Сегодня рассмотрим тему: "в россии могут ввести систему страхования от безработицы" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
Содержание
- 1 В России могут ввести систему страхования от безработицы
- 2 В России могут ввести систему страхования от безработицы
- 3 Глава Минтруда предложил ввести в России систему страхования от безработицы
- 4 Топилин предложил ввести в России систему страхования от безработицы
- 5 Минтруд предлагает вернуть страхование от безработицы
- 6 Страхование от безработицы: что хочет вернуть Минтруд России
- 7 В России могут ввести систему страхования от безработицы
В России могут ввести систему страхования от безработицы
В России в перспективе можно вернуться к страховой модели финансирования пособий по безработице, считает министр труда Максим Топилин. Институт страхования от безработицы за счет взносов работодателей действовал в России до 2001 года, но сейчас пособия по безработице финансируются из общих поступлений федерального бюджета, по сути являясь формой государственной социальной поддержки. В Министерстве труда делали расчеты, по которым вышло, что даже 1% отчислений из фонда зарплат было бы вполне достаточно, чтобы обеспечивать защиту тех, кто потерял работу, рассказал Топилин в интервью РБК.
«Большинство стран живут в страховой системе [пособий по безработице]. И страхование от безработицы у нас было — до 2001 года. Опять-таки, это предмет обсуждения с бизнесом и с профсоюзами. Профсоюзы однозначно за. Но вопрос, какой установить тариф», — сказал министр. «Он не должен быть большим. Мы считали, он мог бы быть приблизительно 1%», — сообщил Топилин.
В России с начала 1990-х по 2001 год существовал внебюджетный Фонд занятости, который наполнялся посредством сбора взносов в размере 1,5–2% от фонда оплаты труда. Подобная модель страхования от безработицы характерна для большинства западных стран. Ее экономический смысл в том, чтобы гарантировать компенсацию именно за потерю заработка. В то время как лица, например, впервые ищущие работу после окончания вуза или желающие возобновить трудовую деятельность после долгого перерыва, не подпадают под страховые пособия, но могут претендовать на социальную помощь из бюджета.
Сейчас в России социальная поддержка безработных входит в расходные обязательства бюджета, которые не имеют под собой конкретного источника финансирования. Финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджетам регионов. При этом значительную часть получателей пособия составляют граждане, впервые ищущие работу или долгое время не работавшие.
По словам Топилина, 1% страховых взносов с зарплат — это порядка 200 млрд руб. в год. А сейчас на пособия тратится только около 40 млрд руб. Значит, страховые пособия по безработице были бы существенно выше текущих, следует из слов министра.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В 2016 году на выплату пособий по безработице из федерального бюджета было выделено 41 млрд руб., в 2017 году запланировано 43 млрд руб., следует из данных Федерального казначейства и закона о бюджете на 2017–2019 годы.
Но переход к страховой модели защиты от безработицы может произойти не сразу, а за пределами 2020–2022 годов, считает Топилин. «По поводу теоретического построения ни у кого нет вопросов. Работодатели считают, что страховая модель обеспечения граждан в случае потери работы более правильная, чем существующая. Но вопрос в том, где найти вот эту долю, с тем чтобы обеспечить замещение федеральных денег, которые сейчас идут на пособия, страховыми деньгами», — сказал министр.
Пока же Минтруд хочет сократить круг получателей пособия, чтобы ресурсы направлялись «на тех, кто реально ищет работу сразу после ее потери, и ищет максимально быстро», рассказал Топилин. Соответствующий законопроект сейчас проходит согласование с Минфином и Минюстом. «Мы исходим из того, что за счет перераспределения имеющихся средств, а это около 40 млрд руб. в год, мы можем повысить пособия тем, кто потерял работу, например по сокращению», — сказал министр. Повышение возможно за счет прекращения выплаты пособий в минимальном размере (850 руб.) тем, кто длительно не работал или вообще никогда не работал. Пособия по безработице в России не менялись уже несколько лет и составляют от 850 до 4900 руб. «Регионы имеют механизмы по оказанию соцпомощи — можно обратиться в местную соцзащиту, если нет доходов. Только не надо использовать канал безработицы, если вы не ищете работу», — объяснил Топилин.
В России могут ввести систему страхования от безработицы
В России могут ввести систему страхования от безработицы. Министр Труда Максим Топилин считает, что в течение 7-10 лет можно вернуться к страховой модели финансирования пособий по безработицы. Министр также добавил, что профсоюзы согласны с идеей возврата страхования, вопрос только в том, какой установить тариф. сообщает РБК.
Топилин рассказал СМИ, что большинство стран, включая Россию до 2001 года, имеют страхование от безработицы. Напомним, что в России ранее действовало страхование от безработицы за счет взносов работодателей. В настоящее время пособия по безработице финансируются из общих поступлений федерального бюджета и являются социальной поддержкой от государства. Такая социальная поддержка входит в расходные обязательства бюджета, которые не имеют конкретного источника финансирования.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Максим Топилин рассказал, что по подсчётам Министерства труда даже 1% отчислений из фонда заработных плат было бы достаточно, чтобы обеспечивать защиту граждан, потерявших работу.
Надо ли возрождать страхование россиян от безработицы
На днях Министерство труда РФ выступило с инициативой вернуться к системе страхования от безработицы по аналогии с существовавшей в 1990-е годы, чтобы увеличить финансирование выплат пособий в пять раз — с 34 млрд в 2017 году до 200 млрд рублей. Есть ли смысл в этой идее и каковы ее шансы на успех?
Сейчас средства на выплату пособий выделяются из федерального бюджета: в 2016 году на эти цели было отведено 41 млрд рублей, в 2017-м — 34 млрд рублей. Этого катастрофически мало: минимальная выплата составляет 850 рублей в месяц, максимальная — 4 900 рублей. То есть гарантировать хотя бы прожиточный минимум безработным не представляется возможным.
Идея министра труда Максима Топилина состоит в том, чтобы переложить заботу о безработных на плечи работодателей — заставить их отчислять 1% от фонда оплаты труда (ФОТ), как это было в 1990-х годах (вплоть до 2001-го). Тогда размер обязательных отчислений составлял 1,5—2% от ФОТ, шли они во внебюджетный Фонд занятости, который и платил пособия — с большими перебоями.
«Система страхования от безработицы в России «благополучно» умерла в 2001 году из-за полной неэффективности, — напоминает Петр Пушкарёв, шеф-аналитик ГК TeleTrade. — Денег фонд занятости собирал явно недостаточно, потому что работодатели от высоких налогов уклонялись, массово зарплаты не показывали. А отдавал безработным этот фонд еще меньше: очевидно, потому, что большие суммы поглощал аппарат».
Из-за бурного роста безработицы к концу 1990-х большинство регионов выдавали пособия товарами и услугами, а те деньги, что начислялись, зачастую выдавались на руки с задержкой до двух лет. «Безработных сейчас, конечно, не в пример меньше, а порядка в стране больше. Но думаю, что и теперь возврат к этой идее реально высокого уровня пособий по безработице не обеспечит. Просто появится источник финансирования, помимо бюджета. Но вопрос, будет ли в выигрыше экономика», — говорит Пушкарёв.
По расчетам Минтруда России, если будет принято решение о введении страхования от безработицы, тариф не превысит 1%. За счет этого фискального маневра, по мнению Минтруда, можно увеличить фонд пособий для безработных в пять с лишним раз и довести до 200 млрд рублей. При условии, что выплаты пойдут только 800 тыс. официально зарегистрированных и получающих пособие, получается по 250 тыс. рублей в год на человека.
Минтруд считает, что из этого же фонда можно выплачивать задолженности по зарплате работникам компаний-банкротов, если средств от продажи активов компаний недостаточно для покрытия долгов по зарплате. А это уже совсем другая история. В то же время, согласно разрабатываемому сейчас законопроекту, число получающих пособие может в ближайшие годы серьезно снизиться и уж точно окажется меньше числа официально зарегистрированных на бирже труда — 929 729 человек (на 1 марта 2017 года).
Что будет с теми, кто ищет и не может найти работу впервые или хочет возобновить трудовую деятельность после перерыва, пока не совсем понятно: Минтруд намерен пересматривать правила распределения пособий уже в этом году, вне зависимости от того, будет или нет возобновлено страхование от безработицы.
Ведомство разработало законопроект, который предусматривает изменение понятия «безработный», пересмотр категорий получающих пособие, а также сроков выплаты пособия по безработице. В частности, подразумевается снижение числа неоднократных регистраций граждан в качестве безработных с целью получения пособия, а не с целью трудоустройства, сообщили в Минтруде.
«Мы предлагаем изменить сроки и периоды выплат, чтобы увеличить пособия по безработице. Несмотря на то что мы фактически сокращаем периоды и сроки выплат, а также предлагаем не выплачивать пособие, например, впервые ищущим работу, за счет перераспределения имеющихся средств (около 40 миллиардов рублей в год) мы планируем повысить пособия тем, кто потерял работу, например, по сокращению, и тем, у кого в 12-месячном периоде до обращения в службу занятости был заработок в течение шести месяцев. По нашим оценкам, максимальный размер пособия может составить в этом случае 8 тысяч рублей в месяц», — говорится в официальном ответе министерства на запрос Банки.ру.
Сейчас пособие по безработице назначается «всем гражданам, признанным в установленном порядке безработными, как имевшим оплачиваемую работу до наступления безработицы, так и впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия».
«Безработными», согласно закону о занятости населения в РФ, считаются «трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней». К этой категории не относятся дети до 16 лет, пенсионеры и осужденные.
Возврат к страховой системе предварительно намечен на 2020—2022 годы, но Минтруд до сих пор не определился с ключевым вопросом: где взять деньги? Как работодателям найти эту долю, которая сможет обеспечить замещение федеральных денег на пособия? И представители бизнес-сообщества, и федеральные министры финансово-экономического блока давно уже признают: нынешняя нагрузка на ФОТ непомерно высока, и с этим нужно срочно что-то делать. По крайней мере к 2018 году, когда закончится четырехлетний мораторий на налоговые изменения.
«Финансовая нагрузка сейчас является одним из важнейших тормозов для экономики, — считает директор Института актуальной экономики Никита Исаев. — По данным Всемирного банка, отечественные предприниматели совершают отчисления объемом в среднем 47% прибыли. Это налоги и прочие неналоговые сборы, которые имеют все признаки налогов, хотя и называются иначе (торговые сборы, сборы за проезд грузовиков, портовые сборы и т. д.). Сумма очень большая даже по меркам западных стран с устоявшейся экономикой. Дополнительная нагрузка приведет к еще более масштабному уходу компаний с рынка. В прошлом году в России и так стало почти на 300 тысяч компаний меньше. Создание еще одного фонда и введение дополнительных сборов только ухудшит ситуацию».
Введение взносов на страхование от безработицы плохо согласуется с заявленной еще в январе 2017 года на Гайдаровском форуме политикой снижения налогового бремени и обсуждаемым сейчас «налоговым маневром», который подразумевает сокращение страховых взносов работодателей с нынешних 30% до 21—22% от ФОТ. Понятно, что придуманные Минтрудом взносы на страхование безработицы добавятся к тем самым страховым взносам работодателя, которые планируют уменьшать. А их и при существующем уровне налогообложения не хватает, в первую очередь на образование и медицину.
«Предложения по «налоговому маневру» к нам не поступали и с нами не обсуждались, — заявили порталу Банки.ру в ведомстве Максима Топилина. — Минтруд России выступает против снижения ставок взносов в ПФР и ФСС. Снижение тарифов приведет к увеличению трансфертов из федерального бюджета и отрицательно скажется на правах граждан, в том числе пенсионных».
Инициативу можно обсуждать, если новый налог будет целевым образом браться из уже имеющихся социальных страховых отчислений, а не ляжет новой нагрузкой на бизнес, полагает Петр Пушкарёв. Иначе, уверен эксперт, бизнес только будет еще больше уходить в тень. «Те компании, которые все это честно платят, закладывают высокие налоговые издержки в цены товаров и услуг, за что расплачиваться приходится потребителю, то есть каждому из нас — в том числе и временно безработным, ради которых все и затевалось, — подчеркивает Пушкарёв. — Экономика — взаимосвязанный организм. «Кошмаря бизнес», пусть и с самыми благими целями, мы заставим страдать всех».
Пушкарёв предлагает выделить новый «налог» отдельной статьей в потоке налоговых отчислений, но сами эти отчисления в процентах не увеличивать, а налоговую массу поднять за счет собираемости и трехпроцентного роста НДС. Только тогда в страховке от безработицы будет рациональное зерно, считает эксперт. Он также предлагает сделать «налоговый вычет», скидку по налогу для компаний, создающих новые рабочие места свыше определенных пороговых нормативов. «Если компания и так, по сути, выполняет функцию борьбы с безработицей, нанимая больше сотрудников, чем увольняет, она должна иметь налоговые льготы», — считает эксперт.
Параллельно с пересмотром законодательства о выплате пособий безработным Министерство труда всерьез занялось вопросами легализации скрытого дохода. Глава ведомства Максим Топилин заявил, что это одна из ключевых задач на 2017 год, причем гражданин сможет выбрать удобный ему способ легализации. «Это может быть платеж в государственные внебюджетные фонды (ПФР и ФОМС) или что-то другое, пока думаем», — сказал министр. И отметил, что нужно создавать «дискомфортные условия для тех, кто считает возможным жить в обществе и быть свободным от него».
«Речь не идет об официально зарегистрированных безработных гражданах, пенсионерах, учащихся, лицах, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, инвалидах и т. д.», — пояснили порталу Банки.ру в пресс-службе Минтруда, добавив, что законопроекта о таком обязательном платеже на данный момент не существует.
Ранее Минтруд называл ориентировочную цифру «налога на тунеядство» в 20 тыс. рублей, основываясь на подоходном налоге и взносе в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Также Минтруд выступил с инициативой ввести реестр или регистр неработающего населения на уровне субъектов РФ. Об этом заявил начальник отдела департамента правовой и международной деятельности ведомства Денис Корсаков на круглом столе в Совете Федерации, посвященном совершенствованию системы страховых взносов.
Работников теневого сектора, которые находятся во вполне трудоспособном возрасте, не зарегистрированы на бирже труда, не числятся ни работающими, ни индивидуальными предпринимателями, ни нанятыми, по разным оценкам, насчитывается от 20 млн до 22 млн человек. Такие цифры приводит директор центра налоговой политики экономического факультета МГУ Кирилл Никитин. По данным НИИ труда Минтруда, эта цифра несколько меньше — в районе 17 млн человек, или 22,3% от числа занятых (за три квартала 2016 года).
В III квартале 2016 года отмечался рост числа занятых в теневом секторе на 2%, по отношению к цифрам 2014 года — на 5%. Самый большой теневой сектор — в сельском хозяйстве, где нет нормальной статистики по личным подсобным хозяйствам. Второй по значимости сегмент теневого сектора (37%) — торговля. Остальные — это фрилансеры, няни, репетиторы, помощники по хозяйству и т. п., которые не оформляют отношения с работодателем и клиентами и, соответственно, не платят НДФЛ.
Инициатива Минтруда по введению страхования от безработицы появилась на фоне официально стабильного уровня безработицы в России. В последние годы она колеблется в районе 5,3—5,5% (более 4 млн человек) от экономически активного населения. В январе — феврале Росстатом был отмечен неожиданный всплеск до 5,6%, который Минтруд объяснил «сезонными факторами», но глобально тенденции это не меняет. Глава Минэкономразвития Максим Орешкин уверен, что уровень безработицы значительно снизится в 2017 году, и прогнозирует устойчивую динамику численности занятых на ближайшие три года.
Однако это внешняя сторона медали. Ни для кого не секрет, что риск потери работы в последние два-три годы существенно вырос, а на поиск новой уходит сейчас в среднем более шести месяцев. Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенному в декабре 2016 года, страх потери работы у россиян усилился по сравнению с началом года — индекс вырос на 6 пунктов. И это вполне естественно: по данным опроса «Ромир», в 2016 году почти четверть трудоспособного населения поменяла работу, причем около 50% были уволены. Почти треть из менявших работу не смогли трудоустроиться в срок до полутора месяцев.
Есть ли какая-то альтернатива введению новых страховых выплат для работодателей, если бюджет не справляется, а дополнительное финансовое бремя на компании вводить экономически нецелесообразно? Может ли работник защитить себя сам с помощью программ добровольного страхования? Оказывается, даже в условиях экономической нестабильности и крайне неблагоприятного для работника рынка занятости россияне не спешат сами страховаться от потери работы.
Некоторые страховые компании предлагают программы страхования от недобровольной потери работы, в основном как дополнение при кредитном страховании жизни, но также продают их и как отдельный «коробочный» продукт.
«На страхование от потери работы приходится незначительный объем рынка: как правило, этот риск включается при кредитовании в пакет страхования жизни заемщика, — говорит главный страховой аналитик Банки.ру Дмитрий Жуков. — Оценить его объемы очень сложно, так как он не выделяется в отдельный вид в официальной статистике, публикуемой ЦБ РФ. Перспектив для развития этого сегмента я не вижу: он по определению не очень интересен страхователям, так как это дорогое удовольствие. Он не очень интересен и страховщикам, поскольку в наших условиях риски очень высоки и плохо просчитываются. Кроме того, в этом виде страхования больше, чем в других, проявляется антиселекция — высокую премию готовы платить те, кто с большой долей вероятности вскоре потеряет работу. Те же, у кого все стабильно, не готовы платить за этот риск».
Экспериментировать с этим мало развитым у нас видом страхования готовы только лидеры рынка страхования жизни. «В данный момент наша компания рассматривает возможность запуска «коробочного» продукта, принимая во внимание реалии нашей страны, когда экономический подъем сменяется финансовым кризисом и ситуация на рынке труда может резко меняться», — сообщает генеральный директор компании «Ингосстрах-Жизнь» Владимир Черников.
Глава Минтруда предложил ввести в России систему страхования от безработицы
28.02.2017 в 09:40, просмотров: 4004
В России могут рассмотреть инициативу по переходу к системе страхования от безработицы, как это принято во многих странах мира. С таким предложением выступил министр труда и социальной защиты России Максим Топилин, сообщает РБК. По его словам, переход к такой модели возможен в перспективе 7 — 10 лет. «Опять-таки это предмет обсуждения с бизнесом и с профсоюзами», — заявил глава Минтруда.
Топилин также уточнил, что ведомство провело расчеты, согласно которым около 1% отчислений с фонда зарплат было бы вполне достаточно, чтобы обеспечивать социальную защиту для безработных россиян.
© ЗАО “Редакция газеты “Московский Комсомолец” Электронное периодическое издание «MK.ru»
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство Эл № ФС77-45245 Редакция – ЗАО “Редакция газеты “Московский Комсомолец”. Адрес редакции: 125993, г. Москва, ул. 1905 года, д. 7, стр. 1. Телефон: +7(495)609-44-44, +7(495)609-44-33 , e-mail [email protected]. Главный редактор и учредитель – П.Н. Гусев. Реклама третьих сторон
Все права на материалы, опубликованные на сайте www.mk.ru, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте www.mk.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал mk.ru, до или после цитируемого блока.
Для читателей: в России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля».
Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».
Топилин предложил ввести в России систему страхования от безработицы
Топилин предложил ввести в России систему страхования от безработицы
В России могут рассмотреть инициативу по переходу к системе страхования от безработицы, как это принято во многих странах мира. С таким предложением выступил министр труда и социальной защиты России Максим Топилин. По его словам, переход к такой модели возможен в перспективе 7 — 10 лет.
«Опять-таки это предмет обсуждения с бизнесом и с профсоюзами», — заявил глава Минтруда.
Топилин также уточнил, что ведомство провело расчеты, согласно которым около 1% отчислений с фонда зарплат было бы вполне достаточно, чтобы обеспечивать социальную защиту для безработных россиян.
В России могут вернуться к системе страхования от безработицы в течение ближайших 7 —10 лет. Такое мнение высказал министр труда РФ Максим Топилин.
Институт страхования от безработицы действовал в стране до 2001 года и финансировался за счет взносов работодателей, но сейчас пособия по безработице оплачиваются из общих поступлений федерального бюджета, став одной из форм государственной социальной поддержки, пишет РБК.
По подсчетам Минтруда, даже 1% отчислений с фонда заработной платы хватит для обеспечения защиты безработных. По словам Максима Топилина, большинство стран живут в страховой системе, главный вопрос в размере тарифа.
Отметим, что в прошлом году на выплату пособий по безработице из казны ушел 41 млрд рублей, в этом году сумма вырастет до 43 млрд рублей. Переход к новой системе, по словам Топилина, произойдет не сразу, а за пределами 2020—2022 годов. Пока же Минтруд намерен сократить круг лиц, которые получают пособия, обеспечивая ими тех, кто реально ищет работу сразу после ее потери.
Минтруд предлагает вернуть страхование от безработицы
В России может быть вновь введена система страхования от безработицы, действовавшая в стране до 2001 года. Об этом глава Министерства труда Максим Топилин рассказал в интервью РБК.
По его словам, в настоящее время большинство стран живут по страховой системе пособий по безработице. Топилин отметил, что этот вопрос должен обсуждаться с бизнесом и профсоюзами, при этом последние уже поддержали инициативу.
Глава Минтруда также подчеркнул, что сейчас в отрасли обсуждают, каким должен быть страховой тариф. По словам Топилина, он будет составлять примерно 1%.
Страховая система от безработицы действовала в России с 1990-х по 2001 год. Ее финансировал внебюджетный Фонд занятости, в который перечислялись 1,5–2% из фонда оплаты труда. Смысл такой системы состоит в том, чтобы гарантировать компенсацию за потерю заработка. Топилин рассказал, что возврат к страховой системе от безработицы возможен в 2020–2022 годах.
Сейчас же поддержка безработных происходит из федерального бюджета, однако конкретного источника финансирования нет. По данным РБК, в 2016 году на эти цели был выделен 41 млрд руб., в 2017 году планируется направить 34 млрд руб. В настоящее время пособия по безработице в России составляют от 850 до 4900 руб. в месяц.
Анастасия Рагулина, директор юридической группы “Яковлев и Партнеры”, полностью поддерживает предложение министра труда Максима Топилина. По ее словам, система страхования от безработицы существует во многих зарубежных странах, таких как Франция, Германия, Великобритания, Швеция, Испания и др. “Данная система направлена на минимизацию экономических и финансовых потерь общества (налогоплательщиков, предприятий, государства). На сегодняшний день социальная поддержка безработных составляет расходные обязательства бюджета. Основную часть получателей таких пособий составляют лица, которые впервые ищут работу или долгое время не работавшие”, – считает Рагулина.
Страхование от безработицы: что хочет вернуть Минтруд России
Глава Минтруда Максим Топилин считает, что России стоит вернуться к системе страхования от безработицы, которая действовала до 2001 г. Об этом министр заявил 28 февраля в интервью РБК.
ТАСС разобрался, что такое страховая модель финансирования пособий по безработице, почему от нее отказались и чем она отличается от нынешних выплат.
С 1991 по 2001 г. пособия выплачивались из средств специально созданного внебюджетного Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) РСФСР (позже — РФ).
Первоначально фонд финансировался за счет обязательных страховых взносов работодателей с заработка сотрудников и ассигнований федерального и регионального бюджетов. Впоследствии структура взносов в ГФЗН неоднократно менялась. От взносов были освобождены силовые ведомства, религиозные объединения, некоторые общественные организации, а потом и индивидуальные предприниматели.
В 1992 г. ставка отчислений работодателя составляла 1% от начисленной оплаты труда, в 1993–1996 гг. — 2%, затем в 1996–2001 гг. — 1,5%.
Как долго можно было получать выплаты по безработице?
Граждане имели право получать пособие на протяжении 12 месяцев в течение 18 календарных месяцев с правом однократного продления на тот же период. Это значит, что деньги выплачивались либо непрерывно в течение года, либо с перерывами — полтора года, но общая сумма все равно не могла превышать выплаты за год. Для возобновления выплат необходимо было сняться с учета, а через шесть месяцев повторно зарегистрироваться на Бирже труда.
Сегодня действует та же самая система выплат.
Чем страхование от безработицы отличается от того, как пособия выплачиваются сейчас?
Отличие — в источнике финансирования. В первом случае деньги поступали из ГФЗН, который наполняли работодатели, а во втором — из федерального бюджета.
С 1996 г. фонд начал испытывать серьезные финансовые трудности, которые усугубились в результате дефолта в августе 1998 г. По данным независимых исследователей, из-за роста проблем с занятостью к концу 1990-х гг. система страховых выплат фактически не охватывала половины всех российских безработных. Бюджет ГФЗН (21,6 млрд рублей в 2000 г.) не справлялся с выплатами. Все это привело к росту задолженности по выплате пособий.
И это несмотря на то, что граждане перестали вставать на учет в органах занятости, так как, учитывая инфляцию, на пособия прожить было невозможно. Уже к 1998 г. минимальный размер оплаты труда и, соответственно, привязанное к нему пособие по безработице были в пять раз меньше прожиточного минимума.
Поэтому с 2001 г. фонд был ликвидирован, а отчисления на выплаты по безработице были включены в единый социальный налог, который просуществовал до 2010 г. В настоящее время, как уже говорилось, выплата пособий, а также финансирование мер, направленных на поддержку безработного населения, осуществляются из федерального бюджета.
По итогам третьего квартала 2016 г. прожиточный минимум составил 9889 рублей.
Минимальный и максимальный размеры пособий в 2017 г. составляют 850 и 4900 рублей соответственно. Они не менялись с 2014 г. В 2017-м на выплату пособий по безработице из бюджета выделено 43 млрд рублей.
Сколько работодателям придется отчислять из фонда зарплат?
По подсчетам Минтруда, для поддержки потерявших работу граждан будет достаточно даже 1% отчислений. По словам Топилина, в денежном выражении это порядка 200 млрд рублей, что почти в пять раз больше, чем средства, которые выделяются для безработных сегодня.
Когда возможно возвращение системы страхования от безработицы?
Топилин считает, что переход возможен не ранее 2020 года.
Численность безработных в России в январе 2017 г., по предварительным данным, составила 4,3 млн человек. В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 900 тыс. человек, в том числе 800 тыс. человек получали пособие по безработице.
Численность экономически активного населения в январе 2017 г. составила 75,9 млн человек, или 52% от общей численности населения страны, отмечает Росстат.
Материал подготовлен при участии ТАСС-Досье
В России могут ввести систему страхования от безработицы
Министр труда Максим Топилин накануне предложил вернуть в России страхование от безработицы за счет работодателя. По его словам, даже 1% из фонда оплаты труда позволил бы достаточно обеспечить граждан, которые потеряли работу. На первый взгляд, инициатива положительная, да и 1% – кажется, не такая большая нагрузка. Однако, как известно, дьявол кроется в деталях. Так, по словам министра, сейчас из федерального бюджета ежегодно на поддержку безработных тратится около 40 млрд руб. При этом уже сейчас Минтруд планирует перераспределить отчисления, сократив круг получателей до тех, “кто реально ищет работу сразу после ее потери, и ищет максимально быстро” – такой законопроект обсуждают с Минфином и Минюстом.
“Мы исходим из того, что за счет перераспределения имеющихся средств, а это около 40 млрд руб. в год, мы можем повысить пособия тем, кто потерял работу, например, по сокращению”, – рассказал Топилин.
То есть, по законопроекту, если гражданин ищет работу после университета в первый раз – он не безработный, отчислений не получит, аналогичная ситуация может ожидать тех, кто снова ищет работу после долгого перерыва.
Вместе с этим, по расчетам ведомства, если будет введен 1% страхования с бизнеса, то это будет приносить в бюджет около 200 млрд руб. ежегодно. Иными словами, статья расходов бюджета в 40 млрд заменяется статьей доходов в 200 млрд руб., а учитывая, что круг получателей может сократиться до “наиболее нуждающихся”, а также то, что, по словам премьер-министра, лидера “главного политического ресурса страны” Дмитрия Медведева, безработица в России преодолена, – это наводит на определенные опасения.
О том, как может сказаться инициатива Минтруда и в чем суть таких преобразований, в беседе с Накануне.RU рассказал директор Центра регионального развития Академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Сергей Андреев.
Вопрос: Максим Топилин утверждает, что 1% из фонда зарплат хватило бы, чтобы обеспечить безработных хорошим пособием. Как Вы оцениваете такую идею в целом?
Сергей Андреев: Он же предлагает брать с работающих, чтобы платить неработающим. Я в этом экономического смысла не вижу. Это нагружает предприятия, людей новыми поборами (я не говорю налогами – поборами). Когда платит бюджет, то он заинтересован, чтобы собрать большие объемы поступлений и как-то умно относится к тем, кто платит. Если просто придавить еще большими поборами тех, кто платит, то они работать перестанут – это для самого бюджета плохо кончится. Поэтому экономического резона здесь просто быть не может.Работающий платит за всех, кто халявит – тогда создается стимул ничего не делать и получать повышенные пособия. В Европе это приводит к огромному числу халявщиков, которые живут на пособия, эмигрантам выгоднее быть на пособиях просто потому, что это позволяет там спокойно жить и существовать. Я эту инициативу вижу как губительную для предприятий.
Вопрос: Пока что Минтруд планирует начать перераспределение отчислений более нуждающимся. Не окажется ли это перераспределение по факту сокращением расходов на “социалку”?
Сергей Андреев: Я не знаю, как отличить человека, который не может найти себе применение, от того, который нашел, но пошел работать дворником. Я не знаю критериев, по которым будут судить, но если человек всю жизнь учился на генную инженерию, то давать ему в руку метлу и говорить, что он нашел свое новое призвание, наверное, бессмысленно и безнравственно. Я бы поостерегся эти критерии вводить. Кто более нуждающийся – те, кто имел более высокую квалификацию и согласился на низкую? Или те, кто не согласился с этим и не ушел из НИИ в ларьки торговать, как было в 90-х?
600? ‘600px’: ‘100%’ ); width:100%;” title=”работа, безработица, занятость|Фото: proftat.ru” />
Вопрос: Переложить ответственность на плечи работодателя – это логично, но неужели нет других способов восполнить эти условные 200 млрд руб. не за счет бизнеса и граждан?
Сергей Андреев: Когда слышу, что на аппарат управления у нас тратится почти пятая часть бюджета в стране, то мне становится дурно. А не поделиться ли бюрократии доходами с этими безработными? Ведь там речь идет о порядка 2,5 трлн руб. на все виды служащих, аппарата, включая депутатский корпус, включая муниципальные образования. И что, с этих 2,5 трлн не нашли сотую часть? Просто не надо допускать рост бюрократического аппарата, а нужно его чуть сократить численно хотя бы в объемах потребляемых средств. Поэтому, когда встает вопрос, откуда брать деньги – есть очень хорошая статья, с которой можно взять – содержание аппарата госслужащих, тогда вы получите удивительный эффект.
Тем более, в законе о государственной службе Российской Федерации есть статья 50, в которой предусмотрен особый порядок оплаты труда государственных служащих – там написано про результативность и эффективность. Стоит только ввести критерий, за что и сколько им платить – как “вдруг” сократить объемы затрат на аппарат управления можно будет как минимум вдвое, оставив только тех, кто действительно сумеет быть хорошим и грамотным управленцем.
Вот оттуда можно брать столько, что нам хватит и покрыть рост пенсий, и на пособия по безработице. Там речь может идти о триллионе рублей.
600? ‘600px’: ‘100%’ ); width:100%;” title=”Единая Россия, съезд, Медведев|Фото: er.ru” />
Вопрос: 1% из фонда оплаты труда – насколько это много или мало? Как скажется на предприятиях и на работниках?
Сергей Андреев: Для предприятия это может быть той соломинкой, которая переломит спину верблюда. Дело в том, что фонд оплаты труда предусматривает отчисления еще в соцфонды – 32%. В том числе социальный, медицинский, страховой и прочие. Это не просто 1%. Для многих это очень большие деньги, особенно при большом количестве работников. Будут просто сокращать рабочие места. Как любой нормальный человек, предприниматель сразу поймет, где у него непропорционально выросли расходы, и будет сокращать число работников. Мы не получим здесь эффекта.
Вопрос: То есть это скажется как раз на работающих гражданах? А если не сокращать работников, то откуда могут взять этот 1%?
Сергей Андреев: Это выльется в завышение цены на конечный продукт, это все ляжет на тех же граждан, которые в магазинах увидят растущий ценник. Когда им рассказывают про 5,5% инфляции, люди смеются в лицо СМИ, потому что по продукции первоочередного назначения это не оборачивается меньше, чем 15-20%. Эти “фокусы” бьют по людям, загоняя их в зону голода. У нас и так 23 млн особо нуждающихся – чего еще хотят?
Иными словами, экономической целесообразности тут не видно – в итоге будет либо падение производства, либо рост цен на продукцию.
Вопрос: Топилин призывает увеличивать пособия, а с другой стороны Медведев говорит, что безработица побеждена. Так какое положение дел на сегодня? Неужели нет даже скрытой безработицы?
Сергей Андреев: У нас примерно в четыре раза скрытой безработицы больше обычной, в то время как обычная в рамках нормальной прогнозной оценки не зашкаливает за предельный коэффициент.
Эта катастрофа разворачивается особенно в малых городах, там это слишком очевидно, особенно в моногородах, когда закрываются профильные предприятия, а больше там и делать нечего. Поэтому работники могут числиться, их не выгоняют, но, по сути, цеха не работают, продукции нет, предприятие стоит, хотя банкротом не является.
512? ‘512px’: ‘100%’ ); width:100%;” title=”вакансии безработица|Фото:” />
Вопрос: Похоже на замкнутый круг – если скрытая безработица выше в четыре раза, а введение отчислений по безработице, как ни странно, может привести к еще большему числу безработных, хоть и “скрытых”, тогда зачем вообще поднимать тему повышения пособий?
Сергей Андреев: По той же причине, почему вводят продуктовые карточки – кризис реально существует. Массовые беспорядки накануне выборов никому не нужны, поэтому, на мой взгляд, чисто из политических соображений власти “глушат” любые виды недовольства хотя бы тем, что человек, потерявший работу, может существовать.
Когда экономика падает – все падают вместе с ней. Это попытка стабилизировать ситуацию до 2018 г., а там – хоть трава не расти.
Вопрос: Но переход на новую модель, по словам главы Минтруда, может занять в перспективе 7-10 лет, и к выборам, наверное, ничего не изменится. Тогда зачем?
Сергей Андреев: Возможно, потому, что страну потихоньку хотят развалить. С этой точки зрения — это “правильно” сделанный ход в будущее, чтобы страны точно не осталось по той или иной причине. В данном случае это долгосрочная история, когда предприятиям все труднее работать, когда тарифы вздымают, когда вынуждены платить налоги выше 60% от дохода – еще им сейчас подложат 1%.
Мы становимся неконкурентоспособными по самым разным причинам, а, по сути, по одной причине – нашу экономику хотят парализовать, и с этой точки зрения самими же властями все делается логично. Это очередной “правильный” ход со стороны тех, кто не видит нашу страну конкурентом на мировом рынке.
600? ‘600px’: ‘100%’ ); width:100%;” title=”Дмитрий Медведев, кофе|Фото: life.ru” />
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.