Сегодня рассмотрим тему: "с какими аудиторами лучше не связываться 28 примеров от минфина" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
Содержание
- 1 С какими аудиторами лучше не связываться: 28 примеров от Минфина
- 2 Информационное сообщение Минфина России от 28 декабря 2016 г. № ИС-аудит-12 “Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии”
- 3 666-a.ru : Здоровье, банки, кредиты, отношения, диеты, дети, магия, семья и другое.
- 4 С какими аудиторами лучше не связываться: 28 примеров от Минфина
С какими аудиторами лучше не связываться: 28 примеров от Минфина
Совет по аудиторской деятельности при Минфине России разъяснил смысл понятия деловой (профессиональной) репутации в сфере аудиторской деятельности (протокол № 42 от 22.10.2018). Из него вытекает, с какими аудиторами лучше не иметь общих дел.
Согласно разъяснению Минфина, безупречная деловая репутация аудитора – это положительная оценка участниками гражданского оборота, включая саморегулируемые организации (СРО) аудиторов:
- деловых и профессиональных качеств аудитора;
- его делового поведения.
О том, что деловая репутация аудитора может быть небезупречной, свидетельствуют следующие факты:
Исключение: аудитор представил в СРО доказательства непричастности к выпуску такого заключения.
Исключение: аудитор представил в СРО доказательства непричастности к выпуску такого заключения.
- исключение сведений об аудиторской организации из Реестра;
- исключение аудиторской организации из СРО.
- исключение сведений об аудиторской организации из Реестра;
- исключение аудиторской организации из СРО.
Исключение: аудитор действовал в сложившихся обстоятельствах в соответствии с Концептуальным подходом, изложенным в Правилах независимости.
Исключение: аудитор действовал в сложившихся обстоятельствах в соответствии с Концептуальным подходом, изложенным в этом Кодексе.
Условие: если на день, предшествующий дню оценки СРО, не истек 5-летний срок со дня вступления в законную силу судебного акта.
Условие: если на день, предшествующий дню оценки СРО, не истек пятилетний срок со дня вступления в законную силу судебного акта.
Условие: если на день, предшествующий дню оценки СРО, не истек 5-летний срок со дня вступления в законную силу судебного акта.
Признание аудитора в соответствии со вступившим в силу судебным актом виновным в совершении административных и/или уголовных правонарушений в экономической и финансовой сферах, если на день, предшествующий дню оценки СРО, не истек 5-летний срок со дня вступления в законную силу судебного акта.
Условия: в случае неоднократного в течение 1 года применения к такой организации мер за осуществление указанных действий, если на день, предшествующий дню оценки СРО, не истек 5-летний срок со дня последнего применения указанных мер.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Исключение: аудитор представил в СРО доказательства непричастности к таким действиям.
Исключение: аудитор представил в СРО доказательства непричастности к таким действиям.
Исключение: аудитор представил в СРО доказательства непричастности к таким действиям.
Условие: если на день, предшествующий дню оценки СРО, не истек 5-летний срок со дня завершения в отношении этого аудитора процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве.
Информационное сообщение Минфина России от 28 декабря 2016 г. № ИС-аудит-12 “Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии”
Совет по аудиторской деятельности 12 декабря 2016 г. (протокол № 28) одобрил следующие примерные формы аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленные в соответствии с МСА, которые подлежат применению на территории Российской Федерации с 1 января 2017 г.*:
а) о годовой бухгалтерской отчетности, составленной по российским правилам (без раскрытия ключевых вопросов аудита);
б) о годовой консолидированной финансовой отчетности, составленной по МСФО (с раскрытием ключевых вопросов аудита);
в) о годовой финансовой отчетности, составленной по МСФО (с раскрытием ключевых вопросов аудита);
г) о годовой бухгалтерской отчетности, составленной по российским правилам (с раскрытием ключевых вопросов аудита).
Ограничения на допустимые виды деятельности аудиторской организации
Совет по аудиторской деятельности 12 декабря 2016 г. (протокол № 28) обобщил практику применения части 6 статьи 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в части запрета аудиторской организации заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных статьей 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности». В частности, рассмотрена ситуация, когда аудиторская организация сдает в субаренду излишки занимаемых ею площадей.
Оценка такой деятельности может показать, что по своим параметрам, определяемым в соответствии с гражданским законодательством, она явно не является предпринимательской и не влечет за собой возникновение конфликта интересов. К такому выводу могут привести, в частности, такие параметры, как:
направленность деятельности по сдаче помещения в субаренду не на получение прибыли;
систематичность осуществления деятельности по сдаче помещения в субаренду (например, ограниченность определенным временным периодом);
характер определения величины возмещения, получаемого аудиторской организацией как арендодателем от сдачи помещения в аренду;
Видео (кликните для воспроизведения). |
предмет договора субаренды (например, излишки площадей, используемых для осуществления аудиторской деятельности);
условия заключения аудиторской организацией договора субаренды (например, изменение общей экономической ситуации, сопровождающееся временным сокращением аудиторского бизнеса; невозможность выхода из договора аренды помещения на экономически приемлемых условиях);
стороны договора субаренды (арендатор – лицо, не являющееся и не планирующее быть аудируемым лицом (клиентом) аудиторской организации).
Если анализ указанных параметров в конкретной ситуации показывает, что деятельность аудиторской организации по сдаче помещения в субаренду в качестве арендодателя явно не является предпринимательской и не влечет за собой возникновение конфликта интересов, то такая деятельность в конкретной ситуации может быть признана допустимой.
Обеспечение независимости при оказании общественно значимому клиенту нескольких услуг
Совет по аудиторской деятельности 12 декабря 2016 г. (протокол № 28) обобщил практику применения Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций в случае, когда аудиторская организация оказывает общественно значимому хозяйствующему субъекту несколько услуг.
Согласно пункту 2.52 Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций предоставление аудиторской организацией аудируемым лицам соответствующих компетентности услуг, связанных с выполнением заданий, не обеспечивающих уверенность, может создавать угрозы независимости аудиторской организации или участников аудиторской группы. Большей частью, это угрозы самоконтроля, личной заинтересованности, заступничества.
Для того чтобы снизить угрозы независимости, аудиторская организация должна принять адекватные меры предосторожности. Примеры таких мер приведены в пунктах 2.52-2.65 Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и включают, в частности:
а) предоставление указанных услуг лицом, не являющимся участником аудиторской группы;
б) привлечение лица из руководящего состава аудиторской организации с соответствующим опытом, не являющегося участником аудиторской группы, для проверки выполненной работы;
в) действия, позволяющие убедиться в том, что лицо из состава руководства аудируемого лица оставляет за собой ответственность за формирование значимых суждений и принятие значимых решений (функции руководства) при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности;
г) обсуждение указанной ситуации с представителями собственника аудируемого лица.
Обязанность юридического лица располагать информацией о своих бенефициарных владельцах
Статьей 6.1 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в редакции Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 215-ФЗ) введены следующие новые обязанности юридического лица (включая аудиторскую организацию):
1) располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев следующих сведений: фамилия, имя, а также отчество; гражданство; дата рождения; реквизиты документа, удостоверяющего личность; данные миграционной карты; данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации; адрес места жительства (регистрации) или места пребывания; идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);
2) регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию;
3) хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению сведений в отношении своих бенефициарных владельцев не менее пяти лет со дня получения такой информации;
4) представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению сведений в отношении своих бенефициарных владельцев по запросу Росфинмониторинга, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации;
5) раскрывать информацию о бенефициарных владельцах в своей отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Юридическое лицо вправе запрашивать у физических и юридических лиц, являющихся его учредителями или участниками или иным образом контролирующих его, информацию, необходимую для установления своих бенефициарных владельцев. При этом физические и юридические лица, являющиеся учредителями или участниками юридического лица или иным образом контролирующие его, обязаны представлять данному юридическому лицу имеющуюся у них информацию, необходимую для установления его бенефициарных владельцев. Передача такой информации не является нарушением законодательства Российской Федерации о персональных данных.
Согласно статье 14.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством Российской Федерации, по запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30000 до 40000 рублей; на юридических лиц – от 100000 до 500000 рублей.
Приведенные нормы вступили в силу 21 декабря 2016 г.
* Со всеми названными в настоящем Информационном сообщении документами Совета по аудиторской деятельности можно ознакомиться на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru в разделе «Аудиторская деятельность».
Представлен обзор нововведений в аудиторской деятельности.
Так, Совет по аудиторской деятельности одобрил примерные формы аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые подлежат применению на территории России с 1 января 2017 г. Приведен их перечень.
Обобщена практика применения Закона об аудиторской деятельности в части запрета аудиторской организации заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных указанным Законом. В частности, рассмотрена ситуация, когда аудиторская организация сдает в субаренду излишки занимаемых ею площадей. Оценка такой деятельности может показать, что по своим параметрам, определяемым в соответствии с гражданским законодательством, она не является предпринимательской и не влечет за собой возникновение конфликта интересов.
Также упорядочена практика применения правил независимости аудиторов и аудиторских организаций в случае, когда аудиторская организация оказывает общественно значимому хозяйствующему субъекту несколько услуг.
Кроме того, изменениями, внесенными в Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, введены новые обязанности юрлица (включая аудиторскую организацию).
В частности, организации обязаны раскрывать информацию о своих бенефициарных владельцах. Такая информация должна быть документально зафиксирована. Ее необходимо обновлять не реже раза в год и хранить не менее 5 лет со дня получения.
Кроме того, информацию нужно предоставлять по запросу Росфинмониторинга, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ.
За неисполнение указанных обязанностей будет взиматься штраф. С должностных лиц – от 30 до 40 тыс. руб., с юрлиц – от 100 до 500 тыс. руб.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
666-a.ru : Здоровье, банки, кредиты, отношения, диеты, дети, магия, семья и другое.
ЮСТИЦИЯ — Лишение, ограничение и восстановление родительских прав
Юрист по разделу имущества: юридическая консультация по разделу имущества при разводе
Юрист по разделу имущества во время и после развода
Юрист по разводам: когда может потребоваться его помощь?
Если супруги ре.
Юрист по разводам: Бесплатный адвокат по бракоразводным делам
Юрист по разводам: Бесплатная консультация адвоката по бракоразводным процессам
В современном м.
Юрист по восстановлению в родительских правах — Адвокаты и юристы г
Юрист отвечает на вопросы родителей: получение статуса ребенка-инвалида и признание недееспособности — Благотворительный фонд Даунсайд Ап
Основные темы с.
Юрист Владислав Жирнов: о тонкостях оформления документов и правах приемных детей — Спецпроект Школа приемных родителей — Спецпроекты
В рамках спецпр.
Юрист (адвокат) по услуге Лишение гражданина дееспособности, Ведение гражданских дел
Недостоверные сведения в ЕГРЮЛ — ответственность Причины, по которым сведения в реестре могут быть признаны недостоверными Недостоверными сведениями в ЕГРЮЛ признается информация, не соответствующая действительности и вызывающая обоснованные сомнения у .
Недоработка при суммированном учете рабочего времени
Недоработка при суммированном учете рабочего времени Недоработка при суммированном учете рабочего времени влияет в первую очередь на размер оплаты труда специалиста и порядок расчета его зарплаты. О том, что такое .
Виза в Китай в 2019 году — нужна ли для россиян, сколько стоит, оформление
Лучший вариант для граждан России, желающих отправится в КНР – туристическая или групповая виза. Оформить ее можно самостоятельно, или с помощью посредников, но данная услуга является платной. Готовую визу могут .
Недопущение, ограничение или устранение конкуренции
Недопущение, ограничение или устранение конкуренции Конкуренция в законодательстве На законодательном уровне понятие конкуренции установлено в п. 7 ст. 4 федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135 (далее — .
Всех недобросовестных родителей предлагают внести в реестр В базе данных недобросовестных родителей будут содержаться сведения об усыновителях, опекунах и попечителях, которые не справлялись с возложенными на них обществом обязанностями. Здесь .
Недействительность сделки и ее последствия Недействительность сделок: понятие, виды Исходя из положения статьи 153 ГК РФ, понятие «сделка» объединяет любые взаимоотношения граждан или организаций, то есть юридических лиц, в результате .
Недееспособность гражданина: что это значит? Недееспособность, вопреки распространенному мнению, это не всегда синоним невменяемости. Помимо психических особенностей гражданина основанием для ее наличия может быть несовершеннолетний возраст, когда отсутствие способности самостоятельно .
Недееспособность Понятие «недееспособность» наше общество понимает как неполноценность жизни совершеннолетнего человека, молодого или старого, в виде нарушения его психики. В большей степени это касается пожилых людей, которые в силу своего .
Недвижимое имущество Мы достаточно часто сталкиваемся с понятием «недвижимое имущество» или, проще говоря, недвижимость. Что означает этот термин с юридической точки зрения, какие виды имущества считаются недвижимыми и в чем .
Негосударственная экспертиза проектной документации
Негосударственная экспертиза проектной документации Негосударственная экспертиза проектной документации — это необходимая и значимая ступень в процессе строительства или реконструкции объекта недвижимости. О том, что включается в понятие негосударственной экспертизы и .
Невыход на работу из-за задержки зарплаты Возможен ли невыход на работу по причине невыплаты зарплаты? Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ) к числу правомочий членов рабочего коллектива относит своевременное .
Невозвратные билеты позволят сэкономить в путешествиях
Одобрен новый тариф для поездов дальнего следования В России одобрен новый невозвратный тариф для поездов дальнего следования. Недавно этот законопроект приняла Государственная Дума и Совет Федерации, а 19 апреля документ .
Не является публичной офертой — что эта фраза значит?
Не является публичной офертой — что эта фраза значит? В каких случаях публичное предложение не является публичной офертой? Под офертой законодатель понимает предложение намеренного совершить какую-либо сделку лица, направленное в .
Не облагаемая налогом в 2016-2017 годах материальная помощь Не облагаемая налогом материальная помощь 2016-2017 — радость для трудящегося, столкнувшегося с ситуацией, требующей незапланированных и порой существенных расходов. Однако далеко не .
Правительство не одобрило инициативу разрешить представлять интересы сторон в суде только дипломированным адвокатам Напомним, что инициатива единоросса П.Крашенинникова предлагала допускать в суд для представления сторон хоть по гражданским, хоть по .
НДПИ — что это за налог? Простыми словами о налоге на добычу полезных ископаемых Налог на добычу полезных ископаемых (кратко — НДПИ) установлен с целью компенсации государству убыли полезных ископаемых, .
Начисляется ли районный коэффициент на отпускные? О каком коэффициенте идет речь Прежде чем определять, насчитывается ли районный коэффициент на отпускные, ознакомимся с его сущностью. Районный коэффициент — это показатель, на .
Начисляется ли районный коэффициент на МРОТ в 2018 году? Заработная плата и МРОТ: правовые основы Прежде всего, разберемся, что представляют собой понятия «заработная плата» и «МРОТ». В соответствии с положениями .
Начислено пособие по временной нетрудоспособности — проводка
Начислено пособие по временной нетрудоспособности — проводка Начислено пособие по временной нетрудоспособности — проводка данного действия должна быть отражена в документах бухгалтерского учета, в соответствии с требованиями законодательства. Однако есть .
Начислен налог на имущество организации — проводки Бухгалтерский учет налога на имущество: два подхода Операции, связанные с уплатой налога на имущество, могут быть отражены в бухучете одним из способов: С .
Начат выпуск электронных проездных талонов к месту лечения для льготников
Начат выпуск электронных проездных талонов к месту лечения для льготников Соцстрах в сотрудничестве с компанией «Российские железные дороги» приступил к реализации проекта, призванного упростить инвалидам и другим льготникам процедуру оформления .
Начало ноября порадует россиян длинными выходными В этом году начало ноября порадует наших граждан дополнительными выходными днями в связи с праздниками. В первую неделю последнего осеннего месяца для россиян предусмотрено .
В некоторых регионах страны начал действовать туристический сбор В России начал действовать курортный сбор, но пока что это нововведение коснулось не самых популярных туристических регионов — Алтайского и Ставропольского краев. .
Начал действовать закон, регулирующий коллекторскую деятельность
Начал действовать закон, регулирующий коллекторскую деятельность 03.07.2016 подписан президентом и сразу же вступил в силу закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной .
С какими аудиторами лучше не связываться: 28 примеров от Минфина
Министерство финансов выступает за ужесточение ответственности аудиторов за предоставление недостоверной отчетности, сказал глава ведомства Антон Силуанов на конференции «Современный аудит: проблемы и перспективы».
«Мы здесь сегодня готовим новое законодательство, которое вводит ответственность не только в виде штрафов за недобросовестную работу, но и уголовную ответственность за заведомо ложное предоставление информации, которая послужила причиной неправильного принятия решения», — заявил Силуанов.
Глава Банка России Эльвира Набиуллина отметила, что нередки случаи, когда аудиторские организации выражают в своем заключении безоговорочно положительное мнение о достоверности отчетности кредитных организаций, у которых впоследствии ЦБ вынужден отозвать лицензию, в том числе и по причине существенной недостоверности отчетности. По словам Набиуллиной, аналогичные проблемы были и на международном рынке. В качестве примера она привела ситуацию с компанией Enron.
По данным ЦБ, с 2013 года регулятор отозвал лицензии у 291 банка, при этом у большинства из них присутствовали факторы недостоверной отчетности, отметила Набиуллина. В том числе 205 банков были признаны судом банкротами, а реальная стоимость активов составляла лишь 40% от отраженной в отчетности.
«Нередки случаи, когда аудиторские организации выражают безоговорочное положительное мнение о достоверности отчетности кредитных организаций», — сказала глава ЦБ, отметив, что около 90% банков, признанных банкротами с 2013 года, в том числе в 2016 году, имели достоверную отчетность по заключению аудиторов.
Ранее Набиуллина заявляла, что аудиторам требуется дополнительное регулирование. По ее словам, действующая система саморегулирования аудиторов не стимулирует их повышать ответственность за результаты своей работы. Около 50 аудиторских компаний безоговорочно заверили отчетность 150 банков, где позже регулятор обнаружил признаки недостоверности, отмечала глава ЦБ летом.
В начале ноября первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил проработать вопрос о передаче полномочий по регулированию аудиторов от Минфина к Банку России. Передача надзора Банку России может быть проведена с учетом того, что ЦБ является основным регулятором в финансовой сфере, уточнял РБК представитель секретариата Шувалова.
Автор: Бровкина Наталья Дмитриевна, доцент Департамента учета, анализа и аудита Финансового университета при Правительстве РФ
Аудиторское заключение в соответствии с МСА: теория, практика применения к отчетности по РСБУ, типичные ошибки, квест «Найти 5 ошибок».
Оглавление
1. Нормативное регулирования порядка составления аудиторского заключения
2. Преамбула к образцам аудиторских заключений
3. Наименование аудиторского заключения
4. Адресат аудиторского заключения
5. Подзаголовки в аудиторском заключении
6. Мнение аудитора
7. Концепции финансовой отчетности
8. Основание для выражения мнения
9. Типы модифицированного мнения
10. Мнение с оговоркой
11. Отрицательное мнение
12. Отказ от выражения мнения
13. Сомнения в непрерывности деятельности аудируемого лица
14. Основание для выражения мнения
15. Существенная неопределенность в отношении непрерывности деятельности
16. Ключевые вопросы аудита
17. Важные обстоятельства
18. Прочие сведения
19. Прочая информация
20. Ответственность руководства и лиц, отвечающих за корпоративное управление
21. Ответственность аудитора
22. Имя руководителя аудита
23. Подпись аудитора
24. Сведения об аудиторской организации
26. Представление аудиторского заключения клиенту
28. Ответы на квест
Нормативное регулирования порядка составления аудиторского заключения
В течении 2017 года аудиторские заключения можно было составлять в соответствии с требованиями Федеральных стандартов аудиторской деятельности, если договор на проведение аудита был заключен до 1 января 2017 года:
СОСТАВЛЕНИЕ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н (ред. от 30.11.2016) “О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации”
3. Установить, что в 2017 году в случае, если договор на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации был заключен до 1 января 2017 года, аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе составлять аудиторское заключение, по такому договору в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, действовавшими до вступления в силу международных стандартов аудита, указанных в пункте 1 настоящего приказа.
Важно! С 1 января 2018 года составление аудиторских заключений производится только в соответствии с требованиями Международных стандартов аудита, вне зависимости от того, когда был заключен договор на проведение аудита.
Типичная ошибка
Выданные в 2018 года аудиторские заключения составлены в соответствии с требованиями ФСАД, или даже по еще ранее действовавшим правилам
В Российской Федерации действует статья 6 Закона «Об аудиторской деятельности», которая устанавливает требования к содержанию аудиторского заключения:
Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 03.07.2016) “Об аудиторской деятельности”, ст. 6 :
2. Аудиторское заключение должно содержать:
1) наименование “Аудиторское заключение”;
2) указание адресата (акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица);
3) сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;
4) сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членами которой являются указанные аудиторская организация или индивидуальный аудитор, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций;
5) перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности между аудируемым лицом и аудиторской организацией, индивидуальным аудитором;
6) сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (объем аудита);
7) мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;
7.1) результаты проверки, проведенной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором в соответствии с другими федеральными законами;
8) указание даты заключения.
3. Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.
4. Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.
Важно!
Данный материал актуален, пока статья 6 Закона об аудиторской деятельности действует в этой редакции. При изменении редакции статьи порядок составления аудиторского заключения может быть изменен.
Поэтому МСА, регулирующие составление аудиторского заключения (МСА 700, 705 и другие) применяется в части, не противоречащей статье 6 Закона «Об аудиторской деятельности». Об этом указано в пункте 50 МСА 700:
Аудиторское заключение, предусмотренное законом или нормативным актом
50. Если в соответствии с законом или нормативным актом конкретной юрисдикции аудитор должен использовать определенный порядок изложения или определенную формулировку аудиторского заключения,то такое заключение должно иметь ссылку на Международные стандарты аудита только в том случае, если оно включает как минимум каждый из следующих элементов (см. пункты A70 – A71):
(b) адресат, как того требуют условия задания;
(c) раздел “Мнение”, в котором выражается мнение о финансовой отчетности и содержится указание на применимую концепцию подготовки финансовой отчетности, использованную для подготовки финансовой отчетности, включая указание на юрисдикцию, в которой принята соответствующая концепция подготовки финансовой отчетности, отличная от Международных стандартов финансовой отчетности или Международных стандартов финансовой отчетности для организаций государственного сектора (см. пункт 27);
(d) указание на финансовую отчетность организации, прошедшей аудит;
(e) заявление о независимости аудитора по отношению к организации согласно соответствующим этическим требованиям, применимым к аудиту, и выполнении им прочих этических обязанностей в соответствии с данными требованиями. Это заявление должно указывать на юрисдикцию, в которой приняты соответствующие этические требования, или содержать ссылку на Кодекс СМСЭБ;
(f) раздел, предусмотренный требованиями к составлению аудиторского заключения, изложенными в пункте 22 МСА 570 (пересмотренного), который не противоречит этим требованиям, если применимо;
(g) раздел “Основание для выражения мнения с оговоркой (или отрицательного мнения)”, предусмотренный требованиями к составлению аудиторского заключения, изложенными в пункте 23 МСА 570 (пересмотренного), который не противоречит этим требованиям, если применимо;
(h) раздел, который содержит информацию в соответствии с требованиями МСА 701 или дополнительную информацию об аудите, предписанную законом или нормативным актом, и который отражает требования к составлению заключений, предусмотренные этим стандартом, и не противоречит данным требованиям, если применимо (см. пункты A72 – A75):
МСА 701, пункты 11 – 16.
(i) раздел, который отражает требования к составлению заключений, предусмотренные пунктом 24 МСА 720 (пересмотренного), и который не противоречит этим требованиям, если применимо;
(j) описание ответственности руководства за подготовку финансовой отчетности и определение лиц, ответственных за осуществление надзора за процессом составления финансовой отчетности, которое отражает требования пунктов 33 – 36 и не противоречит им;
(k) ссылка на Международные стандарты аудита, закон или нормативный акт и на описание ответственности аудитора за аудит финансовой отчетности, которое отражает требования пунктов 37 – 40 и не противоречит им (см. пункты A50 – A53).
(l) имя руководителя аудита в случае аудита полного комплекта финансовой отчетности общего назначения организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, за исключением редких случаев, когда можно обоснованно ожидать, что такое раскрытие информации может создать угрозу личной безопасности;
(m) подпись аудитора;
(n) адрес аудитора;
(o) дата аудиторского заключения.
На факт возможного отличия правил составления аудиторского заключения в соответствии с МСА и национальным законодательством указывается также в других стандартах:
Аудиторское заключение предписывается законом или нормативным актом
21. В некоторых случаях законы или нормативные акты соответствующей юрисдикции предписывают формат или формулировки аудиторского заключения в таком виде или в таких терминах, которые значительно отличаютсяот требований Международных стандартов аудита. В этих обстоятельствах аудитор должен оценить:
(a) не может ли возникнуть у пользователей неверное понимание той определенности, которую они почерпнут из аудита финансовой отчетности, и, если это так,
(b) могут ли дополнительные пояснения в аудиторском заключении уменьшить возможное неверное понимание .
Если аудитор приходит к заключению, что дополнительные пояснения в аудиторском заключении не могут уменьшить возможное неверное понимание, он не может принять предложение о проведении этого аудита, за исключением случаев, когда это требуется законом или нормативным актом. Аудит, проведенный в соответствии с таким законом или нормативным актом, не соответствует Международным стандартам аудита. Следовательно, аудитор не может включать в аудиторское заключение какие-либо утверждения о том, что конкретное аудиторское задание проводилось в соответствии с Международными стандартами аудита (см. пункты A36 – A37).
См. также МСА 700 “Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности”, пункт 43.
При проведении сравнительного анализа требований МСА 700 и статьи 6 Закона «Об аудиторской деятельности» можно сделать вывод, что существенных различий между ними нет.
Важно!В Российской Федерации действует статья 6 Закона «Об аудиторской деятельности», которая устанавливает требования к содержанию аудиторского заключения. Поэтому примеры аудиторских заключений, приведенные в МСА, требуют адаптации в соответствии с правилами национального законодательства Российской Федерации.
При составлении аудиторского заключения требуется учитывать одновременно и статью 6 Закона 307-ФЗ и МСА 700, то есть получается такой своеобразный «микс» между требованиями Закона и МСА.
“Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2016 год” (приложение к письму Минфина России от 28.12.2016 N 07-04-09/78875)
При составлении аудиторского заключения особое внимание должно быть обращено на:
- соблюдение требований к составу элементов аудиторского заключения, установленныхчастью 2 статьи 6Федерального закона “Об аудиторской деятельности”;
- соблюдение требований к оформлению аудиторского заключения, установленныхМСА 700(пересмотренный),701,705(пересмотренный),706(пересмотренный);
допустимость и обоснованность включения в аудиторское заключение информации, не предусмотренной установленными требованиями к форме и содержанию его.
При составлении аудиторского заключения необходимо ориентироваться на примеры аудиторских заключений, приведенные в МСА 700, МСА 705 и МСА 706. Кроме того, в соответствии с решением Совета по аудиторской деятельности целесообразно руководствоваться Сборником примерных форм аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленных в соответствии с Международными стандартами аудита, размещенным на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru в разделе “Аудиторская деятельность – Стандарты и правила аудита – Разъяснения и рекомендации”.
Типичная ошибка
Аудиторское заключение составляется четко по образцу, приведенному в МСА 700, 705 и других, без учета требований статьи 6 Закона об аудиторской деятельности.
Это неправильно! Примеры МСА следует адаптировать к требованиям национального законодательства
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.