Сегодня рассмотрим тему: "вышли разъяснения к новому порядку применения ндс при получении бюджетных субсидий" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
Содержание
- 1 Вышли разъяснения к новому порядку применения НДС при получении бюджетных субсидий
- 2 Новый порядок применения НДС при получении субсидий разъяснили в Минфине
- 3 НДС при получении субсидий начиная с 1 января 2019 г.
- 4 Минфин России разъяснил порядок применения НДС при получении организацией бюджетных субсидий
- 5 Субсидия на возмещение затрат, не обеспеченных доходами: восстановление НДС
- 6 Вышли разъяснения к новому порядку применения НДС при получении бюджетных субсидий
- 7 Вышли разъяснения к новому порядку применения НДС при получении бюджетных субсидий
Вышли разъяснения к новому порядку применения НДС при получении бюджетных субсидий
С 01.01.2018 года действуют поправки, которые запретили применять вычеты при приобретении товаров за счет субсидий и бюджетных инвестиций (новый п. 2.1 ст. 170 НК РФ). Кроме того, был уточнен порядок восстановления вычетов (подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Минфин в письме от 02.04.2018 № 03-07-15/20870 разъяснил порядок применения НДС с учетом этих изменений. Как он поясняет, механизм исчисления НДС, применения и восстановления вычетов зависит от вида субсидии. Так, субсидии на обеспечение будущих затрат не включают в базу по НДС, а вычеты по товарам, приобретённым за счет этих субсидий, получить нельзя.
Если плательщик потратил субсидию на возмещение своих затрат, то в налоговую базу её не берут, а вычет восстанавливают по тем товарам, которые куплены за счет этих субсидий.
Если субсидии потрачены на компенсацию недополученных доходов, то по общему правилу их включают в налоговую базу. Исключение – получение субсидий по причине применения государственных регулируемых цен или продажи товаров (работ, услуг) с учетом льгот. При этом вычеты по приобретенным товарам (работам, услугам) применяют в любом случае.
Новый порядок применения НДС при получении субсидий разъяснили в Минфине
Минфин разъяснил в письме от 02.04.2018 № 03-07-15/20870 порядок применения вычетов при получении субсидий или инвестиций из бюджета.
Минфин России разъяснил новый порядок исчисления НДС и получения вычетов по НДС при получении субсидий.
Причина выпуска разъяснений в том, что с начала 2018 года вступили в силу поправки, запрещающие применять вычеты при приобретении товаров за счет субсидий и бюджетных инвестиций. Кроме того, уточнен порядок восстановления вычетов, установленный в подпункте 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ.
Минфин России поясняет, что порядок исчисления НДС, применения и восстановления вычетов по НДС зависит от вида субсидии.
1. Субсидии на обеспечение будущих затрат не включаются в налоговую базу по НДС, а вычеты по товарам, купленным за счет этих субсидий, получить нельзя.
Видео (кликните для воспроизведения). |
2. Субсидии на возмещение своих затрат в налоговую базу тоже не включаются, но можно восстановить вычет по товарам, которые приобретены за счет этих субсидий.
3. Субсидии на компенсацию недополученных доходов по общему правилу включаются в налоговую базу.
Исключение – получение субсидий в связи с применением государственных регулируемых цен или реализацией товаров (работ, услуг) с учетом льгот. При этом вычеты по приобретенным товарам (работам, услугам) применяются в любом случае.
Письмо Минфина от 02.04.2018 № 03-07-15/20870 с разъяснениями было направлено письмом ФНС России от 03.04.2018 № СД-4-3/6586@.
НДС при получении субсидий начиная с 1 января 2019 г.
В налоговую базу по НДС включайте субсидии из бюджета, которые являются оплатой реализуемых вами товаров (работ, услуг). Субсидии, которые выплачены для обеспечения ваших затрат либо из-за того, что вы применяете государственные регулируемые или льготные цены, включать в налоговую базу не нужно.
При получении субсидии для покупки товаров, работ, услуг, ОС, НМА не включайте ее в налоговую базу по НДС. Субсидия может быть направлена на компенсацию их стоимости с НДС или без НДС. Если в субсидию НДС не заложен, то заявляйте вычет в общем порядке. Если в субсидию НДС заложен в полной сумме, вычет заявить нельзя, а если частично, налог можно принять к вычету в соответствующей пропорции.
Включаются ли субсидии юридическим лицам в налоговую базу по НДС
Субсидии из бюджета могут как учитываться, так и не учитываться в налоговой базе по НДС. Это зависит от того, кто и на какие цели получил субсидию.
Не нужно включать в налоговую базу субсидии, которые вы получаете:
- для финансирования своих затрат на приобретение товаров, работ, услуг, имущественных прав, основных средств, нематериальных активов. При этом не имеет значения, приобретены они за счет такой субсидии или она компенсировала ранее произведенные затраты;
- в связи с тем что при реализации применяете государственные регулируемые цены или цены с учетом льгот (включая скидки на цену без НДС) для отдельных потребителей. В налоговую базу включайте только стоимость товаров (работ, услуг), которую оплачивает покупатель (п. 2 ст. 154 НК РФ, Письмо Минфина России от 10.05.2018 N 03-07-11/31174).
Нужно включить в налоговую базу иные субсидии, которые вы получили в счет оплаты товаров (работ, услуг), реализуемых с НДС не по государственным регулируемым (льготным) ценам. Налог исчисляйте по расчетной ставке (пп. 2 п. 1 ст. 162, п. 4 ст. 164 НК РФ, Письма Минфина России от 25.04.2018 N 03-07-11/28036, от 02.04.2018 N 03-07-15/20870 (направлено Письмом ФНС России от 03.04.2018 N СД-4-3/6286@), от 16.01.2018 N 03-07-11/1412).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Можно ли покупателю принять к вычету НДС по расходам, оплаченным за счет субсидий
Субсидия на приобретение товаров, работ, услуг, имущественных прав, ОС, НМА может включать или не включать НДС.
Если в субсидию не заложен НДС, сумму предъявленного НДС можно принять к вычету в общем порядке. Вы заявляете НДС к вычету, так как субсидия не компенсирует его сумму и вы оплачиваете налог за счет собственных средств (п. 2.1 ст. 170 НК РФ).
Если в субсидию заложен НДС, то возможны две ситуации (п. 2.1 ст. 170 НК РФ):
- расходы на покупку полностью оплачены за счет бюджетной субсидии. В таком случае не заявляйте «входной» НДС к вычету;
- расходы на покупку частично оплачены за счет субсидии. В этой ситуации определите долю, в которой «входной» НДС можно принять к вычету, по следующей формуле:
Долю, в которой «входной» НДС нельзя принять к вычету, рассчитайте по следующей формуле (п. 2.1 ст. 170 НК РФ):
Пример расчета НДС, принимаемого к вычету по товарам, частично оплаченным за счет субсидии
Организация «Альфа» применяет ОСН. В I квартале 2019 г. она получила субсидию из бюджета в размере 120 000,00 руб.
После этого организация закупила материалы стоимостью 240 000,00 руб., в том числе НДС 40 000,00 руб. Субсидия израсходована на оплату части стоимости этих материалов.
Доля «входного» НДС, которую организация не принимает к вычету, равна 0,5 (120 000,00 руб. / 240 000,00 руб.).
Принять к вычету организация может лишь часть «входного» НДС в сумме 20 000,00 руб. (40 000,00 руб. x (1 — 0,5)).
Если за счет субсидий приобретаются товары из-за рубежа, к «ввозному» НДС применяются те же правила, что и к «входному» НДС (п. 2.1 ст. 170 НК РФ):
Долю «ввозного» НДС, которую нельзя принять к вычету, определите так (п. 2.1 ст. 170 НК РФ):
Возможна ситуация, когда субсидия при ввозе выдана только на оплату «ввозного» НДС. Оплаченный за счет нее налог к вычету принять нельзя (п. 2.1 ст. 170 НК РФ).
В состав прочих расходов по налогу на прибыль покупатель включает сумму «входного» («ввозного») НДС, которую не принимает к вычету полностью или в соответствующей части (п. 2.1 ст. 170 НК РФ).
Нужно ли вести раздельный учет расходов при получении субсидий
Раздельный учет расходов вести нужно, если при предоставлении субсидии не определены конкретные товары, работы, услуги, имущественные права, ОС, НМА, на приобретение которых она выдается. В такой ситуации затраты, компенсированные субсидией, нужно учитывать отдельно от других затрат (п. 2.1 ст. 170 НК РФ).
Раздельный учет необходим для того, чтобы в случае приобретения товаров, работ, услуг, имущественных прав, ОС, НМА за счет субсидий вы могли заявить к вычету «входной» или «ввозной» НДС по ним. Если вы не ведете такой учет, принятый к вычету НДС придется восстановить (пп. 7 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Раздельный учет расходов вести не нужно, если субсидия выделена на приобретение конкретных товаров, работ, услуг, имущественных прав, ОС, НМА.
Нужно ли восстанавливать НДС, принятый к вычету по расходам, возмещаемым юридическим лицам за счет субсидий
Если по документам субсидия на приобретение товаров, работ, услуг, имущественных прав, ОС, НМА компенсирует затраты без НДС, принятый по ним к вычету налог восстанавливать не нужно (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Если же НДС входит в сумму субсидии, принятый к вычету НДС придется восстановить в следующих случаях:
- Субсидия выдана на покупку конкретных товаров, работ, услуг, имущественных прав, ОС, НМА после того, как вы их оплатили и приняли НДС по ним к вычету. Вы восстанавливаете такой НДС в периоде получения субсидии (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ):
- полностью — если субсидия покрывает всю стоимость таких товаров, работ, услуг, имущественных прав, ОС, НМА;
- в определенной доле — если субсидия возмещает расходы частично. Восстанавливаемую долю НДС рассчитайте по следующей формуле:
Пример расчета НДС к восстановлению
Организация «Альфа» применяет ОСН. Она приобрела в I квартале 2019 г. материалы стоимостью 120 000,00 руб., в том числе НДС 20 000,00 руб. В этом же периоде она приняла «входной» НДС к вычету.
Во II квартале организация получила из бюджета субсидию на компенсацию затрат по приобретению данных материалов в размере 90 000,00 руб.
Доля НДС к восстановлению = 0,75 (90 000,00 руб. / 120 000,00 руб.).
Таким образом, во II квартале организация восстановит НДС в сумме 15 000,00 руб. (20 000,00 руб. x 0,75).
Субсидия выдана без указания конкретных товаров, работ, услуг, имущественных прав, ОС, НМА, на покупку которых она предоставлена, и при этом выполняется любое из следующих условий:
-
вы не ведете раздельный учет расходов, которые оплачиваете за счет полученной субсидии. В этом случае принятый к вычету НДС нужно восстановить в определенной доле в IV квартале того календарного года, в котором вы получили субсидию (пп. 7 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Долю для восстановления НДС рассчитайте по формуле:
- вы получили субсидию после того, как понесли расходы. В периоде ее получения придется восстановить часть НДС, заявленного к вычету в предыдущем году. Чтобы рассчитать НДС к восстановлению, умножьте общую сумму налога, которую заявили к вычету за прошлый год по товарам, работам, услугам, имущественным правам, ОС, НМА, на долю, определенную по формуле (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ):
Сумму НДС, которую вы восстанавливаете по любому из перечисленных оснований, можно отнести на прочие расходы (пп. 6, 7 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Минфин в письме от 02.04.2018 № 03-07-15/20870 разъяснил порядок применения НДС при получении бюджетных субсидий.
В случае получения налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ на финансовое обеспечение предстоящих затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг, имущественных прав), суммы указанных субсидий в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых этими налогоплательщиками товаров (работ, услуг). При этом суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанных субсидий, на основании пункта 2.1 статьи 170 НК вычету не подлежат.
В случае получения налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ на возмещение ранее понесенных затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав), суммы НДС, принятые налогоплательщиками в установленном порядке к вычету по товарам (работам, услугам, имущественным правам), затраты на приобретение которых возмещаются за счет указанных субсидий, подлежат восстановлению на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК.
Что касается получения налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, то суммы указанных субсидий подлежат включению в налоговую базу на основании пункта 1 статьи 162 НК, за исключением случаев, указанных в абзацах втором и третьем пункта 2 статьи 154 НК. При этом суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным налогоплательщиками за счет указанных субсидий, подлежат вычету.
Вышеназванное письмо Минфина доведено до сведения письмом ФНС № СД-4-3/6286@ от 03.04.2018.
Минфин России разъяснил порядок применения НДС при получении организацией бюджетных субсидий
Финансисты отмечают, что перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, закрепленный в ст. 251 Налогового кодекса, является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями на компенсацию части затрат на производство и реализацию потребителям пилотных партий средств производства в этом перечне не указаны, следовательно, они должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном п. 4.1 ст. 271 НК РФ.
В части применения НДС при получении субсидий эксперты Минфина напоминают, что согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Денежные средства, не связанные с оплатой товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению НДС, в налоговую базу не включаются.
Таким образом, денежные средства в виде субсидий, получаемые налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), в налоговую базу не включаются – такие денежные средства не связаны с оплатой реализуемых налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Однако в соответствии с п. 2.1 ст. 170 НК РФ в случае приобретения товаров (работ, услуг) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций суммы НДС, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию России и иные находящиеся под ее юрисдикцией территории, вычету не подлежат.
Надо ли восстанавливать ранее принятый к вычету НДС в случаях получения субсидии на частичную компенсацию затрат на приобретение товаров? С правовыми позициями судов по данному вопросу ознакомьтесь в разделе “Налоговый кодекс РФ” “Энциклопедии судебной практики” интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Так, если субсидии из бюджетов бюджетной системы РФ получены на возмещение уже понесенных налогоплательщиком затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), суммы НДС, ранее принятые к вычету по таким товарам (работам, услугам), следует восстановить на основании подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ. Если же субсидии получены в качестве оплаты реализуемых налогоплательщиком товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, то НДС в отношении таких субсидий исчисляется в общеустановленном порядке. При этом суммы НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), используемых налогоплательщиком для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), оплаченных за счет бюджетных средств, принимаются к вычету в порядке, установленном ст. 172 НК РФ.
Субсидия на возмещение затрат, не обеспеченных доходами: восстановление НДС
Автор: Емельянова Е. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Организация получает субсидию от муниципального образования в целях возмещения затрат, не обеспеченных доходами в связи с оказанием услуг по регулируемым ценам. Размер субсидии определяется ежемесячно на основании данных о фактических затратах (подтверждаются первичными учетными документами) и доходах от потребителей с учетом рентабельности. Субсидия не включает НДС. Она зачисляется на расчетный счет, куда поступает и выручка. За счет денежных средств (субсидии и выручки) уплачиваются налоги, выдается заработная плата, ведутся расчеты с поставщиками. Каким образом следует восстанавливать НДС по покупкам на основании пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ с 01.01.2018?
Согласно п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
В силу пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2018) ранее принятый к вычету НДС подлежит восстановлению в случае получения налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога. Если субсидия выделяется без учета НДС, положения приведенной нормы не применяются, значит, в описанной ситуации не нужно восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету (см. также Письмо Минфина РФ от 23.10.2015 № 03-07-11/60945).
С 2018 года обязанность восстанавливать НДС возникает независимо от факта включения суммы налога в субсидии на возмещение затрат.
Согласно пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. Никаких трудностей не возникает при применении данной нормы, если известны конкретные покупки (товары, работы, услуги), для возмещения затрат на которые выплачена субсидия. Если же субсидия выделяется в целом на деятельность по оказанию услуг по регулируемым ценам, следует руководствоваться правилами о восстановлении НДС в случае частичного возмещения затрат (абз. 4 и 5 пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ). При частичном возмещении затрат в случаях, предусмотренных настоящим подпунктом, восстановлению подлежит сумма налога, принятая к вычету, в соответствующей доле. Указанная доля определяется исходя из стоимости товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, без учета налога, приобретенных за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, в общей стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, без учета налога.
Поэтому налогоплательщику необходимо самостоятельно определить, на возмещение каких затрат была предоставлена субсидия (на выплату заработной платы, уплату налогов, приобретение ТМЦ, оказание услуг сторонними организациями и пр.).
Учитывая, что произвольно разделять затраты на компенсируемые за счет субсидии и иные можно как в пользу налогоплательщика, так и в пользу налогового органа, наиболее логичным и справедливым представляется расчет через пропорцию.
Субсидия возмещает часть экономически обоснованных затрат организации, понесенных в связи с оказанием услуг по регулируемым ценам. Другая часть указанных затрат оплачивается за счет выручки.
Стоимость товаров (работ, услуг) без учета НДС, приобретенных за счет субсидий на возмещение затрат, определяется путем умножения общей суммы расходов, участвующих в расчете субсидии, на долю субсидии в общем объеме поступлений, получаемых в связи с оказанием услуг. Все показатели следует принимать к расчету за вычетом НДС. Расчеты целесообразно производить по итогам налогового периода.
Пример 1.
Организация оказывает услуги населению по регулируемым ценам. В I квартале 2018 года выручка от оказания услуг составила 236 000руб., в том числе НДС – 36 000 руб., сумма субсидии – 100 000 руб. без НДС. Фактические затраты, связанные с предоставлением услуг, равны 280 000 руб. без НДС (в том числе заработная плата, отчисления с нее, имущественные налоги, 66 667 руб. – стоимость ТМЦ, услуг сторонних организаций, поставщики и исполнители которых дополнительно предъявили НДС). По товарам, услугам поставщики предъявили также 12 000 руб. НДС. Субсидия поступила на расчетный счет организации в I квартале в сумме 66 000 руб., во II квартале – в сумме 34 000 руб.
Таким образом, и выручка, и субсидия являются источником финансирования деятельности организации (компенсируют затраты и обеспечивают рентабельность) в отношении 2 к 1. То есть доля субсидии в финансировании деятельности компании и в том числе в компенсации затрат равна 0,3333 (100 000 руб. / (100 000 руб. + 200 000 руб.)).
Следовательно, 33,33% стоимости каждого наименования затрат, в том числе на приобретение каждого наименования товаров, работ, услуг, компенсируются за счет субсидии.
Стоимость ТМЦ, услуг сторонних организаций, которая компенсирована за счет субсидии и к которой применяется пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, составляет 22 220 руб. (66 667 руб. х 33,33%).
Зная стоимость товаров (работ, услуг) без учета НДС, приобретенных за счет субсидий на возмещение затрат, нужно определить долю для восстановления сумм налога. Это будет та же доля, в какой субсидии финансируют затраты. Дело в том, что в пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ говорится исключительно о приобретенных товарах (работах, услугах), по которым был применен вычет «входного» НДС. Если субсидии выделяются на компенсацию расходов на приобретение товаров, работ, услуг, поставщики которых не предъявляли НДС, или компенсацию расходов на выплату заработной платы, рассматриваемая норма не действует.
Принятые в течение налогового периода к вычету суммы НДС по покупкам следует восстановить в определенной доле в налоговом периоде, в котором получены субсидии.
Пример 2.
Воспользуемся условиями примера 1.
Сумма «входного» НДС, принятая к вычету по приобретенным ТМЦ и услугам сторонних организаций, согласно условиям примера равна 12 000 руб. Общая сумма налога, подлежащая восстановлению в связи с получением субсидии на возмещение затрат, составляет 4 000 руб. (12 000 руб. х 0,3333).
Причем, поскольку в I квартале получена лишь часть субсидии (66 000 руб. из 100 000 руб.), в данном налоговом периоде подлежит восстановлению также часть суммы НДС в размере 2 460 руб. (4 000 х 66 000 / 100 000). Оставшаяся часть (1 360 руб.) подлежит восстановлению после получения остатка субсидии, во II квартале.
Обращаем внимание, что данный порядок прямо не описан в Налоговом кодексе, поэтому его необходимо закрепить в учетной политике.
Действия налогоплательщика, обязанного восстанавливать суммы «входного» налога при получении субсидии на возмещение затрат, для случая, когда субсидия предоставляется на компенсацию некоторых обезличенных затрат (части от всех затрат компании за определенный период или по определенному виду деятельности на основании данных раздельного учета), в НК РФ не прописаны. Представляется, что прежде всего необходимо определить стоимость покупок, на возмещение которой была предоставлена субсидия. Основой для расчета являются, как правило, отчеты, представляемые источнику финансирования для определения суммы субсидии и подтверждения ее целевого использования. Из общей суммы затрат по виду деятельности следует выделить долю, компенсируемую за счет субсидии пропорционально доле субсидии в сумме всех поступлений по виду деятельности, в связи с которым субсидия и предоставляется. Эта доля и предопределяет величину налога, подлежащего восстановлению. При этом непосредственно восстановление производится в налоговом периоде, когда субсидия фактически поступила налогоплательщику.
Вышли разъяснения к новому порядку применения НДС при получении бюджетных субсидий
С 01.01.2018 года действуют поправки, которые запретили применять вычеты при приобретении товаров за счет субсидий и бюджетных инвестиций (новый п. 2.1 ст. 170 НК РФ). Кроме того, был уточнен порядок восстановления вычетов (подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Минфин в письме от 02.04.2018 № 03-07-15/20870 разъяснил порядок применения НДС с учетом этих изменений. Как он поясняет, механизм исчисления НДС, применения и восстановления вычетов зависит от вида субсидии. Так, субсидии на обеспечение будущих затрат не включают в базу по НДС, а вычеты по товарам, приобретённым за счет этих субсидий, получить нельзя.
Если плательщик потратил субсидию на возмещение своих затрат, то в налоговую базу её не берут, а вычет восстанавливают по тем товарам, которые куплены за счет этих субсидий.
Если субсидии потрачены на компенсацию недополученных доходов, то по общему правилу их включают в налоговую базу. Исключение – получение субсидий по причине применения государственных регулируемых цен или продажи товаров (работ, услуг) с учетом льгот. При этом вычеты по приобретенным товарам (работам, услугам) применяют в любом случае.
Вышли разъяснения к новому порядку применения НДС при получении бюджетных субсидий
Рассматриваются наиболее интересные разъяснения Минфина России по НДС за 2018
Анализ отдельных Писем Вы можете посмотреть на канале Юзвака М.В. на YouTube:
1. Письма от 14 декабря 2018 г. № 03-07-08/91148
Приобретаемые российской организацией товары (работы, услуги), связанные с приобретением доли в иностранной компании, не предназначены для использования в операциях по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость. Поэтому суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные по указанным товарам (работам, услугам), к вычету не принимаются.
2. Письмо от 6 августа 2018 г. № 03-07-11/55293
При предоставлении опциона на заключение договора купли-продажи квартир налоговую базу по налогу на добавленную стоимость следует определять как стоимость передаваемых прав, исчисленную исходя из рыночных цен без включения в них налога.
3. Письма от 26 января 2018 г. № 03-07-08/4269, от 4 сентября 2018 г. № 03-07-11/63070
Принятие к вычету налога на добавленную стоимость на основании одного счета-фактуры частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия на учет товаров (работ, услуг), за исключением основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов, нормам НК РФ не противоречит.
4. Письмо от 7 февраля 2018 г. № 03-05-05-01/7294
Принимая во внимание, что при выплате дивидендов недвижимым имуществом право собственности на него переходит к участнику общества, передача обществом недвижимого имущества в счет выплаты учредителям дивидендов является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
5. Письма от 30 марта 2018 г. № 03-07-11/20234, от 2 июля 2018 г. № 03-07-14/45605
Принятие к вычету сумм налога на добавленную стоимость на основании содержащего обязательные реквизиты счета-фактуры акта приема-передачи без наличия счета-фактуры, выставленного при реализации товаров (работ, услуг), Кодексом не предусмотрено.
6. Письмо от 11 апреля 2018 г. № 03-07-11/23906
Поскольку дочерние общества юридического лица, в уставный (складочный) капитал которых внесены средства, ранее предоставленные юридическому лицу в виде бюджетных инвестиций, капитальные вложения в объекты капитального строительства, находящиеся в их собственности, и (или) приобретение объектов недвижимого имущества осуществляют за счет бюджетных средств, суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным за счет данных средств, к вычету у данного дочернего общества не принимаются.
7. Письма от 3 мая 2018 г. № 03-07-11/29965, от 4 июля 2018 г. № 03-07-11/46343, от 16 августа 2018 г. № 03-07-11/57985, от 3 декабря 2018 г. № 03-07-11/87136
В соответствии с абзацем пятым пункта 1 статьи 153 НК РФ при передаче имущественных прав налоговая база по НДС определяется с учетом особенностей, установленных статьей 155 НК РФ. При этом особенности определения налоговой базы по НДС при реализации права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанной статьей 155 НК РФ не установлены. При предоставлении вышеназванных прав налоговую базу по НДС следует определять в соответствии с пунктом 2 статьи 153 НК РФ, согласно которому налоговая база по НДС определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
8. Письмо от 20 июня 2018 г. № 03-07-11/42124
В случае приобретения работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты за счет страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцами этих товаров, вычету не подлежат.
9. Письмо от 27 июля 2018 г. № 03-07-11/53236
У организаций и индивидуальных предпринимателей – собственников изымаемых (выкупаемых) объектов недвижимого имущества возникает обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. Одновременно сообщаем, что в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 146 НК РФ операции по реализации земельных участков не признаются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
10. Письма от 28 декабря 2018 г. № 03-07-11/95829, от 3 июля 2018 г. № 03-07-11/45889, от 6 сентября 2018 г. № 03-07-11/63743, от 13 сентября 2018 г. № 03-07-14/65593
Дата размещения статьи: 03.08.2017
С 1 июля 2017 года при получении субсидии на возмещение затрат по оплате товаров, работ или услуг необходимо восстановить принятый к вычету “входной” НДС по таким товарам. Причем теперь не имеет значения, из какого бюджета получена эта субсидия (федерального, регионального или местного). Однако в некоторых случаях восстанавливать НДС все же не придется. Внимание на нюансы.
Для целей главы 21 Налогового кодекса (далее – Кодекс) принципиальное значение имеет целевое назначение полученных плательщиком НДС субсидий. Здесь возможны два варианта.
Вариант 1. Субсидия выделена в качестве оплаты реализованных товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.
В этом случае такая субсидия, поскольку связь с оплатой товара, что называется, налицо, на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса включается в базу по НДС. При этом и суммы “входного” НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), используемых налогоплательщиком для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), оплаченных за счет бюджетных средств, принимаются к вычету в общем порядке (см. письмо Минфина от 17 февраля 2016 г. N 03-07-11/8728).
Вариант 2. Субсидия получена на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг).
В этом случае связи с оплатой товаров (работ, услуг) уже нет. Соответственно, в базу по НДС такие субсидии уже не включаются. Но одновременно встает вопрос о восстановлении НДС. И ответ на него с 1 июля 2017 года поменялся.
Восстановление “бюджетного” НДС: до 1 июля 2017 года...
До 1 июля согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса суммы “входного” НДС предписывалось восстановить в случае получения субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и на иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
В этом случае восстановить следовало НДС в размере, ранее принятом к вычету. Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий. И последнее: “восстановленный” НДС в стоимость товаров не включается, а учитывается в составе прочих расходов по статье 264 Кодекса.
. и с 1 июля 2017 года
Новый порядок и переходные положения
Как мы уже отметили, сам порядок восстановления НДС при получении названных субсидий остался прежним. Налог восстанавливается в том периоде, в котором получена субсидия. То есть момент, когда товары были приобретены, оплачены и поставлены на учет, никакого значения не имеет. Видимо поэтому Законом N 401-ФЗ не было предусмотрено никаких переходных положений, касающихся восстановления НДС при получении субсидий.
Пример 1. ООО “Прогресс” в апреле 2017 года приобрело и оплатило оборудование стоимостью 5 310 000 руб. (в т.ч. НДС – 810 000 руб.). Оборудование принято к учету также в апреле 2017 года.
Поскольку оборудование приобретено для использования в деятельности, облагаемой НДС, “входной” НДС в сумме 810 000 руб. принят к вычету.
В июне 2017 года ООО “Прогресс” получило из бюджета субъекта РФ субсидию, которая покрывает 40 процентов стоимости оборудования с учетом НДС.
В связи с тем что субсидия на возмещение затрат на оплату оборудования получена до 1 июля 2017 года из регионального, а не федерального бюджета, то обязанности восстанавливать НДС у общества не возникает.
Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1, однако допустим, что субсидию из регионального бюджета ООО “Прогресс” получило 5 июля 2017 года.
При таких обстоятельствах при получении субсидии общество в III квартале 2017 г. обязано восстановить НДС в сумме 324 000 руб. (810 000 руб. x 40%).
Исключительный случай
В завершение хотелось бы обратить внимание еще на один момент. Как до 1 июля 2017 года, так и после указанной даты в подпункте 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса говорится о восстановлении НДС в случае получения субсидии на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога. На этом основании Минфин, к примеру, в письме от 23 октября 2015 г. N 03-07-11/60945 разъяснил, что если субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), выделены без учета НДС, то подпункт 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса не применяется. То есть суммы НДС восстанавливать не нужно.
Представляется, что данное разъяснение актуально и после 1 июля 2017 года, с тем лишь отличием, что теперь не важно, из какого бюджета получены указанные субсидии (федерального, регионального или местного).
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Вернуться на предыдущую страницу
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.