Содержание подписки о неразглашении государственной тайны

Сегодня рассмотрим тему: "содержание подписки о неразглашении государственной тайны" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.

Содержание подписки о неразглашении государственной тайны

Зачастую, когда человек трудоустраиваться на должность в госструктуру, он обязан подписать особое обязательство по государственной тайне. И как ни странно, его содержание – совсем не секрет. Рассказываем, на что соглашается тот, кто решил работать на государство.

Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2010 года № 63 регламентирует порядок допуска должностных лиц и российских граждан к государственной тайне.

Изображение - Содержание подписки о неразглашении государственной тайны proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F09%2Fc-users-vova-desktop-buhguru-sentyabr-2018-veb-cht

Среди прочего, этот нормативный документ включает форму 2 – подписку о неразглашении государственной тайны. Она носит не только добровольный, но и примерный характер (каждое ведомство затачивает его под себя).

Особенность в том, что в виде отдельной расписки обязательства по соблюдению государственной тайны оформляют, только если с человеком не заключают трудовой договор (контракт) (иначе отражают в нём).

Разумеется, обязательства по гостайне всегда носят именной характер (Ф.И.О.) с указанием должности, на которую гражданин поступает и названия госорганизации.

Далее несколько согласий:

  • поставлен в известность о том, что по роду своей деятельности и обязанностям допущен к государственной тайне;
  • добровольное принятие на себя обязательств, связанных с допуском к гостайне, на условиях, предусмотренных законодательством РФ о государственной тайне (в первую очередь, Законом от 21.07.1993 № 5485-1);
  • в соответствии с Законом о гостайне и иными нормативными правовыми актами о государственной тайне, с которыми ознакомили, принятие на себя перед государством обязательства по неразглашению доверенных сведений, составляющих государственную тайну;
  • на частичные, временные ограничения прав.

Изображение - Содержание подписки о неразглашении государственной тайны proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-special-textboxes%2Fthemes%2Fstb-dark%2Finfo

  • на выезд из России на срок до 5 лет со дня последнего ознакомления со сведениями особой важности и совершенно секретными сведениями;
  • на распространение сведений, составляющих гостайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих сведения государственной тайны;
  • на неприкосновенность частной жизни при проведении проверок в период оформления (переоформления) допуска к государственной тайне.

В рамках подписки о неразглашении гражданин принимает на себя следующие обязательства:

  • соблюдать требования законодательства РФ о государственной тайне;
  • в случае принятия решения о временном ограничении права на выезд из России в 5-дневный срок передать загранпаспорт на хранение в конкретную организацию до истечения установленного срока ограничения прав;
  • в полном объеме и своевременно информировать кадровое подразделение своей организации об изменениях в анкетных и автобиографических данных и о возникновении оснований для отказа в допуске к гостайне;
  • представлять в установленном порядке в кадровое подразделение своей организации документы об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с гостайной, согласно перечню Минздравсоцразвития России;
  • в случае попытки посторонних лиц получить информацию секретного характера немедленно сообщить об этом в режимно-секретное подразделение или ФСБ.
Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Завершает обязательство-подписку по соблюдению гостайны несколько предупреждений. А именно:

  • что в случае даже однократного нарушения принятых на себя обязательств, а также при возникновении обстоятельств для отказа в допуске к государственной тайне, такой допуск может быть прекращен с отстранением от работы со сведениями, составляющими государственную тайну, а трудовой договор (контракт) может быть расторгнут;
  • по Закону о гостайне в случае прекращения допуска к ней гражданин НЕ освобождён от взятых обязательств по её неразглашению (обязан строго сохранять доверенные сведения);
  • за разглашение сведений гостайны или утрату носителей таких сведений, а также за нарушение режима секретности грозит ответственность.

Соглашение о неразглашении данных выступает гарантом в отношениях между двумя сторонами для сохранения в тайне информации от третьих лиц. Чаще всего к ней прибегают органы правопорядка во время предварительного расследования и работодатели, принимая на работу новых лиц. Какие существуют правовые особенности этого документа, для чего он нужен, какова ответственность за нарушение подписки и можно ли его не подписывать участнику процесса?

Подписка о неразглашении – это соглашение двух сторон об обмене информацией, знаниями, материалами с целью ограничения доступа к ним для третьих лиц. Данный тип юридического договора служит подстраховкой от утечки конфиденциальной информации – от служебной тайны до персональных данных.

В зависимости от процесса передачи информации разделяют два вида подписки о неразглашении:

  • Одностороннее – где один из участников процесса передает информацию другой стороне с условием сохранения ее в тайне от третьих лиц (наиболее распространенным видом такого документа является трудовой договор).
  • Взаимное соглашение – обе стороны обмениваются информацией и обязуются ее не распространять (например, при слияниях компаний или наличии совместных предприятий).
Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Подписка о неразглашении – достаточно распространенный способ избежать утечки данных предварительного расследования. Лицо, берущее подписку, предупреждает, что распространение данных досудебного производства запрещено законом и карается в уголовном порядке.

Изображение - Содержание подписки о неразглашении государственной тайны proxy?url=http%3A%2F%2Ffb.ru%2Fmisc%2Fi%2Fthumb%2Fa%2F2%2F7%2F5%2F6%2F2%2F0%2F4%2F2756204

Сведениями о расследовании преступления является вся информация от момента возбуждения дела до передачи его в судебное производство или закрытия.

В рамках уголовного производства – со всех, кто имеет прямое или косвенное отношение к расследованию. Это могут быть свидетели, переводчики, эксперты, потерпевшие и другие участники процесса.

Стоит отметить, что статья 161 УПК РФ не несет прямого запрета на взятие подписки о неразглашении у подозреваемого или обвиняемого. Однако Конституционный Суд Российской Федерации это запрещает. Чего нельзя сказать о защитнике подозреваемого, у которого следователь может потребовать подписку о неразглашении.

Читайте так же:  Как определить место жительства ребенка при разводе: полезные советы

В рамках гражданского права этого может потребовать одна сторона у другой при заключении определенного договора. Трудовое право также регламентирует возможность работодателя взять подписку о неразглашении тайны у работника. Как правило, это происходит во время подписания трудового договора.

Изображение - Содержание подписки о неразглашении государственной тайны proxy?url=http%3A%2F%2Ffb.ru%2Fmisc%2Fi%2Fthumb%2Fa%2F2%2F7%2F5%2F6%2F2%2F4%2F6%2F2756246

В уголовном процессуальном праве нет четкого перечня информации, не подлежащей разглашению. Нельзя распространять все данные, касающиеся предварительного расследования, кроме информации, которую можно разглашать, исходя из ст. 161 УПК РФ:

  • о нарушении закона органами власти;
  • ранее распространенные данные следователем, прокурором или дознавателем в СМИ, интернете или любым другим публичным способом;
  • оглашенную в открытом судебном заседании;
  • разрешенную к передаче следователем или дознавателем и в том объеме, в котором они позволяют.

С этим не согласны многие правозащитники, которые считают, что следователь должен указать перечень информации, которая не подлежит разглашению, и причину сохранения тайны. Это является лишь публичным мнением – законодательно органы правопорядка к этому не обязуются. Образец подписки о неразглашении должен содержать место составления, дату, Ф.И.О. лица, обязывающегося не разглашать данные предварительного расследования, номер уголовного дела и данные должностного лица, которое эту подписку взимает.

Изображение - Содержание подписки о неразглашении государственной тайны proxy?url=http%3A%2F%2Ffb.ru%2Fmisc%2Fi%2Fthumb%2Fa%2F2%2F7%2F5%2F6%2F1%2F9%2F4%2F2756194

Разглашением данных предварительного расследования не считается поданная информация в заявлениях, ходатайствах и жалобах, которые направляются в рамках досудебного производства. Также защитник и его клиент могут обсуждать уголовное дело, и разглашением данных это не считается. Но советоваться со своими коллегами адвокат не может, поскольку такое действие будет считаться нарушением закона.

Подписка о неразглашении коммерческой тайны в обязательном порядке должна содержать перечень информации, которая не подлежит разглашению. Другие данные, не подпадающие под действующий список, распространять и передавать можно.

Изображение - Содержание подписки о неразглашении государственной тайны proxy?url=http%3A%2F%2Ffb.ru%2Fmisc%2Fi%2Fthumb%2Fa%2F2%2F7%2F5%2F6%2F1%2F9%2F8%2F2756198

Это возможно, но распространять данные предварительного расследования не позволительно. Следователь приведет двух понятых и зафиксирует отказ, после чего разглашение данных все равно будет преследоваться в уголовном порядке.

Для работника или партнера ситуация еще более безвыходная – одного не возьмут на работу, а другого лишат выгодной сделки или необходимой информации.

По закону, после подписания документа распространение информации влечет за собой уголовное преследование и предусматривает наказание:

  • штраф до 80 тысяч рублей или процент от дохода за полгода;
  • исправительные работы;
  • арест до трех месяцев.

За последние четыре года в рамках уголовного преследования были наказаны лишь двое человек за разглашение информации предварительного расследования. Это не является призывом к распространению данных досудебного производства, но цифра показывает несостоятельность доказательной базы таких дел.

Изображение - Содержание подписки о неразглашении государственной тайны proxy?url=http%3A%2F%2Ffb.ru%2Fmisc%2Fi%2Fthumb%2Fa%2F2%2F7%2F5%2F6%2F2%2F2%2F3%2F2756223

Согласно п. 2 ст. 139 ГК РФ, для лиц, подписавших соглашение о неразглашении коммерческой тайны, предусматривается материальная ответственность. Впоследствии одна из сторон может подать в суд для защиты своих интересов, поскольку данные могли существенно отразиться на финансовых делах компании (в расчет берется и упущенная выгода).

Для работника могут последовать следующие санкции:

  • дисциплинарное наказание;
  • увольнение с работы;
  • взыскание материальной ответственности.

Подписка о неразглашении является важным процессуальным документом, нарушить его просто так нельзя. Определенные возможности распространить информацию есть, но они касаются либо определенных случаев, либо конкретных лиц. Обвиняемый или подозреваемый вполне может разглашать информацию о ходе дела другим лицам и не понесет за это никакую ответственность. Другим участникам процесса такое сделать гораздо сложнее. Тем не менее доказать вину лица за разглашение данных в современных условиях, как показывает судебная практика, очень трудно, хоть и возможно.

В рамках гражданского или трудового права соглашение о неразглашении коммерческой тайны берется с работника при устройстве на работу или со второй стороны при заключении сделок и обмене информацией. Доказать вину работника или партнера гораздо легче в гражданском судопроизводстве. Они несут материальную ответственность за разглашение коммерческой тайны. Для служащего компании это может стать роковой ошибкой, ведь работодатель имеет право его уволить за такое действие.

Подписка о неразглашении – это эффективный способ избежать утечки информации – от коммерческой тайны до персональных данных. Но далеко не всегда она дает абсолютные гарантии сохранить информацию от посторонних глаз.

Ответственность за разглашение государственной тайны

Изображение - Содержание подписки о неразглашении государственной тайны proxy?url=https%3A%2F%2Fdelatdelo.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F02%2F20.1-1-150x150Государственные секреты априори являются информацией, к которой закрыт доступ широкой общественности. Для ее сохранения создается целая система защитных мер. Это не только технические средства и определение круга лиц, допущенных к секретным данным, но и повышенная ответственность за разглашение государственной тайны. Работника, чье поведение привело к утечке информации, наказывают. Учитывая важность сведений для безопасности государства, такому сотруднику не удастся отделаться простым лишением премии или выговором. В подавляющем большинстве случаев наступает уголовная ответственность за разглашение государственной тайны.

Этот термин подразумевает не только озвучивание служебной информации, относящейся к гостайне. В это понятие также входит любое действие или поведение работника, которое становится основанием для доступа широкого круга лиц к сведениям, ограниченным в распространении.

Например, потеря документов, создание их незарегистрированной копии и последующее использование ее в личных целях и т. д.

Соответственно и незаконное (несанкционированное руководством) распространение информации, относящейся к категории гостайны, приводит к негативным последствиям для человека, который допустил ее утечку.

Определяющим фактором здесь является наличие соглашения о неразглашении и ознакомление с последствиями его нарушения.

Например, в ходе совместного распития спиртных напитков инженер хвастается соседу прототипом новой бронемашины, в разработке которой он принимает участие. Делится фотографиями техники. Затем сосед выкладывает на своей странице в соцсети эти фотографии и сопровождает их соответствующими комментариями.

Вред нанесен — информация ушла в широкий доступ. Однако сосед не будет нести никакой ответственности за утечку, потому что его никто не предупреждал о секретности этих сведений, он не работает с ними, и не давал подписки о неразглашении. Наказание понесет инженер, который похвастался секретными данными.

Читайте так же:  Как определить возраст машины для расчета повышающих коэффициентов

За разглашение секретной информации предполагается несколько видов ответственности (ст. 26 закона № 5485-1):

Ответственность нарушителя в рамках гражданского законодательства предусматривает возмещение причиненного его поведением вреда. Однако на практике, в отношении разглашения госсекретов такая мера не применяется по двум причинам.

Изображение - Содержание подписки о неразглашении государственной тайны proxy?url=https%3A%2F%2Fdelatdelo.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F02%2F20.2-1-150x150Во-первых, затруднительно оценить точную сумму ущерба, наносимого несанкционированной передачей секретных сведений. Ведь негативные последствия от распространения данных могут и не наступить либо быть минимальными.

Во-вторых, в случае значительного урона обороноспособности или безопасности государства стоимость их восстановления настолько велика, что виновник не сможет их возместить.

Это приводит к тому, что такой вид ответственности за разглашение существует лишь как норма законодательства.

Крайне редко применяется и административная ответственность. КоАП РФ (ст. 13.14) предусматривает денежные штрафы за разглашение информации ограниченного доступа. Ее применяют в тех случаях, когда не предусматривается уголовное наказание, например при незначительности вреда и одновременном отсутствии умысла на совершение проступка.

Дисциплинарная ответственность за разглашение государственной тайны

Как и за любой другой служебный проступок, за разглашение сведений составляющих государственную тайну, можно применять к виновнику дисциплинарную ответственность.

Наиболее распространено увольнение по основанию ст. 81.6.в. Нередко оно сопровождается привлечением к уголовной ответственности.

Самой распространенной ошибкой нанимателей в этом случае является отсутствие каких-либо актов, служебных записок и т. д., подтверждающих сам факт разглашения. Руководитель в случае возбуждения уголовного дела самостоятельно принимает решение об увольнении провинившегося работника.

Если сотрудника увольняют, а в ходе судебных разбирательств будет доказана его невиновность, то в дальнейшем оспаривается обоснованность увольнения. Кроме различных выплат компенсационного характера, такая ситуация может привести к тому, что работника необходимо будет восстановить в должности.

Поэтому при обнаружении утечки информации нужно провести тщательное расследование инцидента, составить соответствующие акты или протоколы, однозначно установить виновность работника. И только после этого принимать решение о его увольнении.

Кроме стандартных мер в виде выговора, замечания или увольнения к ненадежному сотруднику могут применить и такое наказание как прекращение допуска к гостайне. Оно выражается не только в запрете на использование в работе секретных документов, но и:

  • снижении зарплаты, за счет прекращения выплат за работу с госсекретами;
  • переводе в другое подразделение, в том случае, когда доступ к гостайне напрямую связан с выполнением работы;
  • понижении в должности из-за невозможности исполнения служебных обязанностей в полном объеме;
  • увольнении, при условии, что в компании нет должностей не связанных с гостайной.

Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны

Наиболее распространенным видом наказания является уголовное преследование виновных в несанкционированном распространении секретной информации. Уголовная ответственность выражается в ограничении (лишении) свободы, штрафах и запрете на занятие определенной трудовой деятельностью.

В Уголовном кодексе есть несколько статей, предусматривающих ответственность за это преступление:

  • измена — ст. 275;
  • разглашение — ст. 283;
  • утрата документов — ст. 284.

Наиболее суровое наказание предусмотрено за госизмену (ст. 275, УК РФ). В случае умышленного предоставления информации иностранным гражданам или организациям, с целью нанесения ущерба безопасности страны, виновнику может грозить до 20 лет лишения свободы. Суровость ответственности по этой статье объясняется масштабом нанесенного государственным интересам вреда. Кроме того, наличествует прямой умысел и осознавание субъектом последствий.

Изображение - Содержание подписки о неразглашении государственной тайны proxy?url=https%3A%2F%2Fdelatdelo.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F02%2F20.3-1-150x150Разглашение государственной тайны (ст. 283, УК РФ) предполагает ознакомление с секретной информацией неопределенного круга лиц. Как правило, в действиях виновного должностного лица нет прямого умысла на нанесение ущерба безопасности страны. Наиболее распространенным мотивом таких действий является психологический. Человеку хочется показать важность своей работы либо вызвать уважение у окружающих и т. д. Наказание по этой статье зависит от наступления и тяжести последствий такого распространения информации — от ареста на 4 (6) месяцев до лишения свободы на 7 лет.

Несоблюдение внутренних нормативных документов по обеспечению защиты гостайны может привести к утере важной документации или технического прототипа (ст. 284, УК РФ).

Например, сотрудник забрал часть документации по секретному проекту домой, с целью продолжения работы, и потерял пакет с документами в общественном транспорте.

В этом случае речь идет о неосторожности при обращении с секретными сведениями и неумышленном игнорировании мер безопасности. Наказывается такое поведение лишением свободы до 3 лет, арестом или ограничением свободы.

Если утеря не нанесла вред и потеря возвращена в организацию, то речь может идти об административном либо дисциплинарном наказании.

Работа с информацией, относимой к гостайне, предполагает повышенную ответственность должностных лиц за ее сохранность и неразглашение. При оформлении допуска к таким сведениям сотрудники ознакамливаются с инструкциями по защите таких сведений и полностью осознают последствия своих действий. В зависимости от масштабности ущерба при разглашении гостайны третьим лицам, виновника наказывают либо увольнением, либо реальными сроками лишения свободы.

Государственная тайна: как наказывают за разглашение секретов страны

В отличие от довольно легкомысленного обращения государства с коммерческой тайной сохранности своих секретов оно уделяет особое внимание, жестко наказывая тех, кто осмелится их раскрыть. Перечень сведений, не предназначенных для чужих ушей, составляет весьма внушительный список, а процедура доступа к государственной тайне отличается сложностью и многоступенчатостью. Проверяют все и всех: ближайших родственников, наличие судимостей, визиты за границу и т.д.

Понятие “государственной тайны”

Читайте так же:  Статус составителя платёжки по страховым взносам

Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Такое определение содержится в Законе РФ от 21.07.1993 N 5485-1 “О государственной тайне” (далее – Закон).

Сведения, подлежащие защите

Какие сведения стоит засекречивать, решают органы государственной власти и учреждения, получившие эти сведения. Перечень этих органов содержится в Указе Президента РФ от 11.02.2006 N 90 “О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне”. Традиционно, это МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минюст, Минобороны, Аппарат Президента РФ, а также Минэкономразвития, Росатом, Роскосмос, Минпромэнерго, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, ГУСП, ФСТЭК РФ. В этом же документе содержится перечень сведений, которые отнесены к государственной тайне. Они сгруппированы по следующим категориям:

  • военная;
  • экономика, наука и техника;
  • внешняя политика и экономика;
  • разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность.

В свою очередь секретная информация дифференцируется по степеням секретности. Степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: “особой важности”, “совершенно секретно” и “секретно”.

Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию

В соответствии со ст. 7 Закона не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.


Порядок допуска к государственной тайне

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:

  • первая форма – для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  • вторая форма – для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  • третья форма – для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Если у вас есть допуск к сведениям высокой степени секретности, то он же является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы). Тщательность проверки уполномоченными органами зависит от формы допуска.

Так, оформление доступа по третьей форме производится без проведения органами безопасности проверочных мероприятий. Решение принимается на основании анкетных данных. Исключение составляют оформление допусков руководителям организаций и работникам подразделений, связанных с защитой государственной тайны. В отношении этих лиц проверочные мероприятия проводятся в обязательном порядке.

Первоначальное “знакомство” с кандидатом на допуск начинается с анкеты, в которой, кроме всего прочего, необходимо указать следующие сведения: пребывание за границей, наличие судимостей, отношение к воинской обязанности, наличие близких родственников, в том числе за границей.

В допуске может быть отказано по следующим причинам:

  • признание гражданина судом недееспособным (ограничено дееспособным), рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у гражданина неснятой судимости за эти преступления;
  • наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;
  • выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности РФ;
  • уклонение гражданина от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.

Есть отдельные категории граждан, которым нет необходимости оформлять допуск к государственной тайне. В соответствии со ст. 21.1 Закона таковыми являются:

  • члены Совета Федерации РФ,
  • депутаты Государственной Думы РФ,
  • судьи на период исполнения ими своих полномочий,
  • адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну.

Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, а также о привлечении их к ответственности в случае разглашения (берется соответствующая расписка).

Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц перед федеральным законодательством.

Ответственность за нарушение режима государственной тайны

Государство рьяно следит за сохранением государственной тайны и довольно серьезно карает ее нарушителей.

Ст. 26 Закона предусматривает уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне. Государство отдает себе отчет в неэффективности применения мер дисциплинарной ответственности в виде замечания, выговора или увольнения, гражданско-правовой ответственности в виде призрачной перспективы взыскать ущерб с причинителя убытков, а также административной ответственности, распространяющейся только на организации в виде перспективы лишения лицензии на допуск к государственной тайне и относительно небольшого штрафа (ст. 13.13. КоАП РФ).

Так что государством довольно подробно проработан вопрос об уголовной ответственности граждан. Гражданин может быть осужден по четырем статьям УК РФ в случае нарушения им режима государственной тайны:

  • Ст. 275 УК РФ “Государственная измена”. Наказание: от 12 до 20 лет заключения, плюс штраф до 500000 рублей.
  • Ст. 276 УК РФ “Шпионаж”. Наказание: лишение свободы от 10 до 20 лет.
  • Ст. 283 УК РФ “Разглашение государственной тайны”. Наказание: лишение свободы до 4 лет, в особых случаях – от 3 до 7 лет.
  • Ст. 284 УК РФ “Утрата документов, содержащих государственную тайну”. Наказание: лишение свободы до 3 лет.
Читайте так же:  Покупка второй квартиры 3-ндфл и особенности

При этом в качестве дополнительного наказания применяется лишение права занимать определенные должности. На практике, привлечение к уголовной ответственности гражданина по таким “нехорошим” статьям ставит крест на его дальнейшей карьере.

СССР 1953 Подписка о неразглашении государственной тайны.

Изображение - Содержание подписки о неразглашении государственной тайны proxy?url=https%3A%2F%2Fauction.ru%2Fimages%2Frating_badges%2F8

СССР 1953 Подписка о неразглашении государственной тайны. Лот для коллекции.
Состояние хорошее. (см. фото).
Пересылка из Украины заказной корреспонденцией – 200 рублей.
При покупке нескольких лотов комбинируем стоимость пересылки.
Отправка после получения оплаты.
Принимаем платежи: Webmoney (до 500 руб.), почтовый перевод, ЗОЛОТАЯ КОРОНА и ЮНИСТРИМ (от 500 рублей), PAYPAL (+7%).

Добавлено к описанию 06.02.2018 21:16:
Минимальная стоимость пересылки из Украины заказной корреспонденцией – 230 рублей. Отправка в любую страну, кроме Крыма. При покупке нескольких лотов комбинируем стоимость пересылки. Отправка после получения оплаты. Принимаем платежи: на карту СБЕРБАНКА, Webmoney, Western Union, КОНТАКТ и PAYPAL (+5% +$0.50) в USD

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, –
наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, –
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет .

Объектом разглашения государственной тайны выступают общественные отношения, гарантирующие основы информационной безопасности Российского государства. Под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. При этом одной из важнейших составляющих национальных интересов РФ в информационной сфере является защита информационных ресурсов, содержащих сведения, относящиеся к государственной тайне, от несанкционированного доступа.

Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну.

С объективной стороны преступление состоит в таком разглашении сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали известны другим лицам. Под разглашением следует понимать предание огласке или распространение данных сведений с нарушением установленного порядка. Само разглашение может иметь форму как активных действий (сообщение в доверительной беседе; демонстрирование документов, схем, устройств и т.п.; открытый доклад или лекция; публикация в средствах массовой информации или печатных изданиях и др.), так и бездействия (непринятие мер для засекречивания перевозки соответствующих материалов; допущение посторонних к ознакомлению с секретными сведениями и т.д.). Способ разглашения может быть любым: устно, письменно, с использованием средств массовой информации и т.д.

Диспозицию анализируемой статьи можно отнести к бланкетно-ссылочной: при квалификации преступления требуется обращение к нормативным актам, регламентирующим порядок обращения сведений, составляющих государственную тайну (для установления факта незаконности ознакомления с соответствующей информацией посторонних лиц), а также к предписаниям ст. 275 УК РФ (для установления отсутствия признаков государственной измены).

Общее правило обращения с информацией, содержащей государственную тайну, состоит в том, что запрещаются любая форма разглашения и любые действия, способные привести к разглашению сведений, составляющих государственную тайну. Указанные сведения могут стать достоянием третьих лиц только при условии их рассекречивания либо в случаях, специально предусмотренных законодательством (например, при участии адвоката в уголовном или гражданском деле, связанном с государственной тайной, или в ситуации передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам и т.д.). При квалификации разглашения государственной тайны следует установить факт незаконности действий виновного, что не представляет трудностей ввиду того, что у каждого лица, получающего доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, отбирается подписка о неразглашении этих сведений.

При отграничении разглашения сведений, составляющих государственную тайну, от государственной измены в форме выдачи государственной тайны основные отличительные признаки состоят в следующем: а) субъектом преступления, предусмотренного ст. 283 УК РФ, может быть только лицо, которому государственная тайна стала известна по службе или работе, а субъектом выдачи государственной тайны – любое лицо; б) адресатом получения сведений при разглашении, в отличие от выдачи, является не только иностранное государство, организация или их представители, но и иные третьи лица; в) государственная измена, в отличие от разглашения государственной тайны, преследует наличие строго определенной направленности умысла виновного – причинить ущерб внешней безопасности России.

Состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 283 УК РФ, относится к числу материальных. Последствием разглашения выступает факт восприятия сведений, составляющих государственную тайну, посторонним лицом; при этом посторонним следует признавать как лиц, которые вообще не имели доступа к государственной тайне, так и лиц, которые имели такой доступ, но не имели права знакомиться со сведениями, которые им сообщил виновный. Адресат, воспринимающий информацию от виновного, по своим субъективным свойствам должен быть в состоянии сознавать, что эта информация относится к государственной тайне (в силу чего разглашение сведений, составляющих государственную тайну, малолетним, душевнобольным, лицам, не владеющим языком, и т.п. не может составлять оконченного состава преступления и должно квалифицироваться при наличии к тому оснований как покушение на преступление).

Читайте так же:  Дефлятор ввп формулы и расчеты

Субъективная сторона разглашения государственной тайны характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. При совершении преступления умышленно лицо сознает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную тайну, другим лицам, предвидит, что в результате его деяний сведения станут доступны этим лицам, желает либо сознательно допускает наступление этих последствий (например, виновный похваляется своей осведомленностью перед знакомыми или обсуждает сведения, составляющие государственную тайну, со своим коллегой в общественном месте). При неосторожном разглашении государственной тайны виновный не предвидит, что в результате его деяний государственная тайна может стать достоянием третьих лиц, хотя должен был и мог это предвидеть, либо предвидит наступление последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (например, виновный использует уязвимый шифр при передаче секретных сведений или по невнимательности высылает секретные сведения в адрес посторонних лиц).

Если разглашение сведений, составляющих государственную тайну, совершают иные лица, не отвечающие требованиям специального субъекта, они в зависимости от ситуации могут нести ответственность за соучастие в преступлении, предусмотренном ст. 283 УК РФ.

Законом предусмотрен квалифицированный состав разглашения государственной тайны – разглашение, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия (ч. 2 ст. 283 УК РФ). Указанный признак относится к числу оценочных. Его содержание подлежит установлению в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела: содержание сведений, их значимость, характеристика адресата и т.д. В качестве тяжких последствий можно рассматривать срыв государственных мероприятий, необходимость передислокации режимного объекта, провал агентурной разведывательной сети и т.д. .

——————————–
В оценке последствий разглашения государственной тайны важную роль должны сыграть соответствующие указания Правительства РФ. Как следует из п. 3 ст. 4 Закона “О государственной тайне”, именно Правительство РФ должно устанавливать порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, т.е. определить методики, согласно которым можно будет рассчитывать размер ущерба. Соответствующего документа на сегодняшний день нет.

С субъективной стороны преступление в квалифицированном составе разглашения государственной тайны характеризуется либо в целом неосторожностью, либо как преступление с двумя формами вины. Такой подход обусловлен признанием возможности выполнения основного состава преступления как умышленно, так и по неосторожности. Две формы вины в квалифицированном составе преступления будут иметь место только в том случае, если основной состав выполнен умышленно; если же основной состав преступления выполняется по неосторожности, то и квалифицированный состав требует неосторожной формы вины.

Статья 283 УК РФ не охватывает собой случаев умышленного собирания лицом, не имеющим доступа к государственной тайне, соответствующих сведений и их разглашения. Такие деяния могут содержать признаки составов преступлений, предусмотренных ст. 275 или ст. 276 УК РФ, если государственная тайна становится достоянием иностранного государства, иностранной организации или их представителей. Если же лицо, не имеющее допуска (доступа) к государственной тайне, собирает соответствующие сведения при отсутствии умысла на их передачу иностранному государству, содеянное может рассматриваться в зависимости от обстоятельств либо как должностное преступление (например, предусмотренное ст. 285 “Злоупотребление должностными полномочиями” УК РФ), либо как информационное преступление (например, предусмотренное ст. 272 “Неправомерный доступ к компьютерной информации” УК РФ), либо как приготовление к какому-либо иному преступлению.

1. О понятии государственной тайны см. комментарий к ст. 275 УК.

2. Разгласить государственную тайну – значит предать огласке указанные сведения любым возможным способом: устным, письменным и т.д.

Для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы сведения, составляющие государственную тайну, стали известны другим лицам, которые не имеют соответствующего доступа к ним.

3. Преступление считается оконченным с момента, когда указанные сведения оказались достоянием другого лица, в связи с чем возникла опасность их использования в ущерб важнейшим интересам Российской Федерации.

4. Разглашение государственной тайны не должно содержать признаков государственной измены и шпионажа, в противном случае ответственность наступает по ст. ст. 275 или 276 УК.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

6. Субъектом преступления может быть лицо, которому государственная тайна:

– была доверена по службе (оно располагает этими сведениями в силу занимаемой должности и использует их при выполнении профессиональных обязанностей);

– стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

7. Тяжкие последствия (ч. 2 ст. 283 УК) – оценочное понятие, оно может включать в себя необходимость крупных затрат для нейтрализации возможных последствий поступления сведений, составляющих государственную тайну, в распоряжение спецслужбы иностранного государства, арест сотрудника российских спецслужб, срыв заключения государственного договора, контракта, программы научных исследований и т.д.

Получите консультации и комментарии юристов по статье 283 УК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

Изображение - Содержание подписки о неразглашении государственной тайны 23423424
Автор статьи: Филипп Соловьев

Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.3 проголосовавших: 274

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here