Бухучет в бюджетных организациях – коротко и доступно

Сегодня рассмотрим тему: "бухучет в бюджетных организациях – коротко и доступно" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.

Бухучет в бюджетных организациях имеет много особенностей, начиная с отдельных НПА, регулирующих его, и заканчивая сложной системой кодировки счетов. В этой статье разберемся с понятиями, применимыми к бюджетным структурам, а также коснемся основных правил ведения учета.

Определения и виды организаций, финансируемых из бюджета

Для того чтобы разобраться в понятиях, обозначающих различные организации, финансируемые из бюджета, обратимся к закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. В основном под бюджетными организациями подразумеваются те, что созданы государством. Таким образом, наиболее обобщенным понятием является термин «государственные (муниципальные) учреждения» (далее — госучреждения). Они учреждаются Российской Федерацией, ее субъектом или муниципалитетом. В соответствии с п. 2 ст. 9.1 закона № 7-ФЗ госучреждения классифицируются как:

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

В следующей таблице представлено сравнение трех видов госучреждений.

Основной регулирующий НПА

Закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ

Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ

Бюджетный кодекс РФ

Обслуживание в следующих областях: наука, образование, медицина, культура, соцзащита, занятость населения, физкультура и спорт и др. (п. 1 ст. 2 закона № 174-ФЗ, п. 1 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)

Выполнение гос. функций, а также оказание госуслуг (ст. 6 БК РФ).

Использование доходов от коммерческой деятельности

На свое усмотрение (пп. 2–3 ст. 298 ГК РФ).

Перечисляются в бюджет (п. 3 ст. 161 БК РФ)

В Федеральном казначействе и коммерческих банках (п. 3 ст. 2 закона № 174-ФЗ)

Только в Федеральном казначействе (п. 9 ст. 9.2 7-ФЗ, п. 4 ст.161 и ст. 220.1 БК РФ)

На праве оперативного управления. Собственником является РФ, субъект РФ, муниципалитет (п. 1 ст. 3 закона № 174-ФЗ, п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ, п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Должно быть получено согласие собственника:

  • для недвижимости, переданной собственником или купленной на средства, выданные им;
  • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного на средства, выданные им.

Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом

Должно быть получено согласие собственника:

  • для любой недвижимости;
  • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного за средства, полученные от собственника.

Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом

Необходимо согласие собственника для действий с любым имуществом (п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Крупные сделки (п. 1 ст. 15 закона № 174-ФЗ), которые совершаются только с одобрения наблюдательного совета АУ (п. 2 ст. 3 закона № 174-ФЗ) или учредителя БУ (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ) независимо от вида имущества

Ответственность
по
обязательствам

Отвечает по своим обязательствам своими активами (за исключением тех, на распоряжение которыми нужно согласие учредителя). Если обязательства образованы по причине причинения вреда гражданам, при нехватке активов, которыми можно распоряжаться, ответственность несет учредитель (п. 5 ст. 2 закона № 174-ФЗ, пп. 5–6 ст. 123.22 ГК РФ)

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Отвечает по обязательствам денежными средствами, при нехватке таковых отвечает учредитель (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ)

Субсидии (п. 1 ст. 78.1 БК РФ)

Бюджетная смета (п. 2 ст. 161 БК РФ)

Об особенностях бюджетной бухотчетности читайте в статье «Порядок сдачи бюджетной отчетности в налоговую за 2017-2018 годы».

Прежде чем разобрать планы счетов, применимые к госучреждениям, отметим, что главным нормативным актом по бухучету является закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, который обязаны применять не только коммерческие организации, но и некоммерческие, в том числе и государственные. Этот закон содержит базовые требования к бухучету и правила его ведения в РФ. Перечислим основные из них:

  1. Ведение бухучета обязательно для всех субъектов экономики, за исключением ИП и подразделений иностранных организаций, если они соблюдают правила налогового законодательства.
  2. Глава экономического субъекта ответственен за функционирование бухгалтерской службы.
  3. Организация должна составлять учетную политику самостоятельно.
  4. Необходимо регистрировать все экономические события организации в первичных документах, данные из которых переходят в регистры бухучета.
  5. Активы и обязательства подлежат периодическому пересчету.
  6. Все данные в бухучете регистрируются в рублях.
  7. Организация должна обеспечивать достоверность содержащейся в отчетности информации.
  8. В организации должны быть налажены процедуры внутреннего контроля.

На базе принципов бухучета для госорганизаций разработаны единый план счетов и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Они действуют как для всех госучреждений, так и для госорганов. Кроме того, в соответствии с п. 21 единого плана счетов для каждого вида госучреждения есть свой частный план счетов, утвержденный:

  • приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н для АУ;
  • приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н для БУ;
  • приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н для КУ.

Отметим еще один нюанс в терминологии. Часто словосочетание «бюджетный учет» употребляют применительно ко всем видам госучреждений. Однако исходя из формулировок, используемых в перечисленных выше НПА, АУ и БУ ведут бухгалтерский учет, а вот государственные органы, внебюджетные фонды и прочие учреждения, указанные в п. 1 инструкции (приказ № 162н), ведут бюджетный учет.

Также важно уделить внимание другим основным законодательным актам, которые необходимы для ведения учета в госучреждении. Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, объясняют использование бюджетных кодов. Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н и инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, содержат формы отчетности и правила их заполнения. Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетников. Помимо того, имеется ряд правовых актов для определенных отраслей и прочих специфических НПА.

Читайте так же:  Уточнён порядок учёта транспортных средств для целей енвд

План счетов госучреждения содержит 5 разделов. В первый раздел «Нефинансовые активы» входят:

  • основные средства в разрезе различных групп и видов;
  • нематериальные активы;
  • непроизведенные активы;
  • производственные запасы, товары, готовая продукция;
  • амортизация;
  • вложения в нефинансовые активы;
  • расходы.

Необычным подразделом для знакомых только с классическим бухучетом могут быть непроизведенные активы, которыми являются земля, ресурсы недр и прочие активы, не созданные человеком на производстве. Они отражаются в бухучете по первоначальной стоимости, только когда начали участвовать в экономическом обороте (кроме земли). А получение прав на пользование такими объектами показывается за балансом на счете 01. Земельные участки числятся по кадастровой стоимости. Еще одной особенностью является применение счета для вложений в материальные запасы. Он используется для аккумулирования затрат на производство или покупку материалов.

Более детально о первом разделе плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…».

Второй раздел «Финансовые активы» охватывает:

  • денежные средства с указанием мест их хранения;
  • финансовые вложения, а именно все виды ценных бумаг и участие в других компаниях;
  • дебиторскую задолженность, относящуюся к контрагентам, плательщикам страховых социальных взносов, налоговым поступлениям, выданным кредитам и т. д.;
  • авансы работникам, контрагентам, иностранным организациям и т. д.;
  • вложения в финансовые активы.

Кредиторская задолженность по кредитам, заработной плате, долги контрагентам за товары, работы услуги, обязательства по перечислениям другим госструктурам, социальным выплатам, оплате налогов и т. д. содержатся в третьем разделе «Обязательства».

В четвертом разделе «Финансовый результат» сгруппированы счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В основном состав активов и обязательств сравним с соответствующими статьями в небюджетных организациях, но также есть и отличия, как в перечне возможных счетов, так и в их бухучете. В инструкции к единому плану счетов можно найти информацию по учету и по использованию счетов.

Особенностью учета в госучреждениях, помимо прочего, является наличие раздела 5 «Санкционирование расходов» в плане счетов. Он необходим для записи получения и использования денежных средств, выделенных из бюджета, лимитов обязательств, полученных от распорядителей бюджетов, использования этих лимитов, планируемых доходов и расходов. То есть при поступлении уведомления от вышестоящих органов на текущий период о лимитах на приобретение, например, материально-производственных запасов учреждение отражает это на счетах учета. Проводки со счетами данного раздела содержатся в пп. 190–209 (приказ № 183н), пп. 161–180 (приказ № 174н), пп. 131–150 (приказ № 162н) инструкций к планам счетов. Бухгалтерские записи по санкционированию расходов делаются между счетами этого раздела.

Для госучреждений предусмотрено 30 забалансовых счетов. Подход для записи на них такой же, как в учете коммерческих организаций, с помощью односторонней записи, то есть только по дебету для поступлений и только по кредиту — для выбытий. За балансом числится имущество, которое не находится в оперативном управлении, гарантии, награды, бланки строгой отчетности, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, и пр. Организация также имеет право самостоятельно открыть дополнительные забалансовые счета для осуществления контроля сохранности имущества и других задач управления.

Об изменениях-2018 в бухучете организаций госсектора читайте в статье «Какие изменения произойдут в бухучете с 2018 года – таблица».

Номер счета бухучета для госучреждений состоит из 26 разрядов, о чем сказано в п. 21 единого плана счетов. В следующей таблице описано значение каждого разряда:

Бухучет в бюджетных организациях – коротко и доступно

Если деятельность предприятия полностью или частично финансируется средствами государства, оно является бюджетным.

Отнести учреждение к данной категории может соответствующий финансовый орган.

Также форма ведения хозяйственных операций определяется в учредительных документах.

Государственный контроль за всеми объектами бухучета ведет Главное управление казначейства. С их стороны осуществляется полный, систематизированный и стандартизированный учет.

Изображение - Бухучет в бюджетных организациях – коротко и доступно proxy?url=https%3A%2F%2Finvestim.info%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F02%2Fbuhuchet-v-byudzhetnyh-organizaciyah-korotko-i-dostupno-15

К особенностям специфики бухучета в бюджетных организациях относится:

  • строгий контроль исполнения расходов сметы;
  • организация учета в разрезе бюджетных классификаций;
  • строгое соответствие нормативной документации всех операций.

Ведение бухгалтерского учета в непроизводственных организациях основывается на законодательство РФ о бюджетном процессе и бюджетном устройстве и Гражданском Кодексе.

Ежегодно Министерство Финансов публикует на своих официальных ресурсах действующие нормативные акты, которые содержат указания по ведению учета и отражению операций в балансе организации, с описанием специфики для различных видов деятельности.

Операции бухучета основных средств делятся на 4 основных вида:

  • приемка/приобретение основных средств;
  • движение внутри организации;
  • расчет амортизации и начисление износа;
  • выбытие/продажа основных средств.

Общий аналитический учет ведется наравне с коммерческими организациями, для оформления первичной документации используются формы ОС – c 1 по 10.

Для синтетического учета используются субсчета по счету 010Х XX XXX раздела I “Нефинансовые активы”.

Читайте так же:  С 1 августа фнс запускает сервис “прозрачный бизнес” налоговой тайны больше нет

Амортизация начисляется следующим образом: кредитуются аналитические счета по счету 0104 к дебету 0401 01 271 “Расходы на амортизацию ОС и НМА”.

При расчетах и начислениях следует руководствоваться п.43 Инструкции №148н о разделении основных средств по группам

и другими нормативными актами для бухучета амортизации в бюджетных организациях.

Как правильно оформлять наличные расчеты между физическими и юридическими лицами?

Проводки по начислению и выплате дивидендов в этой статье.

Изображение - Бухучет в бюджетных организациях – коротко и доступно proxy?url=https%3A%2F%2Finvestim.info%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F02%2Fbuhuchet-v-byudzhetnyh-organizaciyah-korotko-i-dostupno-17

Главной задачей бухучета в ТСЖ является отражение использования полученных денежных средств.

При этом отчетность необходима не только для контролирующих органов, но и для самих членов товарищества, то есть квартировладельцев.

ТСЖ имеет право создавать свой рабочий план счетов для отражения движений по ним, при условии соблюдения:

  • единой методологии бухучета, в основе которой лежат принципы начисления и двоичной записи;
  • отражения всех производимых хозяйственной-денежных операций на основе первичной документации;
  • накапливания и систематизации всей первичной учетной документации.

Особенности расчетов по зарплате

Расчет оплаты труда персонала в бюджетных организациях ведется в соответствии с тарифной сеткой, содержащей разряды и коэффициенты.

На разрядность и оклад сотрудника влияет результат аттестации, которую проводят в установленные организацией сроки

Бухучет зарплаты проводится по аналитическому и синтетическому учету.

Синтетический учет ведется на счетах 0502 02 210 и 211.

Изображение - Бухучет в бюджетных организациях – коротко и доступно proxy?url=https%3A%2F%2Finvestim.info%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F02%2Fbuhuchet-v-byudzhetnyh-organizaciyah-korotko-i-dostupno-18

Бухучет материалов, ценностей и товарных запасов используется для отражения операций с имуществом, не являющимся основными средствами организации, и используемым для собственных нужд, при производстве продукции или оказании услуг.

Синтетический учет ТМЦ ведется на субсчетах 0105 ХХ ХХХ счета.

Для специфики бухучета в бюджетных учреждениях создаются свои субсчета и фиксируются в учетной политике и рабочем Плане счетов данного учреждения.

Бухучет госпошлин происходит следующим образом: госпошлина приравнивается к федеральным налогам и сборам, поэтому проводки выглядя так:

  • Дт счета учета затрат Кт 68 – начисление госпошлины;
  • Дт 68 Кт 51 – уплата госпошлины.

Если организация оплачивает различные госпошлины, то их аналитический учет организовывается в соответствии с требованием Инструкции №94н, утвержденной Министерством Финансов 31.10.2000 г.

Что такое земельный налог? Сроки сдачи декларации.

Все самое важное о международных стандартах качества ISO.

Лицензии относятся к нематериальным активам, которые условно делятся на две категории:

  1. одни дают право на осуществление какой-либо деятельности,
  2. другие предоставляют неисключительные права пользования и распоряжения (для программного обеспечения).

Приобретение первых сопряжено с осуществлением расходов на подачу заявления, непосредственную выдачу, а также консультационные юридические услуги.

Лицензии выдаются бессрочно, а, следовательно, расходы на их оформление нужно списывать единовременно

Сопутствующие затраты, в соответствии с ст.272 НК РФ, признаются на дату их осуществления, дату предъявления документов для расчета, либо в последний день отчетного периода.

Расходы по приобретению программного обеспечения в бухучете лицензий относятся к “расходам будущих периодов” и закрываются проводками:

  • Дт 60 Кт 51 – отражается покупка нематериального актива;
  • Дт 97 Кт 60 – отнесение стоимости лицензии на расходы будущих периодов;
  • Дт 20 (25, 26, 40) Кт 97 – стоимость списана на расходы.

Изображение - Бухучет в бюджетных организациях – коротко и доступно proxy?url=https%3A%2F%2Finvestim.info%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F02%2Fbuhuchet-v-byudzhetnyh-organizaciyah-korotko-i-dostupno-20

Уставный капитал формируют при создании акционерные общества. Взносы учредителей могут представлять собой денежные средства, субъекты Российской Федерации имеют право выступать в качестве акционера.

Бухучет уставного капитала производится на 75 счете “расчеты с учредителями”. При формировании фондов за счет взносов кредитуются субсчета данного счета.

Если общество приняло решение об увеличении уставного капитала за счет средств иных фондов или нераспределенной прибыли, то следует отразить это действие следующей проводкой:

Дт 82, 83, 84 Кт 80 – формирование уставного капитала за счет резервного капитала/добавочного капитала/нераспределенной прибыли.

Отличительной особенностью бухучета в организациях, где финансово-хозяйственные операции производятся из средств бюджета, является строгий контроль за исполнением расходных и доходных смет.

Их деятельность строго регламентирует Министерство Финансов РФ и местные исполнительные органы власти.

Вся документация имеет стандартизированные формы, об изменении которых можно узнать на официальных интернет-ресурсах, в подразделениях налогового управления и других изданий, освещающих новости бухучета.

Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: как правильно вести, чем отличается от коммерческого учета, как правильно формировать отчетность. Из данного материала вы узнаете все нюансы работы с бюджетными поступлениями, правила отражения операций в проводках и особенности сдачи отчетов.

Бухгалтерский учет в коммерческих и государственных организациях имеет общую основу, общие принципы и законодательную базу. Но есть и различия: бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях отличается методами, которые используются при формировании счетов и проводок. Работа с государственными деньгами – ключевой фактор, порождающий различия в методике.

Бухгалтерский учет в государственных учреждениях основан на работе с бюджетной сферой b имеет дополнительные нормативно-правовые акты (не применимые к коммерческим организациям) и требования к отчетности. В бюджетной сфере ведется тотальный контроль за всеми операциями. Это необходимо учитывать при организации отчетности.

Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Не каждое некоммерческое учреждение можно назвать бюджетным, в законе выделено порядка 30 разных форм некоммерческих учреждений. Точно также не каждое государственное или муниципальное учреждение является бюджетным – существуют автономные, казенные и, собственно, бюджетные организации (Закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Разница проявляется в нюансах – методы работы, задачи, способы финансирования и т.д. В данном материале речь пойдет строго о бюджетных компаниях.

Читайте так же:  С 3 мая сбербанк существенно снизил ставки по потребительским кредитам

Госпредприятия имеют различия, которые выражаются в методах работы с поступающими от государства и собственными средствами. В частности, казенные предприятия не могут распоряжаться полученной от коммерческой деятельности (в разрешенных по закону объемах и формах) прибылью в своих целях, они обязаны отдавать их в счет дохода государства. Это не касается других форм. Бухгалтерский учет в казённых учреждениях должен учитывать этот фактор.

При работе с документами и бухгалтерией следует понимать, чем бюджетники отличаются от прочих форм организации государственного предприятия.

Бюджетное учреждение (бюджетная государственная организация) – это некоммерческая организация, созданная РФ или ее субъектом для оказания услуг (обслуживания) населения. Основная сфера работы – образование, медицина, культура и досуг и т.д. Такое предприятие на государственные деньги оказывает услуги или производит работы по заказу государственных органов. Источником средств могут быть различные субъекты РФ. Основная задача бухгалтерского учета в бюджете – точное отражение передвижений и расходования полученных от государства денег.

Бюджетное учреждение по закону может вести коммерческую деятельность, доход от которой используется на собственные нужды. Однако основной источник финансирования – государственные и муниципальные субсидии. Коммерческая составляющая строго контролируется и не может превышать определенный процент от общего дохода.

Учреждение причисляется к бюджетной форме на основании решения уполномоченного органа, а также на основании учредительной документации, где указана форма организации.

Бюджетный учет – единая государственная упорядоченная система сбора, обработки (регистрации) и обобщения информации о состоянии финансовых и нефинансовых активов РФ и ее субъектов. Термин «бюджетный учет» часто применяется в отношении бюджетных учреждений, но это не совсем верно. Согласно закону бюджетный учет ведут казенные госучреждения, а вот остальные занимаются бухгалтерским учетом. Эти понятия не следует смешивать, так как существует различие в методах работы.

Важные материалы для бухгалтеров:

Основные изменения в работе бухгалтера в 2019 году

Справочник по отчетности за 2018 год

Коды КОСГУ по расходам с 2019 годау

Последние изменения в Инструкции 157н в 2019 году

План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений

План счетов (ПС) – полный перечень используемых при работе с бухгалтерской отчетностью в бюджетной организации счетов.

Перечисленные счета используются для учёта бюджетных и внебюджетных источников финансирования. ПС для государственной компании существенно отличается от аналогичного в коммерческих организациях, на это следует обратить особое внимание.

Правила работы с отчетностью в бюджете описаны в официальном документе: едином Плане счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений №174н и Инструкции к нему.

Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, прописанные в данном приказе, позволяют унифицировать работу всех учреждений и сделать процесс учета государственных денег максимально прозрачным.

Особенности формирования плана счетов бюджетного учреждения

Номер каждого счета в рамках ПС состоит из двадцати шести разрядов и формируется по следующей схеме: 1-17 – классификатор поступления (и выбытия) денежных средств, 18 – вид деятельности организации, 19-21 – код синтетического счета ПС, 22-23 – код аналитического счета ПС, 24-26 – код классификации операций сектора государственного управления (вид поступления).

В номер счета ПС включен код классификации, который позволяет проводить мониторинг передвижения государственных денег. План счетов бухгалтерского учета содержит порядка двух тысяч доступных счетов, однако на практике бухгалтеры пользуются далеко не всеми. Для текущей деятельности предприятие разрабатывает собственный ПС, в который входят только те счета, которые необходимы в процессе работы.

В работе учреждения активно используются счета, входящие в следующие группы:

  • Нефинансовые активы. Основные средства учреждения, его нефинансовые активы. План счетов бухгалтерского учета бюджета, в отличие от ПС коммерческих организаций, содержит отдельный счет для вложений в материальные запасы.
  • Финансовые активы. Операции с депозитами, акциями, ценными бумагами и т.д. Здесь же – работа с дебиторскими задолженностями.
  • Обязательства. Расчет со сторонними поставщиками и подрядчиками, операции по работе с кредиторами.
  • Финансовый результат. Информация о финансовых итогах деятельности учреждения: доходы-расходы, годовые итоги и т.д.
  • Санкционирование расходов. Учет государственных вливаний и обязательств.

Обращаем ваше внимание, что закон разрешает органам государственной власти и другим уполномоченным органам введение дополнительных разрядов в код аналитического счета ПС в случаях, когда это необходимо внутренним пользователям для работы.

Счета в плане счетов бухгалтерского учета бывают двух видов: активные (учет движения активов предприятия) и пассивные (учет источников формирования и движения средств предприятия).

Приказ Минфина России от 16 ноября 2016 № 209н вносит ряд дополнений к Приказу №174н, в частности, расширяет количество счетов. Последние изменения следует учитывать при ведении бухгалтерского учета в бюджетном учреждении.

Проводки в бухгалтерском учете бюджетного учреждения

Проводки в бухгалтерском учете бюджетного учреждения составляются на основании правил, представленных в инструкции к единому плану счетов. При составлении проводок необходимо руководствоваться общими правилами бухучета, применяемыми для всех типов организаций. Смотрите таблицы типичных проводок в бюджетном учреждении:

Проводки в бухгалтерском учете бюджета должны учитывать главный нюанс: в одной проводке нельзя использовать счета с различными источниками финансирования. В частности, недопустимо смешивать деньги, поступившие от государства и средства от собственной коммерческой деятельности. Данные счета принадлежат к двум различным сметам.

Читайте так же:  Форма № т-7 “график отпусков”

Нормативные документы и стандарты бухгалтерского учета в 2018

Бухгалтерский учет в бюджете строго контролируется законодательством.

Основные положения и требования к бухучету содержатся в Федеральном законе №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Этот документ формирует правовую основу, на которую должен опираться бухгалтер при работе со счетами.

При ведении учета нужно ориентироваться на Федеральные стандарты бухучета. В 2018 году было введено 5 стандартов. C 2019 будут действовать еще 5 новых Федеральных стандартов. Подробнее про них читайте на портале.

Единый план счетов для госучреждений описан в Инструкции 157н, а именно для бюджетных учреждений в Инструкции 174н.

Также бухгалтерский учет в бюджете должен принимать во внимание прочие нормативно-правовые акты, уточнения, письма и инструкции, выпускаемые государственными и муниципальными органами, уполномоченными работать с бюджетными средствами.

Авторизируйтесь с помощью социальных сетей и получите расширенный доступ к сайту: вы сможете скачивать все необходимые вам формы и образцы в любое время!

Требования к ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

В своей работе бухгалтер должен опираться на общие принципы и задачи бухгалтерского учета и учитывать особенности бюджетной сферы. К ним относятся необходимость вести контроль за точным исполнением утвержденного бюджета, проведение мероприятий по поиску дополнительных доходов, а также необходимость учитывать отраслевые особенности. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях имеет более сложную систему методов и более высокий уровень контроля точности.

Общие правила ведения бухучета должны учитывать следующие принципы: законность, правильность, осмотрительность, достоверность, независимость, постоянство, доступность, уместность, сопоставимость, превосходство формы над содержанием, своевременность, денежные измерители (ФЗ № 402). Помимо этого, бухучет в бюджете должен учитывать принципы и правила работы с бюджетными деньгами.

Задачи бухгалтерского учета в бюджете:

  • Формирование и предоставление контролирующим органам полных и достоверных данных о состоянии активов и движении средств на предприятии (как государственных средств, так и полученных от коммерческой деятельности);
  • Своевременное предоставление необходимой (и точной) информации о ходе выполнения плана по доходам и расходам бюджетных средств;
  • Своевременное предоставление необходимой (и точной) информации о ходе исполнения сметы расходов, участвующих в исполнении государственного бюджета.

Основные требования к бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях:

  • Учет должен вестись только в национальной валюте (рублях);
  • Учет ведется постоянно с момента регистрации предприятия;
  • Содержание аналитического отчета должно соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
  • Каждая хозяйственная и инвентаризационная операция должна подлежать обязательной регистрации.

Под учет попадают все хозяйственные операции, имущественные объекты и обязательства компании.

В бухгалтерском учете в бюджетных учреждениях важна своевременность: все операции должны вовремя быть зарегистрированы и отражены.

Изображение - Бухучет в бюджетных организациях – коротко и доступно proxy?url=http%3A%2F%2Faction-press.ru%2Ftbn2_service%2Fb6kyal

Спецвыпуск журнала «Зарплата в учреждении». Доступен для скачивания!
Узнайте сейчас:
☑ 3 проблемы, из-за которых контроллеры признают доплаты и надбавки незаконными
☑ 10 подсказок бухгалтеру: как распознать поддельный больничный и принять меры
☑ Образец справки, без которой сотруднику не выдадут дубликат больничного
☑ Как оформить и оплатить работу по инвентаризации, чтобы не оштрафовали
☑ Отпуск начинается в субботу. Это устроит и сотрудника, и учреждение

Бухгалтерская отчетность в бюджете ведется строго на основании Плана счетов, о котором говорилось выше – все требования к отчетности прописаны в соответствующей инструкции. Действует общепринятый принцип двойной записи для всех совершенных операций предприятия: каждое изменение состояния средств, находящихся на балансе учреждения, должно быть отражено, минимум, в двух разных счетах. Все операции отражаются только по факту их совершения (метод начисления), ценности и находящиеся на балансе активы учитываются отдельно.

Что касается сроков, то тут нет существенных отличий от обычного порядка бухучета.

Периодичность отчетности в бухгалтерском учете в учреждениях:

  • 1 раз в квартал (1 апреля, 1 июля и 1 октября отчетного года);
  • Годовая отчетность (1 января года, следующего за отчетным).

Отчетным считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Отчетной датой (дата, на которую составляется бухгалтерская отчетность) считается последний календарный день отчетного периода. Исключение составляют случаи, когда проводится реорганизация или ликвидация учреждения, а также случаи, когда бюджетное учреждение проходит процесс преобразования в казенное.

В бухгалтерском учете в бюджете отчетность заполняется исключительно в рублях с учетом копеек до двух знаков после запятой (использование других валют недопустимо согласно принципам работы с государственными деньгами). Документы должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером, а в некоторых случаях, руководителем финансово-экономической службы бюджетного учреждения (если таковая имеется на предприятии). Эти же лица несут ответственность перед государством.

Бухгалтерская отчетность бюджетного учреждения:

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

Бухгалтерский баланс бюджетного учреждения – отчет о состоянии средств предприятия, который отражает его активы и обязательства. Составляется на основании нормативно-правовых актов, применимых к конкретному типу учреждения. Основная задача баланса бюджетного учреждения в том, чтобы показать движение бюджетных средств, обеспечить контроль за их расходованием.

В балансе бюджетного учреждения реализуется принцип двусторонности: хозяйственные средства отражаются по вещественному составу и размещению (актив) и источникам формирования, целевому назначению (пассив).

В бухгалтерском учете в бюджете баланс имеет особую структуру. К активу относятся внеоборотные активы (средства для долгосрочного использования) + оборотные (средства, предназначенные для использования в ходе уставной хозяйственной деятельности) + затраты. К пассиву – собственный капитал + обязательства + доходы.

Читайте так же:  Дистанционное консультирование и оказание услуг для граждан в пфр

Поскольку бюджетные организации собственных средств не имеют, они покрывают все расходы за счет государственных ассигнаций и поступления специальных средств. Движение этих средств отражается в отчетности.

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях имеет ряд особенностей, которые основываются на законодательстве о бюджетном устройстве, Инструкции по бюджетному учету, других нормативных документах по учету и отчетности в бюджетных организациях, а также их отраслевой спецификой.

К таким особенностям бухгалтерского учета в бюджетных организациях можно отнести:

организация учета в разрезе статей бюджетной классификации;

контроль исполнения сметы доходов и расходов;

переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;

выделение в учете кассовых и фактических расходов;

отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки и др.).

К основным задачам бюджетного учета относят:

формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений, а также о финансовых результатах их деятельности;

формирование полной и достоверной информации об исполнении всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

обеспечение контроля за соответствием операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, законодательству Российской Федерации;

обеспечение контроля за состоянием активов и выполнением обязательств учреждений;

обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетностью о состоянии активов и обязательств учреждений, а также отчетностью об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В бюджетных организациях учет исполнения смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, осуществляется в соответствии с Федеральным законом о бухгалтерском учете и на основании Инструкции по бюджетному учету.

Инструкция по бюджетному учету включает в себя:

форму ведения бухгалтерского учета;

способ применения счетов Плана счетов бухгалтерского учета для отражения операций по исполнению сметы доходов и расходов денежных средств, которые были получены за счет внебюджетных источников;

формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;

методы оценки активов и обязательств;

корреспонденцию счетов по основным бухгалтерским операциям.

Бухгалтерия бюджетной организации, как правило, состоит из нескольких групп – финансовая, материальная, расчетов и др.

В группах могут выделяться подгруппы (оперативно-финансовая подгруппа, подгруппа по учету основных средств, подгруппа по учету расчетных операций и др.).

Обязанности бухгалтерии заключаются в следующем:

организация бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством РФ;

контроль за правильным оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций;

контроль за расходами денежных средств в соответствии с целевым назначением в соответствии со сметами доходов и расходов;

контроль за сохранностью денежных средств и материальных ценностей;

начисление и своевременная выплата заработной платы сотрудникам;

учет доходов и расходов по средствам, полученным за счет внебюджетных источников;

проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств;

составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бухгалтерской отчетности;

составление для утверждения руководителем учреждения смет доходов и расходов и расчетов;

обеспечение хранения документации.

Инструкция по бюджетному учету, а также некоторые другие подобные нормативные документы выставляют определенные требования к его ведению.

Они жестко закреплены в законодательстве, и за нарушением данных требований могут последовать жесткие санкции.

Основные требования к ведению бюджетного учета заключаются в следующем:

любые действия, обязаны совершаться точно в срок.

отчетная информация должна соответствовать фактическому состоянию, а сам учет обязан производиться, начиная с самого первого дня существования организации;

ведение учета должно осуществляться исключительно в государственной валюте.

Выделяют несколько основных вариантов отчетов в бюджетных организациях, которые в обязательном порядке должны своевременно составляться и подаваться в вышестоящие инстанции. К таким отчетам относятся:

отчет об исполнении бюджета;

отчет о результатах деятельности;

отчет о движении средств.

Указанные отчеты позволяют контролирующим органам проводить детальный анализ состояния организации, ее особенностей, текущих проблем, направления развития и так далее.

Обычно ко всем этим документам прилагается также и пояснительная записка, в которой уточняется та или иная не совсем понятная информация.

Дополнительно подаются балансовые ведомости и любые другие документы, которые потребуются соответствующим инстанциям, если возникнет необходимость прояснить определенные моменты, цифры или другие особенности деятельности предприятия.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Изображение - Бухучет в бюджетных организациях – коротко и доступно 23423424
Автор статьи: Филипп Соловьев

Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.7 проголосовавших: 19

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here