Российские стандарты аудиторской деятельности

Сегодня рассмотрим тему: "российские стандарты аудиторской деятельности" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.

На основе действующих международных стандартов аудита разработан ряд отечественных аналогов. В целом стандарты можно подразделить на несколько групп: 1) российские правила (стандарты), имеющие аналоги среди международных стандартов аудита; 2) российские правила (стандарты), имеющие существенные отличия от международных стандартов аудита; 3) российские правила (стандарты), не имеющие аналогов в системе международных стандартов аудита; 4) международные стандарты, не имеющие аналогов в системе российских стандартов аудита. Значительная часть российских стандартов аудита тождественна или в существенных аспектах близка к международным стандартам аудита. Имеющиеся расхождения обусловлены:

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).
  • 1) различиями в подходах к аудиту;
  • 2) формальными различиями – стиль и оформление документов, подробности изложения; практические примеры и т.п.;
  • 3) реформой международных стандартов аудита.

Начиная с 1998 г. на развитие бухгалтерского учета в России повлиял ряд важных событий. В первую очередь была принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (утверждена постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283). В этой Программе были определены следующие задачи:

  • · сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
  • · обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
  • · оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

Таким образом, была поставлена задача обеспечить доступ всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности организаций. Для выполнения этой задачи были решены следующие вопросы:

  • · переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность;
  • · органичное сочетание нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями;
  • · взвешенное использование международных стандартов финансовой отчетности в национальном регулировании.

В России национальные правила (стандарты) разрабатываются на основе международных. Двойное название Российских правил (стандартов) подчеркивает их преемственность с международными и схожесть по многим вопросам.

В ФЗ определены сущность, место и роль стандартов аудита в регулировании аудиторской деятельности. В соответствии с законом правила (стандарты) ауд. деятельности устанавливают единые требования к порядку осуществления аудиторских проверок и оказания сопутствующих аудиту услуг, оформлению результатов, оценки качества аудита, а также к порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации.

В России стандарты аудита подразделяются на 3 группы:

  • 1. федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
  • 2. внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;
  • 3. внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством РФ. Они обязательны для всех участников аудиторской деятельности, за исключением тех правил, которые носят рекомендательный характер.

В настоящее время в России принят 31 стандарт. Кроме того, на уровне национальных стандартов, помимо федеральных, т.е. принятых после выхода ФЗ, действуют стандарты, принятые до выхода ФЗ, которые применяются в части, не противоречащей законодательству. Обе группы правил разработаны в соответствии с МСА.

Федеральные правила более приближены к международным, т.к. они содержат соответствующие ссылки и похожи с МСА по своей структуре и содержанию.

Стандарты 2 группы разрабатывались в период становления нормативной базы аудита и поэтому значительно отличаются от международных аналогов. В них были сформулированы не только общие принципы аудита, но и практические рекомендации, которые рассмотрены в Положении по международной аудиторской практике.

Профессиональные аудиторские объединения имеют право принимать для своих членов внутренние стандарты, если это предусмотрено Уставом объединения. Требования таких стандартов не должны противоречить требованиям федеральных стандартов, кроме того, они не должны быть ниже требований Российских стандартов.

Аудиторские организации и аудиторы в соответствии с требованиями законодательства, а также стандартов вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы. Однако некоторые стандарты, касаемые планирования, документирования, составления рабочей документации, аудиторского заключения являются обязательными.

Для обеспечения единого подхода к проведению аудиторской проверки в аудиторской организации должны быть разработаны внутренние стандарты аудита, которые не должны противоречить федеральным и быть ниже их по требованию или международным, если аудиторская проверка проводится по МСА.

Наличие системы внутренних стандартов в аудиторской организации является показателем профессионализма ее деятельности.

Внутренние стандарты разрабатываются в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторской организации».

Внутрифирменные стандарты являются индивидуальными в каждой аудиторской организации. Их содержание в большинстве случаев – это закрытая информация. Внутренние стандарты должны содержать конкретные рекомендации, позволяющие аудиторам на практике определять четкий порядок своих действий по выполнению требований стандартов и повышению качества аудиторской проверки.

Как правило, внутрифирменные стандарты аудита детализируют национальный и международный стандарты. Они доводят общепринятые требования до уровня конкретных методик и конкретных указаний исполнителям, осуществляющим аудиторскую проверку.

Внутренние стандарты регламентируют деятельность аудиторов в пределах аудиторской организации и обеспечивают урегулирование отдельных вопросов, связанных с проверкой и потенциальных конфликтов.

Применение внутрифирменных стандартов позволяет соблюдать:

  • 1) требования вышестоящих стандартов проведения проверки;
  • 2) сделать технологию и организацию проведения аудита рациональной;
  • 3) снизить трудоемкость аудиторской проверки;
  • 4) обеспечить контроль за работой ассистентов аудитора;
  • 5) способствовать снижению аудиторского риска;
  • 6) содействовать соблюдению аудиторами профессиональной этики и детализировать поведение аудиторов в конкретных ситуациях.
Читайте так же:  Минимальные размеры оплаты труда

Внутрифирменные стандарты могут быть объединены по своему назначению в отдельные группы: общие положения, порядок проведения аудита, порядок формирования выводов и заключений, порядок оказания сопутствующих аудиту услуг, стандарты по образованию и подготовки кадров, специализированные стандарты.

Аудиторские организации самостоятельно должны устанавливать перечень, сроки, порядок разработки и внедрения в практику внутренних стандартов.

Внутренние стандарты должны быть разработаны с учетом их актуальности и отвечать следующим требованиям:

  • 1. целесообразность
  • 2. преемственность и не противоречивость. Каждый последующий стандарт должен основываться на ранее принятом и обеспечить согласованность и взаимосвязь.
  • 3. логическая стройность, т.е. не должны быть четкие формулировки, целостность и ясность изложения
  • 4. полнота и детализация, т.е. в стандарте излагаемая проблема должна быть полностью рассмотрена и конкретизирована по отдельным вопросам
  • 5. единство терминологической базы, т.е. все термины должны одинаково толковаться.

Для удобства использования внутренние стандарты должны иметь свои реквизиты: номер, дату ввода в действие, название, дату и указание лица, утвердившего стандарт, преемственность, сферу применения.

В дополнение к внутренним стандартам могут быть разработаны приложения в виде инструкций, методик и т.п., которые предназначены для дополнительных разъяснений отдельных положений внутренних стандартов.

В аудиторской организации должен быть организован контроль за соблюдением требований внутренних стандартов.

Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности

Согласно ст. 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандарты аудиторской деятельности – единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Стандарты аудиторской деятельности подразделяются:

на федеральные стандарты аудиторской деятельности;

внутренние стандарты аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;

внутрифирменные стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер и утверждаются Правительством РФ.

Профессиональные аудиторские объединения вправе устанавливать для своих членов стандарты аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных стандартов и правил профессионального аудиторского объединения, членами которых они являются.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных стандартов аудиторской деятельности.

Аудиторские организации в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных стандартов аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Стандарты аудиторской деятельности – это нормативные правовые документы, регламентирующие единые требования к порядку осуществления, оформления и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации.

Таким образом, стандарты — это определенные требования к самому аудиту, процессу аудита и аудиторскому заключению.

Новые стандарты носят теперь не рекомендательный, как это было ранее, а обязательный характер.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 80 от б февраля 2002 года «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» аудиторские организации и индивидуальные аудиторы до утверждения федеральных правил аудиторской деятельности должны руководствоваться в своей деятельности правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

К 2001 году Комиссией по аудиторской деятельности было утверждено 37 аудиторских стандартов (правил) и Методика аудиторской деятельности «Налоговый аудит». Перечень правил (стандартов) аудиторской деятельности (ПСАД) приведен в таблице 2.

Таблица 2. Стандарты аудиторской деятельности, одобренные комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации

Федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД) и Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД) не действуют на территории Российской Федерации с 01 января 2018 года в виду вступления в действия международных стандартов аудиторской деятельности (МСА).

Перечень федеральных стандартов аудиторской деятельности, федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, утвержденных Правительством Российской Федерации, и правил (стандартов) аудиторской деятельности, одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

На данный момент действуют 29 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности — ФПСАД и 8 федеральных стандартов аудиторской деятельности — ФСАД.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД) основаны на официальном переводе международных стандартов аудита.

Стандарты аудита регулируют профессиональную деятельность аудиторов в разных странах мира и на международном уровне. Стандартизация в области аудита во всем мире позволяет достичь объективности в выражении мнения по поводу информации, отраженной в финансовой бухгалтерской отчетности.

Единообразие аудиторской деятельности является необходимым условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике и сложности их сопоставления.

В России международные аудиторские стандарты принимаются во внимание при разработке национальных стандартов, которые призваны решать те же задачи, что и международные, но в масштабе Российской Федерации. Законом об аудиторской деятельности предусмотрены федеральные стандарты аудиторской деятельности, которые:

  • • определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности;
  • • разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;
  • • являются обязательными для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, СРО аудиторов и их работников, за исключением тех положений, которые носят рекомендательный характер.
Читайте так же:  Как подключить спасибо от сбербанка

Росссийские стандарты аудита разделяются следующим образом:

  • • федеральные стандарты аудиторской деятельности;
  • • стандарты СРО аудиторов.

Федеральные стандарты аудита определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, содержащиеся в Законе об аудиторской деятельности. По состоянию на 1 июля 2011 г. в России действовало 42 федеральных стандарта аудиторской деятельности, можно разделить на три группы [8, с. 75].

Первая группа была разработана до принятия Закона об аудиторской деятельности № 119-Ф. Они применяются в части, не противоречащей действующему законодательству в соответствии с решением Совета по аудиторской деятельности при Минфине России (протокол № 68 от 25 сентября 2008 г.) (табл. 2.9.1).

Перечень правил (стандартов) аудиторской деятельности, одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации

Дата одобрения и № протокола заседания Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации

Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям

20 октября 1999 г., протокол № 6

Проверка прогнозной финансовой информации

20 августа 1999 г., протокол № 5

Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций

20 октября 1999 г., протокол № 6

Вторая группа — стандарты, принятые после выхода Закона об аудиторской деятельности № 119-ФЗ (ФПСАД), утвержденные постановлением Правительства РФ. К ним на 1 января 2013 г. относятся 29 действующих стандартов (табл. 2.9.2).

Перечень федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности утвержденных постановлением правительства (на 1 июля 2011 г.)

Международному стандарту (MCA)

Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской] отчетности.

MCA 200 «Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита»

MCA 230 «Аудиторская документация»

MCA 300 «Планирование аудита финансовой отчетности»

Существенность в аудите

«Существенность в планировании и проведении аудита»

Контроль качества выполнения заданий по аудиту

MCA 220 «Контроль качества аудита финансовой отчетности»

Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности

MCA 315 «Определение и оценка рисков существенных искажений на основе знания субъекта и его среды» MCA 330 «Действия аудитора в отношении оцененных рисков»

MCA 550 «Связанные стороны»

События после отчетной даты

MCA 560 «Последующие события»

Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица

MCA 570 «Непрерывность деятельности»

Согласование условий проведения аудита

MCA 210 «Согласование условий соглашений по аудиту»

Международному стандарту (MCA)

MCA 530 «Аудиторская выборка»

Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях

MCA 501 «Аудиторские доказательства — особое рассмотрение отдельных статей»

Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников

MCA 505 «Внешние подтверждения»

Особенности первой проверки аудируемого лица

MCA 510 «Первичные соглашения по аудиту — начальные сальдо»

MCA 520 «Аналитические процедуры»

Особенности аудита оценочных значений

MCA 540 «Аудит расчетных оценок, включая расчетные оценки справедливой стоимости, и соответствующих раскрытий»

Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника

MCA 260 «Обмен информацией с лицами, наделенными руководящими полномочиями»

Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица

MCA 580 «Письменные представления»

Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами

MCA 120 «Концептуальная основа международных стандартов аудита»

Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация

MCA 3000 «Задания по подтверждению достоверности информации, отличные от аудита и обзорных проверок исторической финансовой информации»

Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности

MCA 710 «Сравнительная информация — сравнительные данные и сравнительная финансовая отчетность»

Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность

MCA 720 «Ответственность аудитора в отношении прочей информации в документах, содержащих аудированную финансовую отчетность»

Использование результатов работы другого аудитора

MCA 600 «Особые аспекты — аудит финансовой отчетности группы (включая работу других аудиторов)»

Рассмотрение работы внутреннего аудита

MCA 610 «Использование работы службы внутреннего аудита»

Международному стандарту (MCA)

Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации

MCA 920 «Задания по выполнению согласованных процедур»

Компиляция финансовой информации

MCA 930 «Задания по подготовке финансовой информации»

Использование аудитором результатов работы эксперта

MCA Б20 «Использование работы эксперта»

Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности

MCA 2400 «Задания по обзорной проверке финансовой отчетности»

Контроль качества услуг в аудиторских организациях

MCA 220 «Контроль качества аудита финансовой отчетности»

Третья группа — девять стандартов, принятых после выхода Закона об аудиторской деятельности № 307-ФЗ (ФСАД, утвержденные приказом Минфина России (табл. 2.9.3).

Перечень федеральных стандартов аудиторской деятельности утвержденных Минфином России после выхода Закона об аудиторской деятельности № 307-ФЗ (на 1 июля 2011 г.)

Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности

MCA 700 «Заключение независимого аудитора по полному комплекту финансовой отчетности общего назначения»

Модифицированное мнение в аудиторском заключении

MCA 701 «Модификация заключения в отчете независимого аудитора»

Дополнительная информация в аудиторском заключении

MCA 706 «Пояснительные параграфы и другие вопросы в отчете независимого аудитора»

Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля

MCA 220 «Контроль качества аудита финансовой отчетности»

Читайте так же:  Росстат ввел 20 новых форм отчетности для предприятий и организаций

Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита

MCA 240 «Обязанности аудитора в отношении мошенничества при проведении аудита финансовой отчетности»

Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита

MCA 250 «Учет законодательства и нормативных актов при проведении аудита финансовой отчетности»

MCA 500 «Аудиторские доказательства»

Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам

Международный стандарт по заданиям, обеспечивающим уверенность ISAE 3000 «Задания по обеспечению уверенности, отличные от аудита или иных проверок отчетной финансовой информации»

Особенности аудита отдельной части отчетности

Новые стандарты вводятся в действие с момента, когда стандарты, утвержденные постановлением Правительства РФ, утрачивают силу. Все федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности могут быть разделены на четыре основные группы:

  • общие правила (стандарты) аудита — свод профессиональных требований относительно квалификации аудитора не зависит от точки зрения аудитора по всем вопросам, касающимся выполняемой работы, и др.;
  • правила (стандарты) проведения аудиторской проверки, которые раскрывают положение по планированию, изучению и оценке системы и внутреннего контроля, получению аудиторских доказательств;
  • правила (стандарты) составления отчета, которые указывают на то, какая именно бухгалтерская отчетность проверяется в ходе аудита, была ли она составлена в соответствии с общепринятыми правилами, а также разграничение функций аудитора и администрации организации;
  • правила (стандарты) сопутствующих аудиту услуг, которые предоставляют аудитору возможность определить, имеются ли основания для предположения о существенном несоответствии бухгалтерской (финансовой) отчетности установленным требованиям к ее составлению.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности в основном имеют единую структуру построения и содержат следующие разделы:

  • • общие принципы стандарта (цель и необходимость разработки), объект стандартизации;
  • • сфера применения стандарта;
  • • основные понятия и определения (при необходимости);
  • • сущность стандарта, в котором формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ и методы решения;
  • • практические приложения: различные схемы, таблицы, образцы документов.

Стандарты аудита СРО аудиторов:

  • • определяют требования ко всем видам аудиторских процедур, дополнительно к требованиям, установленным федеральными стандартами аудита;
  • • не могут противоречить федеральным стандартам аудита;
  • • не должны создавать препятствий осуществлению аудиторами аудиторской деятельности;
  • • являются обязательными для всех членов СРО. Внутрифирменные аудиторские стандарты используются для регулирования отношений аудиторской организации с клиентами, для обучения начинающих аудиторов и в случае возникновения конфликтных ситуаций с клиентами для подтверждения качества аудиторской проверки. Внутрифирменные стандарты способствуют снижению трудоемкости аудиторской деятельности, увеличению объема выполняемых аудиторских услуг, привлекают к аудиту специалистов со стороны и ассистентов-стажеров.

Наличие внутрифирменных аудиторских стандартов является показателем профессионализма в деятельности аудиторской фирмы. Разработка внутрифирменных стандартов должна осуществляться на основе действующих в РФ законодательных и нормативных актов, требований федеральных стандартов. При отсутствии правовых норм или требований федеральных стандартов в какой-либо специфической области аудиторские фирмы могут руководствоваться рекомендациями международных стандартов.

Аудиторская фирма, индивидуальный аудитор самостоятельно устанавливает перечень, объем, содержание, сроки, порядок разработки и использования на практике своих внутренних стандартов. С учетом рекомендаций, изложенных в федеральных стандартах, общий пакет аудиторской организации может содержать внутрифирменные стандарты по следующим вопросам:

  • • общие положения по аудиту (внутренняя структура аудиторской фирмы, внутрифирменный контроль качества, этика поведения и т.д.);
  • • порядок проведения аудита (планирование, получение аудиторских доказательств, документирование);
  • • порядок формирования выводов и заключений (структура и требования к письменной информации аудитора, порядок составления аудиторского заключения, отчеты и заключения по специальному аудиторскому заданию);
  • • сопутствующие услуги;
  • • образование и подготовка кадров (требования к профессиональному уровню работников аудиторской фирмы, порядок подготовки и повышения квалификации).

Внутрифирменные стандарты аудита могут иметь следующую структуру:

  • • общие положения (цель стандарта и сфера его применении, взаимосвязь с другими стандартами, срок действия);
  • • основные понятия и определения;
  • • суть стандарта (основные требования, проблемы и методы их решения);
  • • используемые нормативные акты;
  • • приложения.

Таким образом, стандарты аудита самой аудиторской организации должны соответствовать Закону об аудиторской деятельности, а также стандартам аудита СРО и федеральным стандартам.

Стандарты и правила аудита устанавливают общие принципы и требования к организации и осуществлению аудиторской деятельности.

Аудиторская деятельность ведется в соответствии со стандартами, устанавливающими общие принципы и требования к организации и осуществлению аудиторской деятельности. Данные стандарты являются обязательными для применения аудиторскими организациями, аудиторами при оказании ими аудиторских услуг и сопутствующих аудиту услуг. В той части, в которой стандарты затрагивают деятельность аудируемых лиц, они являются обязательными также и для этих лиц.

На территории Российской Федерации применяются федеральные стандарты аудиторской деятельности и стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов. Федеральные стандарты установлены Правительством Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации на основе международных стандартов аудита. Стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов определяются требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг. При этом стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности и являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами саморегулируемых организаций аудиторов, и работников, разработавших их.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» предусматривает переход на международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Положением о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 г. № 576.

Читайте так же:  Справка 2-ндфл с признаком 2 в 2019 - 2020 году срок сдачи

В настоящее время на территории Российской Федерации обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников являются:

9 федеральных стандартов аудиторской деятельности (утверждены приказами Минфина России от 24 февраля 2010 г. № 16н , от 20 мая 2010 г. № 46н , от 17 августа 2010 г. № 90н и от 16 августа 2011 г. № 99н);

29 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696, с последующими изменениями).

Кроме того, Советом по аудиторской деятельности рекомендованы к применению 2 правила (стандарта) аудиторской деятельности: «Проверка прогнозной финансовой информации» и «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций», одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

Контроль соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами стандартов аудиторской деятельности осуществляют саморегулируемые организации аудиторов (в отношении своих членов), а в отношении аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» – также Федеральное казначейство.

Основные принципы стандартов аудиторской деятельности

В системе нормативного регулирования аудиторской деятельности важное место занимают правила (стандарты) аудита. Реализация их требований на практике служит определенной гарантией качества проверки.

Основные принципы стандартов аудиторской деятельности выражаются в следующем:

  1. аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативные требования к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С изменением экономических условий аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности;
  2. на базе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью;
  3. аудиторские стандарты служат основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов;
  4. стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы.

Значение стандартов состоит в том, что они:

  • обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
  • содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
  • помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;
  • создают общественный имидж профессии;
  • устраняют контроль со стороны государства;
  • помогают аудитору вести переговоры с клиентом;
  • обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

Создание системы международных хозяйственных связей обусловило необходимость гармонизации стандартов аудита на международном уровне, что позволило расширить круг пользователей финансовой отчетности, облегчило сопоставление финансовых показателей деятельности компаний разных стран и дало возможность оценивать компетентность и профессионализм аудиторских фирм.

Международные стандарты аудита (МСА) – это справочник для профессиональных аудиторов, в котором содержится описание общепризнанных методов аудита. Российские практикующие аудиторы могут применять международные стандарты в своей деятельности, что будет способствовать дальнейшей интеграции в международное аудиторское сообщество.

Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимается несколько организаций, в том числе Международная федерация бухгалтеров (МФБ), созданная в 1977 г. Непосредственно аудиторскими стандартами занимается Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), который является постоянным комитетом Совета МФБ.

Международные стандарты проведения аудита, издаваемые Комитетом, должны:

  • способствовать развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;
  • унифицировать по мере возможности подход к аудиту в международном масштабе.

Статус Международных стандартов аудита. МСА предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, а также при аудите иной информации и предоставлении сопутствующих услуг. МСА содержат основные принципы и необходимые процедуры, соответствующие руководства, представленные в форме пояснительного и иного материала. Для обеспечения понимания и правильного применения основных принципов и необходимых процедур наряду с соответствующими руководствами необходимо учитывать полный текст МСА, включая пояснительные и иные материалы, содержащиеся в них. И только в исключительных случаях аудитор может отступить от МСА. При этом он должен быть готов аргументировать подобное отступление.

МСА не отменяют местных нормативных актов, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране. В той степени, в какой МСА соответствуют местным нормативным актам в конкретном случае, аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране, проводимый согласно местным нормативным актам, должен соответствовать МСА. В случае, если местные нормативные акты отличаются либо противоречат МСА по конкретному случаю, организациям – членам МФБ необходимо следовать обязательствам членства, предусмотренным в Конституции МФБ в отношении данных МСА.

Статус Положений о международной аудиторской практике. Положения о международной аудиторской практике (ПМАП) разрабатываются с целью предоставления практической помощи аудиторам в соблюдении стандартов и обеспечения надлежащей аудиторской практики.

Утвержденным текстом проекта для рассмотрения, стандарта или положения считается текст, опубликованный МФБ на английском языке. Организации – члены МФБ получают право на перевод данных документов после получения надлежащего разрешения МФБ с целью их опубликования на языке своей страны. Перевод документов осуществляется за счет организаций-членов и должен включать наименование организации, которая его подготовила, а также ссылку на то, что данный документ является переводом утвержденного текста.

Первое издание МСА на русском языке представляло собой важный шаг по переходу российских аудиторов на международные стандарты. Однако это издание изобиловало ошибками и неточностями, что вызывало нарекания тех российских аудиторов, которые были знакомы с англоязычным первоисточником. Издание МСА 1999 г. на русском языке еще проходило процедуру редактирования, когда международная федерация бухгалтеров IFAC выпустила на английском языке издание 2000 г. Это обстоятельство создало новые объективные предпосылки несовпадения самого последнего варианта МСА и российских разработок, основанных на официальном русском переводе 1999 г.

Читайте так же:  Сколько ждать медицинскую помощь предельные сроки по закону

В издании МСА 2001 г. ряд документов существенно отличается от издания 1999 г., кроме того, к этому времени появились новые стандарты. Текст нового перевода был взят российскими разработчиками за основу при подготовке новых российских федеральных стандартов аудита.

В МСА все стандарты собраны в 10 смысловых разделов: введение; обязанности; планирование; система внутреннего контроля; аудиторские доказательства; использование результатов работы третьих лиц; аудиторские выводы и заключения; специальные области аудита; сопутствующие услуги; положения о международной аудиторской практике.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности в Российской Федерации

В конце 1993 г. впервые в нашей стране были приняты Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, в соответствии с которыми Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ поэтапно одобрила 38 правил (стандартов), которыми детально регламентировалась деятельность аудиторов.

После принятия Закона об аудиторской деятельности на некоторое время образовался правовой вакуум, так как решения некоторых вопросов уже диктовались Законом. Эта проблема была урегулирована изданием Федеральных стандартов аудита, которые определяют требования к порядку проведения аудита или оказания сопутствующих ему услуг.

Федеральные стандарты аудита подразделяются на:

  1. федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
  2. внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Все федеральные правила (стандарты) в России могут быть классифицированы на три группы:

  1. российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, близкие по содержанию к соответствующим МСА;
  2. российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, отличающиеся от МСА, аналогом которых они являются, какими-либо существенными моментами;
  3. российские правила (стандарты) аудиторской деятельности и МСА, не имеющие взаимных аналогов.

На 1 августа 2006 г. разработано и принято 23 федеральных стандарта аудита в Российской Федерации:

  1. «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»;
  2. «Документирование аудита»;
  3. «Планирование аудита»;
  4. «Существенность в аудите»;
  5. «Аудиторские доказательства»;
  6. «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности».
  7. «Внутренний контроль качества аудита»;
  8. «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом»;
  9. «Аффилированные лица»;
  10. «События после отчетной даты»;
  11. «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица».
  12. «Согласование условий проведения аудита»;
  13. «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита»;
  14. «Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита»;
  15. «Понимание деятельности аудируемого лица»;
  16. «Аудиторская выборка»;
  17. «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях»;
  18. «Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников»;
  19. «Особенности первой проверки аудируемого лица»;
  20. «Аналитические процедуры»;
  21. «Особенности аудита оценочных значений»;
  22. «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника»;
  23. «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица».

Данный перечень стандартов не является окончательным, так как разработка стандартов в России продолжается, одновременно идет и процесс внесения изменений и дополнений в уже принятые стандарты. Принятие на общегосударственном уровне стандартов аудита, соответствующих МСА, является важным шагом на пути реформирования российского аудита в направлении интеграции к международным требованиям.

Федеральные стандарты аудита и положения Закона об аудиторской деятельности предоставили большую самостоятельность аудиторам в решении отдельных практических проблем проведения проверки. Многие вопросы могут быть урегулированы аудиторами самостоятельно и закреплены ими во внутрифирменных правилах аудита.

Внутренние стандарты аудита определяют единые требования к порядку проведения аудита и его качеству, создают при их соблюдении дополнительный уровень гарантии результатов аудиторской проверки. Внутрифирменные стандарты аудита можно подразделить на две группы: стандарты саморегулируемых аудиторских объединений (аккредитованных) и собственно внутрифирменные стандарты.

Саморегулируемые аудиторские объединения вправе разрабатывать свои стандарты и методические материалы по применению федеральных стандартов, где могут устанавливать дополнительные требования по проведению аудита, но они не должны противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности и Закону об аудиторской деятельности.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам аудиторской деятельности и не могут устанавливать требования ниже определенных в федеральных стандартах. К ним могут относиться принятые и утвержденные в организации инструкции, методические разработки, пособия и другие документы, раскрывающие внутренние подходы фирмы к осуществлению аудита.

Внутренние стандарты по своему назначению могут быть объединены в следующие группы:

  1. стандарты, содержащие общие положения по аудиту;
  2. устанавливающие порядок проведения аудита;
  3. устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов;
  4. специализированные стандарты;
  5. устанавливающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг;
  6. по образованию и подготовке кадров.
Изображение - Российские стандарты аудиторской деятельности 23423424
Автор статьи: Филипп Соловьев

Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.9 проголосовавших: 16

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here