Сегодня рассмотрим тему: "утвержден порядок оценки квалификации работников" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
Содержание
- 1 Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2016 г. № 1204 “Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена”
- 2 Правительство утвердило правила проведения независимой оценки квалификации работников
- 3 Независимая оценка квалификации педагогического работника
Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2016 г. № 1204 “Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена”
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона “О независимой оценке квалификации” Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена.
2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, утвержденных настоящим постановлением.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2017 г.
Правила
проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена
(утв. постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2016 г. № 1204)
1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена.
2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
“оценочные средства для проведения независимой оценки квалификации” – комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена;
“реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации” – информационный ресурс для обеспечения проведения независимой оценки квалификации;
“совет по профессиональным квалификациям” – орган управления, наделенный в соответствии с Федеральным законом “О независимой оценке квалификации” полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности;
“соискатель” – работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, которые обратились, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном Федеральным законом “О независимой оценке квалификации” и настоящими Правилами;
“центр оценки квалификаций” – юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с Федеральным законом “О независимой оценке квалификации” деятельность по проведению независимой оценки квалификации.
Видео (кликните для воспроизведения). |
3. Профессиональный экзамен проводится центром оценки квалификаций для подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. В целях информирования граждан и организаций о проведении профессионального экзамена на официальных сайтах центра оценки квалификаций и совета по профессиональным квалификациям в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации размещаются следующие сведения и документы:
а) наименования квалификаций и требования к квалификации, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил, на соответствие которым центр оценки квалификаций проводит независимую оценку квалификации;
б) сроки действия свидетельств о квалификации по соответствующим квалификациям;
в) перечень документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующим квалификациям;
г) комплекс заданий, входящих в состав оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации;
д) почтовые адреса, адреса электронной почты, адреса официальных сайтов центра оценки квалификаций и совета по профессиональным квалификациям в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;
е) адреса мест проведения профессионального экзамена;
ж) образец заявления соискателя о проведении профессионального экзамена;
з) настоящие Правила.
5. Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.
6. Лицо, за счет средств которого проводится профессиональный экзамен (соискатель, работодатель, иное физическое и (или) юридическое лицо), производит оплату услуг по проведению профессионального экзамена на основании заключенного между ним и центром оценки квалификаций договора о возмездном оказании услуг (далее – договор).
7. Для прохождения профессионального экзамена соискатель лично или через законного представителя представляет в центр оценки квалификаций на бумажном или электронном носителе комплект документов, включающий в себя (далее – комплект документов соискателя):
а) заявление о проведении профессионального экзамена с указанием квалификации, по которой он хочет пройти профессиональный экзамен, при этом в заявлении соискателем дается согласие на обработку его персональных данных, содержащихся в заявлении, а также в документах и материалах, прилагаемых к нему;
Видео (кликните для воспроизведения). |
б) копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность соискателя;
в) иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре сведений для проведения независимой оценки квалификации.
8. В целях обеспечения проведения профессионального экзамена центр оценки квалификаций осуществляет:
а) прием и регистрацию комплекта документов соискателя;
б) рассмотрение и информирование соискателя или законного представителя о результатах рассмотрения комплекта документов соискателя;
в) определение и согласование с соискателем или законным представителем даты, места и времени проведения профессионального экзамена;
г) проведение профессионального экзамена;
д) оформление результатов проведения профессионального экзамена;
е) оформление и выдачу соискателю или законному представителю свидетельства о квалификации (в случае получения соискателем неудовлетворительной оценки по итогам прохождения профессионального экзамена оформление и выдачу соискателю или законному представителю заключения о прохождении соискателем профессионального экзамена, включающего рекомендации для соискателя).
9. Центр оценки квалификаций в течение 10 календарных дней после получения комплекта документов соискателя информирует соискателя или законного представителя способом, указанным в заявлении о проведении профессионального экзамена, о результатах рассмотрения заявления и комплекта документов соискателя и согласовывает с соискателем или законным представителем дату, место и время проведения профессионального экзамена, а также информирует соискателя или законного представителя о процедурах проведения профессионального экзамена.
В случае если профессиональный экзамен проводится по направлению работодателя, центр оценки квалификаций согласовывает с работодателем дату, место и время проведения профессионального экзамена.
В случае если соискателем или законным представителем представлен неполный комплект документов соискателя, центр оценки квалификаций информирует об этом соискателя или законного представителя.
10. Соискатель допускается к прохождению профессионального экзамена на основании документа, удостоверяющего личность.
11. Проведение профессионального экзамена осуществляется в соответствии с оценочными средствами для проведения независимой оценки квалификации по соответствующей квалификации, утвержденными советом по профессиональным квалификациям.
12. При проведении профессионального экзамена вправе присутствовать представители Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, совета по профессиональным квалификациям.
13. Соискатель, не явившийся на профессиональный экзамен, допускается к прохождению профессионального экзамена в случаях и на условиях, которые предусмотрены договором.
14. Профессиональный экзамен считается успешно пройденным, если соискателем достигнут результат, соответствующий критериям оценки, определенным оценочными средствами для проведения независимой оценки квалификации.
15. Результаты профессионального экзамена оформляются протоколом экспертной комиссии (далее – протокол).
Центр оценки квалификаций не позднее 7 календарных дней после завершения профессионального экзамена направляет протокол, копии комплектов документов соискателя и иные материалы профессионального экзамена в совет по профессиональным квалификациям.
16. Совет по профессиональным квалификациям на основании протокола, копий комплектов документов соискателя, результатов тестирования, фото- и видеоматериалов и иных материалов профессионального экзамена не позднее 14 календарных дней после завершения профессионального экзамена:
а) проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации;
б) принимает решение о выдаче соискателю или законному представителю центром оценки квалификаций свидетельства о квалификации или заключения о прохождении профессионального экзамена;
в) направляет в автономную некоммерческую организацию “Национальное агентство развития квалификаций” для внесения в реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации информацию о свидетельствах о квалификации и заключениях о прохождении профессионального экзамена.
17. Центр оценки квалификаций на основании решения совета по профессиональным квалификациям по итогам прохождения соискателем профессионального экзамена не позднее 30 календарных дней после завершения профессионального экзамена оформляет и выдает соискателю или законному представителю свидетельство о квалификации (в случае получения соискателем неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена оформляет и выдает заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя) либо направляет свидетельство о квалификации (заключение о прохождении профессионального экзамена) по адресу соискателя, указанному в заявлении о проведении профессионального экзамена.
18. В случае если договором предусмотрено информирование лица, за счет средств которого проводился профессиональный экзамен (работодатель, иное физическое и (или) юридическое лицо), о результатах профессионального экзамена, центр оценки квалификаций направляет такому лицу в электронном виде копию свидетельства о квалификации (в случае выдачи указанного свидетельства) или копию заключения о прохождении профессионального экзамена соискателем (в случае выдачи указанного заключения).
Урегулированы вопросы независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена.
Это обусловлено принятием Закона о независимой оценке квалификации.
Экзамен проводится центром оценки квалификаций для подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профстандарта или квалификационным требованиям.
Экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физлиц или юрлиц либо по направлению работодателя за его счет в порядке, установленном трудовым законодательством.
По итогам профессионального экзамена соискателю выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена – заключение о прохождении экзамена, включающее рекомендации для соискателя.
Определены функции Совета по профессиональным квалификациям при проведении экзамена.
Постановление вступает в силу с 1 января 2017 г.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Источник: Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ; Федеральный закон от 03.07.2016 № 239-ФЗ; Федеральный закон от 03.07.2016 № 251-ФЗ
Предусматривается, что оценка уровня квалификации работника будет проводиться в форме экзамена в специализированных центрах. Инициатором независимой квалификации работников оценки сможет статьи как сам работник, так и работодатель. Подробнее об этом см. “Независимая оценка квалификации работников: что нужно знать“.
За прохождение независимой оценки потребуется заплатить. Понести расходы сможет или сам работник, либо его работодатель, если инициатива аттестации исходила от него.
Прохождение независимой оценки необходимо для того, чтобы подтвердить соответствие работника на соответствие профстандартам. Однако оценка профессиональной квалификации работников не является обязательной.
Пакет вышеуказанных законов вступит в силу с 2017 года. Подробно о том, как будет работать система оценки квалификации работников мы расскажем в наших ближайших статьях.
Также см. «Профессиональные стандарты утвержденные Минтрудом в 2016 году», «Профессиональные стандарты: инструкция по применению».
Правительство утвердило правила проведения независимой оценки квалификации работников
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.16 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» работники и соискатели смогут пройти специальный экзамен и получить независимую оценку своей квалификации (см. «Что нужно знать работодателю и работнику о независимой оценке квалификации»). Порядок проведения такого экзамена утвержден постановлением Правительства РФ от 16.11.16 № 1204, которое вступит в силу с 1 января 2017 года.
Напомним, что независимая оценка квалификации работников или соискателей — это профессиональный экзамен, при помощи которого можно выявить, соответствует ли квалификация человека положениям профстандарта (см. «Профессиональные стандарты: когда и как их должны применять работодатели»).
Экзамены можно сдать уже сейчас в специальных центрах (по нашим сведениям, на сегодняшний день их открыто несколько десятков). В настоящее время работа центров оценки квалификации не является строго регламентированной. Начиная с января 2017 года, когда Закон о независимой оценке квалификации вступит в силу, оценка претендентов будет проходить в соответствии с порядком, утвержденным Правительством РФ.
Согласно комментируемому постановлению, независимая оценка может проводиться как за счет средств работодателя, так и по инициативе соискателя за свой счет (или иных физических или юридических лиц).
Для прохождения профэкзамена работник лично или через законного представителя представляет в центр оценки квалификаций на бумажном или электронном носителе следующие документы:
- заявление о проведении профессионального экзамена с указанием квалификации, по которой он хочет пройти экзамен;
- копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность соискателя;
- иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре сведений для проведения независимой оценки квалификации.
Центр оценки квалификаций в течение 10 календарных дней после получения комплекта документов согласовывает с заявителем дату, место и время проведения профессионального экзамена. Если независимая оценка проводится по направлению работодателя, то место и время проведения экзамена согласовывают с работодателем.
Результаты профэкзамена оформляются протоколом экспертной комиссии. Не позднее 7 календарных дней после завершения экзамена центр оценки квалификаций направляет протокол, копии комплектов документов в совет по профессиональным квалификациям. Этот совет не позднее 14 календарных дней после завершения профессионального экзамена должен:
- проверить и признать результаты независимой оценки квалификации;
- принять решение о выдаче или свидетельства о квалификации, или заключения о прохождении профессионального экзамена — в случае, если оценка неудовлетворительная;
- направить в автономную некоммерческую организацию «Национальное агентство развития квалификаций» информацию об итогах экзамена для внесения этих сведений в специальный реестр.
После того, как совет примет решение, центр оценки квалификации должен выдать соискателю или отправить ему по почте свидетельство о квалификации (или заключение в случае неудовлетворительной оценки). На это отводится не более 30-ти календарных дней после завершения профессионального экзамена.
С 1 января 2017 года вступит в силу недавно принятый Федеральный закон № 238‑ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее – Закон № 238‑ФЗ), устанавливающий порядок прохождения такой оценки работниками. Одна из целей введения этой процедуры – создание для работника возможности подтвердить свою квалификацию не у своего работодателя или образовательном учреждении, а в других, независимых, специально созданных для этого организациях. Предполагается, что такая оценка будет удобна не только для работников, но и для работодателей. Правда, убедиться в этом мы сможем еще не скоро. А пока попробуем разобраться, что на сегодняшний момент установил законодатель по поводу независимой оценки квалификации работника.
- наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ;
- когда эти требования к квалификации работников установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ согласно ст. 195.3 ТК РФ. Разъяснено, что под иными нормативными актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают к выполняющим те или иные трудовые обязанности работникам специальные требования, носящие нормативный правовой характер.
В остальных случаях профстандарты носят рекомендательный характер и могут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ).
Кроме этого, для государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий, а также государственных корпораций, компаний и хозяйственных обществ, у которых более 50 % акций (долей) в уставном капитале находится в государственной или муниципальной собственности, особенности применения профессиональных стандартов будет устанавливать Правительство РФ.
Минтруд все же рекомендовал работодателям государственных и муниципальных учреждений провести анализ профессиональных качеств работников на соответствие требованиям профстандартов, а также составить планы подготовки работников и дополнительного профессионального образования в рамках бюджета на соответствующий год.
Сегодня организации уже должны начать определенную работу по приведению в соответствие с профстандартами должностных инструкций, штатных расписаний, трудовых договоров и других документов, если стандарты обязательны или работодатель решил взять их за основу квалификационных требований к работникам.
Аттестация – это проверка профессионального уровня сотрудника для установления соответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой им работе.
Требования проводить аттестацию для всех работодателей законодательством не установлено. Однако с принятием профстандартов необходимость ее провести может возникнуть у многих, для чего работодателям нужно будет разработать порядок ее проведения.
Согласно ч. 2 ст. 81 ТК РФ порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.
Однако законодатель предлагает другой выход из данной ситуации – вводится институт независимой оценки квалификации (далее – НОК). Разговор об этом шел еще с 2013 года. Предполагается, что данный способ оценки будет иметь значительные преимущества как для работника, так и для работодателя. В частности, работодатели получат профессиональную помощь в оценке квалификации работника и смогут отказаться от самостоятельной разработки систем оценки в организации и от аттестации в целом. Не придется подвергать проверке знаний и умений поступающих на работу, если у них будет заключение независимой оценки.
Работнику же такая оценка дает возможность подтвердить свою квалификацию независимо от конкретной организации, что пригодится ему и при трудоустройстве.
Участники независимой оценки
Итак, Закон № 238‑ФЗ, который вступит в действие с 1 января 2017 года, устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения НОК, определяет правовое положение, права и обязанности участников такой оценки.
В статье 2 Закона № 238‑ФЗ дается следующая формулировка: НОК – это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, проведенная центром оценки квалификаций. Под соискателем понимается работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации.
Однако действие Закона № 238‑ФЗ не распространяется на граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.
В статье 3 Закона № 238‑ФЗ перечисляются все участники системы независимой оценки. Их состав и основные функции представим в виде схемы.
Органы и организации, занимающиеся независимой оценкой
1 января 2017 года вступил в силу закон «О независимой оценке квалификации (НОК)», с принятием которого профессиональные стандарты получили новый аспект практического применения.
С этой даты работодатель может (если это предусмотрено локальным нормативным актом) направить работника на независимую оценку его квалификации на соответствие профессиональным стандартам, т.е. может оценить соответствие знаний работника требованиям выполняемой работником трудовой функции. Также работник сам может объективно оценить свою квалификацию и аргументированно подходить к выполнению определенной профессиональным стандартом трудовой функции.
Кроме того, уже более года (с 1 июля 2016 года) работодатели обязаны применять профстандарты в части тех требований к квалификации работников, которые установлены в Трудовом кодексе РФ и иных нормативно-правовых актах.
Почему в независимой оценке квалификации может быть заинтересован как работодатель, так и работник рассмотрим в данной статье.
Независимая оценка квалификации работников: выгоды работодателя
Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» регламентирует проведение независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности. Как определено в п.3 ст.2 данного Закона, независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее – независимая оценка квалификации), – процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее – требования к квалификации), проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Теперь работодателю при приеме сотрудника на работу не нужно самостоятельно определять, каков профессиональный уровень соискателя, какому тарифному разряду соответствуют его знания и навыки. Также работодатель может проверить своих работников без создания своей аттестационной или квалификационной комиссии. Работодателю не нужно разрабатывать собственные системы оценки квалификации сотрудников. При этом у работников не будет оснований предполагать предвзятое отношение к нему работодателя или некачественно разработанную систему оценки.
Таким образом, Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» предоставляет работодателю возможность сэкономить силы и время, а кроме того почти полностью исключает поводы для конфликтов относительно квалификации работников, а, следовательно, и оплаты их труда.
Любой работодатель заинтересован в квалифицированных кадрах, обеспечивающих высокую производительность труда, а также способствующих повышению авторитета компании. Компания, в которой преобладает квалифицированный персонал, имеет больше возможностей для развития, повышения качества своего продукта и достижения успеха. В случае если компания имеет в штате сотрудников, квалификация которых подтверждена результатами независимой оценки, то она может обоснованно заявлять о себе как о профессионале на производственном и предпринимательском рынке.
В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ выгода работодателя состоит еще и в том, что благодаря независимой оценке квалификации работодателю легче в случае необходимости формулировать отказ соискателю в заключении трудового договора.
В ст.64 Трудового кодекса РФ установлен запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора. Однако работодатель вправе отказать соискателю, который не подходит по деловым качествам, что следует из ч.2 ст.64 ТК РФ.
В абз.6 п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).
Квалификация работника, согласно ст.195.1 ТК РФ, – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 238-ФЗ независимая оценка квалификации соискателя предельно облегчает работодателю задачу мотивировать свой отказ в приеме на работу. При этом в случае возникновения судебного спора в связи с отказом в приеме на работу между работодателем и соискателем результат независимой оценки квалификации соискателя будет являться безусловным доказательством законности отказа по данному критерию.
Необходимо отметить, что процедура независимой оценки квалификации, согласно абз.2 ст. 196 ТК РФ, носит строго добровольный характер и проводится только с согласия самого соискателя. При этом если требования к квалификации работника установлены законом или согласно локальному нормативному акту, утвержденному работодателем, в организации применение профстандартов является обязательным, то отказ работника от прохождения независимой оценки его квалификации может повлечь его перевод на другую работу по результатам аттестации, проведенной самим работодателем. А также это может послужить основанием для увольнения.
Независимая оценка квалификации работников: выгоды работника
Если работник за свои трудовые годы наработал опыт, позволяющий ему претендовать на более высокий уровень квалификации, чем был у него по документу об образовании, то он прямо заинтересован в том, чтобы документально зафиксировать уровень своей квалификации. Ведь несомненно, что прохождение независимой оценки квалификации работника повышает его конкурентоспособность на рынке труда и положительно влияет на его карьерный рост. Для работника независимая оценка его квалификации – это возможность получить документ, подтверждающий уровень квалификации на текущий момент, что потенциально может помочь при трудоустройстве, возможность определить тарифный разряд, возможность проверить достаточность своих знаний и умений и, пожалуй, получить рекомендации по их совершенствованию.
Согласно ч.1 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Такой порядок уже действует. Он утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена».
Подтвержденная квалификация открывает работнику двери к определенным видам работ, дает ему возможность участвовать в конкурсах, тендерах и т.д.
Свидетельство о соответствии квалификации признано на всей территории Российской Федерации. Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в специальный реестр согласно ч.5 ст.4 Закона N 238-ФЗ.
Срок действия результатов независимой оценки Законом № 238-ФЗ не установлен. В связи с этим возникает вопрос: как часто можно и нужно подтверждать соответствие квалификации, каков срок действия результатов оценки? Минтруд по данному вопросу разъясняет, что срок действия свидетельства о квалификации, которое выдается по итогам успешного прохождения независимой оценки, определяется советами по профессиональным квалификациям в зависимости от темпов развития вида профессиональной деятельности (обновления технологий, знаний и умений, применяемых в конкретных видах деятельности). Сроки действия свидетельств о квалификации можно получить в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации, размещенном в Интернете на сайте АНО «Национальное агентство развития квалификаций» (nok-nark.ru). Здесь же можно получить информацию о перечне наименований квалификаций и положений профессиональных стандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации.
Мы подготовили для вас подборку из системы Консультант Плюс, которую Вы можете получить бесплатно.
Независимая оценка квалификации педагогического работника
Главная > Консультации > правовое обеспечение > Независимая оценка квалификации педагогического работника
С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее — Закон). Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности. Закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификации. Иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом Российской Федерации определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда. Настоящий Федеральный закон не применяется в отношении граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.
С 2017 г. работодатели, чтобы проверить квалификацию работников, могут направить их на независимую оценку соответствия профессиональным стандартам. Оценка квалификации является добровольной, поэтому ни для работника, ни для работодателя результаты такой оценки никаких обязательных последствий не влекут. Сразу же отметим, что введение в действие профессиональных стандартов для педагогических работников временно отложено!
В чём суть независимой оценки квалификации?
В соответствии со ст. 195.3 Трудового Кодекса РФ работодатели обязаны применять профессиональные стандарты, а работники организации должны соответствовать их требованиям. Например, в образовательных организациях должен применяться профессиональный стандарт «Педагог».
Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, — это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций (ч.3, ст. 2 Закона).
Независимая оценка квалификации проводится на добровольной основе: либо по инициативе работника за собственные деньги, либо по направлению работодателя за его счет с письменного согласия работника.
Обратим внимание, что независимая оценка квалификаций не является обязательной ни для работников, ни для работодателей. Это только лишь их право. Она проводится на добровольной основе организацией, независимой ни от работодателя, ни от организации. Ещё раз обратим внимание, что для педагогических работников применение профстандартов пока отложено. Это время дано для того, чтобы они могли соответствующим образом подготовиться, чтобы соответствовать стандарту.
Предполагается, что система независимой оценки профессиональной квалификации позволит стимулировать работников к поддержанию уровня квалификации в течение всей трудовой деятельности. Считается также, что она позволит:
- работнику — реализовать своё право на независимую оценку его квалификации для подтверждения её соответствия профессиональным стандартам или квалификационным требованиям, планировать дальнейшее обучение и профессиональную карьеру;
- работодателям — обеспечить потребность организации в квалифицированных кадрах, планировать обучение работников.
В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204, оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена. Проведение профессионального экзамена осуществляется в соответствии с оценочными средствами для проведения независимой оценки квалификации по соответствующей квалификации, утвержденными советом по профессиональным квалификациям.
В соответствии с Правилами профэкзамен состоит из теоретической и практической частей. Для проведения теоретического этапа используются тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом, на установление соответствия, на установление последовательности. Для проведения практического этапа используются два типа заданий: задание на выполнение трудовых функций, трудовых действий в реальных или модельных условиях, портфолио. Комплекс заданий и критерии оценки по соответствующей квалификации утверждаются советом по профессиональным квалификациям.
Профессиональный экзамен считается успешно пройденным, если соискателем достигнут результат, соответствующий критериям оценки. При успешном прохождении профэкзамена соискатель получает Свидетельство о квалификации, а в случае неудовлетворительной оценки — Заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя.
Сведения о выданных Свидетельствах о квалификации вносятся Национальным агентством развития квалификаций в реестр.
Если соискатель или работодатель не согласны с решениями, принятыми центром оценки квалификаций по итогам прохождения профессионального экзамена, то они вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям.
Обратим внимание, что результат оценки квалификации работника не влечёт за собой каких-либо обязательных последствий или требований, в том числе при приеме на работу. Ни в Законе, ни в ТК РФ ничего не сказано о том, обязан ли работник иметь Свидетельство о независимой оценке квалификации, должен ли работодатель требовать от работника это Свидетельство при приеме на работу, обязан ли он принимать его в расчет для карьерного роста работника. Также ТК РФ не предусмотрено в качестве основания для увольнения получение работником неудовлетворительной оценки по итогам прохождения профессионального экзамена.
Процедура прохождения оценки квалификации является добровольной, и в отличие от аттестации не предоставляет право работодателю расторгнуть трудовой договор с работником, не получившим свидетельство о квалификации.
Вместе с тем, по мнению юристов, Свидетельство об оценке квалификации с положительным заключением может оказаться полезным, если работник захочет опротестовать увольнение по п. 3, ч. 1, ст. 81 ТК (по несоответствию занимаемой должности), как доказательство незаконного увольнения.
Гарантии работникам при прохождении независимой оценки квалификации
При прохождении независимой оценки квалификации с отрывом от работы работодатель обязан:
- сохранять за сотрудником место работы (должность);
- выплатить среднюю зарплату по основному месту работы;
- в размере, предусмотренном для служебных командировок: выплатить суточные, оплатить стоимость проезда, оплатить стоимость проживания.
Порядок и условия направления работников на независимую оценку квалификации нужно прописать в коллективном или трудовом договоре.
В случае согласия работника работодатель заключает договор с центром оценки квалификаций (ЦОК). После чего работник подает лично (через представителя) или направляет в форме электронного документа в ЦОК:
- письменное заявление по утвержденному образцу;
- копию паспорта;
- иные документы, если они необходимы для прохождения экзамена по соответствующей квалификации.
Кто и где проводит независимую оценку квалификации?
Независимую оценку квалификации в форме профессионального экзамена осуществляют Центры оценки квалификаций. Согласно подпункту «в» пункта 3 требований к Центрам, утвержденных приказом Минтруда России от 19 декабря 2016 г. № 759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий», члены экспертной комиссии должны иметь подтвержденную советом квалификацию, удовлетворяющую требованиям, определенным в оценочном средстве для проведения независимой оценки квалификации.
В соответствии с Законом № 238-ФЗ и приказом Минтруда России от 1 ноября 2016 г. № 601н «Об утверждении Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации» оценочные средства представляют собой комплекс заданий, критериев оценки, используемых Центром при проведении профессионального экзамена на соответствие квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Совет организует разработку оценочных средств.
Оценочные средства содержат описание материально-технического и кадрового обеспечения оценочных мероприятий, в том числе требования к кадровому обеспечению для проведения профессионального экзамена.
В целях информирования граждан, работодателей и других заинтересованных организаций о деятельности по оценке квалификации предусмотрено ведение реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации — информационного ресурса, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в котором будут содержаться сведения о советах, Центрах, перечень наименований квалификаций и положений профессиональных стандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации, сведения об оценочных средствах.
Сведения, содержащиеся в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации, являются открытыми для просмотра гражданами и организациями, за исключением сведений, содержащих персональные данные.
Информация о Центрах (наименование, почтовый адрес, адрес электронной почты, контактные телефоны), сведения о наименованиях квалификаций и требованиях к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, размещаются в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификаций».
Доступ граждан и организаций к реестру сведений о проведении независимой оценки квалификации является бесплатным и обеспечивается автономной некоммерческой организацией «Национальное агентство развития квалификаций» с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Если мы посмотрим на этом сайте информацию по сфере «Образование», то на сегодняшний день мы не найдём ни одного центра независимой оценки квалификации для педагогических работников (логично, т. к. профессиональный стандарт пока ещё не введён в действие).
В завершении отметим, что по мнению Роструда оценка квалификации дает возможность человеку, не имеющему профессионального образования, но имеющему опыт работы, более уверенно чувствовать себя на рынке труда, позволяет планировать профессиональную карьеру, что повышает конкурентоспособность граждан на рынке труда. В случае неудовлетворительного прохождения экзамена соискателю выдается заключение о результатах профессионального экзамена с рекомендациями соискателю. Данное заключение подскажет соискателю и работодателю, какие знания и умения нужно приобрести, чтобы в дальнейшем успешно пройти профессиональный экзамен.
Ответы на часто задаваемые вопросы по вопросу независимой оценки квалификации можно найти в информационном письме Роструда от 21 апреля 2017 года.
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.