течение одного месяца со дня получения разногласий. Процедуру будут проводить совместно с организацией и налоговой инспекцией, которая отвечает за налоговый мониторинг (п. 2 ст. 105.31 НК РФ).

О своем решении ФНС России сообщит компании. То есть направит ей уведомление:

  • либо об изменении мотивированного мнения;
  • либо об оставлении мотивированного мнения без изменений.

Такое уведомление организации выдадут на руки или направят в течение трех дней со дня его составления.

Получив этот документ, фирма в течение одного месяца должна сообщить в инспекцию о своем решении. Согласна она в итоге с официальной позицией ФНС России или нет.

Такой порядок предусмотрен ст. 105.31 НК РФ.

Когда налоговый мониторинг могут прервать

Инспекция вправе прекратить налоговый мониторинг, не дожидаясь окончания проверяемого периода (то есть, посреди года), если произойдет одно из следующих событий:

  • организация нарушит условия регламента информационного взаимодействия, после чего дальнейший мониторинг станет невозможным;
  • в ходе информационного обмена компания представит недостоверные сведения;
  • фирма систематически (два раза или более) отказывает инспекции в представлении необходимых документов (информации, пояснений).

О досрочном прекращении налогового мониторинга инспекторы уведомят организацию в письменной форме. Они сделают это в течение 10 дней с момента, когда было допущено нарушение, но не позднее 1 сентября года, следующего за контролируемым периодом.

С 2016 года в России начала действовать новая разновидность контроля сферы налогового учета – налоговый мониторинг. Его субъекты предпринимательства используют на добровольной основе, при этом есть ряд особенностей.

Условия реализации комплекса проверочных мероприятий по данной схеме таковы:

  • организация должна заявить о своем желании осуществлять мониторинг;
  • органы ФНС, получившие заявление от компании, выносят свое решение о целесообразности такого шага;
  • предприятие должно относиться к категории крупнейших.

Инициировать применение мониторинговой формы взаимодействия с налоговыми органами могут крупнейшие налогоплательщики, соответствующие набору требований из п. 3 ст. 105.26 НК РФ:

  • суммарное значение всех налоговых обязательств равно 300 млн рублей или больше;
  • годовой объем доходных поступлений зафиксирован на уровне 3 млрд рублей и выше;
  • по состоянию на 31 декабря стоимостная оценка активов компании равна 3 млрд рублей (можно больше).

Суммовые лимиты рассчитывают за полный год. Для анализа берут данные налогового периода, предшествующего году, в котором был инициирован переход к мониторинговой методике взаимодействия с ФНС.

Если критерии налогового права соблюдены, предприятие может подать заявление в ФНС, чтобы применять на практике налоговый мониторинг. Заявление должно быть передано в срок до 1 июля.

Для реализации мониторинговых операций сотрудники Налоговой службы получают полный доступ к налоговому учету компании. Так, ежедневно специалисты ФНС отслеживают проводимые в учете предприятия суммы, оценивают правильность их отображения. При выявлении недочетов или ошибок налоговики обязаны уведомить об этом руководство фирмы. Следующими шагами будет выведение компромиссного варианта действий в рамках правового поля.

После одобрения ФНС заявления о применении новой формы взаимодействия с крупнейшим налогоплательщиком, налоговый мониторинг будет охватывать все виды обязательств предприятия перед бюджетом. То есть компаниям не предоставляют полномочия по выбору отдельных видов налогов, которые подлежат проверке. Это правило подтверждает письмом ФНС от 30.05.2016 г. № ЕД-4-15/9597.

Читайте так же:  Проведение аттестации работников в 2019 - 2020 году на соответствие занимаемой должности

Изображение - Что такое “налоговый мониторинг” и как он работает proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-special-textboxes%2Fthemes%2Fstb-dark%2Finfo

На этапе согласования способа взаимодействия руководство предприятия должно разработать и передать на рассмотрение регламент работы с ФНС. В этом документе надо пояснить:

  • какими способами будете передавать документы специалистам налогового органа;
  • какая процедура учета доходов и затрат предусмотрена учетной политикой.

Когда реализуют налоговый мониторинг, документооборот между ФНС и плательщиком должен согласовываться с формами из приказа от 21.04.2017 г. № ММВ-7-15/323.

Проверка происходит по месту работы специалистов Налоговой службы. Достоинства такой методики взаимодействия:

  • отсутствие камеральных и выездных проверок;
  • возможность реализации оперативного внешнего контроля;
  • получение помощи в организации налогового учета.

Специалисты ФНС, ответственные за ежедневную проверку операций в налоговом учете подопечной компании, при выявлении разночтений по отдельным вопросам вправе истребовать пояснения от налогоплательщика. Если по итогам рассмотрения проблемной ситуации будет установлено, что бухгалтерия компании допустила ошибку, налоговый орган доводит до фирмы свое мотивированное мнение. Предприятие может согласиться с аргументами ФНС, и внести исправления в учет. При отсутствии компромисса инициируют проведение взаимосогласительной процедуры.

Налогоплательщик при возникновении у него сомнений по отдельным вопросам вправе запросить у ФНС мотивированное мнение. Запрос оформляют в письменном виде. Объектом рассмотрения могут быть как завершенные сделки, так и планируемые операции.

Для рассмотрения специалистами Налоговой службы проблемной ситуации субъект предпринимательства должен предоставить комплект оправдательной документации по сделке.

ФНС на подготовку ответа отведён 1 месяц. Игнорирование вопросов от подопечных предприятий исключается – консультирование по спорным вопросам вменено в обязанность налоговикам.

При появлении разногласий с налоговым органом во время процедуры согласования стороны озвучивают свои позиции, приводят аргументы и мнение о предполагаемых последствиях. Это позволяет сразу учитывать позицию налоговиков, определять пути минимизации потерь в налоговом учете.

Такой подход дает возможность избежать назначения штрафных санкций, судебных тяжб по проблемным сделкам. Новой формой налогового контроля на 2018 год пользуется 26 крупнейших налогоплательщиков.

Олег Хороший начальник отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

  • Цель мониторинга
  • Основание и условия
  • Период и продолжительность мониторинга
  • Заявление
  • Досрочное прекращение мониторинга
  • Порядок проведения
  • Мотивированное мнение
  • Взаимосогласительная процедура
  • Преимущества

С 1 января 2015 года в России появился новый вид налогового контроля – налоговый мониторинг (п. 8 ст. 1, ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ). Что это такое, в каких случаях и как проводят такой контроль, а также чем он отличается от традиционных налоговых проверок, вы узнаете из рекомендации.

Суть налогового мониторинга в том, что организация добровольно в режиме реального времени, то есть в онлайн-режиме, предоставляет инспекторам доступ к своим первичным документам, налоговым регистрам, данным бухгалтерского и налогового учета, а также к другой информации. Это позволит контролировать правильность расчета налогов без выездных и камеральных проверок. И организация сможет своевременно исправлять допущенные ошибки, получив письменные рекомендации инспекции.

Налоговый мониторинг – дело добровольное, но не для всех желающих. Поэтому, если организация заинтересована в новой форме отношений с инспекцией, сначала ей нужно определить, соответствует ли она установленным критериям. И если соответствует, подать в инспекцию заявление о проведении налогового контроля.

Всем ли организациям доступен налоговый мониторинг? К сожалению, нет. Провести налоговый мониторинг могут только в крупных организациях с большими объемами налоговых платежей (п. 3 ст. 105.26 НК РФ).

Период, который может быть охвачен налоговым мониторингом, составляет календарный год.

Чтобы инспекция приступила к мониторингу со следующего года, заявление о его проведении нужно подать:

  • не позднее 1 июля текущего года, если в организации не проводится налоговый мониторинг;
  • не позднее 1 сентября текущего года, если за последние три календарных года (включая текущий) в организации проводится налоговый мониторинг.

Когда инспекция может прервать налоговый мониторинг

Инспекция вправе прекратить налоговый мониторинг посреди года, если организация:

  • нарушит условия регламента информационного взаимодействия, после чего дальнейший мониторинг будет невозможным;
  • в ходе информационного обмена представит недостоверные сведения;

Налоговый мониторинг инспекция проводит на своей территории на основании имеющихся у нее:

  • деклараций (расчетов) по налогам;
  • документов, представленных вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга;

В ходе налогового мониторинга инспекция высказывает свое мнение по вопросам правильности расчета и уплаты налогов и сборов. Свою позицию представители инспекции письменно оформляют в виде мотивированного мнения. Его подписывает руководитель инспекции или его заместитель. Форма и требования к мотивированному мнению утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

Изображение - Что такое “налоговый мониторинг” и как он работает proxy?url=http%3A%2F%2Fblog.ucmsgroup.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F01%2Fblog.ru%40ucmsgroup.com_avatar-60x60

В начале ноября Президент России подписал закон, который вводит добровольный превентивный налоговый контроль для крупных организаций — так называемый налоговый мониторинг. Закон вступает в силу с 1 января 2015 года, а ряд его положений, касающийхся консолидированной группы налогоплательщиков — с 1 января 2016 года. Попробуем разобраться, что налоговый мониторинг будет из себя представлять на практике.

Читайте так же:  Мрот с 1 июля в ставропольском крае

Область применения

Пока заключить с ФНС соглашение о налоговом мониторинге могут только крупные компании. Для этого нужно ежегодно платить более 300 млн. рублей налогов и иметь годовой доход и общую стоимость активов не менее трех млрд. рублей.

По соглашению о налоговом мониторинге организация обязуется раскрыть для налоговой инспекции в реальном времени данные своего бухгалтерского и налогового учета, информацию по сделкам. Взамен она получает преимущества в виде прекращения выездных налоговых проверок и возможности понимать налоговые последствия совершения нестандартных сделок. Налоговые органы обязаны давать разъяснения и консультации налогоплательщику по любым спорным вопросам налогообложения, кроме трансфертного ценообразования.

Суть новшества заключается в обеспечении тесного взаимодействия бизнеса и налоговой службы в реальном времени для достижения взаимовыгодных результатов.

Преимущества использования налогового мониторинга для бизнеса:

  • прекращение выездных проверок налоговых органов;
  • снижение фискальных рисков (получения штрафов, расходов на судебное урегулирование конфликтов и других);
  • доступ к экспертизе специалистов ФНС;
  • понимание налоговых последствий всех совершаемых нестандартных сделок;
  • стабильность и определенность в налоговой нагрузке, что позволяет повышать инвестиционную привлекательность бизнеса.

Преимущества использования налогового мониторинга для ФНС:

  • возможность оперативнее и лучше контролировать соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов;
  • улучшение прогнозируемости объемов налоговых поступлений;
  • повышение эффективности: сокращение расходов на проведение налоговых проверок и разрешение налоговых споров.

Опыт применения

Налоговый мониторинг около десяти лет назад придумали в Голландии. Когда там проводили «пилот» этого новшества, его участники — два десятка крупных налогоплательщиков страны — по итогам указали на уменьшение административной нагрузки и рост инвестиционной привлекательности. Многие другие страны переняли голландский опыт, оценив пользу налогового мониторинга для предотвращения применения бизнесом схем ухода от налогов: практика быстро прижилась в Великобритании, США, Германии и других государствах.

В России итоги «пилота» тоже можно признать удачными. Он стартовал в декабре 2012 года, когда c ФНС соответствующие соглашения заключили «Интер РАО ЕЭС», «РусГидро», МТС, российское представительство Ernst & Young и «Северсталь».

В EY отмечают, что с налоговиками встречались регулярно в течение всего время действия соглашения для прояснения применяемого порядка налогового учета операций и обсуждения других вопросов. «Проверяющие стали лучше понимать структуру и особенности нашего бизнеса, порядок учета, снизилось количество претензий. Выездные проверки последний год вообще не проводились, а объем запрашиваемой информации по камеральным проверкам сократился примерно на 25%», — поделился с РБК (http://top.rbc.ru/economics/27/05/2014/926354.shtml) партнер налоговой практики ЕY Иван Родионов. В «РусГидро» рассказали о плотном общении с налоговиками в еженедельном режиме.

За время действия «пилота» его участники получили разъяснения по 50 запросам, рассказал «Ведомостям» (http://www.vedomosti.ru/finance/news/35668741/fns-bez-proverok) заместитель руководителя ФНС Сергей Аракелов. Удалось урегулировать некоторые налоговые споры, дошедшие до судов. По информации ФНС, число налоговых споров у части компаний сократилось в разы. Например, мировым соглашением окончился суд ФНС и «Интер РАО» на общую сумму 37,1 млн рублей. Согласно «Ведомостям», в МТС и «РусГидро» довольны снижением фискальных рисков за счет повышения предсказуемости налогового регулирования.

Но при расширенном информационном контакте с налоговой инспекцией перед компаниями встает и вопрос о степени раскрытия данных. По информации «Ведомостей» «полную открытость» обеспечили только «Русгидро», «Северсталь» и «Интер РАО». Другие компании ограничились согласованным перечнем данных, сославшись на «специфику деятельности».

Как считают в компаниях-участницах «пилота», главное преимущество налогового мониторинга — предварительное урегулирование споров, которым недальновидно рисковать ради сокрытия каких-либо нелегальных схем.

Судьба проекта

По оценкам ФНС, в России на сегодняшний день только две тысячи налогоплательщиков отвечают требованиям, допускающим участие в программе налогового мониторинга. Большинство из них работает в сфере финансов и промышленного производства. Так что в ближайшие год-два, видимо, не стоит ожидать бума в виде роста бюджетных поступлений или большого числа компаний, присоединившихся к программе налогового мониторинга — интерес к программе, по словам Сергея Аракелова, проявили пока 20-30 компаний. Вполне вероятно, что со временем больше налогоплательщиков смогут поучаствовать в налоговом мониторинге.

Не исключено, что если эксперимент будет признан удачным, требования к объему выручки для входа в программу будут снижены, и она станет доступнее для более широкого круга налогоплательщиков.

Другой вопрос, что самой ФНС для запуска проекта налогового мониторинга на федеральном уровне (хотя бы только для крупных компаний) при её текущей, очевидно немалой загрузке, потребуются существенные дополнительные ресурсы, включая обучение сотрудников, разработку стандартизированных процедур оперативного обмена информацией с налогоплательщиками и т.п., которые также не возникнут в одночасье.

Читайте так же:  Наличные и безналичные расчеты между юридическими лицами

Так что налоговый мониторинг обещает быть делом долгим, но, несомненно, полезным.

Наши эксперты помогут Вам быть в курсе последних событий!

С 1 января 2016 года появилась новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг. Применение этой формы контроля возможно только у крупнейших организаций при соблюдении ряда условий по добровольному заявлению налогоплательщика и решению налогового органа. По данным ФНС РФ, в текущем году это 21 организация.

Налоговый мониторинг заключается в том, что организация предоставляет доступ налоговому органу к своему учету и налоговики контролируют в режиме реального времени налоговый учет организации. Но при этом в случае обнаружения ошибки они обязаны сообщить об этом организации.

Применять налоговый мониторинг могут далеко не все, эта возможность предоставлена крупнейшим предприятиям, которые соответствуют критериям, указанным в п. 3 ст. 105.26 НК РФ:

  • общая сумма всех налогов составляет не менее 300 млн руб.;
  • доход за год не менее 3 млрд руб.;
  • активы на 31 декабря не менее 3 млрд руб.

Все эти данные учитываются за год, предшествующий году подачи заявления.

Решение о применении этой формы налогового контроля принимается организациями добровольно. Кроме соответствия критериям, необходимо подать заявление до 1 июля и необходимо, чтобы налоговый орган принял решение о применении мониторинга.

Если организация решила подавать заявление о налоговом мониторинге, то выбора налога, который будут мониторить налоговики, не предоставлено – проверяться будут все налоги, которые должна платить организация (п. 1 Письма ФНС России от 30.05.2016 N ЕД-4-15/[email protected] ).

Мониторинг проводится за календарный год, но длится с 1 января по 1 октября следующего года (п. п. 4, 5 ст. 105.26 НК РФ).

При этом организация должна выполнить большую работу и сообщить налоговому органу, каким образом будет передаваться значительный объем информации, систему внутреннего контроля, а также порядок отражения в регистрах учета доходов и расходов. Все это должно быть указано в регламенте взаимодействия.
Приказом от 21.04.2017 N ММВ-7-15/[email protected] утверждены формы документов, которые используются при налоговом мониторинге, в числе которых и формы запросов, и форма регламента взаимодействия – что должно быть указано.

Контролируется деятельность организации без выезда налоговиков, они находятся на своем рабочем месте и дистанционно имеют возможность получать информацию. Самый существенный положительный момент для организации – не проводятся камеральные и выездные проверки, за небольшим исключением (п. 1.1 ст. 88 НК РФ, п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

При проведении мониторинга налоговый орган вправе истребовать пояснения при выявлении противоречий. Если в результате анализа информации и документов налоговый орган решит, что организация допустила ошибки, то он обязан вынести мотивированное мнение. Организация в случае согласия с позицией налогового органа вносит корректировки в учет и отчетность (п. 7 ст. 105.30 НК РФ).

В случае несогласия направляет разногласия, затем проводится взаимосогласительная процедура (ст. 105.31 НК РФ).

Также сделать запрос мотивированного мнения налогового органа можно по инициативе налогоплательщика. В общем-то, налоговый орган обязан ответить любой организации на письменный запрос согласно подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ, но конкретные хозяйственные операции, как правило, не рассматриваются. А при налоговом мониторинге запрашивается позиция налогового органа в отношении конкретного договора, при этом не только по заключенным сделкам, но и по планируемым (п. 4 ст. 105.30 НК РФ), с приложением документов. Обязанностями налогового органа являются рассмотрение запроса и вынесение мотивированного мнения в течение месяца. При этом вынесенное мнение обязательно не только для налогоплательщика, но и для налогового органа.

Таким образом, мониторинг предполагает постоянный контроль, значительную подготовительную работу, но сводит на нет потери при выездных проверках, так как выявление ошибок, спорные ситуации — это обычная практика при проведении проверок. Существенные суммы не только доначисленных налогов, но и накопившихся за несколько лет пени, а также начисленные штрафы ждут организацию в том случае, если она не сможет доказать свою позицию в судебном порядке или согласится с тем, что была допущена ошибка. При мониторинге налогоплательщику сразу будет ясна позиция налогового органа, есть процедура согласования, поэтому можно точно определить размер налоговых платежей и минимизировать дополнительные потери. Тем более что выездные проверки через три года применяющим мониторинг налогоплательщикам не грозят.

Изображение - Что такое “налоговый мониторинг” и как он работает 23423424
Автор статьи: Филипп Соловьев

Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.4 проголосовавших: 7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here