Сегодня рассмотрим тему: "банкротство сельскохозяйственных организаций" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
Содержание
Банкротство сельскохозяйственных предприятий имеет свои особенности. Специальное правовое регулирование таких организаций связано с характером осуществляемой ими деятельности.
К сельскохозяйственным организациям относятся юридические лица, основным видом деятельности которых является производство или производство и переработка сельхозпродукции. Причем выручка от реализации этой продукции должна составлять не менее 50% всей суммы выручки предприятия (п. 1 ст. 177 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ – далее Закона N 127-ФЗ). Также с учетом особенностей, предусмотренных для сельхозорганизаций, проводится банкротство рыболовецких артелей (колхозов). Но их выручка от реализации сельхозпродукции и улова водных биологических ресурсов должна быть не меньше 70% от общей суммы выручки (п. 2 ст. 177 Закона N 127-ФЗ ).
Отметим, что указанное определение сельскохозяйственных организаций применяется именно для целей Закона N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В законодательстве встречаются и другие определения сельхозкомпаний, «наделенные» другим содержанием. К примеру, понятие сельскохозяйственных товаропроизводителей, приведенное в НК РФ, для целей применения ЕСХН (п. 2 ст. 346.2 НК РФ).
Вместе с тем, сложность заключается в том, что Закон N 127-ФЗ не конкретизирует порядок расчета указанной 50%-ной (или 70%-ной) доли выручки. Поскольку из текста Закона непонятно, за какой период рассчитывается данный показатель.
Основания для банкротства сельскохозяйственной организации
Дело о банкротстве сельхозпредприятия будет возбуждено, если сумма требований к нему составит не менее 500 тыс. руб. При этом арбитражный суд примет заявление о банкротстве, если исполнение требований на указанную сумму просрочены должником на 3 месяца или более (п. 5,6 ст. 177 Закона N 127-ФЗ ).
Особенности проведения процедуры банкротства сельхозпредприятия
В отношении сельхозкомпании могут быть применены такие процедуры банкротства, как наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление. Любая из них должна быть введена с учетом сезонности сельхозпроизводства и природно-климатических условий, в которых ведет деятельность должник (п. 1 ст. 178 Закона N 127-ФЗ ).
В связи с этим финансовое оздоровление в отношении сельхозорганизации вводится на срок до окончания периода сельхозработ, и с учетом времени, необходимого для продажи сельхозпродукции. В определенных случаях этот срок может быть продлен еще на год при условии, что график погашения задолженности также будет сдвинут (п. 2 ст. 178, ст. 85 Закона N 127-ФЗ ).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Внешнее управление также вводится на период до окончания сельхозработ, и времени на реализацию сельхозпродукции. При этом срок внешнего управления не может составлять больше 2 лет и 3 месяцев (п. 3 ст. 178, п. 2 ст. 92 Закона N 127-ФЗ ). Эта процедура тоже может быть продлена на год.
Если же дело дойдет до реализации имущества сельхозкомпании, то сначала арбитражный управляющий должен будет выставить на продажу в целом все предприятие должника путем проведения торгов. Если оно не будет продано, то следующим шагом управляющего будет выставление на продажу имущества должника единым лотом как производственно-технологического комплекса. Если на имущество, как на единый комплекс, также не найдется покупатель, то управляющий будет вправе продавать имущество должника по частям (п. 1 ст. 179 Закона N 127-ФЗ ).
Преимущественным правом выкупа имущества, реализуемого по правилам продажи по частям или в рамках публичного предложения, обладают лица, занимающиеся производством и переработкой сельхозпродукции и владеющие земельными участками, непосредственно соседствующими с участком должника. А если таких лиц нет, то преимущественное право переходит к сельхозкомпаниям и КФХ, расположенным в той же местности, а также к субъекту РФ или муниципальному образованию (п. 2 ст. 179 Закона N 127-ФЗ ). Как разъяснял ВАС РФ, законодатель ввел данные нормы для того, чтобы сохранить функциональное назначения имущества сельхозорганизации (в том числе земли) для производства или переработки сельскохозпродукции, что имеет конечной целью развитие сельского хозяйства в целом (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.12.2013 N 10125/13 ).
Соответственно, арбитражный управляющий должен уведомить о продаже предприятия должника и имущества должника все сельхозкомпании, чья территория непосредственно прилегает к земельному участку должника. И кроме того, опубликовать сведения о продаже в печатном издании по месту нахождения должника с указанием начальной цены (п. 2 ст. 179 Закона N 127-ФЗ ).
Продажа имущества лицу, имеющему преимущественное право, осуществляется по цене, установленной на торгах. Если желающих приобрести имущество несколько, то имущество продается тому, чья заявка поступила первой (п. 3 ст. 179 Закона N 127-ФЗ ).
Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций
Каждая экономическая отрасль отличается своей спецификой, поэтому она нуждается в применении к ней особых правил регулирования.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:
+7 (812) 309-85-28 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Они могут касаться не только моментов, связанных с открытием или функционированием, но и с прекращением деятельности.
Одной из отраслей выступает сельское хозяйство.
Сегодня степень поддержки подобных организаций со стороны государства низок, чем обусловлено нередкое инициирование процедур банкротства в их отношении.
С учетом специфической деятельности юридических лиц, деятельность которых осуществляется в области сельского хозяйствования, ФЗ № 127 включает в себя отдельный пункт №3.
Его содержание посвящено банкротству с/х организаций.
Основываясь на эти законодательные положения, сельскохозяйственными признаются организации, производящие или перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию.
Более того, объем прибыли, полученной путем её реализации, должен составлять более 50%.
Банкротство сельскохозяйственных организаций может быть вызвано различными причинами (статья 3 ФЗ № 127):
- Погодно-климатический фактор – дожди, засушливость и иные причины приводят к тому, что всходит лишь небольшая часть урожая, а все остальное погибает. Это приводит к крупным расходам, которые в последующем не оправдываются.
- Использование устаревших технических средств, не справляющихся с большим объемом работы, не способных переработать с/х продукцию для сохранения её надлежащего качества.
- Неквалифицированный персонал, ошибки руководства, несоответствие спроса и предложения.
Для признания несостоятельности сельскохозяйственных организаций требуется наличие таких условий:
- Невыполнение требований перед кредиторами, если их сумма составляет более полумиллиона рублей.
- Время погашения задолженности просрочено, как минимум, на 90 суток.
При наступлении перечисленных условий (в совокупности) подается заявление с просьбой инициирования процедуры банкротства в отношении субъекта сельского хозяйства в арбитражный суд.
Как подать заявление о банкротстве физического лица? Смотрите тут.
При признании предприятия с/х специализации несостоятельным должником, необходимо учитывать ряд особенностей, сопровождающих этапы процедуры.
Уже здесь важно отметить, что реализуется только три стадии банкротства (статья 178 ФЗ № 127):
- Наблюдение.
- Материальное оздоровление.
- Внешнее управление.
Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций основываются, прежде всего, на сезонном осуществлении деятельности производителей сельхоз товаров.
Они не могут круглый год собирать урожай и продавать его в одинаковом количестве.
Точки максимума производства и реализации у них попадают на конкретный период – он будет зависеть от вида продукции.
Не только это, но и другие особенности важно учитывать при определении прибыли с/х организации.
Важно принимать во внимание климатические условия осуществления деятельности.
Эти факторы учитываются при реализации первой стадии банкротства – наблюдения, когда возникает необходимость рассчитать возможность погашения задолженности перед кредиторами.
Образец заявления о признании банкротом организации здесь.
Если судебная инстанция примет на рассмотрение заявление о признании сельскохозяйственной организации банкротом, то вводится первый этап – наблюдение (статья 62 ФЗ № 127).
При этом важно учитывать:
- сезонность производства, зависимость от таких факторов, как погода и климат;
- возможность выполнения обязательств перед кредиторами с использованием прибыли за рабочий период (у каждой организации он исчисляется по-разному, в зависимости от специализации).
После наблюдения вводятся другие стадии процедуры банкротства – оздоровление и внешнее управление.
Важно, чтобы они были начаты до закрытия периода с/х работ. При этом во внимание должно принимать время, необходимое для переработки и реализации полученной продукции.
Если во время материального оздоровления финансовое состояние предприятия уменьшилось вследствие стихийных происшествий или иных обстоятельств чрезвычайного характера, то время проведения этого этапа может быть увеличено на один календарный год.
Одновременно с этим изменяется план возмещения задолженностей перед кредиторами с учетом порядка, установленного статьей 85 ФЗ № 127.
При внешнем управлении от полномочий освобождается руководство и все органы управления организацией – все обязанности по управлению организацией ложатся на внешнего управляющего, назначенного арбитражным судом.
Что касается сроков проведения этого этапа, то они не должны составлять более 27 месяцев.
Время может быть продлено ввиду чрезвычайных ситуаций, перечисленных выше. Максимальный срок продления составляет один год.
Если все вышеперечисленные этапы процедуры признания несостоятельности не принести ожидаемого результата, то арбитражным судом назначается арбитражный управляющий.
Основная его задача – отчуждение имущества должника с целью получения денежных средств.
В последующем они будут использоваться для:
- покрытия судебных издержек;
- заработной платы управляющего;
- расчета с кредиторами в порядке очереди.
Основной особенностью продажи имущества в 2019 году является выставление на торги целого предприятия.
Оно выставляется единым лотом, которое способно самостоятельно производить или перерабатывать продукцию.
В лот включаются средства, используемые для хранения, сбора и последующей продажи выращенного урожая.
Если имущество, принадлежащее должнику, не было приобретено, то статья 139 ФЗ № 127 устанавливает его продажу путем введения публичного предложения.
При распродаже стоимость имущества не увеличивается, а, напротив, уменьшается. Таким образом, получить организацию сможет покупатель, согласный приобрести её по объявленной стоимости.
Отдельные привилегии при продаже имущества, принадлежащего несостоятельной организации, предоставлены с/х предприятиям, расположенным в непосредственной близости к его территории.
Если подобные юридические лица отсутствуют, то право приобретения получают фермы и хозяйственные земли, находящиеся в том же субъекте.
Для реализации этой законодательной нормы арбитражный управляющий сообщает этим предприятиям о введении этапа конкурсного производства.
Как подать на банкротство должника? Читайте здесь.
Как действует ФЗ о банкротстве юридических лиц? Подробности в этой статье.
Судебная практика показывает, что банкротство сельскохозяйственных организаций заканчивается покупкой этого предприятия близлежащим фермерским хозяйством.
Большинство дел инициируется непосредственно руководителем организаций, не способным справиться с нагрузкой и рассчитаться с задолженностями, возникшими перед кредиторами.
На деле признание несостоятельности организации сельскохозяйственного назначения может растянуться на 3-4 года и больше.
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область – +7 (499) 703-16-92
- Санкт-Петербург и область – +7 (812) 309-85-28
- Регионы – 8 (800) 333-88-93
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Сельское хозяйство и связанная с ним перерабатывающая промышленность, составляют фундаментальные основы экономики большинства стран мира. В России традиционно сельскохозяйственная отрасль обладала приоритетом и даже в советскую эпоху всеобщей индустриализации именно те, кто трудился на земле, пользовались существенной государственной поддержкой.
С переходом российской экономики на принципы работы свободного рынка сельскохозяйственная отрасль столкнулась кроме традиционных для нее рисков земледелия, еще и с конкуренцией со стороны импортных сельхозпродуктов. Это в немалой степени обусловило то, что не всякое сельхозпредприятие было готово к такому режиму работы и многим пришлось уйти с рынка, либо через процедуру ликвидации сельхозпредприятия, либо через процесс банкротства.
В этой статье будет рассказано о том, что служит основными причинами банкротства сельхозпредприятий в России, для чего проводится банкротство сельхозкомпаний, как выглядит этот процесс и какие существуют особенности банкротства сельскохозяйственных организаций.
Причины банкротства сельскохозяйственных организаций в России
В условиях импортозамещения сельское хозяйство в России нуждается в стабильном развитии, так как это стратегически значимая отрасль, отвечающая за продовольственную безопасность государства. Вступление Российского государства во Всемирную торговую организацию, создание Таможенного союза и Евразийского сообщества обязывает сельскохозяйственных товаропроизводителей конкурировать на мировом продовольственном рынке.
Это основной риск, с которым сталкиваются отечественные производители сельскохозяйственной продукции. Кроме этого, проблемными вопросами сельского хозяйства остаются большая убыточность, закредитованность, слабый приток инвестиций в отрасль и недостаточность государственной поддержки, особенно для тех районов, которые относятся к зонам высоко рискованного земледелия (Нечерноземье, Сибирь, Дальний Восток).
Также к основным причинам, по которым происходит банкротство сельскохозяйственных предприятий, особенно небольших предприятий и частных фермерских хозяйств, относится и постепенная монополизация отдельных секторов рынка. Это связано в первую очередь с приходом на сельхозрынок крупных компаний и агрохолдингов, которые имеют в своем распоряжении десятки, сотни тысяч гектаров земель, мощные перерабатывающие комплексы, базы хранения, сети сбыта.
Естественно, что в таких условиях множество небольших компаний и фермеров вынуждены просто прекращать работу. У мелких сельхозпроизводителей и частных хозяйств практически нет реальных шансов победить в ценовой и технологической конкуренции с агрохолдингами.
Правовые основы банкротства компаний сельхозпроизводителей
Для того чтобы полностью понимать суть процесса банкротства компаний, работающих в сельском хозяйстве, не обойтись без ознакомления, хотя бы в общем виде, на какой правовой базе производится банкротство сельхозпредприятий.
В первую очередь необходимо обратить внимание на положения основного закона, регламентирующего процесс банкротства юридических и физических лиц. Это ФЗ № 127 от 2002 года « О несостоятельности (банкротстве)». В нем, в частности, имеется базовое определение того, кто такой сельхозпроизводитель.
Под сельскохозяйственными организациями в соответствии с п. 1 ст. 177 Федерального закона от 16 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве) понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых, являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее, чем 50% общей суммы дохода. Что касается сельскохозяйственных товаропроизводителей, то ими могут быть как юридические, так и физические лица, вовлечённые в процесс производства сельскохозяйственной продукции, удельный вес которой составляет более 50 % общего объема производимой продукции.
Выручка же рыболовецких артелей (колхозов) от реализации или произведенной, переработанной сельскохозяйственной продукции и выловленных (добытых) водных биологических ресурсов, составляет не менее чем 70 % от общей суммы выручки.
Таким образом, ФЗ № 127 установлены критерии, по которым можно определить правовой статус той или иной сельскохозяйственной организации и уже на основании этого рассматривать конкретные формы определения признаков банкротства и проведения всего процесса о признании несостоятельности компании.
Кроме этого закона, существует еще ряд нормативных правовых актов, так или иначе формирующих правовое поле, на котором основывается процесс банкротства сельхозпроизводителей.
В частности, в этот перечень могут войти такие законодательные акты, как:
- Федеральный закон от 09.07.2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»;
- Введение специального налогового режима для сельскохозяйственных организаций («Единый сельскохозяйственный налог», введен во вторую часть Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 11.11.2003 г. № 147-ФЗ);
- Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ;
Кроме этих нормативных актов, также при рассмотрении процессов банкротства сельхозпредприятий следует учитывать и нормы Гражданского Кодекса РФ, Арбитражного процессуального Кодекса РФ.
Основные особенности процесса банкротства сельскохозяйственных организаций
В общем смысле, технический процесс прохождения банкротства компанией сельхозпроизводителя или частного предпринимателя мало отличается от стандартных форм и методов.
Но следует обратить внимание на некоторые особенности, связанные с реализацией конкретных этапов прохождения процесса банкротства:
- Одна из особенностей банкротства должников, относимых к числу сельскохозяйственных организаций, касается продажи принадлежащих им объектов недвижимости при проведении процедуры конкурсного производства. Суть специального правила для таких случаев состоит в том, что сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, расположенные в данной местности, наделяются преимущественным правом на приобретение указанных объектов недвижимого имущества. Благодаря данному правилу во многих случаях банкротства сельскохозяйственных организаций удается сохранить производство на территории предприятия-банкрота. Это происходит при продаже остаточного имущества или соседнему, финансово устойчивому предприятию, или нескольким фермерским хозяйствам, пожелавшим выкупить это имущество и землю для расширения своей деятельности.
В соответствии с п. 4 ст. 177 Закона о банкротстве, земельные участки в случае признания сельскохозяйственной организации банкротом могут переходить к другим лицам в той мере, в какой их оборот допустим земельным законодательством. Как правило, земельные участки, принадлежащие сельскохозяйственным организациям, относятся к категории земель сельскохозяйственного значения.
В этой связи при применении вышеуказанной статьи закона необходимо учитывать положения ст. 27 Земельного кодекса РФ (136-ФЗ), которая устанавливает ограничения ликвидности (оборота на рынке) земельных участков, а также нормы Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (101-ФЗ)
- Также необходимо отметить еще одну особенность, с которой связано банкротство сельскохозяйственных организаций. К таким неплатежеспособным сельскохозяйственным организациям могут применяться определенные досудебные процедуры. Федеральным законом № 83-ФЗ (от 09.07.2002 г.) «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» определены правовые основания и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства. В этих целях предусмотрено создание межведомственных (федеральной, территориальной или муниципальной) комиссий по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В соответствии со ст. 13 указанного закона, должник — сельскохозяйственный товаропроизводитель может обратиться в территориальную комиссию с заявлением о включении его в состав участников программы финансового оздоровления, приложив к заявлению план улучшения финансового состояния и другие необходимые документы.
Следует отметить, что при осуществлении процедуры банкротства компаний и физических лиц, которые могут быть отнесены к категории сельхозпроизводителей, имеет льготный режим. Однако такие льготы при банкротстве, пока что мало решают основную задачу тех, кто пришел работать на поля и на фермы — как обеспечить рентабельность сельскохозяйственного бизнеса в столь непростых условиях, особенно если отсутствует ощутимая поддержка со стороны государства.
Процедура банкротства сельскохозяйственных организаций
Федеральное законодательство о банкротстве, в частности ФЗ №127 от 26-10-02 г., особо выделяет сельскохозяйственного производителя как объект указанной процедуры. Причины очевидны: производственный сельскохозяйственный процесс тесно связан с природными, сезонными факторами. Кроме того, разнообразие форм и видов деятельности сельхозпроизводителей обязывает учитывать особенности производственного цикла каждого из них. Результатом действий ответственных за проведение процедуры лиц должны стать экономическое оздоровление сельскохозяйственного производителя, сохранение производственных возможностей и минимизация потерь.
Объекты, признаки и стадии банкротства в сельском хозяйстве
Согласно ФЗ №127 объектом банкротства может стать юридическое лицо, созданное с целью производства с/х продукции, а также ее переработки. Доля дохода от сельскохозяйственной деятельности при этом должна быть равна половине всех доходов либо превышать этот показатель. Юридические лица, осуществляющие лов рыбы, должны иметь показатель 70% доходов от этого вида деятельности.
На законодательном уровне закреплены следующие признаки неблагополучной экономической ситуации, которая может привести к выводу о несостоятельности:
- образовавшаяся кредиторская задолженность свыше 500 тыс. руб.;
- срок ее превышает 3 месяца.
С инициативой о возможности признания сельхозпроизводителя банкротом может выступить:
- сама организация;
- ее контрагенты, кредиторы;
- органы, в функции которых входит взимание обязательных выплат, налогов, сборов и контроль за соблюдением графика этих выплат.
Банкротство с/х производителя характеризуется рядом стадий, отражающих возможность оздоровления производства (ФЗ №127, ст. 178):
На заметку! Понятие финансового оздоровления сельскохозяйственной организации в ходе признания ее банкротом следует различать с финансовым оздоровлением согласно ФЗ №83 от 09-07-02 г., проводимым по определенным методикам и основывающимся на соглашении между должником и кредитором. К банкротству указанное явление прямого отношения не имеет.
Особенности банкротства в сельском хозяйстве и его правовых процедур
Как уже отмечалось выше, важнейшим фактором, который следует учитывать в процессе банкротства сельскохозяйственного производителя, является сезонность производства. Помимо этого основные фонды (земля, постройки, сооружения, производственные мощности), иное ценное имущество, предназначенное, как правило, для производства исключительно сельскохозяйственной продукции, имеет узкую область применения, что влияет на их продажную стоимость.
В случае если наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление не принесли желаемых результатов и экономическая ситуация банкрота не улучшилась, закон позволяет ввести арбитражное управление, в судебном порядке. Чтобы расплатиться с кредиторами, приходится учитывать в том числе и рыночную ценность имущественных комплексов и отдельных объектов.
Арбитражный управляющий готовит имущество на торги. Управляющий имеет право продать все объекты единым лотом в целях недопущения разрушения единой инфраструктуры производства, наиболее эффективного для его последующего использования, если на первичных торгах заявки на него отсутствовали. Если лот не продан, то имущество делится на части, для повторной продажи – публичным предложением (ФЗ №127, ст. 139-4). Цену на имущество снижают и продают лоты тому, кто первым согласен купить их по объявленной цене.
Важное значение имеет определение рыночной цены лотов, отвечающей интересам банкрота и его кредиторов, исключающей злоупотребления и разного рода «договорные» сделки.
На заметку! Вырученные средства прежде всего направляются на оплату работы управляющего. Затем, в соответствии с законом, погашаются долги в фонды, по налогам, по оплате труда и иным аналогичным выплатам и т.д. Если средств от продажи не хватает для полного погашения долгов кредиторам, выплаты производятся пропорционально суммам заявленных им требований.
Организации, занимающиеся производством и переработкой продукции сельского хозяйства, имеют преимущественное право покупки таких активов. В частности, законом определено преимущественное право покупки сельскохозяйственных имущественных объектов, например, земель, теми сельхозпроизводителями, которые территориально граничат с банкротом. Арбитражный управляющий обязан поставить их в известность о дате и условиях проведения торгов в первоочередном порядке.
У кредиторов и организации-банкрота есть возможность заключить мировое соглашение на любом этапе процедуры банкротства, в письменной форме. Арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, должен утвердить документ (ст. 150 ФЗ №127). Мировое соглашение требует участия в его подписании арбитражного управляющего только после получения им полномочий, в соответствии с законом.
На заметку! Кроме кредитора и должника-банкрота (его представителя), в заключении мирового соглашения может принять участие третье заинтересованное лицо, принимающее на себя права и обязанности по этому соглашению (ст. 150-3 ФЗ №127).
Если организация не в состоянии выполнить взятые на себя финансовые обязательства и своевременно рассчитаться с кредиторами, решением суда она признается банкротом. Банкротство сельскохозяйственных организаций имеет ряд особенностей, связанных с характером деятельности и расчетов при невозможности вовремя погасить долги. Руководитель предприятия обязан сделать все, чтобы провести процедуру по закону с наименьшими потерями. Это позволит организовать новую фирму и открыть пути для более успешной деятельности.
Если фирма занимается изготовлением или переработкой сельхоз продукции, и выручка от этого вида деятельности составляет минимум 50% от всей прибыли предприятия, его признают сельскохозяйственной организацией, и на него распространяется действие соответствующих нормативных актов. Согласно ФЗ №127 аналогичным образом проводится банкротство сельскохозяйственных предприятий, работающих в рыболовецкой отрасли, однако для них доля прибыли от улова должна составлять минимум 70% от общей прибыли.
Однако есть важная тонкость. Закон не конкретизирует, за какой срок организация должна получать определенный 50%-ную или 70%-ную долю прибыль от продажи сельхозпродукции. Из-за этого могут возникать сложности с причислением организаций к сельхозпроизводителям. При банкротстве сельскохозяйственных организаций учитывается специфика работы компании, ее уровень прибыли и размеры обязательств перед кредиторами.
Для каждого участника процедура банкротства имеет некоторые плюсы:
- Для кредитора – это возможность получить долг, причем шансы на положительный исход выше, чем при привлечении должника к ответственности по исполнительному листу.
- Для должника – это возможность избавиться от непосильного долга. Это проценты, пени, штрафы от взятых кредитов и всевозможные дополнительные платежи, После завершения процедуры долг прекращает существовать.
Ключевые особенности банкротства сельскохозяйственных организаций связаны с самой спецификой деятельности в отрасли. Любые меры, такие как наблюдение, внешнее управление и т. д., вводятся только с учетом климатических особенностей региона и сезонного режима работы должника. Так, по действующему законодательству, финансовое оздоровление может проводиться только до момента завершения сельскохозяйственных работ с учетом времени, которое отводится для продажи продукции. Иногда срок увеличивается еще на год.
Внешне финансовое управление также вводится до завершения работ и реализации продукции с возможностью продления срока. Однако общая его продолжительность не должна превышать 2 лет 3 месяцев. Проблемы банкротства сельскохозяйственных организаций связаны с тем, что далеко не всегда в невыплате долгов виноват руководитель предприятия. Если в процессе внешнего управления предприятие потеряло доход из-за эпизоотии, стихийного бедствия или других непредвиденных обстоятельств, его срок может быть увеличен еще на год.
Процедура реализации имущества организации также имеет особенности. Она проводится в три этапа:
- На торги выставляется все предприятие. Этим занимается арбитражный управляющий.
- Если покупателя не нашлось, то на торги выставляется полный комплект имущества предприятия.
- Если и в этом случае покупателя нет, только тогда имущество распродается по частям.
Преимущественное право на приобретение имущества должника получают его соседи, то есть лица, владеющие соседствующими земельными участками и занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции. Если же таких нет, то преимущественное право получают организации того же муниципального образования или той же местности. Эта норма была введена, чтобы сохранять сельскохозяйственное назначение земли, что способствует укреплению сельского хозяйства.
Для проведения торгов арбитражный управляющий в обязательном порядке оповещает ближайшие сельхозкомпании, а также публикует информацию о продаже в местных СМИ, при этом указывается стартовая цена. В итоге все предприятие целиком ли имущество должника перепродается на торгах по цене, назначенной аукционом. Если претендентов оказалось несколько, то аукцион выигрывает тот, кто подал заявку первым.
Банкротство сельскохозяйственных организаций: особенности процесса
Признание финансовой несостоятельности юридических лиц – это в любом случае процедура достаточно сложная, состоящая из множества нюансов. Кроме того, юрлица бывают нескольких видов, для каждого из которых подразумеваются свои условия банкротства. Одной из наиболее запутанных процедур является признание несостоятельности сельскохозяйственных организаций, поскольку во время прохождения процесса учитываются множество дополнительных факторов.
Под сельскохозяйственной организацией необходимо понимать юридическое лицо, которое получает более 50 процентов от общей прибыли за счет производства или производства и последующей переработки сельхозпродукции. Кроме того, к этой категории могут быть отнесены и рыболовецкие артели, если более 70% полученной прибыли приносит реализация выловленных ресурсов и продуктов их переработки.
Банкротство сельскохозяйственных предприятий происходит по схеме признания финансовой несостоятельности юридических лиц, однако имеет некоторые особенности, поскольку является исключением из правил. Регулируется процесс положениями Федерального закона № 127 «О банкротстве» (статьи 177-179).
Как и все процедуры банкротства, признание финансовой несостоятельности данной категории юрлиц включает этапы наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и, если платежеспособность не восстановлена, конкурсного производства, однако на каждом этапе учитываются внешние факторы, которые влияют на прибыль компании. К таким факторам относятся:
- сезонность получения прибыли (зависит от специализации предприятия);
- климатические условия региона (с учетом возможных форс-мажорных обстоятельств);
- перспективы получения прибыли в конце сезона.
Данные факторы учитываются арбитражным управляющим в процессе проведения анализа деятельности организации на всех этапах процесса.
Когда оформляется банкротство сельскохозяйственных организаций, особое внимание должно уделятьсястадиям финансового оздоровления и внешнего управления. Максимальная продолжительность двух данных этапов не должна превышать 24 месяца, однако в исключительных случаях этот срок может быть продлен еще на 12 месяцев (если в указанный период имели место быть сложные погодные условия и т.д.).
Этапы финансового оздоровления и внешнего управления сельхозпредприятий регулируются Федеральным законом № 87 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». Согласно данному нормативно-правовому акту в расчет берется возможность компании получить прибыль за произведенную или переработанную продукцию, поэтому при оформлении банкротства учитываются не только реальные активы, но и потенциальные, с учетом возможного получения прибыли на конец сезона.
Банкротство сельскохозяйственных предприятий подразумевает возможность реструктуризации имеющейся задолженности, с целью возможного восстановления платежеспособности компании. Причем реструктурировать можно любую задолженность – как перед государственными организациями, так и перед другими физическими и юридическими лицами.
Возможность реструктуризации долга имеется у предприятия до момента подачи с его стороны или со стороны кредиторов заявления в арбитражный суд с просьбой признать банкротство. Для этого необходимо обратиться с соответствующим прошением в специальную территориальную комиссию по финансовому оздоровлению сельхозпредприятий.
В случае если подано подобное прошение, должнику запрещается продавать, дарить и совершать другие операции с имуществом, принадлежащим юридическому лицу.
Комиссия рассмотрит заявление компании с просьбой реструктурировать долг, а затем примет одно из следующих решений:
- включение в состав программы по реструктуризации долга;
- установка условий, выполнение которых позволит должнику быть включенным в программу;
- отказ в удовлетворении прошения с объяснением причин (если же отказ необоснован, можно обращаться в суд на комиссию по реструктуризации долга).
Если нет возможности восстановления платежеспособности компании, процесс признания финансовойнесостоятельности переходит в заключительную стадию конкурсного производства, подразумевающую продажу имущества на специально организованном для этого аукционе.
Банкротство сельскохозяйственных организаций на стадии конкурсного производства проводит конкурсный управляющий. Главная задача при этом сохранить целостность предприятия, чтобы оно функционировало в дальнейшем. Поэтому законодательством запрещено членение организации при выставлении его на торги в первый раз. Если же компания не была куплена в целостном виде, на второй аукцион уже можно выставлять имущество фирмы-должника по частям.
Некоторые юридические лица обладают правом преимущественной покупки выставленного на аукцион имущества. К ним относятся компании, имущество которых находится по соседству с имуществом обанкротившегося должника (в эту категорию входят земельные участки, склады, хозяйственные здания и т.д.).
Закон, регулирующий признание финансовой несостоятельности юридических лиц, относящихся к сельскохозяйственным организациям, имеет некоторые неточности, главными из которых являются:
- Если имущество приобретает юридическое лицо, воспользовавшись приоритетным правом выкупа, нет четкого определения, что делать с ценой – будет реализация происходить по оценочной стоимости или же арбитражный управляющий имеет право цену повысить.
- Также закон не определяет последствия пренебрежения правом преимущественного выкупа имущества.
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.