Сегодня рассмотрим тему: "влияние внешнего спроса на развитие российской экономики официальный прогноз 2019 - 2020" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
Содержание
- 1 Влияние внешнего спроса на развитие российской экономики: официальный прогноз 2018
- 2 Влияние внешнего спроса на развитие российской экономики: официальный прогноз 2019 – 2020
- 3 Прогноз развития экономики в 2019-2021 годах от ЦБ РФ
- 4 Всемирный банк ухудшил прогноз роста экономики России
- 5 В среднесрочной перспективе значимое влияние на российскую экономику продолжит оказывать конъюнктура мирового рынка энергоносителей: Банком России предложены сценарии макроэкономического развития на период 2019 – 2021 годы
Согласно тезисам долгосрочного планирования и обозначенным перспективам развития России, к 2020 году она должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП, улучшить экономические показатели и решить проблему дефицита бюджета, что станет предпосылкой для повышения уровня благосостояния граждан. Для достижения таких целей правительство инициировало целый ряд реформ, которые затронут все сегменты экономики и социальный сектор. Несмотря на то, что реализации озвученных планов могут помешать текущие санкции и нестабильная ситуация на мировом рынке нефти, в перспективе будет поставлена задача аккумулировать внутренний ресурс и потенциал, чтобы подтолкнуть экономику к росту даже с учетом текущих ограничений.
Согласно прогнозам экспертов, к 2020 году динамика роста промышленного производства в РФ будет достаточно скромной и показатель ВВП вряд ли будет выше 1,5%. А вместо добывающей отрасли место лидера займет обрабатывающая, темп роста которой составит около 2% (исключение — оборонный комплекс, развитие которого является одним из приоритетных направлений для правительства РВ).
В обрабатывающей промышленности драйверами роста будут такие направления:
- Машиностроение (в период 2018-2020 гг. прирост составит 4,2%), где будет наблюдаться повышение уровня спроса на выпускаемую продукцию (дорожно-транспортная техника, грузовые вагоны, станки, легковые автомобили и т. д.).
- Химическая промышленность (ежегодный прирост будет в среднем 3,6%), за счет которой будет частично покрываться продовольственный дефицит, обусловленный импортозамещением. Не имея возможности приобретать удобрения и изделия из пластмасс на европейских рынках, российские предприятия (в первую очередь это касается строительного и промышленного сектора) будут вынуждены покупать такую продукцию на внутреннем рынке, что будет препятствовать оттоку валюты за границу. Кроме того, ожидается повышение спроса на фармацевтическую продукцию и бытовую химию со стороны потребителей, что будет неизбежно после роста доходов населения.
- Лесная промышленность, где среднестатистический темп прироста составит около 2,7%. Такие показатели будут достигнуты за счет повышения объемов внутреннего потребления и роста темпов строительства.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В контексте вопроса о перспективах развития промышленности России на 2020 год нельзя не отметить еще одну тенденцию — рост объемов производства и сбыта неметаллической минеральной продукции. Но здесь можно говорить только о восстановлении позиций, учитывая, что это связано с резким спадом показателей в этой отрасли в предыдущие годы.
В целом, учитывая ситуацию на мировых рынках, промышленный сектор будет ориентирован преимущественно на внутреннее потребление. Но ситуация может измениться, если для РФ откроются рынки сбыта в Европе и США.
Тенденция развития экономики РФ напрямую зависит от стоимости нефти на мировом рынке. На данный момент эксперты рассматривают два сценария развития событий, согласно которым стоимость нефти Urals сохранится на уровне 35 долл./барр. или вырастет до 45-50 долл./барр. При этом они считают, что прогноз следует строить с учетом сохранения текущего санкционного режима и принятого курса внутренней экономической политики РФ.
Если стоимость нефти составит критические для федерального бюджета 35 долл./барр., то вряд ли удастся избежать длительной рецессии, в течение которой экономика адаптируется к сложившимся внешним условиям. Чтобы сократить дефицит бюджета, правительство будет вынуждено усилить политику ограничения финансирования социальных программ, но даже такие непопулярные меры не позволят покрыть все расходы и дефицит составит не менее 500 млрд. руб.
Сохранится и отток капитала, а Центробанк РФ будет вынужден делать регулярные интервенции, чтобы сохранить курс доллара на уровне 73,5 руб.
В случае роста стоимости нефти до 50 долл./барр. ситуация может улучшиться, но при текущей динамике расходов бюджета не стоит рассчитывать на сохранение суверенных фондов на уровне 2015 года. Предполагается, что средства Резервного фонда закончатся еще в 2018 году, а к 2020 году ресурсы ФНБ сократятся до 2,6 трлн. руб. Но при повышении стоимости нефти у правительств будет больше возможностей для субсидирования социального сектора и увеличения зарплат работников бюджетной сферы.
Что касается курсов валют, то даже при повышении стоимости нефти Центробанк все равно будет вынужден осуществлять валютные интервенции, чтобы стоимость доллара не превысила 65 руб. Но дорогая национальная валюта не будет являться приоритетным направлением кредитно-денежной политики РФ, тем более что объемы резервов, за счет которых осуществляются интервенции, уже давно существенно сократились.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Благосостояние граждан не будет расти высокими темпами, даже если наметится положительная динамика в экономике страны. Восстановлению доходов будет препятствовать длительное пребывание между стагнацией и рецессией, даже несмотря на все попытки правительства быстро индексировать зарплаты (в первую очередь это касается бюджетной сферы).
Развитие собственного сельского хозяйства, за счет чего будет достигнуто полное импортозамещение и решен вопрос продовольственной безопасности – это реальная перспектива развития России до 2020 года. Следуя ранее принятой «Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы», правительство планирует уделять большое внимание укреплению устойчивости АПК предприятий, повышению эффективности использования ресурсов и экологизации всех производственных циклов.
Предполагается, что по итогам проведения утвержденной госпрограммы уже к 2020 году удельный вес российских производственных товаров должен существенно вырасти (по сравнению с 2012 годом прирост должен составить не менее 24,8%). А рентабельность отдельных сельскохозяйственных предприятий должна повыситься минимум на 10%. В частности, объем производства картофеля увеличится до 6 млн. тонн, овощей, которые растут на открытых грунтах — до 5,2 млн. тонн, на защищенных грунтах – до 1,4 млн. тонн. А совокупная площадь многолетних насаждений должна составить не менее 65 тыс. гектаров.
Правительство ежегодно дотирует утвержденную программу поддержки, направленную на импортозамещение и развитие сельского хозяйства, и не собирается останавливаться на достигнутом. Но полноценной реализации планов может помешать рецессия в экономике, о чем постоянно предупреждают эксперты, что повлечет за собой сокращение объема финансирования целевых программ.
Влияние внешнего спроса на развитие российской экономики: официальный прогноз 2018
В Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019-2021 годы Правительство РФ отмечает, что с учетом внешнего спроса развитие российской экономики по-прежнему будет носить разнонаправленный характер. Но какие именно факторы из-за границы оказывают наибольшее влияние? Об этом узнаете из статьи.
Российский кабинет министров констатирует уверенное восстановление мировой экономики. И, как следствие, спрос на внешнем рынке будет сопровождаться ужесточением условий финансирования на мировых рынках вслед за постепенной нормализацией денежно-кредитной политики центральными банками развитых стран.
В то же время, дополнительными вызовами могут стать:
- нерешенность проблем в отдельных крупных развивающихся экономиках;
- геополитические риски.
Рост мировой экономики начал ускоряться во второй половине 2016 года и дополнительно усилился в 2017 году. По его итогам темпы роста мировой экономики по оценкам МВФ достигли 3,8% (на 0,6 п.п. выше, чем в 2016 г.). Это сказалось на увеличении темпов прироста:
- инвестиций;
- производственной активности;
- торговли.
При этом наращивание экономической активности происходило широким фронтом как в развитых, так и в развивающихся странах.
В 2018 году Правительство РФ ожидает сохранение высоких темпов роста мировой экономики: прогноз МВФ составляет 3,9%, а опережающие индикаторы подтверждают реалистичность позитивных прогнозов.
Однако наблюдаемое ускорение мирового роста в существенной мере носит циклический характер, в значительной мере связанный с окончательным преодолением последствий долгового кризиса. В этой связи в среднесрочной перспективе ожидается замедление темпов мирового роста.
- старения населения;
- замедления темпов роста (а в отдельных случаях сокращения) рабочей силы;
- сдержанного роста производительности труда.
Правительство России полагает, что рост ВВП США к 2020 году замедлится после исчерпания эффекта от смягчения налоговой политики.
Темпы роста экономики Китая продолжат нисходящий тренд по мере замедления роста кредитования и фискальных стимулов. Кроме того, есть риски развития банковского кризиса в Китае (на фоне все большего расхождения темпов роста кредитования и темпов экономического роста).
Несмотря на значимое ускорение темпов роста, глобальная инфляция пока не показывает выраженного ускорения, что позволяет центральным банкам большинства стран сохранять мягкую денежно-кредитную политику (далее – ДКП).
Однако в среднесрочной перспективе Россия видит риски, связанные с началом процессов ужесточения ДКП и, соответственно, финансовых условий на мировых рынках капитала.
В 2018 году – впервые за 10 лет – высока вероятность закрытия глобального негативного разрыва выпуска и перехода его в позитивную область. Это позволит перейти к нормализации денежно-кредитной политики в ряде стран, после десятилетия проведения сверхмягкой ДКП.
Процесс ужесточения будет сопровождаться изъятием введенных ранее дополнительных экономических стимулов и может привести к «побочным эффектам» в виде активизации рисков для развивающихся стран.
В ожидании нормализации ДКП на мировых финансовых рынках растет вероятность снижения спроса на рисковые активы, в частности – сокращения объемов притоков капитала в страны с развивающимися рынками.
Таким образом, во многих развитых странах и странах с формирующимися рынками экономическое оживление, влияние спроса на экономику происходит на фоне широкого спектра краткосрочных рисков и долгосрочных вызовов.
Эффект от наиболее вероятных изменений в мировой экономике и финансовых рынках в ближайшие годы будет неравномерным. Выиграют те, кто успел:
- провести структурные реформы;
- снизить зависимость от внешнего финансирования;
- исправить дисбалансы в бюджетной политике;
- провести оздоровление банковской и финансовой системы.
К таким странам Правительство РФ относит Россию, Индию, Мексику.
«Проигравшими» будут страны, которые:
- не признали прошлые ошибки в экономической политике;
- не пошли по пути подстройки к новой реальности.
Такие страны за последние 2 года нарастили бюджетные и структурные дисбалансы, стали более зависимы от внешнего финансирования и/или накопили потенциал неустойчивости на внутренних финансовых рынках. А ухудшение внешних условий заимствований создаст значительные риски для таких стран.
Наиболее зависимыми от внешнего финансирования названы Аргентина и Турция.
Влияние внешнего спроса на развитие российской экономики: официальный прогноз 2019 – 2020
Рост российского ВВП замедлится до 1,3% в 2019 году и незначительно ускорится до 1,6% в 2020-м и до 1,9% в 2021 году. Негативный вклад в развитие экономики внесут снижение цен на нефть, замедление роста экспорта и повышение ставки НДС. Таков прогноз экономистов Центра развития НИУ ВШЭ (поступил в распоряжение РБК).
Согласно базовому прогнозу Минэкономразвития, экономика будет расти на 2% в 2020 году, а начиная с 2021 года темпы роста ВВП достигнут 3%.
2019 год — самый тяжелый
Как отмечают авторы прогноза ВШЭ, основные риски для экономического роста придутся на 2019 год. По их оценке, рост ВВП замедлится с 1,8% в 2018-м до 1,3% в 2019 году. В числе основных негативных факторов — снижение цен на нефть, замедление роста экспорта, адаптация к санкциям, переход к постоянному бюджетному правилу и увеличение налогового бремени. Повышение ставки НДС до 20% принесет федеральному бюджету около 0,6% ВВП в год. Дополнительные доходы пойдут на финансирование национальных проектов.
Создание в 2019 году Фонда развития, который будет привлекать деньги преимущественно на внутреннем рынке и финансировать инфраструктурные проекты, позволит увеличить расходы в среднем на 0,5% ВВП. В целом расходы федерального бюджета вырастут на 1,1% ВВП.
По прогнозу ВШЭ, нефть Urals подешевеет с $71 за баррель в 2018-м до $63 к 2021 году. Предпосылки для стагнации экспорта нефти создаст продолжение действия соглашения России с ОПЕК и другими странами-экспортерами наравне с истощением нефтяной сырьевой базы.
Экспорт в минус
Экспорт нетопливных товаров и услуг из России рос вслед за темпами мировой экономики. Однако глобальный экономический рост замедлится: с 3,7% в 2017–2018 годах до 3,5% в 2021 году. «Общее замедление роста экспорта нетопливных товаров и услуг до 2,5–3,5% окажет негативное влияние на российскую экономику в 2019–2021 годах», — отмечают экономисты ВШЭ.
Более благоприятный сценарий, по мнению авторов прогноза, невозможен без роста цен на нефть, ускорения экспорта и радикального снижения административного и уголовного преследования бизнесменов, которое мешает предпринимательской активности.
Вклад повышения пенсионного возраста в экономический рост будет незначительным — менее 0,1 п.п. в 2019–2020 годах и не больше 0,2 п.п. в 2021-м, считают экономисты ВШЭ.
Что думают другие?
Пенсионная реформа даже замедлит экономический рост, утверждает макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов. «Реализация майских указов, безусловно, прибавит роста экономике, но пенсионная реформа отнимет даже больше», — сказал РБК экономист. Занятость в возрастных группах, которые затронет реформа, составляет около 40% у мужчин и 50% у женщин, а трудоспособность сильно ограниченна. «Экономическая активность после выхода на пенсию резко падает. Люди не могут найти работу или не находят сил работать. В то, что вдруг вырастет занятость людей, подпавших под отсрочку, верится с трудом. Многие будут вынуждены перейти под крыло своих детей. Так или иначе доходы буду сильно снижаться», — пояснил он.
Мурашов считает оценки ВШЭ по экономическому росту реалистичными. «Мы также ожидаем рост ВВП примерно 1,5% в ближайшие годы. Мы не верим в эффективность бюджетного стимула и не ждем ускорения — непонятно, за счет каких факторов роста он может быть достигнут», — добавил Мурашов.
Прогноз ВШЭ основан на условиях положительного эффекта реформ и сохранения санкций без их существенного ужесточения. Но для экономистов РАНХиГС темпы роста в 1,3–1,9% — это пессимистичный сценарий, который вероятен в случае, если реформы и майские указы не будут реализованы, а санкционный режим серьезно усилится. «Мы рассчитываем на более высокие темпы. На наш взгляд, более вероятен сценарий, когда темпы роста могут достичь более 2% в 2020 году и превысить 2% к 2021-му», — заявил РБК заведующий лабораторией макроэкономических исследований РАНХиГС Сергей Дробышевский.
Прогноз развития экономики в 2019-2021 годах от ЦБ РФ
Прогноз основных макроэкономических показателей в рамках базового сценария Банка России в 2019–2021 гг. в целом не изменился по сравнению с базовым сценарием, опубликованным в октябре, отмечено в докладе ЦБ РФ о денежно-кредитной политике в декабре 2018 года.
По прогнозу Банка России, в 2019 г. годовая инфляция временно ускорится до 5,0–5,5% с 3,9–4,2% по итогам 2018 года. Наиболее значимое влияние на динамику потребительских цен в 2019 г. окажет повышение базовой ставки НДС, вклад которого в годовую инфляцию, по оценкам Банка России, составит около 1 процентного пункта. Также на инфляцию, преимущественно в первой половине 2019 г., продолжит влиять произошедшее в 2018 г. ослабление рубля.
Эффекты НДС и курсовой динамики будут отражаться на годовой инфляции до конца 2019 г., при этом квартальные аннуализированные темпы прироста потребительских цен (с поправкой на сезонность) замедлятся до 4% уже во втором полугодии 2019 года. Инерционные показатели инфляции, включая скользящую среднегодовую инфляцию, в течение всего 2019 г. останутся выше, чем в 2018 году.
Относительно более быстрое, чем в опубликованном в октябре базовом сценарии, снижение цен на нефть привело к пересмотру вклада налогового маневра в годовую инфляцию. В 2019 г. он составит -0,1 п.п., после чего на фоне стабилизации нефтяных цен будет постепенно увеличиваться: в 2020 г. сложится на уровне вблизи нуля, в 2021 г. будет небольшим положительным.
Совокупный вклад в годовую инфляцию увеличения акцизов на отдельные товары, входящие в потребительскую корзину, в 2019 г. может составить около 0,3–0,4 п.п.
Этот эффект ранее уже был учтен Банком России в базовом прогнозе инфляции 5,0–5,5% на конец 2019 года. Сохраняющаяся высокая чувствительность инфляционных ожиданий к влиянию разовых факторов может усиливать воздействие курсовой динамики и повышения НДС на динамику потребительских цен. Денежно-кредитная политика в 2019 г. будет направлена на ограничение масштаба и длительности этих вторичных эффектов повышения НДС и произошедшего ослабления рубля.
Банк России сохранит консервативный подход к проведению денежно-кредитной политики, придавая большее значение проинфляционным факторам и рискам. Это предполагает проведение Банком России более жесткой денежно-кредитной политики, чем в ситуации отсутствия влияния упомянутых разовых факторов на инфляцию. Такой консервативный подход к денежно-кредитной политике создаст условия для ее смягчения в конце 2019 – начале 2020 года.
По прогнозу Банка России, с учетом принятых решений по денежно-кредитной политике годовая инфляция вернется к 4% в первой половине 2020 г., когда эффекты произошедшего ослабления рубля и повышения НДС будут исчерпаны, и останется вблизи 4% в дальнейшем.
Стабилизации инфляции вблизи 4% будет способствовать проводимая Банком России денежно-кредитная политика. Повышение Банком России ключевой ставки в декабре 2018 г. позволит предотвратить устойчивое закрепление инфляции на уровне, существенно превышающем цель Банка России.
Прогноз темпов роста российской экономики и денежно-кредитных показателей в 2019–2021 гг. также не изменился по сравнению с базовым сценарием, опубликованным в октябре. В условиях действия бюджетного правила более быстрое снижение цен на нефть будет оказывать ограниченное влияние на российскую экономику. В свою очередь динамика
внутреннего спроса на всем прогнозном горизонте не будет оказывать повышательного давления на инфляцию.
В 2019 г. темп прироста ВВП несколько снизится и составит 1,2–1,7% после 1,5–2,0% в 2018 году. На горизонте 2019 г. сдерживающее влияние на динамику внутреннего спроса окажут повышение НДС (преимущественно в начале года), замедление роста доходов экономики от экспорта в результате снижения цен на нефть, а также некоторое замедление роста кредитования на фоне произошедшего во второй половине 2018 г. ужесточения денежно-кредитных условий ввиду ухудшения внешнеэкономического фона. В то же время сдерживающее воздействие повышения НДС в 2019 г. во многом будет компенсировано ростом инвестиционного спроса в рамках реализации запланированных правительством налогово-бюджетных мер и повышением пенсионного возраста, которое смягчит влияние демографических ограничений на темпы экономического роста.
В 2020–2021 гг. рост российской экономики ускорится до 1,8–2,3% и 2,0–3,0% соответственно. Этому будут способствовать постепенное накопление положительного эффекта от запланированных мер налогово-бюджетной политики и структурных реформ при их успешной реализации. Более высокие темпы роста российской экономики при этом не будут формировать дополнительного инфляционного давления со стороны спроса и препятствовать сохранению инфляции у цели, так как будут обеспечены расширением производственного потенциала экономики.
Кредитная активность в 2019–2021 гг. продолжит увеличиваться темпами, соответствующими повышению платежеспособного спроса и не создающими рисков для ценовой и финансовой стабильности. Неценовые условия кредитования будут смягчаться постепенно, отражая сохранение консервативного подхода банков к оценке заемщиков и принятию рисков. Кредит останется основным драйвером изменения денежного предложения.
Ключевые тенденции в прогнозе показателей платежного баланса в 2019–2021 гг., связанные с динамикой внутреннего и внешнего спроса, изменением мировых цен на нефть, в целом соответствуют тем, что были заложены в базовом сценарии, опубликованном в октябре. По прогнозу Банка России, в условиях постепенного снижения цен на нефть сальдо счета текущих операций платежного баланса останется устойчиво положительным на всем прогнозном горизонте (около 5% ВВП в 2019 г. и около 3% ВВП в 2020–2021 гг.). Однако по итогам 2019 г. оно сложится чуть ниже, чем предполагалось ранее, ввиду более быстрого снижения цен на нефть к уровню 55 долл. США за баррель. В то же время постепенное сворачивание договоренностей стран – экспортеров нефти, а также меры правительства, направленные на стимулирование несырьевого экспорта, поддержат рост физических объемов экспорта, что смягчит эффект от падения цен на нефть.
Сальдо финансового счета по частному сектору будет снижаться в 2019–2021 гг. (около 1% ВВП в 2019 г. и несколько ниже 1% ВВП в 2020–2021 гг.) на фоне уменьшения выплат по внешнему долгу и некоторого ухудшения возможностей российских компаний для зарубежного инвестирования в условиях снижения цен на основные товары российского экспорта. В 2019–2021 гг. также продолжится пополнение международных резервов в рамках реализации механизма бюджетного правила. При этом Банк России планирует возобновить регулярные покупки иностранной валюты (после их приостановки в сентябре) с 15 января 2019 года. Решение об осуществлении отло женных в 2018 г. покупок иностранной валюты на внутреннем рынке будет приниматься Банком России после возобновления регулярных покупок. Исключительно для модельного расчета базового сценария Банк России использует допущение об осуществлении отложенных в 2018 г. покупок равномерно в течение всего прогнозного горизонта – в 2019–2021 годах.
Всемирный банк ухудшил прогноз роста экономики России
Экономика России в 2019 году может вырасти на 1,5%, прогнозирует Всемирный банк. Это ниже, чем темпы роста за прошлый год, но немного выше оценок российского правительства. При этом эксперты понизили прогнозы по среднегодовой цене нефти до $67 за баррель. Экономисты из России называют такой прогноз достаточно оптимистичным.
Экономика России может вырасти на 1,5% в 2019 году и на 1,8% в следующие два года. Об говорится в январском докладе Всемирного банка (ВБ). По сравнению с прошлым годом, темпы роста снизятся. Экономисты ВБ предположили, что в 2018 году российский ВВП вырос на 1,6%.
Надо сказать, что прогнозы российского правительства еще ниже, чем у экономистов ВБ. Ранее министр экономического развития Максим Орешкин заявил о росте 1,3% в 2019 году.
«В целом по году мы выйдем на показатель, который у нас есть сейчас в прогнозе — 1,3%», — сказал Орешкин. По его словам, начало следующего года будет самым сложным для экономики страны из-за сложной глобальной ситуации, волатильности рынков, повышения НДС с 18% до 20% и снижения спроса на продукцию, которую экспортирует Россия. Во втором полугодии ситуация начнет улучшаться.
В 2020 году Минэкономразвития прогнозирует рост ВВП на уровне 2% На 2021 год показатель запланирован на уровне 3,1%, на 2022 — 3,2%, на 2023-2024 — 3,3%.
«Напомню, что в рамках среднесрочного прогноза (до 2024 года – «Газета.Ru») мы ожидаем существенного повышения темпов роста производительности, которые позволят российской экономике выйти на темпы роста выше 3%, выше среднемировых уровней», — добавил Орешкин.
Тем временем Всемирный банк спрогнозировал ухудшение роста и мировой экономики. Оценка снижена на 0,1 п.п. до 3%. Ровно на столько же аналитики ожидают сокращения темпов роста ВВП в 2019-2020 годы.
Темпы экономического роста в странах с развитой экономикой, по прогнозам организации, сократятся в 2019 году до 2%. Экономике США прогнозируют рост 2,5%, что ниже прошлогодних 2,9%. Экономика еврозоны вырастет на 1,6%, что тоже означает падение к ожидаемым результатам 2018 года в 1,9%.
Рост экономики развивающихся стран, к которым относится и Россия, будет на уровне 4,2 % в этом году, что на 0,5 п. п. ниже предыдущего прогноза.
«Этому будут способствовать замедление внешнего спроса, рост затрат по займам и сохраняющаяся политическая неопределенность», — говорится в материалах к докладу.
Всемирный банк предсказывает снижение цен на нефть. Прогноз на 2019-2020 годы уменьшен на два доллара до $67 за баррель. По официальному прогнозу Минэкономразвития, на котором рассчитан федеральный бюджет, в 2019 году цена нефти составит $63,4 за баррель.
В докладе говорится, что в течение прошлого года снижение добычи нефти в Венесуэле и влияние американских санкций на Иран способствовали росту цен на нефть марки Brent, которая достигла отметки $86 в начале октября. Прогноз же по снижению цен в будущем эксперты объясняют продолжающимся быстрым ростом добычи нефти в США, а также существенным увеличением предложения нефти со стороны ОПЕК и Российской Федерации.
В России ранее спрогнозировали более существенное снижение цены на нефть в долгосрочной перспективе. К 2036 году цена черного золота будет на уровне $50 за баррель. Минэкономразвития заложило такие ожидания в свой долгосрочной прогноз социально-экономического развития России.
«Прогноз Всемирного банка выглядит сравнительно оптимистичным для нефти, так как предполагает дальнейший рост с текущих уровней вблизи $60. Более того, в конце прошлого года она и вовсе опускалась ниже $50. Таким образом, в ВБ предполагают, что рынок далее будет прибавлять, а уже проведенных мер сокращения предложения окажется достаточно. Стоит вспомнить, как лихорадило рынки несколько недель назад на страхах перед обвалом спроса на нефть и избыточным предложением», — поделился мнением аналитик EXANTE Виктор Аргонов.
Тем временем стоимость мартовского фьючерса на нефть марки Brent превысила $60 за баррель на торгах на бирже ICE в Лондоне. Цена поднялась на 2,2% до $60,01 за баррель, пишет ТАСС. Напомним, что стоимость нефти Brent последний раз превышала отметку в $60 за баррель 17 декабря 2018 года.
Российская экономика остается по-прежнему глубоко и безальтернативно ориентированной на сырьевой экспорт и низко диверсифицированной (что в чем-то упрощает подобные исследования), полагает Владимир Рожанковский, эксперт «Международного Финансового Центра».
«Отсюда все прогнозы по улучшению макроэкономической ситуации, за которые мы хватаемся как за спасительную соломинку, как правило, бывают основаны на подкрепленных теми или иными аргументами ожиданиях улучшения конъюнктуры на глобальных сырьевых рынках», — говорит он.
Но, по мнению эксперта, одиннадцатилетний цикл укрепления доллара подходит к концу. Если доллар будет корректироваться вниз более поступательно (что, к слову, полностью отвечает задачам президента США Дональда Трампа), это, разумеется, вызовет локальные ренессансы на рынках энергоносителей, металлов и прочего сырья, которое экспортируют развивающиеся экономики мира.
«Одним словом, слабость «зеленого» равнозначна ренессансу развивающихся рынков в целом. Санкции оставляем за скобками. Такие нехитрые размышления, особенно не подкрепленные конкретными численными выкладками, как это имеет место в данном исследовании, неизменно приводят к таким стандартизированным выводам в стиле «no brainer», — резюмирует Рожанковский.
В среднесрочной перспективе значимое влияние на российскую экономику продолжит оказывать конъюнктура мирового рынка энергоносителей: Банком России предложены сценарии макроэкономического развития на период 2019 – 2021 годы
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики являются программным документом для Банка России на среднесрочную перспективу. Это документ, где Банк России объявляет обществу свои цели в области денежно-кредитной политики, сообщает, на основе каких принципов и подходов она проводится, где дается взгляд на будущие внешние и внутренние условия развития экономики и инфляционных процессов, среднесрочный прогноз основных макроэкономических показателей.
В проекте рассматриваются два основных сценария среднесрочного прогноза развития экономики: базовый и с неизменными ценами на нефть.
В базовом сценарии Банк России, сохраняя консервативный подход к формированию предпосылок и опираясь на оценки наиболее вероятного варианта развития событий, закладывает устойчивый экономический рост в странах – торговых партнерах, постепенную нормализацию денежно-кредитной политики в развитых экономиках и плавное снижение цен на нефть с текущего уровня свыше 70 долл. США за баррель до 55 долл. США за баррель в 2020 – 2021 годах.
В 2019 г. наиболее значимое влияние на ценовую динамику будет оказывать повышение НДС. Ослабление рубля, произошедшее в 2018 г., также продолжит отражаться в уровне годовой инфляции в первой половине года. Отмеченное сохранение чувствительности инфляционных ожиданий к разовым факторам может усиливать воздействие курсовой динамики и повышения НДС на темпы роста цен. Под действием указанных факторов годовая инфляция в 2019 г. временно превысит 4%, достигнув пика в I квартале. При этом уже с II квартала 2019 г. влияние отмеченных факторов на текущую ценовую динамику начнет затухать, и уже во втором полугодии квартальные аннуализированные темпы инфляции приблизятся к 4%. Однако годовая инфляция будет снижаться в течение года более медленно под действием эффекта повышения НДС. На конец 2019 г. она составит 5,0 – 5,5%. Для того чтобы ограничить масштаб и длительность вторичных эффектов повышения НДС и курсовой динамики и обеспечить стабилизацию инфляции вблизи 4% в среднесрочной перспективе, Банку России потребуется проводить более жесткую денежно-кредитную политику, чем оценивалось ранее.
Динамика спроса в 2019 г. не будет оказывать повышательного давления на инфляцию. В течение года, преимущественно в первой его половине, ряд факторов будет оказывать небольшое сдерживающее влияние на рост внутреннего спроса. К ним относятся повышение НДС, замедление роста доходов экономики от экспорта в результате постепенного снижения цен на нефть, а также некоторое замедление роста кредитования на фоне сохранения умеренно жесткой денежно-кредитной политики Банка России и пересмотра рыночных ожиданий относительно скорости перехода к нейтральной политике. По оценкам Банка России, прирост конечного потребления домашних хозяйств в этих условиях замедлится до 1,3 – 1,8% в 2019 году.
Сдерживающее воздействие повышения НДС на инвестиционную активность окажется более краткосрочным и уже в 2019 г. будет компенсировано ростом инвестиционного спроса со стороны государственного сектора. В результате, по оценкам Банка России, годовой темп прироста валового накопления основного капитала в 2019 г. сложится выше, чем в 2018 г., и составит 2,3 – 2,8%. Постепенное сворачивание договоренностей стран – экспортеров энергоресурсов об ограничении добычи нефти окажет дополнительную поддержку росту экспорта в реальном выражении, по итогам 2019 г. его прирост, по оценкам Банка России, составит 2,5 – 3,0%. Динамика спроса на импортные товары в целом будет соответствовать динамике внутренней потребительской и инвестиционной активности, темпы его прироста в 2019 г. замедлятся до 3,0 – 3,5%.
Под влиянием всех указанных факторов темпы роста экономики по итогам 2019 г. составят 1,2 – 1,7%, оставаясь вблизи потенциальных. В первой половине 2020 г. по мере полного исчерпания проинфляционных эффектов повышения НДС и курсовой динамики, оказывавших влияние на инфляцию и инфляционные ожидания в 2019 г., темпы прироста потребительских цен в годовом выражении вернутся к 4%.
Сценарий с неизменными ценами на нефть в значительной мере близок к базовому сценарию, в том числе в силу того, что влияние динамики цен на нефть на российскую экономику на прогнозном горизонте продолжит сглаживаться применением бюджетного правила.
Основное отличие его от базового сценария заключается в факторах формирования картины экономики в 2019 году. Сохранение неизменных цен на нефть приведет к более высокому курсу рубля в сравнении с базовым сценарием. С одной стороны, это окажет понижательное давление на инфляцию через эффект переноса валютного курса. С другой стороны, приведет к удешевлению импортных товаров, таким образом оказывая поддержку потребительскому и инвестиционному спросу. Более быстрое, чем в базовом сценарии, расширение внутреннего спроса как домашних хозяйств, так и фирм окажет некоторое повышательное давление на инфляцию, масштаб которого практически полностью компенсирует понижательное влияние через эффект переноса валютного курса. В результате в 2019 г. темп прироста потребительских цен сложится вблизи уровней базового сценария Банка России.
В этих условиях денежно-кредитная политика также будет близка к проводимой в базовом сценарии. Темп прироста ВВП в 2019 г. будет несколько выше уровней базового сценария и составит 1,5 – 2,0%. Действие бюджетного правила и стабильные, превышающие базовый уровень, мировые цены на нефть будут способствовать формированию профицита бюджета в 2018 г. и на всем прогнозном горизонте.
Динамика кредитных и денежных агрегатов также не покажет существенных изменений по сравнению с базовым сценарием. Темпы прироста кредита в экономике, а вслед за ним и денежной массы сложатся вблизи оценок базового сценария, составив 8 – 12% в 2019 г. и 7 – 12% в среднесрочной перспективе. Сохранение мировых цен на нефть на более высоком уровне, чем в базовом сценарии, окажет дополнительную поддержку динамике стоимостных объемов экспорта, тогда как динамика импорта будет близка к базовому сценарию. В результате сальдо счета текущих операций платежного баланса в 2019 – 2021 гг. превысит уровень базового сценария и составит 5 – 6% ВВП на всем прогнозном горизонте. Сальдо финансового счета по частному сектору также сложится выше, чем в базовом сценарии, и составит около 2% ВВП в 2019 – 2021 годах. Этому будет способствовать несколько большее расширение иностранных активов российских компаний и банков в условиях более существенного роста доходов от экспорта на фоне сохранения высокой цены на нефть.
Дополнительно Банк России рассматривает рисковый сценарий, в котором заложено выраженное ухудшение внешних условий.
В рисковый сценарий заложены предпосылки о значительном ухудшении внешних условий для российской экономики, более слабой динамике роста мировой экономики и объемов международной торговли по сравнению с базовым сценарием. Это может быть связано с комплексом неблагоприятных событий, которые могут реализоваться в той или иной комбинации. К их числу относятся существенное расширение внешнеторговых ограничений, ухудшение макроэкономической ситуации в странах с развивающимися рынками и повышение оттока капитала из них, риски дальнейшего расширения международных санкций в отношении России. В рисковом сценарии заложено снижение цены на нефть до 35 долл. США за баррель в 2019 г. и ее сохранение на этом уровне в дальнейшем, что предполагает неспособность стран – экспортеров энергоресурсов сохранить договоренности об ограничении добычи.
Усиление оттока капитала в совокупности с давлением на текущий счет под влиянием ухудшения условий торговли может привести к краткосрочному сокращению внутреннего спроса, ослаблению рубля, росту курсовых и инфляционных ожиданий. Инфляционные риски обусловят необходимость ужесточения денежно-кредитной политики для ограничения роста инфляционных ожиданий и стабилизации финансовых рынков. Помимо изменения ключевой ставки, Банк России может использовать и другие инструменты для смягчения последствий усиленного оттока капитала и стабилизации ситуации на финансовых рынках. В 2019 г. при условии реализации рискового сценария вероятно более существенное ускорение роста цен, чем в базовом сценарии, а также выход темпов прироста ВВП в отрицательную область.
В части бюджетной политики в рисковом сценарии существует неопределенность с исполнением планов по финансированию дефицита, в том числе в части рыночных источников финансирования, что связано с ограниченными возможностями размещения ОФЗ и еврооблигаций в запланированных объемах. При этом, даже несмотря на стабилизирующее действие бюджетного правила в части компенсации из Фонда национального благосостояния выпадающих нефтегазовых доходов, в целом бюджетная политика будет оказывать умеренно сдерживающее влияние на внутренний спрос.
В приложениях в числе прочего приводятся статистические таблицы, а также график заседаний Совета директоров Банка России в 2019 году.
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.