Сегодня рассмотрим тему: "с 04.05.2019 - 2020 аудиторы должны уведомлять росфинмониторинг о подозрительных сделках клиентов" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
Содержание
- 1 С 4 мая аудиторы должны будут сообщать о подозрительных сделках клиентов
- 2 Росфинмониторинг разработал для аудиторов методические рекомендации, как выявлять сомнительные сделки клиентов и сообщать об этом
- 3 Аудиторов обязали информировать Росфинмониторинг о подозрительных операциях клиентов наряду с адвокатами, нотариусами и бухгалтерами
- 4 С 04.05.2018 аудиторы должны уведомлять Росфинмониторинг о подозрительных сделках клиентов
- 5 По каким сделкам аудиторы донесут на клиентов в Росфинмониторинг
- 6 С 4 мая аудиторы будут уведомлять Росфинмониторинг о подозрительных сделках клиентов
- 7 Аудиторы обязаны сообщать в Росфинмониторинг о сомнительных сделках клиентов
- 8 Аудиторов обязали стучать на клиентов и еще три важные поправки
С 4 мая аудиторы должны будут сообщать о подозрительных сделках клиентов
Для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов введена обязанность при оказании аудиторских услуг уведомлять уполномоченный орган (Росфинмониторинг) при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Напомним, что в настоящее время такая обязанность уже есть у адвокатов, нотариусов, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.
Кроме того, поправками в Закон № 115-ФЗ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма введено понятие “личный кабинет” и установлен правовой режим его использования.
Росфинмониторинг разработал для аудиторов методические рекомендации, как выявлять сомнительные сделки клиентов и сообщать об этом
6 декабря 2018 года Минфин РФ, совместно с ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» и Росфинмониторингом провел круглый стол на тему: «Повышение роли аудиторов в антиотмывочной системе». В мероприятии также приняли участие саморегулируемые организации аудиторов и представители бизнес-сообщества.
За круглым столом участники обсудили возможные риски легализации преступных доходов и финансирования терроризма при оказании аудиторских услуг и рассмотрели новые требования «антиотмывочного» законодательства к аудиторам.
В ходе мероприятия Росфинмониторинг представил разработанные для аудиторов методические рекомендации, в документе разъяснятся порядок выявления сомнительных сделок и операций клиентов. О подозрительных случаях при проверке компаний аудиторов обязали сообщать в Федеральную службу по финансовому мониторингу.
Видео (кликните для воспроизведения). |
По каким критериям аудиторы будут оценивать «сомнительность» сделки? Какие компании попали в зону риска в связи с изменениями? Как организовать взаимодействие с аудиторами, чтобы обезопасить свои интересы? Ответим в статье на эти и другие вопросы.
Методические рекомендации для аудиторов (Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 23 ноября 2018 г. № 56) разработаны во исполнение и в соответствие с Федеральными законами: № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее-ФЗ № 115), № 307 «Об аудиторской деятельности» (далее-ФЗ № 307), международными стандартами ФАТФ, международными стандартами аудита и иными нормативно-правовыми актами.
Кроме общих положений, рекомендации разделены на два блока, один из которых посвящен рискам отмывания доходов и финансирования терроризма (далее – ОД/ФТ) при совершении операций, а второй порядку уведомления контролирующего органа при выявлении таких рисков.
В тексте документа разъясняется, что аудиторы могут делать выводы о наличии риска в действиях проверяемого лица, руководствуясь своим профессиональным суждениям и оценкой деятельности этого лица по определенным критериям.
Рекомендациями определены три основные группы рисков:
- Страновые – связанные со страной, определенной географической территорией деятельности или регистрации проверяемого.
- Операционные – связанные с определенными услугами, операциями, поставками, продуктами проверяемого лица.
- Клиентские – связанные с деятельностью самого проверяемого и его контрагентов.
В первой группе перечислено 6 оснований для определения риска, например:
- проверяемое лицо, его партнеры или бенефициарные владельцы являются резидентами стран, не имеющих надлежащих систем противодействия ОД/ФТ, или стран оказывающих поддержку террористической деятельности;
- контрагенты или клиенты аудируемого лица являются нерезидентами РФ;
- контрагенты или клиенты проверяемого, его филиалы зарегистрированы на территории государств, в отношении которых применяются специальные экономические меры в соответствии с ФЗ N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах».
К операционным отнесены риски, связанные с возможным «обналичиванием» денег, хищением, с проведением трансграничных операций с обращением ценных бумаг, с мошенничеством или преднамеренным банкротством, а также с лицами, подпадающими под санкционный режим. Операционные риски могут возникнуть по 28 основаниям, перечисленным в Методических рекомендациях, к ним относятся, например:
Видео (кликните для воспроизведения). |
- операции компании, выходящие за рамки обычной деятельности;
- банковские авуары;
- операции проверяемого, проводимые на трансграничной основе в юрисдикциях с разными обстоятельствами ведения бизнеса и культурами;
- операции по приобретению имущества с отсрочкой/рассрочкой платежа под проценты за отсрочку/рассрочку, если проценты переводятся на счета иностранных банков;
- большое количество операций с наличными деньгами;
- многочисленные перепродажи товаров и услуг;
- инвестиции в недвижимость по высоким, или, наоборот, заниженным ценам;
- прощение долга по неисполненным обязательствам.
К категории клиентских отнесены риски, связанные с особенностями структуры собственности и органов управления аудируемого, с его репутацией и образом действий, с возможной коррупцией и хищением государственных средств, с особенностями деятельности. Всего в группе 28 оснований для определения риска, например:
- регистрация клиента проверяемого, или его партнеров по массовому адресу;
- интенсивный оборот денежных средств;
- осуществление консалтинговой, строительной, туроператорской деятельности, розничная торговля;
- отказ проверяемого лица в доступе проверяющего к его документации;
- необычные задержки предоставляемой информации.
Кроме перечисленных в перечнях Методических рекомендаций рисков ОД/ФТ, аудитор в ходе проверки может выделить и другие, дополнительные группы рисков. Перечни могут дополняться аудиторами на основании анализа операций проверяемых лиц, складывающейся практики взаимодействия с ними, или других факторов.
При определении рисков аудиторами должны учитываться и признаки необычных сделок, установленных Приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок». Этим приказом определен длинный перечень признаков, вызывающих подозрение, который применяется для оценки деятельности как юридических лиц, так и ИП.
Важно отметить, что некоторые из признаков можно выявить в деятельности очень многих компаний, например:
- необоснованная поспешность в проведении операции;
- заключение договоров с компанией или ИП, период деятельности которых с момента регистрации составляет менее года;
- осуществление сделки с недвижимым имуществом, стороной по которой выступает нерезидент.
Также в Методических рекомендациях перечисляются факторы, которые повышают риски ОД/ФТ. При проведении проверки аудиторы должны их учитывать наряду с основными критериями. Такими факторами являются:
- отсутствие сведений о клиенте проверяемого лица, или его партнере в открытых источниках информации;
- отсутствие централизованного корпоративного управления и деятельность проверяемого лица сразу в нескольких юрисдикциях;
- наличие записи о недостоверности сведений о клиенте аудируемого, или его партнере в ЕГРЮЛ;
- привлечение деловых посредников, обоснованность привлечения которых является неочевидной;
- существенная недостача материальных активов;
Информация о подозрительных операциях будет передаваться в контролирующий орган как в случае обязательного, так и в случае инициативного аудита.
Сведения направляются аудитором в Росфинмониторинг электронным сообщением через личный кабинет на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу. Если передать информацию указанным способом невозможно, она представляется в госорган на машинном носителе в виде электронного документа. При этом на аудитора возлагается обязанность по соблюдению мер, исключающих доступ к документам третьих лиц во время доставки.
Важно отметить, что аудитор не вправе сообщить клиенту о том, что направил сведения о его подозрительных операциях. Запрет на разглашение такой информации установлен пунктом 4 части 7.1 ФЗ № 115 и пунктом 3.1 части 2 статьи 13 ФЗ № 307.
Новые Методические рекомендации вызвали неоднозначную реакцию в бизнес-сообществе. В большинстве случаев компании приглашают аудиторов по собственной инициативе для проверки своего финансового положения. Очевидно, что бизнесмены не готовы платить аудиторам за проверки, направленные, в том числе, и на выявление рисков ОД/ФТ.
Критерии риска в Методических рекомендациях разрабатывались для недопущения финансирования терроризма и отмывания доходов. Из текста документа следует, что особое внимание аудиторы должны уделять сложным, запутанным и не имеющим объективного экономического смысла операциям. Однако при определении групп риска использованы общие, расплывчатые, формулировки, затрудняющие понимание и позволяющие подвести под представленные в документе критерии подавляющее количество сделок.
Например, к показателям риска отнесены попытки аудируемого лица затруднить понимание его деятельности, но не разъяснено, какими конкретно действиями (бездействием) проверяемый может затруднять понимание своей деятельности. Также к категории клиентских рисков относится необычная задержка предоставления запрошенной аудитором информации, но понятие «необычности» задержки не раскрывается. Вызывает вопросы еще одна формулировка: риском является подозрение, что руководство проверяемого лица действует по указанию третьих лиц, сведения о которых не раскрывает. Но на чем могут основываться эти подозрения и как должны подкрепляться?
В первую очередь в «зоне риска» оказываются компании, осуществляющие виды деятельности, прямо перечисленные в Методических рекомендациях: продажа легкового транспорта, туризм, строительство, консалтинг и др. Особое внимание уделяется компаниям, сотрудничающим с иностранными контрагентами и юридическим лицам.
Тем не менее, в поле зрения Федеральной службы по финансовому мониторингу может попасть практически любое проверяемое лицо. С принятием новых правил, в Росфинмониторинг может быть передана информация о подозрительных операциях любой компании, если в ходе проверки аудитор определит риски, руководствуясь оценкой деятельности аудируемого, или своим профессиональным суждением. Риск есть даже в случае, когда формально операция не соответствует критериям, указанным в Методических рекомендациях.
При этом мнение аудитора может быть субъективным и не соответствующим действительности, однако сведения о компании все равно будут переданы в контролирующий орган. А дальше компании придется доказывать отсутствие в деятельности признаков ОД/ФТ.
Как предотвратить признание операций подозрительными?
Напомним, что согласно ФЗ № 115, сообщать в Росфинмониторинг о подозрительных клиентах, кроме аудиторов, должны бухгалтеры, адвокаты и нотариусы, юристы. Государство усиленно контролирует сферу предпринимательской деятельности в части соблюдения «антиотмывочного» и антитеррористического законодательства. С последствиями такого контроля столкнулись многие представители бизнес-сообщества, чьи банковские счета были заблокированы в результате проверок, а компании внесены в список «подозрительных».
Очевидно, что во избежание неприятностей с контролирующими органами компания должна вести деятельность, полностью отвечающую требованиям закона, но даже при соблюдении этого условия остаются риски.
Новые Методические рекомендации существенно расширяют перечень компаний, сделки и операции которых могут вызывать подозрение.
Учитывая тот факт, что аудитор не будет сообщать о выявленных рисках, руководство компании может узнать о направлении сведений в Росфинмониторинг уже постфактум. Поэтому важно проверять благонадежность контрагентов через общедоступные сервисы, запрашивать документации у потенциальных партнеров и подстраховываться иными способами. Игнорирование этого этапа может привести к тому, что сведения о компании попадут в Росфинмониторинг на том основании, что подозрения вызывает не сам аудируемый, а его контрагент.
Также аудиторы обращают внимание на позицию компании относительно профилактики правонарушений. Хорошим показателем будут внедрение в бизнес- процесс процедур для обеспечения добросовестной работы компании, разъяснительная работа с сотрудниками (инструктажи, ознакомление с тематическими НПА) и полностью прозрачная отчетность.
Анна Коняева
Руководитель группы компаний ЦПО
Аудиторов обязали информировать Росфинмониторинг о подозрительных операциях клиентов наряду с адвокатами, нотариусами и бухгалтерами
Устанавливается, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомляют об этом Росфинмониторинг в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.02.2005 N 82.
Указывается, что соответствующая информация предоставляется в электронной форме через личный кабинет, определенный в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, либо на оптическом или цифровом носителе информации.
С 04.05.2018 аудиторы должны уведомлять Росфинмониторинг о подозрительных сделках клиентов
С 4 мая 2018 года начинает действовать Закон от 23.04.2018 № 112-ФЗ, который обязал аудиторские фирмы и аудиторов уведомлять Росфинмониторинг о подозрительных сделках или операциях проверяемого лица на предмет отмывания преступных доходов или финансирования терроризма. С текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте публикации нормативных актов здесь.
На сегодня такая обязанность есть у адвокатов, нотариусов, а также лиц, оказывающих юридические и бухгалтерские услуги.
Новый закон установил порядок подачи через личные кабинеты надзорных органов данной информации в Росфинмониторинг.
По каким сделкам аудиторы донесут на клиентов в Росфинмониторинг
Изменения призваны повысить эффективность контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
а) операции с деньгами или имуществом на сумму свыше 600 тыс. рублей. Например, покупка ценных бумаг за наличность, покупка или продажа наличной валюты, обмен банкнот разного достоинства;
б) сделки с недвижимостью, связанные с переходом собственности, если их сумма превышает 3 млн рублей. Например, договор долевого участия в строительстве; договор паенакопления; договор аренды, который предусматривает выкуп арендуемого недвижимого имущества.
Также у Росфинмониторинга есть собственные критерии и признаки необычных сделок. Например, под контроль попадут:
— беспроцентный заём общества генеральному директору, его заместителю или иному связанному лицу;
— скупка, продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и драгоценного лома;
— однотипные сделки с одним и тем же контрагентом, вроде выдачи беспроцентных займов одному учредителю.
Кроме того, для взаимодействия с Росфинмониторингом, а также реализации своих прав и обязанностей аудиторы должны использовать информационный ресурс — личный кабинет на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга. Личный кабинет предназначен, в частности, для получения перечня организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма.
С 4 мая аудиторы будут уведомлять Росфинмониторинг о подозрительных сделках клиентов
С 4 мая 2018 года начинают действовать поправки в антиотмывочный закон, согласно которым аудиторские организации и индивидуальные аудиторы должны уведомлять Росфинмониторинг о вызывающих подозрение сделках своих клиентов.
Согласно поправкам к «подозрительным» операциям теперь относятся сделки и финансовые операции, целью которых может оказаться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма.
Кроме этого, аудиторы не должны будут уведомлять учредителей и руководителей аудируемого лица о том, что передали информацию о компании в Росфинмониторинг.
Обращаем внимание, что критерии, которые обязывают общества проводить аудит установлены Федеральным законом от 30.08.2008 № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”. Если по результатам 2017 года хотя бы один из этих критериев выполняется, аудит для ООО в 2018 году обязателен.
Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.
Росфинмониторинг разработал методические рекомендации по выявлению сомнительных сделок и информированию об этом финразведки для аудиторов. Как сообщают журналисты, с документом ознакомили представителей российских аудиторов на «круглом столе», организованном Минфином и Росфинмониторингом. В нем аудиторам разъяснили, как следует действовать при исполнении обязанности по обязательному информированию Росфинмониторинга о подозрительных клиентах и их сделках в целях исполнения требований 15-ФЗ. Ожидается, что новая методичка станет обязательной для аудиторов. При этом аудиторским компаниям не придется создавать для слежки за клиентами отдельную службу или нанимать сотрудника, ответственного по доносам на клиентов.
Как рассказал заместитель руководителя Росфинмониторинга Павел Ливадный, методические рекомендации были приняты в целях исполнения требований Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), которая уделяет особое внимание мерам противодействия финансирования терроризма и отмыванию доходов, полученных преступным путем, в посреднических секторах, в частности, среди нотариусов, юристов, аудиторов и даже риэлтеров. Для аудиторов сотрудничество с Росфинмониторингом с недавних пор стало обязательным. Поэтому для них обозначили критерии, на которые следует ориентироваться при определении благонадежности клиентов. Внимание они должны обращать, в частности, на:
- ведение предпринимательской деятельности в «опасных» отраслях: например, в строительстве или туризме;
- наличие массового адреса регистрации у самого аудируемого лица или у его контрагентов;
- продолжительность работы менее одного года (да, все новые организации автоматически попадают под подозрение);
- частую смену руководства организации;
- сложную структуру собственности;
- долгое представление документов по запросу;
- недопуск аудитораов к ключевым должностным лицам;
- осуществление частых операций с наличными средствами;
- перевод ценных бумаг в иностранные депозитарии;
- многочисленные перепродажи товаров или услуг;
- нетипичное поведение клиента и другие признаки из методички.
При выявлении сомнительного клиента или сомнительных операций аудиторы обязаны уведомить о них Росфинмониторинг через личный кабинет.. В противном случае они сами рискуют быть привлеченными к ответственности.
В ходе обсуждения методичка вызвала много вопросов у аудиторов. Они отметили, что требования во многом дублируют обязанности банков по информированию Росфинмониторинга. Кроме того, аудиторы отметили, что они мало сочетаются с принципами проведения аудита. Однако после того, как документ будет утвержден советом по аудиторской деятельности при Минфине, он станет обязательным для применения всеми российскими аудиторами.
Аудиторы обязаны сообщать в Росфинмониторинг о сомнительных сделках клиентов
Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2018 г. № 1332 был дополнен круг субъектов, указанных в Положении о порядке передачи информации в Росфинмониторинг адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг (утверждено постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2005 г. № 82).
Изменения связаны с включением Федеральным законом от 23 апреля 2018 г. № 112-ФЗ в сферу действия Положения аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов при оказании аудиторских услуг.
В связи с этим Минфин России выпустил информационное письмо от 7 декабря 2018 г. № ИС-аудит-25, в котором пояснил, что аудиторы должны уведомлять Росфинмониторинг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого клиента осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Срок передачи информации – в течение 3 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей сделки или финансовой операции. Информация передается в электронной форме через личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга или на электронном носителе (при невозможности использования личного кабинета).
Передаваемая информация должна содержать:
сведения, необходимые для идентификации клиента;
вид операции (сделки) и основания ее совершения;
дата совершения операции (сделки) и сумма;
обстоятельства, свидетельствующие, что операция связана с отмыванием доходов;
Формат представления сведений определит Росфинмониторинг.
Аудиторов обязали стучать на клиентов и еще три важные поправки
С начала 2017 года администрирование обязательных страховых взносов перешло к налоговой инспекции. Теперь за их неуплату, как и за неуплату налогов, государство вводит уголовную ответственность. Цель очевидна: пополнение бюджета. Криминализация неуплаты подстегнет руководителей активнее перечислять страховые взносы. Расследованием преступлений по статьям 198—199.4 Уголовного кодекса РФ займется Следственный комитет.
Андрей Гривцов
Адвокат, старший партнер адвокатского бюро «ЗКС», Москва
До 3 лет тюрьмы грозит Генеральному Директору за неуплату страховых взносов в особо крупном размере.
Что изменится. Против Генерального Директора возбудят уголовное дело, если долг по обязательным страховым взносам превышает 1,8 млн руб. или 10% от общей суммы, подлежащей к уплате. Размер будет считаться особо крупным, если сумма больше 9 млн руб. или составляет 20% от общей суммы, вне зависимости от периода неуплаты. Если долг меньше, уголовная ответственность не наступает.
Чтобы избежать привлечения к уголовной ответственности, необходимо:
- исправно платить страховые взносы;
- своевременно представлять налоговые декларации и иные документы;
- не включать в представляемые документы заведомо ложные сведения.
Что грозит руководителю. Если Генеральный Директор совершит преступление впервые и погасит весь долг, его освободят от ответственности. При неуплате страховых взносов в крупном размере руководителя ждет штраф на сумму 100—300 тыс. руб., принудительные работы или лишение свободы на срок до одного года. Для особо крупного размера предусмотрены штраф на сумму 300—500 тыс. руб., принудительные работы или лишение свободы на срок до четырех лет.
Источник: проект федерального закона №927133-6 «О внесении изменений в УК и УПК РФ в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды»
Когда документ вступит в силу: прошел первое чтение в Государственной думе
Для кого актуально: Генеральный Директор
Налоговой инспекции придется доказывать неправомерность схемы по новому
Налоговики начислили ООО «Центррегионуголь» недоимку и штраф в размере 9 млн руб. Организация закупала уголь у контрагента, но инспекция заподозрила, что сделки были фиктивными. Компания обратилась в суд с требованием отменить решение ФНС. Налоговая инспекция установила, что контрагент не имел необходимого персонала, активов, транспортных средств и складских помещений. И указала, что договор был подписан неустановленным лицом. Однако суд признал решение инспекции незаконным, установив в процессе разбирательства дела, что по факту уголь был поставлен. Доказательства о получении обществом необоснованной налоговой выгоды были признаны недостаточными (определение ВС РФ от 29.11.2016 №305 КГ16–10399 по делу №А40-71125/2015). Теперь решения по подобным делам можно считать закрепленными законодательно. В Налоговом кодексе РФ появилась норма, которая определяет, что такое налоговая выгода и когда ее признают необоснованной (ст. 54.1).
Павел Андрейкин
Заместитель руководителя департамента налоговой безопасности, международного планирования и развития «КСК групп», Москва
В чем суть изменений. В новой статье указано, что налоговая выгода считается обоснованной при одновременном соблюдении двух условий.
Во-первых, основной целью сделки не должны быть возврат суммы налога или его неуплата. Речь идет о ситуациях, когда компания принимает затраты по сделкам, оформленным лишь документально, но не совершенным в действительности. А также, когда применяется искусственное дробление бизнеса — создается несколько идентичных компаний, применяющих УСН. За счет этого налог на прибыль снижается, хотя объективных причин для разделения бизнеса нет.
Во-вторых, обязательство по сделке должна выполнить другая сторона договора, заключенного с налогоплательщиком. Новация не коснется комиссионных и агентских схем работы, а также привлечения субподрядчиков. Речь идет о ситуациях, когда договор подписан с подрядчиком, однако в ходе проверки инспекция устанавливает, что работу выполняли сотрудники самого налогоплательщика или «гастарбайтеры», не имеющие отношения к контрагенту.
Теперь налоговая инспекция не сможет автоматически доначислить налоги в случаях, когда:
- документы подписаны неустановленным лицом;
- существовала возможность заключить договор с более добросовестным контрагентом;
- подрядчик нарушил налоговое законодательство.
Что грозит бизнесу. Инспекторам станет сложнее доказывать налоговые схемы. Вероятно, положения нормы начнут рассматривать вместе с иными обстоятельствами налоговых споров. Об этом свидетельствует письмо ФНС России от 13.07.2017 №ЕД-4-2/13650@. Проверки призваны не только выявить получение необоснованной налоговой выгоды, но и установить конечного выгодоприобретателя, а также умысел.
Источник: Федеральный закон от 18.07.2017 №163 ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»
Когда документ вступает в силу: 19 августа 2017 года
Для кого актуально: Генеральный Директор
Больше не нужно облагать налогом доходы в виде интеллектуальных прав, которые компания выявила при инвентаризации (ст. 251 НК РФ).
Юлия Майфет
Руководитель налоговой практики юридической фирмы «Селютин и партнеры», Москва
В чем суть изменений. За годы работы предприятие создало научно-технические результаты — исследования или наработки по техническим новинкам. Теперь директор хочет оформить права на них, например патент на изобретение, и использовать в предпринимательской деятельности. Ему понадобится провести инвентаризацию и перечислить налог на прибыль с рыночной стоимости этих результатов. Однако теперь государство решило объявить налоговую амнистию: за объекты интеллектуальной собственности, выявленные в период с 1 января 2017 по 1 января 2019 года, платить не придется.
Насколько это выгодно. Поправки в статьи 251 и 262 Налогового кодекса РФ предоставляют дополнительные налоговые льготы предприятиям, которые ведут научные исследования или опытно-конструкторские разработки.
Помните, что льгота выражается не только в отсутствии налогообложения, но и в возможности включить дополнительные расходы на НИОКР с повышающим коэффициентом. К таким затратам относятся, в частности, страховые взносы во внебюджетные фонды, начисленные с выплат сотрудникам, выполняющим эти работы. Расходы на НИОКР с коэффициентом 1,5 можно включить либо в прочие расходы в период завершения этих работ, либо в первоначальную стоимость нематериальных активов. Иначе они будут учитываться в размере фактических затрат.
Источник: Федеральный закон от 18.07.2017 №166 ФЗ «О внесении изменений в статьи 251 и 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
Когда документ вступит в силу: 1 января 2018 года
Для кого актуально: Генеральный Директор
3 млн руб. — максимальная сумма сделки с недвижимостью, которая не привлечет внимание Росфинмониторинга
Ваш аудитор доложит о сомнительных операциях в ФНС и Росфинмониторинг
Генеральные Директора порой воспринимают аудиторскую проверку как способ устранить ошибки и внести исправления в бухгалтерскую и налоговую отчетность. Теперь все изменится. С 1 января 2018 года аудитор должен сообщать обо всех ошибках, чтобы ФНС могла доначислить налоги. Кроме того, 7 июня Госдума приняла в первом чтении законопроект, который возлагает на аудиторов обязанность докладывать о сомнительных операциях клиентов в Росфинмониторинг. Доверяться аудиторам станет опаснее, особенно для малых и средних предприятий.
Екатерина Шестакова
Генеральный Директор ООО «Актуальный менеджмент», Москва
В чем суть изменений. Представьте ситуацию: в Вашей компании имеется складское помещение, но вы его не зарегистрировали, поскольку не знали об этой обязанности. Аудитор помог найти ошибку, Вы ее исправили. С 2018 года ревизоры начнут докладывать о таких ошибках в инспекцию, а ФНС будет доначислять налоги. Изменения приведут к сужению рынка: лучше вообще не привлекать аудитора, если тот сообщит в налоговую инспекцию об ошибках и нарушениях. Приглашение эксперта для ревизии повысит риск выездной налоговой и встречной проверки.
Что делать бизнесу. Увеличится число случаев «черного аудита», когда заключение выдается без проверки бухгалтерской отчетности. Многим акционерным обществам, которые должны проводить аудит в обязательном порядке, придется поменять организационно-правовую форму на ООО.
Источник: проект федерального закона №96436-7 «О внесении изменений в статьи 82 и 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации» (о наделении налоговых органов полномочиями по истребованию у аудиторских организаций документов, полученных ими о налогоплательщике)
Когда документ вступит в силу: 1 января 2018 года
Для кого актуально: Генеральный Директор
Павел Тимохин
Руководитель отдела бухгалтерского консалтинга компании «Фингуру», Москва
В чем суть изменений. Если аудитор заподозрит, что клиент отмывает доходы, он будет обязан сообщить об этом в Росфинмониторинг. Например, о том, что на заброшенный счет компании поступают деньги, которые потом снимают наличными. В свою очередь Росфинмониторинг будет сообщать о подозрительных сделках в налоговую инспекцию и полицию.
С 2018 года внешние аудиторы начнут докладывать о Ваших ошибках учета в инспекцию, а ФНС будет доначислять налоги. Риск выездной проверки вырастет
Какие сделки заинтересуют Росфинмониторинг. Эти сделки перечислены в статье 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». К таким сделкам относятся: а) операции с деньгами или имуществом на сумму свыше 600 тыс. руб. Например, покупка ценных бумаг за наличность, покупка или продажа наличной валюты, обмен банкнот разного достоинства. Распространенная ситуация, когда бухгалтер вносит на счет компании наличные деньги на сумму 610 тыс. руб., действуя в ее интересах. Притом что это не обусловлено характером хозяйственной деятельности организации; б) сделки с недвижимостью, связанные с переходом собственности, если их сумма превышает 3 млн руб. Например, договор долевого участия в строительстве; договор паенакопления; договор аренды, который предусматривает выкуп арендуемого недвижимого имущества.
Также у Росфинмониторинга есть собственные критерии и признаки необычных сделок (приказ от 08.05.2009 №109). Например, под контроль попадут:
- беспроцентный заем общества Генеральному Директору, его заместителю или иному связанному лицу;
- скупка, продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и драгоценного лома;
- однотипные сделки с одним и тем же контрагентом, вроде выдачи беспроцентных займов одному учредителю.
Источник: проект федерального закона №134557-7 «О внесении изменений в статьи 7.1 и 7.3 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»
Когда документ вступит в силу: через 10 календарных дней после опубликования
Для кого актуально: Генеральный Директор
Впервые опубликовано на e.gd.ru
Свежие статьи про то, как экономить на полезных сервисах и получать удовольствие от ведения бизнеса
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.