Сегодня рассмотрим тему: "в нк рф – новое основание предоставления рассрочки по уплате налогов по итогам проверки" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
Содержание
- 1 Изменения в Налоговом кодексе РФ с 14 ноября 2017 года: отсрочки и рассрочки по налогам и взносам
- 2 В НК РФ внесут новое основание для предоставления рассрочки по уплате налогов
- 3 Новое основание для получения рассрочки по уплате налога, начисленного по результатам налоговых проверок
- 4 По каким новым основаниям можно будет платить налоги в рассрочку
- 5 В НК РФ – новое основание предоставления рассрочки по уплате налогов по итогам проверки
- 6 В НК РФ – новое основание предоставления рассрочки по уплате налогов по итогам проверки
- 7 Рассрочка по уплате сумм налогов, начисленных по результатам проверки
- 8 По уплате налогов, начисленных по результатам налоговых проверок, можно получить рассрочку
- 9 По каким новым основаниям можно будет платить налоги в рассрочку
Изменения в Налоговом кодексе РФ с 14 ноября 2017 года: отсрочки и рассрочки по налогам и взносам
Редакцию Налогового кодекса РФ изменил Федеральный закон от 14.11.2017 N 323-ФЗ, который вступил в силу 14 ноября 2017 года, в день официального опубликования. Поправки касаются правил предоставления налогоплательщикам отсрочки платежа по налогам, штрафам и пеням, в случае невозможности внести всю сумму сразу. Теперь такое право получили также плательщики страховых взносов.
Изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа
В соответствии с новой редакцией статьи 61 НК РФ изменением срока уплаты налога и сбора, подлежащих уплате по результатам проведения налоговым органом налоговой проверки, признается перенос срока уплаты соответственно налога и сбора на более поздний срок с даты уплаты, указанной в требовании ФНС об уплате:
Такое уведомление налоговики должны направить в соответствии со статьей 69 НК РФ . Кроме того, в пункте 3 этой же статьи определены правила предоставления рассрочки или отсрочки. Так, во всех случаях изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита. По основанию, указанному в подпункте 7 пункта 2 статьи 64 НК РФ (невозможность выплатить сумму, начисленную по результатам налоговой проверки), орган ФНС может предоставить только рассрочку платежа. Этот самый подпункт 7 пункта 2 статьи 64 НК РФ также введен в кодекс новым Федеральным законом и звучит так:
Невозможность единовременной уплаты сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации по результатам налоговой проверки, до истечения срока исполнения направленного в соответствии со статьей 69 настоящего Кодекса требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, определяемая в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 настоящей статьи.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Кроме того, пунктом 4 в новой редакции предусмотрено начисление процентов в случае предоставления плательщику отсрочки или рассрочки по уплате налога, на сумму задолженности. Такие проценты начисляются за каждый день, исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ. Также в положения статьи добавлены страховые взносы.
Законодатели определили, что рассрочка по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 7 пункта 2 статьи 64 НК РФ, может быть предоставлена заинтересованному лицу, которое не может сразу уплатить доначисленный по результатам проверки налог и штраф из-за своего финансового положения. При этом налоговики обязаны оценить возможность уплаты таким заинтересованным лицом этого налога в течение срока, на который предоставляется рассрочка. В статье перечислены условия, которым должен удовлетворять такой налогоплательщик:
- Сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, установленная в результате налоговой проверки, составляет не более 70% и не менее 30% выручки плательщика от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за год, предшествующий году вступления в силу решения ФНС.
- Юридическое лицо или ИП были зарегистрированы не ранее одного года до дня подачи в уполномоченный орган заявления о предоставлении рассрочки по уплате налога;
- В отношении организации или ИП не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
- Юридическое лицо не находится в процессе реорганизации или ликвидации;
- Решение органа ФНС по результатам налоговой проверки не обжалуется плательщиком или другими лицами на момент подачи заявления о рассрочке или отсрочке. При этом решение о предоставлении рассрочки по уплате налога подлежит отмене в случае, если после его вынесения заинтересованное лицо обжаловало решение по результатам налоговой проверки.
Если плательщик отвечает этим критериям, то орган ФНС может удовлетворить заявление о предоставлении рассрочки по уплате налога при условии предоставления банковской гарантии, отвечающей требованиям, установленным статьей 74.1 НК РФ . Орган ФНС должен уведомить банк, выдавший такую гарантию об освобождении (частичном освобождении) от обязательств по ней, не позднее трех дней со дня получения уведомления об уплате налогоплательщиком всей суммы задолженности.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В НК РФ внесут новое основание для предоставления рассрочки по уплате налогов
Депутаты Госдумы РФ одобрили законопроект № 225063-7 с поправками в НК РФ, которые устанавливают новое основание для предоставления рассрочки по уплате налогов.
Напомним, законопроект предлагает давать рассрочку при невозможности единовременной уплаты сумм налогов, начисленных налоговым органом по результатам налоговой проверки.
Соответствующую поправку предлагается внести в пункт 2 статьи 64 НК РФ.
В данном случае допускается, что срок уплаты налогов может быть перенесен на более поздний срок с даты, установленной в требовании, направленном налогоплательщику по результатам проверки.
Законопроект также содержит перечень условий для предоставления такой рассрочки.
Поправки при этом предполагают, что правом на получение рассрочки по уплате доначисленных сумм налогов можно будет воспользоваться, в том числе, если налогоплательщиком предоставлена банковская гарантия.
Законопроект также предусматривает, что в случае возникновения спора в отношении суммы подлежащих уплате сумм налога решение о рассрочке не может быть принято, а принятое решение подлежит отмене.
Новое основание для получения рассрочки по уплате налога, начисленного по результатам налоговых проверок
Автор: · Опубликовано 30.01.2018 · Обновлено 22.01.2018
В статью 64 Налогового кодекса РФ «Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, страховых взносов» внесены изменения в пункт 2 в части добавления подпункта 7- дополнительного основания, по которому налогоплательщик может нуждаться в предоставлении рассрочки.Налоговый кодекс в силу внесенных в ст.64 изменений теперь дает налогоплательщику (индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам) право на получение рассрочки при невозможности единовременной уплаты начисленных по результатам налоговой проверки сумм налогов до истечения срока исполнения направленного требования об уплате налога (а также сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов).
При этом следует обратить внимание, что изменение срока уплаты налога по основанию, указанному в пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ, осуществляется только в форме рассрочки.
Закреплены условия предоставления указанной рассрочки и требования к лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении рассрочки. При обращении заинтересованного лица с заявлением о предоставлении рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 7 пункта 2ст.64 НК РФ, в качестве способа обеспечения исполнения обязательств по уплате налога указанным лицом представляется банковская гарантия, отвечающая требованиям, установленным статьей 74.1 настоящего Кодекса.
Наличие вышеуказанного основания для предоставления рассрочки устанавливается уполномоченным органом в случае, если суммы, поступившие на счета организации за три месяца до подачи заявления о рассрочке, меньше ее краткосрочных обязательств с учетом доначисленных платежей и за вычетом доходов будущих периодов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности, при одновременном соблюдении следующих условий:
— доначисления составляют от 30 до 70% выручки от реализации за год, предшествующий году, когда вступило в силу решение по итогам проверки;
— со дня создания организации или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя до дня подачи заявления о рассрочке прошло не менее года;
— в отношении организации или индивидуального предпринимателя не возбуждено дело о банкротстве;
— организация не реорганизуется или не ликвидируется;
— решение о доначислении сумм налогов (указанных в заявлении о рассрочке) не обжалуется налогоплательщиком.
Таким образом, при наличии данного основания и соблюдении вышеперечисленных условий, налогоплательщик может обратиться с заявлением о предоставлении рассрочки по уплате налога в налоговый орган с приложением всех необходимых документов. Пунктами 5 и 5.1 статьи 64 НК РФ определен перечень документов, представляемых налогоплательщиком с заявлением о предоставлении рассрочки.
По каким новым основаниям можно будет платить налоги в рассрочку
Законодателем внесен ряд важных поправок в ч. I Налогового кодекса. Дополнен перечень оснований для предоставления рассрочки по уплате налогов (ст. 74.1 НК РФ). Подобной рассрочкой теперь могут воспользоваться (разумеется, при соблюдении определенных условий) налогоплательщики, которые не могут рассчитаться по доначислениям, сделанным в ходе налоговых проверок. Подробности – далее.
Общие условия изменения срока уплаты налоговых платежей (пеней, штрафов) определены ст. 61 НК РФ. В частности, согласно п. 1 названной статьи под изменением срока уплаты налога понимается перенос установленного срока уплаты (в том числе не наступившего) на более позднее время. При этом п. 2 предусматривает изменение срока уплаты в отношении всей подлежащей уплате в бюджет суммы либо ее части (суммы задолженности) с начислением процентов на сумму задолженности.
Причем обозначенный перенос не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога (п. 4).
Кроме того, данное изменение может быть обеспечено залогом имущества в соответствии со ст. 73 НК РФ, поручительством либо банковской гарантией (п. 5).
Изменение срока уплаты налога (а также сбора, страховых взносов, пени и штрафа) налоговые органы осуществляют в порядке, определяемом ведомственным приказом (п. 8). В настоящее время это Приказ ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@.
Формы изменения срока уплаты налогов и сборов поименованы в п. 3 ст. 61 НК РФ:
– инвестиционный налоговый кредит.
Федеральным законом от 14.11.2017 № 323‑ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 323‑ФЗ) внесено несколько уточняющих поправок в нормы гл. 9 НК РФ, определяющих порядок изменения срока уплаты налоговых платежей.
Главная их цель – введение нового основания для предоставления рассрочки по уплате налогов, начисленных по результатам контрольных мероприятий.
Для ее реализации ст. 61 и 64 НК РФ дополнены рядом новых положений.
Так, в п. 1 ст. 61 НК РФ появился абзац, в котором говорится, что под изменением срока уплаты доначисленных по итогам проверок налогов понимается перенос срока уплаты, указанного в требовании, направляемом налогоплательщику в порядке ст. 69 НК РФ, на более поздний срок.
При этом в новом абзаце п. 3 ст. 61 НК РФ содержится оговорка, что изменение срока уплаты доначисленных по итогам проверок налогов осуществляется только в форме рассрочки.
Суть рассрочки состоит в том, что налог уплачивается не только позднее установленного срока, но и частями (п. 1 ст. 64 НК РФ). Напомним основные моменты переноса срока уплаты налога в форме рассрочки.
Рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, предоставляется на срок от одного года до трех лет. Она может быть предоставлена налогоплательщику по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 64 НК РФ). По налогам, уплачиваемым налоговыми агентами, рассрочка в силу п. 9 ст. 61 НК РФ не предоставляется (см. также Письмо Минфина России от 15.02.2016 № 03‑02‑07/1/8000).
Уполномоченные органы и сроки для предоставления рассрочки по видам налогов определены п. 1 ст. 63 НК РФ, п. 17 Порядка (см. таблицу).
Вид налога
Уполномоченный орган, который принимает решение о рассрочке*
Срок рассрочки
Федеральные налоги и сборы (пени и штрафы), зачисляемые в федеральный бюджет
Не более трех лет
Федеральные налоги и сборы (пени и штрафы), зачисляемые в региональные и местные бюджеты
ФНС России по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований
Не более одного года
Региональные и местные налоги
УФНС субъекта РФ, налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика
* Налогоплательщик, претендующий на изменение срока уплаты федеральных налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, обращается в ФНС России через управление ФНС по субъекту РФ по месту своего нахождения либо через межрегиональную инспекцию ФНС по крупнейшим налогоплательщикам.
Причем сумма, на которую предоставляется рассрочка по уплате налоговых платежей, не может быть больше стоимости чистых активов организации (п. 2.1 ст. 64 НК РФ). Кстати, это ограничение будет действовать и в случае предоставления рассрочки для уплаты доначисленных по итогам проверки налогов.
Согласно п. 2 ст. 64 НК РФ правом на рассрочку может воспользоваться налогоплательщик, финансовое положение которого не дает уплатить названный налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что такая возможность у него появится в течение срока, на который предоставляется рассрочка.
До недавнего времени претендовать на рассрочку по налоговым платежам налогоплательщик (организация или индивидуальный предприниматель) мог, если:
– ему причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
– ему задержано финансирование из бюджета (оплата выполненного государственного заказа);
– ему грозит банкротство в случае единовременной выплаты им налога;
– его производство или реализация товаров, работ или услуг носят сезонный характер.
Законом № 323‑ФЗ перечень оснований для получения рассрочки по уплате налогов дополнен еще одним основанием (новый пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ) – невозможность единовременной уплаты налогоплательщиком начисленных налоговым органом по результатам налоговой проверки сумм налогов до истечения срока исполнения направленного требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов.
Названным законом определены и требования, которым должен соответствовать налогоплательщик, претендующий на получение рассрочки по данному основанию, и порядок установления наличия такого основания.
новой редакции п. 5.1 ст. 64 НК РФ наличие указанного в пп. 7 ее п. 2 основания устанавливается уполномоченным органом, если сумма поступлений денежных средств на счета заинтересованного лица в банках за трехмесячный период, предшествующий подаче заявления о предоставлении рассрочки, меньше суммы краткосрочных обязательств заинтересованного лица (с учетом подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации по результатам налоговой проверки сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов), уменьшенной на величину доходов будущих периодов, по сведениям представленной в установленном порядке в налоговый орган бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату.
Чтобы получить возможность поэтапно рассчитываться с бюджетом по доначисленным в ходе проверки налогам, налогоплательщик должен соответствовать следующим критериям:
- со дня создания юридического лица (регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) прошло не менее года до даты подачи заявления о предоставлении рассрочки по уплате налога;
- в отношении юридического лица (предпринимателя) не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
- юридическое лицо не находится в процессе реорганизации или ликвидации;
- сумма по налогам, сборам, пеням и штрафам, установленная в результате проведения налоговой проверки, составляет не более 70% и не менее 30% по отношению к выручке от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за год, предшествующий году вступления в силу решения по результатам соответствующей налоговой проверки;
- решение о доначислении налогов не обжалуется на момент подачи соответствующего заявления.
В качестве способа обеспечения исполнения обязательств по уплате налога налогоплательщику придется представить банковскую гарантию, оформленную по правилам ст. 74.1 НК РФ.
Отметим, что п. 1 ст. 62 НК РФ предусмотрен перечень обстоятельств, исключающих изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов. В их числе – возбуждение уголовного дела по признакам преступления, связанного с нарушением налогового законодательства, или производство по делу о налоговом правонарушении.
Поступление налоговых платежей в бюджет при рассрочке по уплате налогов, начисленных по результатам налоговой проверки (на основании пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ), обеспечивается банковской гарантией, поэтому рассрочка по данному основанию, в отличие от иных оснований, может быть предоставлена, даже если в отношении налогоплательщика возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах, или проводится производство по делу о налоговом правонарушении.
Итак, новые правила предоставления рассрочки по уплате налоговых платежей не устанавливают каких-либо особо жестких условий, воспользоваться ими на практике смогут многие налогоплательщики. Вместе с тем банковская гарантия – хороший механизм для защиты интересов бюджета, так как в этом случае обязанность по уплате налогов в любом случае будет исполнена.
Законодатель считает, что введение нового основания для предоставления рассрочки по уплате доначисленных сумм налогов позволит создать эффективную меру для поддержания платежеспособности и финансовой устойчивости налогоплательщиков, что, в свою очередь, должно улучшить условия для ведения бизнеса и качественного развития делового климата в России.
Суждено ли этим прогнозам осуществиться – покажет время.
В НК РФ – новое основание предоставления рассрочки по уплате налогов по итогам проверки
В статью 64 Налогового кодекса РФ «Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, страховых взносов» внесены изменения в пункт 2 в части добавления подпункта 7- дополнительного основания, по которому налогоплательщик может нуждаться в предоставлении рассрочки.
Налоговый кодекс в силу внесенных в ст.64 изменений теперь дает налогоплательщику (индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам) право на получение рассрочки при невозможности единовременной уплаты начисленных по результатам налоговой проверки сумм налогов до истечения срока исполнения направленного требования об уплате налога (а также сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов).
При этом следует обратить внимание, что изменение срока уплаты налога по основанию, указанному в пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ, осуществляется только в форме рассрочки.
Закреплены условия предоставления указанной рассрочки и требования к лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении рассрочки. При обращении заинтересованного лица с заявлением о предоставлении рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 7 пункта 2ст.64 НК РФ, в качестве способа обеспечения исполнения обязательств по уплате налога указанным лицом представляется банковская гарантия, отвечающая требованиям, установленным статьей 74.1 настоящего Кодекса.
Наличие вышеуказанного основания для предоставления рассрочки устанавливается уполномоченным органом в случае, если суммы, поступившие на счета организации за три месяца до подачи заявления о рассрочке, меньше ее краткосрочных обязательств с учетом доначисленных платежей и за вычетом доходов будущих периодов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности, при одновременном соблюдении следующих условий:
– доначисления составляют от 30 до 70% выручки от реализации за год, предшествующий году, когда вступило в силу решение по итогам проверки;
– со дня создания организации или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя до дня подачи заявления о рассрочке прошло не менее года;
– в отношении организации или индивидуального предпринимателя не возбуждено дело о банкротстве;
– организация не реорганизуется или не ликвидируется;
– решение о доначислении сумм налогов (указанных в заявлении о рассрочке) не обжалуется налогоплательщиком.
Таким образом, при наличии данного основания и соблюдении вышеперечисленных условий, налогоплательщик может обратиться с заявлением о предоставлении рассрочки по уплате налога в налоговый орган с приложением всех необходимых документов. Пунктами 5 и 5.1 статьи 64 НК РФ определен перечень документов, представляемых налогоплательщиком с заявлением о предоставлении рассрочки.
Пресс-служба ИФНС России по
г. Сургуту Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры
Перейти на полную версию
Официальный портал Администрации г. Сургута
В НК РФ – новое основание предоставления рассрочки по уплате налогов по итогам проверки
План мероприятий на 2019 год
Сводный план выставок, бизнес-миссий на 2019 год
Проект ТПП РФ
Новое основание для получения рассрочки по уплате налога, начисленного по результатам налоговых проверок
В статью 64 Налогового кодекса РФ «Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, страховых взносов» внесены изменения в пункт 2 в части добавления подпункта 7- дополнительного основания, по которому налогоплательщик может нуждаться в предоставлении рассрочки.
Налоговый кодекс в силу внесенных в ст.64 изменений теперь дает налогоплательщику (индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам) право на получение рассрочки при невозможности единовременной уплаты начисленных по результатам налоговой проверки сумм налогов до истечения срока исполнения направленного требования об уплате налога (а также сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов).
При этом следует обратить внимание, что изменение срока уплаты налога по основанию, указанному в пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ, осуществляется только в форме рассрочки.
Закреплены условия предоставления указанной рассрочки и требования к лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении рассрочки. При обращении заинтересованного лица с заявлением о предоставлении рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 7 пункта 2ст.64 НК РФ, в качестве способа обеспечения исполнения обязательств по уплате налога указанным лицом представляется банковская гарантия, отвечающая требованиям, установленным статьей 74.1 настоящего Кодекса.
Наличие вышеуказанного основания для предоставления рассрочки устанавливается уполномоченным органом в случае, если суммы, поступившие на счета организации за три месяца до подачи заявления о рассрочке, меньше ее краткосрочных обязательств с учетом доначисленных платежей и за вычетом доходов будущих периодов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности, при одновременном соблюдении следующих условий:
– доначисления составляют от 30 до 70% выручки от реализации за год, предшествующий году, когда вступило в силу решение по итогам проверки;
– со дня создания организации или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя до дня подачи заявления о рассрочке прошло не менее года;
– в отношении организации или индивидуального предпринимателя не возбуждено дело о банкротстве;
– организация не реорганизуется или не ликвидируется;
– решение о доначислении сумм налогов (указанных в заявлении о рассрочке) не обжалуется налогоплательщиком.
Таким образом, при наличии данного основания и соблюдении вышеперечисленных условий, налогоплательщик может обратиться с заявлением о предоставлении рассрочки по уплате налога в налоговый орган с приложением всех необходимых документов. Пунктами 5 и 5.1 статьи 64 НК РФ определен перечень документов, представляемых налогоплательщиком с заявлением о предоставлении рассрочки.
Рассрочка по уплате сумм налогов, начисленных по результатам проверки
14 ноября вступил в силу Федеральный закон от 14.11.2017 № 323-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Законодатель предусмотрел новые основания для предоставления рассрочки при невозможности единовременной уплаты сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, начисленных по результатам налоговой проверки.
Однако общее количество требований, предъявляемых к просителю рассрочки («заинтересованное лицо»), удивляет и делает крайне затруднительным использование рассматриваемого инструмента для урегулирования спора с налоговыми органами.
Кроме того, за рассрочку придется заплатить проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.
По уплате налогов, начисленных по результатам налоговых проверок, можно получить рассрочку
В ст.64 НК РФ «Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, страховых взносов» в п.2 добавлен пп.7 – дополнительное основание, по которому налогоплательщик имеет право на получение рассрочки. Данная рассрочка предоставляется в случае невозможности сразу уплатить начисленные налоги по результатам ВНП до истечения срока по требованию об уплате налога.
Для получения рассрочки пишется заявление и предоставляется банковская гарантия, оформленная в соответствии со ст.74.1 НК РФ и прилагаются все необходимые документы, указанные в пп.5 и 5.1 ст.64 НК РФ.
Основание для рассрочки устанавливается уполномоченным органом в случае, если суммы, поступившие на счета организации за три месяца до подачи заявления о рассрочке, меньше ее краткосрочных обязательств с учетом доначисленных платежей и за вычетом доходов будущих периодов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Одновременно должны соблюдаться следующие условия:
- Доначисления по ВНП составляют от 30 до 70% от Выручки реализованной продукции за год, предшествующий году вступления в силу Решения по ВНП;
- Со дня создания организации или ИП до дня подачи завления о рассрочке прошло более года;
- Если организация или ИП не находятся в процедуре банкротства;
- Организация не проводит регдействия по реорганизации или ликвидации;
- Решение о привлечении к ответственности не обжалуется налогоплательщиком
Только при наличии основания и соблюдения всех вышеуказанных условий налогоплательщик может обратиться с заявлением о предоставлении рассрочки по уплате налогов в налоговый орган.
По каким новым основаниям можно будет платить налоги в рассрочку
Законодателем внесен ряд важных поправок в ч. I Налогового кодекса. Дополнен перечень оснований для предоставления рассрочки по уплате налогов (ст. 74.1 НК РФ). Подобной рассрочкой теперь могут воспользоваться (разумеется, при соблюдении определенных условий) налогоплательщики, которые не могут рассчитаться по доначислениям, сделанным в ходе налоговых проверок. Подробности – далее.
Общие условия изменения срока уплаты налоговых платежей (пеней, штрафов) определены ст. 61 НК РФ. В частности, согласно п. 1 названной статьи под изменением срока уплаты налога понимается перенос установленного срока уплаты (в том числе не наступившего) на более позднее время. При этом п. 2 предусматривает изменение срока уплаты в отношении всей подлежащей уплате в бюджет суммы либо ее части (суммы задолженности) с начислением процентов на сумму задолженности.
Причем обозначенный перенос не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога (п. 4).
Кроме того, данное изменение может быть обеспечено залогом имущества в соответствии со ст. 73 НК РФ, поручительством либо банковской гарантией (п. 5).
Изменение срока уплаты налога (а также сбора, страховых взносов, пени и штрафа) налоговые органы осуществляют в порядке, определяемом ведомственным приказом (п. 8). В настоящее время это Приказ ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@.
Формы изменения срока уплаты налогов и сборов поименованы в п. 3 ст. 61 НК РФ:
– инвестиционный налоговый кредит.
Федеральным законом от 14.11.2017 № 323‑ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 323‑ФЗ) внесено несколько уточняющих поправок в нормы гл. 9 НК РФ, определяющих порядок изменения срока уплаты налоговых платежей.
Главная их цель – введение нового основания для предоставления рассрочки по уплате налогов, начисленных по результатам контрольных мероприятий.
Для ее реализации ст. 61 и 64 НК РФ дополнены рядом новых положений.
Так, в п. 1 ст. 61 НК РФ появился абзац, в котором говорится, что под изменением срока уплаты доначисленных по итогам проверок налогов понимается перенос срока уплаты, указанного в требовании, направляемом налогоплательщику в порядке ст. 69 НК РФ, на более поздний срок.
При этом в новом абзаце п. 3 ст. 61 НК РФ содержится оговорка, что изменение срока уплаты доначисленных по итогам проверок налогов осуществляется только в форме рассрочки.
Суть рассрочки состоит в том, что налог уплачивается не только позднее установленного срока, но и частями (п. 1 ст. 64 НК РФ). Напомним основные моменты переноса срока уплаты налога в форме рассрочки.
Рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, предоставляется на срок от одного года до трех лет. Она может быть предоставлена налогоплательщику по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 64 НК РФ). По налогам, уплачиваемым налоговыми агентами, рассрочка в силу п. 9 ст. 61 НК РФ не предоставляется (см. также Письмо Минфина России от 15.02.2016 № 03‑02‑07/1/8000).
Уполномоченные органы и сроки для предоставления рассрочки по видам налогов определены п. 1 ст. 63 НК РФ, п. 17 Порядка (см. таблицу).
Вид налога
Уполномоченный орган, который принимает решение о рассрочке*
Срок рассрочки
Федеральные налоги и сборы (пени и штрафы), зачисляемые в федеральный бюджет
Не более трех лет
Федеральные налоги и сборы (пени и штрафы), зачисляемые в региональные и местные бюджеты
ФНС России по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований
Не более одного года
Региональные и местные налоги
УФНС субъекта РФ, налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика
* Налогоплательщик, претендующий на изменение срока уплаты федеральных налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, обращается в ФНС России через управление ФНС по субъекту РФ по месту своего нахождения либо через межрегиональную инспекцию ФНС по крупнейшим налогоплательщикам.
Причем сумма, на которую предоставляется рассрочка по уплате налоговых платежей, не может быть больше стоимости чистых активов организации (п. 2.1 ст. 64 НК РФ). Кстати, это ограничение будет действовать и в случае предоставления рассрочки для уплаты доначисленных по итогам проверки налогов.
Согласно п. 2 ст. 64 НК РФ правом на рассрочку может воспользоваться налогоплательщик, финансовое положение которого не дает уплатить названный налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что такая возможность у него появится в течение срока, на который предоставляется рассрочка.
До недавнего времени претендовать на рассрочку по налоговым платежам налогоплательщик (организация или индивидуальный предприниматель) мог, если:
– ему причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
– ему задержано финансирование из бюджета (оплата выполненного государственного заказа);
– ему грозит банкротство в случае единовременной выплаты им налога;
– его производство или реализация товаров, работ или услуг носят сезонный характер.
Законом № 323‑ФЗ перечень оснований для получения рассрочки по уплате налогов дополнен еще одним основанием (новый пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ) – невозможность единовременной уплаты налогоплательщиком начисленных налоговым органом по результатам налоговой проверки сумм налогов до истечения срока исполнения направленного требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов.
Названным законом определены и требования, которым должен соответствовать налогоплательщик, претендующий на получение рассрочки по данному основанию, и порядок установления наличия такого основания.
новой редакции п. 5.1 ст. 64 НК РФ наличие указанного в пп. 7 ее п. 2 основания устанавливается уполномоченным органом, если сумма поступлений денежных средств на счета заинтересованного лица в банках за трехмесячный период, предшествующий подаче заявления о предоставлении рассрочки, меньше суммы краткосрочных обязательств заинтересованного лица (с учетом подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации по результатам налоговой проверки сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов), уменьшенной на величину доходов будущих периодов, по сведениям представленной в установленном порядке в налоговый орган бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату.
Чтобы получить возможность поэтапно рассчитываться с бюджетом по доначисленным в ходе проверки налогам, налогоплательщик должен соответствовать следующим критериям:
- со дня создания юридического лица (регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) прошло не менее года до даты подачи заявления о предоставлении рассрочки по уплате налога;
- в отношении юридического лица (предпринимателя) не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
- юридическое лицо не находится в процессе реорганизации или ликвидации;
- сумма по налогам, сборам, пеням и штрафам, установленная в результате проведения налоговой проверки, составляет не более 70% и не менее 30% по отношению к выручке от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за год, предшествующий году вступления в силу решения по результатам соответствующей налоговой проверки;
- решение о доначислении налогов не обжалуется на момент подачи соответствующего заявления.
В качестве способа обеспечения исполнения обязательств по уплате налога налогоплательщику придется представить банковскую гарантию, оформленную по правилам ст. 74.1 НК РФ.
Отметим, что п. 1 ст. 62 НК РФ предусмотрен перечень обстоятельств, исключающих изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов. В их числе – возбуждение уголовного дела по признакам преступления, связанного с нарушением налогового законодательства, или производство по делу о налоговом правонарушении.
Поступление налоговых платежей в бюджет при рассрочке по уплате налогов, начисленных по результатам налоговой проверки (на основании пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ), обеспечивается банковской гарантией, поэтому рассрочка по данному основанию, в отличие от иных оснований, может быть предоставлена, даже если в отношении налогоплательщика возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах, или проводится производство по делу о налоговом правонарушении.
Итак, новые правила предоставления рассрочки по уплате налоговых платежей не устанавливают каких-либо особо жестких условий, воспользоваться ими на практике смогут многие налогоплательщики. Вместе с тем банковская гарантия – хороший механизм для защиты интересов бюджета, так как в этом случае обязанность по уплате налогов в любом случае будет исполнена.
Законодатель считает, что введение нового основания для предоставления рассрочки по уплате доначисленных сумм налогов позволит создать эффективную меру для поддержания платежеспособности и финансовой устойчивости налогоплательщиков, что, в свою очередь, должно улучшить условия для ведения бизнеса и качественного развития делового климата в России.
Суждено ли этим прогнозам осуществиться – покажет время.
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.